чем является (препятствие) на дороге &
Препятствием не является, сигналь чтобы уступил. Определение препятствия,: «Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т. п. ) , не позволяющий продолжить движение по этой полосе. Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил. «, на чем хочу заострить внимание, на: «Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил. «, а именно, на: «транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил. «, т. е если авто остановилось не по правилам, ТО ЭТО ПРЕПЯТСТВИЕ. и объезд через сплошную 1.1 не является нарушением!
Препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
Определение понятия «препятствие» по ПДД. Виды препятствий на дороге. Какие препятствия обгоняем, а какие объезжаем
Каждый водитель хотя бы раз в жизни сталкивался с препятствием на дороге. Под данным понятием подразумевается неподвижный объект, наличие которого на проезжей части делает невозможным дальнейшее движение в необходимом направлении. Согласно ПДД, препятствия в большинстве случаев необходимо объезжать. Однако делать это нужно таким образом, чтобы не нарушить Правила дорожного движения и избежать административной ответственности в виде денежного штрафа или изъятия водительского удостоверения.
Определение
В ПДД препятствие — это транспортное средство (как поврежденное в результате ДТП, так и неисправное), участок дороги с выраженными дефектами и иные посторонние объекты, наличие которых на проезжей части не позволяет водителю продолжить перемещаться в нужном ему направлении. Данное понятие несколько размыто. В связи с этим не все водители четко понимают, что является по ПДД препятствием на дороге, а что нет.
- Транспортное средство. Человек, управляющий автомобилем, может совершить вынужденную остановку в связи с возникновением какой-либо технической неисправности.
- Дефект полотна. Наиболее ярким примером являются глубокие ямы на дорогах.
- Дерево, которое упало на проезжую часть и делает невозможным проезд автомобилей в нужном направлении.
- Животные. Примером являются туши, сбитые другими водителями.
- Ограждения. Подобные конструкции устанавливаются во время проведения ремонта дорог. Нередко препятствием становятся специальные транспортные средства, не обозначенные соответствующими знаками и световыми сигналами (вечером или ночью). В период проведения ремонта дорог на проезжей части иногда можно увидеть и строительные материалы. При отсутствии соответствующих знаков они также считаются препятствием.
Регламентирующими документами являются ПДД и Кодекс об административных правонарушениях.
Некоторые водители интересуются тем, какие препятствия обгоняем, а какие объезжаем. Однако данный вопрос некорректен. Важно помнить о том, что, согласно ПДД, препятствие — это неподвижный объект. Его можно только объехать. Но сделать это нужно так, чтобы не совершить серьезное нарушение.
Что не является препятствием
Согласно ПДД, к этой категории не относится затор на дороге, а также любое транспортное средство, которое совершило остановку на полосе в соответствии с 12 разделом правил. Например, если около края проезжей части припарковались 2 мотоцикла без бокового прицепа в два ряда — это не нарушение ПДД. Препятствием они не являются даже в том случае, если они затрудняют проезд по полосе.
Иная ситуация с транспортным средством, которое остановилось не в соответствии с действующими правилами. В этом случае автомобиль считается препятствием. Примером является транспортное средство, остановившееся так, что между ним и сплошной линией разметки расстояние составляет менее 3 метров.
Непреодолимое препятствие
Непосредственно в ПДД такого понятия нет. Однако это то, что можно считать на дороге препятствием. Но при этом его невозможно объехать ни справа, ни слева (то есть ни по полосе встречного движения, ни по обочине). В подобных ситуациях водитель может продолжить движение в нужном направлении только после того, как объект, выступающий в роли непреодолимого препятствия, переместится с проезжей части.
Существует еще один вариант развития событий. Согласно ПДД, препятствие можно не объезжать. Водителю допускается осуществить разворот и построить альтернативный маршрут, но только в том случае, если данный маневр не запрещен знаками или разметкой.
Правила объезда
Как было упомянуто выше, существует несколько видов препятствий на дороге. При этом их практически невозможно преодолеть, не нарушив действующие правила. Значит объезд должен быть осуществлен таким образом, чтобы в худшем случае водителю грозила административная ответственность в виде штрафа минимального размера.
Если препятствие на дороге создано искусственным образом (примером являются конструкции, установленные в зоне проведения ремонтных работ), на данном участке должны находиться специальные знаки (их изображение представлено ниже).
Символы указывают водителю на то, с какой стороны ему необходимо перемещаться. Например, если установлен дорожный знак «Объезд препятствия слева», человек, управляющий транспортным средством, обязан пересечь проблемный участок только с указанной стороны. При этом не нужно обращать внимание на разметку. Это обусловлено тем, что знаки имеют преимущество перед линиями, нанесенными на дорожное полотно и имеющими как постоянный, так и временный характер. Если водитель объедет препятствие в соответствии с указаниями знака, он избежит административной ответственности.
Если никаких символов не установлено, необходимо оценить дорожную ситуацию. Первоначально нужно удостовериться в том, что неподвижный объект действительно является препятствием. Для оценки сложившейся ситуации следует остановиться на обочине (что указано в ПДД).
Если объект является препятствием, водителю нужно попытаться освободить проезжую часть самостоятельно или с помощью третьих лиц. Если это невозможно, необходимо его объехать с максимальной осторожностью. В это время опасность как для водителя, так и для иных участников должна быть минимальной.
Если проезжая часть имеет несколько полос, предназначенных для движения в попутном направлении, нужно просто перестроиться на соседний свободный ряд. Это не будет считаться нарушением действующих правил. Важно лишь при этом не выехать на встречный ряд.
Особенности объезда вне населенных пунктов и в них
Правила преодоления препятствия в городах/поселках и за их границами отличаются незначительно. В населенных пунктах водители вправе занимать любую свободную полосу и перестраиваться при необходимости в другую. Таким образом, препятствие можно объехать, переместившись в другой ряд попутного направления.
Вне населенных пунктов движение разрешено по крайней правой полосе. После преодоления препятствия по другим водитель обязан перестроиться в изначальный ряд.
Объезд по обочине
Данная ситуация не выделена в отдельное правонарушение в ПДД. Объезд препятствия по обочине запрещен, равно как и движение по ней. Другими словами, водителю, который использовал данный участок для преодоления неподвижного объекта, грозит в обоих случаях административная ответственность в одинаковом размере.
Согласно ПДД, по обочинам могут осуществлять движение только гужевые повозки. Но при этом они не должны создавать помех пешеходам.
Объезд по полосе встречного движения
Противоположные направления разделяются одинарной или двойной сплошной линиями разметки. Согласно ПДД, пересекать их категорически запрещено. В этом правиле исключений нет. Пересечение сплошной линии разметки во всех случаях влечет за собой наложение административной ответственности. Если водитель докажет инспектору ГИБДД, что выезд на встречную полосу был вынужденной мерой, связанной с преодолением неподвижного объекта, уполномоченное лицо может смягчить наказание.
Таким образом, объезд препятствия через сплошную линию разметки также связан со штрафными санкциями.
Порядок действий при наезде на неподвижный объект
Данная ситуация признается дорожно-транспортным происшествием, если водитель, пассажиры, пешеходы или другие лица погибли или получили травмы. Кроме того, наезд на препятствие является ДТП, если в результате автомобиль получил повреждения.
Порядок действий в данной ситуации:
- Остановить немедленно транспортное средство. Включить аварийную сигнализацию, выставить соответствующий знак.
- Покинуть транспортное средство. Оценить сложившуюся ситуацию (есть ли погибшие или раненые, уровень материального ущерба).
- При наличии пострадавших вызвать бригаду медиков. Оказать первую помощь раненым.
- Вызвать сотрудников ГИБДД.
- Если состояние раненого человека крайне тяжелое, необходимо доставить его на попутном транспорте в ближайшее медицинское учреждение. Водитель в этом случае может покинуть место ДТП, чтобы отвезти пострадавшего в больницу на своем автомобиле. Но после этого он должен вернуться.
- Разрешено освободить дорогу, если в результате ДТП значительно затруднилось движение других транспортных средств. Но перед этим необходимо зафиксировать все, что имеет отношение к данному дорожно-транспортному происшествию. Это можно сделать с помощью видео- или фотокамеры.
- Записать имена, контакты и адреса проживания очевидцев.
- Оставаться на месте и дожидаться бригаду скорой помощи и сотрудников полиции.
Если вред нанесен только автомобилю, проезжую часть нужно попытаться освободить. Предварительно также необходимо зафиксировать все ключевые особенности ДТП. После этого нужно вызвать сотрудников ГИБДД и эвакуатор (если невозможно убрать транспортное средство с дороги собственными силами).
Создание помехи: препятствие или нет?
Данное определение встречается в ПДД в разных значениях. Вопреки распространенному мнению, создание помехи — это не препятствие. Ярким примером является ситуация, когда обгоняемое транспортное средство увеличивает скорость, смещается левее и пр. Это препятствие лишь для совершения маневра. Ни один участник движения в данной ситуации не является неподвижным объектом.
Если остановил инспектор ГИБДД
Сразу после объезда препятствия водителя может остановить сотрудник полиции. Дальнейшее развитие событий во многом зависит от действий человека, управляющего транспортным средством.
Водителям рекомендуется придерживаться следующей схемы поведения:
- Попросить инспектора ГИБДД предъявить удостоверение.
- В доступной и спокойной форме объяснить уполномоченному лицу, что противоправное действие носило вынужденный характер. Обратить его внимание на тот факт, что в месте нахождения препятствия отсутствуют знаки. Кроме того, водитель вправе поинтересоваться, почему неподвижный объект не был устранен или не были установлены соответствующие символы.
- Внимательно изучить составленный протокол и схему дорожно-транспортного происшествия. Инспектор ГИБДД обязан отразить в документах факт наличия на проезжей части препятствия. В графе «Объяснения лица» водитель может описать свое видение сложившейся ситуации.
- Зафиксировать участок дороги с находящимся на нем препятствием. Это можно сделать с помощью любого устройства, поддерживающего режим фото и видео. Кроме того, рекомендуется зафиксировать способы преодоления препятствия другими водителями.
- В течение 10 дней нужно обжаловать полученное постановление об административном правонарушении.
При грамотном подходе существует большая вероятность того, что водитель избежит наказания или на него будет возложен штраф в минимальном размере.
Административная ответственность
Согласно КоАП, выезд на встречную полосу через сплошную линию разметки даже при объезде препятствия запрещен. Но в этом случае учитывается наличие неподвижного объекта, то есть водителя не лишают прав. Штраф в этом случае составляет 1000-1500 рублей.
Объезд препятствия по обочине также запрещен, если отсутствуют соответствующие знаки. В данной ситуации размер штрафа также составляет от 1000 до 1500 рублей.
Если на дороге, например, ведутся ремонтные работы, при этом установлены знаки, необходимо ехать в направлении, указанном на них. В противном случае водителю придется заплатить штраф 500 рублей.
В заключение
Согласно ПДД, препятствие — это неподвижный объект, наличие которого на проезжей части затрудняет дальнейшее движение в выбранном направлении. Каждый водитель должен знать, как его объезжать, чтобы избежать административной ответственности или «отделаться» штрафными санкциями в минимальном размере.
Что является препятствием на дороге
ПДД РФ, 1. Общие положения
1.1. Настоящие Правила дорожного движения <*> устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
<*> В дальнейшем — Правила.
1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:
«Автомагистраль» — дорога, обозначенная знаком 5.1 <*> и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии — дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
<*> Здесь и далее приводится нумерация дорожных знаков согласно Приложению 1.
«Автопоезд» — механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, которое имеет по крайней мере два колеса и приводится в движение как правило мускульной энергией лиц, находящихся на этом транспортном средстве, при помощи педалей или рукояток и может также иметь электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 0,25 кВт, автоматически отключающийся на скорости более 25 км/ч.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Велосипедист» — лицо, управляющее велосипедом.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Велосипедная дорожка» — конструктивно отделенный от проезжей части и тротуара элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаком 4.4.1.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
В соответствии с изменениями, внесенными Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769 знаки: «Велосипедная зона» и «Конец велосипедной зоны» имеют номера 5.39 и 5.40 соответственно.
«Велосипедная зона» — территория, предназначенная для движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 04.12.2018 N 1478; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
«Вынужденная остановка» — прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
«Гибридный автомобиль» — транспортное средство, имеющее не менее 2 различных преобразователей энергии (двигателей) и 2 различных (бортовых) систем аккумулирования энергии для целей приведения в движение транспортного средства.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
«Главная дорога» — дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 — 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Дневные ходовые огни» — внешние световые приборы, предназначенные для улучшения видимости движущегося транспортного средства спереди в светлое время суток.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Дорога» — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
«Дорожное движение» — совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Железнодорожный переезд» — пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.
«Маршрутное транспортное средство» — транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Механическое транспортное средство» — транспортное средство, приводимое в движение двигателем. Термин распространяется также на любые тракторы и самоходные машины. Термин не распространяется на средства индивидуальной мобильности и велосипеды.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Мопед» — двух- или трехколесное механическое транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, имеющее двигатель внутреннего сгорания с рабочим объемом, не превышающим 50 куб. см, или электродвигатель номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки более 0,25 кВт и менее 4 кВт. К мопедам приравниваются квадрициклы, имеющие аналогичные технические характеристики.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.10.2014 N 1097)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Мотоцикл» — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см или максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч. К мотоциклам приравниваются трициклы, а также квадрициклы с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, имеющие ненагруженную массу, не превышающую 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрических транспортных средств), и максимальную эффективную мощность двигателя, не превышающую 15 кВт.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 N 1097)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Населенный пункт» — застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.23.1 — 5.26.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Недостаточная видимость» — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.
«Обгон» — опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).
(в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Обочина» — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки 1.2, используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 767; в ред. Постановлений Правительства РФ от 28.06.2017 N 761, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Обучающий вождению» — педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, квалификация которого отвечает квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам (при наличии), обучающий управлению транспортным средством.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)
«Обучающийся вождению» — лицо, проходящее в установленном порядке соответствующее профессиональное обучение в организации, осуществляющей образовательную деятельность и реализующей основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, имеющее первоначальные навыки управления транспортным средством и освоившее требования Правил.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 20.12.2019 N 1734)
«Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Опасность для движения» — ситуация, возникшая в процессе дорожного движения, при которой продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу возникновения дорожно-транспортного происшествия.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
«Опасный груз» — вещества, изделия из них, отходы производственной и иной хозяйственной деятельности, которые в силу присущих им свойств могут при перевозке создать угрозу для жизни и здоровья людей, нанести вред окружающей среде, повредить или уничтожить материальные ценности.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, в ред. Постановления Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Опережение» — движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Организованная перевозка группы детей» — перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 23.12.2017 N 1621)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Организованная транспортная колонна» — группа из трех и более механических транспортных средств, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами в сопровождении головного транспортного средства с нанесенными на наружные поверхности специальными цветографическими схемами и включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 767)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Организованная пешая колонна» — обозначенная в соответствии с пунктом 4.2 Правил группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.
«Остановка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
«Островок безопасности» — элемент обустройства дороги, разделяющий полосы движения (в том числе полосы для велосипедистов), а также полосы движения и трамвайные пути, конструктивно выделенный бордюрным камнем над проезжей частью дороги или обозначенный техническими средствами организации дорожного движения и предназначенный для остановки пешеходов при переходе проезжей части дороги. К островку безопасности может относиться часть разделительной полосы, через которую проложен пешеходный переход.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Островок направляющий» — элемент обустройства автомобильной дороги, расположенный на одном уровне с проезжей частью либо приподнятый над ней и обеспечивающий благоприятные условия разделения и слияния транспортных потоков.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
«Парковка (парковочное место)» — специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 23.07.2013 N 621)
«Пассажир» — лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.01.2001 N 67)
«Перекресток» — место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие средство индивидуальной мобильности, велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.03.2014 N 221, от 24.11.2018 N 1414, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Пешеходная дорожка» — обустроенная или приспособленная для движения пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, обозначенная знаком 4.5.1.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Пешеходная зона» — территория, предназначенная для движения пешеходов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33 и 5.34.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
«Пешеходная и велосипедная дорожка (велопешеходная дорожка)» — конструктивно отделенный от проезжей части элемент дороги (либо отдельная дорога), предназначенный для раздельного или совместного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, и обозначенный знаками 4.5.2 — 4.5.7.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 22.03.2014 N 221; в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Пешеходный переход» — участок проезжей части, трамвайных путей, обозначенный знаками 5.19.1, 5.19.2 и (или) разметкой 1.14.1 — 1.14.3 <*> и выделенный для движения пешеходов через дорогу. При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.19.1 и 5.19.2.
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 14.12.2005 N 767, от 14.11.2014 N 1197, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
<*> Здесь и далее приводится нумерация дорожной разметки согласно приложению 2.
«Полоса движения» — любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.
«Полоса для велосипедистов» — полоса проезжей части, предназначенная для движения на велосипедах и мопедах, отделенная от остальной проезжей части горизонтальной разметкой и обозначенная знаком 5.14.2.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 02.04.2015 N 315)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Преимущество (приоритет)» — право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
«Препятствие» — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 10.05.2010 N 316)
«Прилегающая территория» — территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 25.09.2003 N 595)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Прицеп» — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
«Проезжая часть» — элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств.
«Разделительная полоса» — элемент дороги, выделенный конструктивно и (или) с помощью разметки 1.2, разделяющий смежные проезжие части, проезжую часть и трамвайные пути либо отделяющий полосы для маршрутных транспортных средств и (или) полосы для велосипедистов от остальных полос движения в пределах одной проезжей части и не предназначенный для движения и остановки транспортных средств.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Разрешенная максимальная масса» — масса снаряженного транспортного средства с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой. За разрешенную максимальную массу состава транспортных средств, то есть сцепленных и движущихся как одно целое, принимается сумма разрешенных максимальных масс транспортных средств, входящих в состав.
«Регулировщик» — лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения с помощью сигналов, установленных Правилами, и непосредственно осуществляющее указанное регулирование. Регулировщик должен быть в форменной одежде и (или) иметь отличительный знак и экипировку. К регулировщикам относятся сотрудники полиции и военной автомобильной инспекции, а также работники дорожно-эксплуатационных служб, дежурные на железнодорожных переездах и паромных переправах при исполнении ими своих должностных обязанностей. К регулировщикам также относятся уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности, исполняющие обязанности по досмотру, дополнительному досмотру, повторному досмотру, наблюдению и (или) собеседованию в целях обеспечения транспортной безопасности, в отношении регулирования дорожного движения на участках автомобильных дорог, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1442 «Об определении участков автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромов, посадочных площадок, а также обеспечивающих функционирование транспортного комплекса зданий, сооружений и помещений для обслуживания пассажиров и транспортных средств, погрузки, разгрузки и хранения грузов повышенной опасности и (или) опасных грузов, на перевозку которых требуется специальное разрешение, являющихся объектами транспортной инфраструктуры, и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.01.2001 N 67, от 06.10.2011 N 824, от 04.12.2018 N 1478, от 06.10.2022 N 1769)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Средство индивидуальной мобильности» — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 06.10.2022 N 1769)
«Стоянка» — преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или разгрузкой транспортного средства.
«Темное время суток» — промежуток времени от конца вечерних сумерек до начала утренних сумерек.
«Транспортное средство» — устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
«Тротуар» — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.03.2014 N 221)
(см. текст в предыдущей редакции)
«Уступить дорогу (не создавать помех)» — требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.
«Участник дорожного движения» — лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.
«Школьный автобус» — специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 02.11.2015 N 1184)
«Электромобиль» — транспортное средство, приводимое в движение исключительно электрическим двигателем и заряжаемое с помощью внешнего источника электроэнергии.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 12.07.2017 N 832)
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
1.4. На дорогах установлено правостороннее движение транспортных средств.
1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.
Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лицо, создавшее помеху, обязано принять все возможные меры для ее устранения, а если это невозможно, то доступными средствами обеспечить информирование участников движения об опасности и сообщить в полицию.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 06.10.2011 N 824)
(см. текст в предыдущей редакции)
1.5(1). Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 17.05.2014 N 455.
(см. текст в предыдущей редакции)
1.6. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.
Объезд препятствия на дороге – штраф или лишение?
Для справки. Наказания за выезд на полосу встречного движения регламентируют две статьи Кодекса об административных правонарушениях (КоАП). Пожалуй, их стоит процитировать:
12.15 Часть 3. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от 1 000 до 1 500 рублей.
12.15 Часть 4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Но тут стоит определить, что такое препятствие. Снова обратимся к законодательству, а именно к пункту 1.2 Правил дорожного движения:
"Препятствие" – неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.
Таким образом, автобус, высаживающий пассажиров, автомобильная пробка, небольшая неровность или выбоина на дороге, лужа, осколки стекла и даже ползающий пьяный пешеход препятствием никоим образом не являются!
Препятствиями могут быть:
*ограждения в связи с дорожными работами;
*провал или яма на дороге;
*машина с выставленным аварийным знаком;
*упавшее дерево и тому подобное;
*прочие предметы, которые не позволяют проехать.
Когда на ограждениях, установленных на все полосы попутного направления, размещены предписывающие знаки направления объезда, то действовать строго их указаниям. В остальных случаях, пропустив машины, объехать препятствие по обочине, а если это невозможно, то, применяя меры предосторожности, можно объехать по встречной полосе движения.
Итак, вы все сделали правильно, пропустили встречный поток машин и объехали препятствие по встречной, так как не было возможности сделать это справа из-за искусственного ограждения. Но тут откуда ни возьмись появляется инспектор ДПС и собирается на вас составить протокол, вменяя вам выезд на встречную. Это называется "развод". Ни о каком лишении водительского удостоверения речи быть не может.
Ваши действия?
Первое: потребуйте у инспектора предъявить служебное удостоверение и зафиксируйте его данные.
Второе: заявите инспектору, что вы совершили вынужденный выезд на встречную (обочину) из-за препятствия и отсутствия возможности другого варианта объезда. И заодно спросите у инспектора, почему им не принимаются все необходимые меры для организации маршрута объезда возникшего препятствия, как того требует статья 49 приказа № 185 МВД РФ, а вместо этого он прячется в засаде. Налицо полная бездейственность со стороны инспекторов ГИБДД.
И, наконец, третье: заявите инспектору, что все его действия вы обжалуете через прокуратуру и суд, а сейчас вы намерены позвонить по телефону 102 и сообщить о его бездействии. Требуйте составления протокола, составления подробной схемы места нарушения, сфотографируйте место, где создана помеха и где "играл в прятки" инспектор.
Если инспектор все же составил протокол, то в графе объяснения лица пишем:
"По встречной полосе (или обочине) я не двигался, а использовал часть дороги встречного движения для объезда препятствия, так как другого пути объехать не было. Инспектор проявил полное бездействие в организации объезда препятствия. Требую помощи адвоката. Инспектор отказался составить схему нарушения. Имею видеозапись с регистратора движения". (При наличии таковой.)
И в 10-дневный срок отправляйте заявление сразу в суд с требованием обжаловать вынесенное в ваш адрес постановление.
Наказание за объезд препятствия:
Даже если у вас не было выбора, объезд препятствия с нарушением ПДД карается штрафом. Увы, таковы реалии нашего законодательства. В Правилах дорожного движения вообще никак не объяснено, что нужно делать, если на дороге перед вами лежит дерево, стоит аварийная машина или любое другое препятствие, которое можно объехать только по "встречке". Нет ни соответствующего пункта, ни даже термина "Объезд".
Действуя строго по букве закона, нужно остановиться и подождать, пока препятствие кто-то уберет.
И все-таки есть пункты, косвенно касающиеся нашего случая:
п.9.2 ПДД. "На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения…";
п.15.3. Движение через ж/п: "Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства".
Таким образом, если автомобиль выполняет смену полосы движения в связи с тем, что полоса чем-то или кем-то заблокирована, то его маневр может рассматриваться как объезд. Во всех остальных случаях, т.е. если на полосе движения присутствует какая-то активность в виде движущегося транспортного средства, маневр можно расценивать как опережение или как обгон.
Итак, есть четыре ситуации, в которых ПДД запрещает объезд:
1. Объезд с выездом на полосу встречного движения на четырех- или более полосной дороге;
2. Объезд на трехполосной дороге с выездом на крайнюю левую полосу;
3. Объезд с выездом на полосу встречного движения перед железнодорожным переездом;
4. Объезд с пересечением сплошной линии разметки, причем даже если она разделяет попутные полосы.
Итак, за объезд препятствия в нарушение ПДД вам грозит три варианта наказания:
1. Если вы пересекли для объезда сплошную линию разметки, то это штраф 500 рублей (КоАП, 12.16 часть 1);
2. Если вы объехали препятствие по обочине или по левой полосе 3-полосной (или более широкой) дороги при отсутствии интенсивного движения, то штраф 1 500 рублей (КоАП, 12.15 часть 1);
Если вы выехали на встречную полосу, то штраф 1 000 — 1 500 рублей (КоАП, 12.15 часть 3).
Что в итоге?
Как ни парадоксально, но в дилемме "обочина или "встречка" дешевле выбрать встречную полосу, потому что минимальный штраф 1 000 рублей против 1 500, а если вы не имели другого выхода и не числитесь злостным нарушителем, то вполне можете претендовать на нижнюю планку.
Источник