Что будет с деталями для иномарок
Перейти к содержимому

Что будет с деталями для иномарок

  • автор:

Проблема с дефицитом запчастей для иномарок в России решена: но есть один нюанс

Помните, как сокрушались водители год назад, когда западные автогиганты один за другим мчались с российского рынка? Вопрос «что будет с запчастями» мучал буквально всех автомобилистов, особенно владельцев иномарок.

Так вот, на данный момент российскому бизнесу практически удалось решить проблему с комплектующими для авто. Везут отовсюду, откуда только можно. На «Авито», например, число предложений запчастей увеличилось за неполный первый квартал более чем на 20%. Причем значительно расширился ассортимент, появились детали и для не массовых моделей — тех, которые только начали поставляться в Россию.

— Запчастей натащили столько, что можно хоть машины собирать, — сказал kp.ru вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. — Единственная сложность — это блоки управления двигателем и автоматической коробкой передач. Это высокая электроника, она под санкциями.

Но и с ними проблема решаема – были бы деньги:

— Из-за сложностей с логистикой доставка становится дольше, а цена выше, — говорит Шапарин.

Конечно, не на все автомобили в равной степени хватает комплектующих.

— Нет недостатка запчастей для текущего ремонта двигателя, подвески, кузовов на корейские машины, на отечественные, на китайские. — перечисляет технический директор компании Fit Service Андрей Рузанов.

Причем в подавляющем большинстве это запчасти от производителя или уполномоченных компаний. А вот с оригинальными деталями для автомобилей из стран, присоединившихся к санкциям, ситуация похуже. Наиболее проблемные марки, по данным страховщиков, — это BMW, Land Rover, Mercedes-Benz, Jaguar, Volvo, GM, Lexus, Porsche, Chevrolet.

— Есть сложности с оригинальными лобовыми стеклами, деталями для кузовов, — продолжает Рузанов. — Не случайно страховые компании уже не направляют пострадавшие в ДТП машины своих клиентов на ремонт, а компенсируют затраты деньгами. Потому что страховые должны предоставить оригинальные запчасти, а во многих случаях это невозможно.

Но со стеклами проблема решается, не выезжая из страны, — хорошие стекла практически для всех иномарок изготавливаются на Борском стекольном заводе. Не хуже оригинала.

Выручают в такой ситуации поставки неоригинальных запчастей. Но это не детали, выточенные в гараже где-нибудь в Китае или Вьетнаме. Они сделаны на заводе, но без официального разрешения автопроизводителя. С одной стороны, это по сути контрафакт. С другой, как говорится, за неимением гербовой пишут на простой. А еще говорят: «Вам шашечки или ехать?» Потому что неоригинальная запчасть — это далеко не всегда хуже.

— Это даже хорошо, что пошло много неоригинальных узлов, — сказал kp.ru автоэксперт партнер компании «Автостат» Игорь Моржаретто. — Потому что оригинальные запчасти порой в разы дороже. Для автолюбителей совет простой: подбирайте узлы и компоненты у тех фирм, которые вы знаете и которым доверяете. И пусть они ищут комплектующие — они же отвечают за то, что будет с машиной в случае ремонта.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.

ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.

АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО "ИД "Комсомольская правда". ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Что будет с автозапчастями в России после ухода брендов иномарок: повышение цен, нехватка деталей, закупка в Азии

Крупные мировые автобренды приостановили поставку запчастей и производство машин на российском рынке. На это повлияли нестабильность курса валют и проблемы с логистикой. Какие компании по выпуску автомобилей и комплектующих объявили об уходе:

  • Audi;
  • Volkswagen;
  • General Motors (Cadillac и Chevrolet премиум-сегмента);
  • Volvo;
  • Daimler Truck;
  • BMW;
  • Ford Motor Company;
  • Hyundai;
  • ZF;
  • SKF;
  • Toyota;
  • Suzuki;
  • Mercedes-Benz;
  • Continental;
  • Stellantis (Peugeot, Citroen и Opel);
  • Skoda;
  • Honda;
  • Mazda;
  • Lexus;
  • Porsche;
  • Jaguar Land Rover;
  • Lamborghini;
  • Bentley;
  • Scania;
  • Michelin;
  • Bridgestone.

Директор ассоциации дистрибьюторов автомобильных комплектующих Алексей Певхенен сказал, что около 90% поставщиков из Европы приостановили импорт деталей в Россию: «У производителей и поставщиков запчастей пока нет понимания, как будет развиваться ситуация. Поэтому они приняли решение о временной приостановке поставок деталей. Централизовано никто не запрещал ввоз в Россию автозапчастей».

Все это привело к повышению цен на зарубежные автомобили и детали и повышенному трафику по ремонту. Например, к концу февраля удорожание разных моделей Citroen, Mazda, Hyundai, Infiniti, Opel, Peugeot, Renault и Mercedes-Benz без учета дилерской наценки составило от нескольких десятков тысяч рублей до четырех миллионов.

Так изменились цены в Новосибирске [данные на 2 марта]: стоимость одного литра моторного масла IDEMITSU 5W30 Fully Synthetic на разлив увеличилась на 18% (с 500 рублей до 590), стоимость скобы тормозного суппорта NTY – на 76% (с 1441 рубля до 2548).

«Валютная составляющая ощутима даже в товарах отечественного производства: например, машины «АвтоВАЗ», которые производятся в России, завязаны на иностранных комплектующих и будут дорожать. Иномарки – тем более. Рост будет как минимум таким же, как рост доллара, а учитывая увеличивающийся спрос – и того выше», – сказал исполнительный директор «Келес Рус» Вадим Артамонов.

Рост цен (уже на 60-70%), «собственного производства автозапчастей у нас практически нет», альтернатива закупки – Азия

Алексей Певхенен оценил достаток объема запчастей в России в несколько месяцев и спрогнозировал их нехватку, если ситуация с глобальными поставками не решится: «Весной спрос на техобслуживание будет повышен, поэтому в марте-апреле дефицит будет точно». Это распространяется на покупку масляных и воздушных фильтров, тормозных колодок, дисков, амортизаторов и элементов подвески.

В среднем стоимость запчастей увеличилась на 60-70%, стоимость работ – на 20%. Рост сохранится в ближайшие месяцы, пока не опустеют склады. «Причем сейчас те производства, что еще остались, работают в основном на остатках старых комплектующих, купленных по старым ценам. А вот когда пойдут закупки уже по новому курсу, рост цен может ускориться еще сильнее», – объяснил генеральный директор объединения автопроизводителей России Игорь Коровкин.

Певхенен назвал российское производство автомобилей импортозависимым. По его словам, в России не производятся электроника, двигатели, автомобильные платформы, коробки передач, мосты и кузовные части – капоты, двери, колесные арки и решетки радиаторов.

«Собственного производства автозапчастей у нас практически нет, – объяснил Певхенен. – Больше всего поставщиков есть у «АвтоВАЗ», есть свои производства запчастей у Kia, Hyundai, Toyota [например, Hyundai Solaris на 70% состоит из российских комплектующих]. В Калуге мелкие компании-поставщики также локализовали производство запчастей. Но это не касается крупных технологических операций. При этом все запчасти идут не на продажу, а на сборочные конвейеры.

Даже если некоторые заводы еще производят нужные запчасти, то они поставляют только на сборочные предприятия. Их не получится купить просто для обслуживания автомобилей. Для «АвтоВАЗ» с наибольшей локализацией ситуация получше. Но их самые новые модели построены на новых платформах и вот к ним запчастей просто не будет».

Руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков предположил, что российский авторынок перераспределится в сторону Азии, но это не решит полностью нехватку запчастей. Совладелица компании по ремонту автомобилей «Автосвита» Мария Посеницкая рассказала:

«Мы планируем получать неоригинальные запчасти из Китая, но очень многие из них по качеству хуже. Практически всему можно найти замену, вопрос в качестве. Есть ряд совсем новых моделей, на которые еще не успели начать делать неоригинальные запчасти. Сказать, что Китай стопроцентно может покрыть весь необходимый ассортимент, мы не можем. Возможно, какие-то запчасти просто негде будет взять».

Эксперт Олег Мосеев предложил владельцам автомобилей ориентироваться на неоригинальные, но качественные запчасти – дилеры используют их при ремонте негарантийных машин. Это рискованно, потому что автомобиль может быть снят с гарантии, если причиной его поломки станет неоригинальная запчасть.

Мастер-приемщик техцентра «Вешняки Авто» Сергей Шабунин назвал главной сложностью поиск оригинальных деталей: «Если их не окажется на складе у российского дистрибьютора, то можно будет заказать в Китае, Турции или какой-то другой стране. В этом случае срок ожидания по некоторым позициям увеличится до недели».

«Тем не менее иностранные комплектующие в любом случае не пропадут, – сказал Алексей Певхенен. – Просто для того чтобы их поставлять, нам придется сдуть пыль с параллельных схем, которые использовались в девяностые. Например, большим подспорьем могут стать Арабские Эмираты – это большой транспортный хаб, куда стекаются товары со всего мира. В том числе – и запчасти для автомобилей. Значит, будем ввозить оттуда. Но, конечно, логистические цепочки при этом удлинятся, а цены вырастут еще сильнее».

Владельцы иномарок столкнулись с дефицитом запчастей

У владельцев автомобилей массового сегмента проблем с гарантийным обслуживанием не возникает.

Конечно, проблемы с запчастями сегодня во многом решает параллельный импорт, однако для «беглых» марок сроки поставки деталей могут исчисляться неделями, а по некоторым наименованиям месяцами. Иногда сервисные центры вместо замены неисправных узлов и агрегатов вынуждены заниматься их ремонтом, в том числе микросхем. Цены на запчасти заметно выросли. Придется подумать, стоит ли приобретать подержанную иномарку, говорят эксперты.

По мнению директора по сервису сети автосалонов Fresh Auto Александра Носко, при покупке машины с пробегом стоит учитывать объемы вложений, включая содержание, транспортный налог, расход топлива, наличие и ценовую доступность запчастей, ликвидность автомобиля. Самыми бесперспективными моделями он называет трехлетние премиальные авто европейских и американских брендов BMW, Jaguar, Lexus, Cadillac, Audi и Mercedes-Benz.

Запчасти для этих иномарок поставляются плохо, а цены выросли в несколько раз. Также сложности испытывают владельцы Toyota Prius из-за высокого расхода топлива, Mazda CX-7 — по причине трудностей с последующей продажей.

«У владельцев автомобилей массового сегмента проблем с обслуживанием, как с гарантийным, так и постгарантийным, не возникает. Благодаря эффективному параллельному импорту в сегменте комплектующих практически отсутствует дефицит, единственная сложность — увеличенные сроки поставки с 4-5 дней до 2-3 недель. Оптимально приобрести Renault Logan или Sandero, Toyota Corolla, Kia Rio или Hyundai Solaris, Honda Civic, а также автомобили китайских брендов», — советует эксперт.

Сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова говорит, что в первую очередь проблемы с обслуживанием могут возникнуть у Ford Focus 3 — ремонт этого автомобиля будет стоить дорого. Также сложности с запчастями могут быть у владельцев французских автомобилей Peugeot и Citroen — особенно это касается машин с двигателем EP6.

А для Range Rover сейчас в принципе сложно приобрести запчасти — на большинстве складов их нет в наличии. По мнению Барно Турсуновой, оптимальным выбором на «вторичке» с учетом санкций, стоимости обслуживания и наличия запчастей можно назвать автомобили японских и корейских марок.

Показательно, что в 2022 году Россия стала лидером по экспорту подержанных машин из Японии — он увеличился на 32% до более 213,5 тыс. единиц, гласят данные Японской ассоциации экспортеров автомобилей с пробегом (JUMVEA).

Ввоз «бэушек» из Южной Кореи пока гораздо меньше, но он стремительно растет — в прошлом году было импортировано 19,6 тыс. автомобилей с пробегом, что, согласно данным Корейской ассоциации международной торговли (KITA), в 8,3 раза больше по сравнению с 2021 годом.

Несмотря на то что в прошлом году были налажены поставки большинства наименований запасных частей по параллельному импорту, участники рынка не исключают определенного дефицита кузовных деталей, а также электронных блоков, перебои с поставками которых возникли еще в пандемию.

Кроме того, по данным компании Fresh Auto, на данный момент наиболее дефицитными являются лобовые стекла, которых придется долго ждать, а также те узлы и агрегаты, которые традиционно редко меняются и поэтому их запасов у дилеров нет. К ним относятся автоматические коробки передач, непосредственно двигатели, сцепление.

По словам Носко, существуют поставщики из других стран, помимо США, ЕС и Японии, которые производят качественные комплектующие по более выгодной для конечного потребителя цене. Например, тормозные колодки, шаровые опоры и рычаги подвески, которые производят партнеры РФ из Китая, по качеству не уступают тем, что поставляли на рынок западные концерны.

Помимо качественных аналогов сейчас из Китая привозят даже оригинальные запчасти от известных брендов, добавляет Барно Турсунова. Однако главная сложность — увеличились сроки доставки: если раньше запчасти доставляли максимум за 10-20 дней, то сейчас по ряду позиций доставка может занимать до 2-3 месяцев.

«Особенно это касается кузовных деталей, для которых выпускают намного меньше аналогов. Некоторые запчасти продают с завышенной стоимостью. В этой ситуации у автовладельцев не так уж много опций. В большинстве случаев им нужно быть готовыми к тому, что цены на запчасти могут быть достаточно высокими, а сам ремонт — довольно долгим», — предупреждает Барно Турсунова.

Стоит отметить, что с легализацией параллельного импорта увеличились риски распространения контрафактных запчастей, что в конечном счете влияет на безопасность движения на дороге. Необходимо также иметь в виду, что использование некачественных деталей приводит к сокращению срока службы автомобиля в целом.

«Чтобы не столкнуться с контрафактными запчастями при ремонте или обслуживании авто, рекомендуется обращаться в сервисные центры официальных дилеров. Посещение неофициальных СТО чревато не только установкой неоригинальных запчастей, но и низким качеством самих услуг. Обслуживание современных автомобилей требует высокого уровня компетенции и регулярного прохождения обучения, так как многие технологии и функции в авто имеют тенденцию обновляться», — отмечает директор по продажам автомобилей с пробегом ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов.

В свою очередь, директор по сервису «Рольф» Юлия Трушкова говорит, что в компании наблюдают небольшой отток клиентов, который составляет около 10%, что связано с опасением клиентов о завышенной стоимости обслуживания автомобилей у официальных дилеров. Однако сравнение цен на запасные части и сервисное обслуживание показывает, что разницы в цене между официальным дилером и другими СТО нет, а зачастую по разным группам материалов и за счет объема закупок у «официалов» цены на некоторые группы товаров ниже на 10-15%, уверяет она. В то же время в «Рольфе» ожидают, что в связи с логистическими издержками и валютными колебаниями подорожание запасных частей на рынке в 2023 году может составить от 20% до 40%.

Владельцев каких иномарок ждут проблемы с ремонтом и запчастями?

Еще в марте стало понятно, что большинство иностранных компаний прекратят свой российский бизнес, бросив его на произвол судьбы. Различные источники пестрят неодинаковыми цифрами статистики — примерная картина выглядит следующим образом:

— полностью прекратили деятельность 24 % всех ранее работающих компаний;
— ушли, но не хлопнули дверью 34 %;
— прекратили инвестиции, но формально остались 12 %;
— сократили бизнес 12 %;
— работают по-прежнему 18 %.

Поскольку нас, в первую очередь, интересует автопром и все, что с ним связано, изучим именно эти цифры. В частности, из шинных компаний приостановили работу Bridgestone и Michelin. Производство Continental, вроде бы, возобновлено в Калуге. Приостановили инвестиции Nokian Tyres (финны собираются выпускать шины под другим брендом), а также, частично, Pirelli.

Теперь по транспорту. Ситуация такая: покинули рынок следующие компании.

Renault — французский автоконцерн потерял миллиарды, уходя из России. Он передал долю в московском заводе столичному правительству. Теперь здесь планируют выпускать другие автомобили, в том числе и электрокары. Доля «Рено» в АВТОВАЗе перешла к НАМИ. АВТОВАЗ также теперь будет делать техобслуживание и ремонтировать Renault;

General Motors (Cadillac, Chevrolet) — все. Американцы быстренько смылись из России оставив автовладельцев и дилеров один на один со своими проблемами;

Владельцев каких иномарок ждут проблемы с ремонтом и запчастями?

Komatsu — японский производитель спецтехники (строительное и горнодобывающее оборудование) закрыл в Ярославле свой завод и ушел из России;

Daimler Truck — компания остановила сотрудничество с КАМАЗом;

Yamaha — приостановила поставки;

Siemens — прекратил поставки и развитие новых проектов;

Harley-Davidson — прекратил продажи;

Emerson Electric — крупнейшая в мире инжиниринговая компания, у которой были собственные предприятия в Челябинске и Санкт-Петербурге, уходит из России;

Nissan Motor — предполагаемый срок приостановки деятельности 1 год. Собственный завод компании Nissan в Санкт-Петербурге свою работу приостановил еще 14 марта.

Приостановили работу следующие компании:

BMW, Hyundai, Ford, Volkswagen (SEAT, Audi, Bentley, Lamborghini, Skoda, Bugatti, Volkswagen);

Volvo — приостановил поставку в Россию новых автомобилей, но Volvo Car Russia продолжает оказывать гарантийную поддержку;

Daimler (Mercedes-Benz, Maybach, Smart);

Toshiba сообщила о приостановке всех инвестиций и приема заказов в России;

Stellantis (Opel, Citroën, Peugeot) — приостанавливает на заводе в Калуге производство автомобилей.

Кто же остался? Компания Mitsubishi заявила, что сервисное обслуживание машин и их поставка в РФ продолжается. Subaru и Isuzu не делали заявлений о приостановке работы. Kia, Hyundai, Genesis не намерены приостанавливать поставки автомобилей в РФ, но производство на заводе в Питере остановлено на неопределенный срок. Китайские компании Geely, Chery, Changan, FAW, Dongfeng, Haval продолжают работу с РФ.

Еще есть так называемый параллельный импорт.

Запчасти и двигатели — Volvo, Nissan, Hyundai, Volkswagen.

Автомобили — Land Rover, Tesla, Jeep, Chrysler, Jaguar, Bentley, Chevrolet, Cadillac, Rover, Dodge, Hummer, GMC и комплектующие к ним от Cummins, Mahle, Wabco и Gates.

Шины — Michelin, Continental, Goodyear, Bridgestone.

Что касается деятельности дилеров и вопроса о том, кого и как они могут кинуть в этой неразберихе, то ситуация меняется ежедневно. Дилер — это самостоятельное юридическое лицо, которое ведет себя сообразно своим представлениям о бизнесе. И если еще недавно такие приемы как пиратское программное обеспечение, запчасти с непонятной родословной или кузовщина с помойки были для него немыслимы, то сегодня у дилера зачастую просто нет выбора. Импортеры его фактически бросили, но при этом частенько оставляют за собой право командовать. К примеру, если клиент просит заменить ему тормозной цилиндр, а оригинального нет в наличии, то дилеру приходится брать ответственность на себя, устанавливая клиенту некий аналоги и рискуя навлечь на себя недовольство фирмы-автопроизводителя. Но согласовывать каждую гайку непонятно с кем просто нереально — таковы сегодня условия дилерской работы.

Никаких общих тенденций типа «Здесь хорошо, а здесь плохо» сегодня нет. Если даже АВТОВАЗ испытывает серьезные проблемы с комплектующими, то какие вопросы могут быть к иномаркам? Остается звонить, узнавать, доставать и так далее. Так что от рисков остаться без запчастей сейчас не застрахован никто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *