Спеши рулить: стоит ли сейчас покупать автомобиль в России и что будет с авторынком дальше
Из-за санкций в Россию временно не будут поставлять свои автомобили Volkswagen, Volvo, BMW, Skoda, Audi и другие марки. Недешевым удовольствием становятся и российские машины: «АвтоВАЗ» поднял цены до рекордного уровня, в результате чего некоторые модели подорожали сразу на 250 тысяч рублей. «Вечерняя Москва» разбиралась, стоит ли сейчас покупать автомобиль в России, что будет с авторынком дальше и как будут решаться проблемы с нехваткой запчастей.
Цены вырастут
Ситуация на российском авторынке меняется каждый день, поэтому даже краткосрочные прогнозы могут оказаться ошибочными, отметил заместитель главного редактора издательского дома «За рулем» Никита Гудков.
— Маловероятно, что машины будут каким-то образом дешеветь, отыгрывая подорожание. Очевидно, что будет дефицит еще больше. Поэтому в целом, если есть возможность купить, прямо сейчас нужно покупать. Что будет в среднесрочной перспективе, пока никто сказать не готов, — уверен эксперт.
По словам собеседника «ВМ», ситуация на авторынке не приведет к тому, что все автолюбители пересядут на каршеринговый транспорт: такой способ передвижения востребован только в крупных городах, а общее количество машин не так велико. Кроме того, каршеринг связан с банковскими схемами, и точно неясно, что с ним будет сейчас, заметил Гудков.
Он также подчеркнул, что в нынешних обстоятельствах лучше отказаться от автокредита.
— Пока ситуация непонятна. Некоторые эксперты рекомендуют сейчас, наоборот, брать кредит, потому что ставка, скорее всего, будет ниже реальной инфляции. Но банки тоже не дураки. Они себе в ущерб это делать не будут и наверняка сейчас начнут изменять договоры в пользу более гибких ставок или просто их поднимут. Ясно, что доля автомобилей, проданных в кредит, скорее всего, уменьшится. Я бы не сказал, что нужно сейчас броситься за автокредитом: нужно очень тщательно изучать условия. Можно брать кредит, если там фиксированная ставка. Если прямо или косвенно указано про возможности банка менять эту ставку, то нужно трижды подумать, — уверен специалист.
Как отметил профессор факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Юрий Юденков, из-за введенных санкций прекратятся поставки микроэлектроники в Россию и импортные машины неизбежно вырастут в цене. Он также подчеркнул, что если сейчас стоит вопрос покупки автомобиля, то откладывать это не стоит.
Нехватки автомобилей в России не будет, уверен Юденков.
— Я не верю, что будут проблемы с дефицитом. По поводу машин у меня меньше всего беспокойства. Я больше беспокоюсь за микроэлектронику и хорошие компьютеры, — резюмировал специалист.
Запчасти будут делать в России
Сильно беспокоиться о том, будет ли возможность отремонтировать автомобиль, не стоит, уверен Гудков.
— Если вы собираетесь покупать машину, то подразумеваем, что она вам нужна, чтобы ездить. Соответственно, эксплуатационные проблемы придется решать, и странно не покупать машину из-за боязни, что этого сделать не получится. Ясно, что с запчастями ситуация со временем стабилизируется. Чуть раньше. Потому что появятся местные и китайские заменители (отчасти они уже есть). Произойдет возврат к технологиям советских времен, когда запчасти отечественного производства приспосабливали на иномарки и так далее. Технологии ремонтного восстановления снова станут важны, — отметил он.
По словам Юденкова, драматизировать ситуацию не стоит: с доставкой запчастей ситуация будет обстоять проще, чем с машинами. Многие компании смогут поставлять детали для автомобилей, уверен специалист.
Чем проще, тем лучше
Как отметил Гудков, отечественный автопром из-за санкций также оказался в непростом положении: часть комплектующих поставляется из других стран.
— Все зависит от политики: будет разрыв с альянсом Renault, Nissan и Mitsubishi или нет. Дальше все зависит от того, как эти цепочки конкретно устроены. Об этом информации в публичном доступе нет, можно только догадываться. У нас что «АвтоВАЗ», что УАЗ в технологическом смысле далеко не совсем наши. Мы радовались тому, что за счет этого повышалось качество автомобилей, но это все благодаря применению импортных деталей. Все зависит от того, как быстро «АвтоВАЗ» сумеет отыграть все обратно или ситуация изменится, — рассказал эксперт.
Он отметил, что под наименьшей угрозой находятся автомобили, которые производятся достаточно долго. Прежде всего «Нива» с минимумом электроники и, возможно, Granta, которая тем не менее сейчас уже устроена не так просто. Однако многие технологии могут упростить, отказавшись от антиблокировочной тормозной системы и других опций, из-за чего автомобили станут проще и доступнее, подчеркнул собеседник «ВМ».
Юденков уверен: российский автопром сможет наладить производство в достаточном объеме.
— Мы все можем, просто цель нужно поставить. Главное, чтобы нас не подвели иностранные партнеры: часть комплектующих нам поставляют из-за рубежа, — заметил экономист.
Машин из Китая станет больше
Складывающаяся в России ситуация приведет к резкому увеличению количества автомобилей из Азии, спрогнозировал Юденков.
— Китай сейчас открывает рынок. Китайских машин сейчас станет много — это неизбежно. Мало того что Китай уже частично свои машины у нас собирает, но уход европейских марок неизбежно приведет к тому, что у нас будут преобладать китайские марки. Индия тоже начала наращивать свои мощности, а у них машины вообще дешевые. Они низкого качества, но дешевые, — уверен эксперт.
Гудков также отметил, что китайские автомобили могут уверенно выйти на российский рынок. Сейчас позиции китайских производителей выглядят даже выигрышнее, чем позиции «АвтоВАЗа»: их комплектующие и логистические цепочки никак не зависят от Европы.
В будущем крупные автопроизводители вернутся в Россию, уверен Гудков.
— Я думаю, что рано или поздно все будут возвращаться, потому что Россия — огромный рынок, здесь большие деньги и большой спрос: большая страна без автомобиля не может никак. Конечно, все будут посматривать в сторону России. Мировому авторынку Россия нужна, если говорить не в политическом, а в экономическом смысле, — заключил эксперт.
Резкий рост цен и спрос на вторичку: что происходит с автомобильным рынком в России
25 февраля пресс-секретарь автомобильного портала «Дром» Мария Погребец сообщила, что спрос на подержанные автомобили в России вырос на треть. Сервис зафиксировал ажиотажный спрос на машины с пробегом. Средняя стоимость автомобилей, бывших в употреблении, достигла 1,4 млн рублей.
«Во время прошедших выходных россияне активно покупали все ранее выставленные на продажу машины. Каждый второй продавец еще перед выходными поднял цену на 20-30%, но в субботу-воскресенье произошла умеренная коррекция стоимости», — рассказала Мария Погребец. Игорь Олейников, аналитик «Дрома», считает, что сейчас продавцы выжидают стабилизации ситуации или возможности дороже продать, поэтому количество добавленных объявлений сокращается. А покупатели бросились искать, куда можно вложить деньги, чтобы хоть как-то их сохранить. «Делать прогнозы по дальнейшему росту цен сейчас сложно: чем глубже упадет рубль, тем выше вырастут цены», — комментирует Олейников.
Например, один из клиентов Mercedes-Benz сообщил Forbes, что его автомобиль вырос в цене за три дня более чем на 1 млн рублей. «Автомобиль Mercedes-Benz C-Класс 200 4Matic Sport был куплен в официальном салоне бренда за 3,34 млн рублей в 2021 году. Месяц назад машина была выставлена на продажу с пробегом менее 10 000 км по цене 3,1 млн рублей. Спрос на автомобиль был практически минимальный. Десятки аналогичных предложений висели на «Авто.ру» месяцами. Всего в Москве по такому запросу можно было найти 17 машин. На данный момент стоимость автомобиля выросла до 4,2 млн рублей. Официальные дилеры вовсе продают такие же модели с аналогичным пробегом за 5-6 млн рублей. Всего на «Авто.ру» сейчас представлены шесть автомобилей в такой комплектации с минимальным пробегом», — сообщает один из клиентов Mercedes-Benz.
Ажиотажный спрос на подержанные автомобили обусловлен двумя вещами. По мнению экспертов «Авито.Авто», давно планировавшие покупку клиенты спешат как можно скорее совершить сделку, потому что боятся повышения цен из-за падения рубля. Руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков спрогнозировал возможный резкий скачок цен на новые автомобили в России. Олег Амиров, президент Союза автоэкспертов и оценщиков и основатель компании AutoExpert, считает, что стоимость машин будет расти, потому что предложение будет сокращаться. Люди надеются, что в дальнейшем смогут продать автомобиль на вторичном рынке по еще большей цене.
28 февраля в России сразу восемь автомобильных компаний подняли стоимость новых моделей. Mercedes-Benz, Infiniti, Citroen, Mazda, Hyundai, Opel, Peugeot, Renault сообщили, что провели переоценку модельного ряда. Они повысили рекомендованную розничную стоимость машин. Дилеры, получив прайс-листы производителей, также пересмотрели свои цены. К любому повышению стоимости они добавляют собственную выгоду. Вторичный рынок на такие изменения также реагирует мгновенно, потому что дилеры поднимают цены в том числе и автомобилей, бывших в употреблении.
Но даже подорожавший автомобиль смогут купить далеко не все заинтересованные клиенты. На «военную спецоперацию»* на Украине многие бренды отреагировали мгновенно. Одни компании приостановили поставки новых транспортных средств, другие — заявили, что рассматривают возможность полностью приостановить сотрудничество с Россией.
Какие ограничения ввели автомобильные бренды
1 марта The Wall Street Journal сообщил, что компания BMW прекращает производство автомобилей бренда на мощностях «Автотора» в Калининграде и перестает поставлять новые машины на российский рынок. Позднее вечером представители бренда подтвердили Forbes эту информацию. «В связи с текущей геополитической ситуацией BMW Group приостанавливает поставки на российский рынок, а также локальное производство автомобилей. Дальнейшие решения будут приниматься исходя из развития ситуации. В настоящее время мы работаем над решениями, которые в условиях ограниченных поставок запчастей позволят нам в полной мере выполнять гарантийные обязательства перед клиентами. Мы также продолжим сервисное обслуживание автомобилей наших клиентов с соблюдением всех стандартов BMW Group», — сообщает бренд в своем заявлении.
С компанией «Автотор» BMW сотрудничает с 1999 года. 10 февраля бренд объявил о продолжении сотрудничества с «Автотором» по локальному производству. Договор, который должен был завершиться в марте 2022 года, был продлен до 2028 года. На мощностях «Автотора» должны были производить такие модели, как BMW X5, BMW X6, BMW X7 и BMW 5 серии. Ирина Шрамко, генеральный директор BMW Group Россия, заявляла, что это сотрудничество позволит компании укрепить позиции для долгосрочного присутствия на рынке.
Основатель «Автотора» Владимир Щербаков с сожалением отнесся к новости о том, что успешный и выгодный для всех участников бизнес будет поставлен на паузу. Он сообщил Forbes, что партнерство, в которое вложены труд, энергия нескольких тысяч специалистов России, Германии и США и очень много инвестиций, оказалось в «политической яме, созданной политиками исключительно для доказательства своей крутости».
При этом новые автомобили BMW, которые уже находятся в России, клиенты по-прежнему могут купить. Forbes удалось получить комментарий одного из менеджеров по продажам новых моделей дилера «Автодом»: «Автомобили в наличии есть, но их крайне мало. Спрос на машины значительно превышает предложение, клиенты готовы покупать автомобиль здесь и сейчас за наличные. Подобрать модель по индивидуальным параметрам невозможно, приходится брать то, что есть».
Также специалист посоветовал покупать машину сейчас, если есть возможность или необходимость. Он уверен, что в ближайшие недели из-за дефицита стоимость автомобилей будет расти. При этом продавать машину он не рекомендует. «Купить новую модель будет крайне затруднительно. В стоимости на вторичном рынке вырастут даже бесполезные старые ведра», — прокомментировал эксперт.
В российском представительстве компании Rolls-Royce отказались комментировать возможные последствия ситуации на Украине. Британский холдинг Rolls-Royce Plc. сообщил 28 февраля, что временно прекратит закупать российский титан, используемый при производстве авиационных двигателей. Последние семь лет компания стремилась снизить свою зависимость от метала из России. Но автомобильный бренд Rolls-Royce Motor Cars на данный момент никак не связан с холдингом Rolls-Royce Plc. Производитель люксовых машин является дочерней компанией BMW Group. Так что, скорее всего, поставки новых моделей Rolls-Royce в Россию также будут приостановлены. Представитель компании сообщил, что они «с большим беспокойством следят за текущими событиями на Украине и внимательно оценивают соответствующие санкции».
Компания Jaguar Land Rover сообщила 28 февраля, что сейчас забота о благополучии сотрудников, их семей и о всей партнерской сети является основным приоритетом компании. «Текущие глобальные условия бизнеса осложняют нашу торговую деятельность, поэтому мы вынуждены временно приостановить поставки автомобилей на российский рынок, но мы продолжаем мониторить ситуацию и делать все, что в интересах наших клиентов», — сообщили представители бренда. При этом купить машины, которые уже находятся в дилерских центрах, может любой желающий.
В компании Subaru сообщили, что пока руководство бренда пристально наблюдает за ситуацией и не торопится принимать решения. Трудности с поставками новых автомобилей безусловно есть, но купить машины, которые уже есть в наличии у дилеров, сейчас возможно.
Вечером 2 марта компания Toyota Motor Corporation также сообщила, что поставки автомобилей Toyota и Lexus в Россию временно приостановлены из-за задержек с поставками. С 4 марта завод Toyota в Санкт-Петербурге временно приостановит свою работу из-за недостатка комплектующий. «Экспорт из Европы в Россию также прекратится, а продажи автомобилей остановятся, как только закончатся запасы. Сервисный бизнес, такой как техническое обслуживание, будет продолжать работу», — следует из сообщения Toyota Motor Corporation.
Московский завод Renault приостановил производство автомобилей. Заводы Nissan объявили о сокращении мощностей в России, но выпуск и продажа новых машин пока продолжатся. Бренд Hyundai продолжает работать в штатном режиме. По данным «Дром», именно бренды Hyundai, Kia, Lada и Toyota являются сейчас наиболее востребованными у россиян на вторичном рынке.
По данным Bloomberg, компании General Motors — Chevrolet, Cadillac, Opel и другие бренды — также прекратили поставки в Россию. По словам агентства, причиной стал ряд внешних факторов, включая проблемы с цепочкой поставок и другие вопросы, не зависящие от компании. Также Bloomberg сообщает, что производитель мотоциклов Harley-Davidson решил приостановить операции в России.
Концерн Volkswagen Group, в который входят бренды Volkswagen, Skoda, Audi, Porsche, Lamborghini, Bentley и Ducati, сообщил о приостановке поставок новых автомобилей. По словам представителей концерна, компания надеется на скорейшее прекращение боевых действий и возврат к дипломатии. Также бренд Volkswagen заявил, что вынужден временно остановить производство автомобилей на двух заводах в Германии из-за нехватки деталей, которые поставляют с Украины.
Несмотря на то, что большинство брендов приостановили поставки в Россию, бренды пока не спешат заявлять о временном уходе с рынка или отказе продавать автомобили, которые уже находятся на локальных складах. При этом в личных беседах несколько представителей автомобильных брендов сообщили Forbes, что вероятность ухода с рынка есть. Если ситуация с поставками затянется, компании будут рассматривать полное прекращение сотрудничества с российскими дилерами. В такой ситуации купить новый автомобиль будет практически невозможно.
*Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 53 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания
Почему подорожали машины и стоит ли покупать автомобиль в 2023?
В 2022 году российские потребители были шокированы очередным ростом цен на автомобили. Сам авторынок под действием санкций и геополитической нестабильности пережил стресс и претерпел сильные изменения. Сократилось предложение, ушли популярные бренды, достать машины стало труднее. У покупателей появилась неуверенность в том, стоит ли теперь покупать машину или лучше подождать снижения цен.
Рассмотрим, что произошло с российским авторынком, сколько сейчас стоят автомобили и разумно ли ожидать нормализации цен в 2023 году.
Что произошло с ценами на рынке
К 2022 году на автомобильном рынке России можно было наблюдать рост цен в течение последних 2 лет. Все началось еще в 2020, когда пандемия коронавируса вызвала остановку заводов, производящих автомобили и компоненты для них. На карантин останавливались предприятия, производящие чипы. Это привело к дефициту машин у дилеров, а цены выросли, в среднем, на 10%, в зависимости от марки и модели.
В 2021 ситуация с ценами была еще хуже. Дилерские цены на новые автомобили выросли на 20%, но дилеры начали навязывать свои дополнительные опции. Покупатели в итоге приобретали автомобили на 40% дороже. На вторичном рынке цена за 2021 стала выше на 52%.
События автомобильного рынка в 2022 году
После нескольких лет непрерывного подорожания в 2022 году ситуацию осложнила еще и геополитика. События февраля 2022 привели к уходу из страны множества брендов. К декабрю с российского рынка ушли все иностранные производители кроме китайских. Есть и другие причины, почему подорожали машины:
- Остановка официальных поставок запчастей и расходников
- Рост цен на энергоносители привел к подорожанию аккумуляторов, масел и аксессуаров
- Из-за остановки перелетов усложнилась логистика
Остановилось большинство заводов иностранных производителей на территории России. Закрылся завод Renault в Москве, Toyota в Санкт-Петербурге, свернули производство Mazda, Isuzu, встали в простой мощности KIA/Hyundai, Volkswagen.
Как результат, рынок почти полностью перешел к российским и китайским брендам. Остальные распродавали свои уже ввезенные остатки перед полным уходом с рынка. Такая ситуация сохраняется, от нее зависит, подорожают ли автомобили в 2023 году.
Марки — лидеры по удорожанию
Последний раз Autostat публиковал динамику стоимости на российском рынке еще в августе. Тогда лидеры по удорожанию выглядели так:
- Lada Largus: +56,8%
- Volkswagen Polo: +51,6%
- Hyundai Solaris: +45,2
- Hyundai Creta: +43,1%
- Kia Rio: +41,4%
С тех пор некоторые модели перестали производиться и продаваться в России. В октябре остановился завод «Автотор» в Калининграде, на котором собирались Hyundai и Kia. Меньше всего подорожала Lada Granta, которая с начала года прибавила в цене только 13,3%. На это могло повлиять появление упрощенной комплектации без подушек безопасности и системы ABS.
Среди машин с пробегом лидером роста цены является УАЗ Патриот, который подорожал на 37,2%. За ним следуют:
- Toyota Land Cruiser 200: +21,7%
- Toyota Land Cruiser Prado: +18,2%
- Kia Sportage: +15%
- BMW X3: 14,1%
Это касается только машин возрастом до 5 лет. Автомобили старше подорожали не так сильно: средний прирост в этом сегменте составил 8,5%.
Самые дешёвые автомобили на сегодняшний день
У российских дилеров в декабре можно купить новые машины только российских и китайских брендов. В небольшом количестве салонов доступны остатки прошлых партий иностранных автомобилей. Дополнительно продается несколько моделей, ввозимых по параллельному импорту.
- Lada Granta. Самая дешевая модель, ценник на которую стартует с 678 300 рублей, но у дилеров найти ее дешевле 725 000 не получится. По программе льготного кредитования цену на нее можно снизить на 20%.
- Lada Niva Legend. Самый дешевый внедорожник с ценой от 808 900. Также является упрощенной комплектацией, из которой убрали ABS. Подушек безопасности в ней никогда не было. Показывает рост продаж, производственная линия работает бесперебойно.
- Lada Niva Travel. Еще одна упрощенная модель, доступная по государственной программе кредитования. Стоит от 998 900.
- Chevrolet Spark. Ввозится в Россию по параллельному импорту, является первой из этого списка машиной с полноценной комплектацией. Стоит от 1 049 000 рублей.
- Chevrolet Nexia. Еще одна модель, ввозимая по схеме параллельного импорта. У российских дилеров предлагается от 1 119 000 рублей.
- Lada Vesta. Флагман Автоваза, который стоит от 1 121 900. Фактически у дилеров отсутствуют машины дешевле 1,6 млн. Причина в том, что спрос на эту машину сильно превышает предложение.
- JAC S3. Самая дешевая из китайских моделей на российском рынке. Ценник стартует от 1 269 900. У дилеров может предлагаться сильно дороже.
Это самые бюджетные модели на российском рынке. Есть еще немало китайских моделей, которые стоят дороже, но предлагают больше опций и более богатые комплектации.
Отечественный рынок как альтернатива
АвтоВАЗ в 2022 году тоже столкнулся с проблемами: конвейеры предприятия не единожды останавливались. Это происходило еще в 2021 году, когда автопроизводителю не хватало микросхем, но в 2022 остановки стали чаще и более протяженными.
Отечественная компания, вопреки простоям производственных линий, стала лидером по продажам в отсутствие конкурентов. Всего с января по ноябрь было продано 164 636 машин. Это менее половины продаж за аналогичный период предыдущего года, когда было реализовано 350 714. Самой популярной была самая доступная модель, Granta. За ней следуют Vesta и Largus. В итоге, 40% продаж в России в 2022 составили модели АвтоВАЗа. Это рекордная доля, в последний раз такую цифру можно было наблюдать в 2005 году. Российские машины, наряду с китайскими, остались доступны для покупки, хоть и по более высоким ценам.
Дополнительно начали появляться новые производители, но пока выпуск их моделей является больше инфоповодом для новостей. В Москве на бывшем заводе Renault началась сборка новой версии «Москвича». Он заработал только в декабре и за месяц должен выпустить 600 машин. Это будут перелицованные модели китайского производителя JAC.
В Липецкой области должен начать выпускаться отечественный электромобиль Evolute. За декабрь он может выпустить 2000 машин. В следующем году планируется произвести 10-15 000 машин. Это будут относительно дорогие автомобили по цене 2-3 млн рублей.
Проценты по кредитам
Март стал шоковым месяцем не только для авторынка, но и для сферы автострахования. С ростом ставки Банка России выросли ставки по автокредитам российских банков. Они начали предлагать кредиты под 20-25%. Это заградительные ставки, которые отталкивали покупателей. По итогам января-октября 2022 падение автокредитования составило 41%. На это повлиял и дефицит автомобилей: те, кто готов был взять кредит, не находили подходящего варианта для покупки.
Позже ставка ЦБ была снижена, а ситуация относительно нормализовалась. В декабре ставки пришли в норму. В российских банках можно получить автокредит под 8-11% годовых. Размер ставки Центробанка и коммерческих банков определяет, как подорожают автомобили в 2023 году.
Продолжает действовать программа льготного автокредитования. По ней предлагается скидка на авто 20%, а ставка стартует от 2,4%. Для этого необходимо попасть в одну из категорий, на которые рассчитана программа. На электромобили скидка может достигать 35%.
Прогнозы экспертов по ценам на 2023 год
Большинство экспертов, которые высказывались по ситуации с ценами на автомобили, ждут дальнейшего роста стоимости. Нормализации рынка в обозримой перспективе они ждать не советуют.
Андрей Ольховский, ГК «Автодом»
Эксперт не видит предпосылок к снижению цен, ожидает, что в следующем году они вырастут минимум на 10%. Он связывает это с колебаниями курсов валют и усложнением логистики, которое вызвано санкциями. Будут расти расходы поставщиков и цены на машины. Последние товарные запасы должны быть распроданы в первом квартале 2023, дальше стабильные поставки сохранят только китайские производители.
Алексей Стариков, ГК «Авилон»
Ждет, что дефицит продолжится и машины подорожают в 2023 году. Параллельный импорт дает некоторые положительные результаты, но не может полностью закрыть все потребности. Нехватка товара будет главным трендом отрасли и в 2023 году.
Андрей Томышев, Группа компаний Б1
Эксперт уверен, что нынешняя ситуация является крайне сложной, сохраняется много рисков дальнейшей изоляции России, падения доходов и объемов производства. Но в следующие годы авторынок может вернуться к хорошим показателям 2018-2019 годов. Все будет зависеть от усилий производителей и того, как скоро они смогут наладить выпуск новых машин. Свою роль сыграет и интерес к российскому рынку китайских производителей.
Томышев считает достижимыми планы Минпромторга довести выпуск машин до отметки в 1,6 млн штук к 2026 году. Но в 2023 этого не случится, краткосрочно эксперт ставит на сохранение дефицита.
Стоит ли сейчас приобретать авто
В 2023 году факторы, толкающие цены на автомобили вверх, никуда не денутся. Основной причиной является уход производителей и импортеров. Отправлять машины в Россию производителям в нынешних условиях тоже не интересно. Без официального сервиса они не будут давать многолетний дополнительный доход. Поэтому цены будут расти и дальше.
Если в машине есть острая необходимость, то купить ее лучше сейчас, так как впереди цены ждет только рост. В 20-х числах декабря рубль начал дешеветь относительно юаня, доллара и евро, что будет делать машины еще дороже. Также в ближайшее время будут исчерпаны последние складские запасы европейских, корейских и японских автомобилей.
Если торопиться некуда, то лучше покупку машины отложить. Сейчас автомобили в России неоправданно дорогие. Есть шанс нормализации геополитической обстановки и налаживания производства, что может толкнуть цены вниз.
При покупке для максимальной экономии лучше использовать имеющиеся меры поддержки. Льготные автокредиты могут дать хорошую скидку, которая не будет лишней, учитывая, на сколько подорожали автомобили в 2022.
Итоги
Российский автомобильный рынок находится в сложном положении, нельзя прогнозировать даже приблизительное развитие событий. При принятии решения нужно учитывать кризисную ситуацию в экономике и, если уверенности в будущем нет, то лучше пока повременить с покупкой автомобиля.
Автоэксперты о том, нужно ли срочно покупать иномарку: «BMW и Hyundai придется сказать »прощай! », наш рынок займет китайский автопром»
АвтоВАЗ уже взвинтил цены на новые машины. В среднем каждая модель подорожала на 147 тысяч рублей.
Новые экономические реалии — тема номер один в последние дни. Как жить дальше, что делать со сбережениями, закупаться впрок или повременить — все эти вопросы не дают покоя россиянам.
Как минимум сейчас самое время использовать промокоды на запчасти и товары для авто .
А тем временем, санкционное давление ощущается все сильнее. Если с продуктами питания перебоев не будет — спасибо импортозамещению — то автомобильный рынок начнет лихорадить совсем скоро.
«С таким курсом, если есть сбережения в рублях, могу дать только такой совет: купите новую машину. Не пользуйтесь ей. Через пару месяцев продадите сильно дороже — крупнейшие концерны ввозить автомобили не будут как мы помним», — написала в своем Телеграм-канале «Кровавая барыня» Ксения Собчак.
Проблемы с поставками иномарок начались с приходом пандемии. Но тогда влияние оказывали закрытые границы, теперь решение не сотрудничать с российскими рынками принимают лично автоконцерны. За последние пару суток приостановили поставки машин и запчастей Audi, Mercedes, BMW, Chevrolet, Opel, Volkswagen, Skoda, Porsche и Jaguar, Land Rover, Peugeot, Citroen. Под большим вопросом поставки корейских Hyundai. Но пока об уходе с российского рынка не заявил никто.