Как работает тестер тормозной жидкости
Перейти к содержимому

Как работает тестер тормозной жидкости

  • автор:

Как понять, что тормозную жидкость пора менять? Тест карманного анализатора

Заменой тормозной жидкости многие автовладельцы пренебрегают — кто-то по незнанию того факта, что она не вечна, кто-то — считая рекомендации автопроизводителей лишним разводом на деньги. Попробуем покопаться в этом вопросе поглубже! Проверяем тормозную жидкость на наличие воды, выясняем качество китайского тестера «тормозухи», консультируемся с экспертами и делаем выводы.

Как «стареет» тормозная жидкость?

D OT-4 — наиболее популярная и распространенная сегодня тормозная жидкость. На всякий случай уточню, что это не марка, а стандарт, включающий в себя определенный химический состав и набор свойств. «Тормозуху» стандарта DOT-4 производит множество брендов автохимии, и вся она совместима между собой. То есть, для доливки или замены можно использовать DOT-4 любого производителя — даже если у них различаются оттенки. И совершенно не обязательно выяснять, что за марка была залита заводом или предыдущим владельцем, гнаться за оригинальной жидкостью под логотипом автопроизводителя или просто за «крутым импортом» — российские тормозные жидкости прекрасно подходят для любой иномарки.

Теперь касательно процесса работы жидкости в тормозной системе. «Тормозуха» стандарта DOT-4 является сильным абсорбентом — она склонна активно поглощать влагу из воздуха, а также накапливает в себе микрочастицы резины от износа манжет поршней рабочих и главного тормозных цилиндров, и частицы ржавчины.

От этого развивается дальнейшая коррозия цилиндров и их закисание, возрастает усилие на педали из-за ухудшения смазывающих свойств жидкости, а также возникает риск закипания воды в составе «тормозухи» при многократных интенсивных торможениях, что может привести к проваливанию педали в экстремальной ситуации. Принято считать, что при 3-4% воды в жидкости (по массе) температура закипания снижается чуть ли не в полтора раза, и жидкость в системе необходимо менять, не дожидаясь появления в ней даже трех процентов влаги.

При этом если взвесь посторонних частиц хорошо видна визуально, и необходимость замены мутной и потемневшей жидкости — очевидна, то наличие воды оценить на глаз невозможно. Как определить срок замены «тормозухи»?

С одной стороны, можно, не ломая голову, менять по пробегу или по времени — у каждого автопроизводителя существует регламент технического обслуживания, где замена тормозной жидкости требуется раз в 40-60 тысяч километров пробега или раз в 2-3 года, если пробег небольшой.

С другой — и машины бывают с неизвестной историей, да и у «официальных» авто хорошо бы быть уверенным в том, что обслуживающий механик реально заменял жидкость, а не халтурил, ограничившись отметкой в заказ-наряде. Ведь не секрет, что даже у официального дилера можно нарваться на протирку масляного фильтра тряпкой вместо замены масла… В этом случае может помочь несложный прибор — тестер тормозной жидкости. Давайте посмотрим, как он устроен и как работает!

Тестер тормозной жидкости

Любой рукастый автовладелец понимает, что иметь качественные и сложные (а тем более — специализированные!) инструменты и приборы для ремонта и диагностики автомобиля — здорово, но едва ли оправдано. Когда ваша машина — достаточно свежая, у вас нет второго-третьего старенького чисто «хоббийного» автомобиля, а по роду деятельности с авторемонтом вы не связаны, тратить деньги на «узкозаточенный» инструмент — нецелесообразно. Поэтому тестер тормозной жидкости если уж и иметь, то разве что совсем недорогой.

Безымянный прибор для нашего обзора был приобретен в китайском интернет-магазине за 300 с копейками рублей и, судя по его внешнему виду, он является типичным OEM-устройством — например, полторы тысячи просят за абсолютно такой же гаджет под маркой JTC — относительно известного тайваньского производителя инструментов. А за две тысячи рублей продается он же, но с логотипом еще более известного инструментального бренда Jonnesway.

Тестер тормозной жидкости. Проверяем самую важную систему авто

тестер тормозной жидкости

Для многих автомобилистов России в последнее время тестер тормозной жидкости перекочевал из категории специализированного инструмента в карманные приборы. О том, что собой представляет этот прибор, как он работает и сколько стоит – расскажем в статье.

Почему тестеры тормозной жидкости стали востребованными?

Тормозные жидкости на более чем 95 % состоят из гликолей или полигликолей. Эти простые спирты обладают хорошим набором рабочих характеристик, что позволяет их использовать в современных тормозных системах. Гликолевые тормозные жидкости без искажений передают давление на большое расстояние, обладают высокими смазывающими способностями, устойчивы к высоким и низким температурам.

Однако у гликолей есть одна особенность, которая является не просто нежелательной, но даже опасной. Эти спирты гигроскопичны. То есть, они способны накапливать влагу из окружающей среды. А наличие воды в объёме тормозной жидкости ведёт к резкому падению её температуры кипения. Закипевшая в магистралях «тормозуха» моментально выведет всю систему из строя. Тормоза попросту откажут. Например, появление всего 3,5 % воды в жидкости ДОТ-4 снижает её температуру кипения с 230 °C до 155 °C.

старая и новая тормозная жидкость

Вода накапливается в тормозной жидкости постепенно. Скорость этого процесса зависит от множества факторов: температуры окружающей среды, влажности воздуха, интенсивности эксплуатации авто, конструкции тормозной системы и т. д. Поэтому заранее предсказать, скопилось ли в жидкости критическое количество влаги исключительно по времени её эксплуатации невозможно.

Существует срок годности тормозной жидкости, но этот параметр не стоит путать со сроком эксплуатации. Это разные вещи. Срок годности говорит о времени хранения продукта в закрытой таре.

Поэтому для экспресс-проверки тормозной жидкости на наличие воды в ней и были разработаны специальные анализаторы.

индикатор тормозной жидкости

Принцип работы

Любой тестер тормозной жидкости, независимо от конструкции конкретно взятой модели, имеет элемент питания, два электрода и электросхему с заложенным в ней алгоритмом оценки полученных показаний. Иногда электроды тестера спарены в одном щупе. В некоторых случаях они разделены на два отдельных вывода, закреплённых на корпусе. Но здесь есть принципиально важный момент: расстояние между электродами в любом тестере всегда остаётся неизменным.

Изначально сухая тормозная жидкость без влаги (или с её минимальным количеством) обладает высоким электрическим сопротивлением. По мере накопления воды сопротивление жидкости падает. Именно эту величину и измеряет тестер тормозной жидкости. На один из электродов подаётся ток, который проходит через жидкость и попадает на другой электрод. А сопротивление увлажнённой жидкости определяет падение напряжения в этой своеобразной электрической цепи. Это падение напряжения улавливает «мозг» тестера и интерпретирует его по заложенной в память базе. Сопротивление прохождению электрическому току пересчитывается в процентное наличие влаги в жидкости.

как проверить качество тормозной жидкости

Если изменять расстояние между электродами, то и сопротивление жидкости будет меняться: вырастать при удалении электродов и наоборот. Получится искажение показаний. Поэтому тестеры с повреждёнными или деформированными электродами могут выдавать некорректную информацию.

проверяем качество тормозной жидкости

Как пользоваться?

Использование тестера качества тормозной жидкости в общем случае сводится к двум простейшим операциям.

  1. Включение прибора и ожидание, пока загорится диод готовности (обычно это зелёный светодиод, который одновременно указывает на отсутствие влаги в жидкости).
  2. Опускание электродов прибора в бачок до высвечивания одного из индикаторов состояния жидкости. При этом желательно опускать прибор или выносной щуп в бачок строго вертикально. Обычно тестер оценивает состояние жидкости за 1-2 секунды.

После измерений электроды нужно протереть ветошью.

Критическим считается наличие 3,5 % влаги в объёме тормозной жидкости. Обозначается это состояние красным диодом или лампочкой, горящей в красной зоне оценочной шкалы прибора. В случае наличия 3,5 % воды в объёме жидкость необходимо как можно быстрее заменить.

проверяем качество тормозной жидкости

Цена и отзывы

В настоящее время практически все продаваемые в магазинах РФ тестеры тормозной жидкости имеют конструкцию «маркер». Внешне они и похожи на обычный маркер. Их цена колеблется от 200 до 500 рублей в зависимости от модели и наценки продавца.

В центральной части такого тестера расположена батарейка типа ААА. В передней части, под колпачком, находятся два металлических электрода, которые и нужно погружать в тормозную жидкость. В верхней части – кнопка включения. Этот вариант тестера идеально подходит для частного использования.

Более сложные тестеры тормозной жидкости встречаются реже. Они обычно используются в условиях СТО и автосервисов. Например, до сих пор можно найти в продаже следующие приборы:

  • Brake Fluid Tester ADD7704 – цена в российских магазинах около 6 тысяч рублей;
  • Brake Fluid Tester ADD7703 – встречается довольно часто, приобрести его можно за 3-3,5 тысячи рублей
  • Brake Fluid Tester WH-509 – стоит в среднем 12 тысяч рублей, в РФ практически не продаётся.

тестеры качества тормозной жидкости

Профессиональные тестеры тормозной жидкости имеют гибкие настройки и повышенную точность измерений. Одна из опций – оценка в качестве эталонной свежей тормозной жидкости и тарировка прибора по полученным показаниям.

Для контроля состояния жидкости собственного авто хватит дешёвого тестера-карандаша. Автомобилисты и специалисты СТО утверждают, что точности его показаний достаточно для адекватной оценки. И отзывы водителей в сети об этих приборах в основном положительные. Прибор легко и удобно эксплуатировать. Процедура оценки «тормозухи» занимает 1-2 минуты со всеми сопутствующими операциями. А погрешность показаний не превышает 10 %.

Немного о тормозной жидкости и тест китайского тестера Diagtool

Учитывая исключительную важность тормозной системы автомобиля, ее своевременное обслуживание, для подавляющего большинства автовладельцев, является вопросом первостепенным. Однако не все регламентные работы по техническому обслуживанию являются полезными (учитывая квалификацию слесарей) и обязательными. В некоторых случаях они являются бессмысленными и влекут за собой дополнительные затраты на содержание автомобиля.

Ниже поговорим о тормозной жидкости, ее особенностях и интервалах ее замены для сохранения эксплуатационных характеристик. Речь пойдет о тормозной жидкости DOT-4, рекомендованной к использованию нашим производителем.

Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G)

Начнем с теории.
DOT-4 является гликолевой тормозной жидкостью, имеющей в качестве основы полигликоли и их эфиры – группы химических соединений на базе многоатомных спиртов. Доля основы в тормозной жидкости около 95% и 5% составляют различные присадки. У DOT-4 высокая температура кипения 230-260°С (зависит от производителя), хорошие вязкостные и смазывающие свойства, низкое агрессивное воздействие на металлы и резину. Основным недостатком гликолевых жидкостей является гигроскопичность – склонность поглощать влагу из атмосферы.

Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G)

Чем может обернуться высокое содержание влаги в тормозной жидкости?
Условно считается, что тормозная система автомобиля является замкнутой и герметичной. Фактически это не совсем так. Влага может попадать в тормозную жидкость из-за образования конденсата на внутренних поверхностях системы от перепада температур, а также через заливную горловину компенсационного бачка. Чем больше воды растворено в тормозной жидкости, тем раньше она закипает, сильнее густеет при низких температурах, хуже смазывает детали. Наличие в тормозной жидкости всего 3% воды снижает температуру ее кипения примерно на 70°С. В процессе торможения внутри системы повышается давление, а значит, растет температура, в свою очередь это приводит к нагреванию тормозной жидкости, иногда вплоть до кипения. Кипящая жидкость образовывает пар, а смесь жидкости и пара влечет за собой резкое увеличение способности жидкости сжиматься. Итогом могут стать крайне неприятные последствия, так как снизится эффективность работы тормозной системы и усилие на тормозные колодки будет передаваться в малом объеме.

Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G)

Производители современной тормозной жидкости DOT-4 декларируют сохранение эксплуатационных свойств в течение 3-х лет или 50000 км пробега. Итак, насколько часто и как следует менять тормозную жидкость? Все зависит от условий эксплуатации, манеры езды и качества самой тормозной жидкости. Учитывая гигроскопичность тормозной жидкости менять ее следует в том случае, когда содержание влаги превышает 3,5-4% и температура кипения понижается до 150°С. Это относится к тормозным жидкостям среднего и низкого качества. Стоит учитывать, что качество тормозной жидкости сильно влияет на зависимость понижения температуры кипения от содержания влаги. Т.е. некоторые высококачественные тормозные жидкости DOT-4 имеют достаточно высокую температуру кипения при большом содержании воды 5-6%.
Частичная замена тормозной жидкости не решает задачу полностью и менять тормозную жидкость желательно с помощью специального оборудования, которое дополнительно очищает тормозную систему.

Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G)

Самым простым способом выяснить содержание влаги в тормозной жидкости, является использование тестера тормозной жидкости, к тестированию которого мы и перейдем далее.
Для этих целей я купил простейший китайский тестер тормозной жидкости, в ассортименте представленный на известной китайской торговой площадке.

Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G)

Тестер представляет собой толстый цилиндр в форме шариковой ручки с двумя электродами и кнопкой включения. Питание производится от одной батарейки ААА. На тестере есть пять световых индикаторов: 0%, <1%, 2%, 3% и >4%. Работает тестер очень просто. При опускании электродов в тормозную жидкость, он через пару секунд зажигает индикатор, соответствующий процентному содержанию влаги в тормозной жидкости.

Для тестирования были использованы: свежая тормозная жидкость DOT-4 от Besf1ts, мерный стаканчик, шприц и вода. Вода добавлялась в тормозную жидкость по 1% и перемешивалась. По результатам теста выяснилось, что погрешность тестера не более 0,5% и он отлично справляется со своей задачей. Результаты теста наглядно показаны на фото.

Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G) Свежая тормозная жидкость Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G) Добавлено 1% воды Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G) Добавлено 2% воды Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G) Добавлено 3% воды Фото в бортжурнале KIA Sportage (3G) Добавлено 4% воды

Вывод.
Не стоит бездумно менять тормозную жидкость при обычной эксплуатации, затрачивая время и деньги. На одной из моих машин тормозная жидкость менялась почти пять лет назад, при этом содержание влаги не превышает 1% и тормозная система работает штатно. Простой китайский тестер вполне может вовремя подсказать о необходимости замены и сэкономить семейный бюджет, без ущерба безопасности при эксплуатации вашего автомобиля.

Отзыв: Ручка-тестер тормозной жидкости Алиэкспресс — Надежный помощник.

Привет всем читателям сайта. Сегодня хочу рассказать вам про тестер тормозной жидкости, который может пригодиться автовладельцу, который сам следит за своим авто и самостоятельно проводит его техническое обслуживание.

На многих СТО с автолюбителей пытаются взять деньги порой за то, чего не делают.
Я иногда был в шоке от того как ремонтируют автомобили. Поэтому, я стараюсь обслуживать свои автомобили самостоятельно.

Ручка-тестер тормозной жидкости Алиэкспресс фото

Тестер тормозной жидкости позволяет оценить состояние тормозной жидкости на основе измерения количества воды в самой тормозной жидкости. Любая тормозная жидкость гигроскопична. То есть впитывает влагу. Многие при замене масла и фильтров забывают проверить ее состояние. А именно от состояния тормозной жидкости зависит наша и чужая жизнь.

Ручка-тестер тормозной жидкости Алиэкспресс фото

Комплектация: тестер тормозной жидкости, упаковка, инструкция на китайском. Скоро его будут знать все) Материал изготовления — пластик. Цвет тестера черный. Похож на маркер. Совместим со всеми транспортными средствами ( грузовые, легковые). Батарея одна AAA 1,5 В, но в комплект она не входит. Вес всего 0,04 кг.

Данный прибор недорогой. Всего лишь 230 рублей. Но этот малыш за несколько секунд поможет провести техническое состояние тормозной жидкости.

Ручка-тестер тормозной жидкости Алиэкспресс фото

На приборе размещена шкала из пяти светодиодов. Каждому светодиоду позволяют определить в процентах, сколько H2O содержится в нашей тормозной жидкости.

Ручка-тестер тормозной жидкости Алиэкспресс фото

Первый светодиод 0%, служит для проверки состояния батарейки и загорается при запуске устройства без погружения в тормозную жидкость.

Ручка-тестер тормозной жидкости Алиэкспресс фото

При условии погружение, если горит только данный светодиод, это говорит о том, что ТЖ не содержит влаги. Неплохой вариант для проверки новой тормозной жидкости, которую планируете заливать в бачок. Тормозная жидкость должна быть DOT4.

Ручка-тестер тормозной жидкости Алиэкспресс фото

Нажимаем на кнопку, которая расположена сверху, загорается индикатор 0%.

Ручка-тестер тормозной жидкости Алиэкспресс фото

Затем погружаем металлические концы тестера в тормозную жидкость и на тестере загораются следующие лампочки: 0% — устройство включено, воды не обнаружено в тормозной жидкости не обнаружено; 1% — хороший результат, тормозная жидкость в отличном состоянии; 2% — пока все в норме, но лучше задуматься о замене тормозной жидкости; 3% — 4% — тормозная жидкость должна быть заменена немедленно.

Ручка-тестер тормозной жидкости Алиэкспресс фото

На одном автомобиле, тестер мне показал 2%. На фото плохо видно. Эти данные еще позволяют использовать автомобиль без замены тормозной жидкости некоторое время.

Ручка-тестер тормозной жидкости Алиэкспресс фото

На другом автомобиле тестер показал уже 3%. Тормозную жидкость нужно будет её заменить. По опыту эксплуатацию авто хочу отметить, что больше всего воды в тормозную жидкость попадает в период поздней осени, зимой и ранней весной. Тогда когда часто идут дожди, холодно, чересчур повышенная влажность воздуха. Поэтому тормозная жидкость и впитывает влагу.

Тестер тормозной жидкости зарекомендовал себя только с лучшей стороны. Недавно заметил, что многие СТО тоже стали использовать данный приборчик. Отзывы о нем только положительные.

Ручка-тестер тормозной жидкости Алиэкспресс фото

Достоинства приборчика: Автоматическое отключение питания после работы. Маленький и легкий вес, для удобства использования. Цена.
Рекомендую к покупке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *