Перегрев АКПП. Причины, симптомы, последствия.
К нам регулярно обращаются с вопросом о перегревах автоматических коробок передач. Как избежать? Как понять, что коробка чрезмерно греется? В летнюю пору вопрос наиболее актуален.
Отвечаем.
Каких-либо индикаторов состояния коробочного масла на панель приборов не выведено, контролировать непосредственно температуру жидкости в АКПП можно лишь посредством специального оборудования (сканера) и программного обеспечения.
Но. На приборной панели есть индикатор температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) двигателя, что может являться отправной точкой нашего исследования.
Коробка передач посредством теплообменника связана с системой охлаждения автомобиля. Поэтому температура коробочной жидкости плюс-минус 20 градусов Цельсия равна температуре ОЖ. В пробках, летом в жару, при езде на повышенных скоростях — температура коробки будет выше, в означенном пределе, при спокойной размеренной езде — ниже или равно температуре ОЖ. Конечно же при условии исправности самой коробки передач!
И всё же тут есть некоторый подвох. Как мы отметили, индикатор температуры ОЖ выведен на приборную панель. Обратите внимание, стрелка поднимается до определённой отметки и дальше стоит на месте. Мы, водители, полагаем, что температура ОЖ достигла, там, положенных 90 градусов Цельсия и, что бы ни происходило, дальше не меняется. Это не так. В реальности температура может увеличиваться, но стрелка, дабы не беспокоить водителя, двигаться не будет, конечно всё в разумных пределах. Информацию о реальной температуре ОЖ можно опять же получить только посредством специального оборудования (сканера) и программного обеспечения.
Причиной перегрева АКПП (повторимся, при условии её, коробки, исправности!) может являться лишь неисправная работа системы охлаждения автомобиля.
Что вообще такое «перегрев коробки передач»? В большинстве современных АКПП электроника фиксирует аварию по достижении жидкостью температуры 140-150 градусов Цельсия. Тогда на приборной панели может загореться значок неисправности, и коробка передач перейдёт в аварийный режим управления. До того перегрев зафиксирован не будет.
При этом должны отметить, что продолжительная работа в высоком температурном диапазоне приводит к ускоренному износу внутренних механизмов коробки передач. Использовать обычный автомобиль, пусть и с мощным двигателем, зачастую чипованный, для раллийных гонок нельзя. Ну или можно ограниченно, с осознанием факта ускоренного износа агрегатов.
Итак, последствие эксплуатации автомобиля в предельных температурных режимах или с превышением их — ускорение процесса износа АКПП.
Что же касается симптомов, здесь, пожалуй, единственным будет запах. При перегреве АКПП появится характерный запах горелого коробочного масла. Его можно ощутить как снаружи, так и внутри салона автомобиля. Он напоминает запах сгоревшего сцепления или перегретых тормозных колодок — специфический, «ядовитый».
Расхожим мнением является, что от перегрева коробку спасает лишь установка дополнительного радиатора охлаждения. На ряде моделей автомобилей, выпускаемых для рынков стран с жарким климатом, действительно в дополнение к основной системе охлаждения устанавливается дополнительный радиатор охлаждения для коробочной жидкости. И в случае, когда базовая система охлаждения (через теплообменник) не справляется с охлаждением коробочного масла, к процессу подключается воздушное охлаждение в вынесенном радиаторе. Но, ничто не спасёт коробку от перегрева, если сама она неисправна! Если внутри идёт трение металла по металлу, проскальзывают изношенных фрикционные диски в пакетах сцепления при увеличенных зазорах, т.д. и т.п.
Для нашего, Российского, климата такое допоснащение не требуется. Не столь много у нас откровенно жарких дней, чтобы производить переоборудование системы охлаждения автомобиля. А если всё же делать это, то стоит прибегнуть к штатным схемам и штатному же оборудованию. Тут мы конечно же высказываем собственное мнение, основанное на понимании факта круглогодичной эксплуатации автомобиля в оптимальных режимах, минимизирующих износ агрегатов. Если сделать, как это в основном все и делают — не в дополнение к базовой системе охлаждения, через термостат, а вместо неё — столкнёмся с постоянно недогретой жидкостью в АКПП, ниже рабочей температуры; неиспаряющимся, накапливающимся внутри коробки передач конденсатом. Результатом будет та же поломка трансмиссии, просто от других причин.
Подытоживая, рекомендуем, вне зависимости, оборудован ли ваш автомобиль дополнительным радиатором охлаждения АКПП или нет, следить за системой охлаждения ДВС. Профилактически менять охлаждающую жидкость, следить за чистотой радиатора охлаждения, не допускать утечек жидкостей. И это не вот тебе, на второй сотне тысяч километров пробега, когда «что-то себя не так автомобиль вести начал», а с самого начала эксплуатации! На регулярной основе!
Тогда не придётся и задумываться о перегревах и тому подобном.
В целом всё, что имели сказать по означенной теме. Комментарии о личном опыте приветствуются!
До новых встреч в Драйве!
Почему сильно греется автоматическая коробка передач
Нередко водитель, неосознанно своим стилем езды нарушает работу системы. Также важно следить за состояние трансмиссионного масла и не допускать его прогорания. Рассмотрим причины перегрева АКПП.
Несмотря на то, что механическая коробка передач по-прежнему считается самой надежной и долговечной, многие водители отдают предпочтение АКПП. Она позволяет управлять ТС в более комфортном режиме и фактически берет часть задач на себя. Однако из-за того, что АКПП представляет собой более сложный агрегат, она не лишена недостатков и нередко выходит из строя. Если проморгать первые проблемы с этим узлом, то можно столкнуться с серьезными денежными затратами (смена КПП удовольствие не из дешевых). Перегрев «автомата» также может привести к разрушению фрикционных дисков, соленоидов и проводки.
Внутри АКПП находится большое количество подвижных элементов, которые трутся друг о друга (удельная нагрузка может доходить до 2500 МПа) и создают тепловую энергию, отводящуюся трансмиссионным маслом. Жидкость ATF одновременно отвечает за охлаждение и смазку. Поэтому чаще всего преждевременный износ коробки передач связан именно с перегревом рабочей жидкости.
Нормальная температура трансмиссионного масла
Если говорить о среднем значении, то оно составляет от 60 до 90-95 градусов. Разумеется, некоторые узлы трансмиссии могут выдерживать и более серьезные температурные нагрузки, однако если речь идет о всей системе, то не стоит превышать указанные производителем ограничения. Максимальная температура, которую могу выдерживать самые современные и дорогостоящие АКПП составляет 130 градусов.
Если ATF жидкость будет перегреваться сильнее, то это спровоцирует осадок, который будет забивать некоторые части узла. Кроме этого, перегрев негативно сказывается на смазывающих функциях масла, что также ускорит износ АКПП. «На глаз» разницу температурных режимов не определить, но, есть несколько методов и рекомендаций, которые помогут своевременно выявить проблему.
Как узнать, что КПП начала перегреваться
Проще всего определить появление проблем по характерным признакам. Вероятнее всего, перегрев происходит, если:
- Коробка передач начала «пинаться» при каждой смене передачи (водитель ощущает довольно сильные рывки).
- Передачи начинают переключаться несвоевременно. Иногда они могут и вовсе не срабатывать. Нередки ситуации, когда со второй передачи удается перейти только на четвертую.
- На приборной панели появляется символ, сигнализирующий о перегреве системы (на приборной панели авто загорается чек или А/Т).
- В салоне появляется неприятный запах гари, которая исходит от трансмиссионного масла.
На современных машинах бортовой компьютер позволяет получить всю информацию о температурных режимах всех необходимых узлов. Поэтому стоит попробовать найти информацию о жидкости, находящейся в АКПП. Если ее температура превышает 100 градусов, то это свидетельствует о явном перегреве.
Если в машине отсутствует функция проверки температуры жидкости, то в этом случае можно купить простейшее диагностическое устройство (тот же, китайский ELM 327) и проверять стандартные показатели авто через мобильный телефон.
Важно! Если АКПП начала работать в аварийном режиме, то ей достаточно 20-30 минут для того, чтобы весь узел вышел из строя. Поэтому при появлении первых подозрений на перегрев, нужно установить его причину и предпринять соответствующие меры.
Почему происходит перегрев
Чаще всего такое случается по нескольким причинам, в которых бывают виноваты невнимательные автовладельцы:
- Из-за несвоевременной смены ATF жидкости. Ресурс самых качественных составов не может превышать 150 000 км. Жидкость ATF рекомендуется менять с периодичностью в 100 000 км. Если речь идет о современной АКПП, то лучше сократить это значение до 80 000 км. Также многое зависит от стиля езды. Если автовладелец предпочитает давить педаль газа «в пол», часто ездит в заносе, использует тяжелый прицеп или буксирует авто, то замена трансмиссионного масла производится через 50-60 000 км.
- Из-за прогорающих присадок. Это приводит к образованию особых соединений, которые под влиянием повышенных температур или нагрузок начинают взаимодействовать с металлическими частями, образуя на них пленку сульфида железа и различные отходы горения. Если хочется продлить ресурс рабочей жидкости, то лучше приобретать синтетические масла (стоят в несколько раз дороже) обладающие улучшенными противоизносными и противозадирными качествами.
- Из-за повышенных нагрузок на авто. При приобретении авто рекомендуется сразу узнать его точный вес и насколько крупные прицепы или машины можно на нем буксировать. Если буксируемый объект превышает стандартные требования, то это легко может спровоцировать перегрев и быстрый износ коробки передач. Разумеется, если речь идет о внедорожниках, то они могут спокойно перевозить прицепы или ТС весом до 2 тонн. Однако даже при этом масло АКПП будет перегреваться (возможно, в меньшей степени, но негативное влияние все равно будет). Однако если речь идет о легковушке, то нужно проявить особую внимательность.
- При пробуксовке. Если авто на высоких оборотах начинает пробуксовывать на льду, в снегу или грязи, то это, безусловно, приведет к сильному перегреву. Некоторые выполняют такие манипуляции на асфальте намеренно, чтобы привлечь к себе внимание, однако такое «шоу» может закончиться плачевно для АКПП. В коробке передач будет происходить сильнейший нагрев, провоцирующий подгорание фрикционных дисков.
- При возникновении проблем с радиатором КПП. Если он забился пылью, грязью, пухом, мошками и прочим, то не сможет справляться со своей основной функцией – охлаждать трансмиссионную жидкость. Поэтому важно запомнить, что радиатор нужно чистить не реже одного раза в год. Нередко производители авто совмещают охлаждающий элемент для двигателя и коробки передач. Такой «совместный» радиатор не всегда справляется со своей задачей. Поэтому многие устанавливают дополнительный элемент для охлаждения только АКПП.
- Из-за агрессивной езды. Если в автомобиле установлена автоматическая коробка (особенно, когда речь идет о старых или слишком дешевых автомобилях), то не стоит выполнять резких виражей, вдавливая педаль газа «в пол», уходить в дрифт и заниматься прочими манипуляциями, которое легко могут привести к перегреву. В некоторых машинах есть специальный датчик, который уменьшает подачу бензина при слишком агрессивной езде. Он предусмотрен для того, чтобы ограничивать скорость вождения и тем самым сохранить жизнь водителя, а для того, чтобы у АКПП было время «переварить» выжимаемый крутящий момент.
Независимо от причин перегрева «автомата» ни в коем случае не стоит эксплуатировать авто в таком состоянии. Лучше всего вызвать эвакуатор, так как смена всей коробки обойдется намного дороже. В будущем стоит внимательнее следить за состоянием АКПП, проверять ее на наличие возможной течи, уточнять «свежесть» масла и то, насколько качественно работает система охлаждения. Нужно беречь свой автомобиль и не «заставлять» его работать с экстремальными нагрузками, если он никак не предназначен для подобного.
Почему греется АКПП и что с этим делать
Чем сложнее агрегат, тем больше он боится перегревов и прочих нарушений установленного режима работы. Автоматическим коробкам передач точно нельзя отказать в сложности, поэтому за их температурой надо следить на всех стадиях жизненного цикла – от компьютера инженера-разработчика трансмиссий до конечного пользователя автомобиля.
Плохо, что до последнего данная информация не доводится в ходе управления машиной, видимо, автостроители и тут страдают излишним оптимизмом по части вечной надежности своих творений.
Какой должна быть температура трансмиссионного масла
В оптимальном режиме работы коробка термостатируется прямо или косвенно.
В первом случае имеется термостат, подобный тому, что применяется в системе охлаждения двигателя, а во втором, видимо, вся надежда на проработку техники и сознательность водителя, который обычно понятия не имеет о зависимости параметра от его действий.
Между тем, коробке вредны как низкие температуры, так и высокие. Нормальными считаются величины от примерно 60 до 90-100 градусов, а все, что выше 120 – опасный перегрев.
Но не надо искать стрелочный указатель на панели приборов – его там нет.
Как понять, что коробка передач начала перегреваться
Объективный контроль температуры возможен лишь по данным сканера. В АКПП имеется датчик температуры масла, который в потоковом режиме транслирует численную величину в память блока управления.
Если подключить любой адаптер к диагностическому разъему, то через планшет или смартфон можно считать показания. Это делается при диагностике или на ходу для изучения влияния различных факторов на перегрев.
Косвенно перегрев проявляется традиционно, как в случаях для неисправных коробок. Появляются «пинки», АКПП начинает буксовать или неадекватно переключаться с удлинением пауз или неверным выбором передач.
Сигнализация об ошибке включится с большим запозданием, когда электроника уже оценит последствия неверной работы, а не их причину.
Часто бывает уже слишком поздно. Но большинство агрегатов имеет внутреннюю защиту – выдачу сигнализации о перегреве и переход в аварийный режим.
Последствия перегрева трансмиссии
Масло играет настолько большую роль в работе АКПП, что последствия его перегрева могут стать фатальными:
- нарушения в работе мехатроника, частичные отказы его соленоидов, вплоть до поломок и теплового искривления корпуса;
- разрушение деталей гидротрансформатора, где выделяется основное тепло при работе;
- обгорание фрикционных дисков муфт переключения;
- разрушение масляных уплотнений;
- деградация масла, что повлияет на ресурс практически всех деталей АКПП;
- отказы датчиков, электронных блоков и электропроводки.
Если АКПП замечена в склонности к перегреву, меры надо принимать незамедлительно, время тут работает на рост стоимости ремонта автомобиля.
Причины перегрева АКПП
Причины связаны с нарушением теплового режима из-за нещадной эксплуатации, пренебрежения инструкциями или постепенной деградации узлов:
- Нарушение теплообмена масла с окружающей средой связано со снижением эффективности радиаторов, теплообменников, внутренними и внешними загрязнениями, отказом термостата, если он есть;
- Рост температуры выше предела произойдет, если коробку перегружать ездой в горной местности, по бездорожью, пробуксовками, резкими стартами, эксплуатацией с прицепом, в таких режимах крайне желательно организовать непрерывное слежение за температурой масла при помощи диагностического адаптера;
- Некоторые коробки в принципе склонны к перегревам, например, неудачные собственные разработки автозаводов или маниакальное стремление к экономии (программная нейтраль и прочие ухищрения);
- Может неадекватно срабатывать блокировка гидротрансформатора, из-за чего выделение тепла резко увеличивается, масло интенсивно работает в турбинах ГТР, когда это не требуется;
- Аналогичные эффекты пробусовки могут происходить в изношенных фрикционах, выдавая нештатную тепловую энергию;
- При наличии теплообменника масла с системой охлаждения двигателя рост температуры коробки будет отслеживать перегрев мотора;
- Качество и количество масла также скажется на его температуре;
- Повлиять может даже отключение кондиционера в пробке, вентилятор радиаторов перейдет в релейный режим из постоянного, что при отсутствии скоростного напора снизит охлаждение радиатора коробки.
Видно, что влияет практически любая неисправность, в свою очередь, они возникают из-за локальных перегревов, что вызывает лавинный эффект.
Решение проблемы
Главное в обслуживании автомата – своевременная замена масла. Это надо делать каждые 40 тысяч километров пробега, используя только качественный продукт нужного класса и вязкости. Устройства охлаждения требуют поддержания их в чистоте, это относится и к системе двигателя.
Второй фактор – бережное обращение с АКПП. Такие автомобили не предназначены для спортивного вождения, постоянной эксплуатации на бездорожье, с прицепом или в горах.
В подобных режимах долго живут только механические КПП различных типах или специальные спортивные и коммерческие исполнения автоматических коробок. Если же насилие неизбежно, надо делать паузы для охлаждения агрегата.
При первых признаках перегревов или неадекватной работы коробку надо отправлять на диагностику или в ремонт. Иначе чаще всего всё заканчивается её заменой в сборе, разрушения настолько масштабные, что восстановление экономически нецелесообразно.
Перегрев АКПП — симптомы и причины
Последствия перегрева автоматической коробки передач
Многие автовладельцы, эксплуатирующие автомобили с установленной на них автоматической коробкой передач, сталкивались с проблемой перегрева акпп. Подобное приводит к существенным проблемам с коробкой передач вплоть до её полного выхода из строя и необходимости капитального ремонта. Рассмотрим подробнее причины перегрева и способы их устранения.
Рубрика о типичных неисправностях АКПП. Вы найдете ответы на свои вопросы, если у Вас присутствует проблема с переключением передач, а так же если коробка встает в аварийный режим.
В коробке передач имеются многочисленные подвижные элементы, которые при трении друг с другом могут выделять большое количество тепловой энергии. Для охлаждения подвижных механизмов автоматической коробки передач используется специальное трансмиссионное масло, которое одновременно охлаждает и смазывает подвижные элементы. Проблемы системы смазки неизменно приводят к повышению рабочей температуры АКПП. В данном случае температура охлаждающей жидкости может достигать отметки в 120 градусов и более, при которых смазка теряет свои свойства и начинается повышенный износ коробки передач.
Перегрев акпп приводит к выходу из строя соленоидов, фрикционов и других подвижных элементов. В отдельных случаях достаточно даже 10 – 20 минут работы коробки передач в режиме перегрева, что приводит к серьезным поломкам и необходимости капитального ремонта. Именно поэтому при первых признаках перегрева, как правило, об этом свидетельствуют встроенные в коробку передач датчики, необходимо глушить автомобиль и выполнять его транспортировку в сервис на эвакуаторе. Тем самым вы сможете избежать существенных проблем, вызванных длительной работой коробки передач в условиях повышенных температур. При длительной эксплуатации коробки передач с увеличенной рабочей температурой могут появиться проблемы с геометрией гидроплиты и блока управления. Следует помнить, что блок управления, вышедший из строя по причине перегрева, не подлежит ремонту и поэтому требуется выполнить его дорогостоящую замену. Именно по этой причине автовладельцу необходимо пристально следить за состоянием коробки передач и при появлении первых сообщений о перегреве масла в АКПП, обращаться в специализированный сервисный центр.
Бывает и такое — при сильнейшем перегреве Гидротрансформатор посинел, а трубки вентиляции оплавились
Причины перегрева
Опишем перегрев акпп причины, которые необходимо устранить. Самой распространённой причиной перегрева коробки передач является недостаточное давление в системе охлаждения. Подобное происходит по причине недостаточного уровня масла или же проблемам с масляным насосом акпп. Автовладельцу необходимо пристально следить за уровнем масла в коробке передач и при необходимости производить ее замену.
- Как проверить уровень масла в АКПП?
Проблемы с охлаждением могут появляться по причине неправильной работы соленоидов. Располагаются соленоиды в гидроблоге и фактически выполняют роль электроклапанов в системе смазки и охлаждения. При необходимости на соленоид поступает соответствующий сигнал, клапан открывается и масло поступает к подвижным элементам, смазывая и охлаждая их.
Всегда следите за работой системы охлаждения коробки. Подробнее читайте в ЭТОЙ статье
Также перегрев коробки передач может быть вызван наличием проблем с масляным теплообменником. Подобное достаточно часто происходит при загрязнении теплообменника, соты которого забиты продуктами износа, что не позволяет горячему маслу от коробки передач эффективно охлаждаться в теплообменнике, что и приводит к неизбежному росту температуры.
Признаки перегрева автоматической коробки — Видео
Как устранить перегрев АКПП?
Ремонт коробки передач при проблемах с перегревом заключается в диагностировании системы охлаждения акпп, что позволяет установить причину повышения температуры. Опытный мастер сможет быстро локализовать проблему, и отремонтируют коробку передач в максимально короткий срок. В большинстве случаев для устранения перегрева автоматической коробки передач требуется произвести очистку гидроблока и внешнего теплообменника. Данная работа представляет собой определённую сложность, так как требуется демонтировать гидроблок и снимать все патрубки, которые ведут от коробки к теплообменнику. Чистка может осуществляться при помощи современных технологических средств, что позволяет обеспечить максимальное качество проводимого ремонта. Все это и позволяет устранить проблему перегрева.