Что будет с автосалонами в 2022
Перейти к содержимому

Что будет с автосалонами в 2022

  • автор:

«АВТОДИЛЕР ГОДА – 2022»: как кризис на авторынке скажется на дилерских сетях?

«АВТОДИЛЕР ГОДА – 2022»: как кризис на авторынке скажется на дилерских сетях?

В России на сегодняшний день работает 3,2 тысячи официальных дилерских центров по продаже и обслуживанию легковых автомобилей, однако по сравнению с началом года их количество сократилось на 17 автосалонов. Что ждет дилерские сети в России в дальнейшем, с учетом прогнозов падения авторынка в 2022 году как минимум на 50%, приостановки поставок автомобилей на неопределенный срок и возможного ухода ряда автопроизводителей из нашей страны? С этим вопросом мы обратились непосредственно к участникам российского авторитейла – номинантам 8-й национальной премии «АВТОДИЛЕР ГОДА – 2022», торжественная церемония которой состоится 26 мая. Победители Премии будут определены экспертами агентства «АВТОСТАТ» и «АВИТО Авто» из более чем 500 претендентов.

Роман-Слуцкий.pngРоман Слуцкий, генеральный директор, ГК «Аларм-Моторс»:

— На мой взгляд, сейчас еще слишком рано давать оценки тем изменениям в количестве официальных дилеров, которые произошли на данный момент с начала текущего года. До конца февраля, скорее, наблюдались предпосылки для увеличения количества дилерских предприятия в связи с продолжавшимся на тот момент активным ростом ведущих китайских автопроизводителей. Сейчас можно уверенно говорить лишь о том, что авторынок РФ постигла драматичная судьба. Уже очевидно, что объем продаж новых автомобилей, брендовый ландшафт рынка и состав игроков в авторитейле обречен на масштабные количественные потери. Март и апрель в данном случае едва ли показательны – они оказались весьма разнонаправленными как по уровню спроса, так и по уровню рентабельности.

Значительная часть дилерских предприятий смогут пережить первый этап кризиса, который, по моим оценкам, растянется примерно до осени. Дальнейшая судьба каждого дилерского предприятия будет зависеть от его индивидуальных особенностей: портфель брендов, кредитный портфель, география бизнеса, глубина клиентской базы. Кроме этого, в кризисной ситуации бывает непросто найти общий язык с партнером по бизнесу, привыкшему к определенному уровню жизни, или, как вариант, с арендодателем (в случае, если дилер сам не владеет недвижимостью).

Сейчас нет смысла рассуждать всерьез о перспективах доходности дилерского бизнеса. Очевидно, кто-то сможет пересидеть, а кто-то утонет. Количество дилерских предприятий, похоже, за год – полтора уменьшится в разы. Есть вера в Китай и надежда на Корею. Есть понимание, что спрос будет сильно смещаться в сторону автомобилей с пробегом, и что самый надежный хлеб для дилера – это качественный сервис. Именно в этих направлениях находятся основные векторы выживания для дилерских предприятий.

Денис-Мигаль.pngДенис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов, Fresh Auto:

— Тенденция сокращения дилерских центров связана со снижением объемов реализации новых автомобилей. Так, для того чтобы оставаться прибыльным, автосалон должен продавать в среднем более 40 машин в месяц (это число может быть больше или меньше в зависимости от количества брендов, представленных у дилера, и региона). На российском авторынке сейчас наблюдается дефицит по разным причинам: простои заводов из-за отсутствия необходимой для оснащения машин электроники, сбои в логистике в связи с обострившейся геополитической обстановкой, а также приостановка контрактов по поставке новых авто от многих зарубежных брендов. Все это негативно отражается на динамике продаж – за первый квартал текущего года реализовано на 28% меньше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года. Соответственно, прибыль дилеров сокращается, и содержать большое количество автосалонов становится сложно.

В прошлом году практически каждый из более чем 3 тыс. дилерских центров в России продавал около 470 автомобилей в год, а если объемы реализации новых машин сократятся на 50%, на каждого дилера придется всего по 20 машин в месяц, чего будет явно недостаточно для того, чтобы содержать сам автосалон и штат сотрудников. Поэтому есть вероятность, что количество дилерских центров в РФ сократится пропорционально снижению уровня продаж. Прежде всего, трудно придется монобрендовым автосалонам-партнерам премиальных брендов. Такие модели, как Mercedes-Benz, BMW, Jaguar Land Rover, Porsche еще не скоро будут поставляться в Россию в прежних объемах. Следующими под угрозой окажутся дилеры, сделавшие ставку на массовый сегмент, но ограничившись также одним автопроизводителем – Volkswagen, Renault и другие. Нелегко придется и группам компаний с большим портфелем партнеров – если в ближайшее время зарубежные поставщики не возобновят отношения с российским авторитейлом, ассортимент и продажи в них значительно сократятся, и содержать разветвленную сеть автосалонов и персонал станет просто не на что.

Чтобы сохранить рентабельность бизнеса, дилерам стоит сделать упор на те бренды, которые пока остаются и регулярно поставляются на российский рынок. Это, прежде всего, китайские Haval, Chery и Geely, а также корейские Hyundai и Kia – они пока не планируют приостанавливать партнерство с Россией. Также перспективными направлениями для получения прибыли сейчас станет продажа автомобилей с пробегом, расширение объемов сервиса и ремонтных услуг, а также автоматизация процессов покупки автомобилей или записи на техническое обслуживание для клиентов. Если говорить о нашей компании, мы изначально сделали акцент на продажу автомобилей с пробегом, а также еще до пандемии оцифровали большинство своих бизнес-процессов. Сейчас же мы наращиваем прибыль за счет уникальных предложений для наших клиентов, и даже в сложный кризисный период смогли увеличить склад до 8 тыс. автомобилей.

Андрей-Терлюкевич.pngАндрей Терлюкевич, генеральный директор, ГК «АвтоСпецЦентр»:

— По нашей группе сокращения количества дилерских центров нет. Я предполагаю, что реально сокращение числа дилерских центров в стране значительно больше, так как в этот период открылось много дилеров китайских брендов.

После событий 24 февраля продажи в штуках упали примерно в 3 раза. Рентабельность также снижается, но с задержкой. Март, благодаря старым запасам автомобилей и росту клиентской активности в начале месяца, не показателен. Но апрель уже продемонстрировал снижение.

По моим оценкам, текущая дилерская сеть РФ сформирована под рынок новых автомобилей в 2 – 2,5 млн штук. Если поставки автомобилей не нормализуются к осени, то рынок новых автомобилей, скорее всего, не превысит 600 тыс. единиц по итогам 2022 года.

С дилерскими сетями будет масштабная трансформация бизнеса – как и всей экономики страны. Сложно сказать, какие дилеры оказались под наибольшей угрозой, – очень много нюансов (ключевые – долговая нагрузка, портфель брендов, дислокация дилера, наличие оборотных средств, сервисный парк и компетенции в сегменте авто с пробегом). Маловероятно, что дилеры ушедших марок смогут рассчитывать на компенсацию. Опыт ухода GM и Ford в свое время указывает на обратное.

Наиболее перспективными в текущих реалиях являются китайские марки, при условии сохранения поставок автомобилей. Рентабельность автобизнеса будет зависеть от платежеспособности населения и затрат на логистику товаров (запчасти и автомобили). Пока действуют санкции и приостановлены все поставки, выживать будем за счет автомобилей с пробегом и послепродажного обслуживания. О развитии бизнеса или о его возможной иной форме существования можно будет говорить только после наступления какой-либо определенности с нашим рынком.

Все «съели» дилеры. Что будет с авторынком в 2022 году?

По итогам 2021 года на покупку новых легковых автомобилей в России было потрачено 3,02 трлн рублей, что стало рекордным показателем за всю историю рынка. У отечественных потребителей появились деньги, которые стали активно тратиться, раздувая цены на фоне дефицита автокомплектующих и периодических задержек производства готовой продукции на крупных автозаводах. Большая часть выручки ушла дилерам, которые умудрялись завышать цены на 30-50% за счет дополнительного оборудования. Как будут развиваться события в дальнейшем и стабилизируется ли рынок в 2022 году?

Сколько денег потратили?

2021 год на авторынке прошел под знаком тотального дефицита автомобилей и беспрецедентного роста цен не только за счет коррекции прайсов автоконцернов, но и в первую очередь из-за ценового произвола дилеров. Если конкретные модели в целом подорожали на 10-15%, то дилеры завышали стоимость готовых к отгрузке автомобилей еще на 30-50%, из-за чего резко сокращали продажи. На некоторые модели цены взметнулись в полтора раза. Так, популярные сейчас Volkswagen Polo стоят у дилеров 1,7 млн рублей, кроссоверы Tiguan — 3,7 млн, а новенький Taos трудно найти дешевле 2, 6 млн. При этом автомобили укомплектованы разнообразными дополнительными опциями, такими как багажник на крыше, обтекаемый кейс для перевозки вещей, спойлеры, накладки на окна, защита картера, фаркопы и прочее ненужное оборудование, без которого фактически невозможно уже купить машину. Естественно, такая ситуация повлияла на рынок.

По данным директора аналитического центра «Автостат» Сергея Целикова, емкость рынка в рублевом выражении увеличилась на 21%, что стало абсолютным рекордом. Россияне потратили на автомобили в 2021 году 3,2 трлн рублей, или 40,9 млрд долл. А по количеству сделок рынок увеличился только на 3%. Если в первой половине года рост шел равномерно, то во второй половине 2021 года наметился устойчивый тренд на снижение продаж одновременно со взрывным ростом средневзвешенных цен.

По оценке «Автостата», если бы розничные цены были ближе к рекомендованным, то общий объем проданных автомобилей в 2021 году мог бы превысить 1,8 млн единиц, а реальный рост рынка, без учета дефицита, был бы не 5%, как сейчас, а в районе 15% и выше. Однако деньги ушли дилерам за счет резкого роста маржи.

Сохранится ли дефицит и как подорожают машины?

Поддержание дефицита стало выгодно дилерам. Они не стремятся восстановить высокие объемы продаж и поддерживают дефицит, сокращая квоты и отбрасывая покупателей «голых» машин без допов в очередь длиной 6-8 месяцев. Таким образом, при росте выручки с одного автомобиля сокращаются издержки на логистику и хранение на складах. Простое оснащение «допами» увеличивает чистую прибыль салонов и наносит репутационный и финансовый ущерб автоконцернам.

На этом фоне власти стараются ограничить аппетиты дилеров. Минпромторг РФ считает, что участникам рынка необходимо договариваться о параметрах и искать приемлемые варианты взаимодействия. Как заявил глава министерства Денис Мантуров, перспектива извлечения сверхприбылей не оздоравливает рынок. Ранее, по сообщениям ТАСС, Министерство торговли рассматривало возможность ограничить максимальную наценку официальных автодилеров 10%, однако после анализа ситуации эта мера показалась недостаточной, и ищутся более эффективные регуляторы в период пикового спроса.

В 2022 году фактически отменены новогодние скидки, и средневзвешенные цены на готовые к отгрузке машины будут и дальше расти. Именно дилеры окажут сильное воздействие на конфигурацию авторынка в 2022 году.

В условиях резкого роста дилерских отпускных цен автоконцерны тоже не хотят упускать свою долю прибыли. Новые автомобили в 2022 году, по прогнозам «Автостата», подорожают примерно на 10% при благоприятном развитии событий.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), ситуация с нехваткой автомобилей может стабилизироваться ближе к третьему кварталу 2022 года, но процесс восстановления рынка будет постепенным, и предложение выйдет на допандемийный уровень в лучшем случае в 2023 году.

Как отреагирует вторичный рынок?

Такой же рост прогнозируется и на вторичном рынке. Средняя цена подержанного легкового автомобиля в декабре 2021 года достигла 970 тысяч рублей, что на 5% (на 48 тысяч рублей) больше соответствующего показателя ноября 2021 года. В целом в 2021 году цены на вторичном рынке взметнулись вверх стремительно. Машины подорожали в среднем на 41%, или на 282 тысячи рублей. Впервые за десятилетие увеличились поставки б/у автомобилей из Европы. По данным «Авито Авто», в 2021 году спрос на автомобили с пробегом из-за рубежа вырос на 105%, рост предложения составил 160% по сравнению с 2020 годом. Средняя цена на ввозимые из-за границы автомобили с пробегом в 2021 году составила 750 000 рублей, что на 27% больше, чем в прошлом году.

В 2022 году рост цен продолжится, так как непрекращающийся дефицит комплектующих и непродуманная политика автодилеров отбрасывают покупателей на вторичный рынок.

Не ввезло: бизнес сообщил о закрытии 160 дилерских автоцентров

С начала 2022 года в России закрылись 160 автомобильных дилерских центров, сообщили «Известиям» в Национальном автомобильном союзе (НАС). В первую очередь это связано с уходом представительств зарубежных производителей машин. В следующем году ситуация может усугубиться, ожидают в организации. Запасов иномарок хватит до конца года, но дальше могут возникнуть сложности, считают эксперты. Пострадать от дефицита машин рискуют не только рядовые водители, но и бизнес, так как компании не смогут обновить свой парк, отметили специалисты.

Тише едут

В 2022 году в России прекратили свою деятельность 160 дилеров по продаже автомобилей, рассказал «Известиям» вице-президент НАС Ян Хайцеэр. По его словам, всего в стране было около 3 тыс. центров. С первого взгляда закрылось не критичное число компаний, но из-за санкций и усложнившегося механизма поставок новых автомобилей тенденция салонов продолжится, считает эксперт.

— Правильнее сказать, что дилеры не просто закрылись, а перестали существовать. Потому что их деятельность без поставок новых автомобилей становится бессмысленной, — сказал Ян Хайцеэр. — Важно учитывать, что 160 — это не конечная цифра, ведь на бумаге автодилер есть, а по факту он торгует подержанными машинами. Или же, проезжая мимо фирменного салона Mercedes, внутри можно увидеть марки других автомобилей. Каждый выживает как может.

В России уже много лет работают крупные дилерские холдинги, но и они постепенно будут закрывать свои филиалы, считает вице-президент НАС. Пока они держатся за счет одноразовых поступлений новых иномарок через параллельный импорт, но цена на такие модели очень высокая, добавил специалист.

Ян Хайцеэр отметил, что проблемы с автомобилями коснулись и предприятий, которым необходим транспорт.

— Оформление машин через юридические лица — это еще одна сложность. Благодаря дилерам компании обновляли свой парк, в том числе для такси и каршеринга. Из-за санкций покупка автомобилей через юридическое лицо стала невозможной, — отметил он.

Дело в том, что салон в качестве посредника направлял производителям запрос на покупку крупной партии автомобилей. Сейчас приобретать машину можно только как физическое лицо, но это невыгодно и государству, так как в таком случае покупка не облагается НДС.

Уже не первый месяц в России работает механизм параллельного импорта, благодаря чему удалось сбалансировать рынок. Но в автомобильной отрасли в нынешнем виде он не работает, считает вице-президент НАС.

Чтобы получить разрешение на ввоз по параллельному импорту, дилер должен предоставить доказательную базу того, что он действительно работает с тем или иным производителем. Но получить подобный сертификат можно только у самого производителя. Иностранная компания не готова идти на такие риски, так как нарушение санкций повлечет за собой еще больше потерь, — отметил Ян Хайцеэр.

Эксперт считает, что как такового параллельного импорта в автомобильной сфере нет. Всё, что просачивается на отечественный рынок, — единичные поставки, которые не смогут покрыть весь спрос.

«Известия» направили запрос в Минпромторг с вопросами о том, сколько машин было ввезено в Россию по параллельному импорту, какая документация требуется для разрешения на ввоз и с какими сложностями сталкиваются дилеры.

Ну и Ladaно

Еще один способ покрыть спрос на автомобили — это китайский рынок. Но, несмотря на дружеские отношения стран, производители из КНР очень осторожно торгуют с Россией опять же из-за страха санкций, считает Ян Хайцеэр.

— Альтернатив китайским и отечественным машинам у нас фактически нет. Конечно, дилеры будут активно развивать отношения с этим рынком. Но китайские машины всё еще непривычны для нас, они только входят в обиход. И цена на них всё равно остается высокой, — отметил эксперт.

Не только китайские, но и корейские автобренды будут доминировать в России, считает гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. А вот с премиальными автомобилями таких марок, как Volvo, Jaguar, Land Rover, предсказать что-либо пока сложно, добавил он.

Замгендиректора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Алексей Стариков в разговоре с журналистами отметил, что запасов иномарок в России осталось на 2–4 месяца. По словам специалиста, наибольший дефицит наблюдается в премиум-сегменте.

Несмотря на сложную ситуацию, у России есть все шансы вернуть автомобильный рынок в нормальное состояние, считает член общественного совета ГУВД МВД России по Москве Петр Шкуматов.

— Сейчас всё в руках у государства. Нужно упростить процедуру получения разрешения на ввоз по параллельному импорту, чтобы дилеры могли более свободно налаживать контакты с зарубежными коллегами. И, конечно, надо активнее поддерживать отечественный автопром. Давать льготы, субсидии и заполнять рынок отечественными машинами, чтобы стабилизировать ситуацию, — рассказал «Известиям» эксперт.

Для налаживания этого процесса необходимо время, поэтому стоит набраться терпения и делать выводы хотя бы через полгода, полагает майор ГИБДД в отставке Виктор Кондрашин.

— Никто не хочет возвращаться в 1990-е, когда машины буквально появлялись «из воздуха» с помощью различных махинаций. Но даже без этого у нас был отечественный автопром, который и сейчас вполне себе может стать полноценной заменой ушедшим маркам. У нас достаточно предвзятое мнение по поводу своего производства, и оно частично оправданно, так как «девятки» или «пятнашки» ничего, кроме головной боли, своим владельцам не приносили. Но новый модельный ряд вполне соответствует всем современным стандартам, — рассказал «Известиям» эксперт.

Виктор Кондрашин привел в пример Lada Vesta и новую Niva, которые, на его взгляд, ничем не хуже Solaris или Kia. Эксперт считает, что дефицита машин не будет, а автодилеры в 2023 году смогут перестроиться на китайские и отечественные марки.

Рынок автомобилей в России изменился до неузнаваемости. Как теперь купить иномарку и кто пришел на смену дилерам?

Российский автомобильный рынок стал одним из главных пострадавших от введенных в начале весны антироссийских санкций. Большинство местных заводов зарубежных производителей остановились, сложности испытали и дилеры, ранее поставлявшие автомобили из-за границы. Из-за разрыва привычных логистических цепочек и прямых запретов на ввоз дорогих машин им пришлось прибегать к серым схемам или вовсе постепенно отказываться от иномарок, полагаясь на накопленные запасы. Нишу западных моделей заняли китайские аналоги, но и они, и отечественная продукция ожидаемо подорожали. В сложившейся ситуации активизировались перекупы. В торговлю пошли даже автоблогеры, многие из которых теперь составляют полноценную конкуренцию профессиональным продавцам. За последние восемь месяцев российский автомобильный рынок изменился до неузнаваемости, и что будет с ним дальше, пока сказать не может никто. Новый поворот — в материале «Ленты.ру».

Не обещали вернуться

26 октября Mercedes-Benz объявил об окончательном уходе из России. Легендарный немецкий производитель продал завод в подмосковном Солнечногорске и все имущество, включая право дистрибьюции, дилеру «Автодом». «Основными приоритетами при согласовании условий сделки были максимальное обеспечение выполнения обязательств перед клиентами из России как в сфере послепродажного обслуживания, так и предоставления финансовых услуг, а также сохранение рабочих мест сотрудников российских подразделений компании», — говорится в заявлении компании.

Сумма сделки не раскрывается, но общая стоимость активов, ставших ее предметом, в конце прошлого года оценивалась в два миллиарда евро. Покупатель обещает продолжить обслуживание всех уже проданных в стране автомобилей Mercedes. Ожидается, что в дальнейшем «Автодом», не имеющий производственного опыта, сможет привлекать сторонних партнеров для выпуска автомобилей на приобретенных мощностях.

Фото: Bilderbox / chromorange / Globallookpress.com

Это уже третий случай полного ухода иностранного автоконцерна из России в нынешнем году. Еще весной о подобном решении объявила французская Renault, вместе с госкорпорацией «Ростех» владевшая еще и АвтоВАЗом (ей принадлежали 68 процентов в совместном предприятии, выступавшем единственным акционером крупнейшего российского концерна). Столичный завод компании переименовали в «Москвич» и передали мэрии города. В середине октября деятельность в России свернул японский Nissan. Завод и научно-исследовательский центр в Санкт-Петербурге, а также центр продаж и маркетинга в Москве достались государству в лице института НАМИ. В обоих случаях обслуживание ранее проданных машин взял на себя АвтоВАЗ.

В один день с Mercedes об уходе из России сообщил Ford. Компания продала 49-процентную долю в совместном предприятии «Соллерс Форд». Покупателем выступило российское юрлицо концерна, а стоимость сделки равнялась номинальной цене актива. Еще несколько зарубежных компаний пока не решились на полный разрыв деловых связей с Россией, но остановили местное производство и активно рассматривают сценарии сворачивания бизнеса. Среди них немецкий Volkswagen и шведская Volvo, владеющие заводами в Калуге, японская Toyota, которой принадлежат производственные мощности в Санкт-Петербурге. В марте в простой ушел завод «Соллерс» в Елабуге, где собирались Ford Transit, и владивостокский завод того же собственника с мощностями по производству Mazda.

В раздумьях

В мае стало известно о замораживании калининградского «Автотора», производившего легковые машины BMW, Kia, Hyundai и грузовые Ford Cargo. Также простаивают площадки в Нижнем Новгороде и Калужской области, собиравшие модели чешской Skoda. В качестве основной причины остановки выпуска автомобилей почти всегда назывались проблемы с поставками комплектующих и общая неопределенность в России.

Наконец, в октябре заговорили о скором прекращении продаж корейской Kia. Компании из этой страны долгое время считались одними из наиболее лояльных российскому рынку, причем не только в автомобильном сегменте, — на полноценное продолжение работы в стране до сих пор надеется Samsung. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров и вовсе утверждал, что Hyundai продолжает сборку, но концерн его слова опроверг.

Фото: Александр Подгорчук / Коммерсантъ

Вдобавок ко всему поставки в Россию прекратили большинство марок, не имевших собственного локального производства. Машины немецких Audi, Opel и Porsche, японских Honda, Suzuki, Mitsubishi, Lexus и Infiniti, итальянских Fiat, Ferrari и Lamborghini, британских Jaguar и Rolls-Royce, французских Citroen и Peugeot, а также Chevrolet и Cadillac, принадлежащие американскому General Motors, можно купить только из имеющихся у дилеров запасов, которые за прошедшие месяцы существенно истощились. Помимо стандартных сложностей, существенное влияние оказал запрет Евросоюза на поставки в Россию автомобилей дороже 50 тысяч евро. Нарушители рискуют попасть под вторичные санкции.

За чужой счет

Единственной страной, не только сохранившей полноценное присутствие на российском автомобильном рынке, но закрепившей его, стал Китай. Haval продолжает сборку на заводе в Тульской области, Chery, JAC, Geely исправно завозят свои модели в страну. Примечательно, что сборочное предприятие Haval в 2022-м работало стабильнее большинства российских брендов. АвтоВАЗ и ГАЗ в течение года уходили в простой. Кроме того, вместе с УАЗом они прибегали к выпуску упрощенных моделей.

Решение китайских брендов объясняется просто: их страна не вводила никаких ограничений в отношении России и сохранила с ней полноценное транспортное сообщение. В таких условиях своевременная доставка комплектующих или готовых автомобилей не вызывает сложностей. Машины из Китая завозит даже Haval, чей тульский завод в 2022-м не справляется с резко возросшим спросом.

Фото: Bulkin Sergey / news.ru / Globallookpress.com

Уже в самом начале года, до введения санкций, китайские марки добились более чем двукратного роста: в январе было продано почти 10 тысяч новых машин. В дальнейшем позиции лишь укреплялись. В августе рост составил 20 процентов в годовом выражении, в сентябре — 8 процентов. Одновременно выросла доля китайского автопрома в России — с 10 процентов в начале года до 27 осенью. При этом общие объемы продаж на отечественном рынке, напротив, снизились на 60 процентов. Лидирующие позиции среди представителей Китая занимают все те же Chery, Haval и Geely, а также Exeed: все они стабильно превышают отметку в тысячу новых машин, проданных за месяц.

составляет доля китайского автопрома в России

Однако указанные результаты зафиксированы на официальном рынке, поставки на котором осуществляются исключительно через уполномоченных дилеров. Одновременно с ним в России активно развивается параллельный импорт. Так называется ввоз в страну товаров без разрешения правообладателя. После начала спецоперации на Украине он стал универсальным и зачастую единственным решением проблемы нехватки товаров из-за ухода западных компаний. Прежде он был вне закона, но в марте правительство специальным постановлением отменило запрет для некоторых категорий товаров. В перечень вошли и автомобили: ввозить их в Россию по серой схеме могут юрлица и индивидуальные предприниматели (ИП). Раньше это могли делать только физические лица.

Им параллельно

Теперь продавать машины в России можно без предустановленной навигационной системы ЭРА-ГЛОНАСС и одобрения типа транспортного средства (ОТТС), которое невозможно получить без одобрения производителя. Взамен импортеру достаточно иметь заключение экспертной организации, функции которой возложены на НАМИ. По словам специалистов, на деле все несколько сложнее.

В инструкции от НАМИ говорится, что импортеры не освобождаются от предоставления «доказательственных материалов». Ими могут быть технические документы на ввозимый автомобиль, в которых содержатся данные, аналогичные указываемым в ОТТС. Получить такие бумаги зачастую можно только от производителя. В августе источники, близкие к Минпромторгу, рассказывали, что ведомство еще не выработало четкие правила параллельного импорта автомобилей.

Хорошо, что государство в целом увидело проблему и начало искать пути решения. Непонятно, как будет применяться новый режим. Может быть, получится провести его тонкую настройку, чтобы он работал в массовом порядке

Другие сложности связаны с отсутствием необходимого опыта у дилеров, привыкших использовать только легальные схемы, и проблемами при валютных переводах из России вследствие санкций. Участники рынка признают, что небольшие поставщики справляются с параллельным импортом лучше крупных игроков. Последние активно скупают уже ввезенные в Россию по параллельному импорту автомобили.

Новые возможности

В такой ситуации активизировались многочисленные автомобильные блогеры. К обзорам новых моделей они добавили бизнес по ввозу в Россию и перепродаже машин. Так, у блогера и автомобильной журналистки Елены Лисовской (канал «Лиса рулит») 1,6 миллиона подписчиков на YouTube. В отдельном Telegram-канале она вместе с помощниками размещает объявления о продаже машин, привезенных в страну в рамках параллельного импорта. Недавно Лисовская анонсировала новую опцию: возможность взять автокредит и оформить лизинг. Фактически она выступает посредником между покупателем и банком, а значит, приравнивает себя к полноценному автосалону.

«Мы привозим из США, Европы, Казахстана, Грузии, Азербайджана, ОАЭ. Самое популярные направления — Эмираты, Казахстан и Европа», — рассказала Лисовская в разговоре с «Лентой.ру». По словам блогера, она сотрудничает как с крупными, так и с мелкими банками: «Мы помогаем оформить потребкредит — он выгоден в первую очередь тем, что машина не в залоге, покупатель может распоряжаться ею по собственному разумению».

Фото: Дмитрий Духанин / Коммерсантъ

Лисовская отмечает, что на первых порах сталкивалась со множеством сложностей, однако в итоге сумела решить большинство из них. «Малые игроки отвалились, остались только крупные — вроде нас. Плюс с окончанием лета элементарно таможня стала работать лучше, перевозчиков стало больше, так как отпуска закончились. Это тоже сыграло свою роль отчасти», — говорит блогер.

Параллельный импорт позволил избавиться от наценок производителей и снизить стоимость многих востребованных машин. Решающим фактором становится размер пошлины, которую оплачивает импортер. Специалисты приводят подсчеты, в соответствии с которыми Kia K5 в родной для него Южной Корее стоит 1,15 миллиона рублей. Пошлина обойдется физическому лицу в 650 тысяч рублей, в то время как в России цены на новый автомобиль этой марки начинаются от 2,7 миллиона. Еще один пример касается приобретения Mitsubishi Pajero Sport в Таиланде за 2,24 миллиона рублей с уплатой пошлины в размере миллиона. В России стандартная стоимость этой машины составляет 4,3 миллиона рублей.

Не было бы счастья

При таком подходе перекупщики имеют возможность зарабатывать и все равно предлагать иномарки дешевле официальной стоимости. Правда, пошлина для юрлиц, как правило, выше, а в расчетах не учитываются расходы на доставку машин. Но на практике покупатель, как правило, оказывается в плюсе. Профильное издание в августе рассказало о завозе в Россию новой модификации кроссовера Mitsubishi Outlander, не успевшего выйти на отечественный рынок «по-белому», по цене 2,5-3,9 миллиона рублей — в зависимости от комплектации. Участники рынка утверждают, что в официальных салонах за такую сумму можно приобрести лишь старую версию модели.

Дополнительная сложность при параллельном импорте связана с отсутствием гарантийного обслуживания и прямого доступа к запчастям. Некоторые блогеры, специализирующиеся на параллельном импорте, предлагают подписчикам автодетали, а также шины, закупаемые за рубежом. Срок ожидания обычно составляет несколько недель.

Российский авторынок сильно пострадал от санкций и других последствий спецоперации. Большинство зарубежных производителей полностью ушли из страны либо заморозили производство, на котором заняты десятки тысяч человек. В сложившихся условиях, затронувших и российские концерны, лидерами по продажам стали китайские бренды, резко нарастившие выручку. Неожиданную для себя нишу освоили автоблогеры, начавшие использовать аудиторию по-новому и зарабатывать на параллельном импорте иномарок. Крупные игроки пока только разбираются в новых реалиях, а конечные потребители приспосабливаются к жизни с ограниченным предложением, низкими ценами и дефицитными запчастями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *