Как правильно хранить моторное масло и какой срок годности у моторного масла?
Уверены, немногие автолюбители задумываются, как правильно хранить масло. Купили в канистре, в канистре и храним, а в гараже, дома или в багажнике — это дело личное.
Но моторное масло — такой же продукт, как и содержимое наших холодильников. Как любой продукт питания, оно имеет свой срок годности и свои условия хранения. И если испорченные продукты могут навредить вашему организму, испорченное масло может нанести серьeзный урон двигателю или иным узлам и агрегатам.
Обо всeм по порядку.
Что говорит ГОСТ?
Существующий ГОСТ 1510-84 наиболее полно регламентирует правила упаковки, маркировки, перевозки и хранения нефти и нефтепродуктов — масла в том числе. Приведeм наиболее важные выдержки о хранении.
Пункты 4.5 и 4.9 дают вполне прямые советы: «нефть и нефтепродукты следует хранить в отдельных резервуарах, исключающих попадание в них атмосферных осадков и пыли».
И далее — «нефтепродукты в таре следует хранить под навесом или на площадке, защищeнной от действия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков». К этим пунктам мы ещe вернeмся, но подробнее и с наглядными примерами.
Срок годности моторного масла
В открытой таре моторное масло рекомендуется хранить не более 3 лет со дня вскрытия тары при соблюдений условий хранения.
Как хранить моторное масло?
Следующий набор простых правил поможет вам не только сохранить масло, но и быть уверенным в его эксплуатационных характеристиках:
- Храните масло закрытым. Это минимизирует возможный контакт масла с воздухом и поможет избежать окисления. Идеально, если масло хранится в заводской канистре, закрыто или вовсе не распечатано.
- Не допускайте попадания солнечного света. Современные канистры для масла хорошо защищены от солнечных лучей, но даже в этом случае найдите тeмное место для хранения.
- Соблюдайте температурный режим. Диапазон температур для хранения масла — от 18 до 40 градусов по Цельсию, идеальный показатель — около 22 градусов.
- Берегите от воды. Если в масло попала хотя бы капля воды, его придeтся утилизировать, поскольку процесс образования нерастворимых частиц прервать не получится.
- Защищайте от грязи. В масло не должен попасть никакой посторонний мусор. «Грязное» масло будет оставлять задиры на трущихся элементах, что быстро выведет из строя механизм.
Хранение в зимних условиях
Зимнее хранение масла добавляет несколько важных правил в уже перечисленные:
- Не допускайте резких перепадов температур. Старайтесь поддерживать постоянную температуру воздуха вокруг канистры: уже описанные 22-24 градуса. Замораживать масло категорически запрещено: структура масла при сильных заморозках изменится на молекулярном уровне, комплекс присадок может расслоиться, и последствия от использования такого масла непредсказуемы;
- Если собираетесь использовать масло, долго стоявшее на холоде, — взболтайте канистру перед использованием, чтобы жидкость перемешалась и не было осадка.
Чем опасно просроченное моторное масло?
С истечением срока годности моторное масло теряет свои свойства, из-за чего больше не может поддерживать нормальную работу двигателя.
Вот лишь основные параметры, которые меняются при долгом хранении смазочного материала:
- Увеличение количества золы. Из-за распада присадок увеличивается зольность масла, что, в свою очередь, ухудшает работу свечей накаливания, повышает склонность к калильному зажиганию (неуправляемый процесс воспламенения смеси в цилиндре) и прогару поршней.
- Вязкость. Чем дольше хранится масло, чем сильнее изменяется его вязкость, причeм как в большую, так и в меньшую сторону, в зависимости от состава.
- Набор присадок. Ряд присадок в масле имеют ограниченный срок годности, по истечении которого они могут работать некорректно или не работать вовсе, а также видоизменяться: менять удельный вес, температуру замерзания, кинематическую вязкость и другие параметры.
Признаки просроченного моторного масла
Чтобы определить, просрочен ли продукт, достаточно первичного осмотра:
- Выпадение осадка. Визуально вы легко сможете отличить, допустимый это осадок (едва заметный), или опасный — крупнодисперсный. Если выпала пыль наподобие муки — всe в пределах нормы. Если же осадок в виде отдельных кусочков, пусть даже размером около миллиметра — масло, скорее всего, испорчено.
- Слоистость и пузыри. Если масло расслоилось, проявился неравномерный окрас или пузырьки воздуха — продукт испорчен. Лучший способ убедиться в своих догадках: перелить небольшую часть масла в чистую прозрачную eмкость. Все дефекты будут хорошо заметны на просвет; в непрозрачных канистрах или бочках такие нюансы разглядеть гораздо сложнее.
Как быть с отработанным маслом?
Если вы обслуживаете автомобиль на СТО, то этот вопрос на себя возьмeт автосервис. У дилера, как и у любого авторитетного автосервиса, есть договорeнности о вывозе отработанных жидкостей в соответствующие компании по приeму и переработке.
При самостоятельной замене масла цепочка действий немного удлиняется.
Отработанное масло необходимо слить в герметичную канистру, беречь от попадания солнечных лучей и высокой температуры — точь в точь как в случае долгосрочного хранения. Не допускайте попадания в eмкости с «отработкой» воды: при долгом хранении там может появиться плесень.
Далее существует несколько путей «второй жизни» отработанного масла: рассмотрим их подробнее.
Переработка. В крупных городах существуют заводы по переработке, где из «старых» масел выделяют базовые масла, которые могут повторно использоваться. Главная сложность для простого автолюбителя: принимают «отработку» в больших количествах: от 50 литров. Средний автомобилист накопит такой объeм после 7-10 лет владения автомобилем!
Правда, на этом можно немного заработать: цены за литр сданной «отработки» колеблются в пределах 5-10 рублей.
Утилизация. Есть компании, которые занимаются утилизацией промышленных отходов, в том числе и всевозможных жидкостей. В этом методе больше неприятных сторон:
- вам самим придeтся платить за утилизацию;
- компании чаще всего не работают с частниками и малыми объeмами.
Сегодня этот процесс актуален только в том случае, если оборудование отвечает установленным экологическим нормам, а компания имеет соответствующее лицензирование.
Бытовое применение. Если в вашей семье есть автолюбители со стажем, то вы знаете, как может пригодиться отработанное масло. Представляем самые популярные места и способы применения.
Какой срок годности у моторного масла? Как правильно его хранить?
Как моторное масло переносит температуру ниже 0 градусов?
Сколько можно хранить моторное масло без потери его качества?
Средний срок годности всех видов моторного масла равняется пяти-шести годам, хранение должно осуществляется в надежной не пропускающей свет таре, в сухом прохладном месте где на нашу тару не будут попадать солнечные лучи, при таких условиях хранения масло будет пригодно в течении пяти-шести лет, но и после этого срока оно может быть вполне пригодным к использованью, но конечно же, желательно не использовать такое просроченное моторное масло.
Согласно всё ещё действующему советскому ГОСТу 20799-88 Масла индустриальные. Технические условия, срок хранения данного вида смазочных материалов составляет 5 лет. Относительно же срока годности, как в сём нормативно-правовом документе, так и в государственном стандарте 1510-84 Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение, данные отсутствуют.
Поэтому, исходя из собственного опыта, могу сказать, что оные смазочные материалы имеют срок годности не менее 15 лет (именно столько масла И-12А, и И-20А хранятся у меня на даче в неотапливаемой кладовой, помещённые в герметично закрытые металлические ёмкости ).
Конечно же при понижении температуры ниже 0 градусов моторные масла становятся значительно более вязкими, однако всё ещё успешно выполняют свою главную функцию и все машины и механизмы, где они используются работают вполне надёжно.
Самым важным фактором для срока хранения моторного масла, является его правильное хранение, чем больше перепадов температуры, тем меньше времени оно хранится.
Хранить моторное масло надо при температуре не больше + 20, в хорошо проветриваемых помещениях, без попадания туда прямых солнечных лучей. Наиболее оптимальный вариант это заводская тара(канистра или бочка), с плотно закрученной крышкой.
Масло категорически запрещено замораживать, при переливании из одной тары в другую необходимо проверить чистоту новой тары.
Именно при таком хранении. масло может находится у вас и не терять своих свойств в течении 3-5 лет. Но обязательно прочитайте срок хранения на упаковки, некоторые виды масел быстро могут стать не пригодны.
Для новых двигателей, вообще требуется "свежее" масло. Даже при правильном хранении через пять лет, можете утилизировать все не использованное масло , если тара была вскрыта то срок хранения сильно уменьшился.
Какой реальный срок годности моторного масла?
Какой срок годности у моторного масла? Данный вопрос возникает у автолюбителей, которые привыкли приобретать расходные материалы к своим машинам про запас. А также, когда покупка масла, количество которого превышает одну заливку, происходит по акции. При этом использоваться купленная про запас канистра (две, три) масла будет через год (два, три). А что делать, если к этому времени срок годности масла подойдет к концу? Можно ли будет его использовать? Не нанесет ли оно вред мотору? Разберемся в данном вопросе.
Начнем с того, что любое моторное масло есть сложный по химическому составу продукт, компоненты которого составляют находящуюся в равновесии систему. До тех пор пока на нее не оказывается воздействие (масло не работает) заметного снижения эксплуатационных свойств и качеств масла не происходит. Длительность данного периода времени (читай срок хранения масла), определяет производитель смазочного материала. Гарантийный срок хранения масла указан на этикетке, которая наклеена на канистру или бочку, а также прописан в паспорте товара, который выдается на каждую произведенную партию. Данный документ (копия) должен быть у всех продавцов, которые легально торгуют товаром.
Например, компания ROLF Lubricants GmbH для своих смазочных материалов устанавливает гарантийный срок хранения моторных масел равный пяти годам с даты их производства. О чем говорит эта цифра? О том, что в течение данного срока масло, находящееся в закрытой (акцентируем на этом внимание) заводской таре (канистре или бочке), не потеряет свои свойства и качества. То есть даже спустя пять лет оно будет работать также эффективно, как и то, которое только что попало в канистру / бочку на заводской линии розлива.
А что произойдет с моторным маслом после того, как срок его хранения превысит пять лет? Если смазочный материал хранился в строгом соответствии с требованиями производителя, то ровным счетом ничего. Любой современный смазочный материал способен сохранять свои свойства и качества на протяжении гораздо большего времени, чем указано в гарантийных обязательствах. Это подтверждается многочисленными независимыми тестами, а также практикой продления срока хранения смазочных материалов, которые находятся длительное время на складах стратегического значения.
Если масло не пускается в продажу или на обслуживание техники после окончания его гарантированного срока хранения, то проводится анализ проб из взятых выборочно бочек или канистр, с передачей их в лабораторию для подтверждения того, что свойства и качества смазочного материала соответствуют паспортным. На какой период времени можно продлить срок хранения масла, зависит от его первоначальных характеристик и состава. Каждый продукт имеет свой «запас прочности». При этом однозначно утверждать, что масла на синтетической основе будут более стабильны при длительном хранении, чем изготовленные на частично-синтетической основе, нельзя. Многое зависит и от характеристик пакета присадок, который был применен при изготовлении каждого конкретного смазочного материала.
Еще раз подчеркнем – главным критерием сохранения первоначальных свойств и качеств моторных масел, которые находятся на длительном хранении, являются условия, в которых они находятся и транспортируются. Оптимальными условиями хранения моторных масел являются: проветриваемые помещения, в которых поддерживается стабильная температура (резкие перепады недопустимы), влажность и чистота воздуха, отсутствует прямое воздействие солнечного излучения и атмосферных осадков, нет открытых источников тепла.
Не менее важна ориентация тары. Так, канистры должны быть ориентированы пробками вверх. А бочки, особенно если речь идет об их хранении на открытых площадках, и существует риск попадания на них дождя или снега, должны быть уложены либо в горизонтальное положение, при котором их пробки и клапана будут находиться ниже уровня масла, либо дном вверх. Тем самым исключается процесс газообмена и обводнение масла. При транспортировке масел важно исключить их перегрев на солнце, а также вымораживание, что может произойти при их размещении на открытых платформах.
А как изменится срок хранения масла, если канистру или бочку открывали с целью отбора из нее необходимого количества смазочного материала, например, для доливки в мотор? Так как герметичность заводской тары нарушается, и освободившийся объем заполняет воздух, содержащаяся в нем влага может конденсироваться и попасть в масло, что приведет к запуску процессов окисления смазочного материала. Кроме того, нарушение герметичности тары приводит к возникновению процессов газообмена с описанными выше последствиями. Однако для современного моторного масла данный процесс не носит критического характера, если соблюдаются указанные выше условия хранения смазочных материалов. Разумеется, масло из открытой тары должно быть использовано в первую очередь.
Совсем другое дело, когда масло попадает в мотор. С первых минут работы ДВС свежий смазочный материал перемешавшись с остатками отработки, начинает интенсивно окисляться. Процесс его старения ускоряют несгоревшее топливо, водяной конденсат (процесс обводнения), смытые со дна картера и стенок масляных каналов отложения и т.д. Иными словами происходит срабатывание пакета присадок. При этом даже если машина будет эксплуатироваться редко, запущенные процессы окисления уже невозможно остановить. Не случайно заводская инструкция по эксплуатации к автомобилю гласит, что масло необходимо менять либо по пробегу, либо по времени – раз в год вне зависимости от его наработки.
Перед тем как залить в мотор масло, которое длительное время хранилось на складе, необходимо привести его в «рабочее состояние». Несмотря на то, что в состав современных моторных масел входят высокоэффективные диспергирующие присадки, которые обеспечивают его однородность, при длительном его хранении в состоянии полного покоя концентрация присадок в верхних слоях (пусть и незначительно) может отличаться от концентрации присадок на нижнем – придонном уровне. Именно для того, чтобы нивелировать данное явление, бочки с маслом перед его использованием рекомендуется положить на бок и покатать. Этим самым будет достигнуто приведение пакета присадок во взвешенное состояние. Данная рекомендация прописана в ГОСТе. Что касается канистр малого объема, то их достаточно интенсивно встряхнуть в течение нескольких секунд. Вот и все.
В заключение разговора отметим, что купить просроченное масло в таре 1 и 4 литра, которое предназначено для индивидуальных пользователей (частных владельцев автомобилей) сегодня практически нереально. Моторные масла относятся к самым востребованным расходным материалам, которые пользуются устойчивым спросом, и само понятие просрочки по отношению к ним применить крайне сложно.
1. Срок годности моторных масел устанавливает их производитель.
2. Срок годности моторного масла указывается на этикетке, а также в паспорте продукта.
3. Современные моторные масла полностью сохраняют свои свойства и качества на протяжении всего гарантийного срока при соблюдении условий их хранения.
4. Продление сроков хранения масел производится на основании лабораторных исследований проб.
5. Масла из открытой тары должны быть израсходованы в первую очередь.
6. Срок службы моторного масла в двигателе ограничивается одним годом вне зависимости от его наработки.
Срок хранения моторного масла: правила хранения, использования и признаки просроченной продукции
Моторное масло имеет ограниченный срок хранения. По истечению срока хранения защитные функции смазочного материала снижаются, и масло может негативно повлиять на работу двигателя, поэтому важно обращать внимание на этот критерий.
Как определить срок хранения моторного масла
Внимание! Всегда проверяйте актуальность срока хранения моторного масла перед его заливкой в двигатель.
Также, перед приобретением моторного масла всегда следует убедиться в том, что вы приобретаете товар с актуальным сроком хранения.
Как определить срок хранения моторного масла
Для определения срока, в течение которого следует использовать моторное масло по назначению, необходимо найти дату изготовления, указанную на упаковке продукции. Она расположена на этикетке или на обратной стороне канистры. Зарубежные и российские производители указывают дату изготовления по-разному. Российские компании на упаковке указывают обычный формат даты — «10.11.22». Зарубежные производители могут «спрятать» дату изготовления в серийный номер партии, где первая цифра – год, а вторая – месяц.
Особенности срока годности у разных видов моторного масла
Обычно, производители моторного масла гарантируют соответствие требованиям стандарта качества, определенным для данного товара в течение 5 лет с даты изготовления при соблюдении потребителем условий хранения в соответствие с ГОСТ 1510-84:
Масло должно храниться в отдельной емкости или канистре пробкой вверх, которая плотно и герметично запечатана
Емкость/канистра должна быть защищена от попадания в нее влаги, пыли и прямых солнечных лучей;
В месте хранения моторного масла должны отсутствовать перепады температур;
Срок хранения масла после вскрытия заводской тары
После вскрытия заводской тары, на моторное масло продолжают распространяться гарантийные обязательства завода изготовителя в пределах срока гарантии на данную партию масла, исчисляемого с даты производства, при условии соблюдения потребителем правил хранения, указанные выше.
Когда нужно менять моторное масло в двигателе, если автомобиль не эксплуатируется.
Обычно замена моторного масла требуется через определенный интервал пробега, установленный производителем автомобиля, но не реже одного раза в год, в зависимости от того, что наступит раньше. Если автомобиль не эксплуатируется, масло в картере двигателя следует обновлять не реже чем раз в год. Это связано с тем, что несмотря на то, что масло, находясь в картере не учувствует в процессах смазки двигателя в полном объеме (отсутствует нагрев, контакт с картерными газами, нет нагрузок сдвига и др), оно в любом случае контактирует со средой через систему вентиляции картера. При длительном контакте с кислородом воздуха, поверхностями деталей двигателя, пылью и влагой моторное масло со временем окисляется и теряет свои эксплуатационные свойства. Попадание в масло воды, в свою очередь приводит к потере моторным маслом своих антикоррозионных свойств.
Что делать с просроченным смазочным материалом
Заливать в двигатель масло с истекшим сроком хранения производители не рекомендуют. Но если условия хранения строго соблюдались, а срок годности закончился недавно, то его можно использовать. Утилизация необходима, когда масло полностью утратило свои первоначальные свойства и использовать по назначению его нельзя. При утилизации нужно соблюдать следующие правила:
Не выливать на землю, в канализацию
Просроченный смазочный материал можно оставить для бытового применения или сдать на переработку
Самостоятельное определение просроченного продукта
Чтобы понять можно ли заливать моторное масло в двигатель по истечении гарантийного срока, прежде всего, необходимо провести визуальный осмотр. Внешние признаки, указывающие на непригодность моторного масла:
наличие пены или пузырьков
неоднородный цвет, консистенция
присутствие сгустков, вкраплений
В случае, если отмеченные выше отклонения не наблюдаются, следует отобрать пробу моторного масла и передать ее на анализ в соответствующую лабораторию, имеющую технические возможности для проверки соответствия параметров пробы моторного масла, параметрам, указанным в паспорте качества для данной партии моторного масла.
При положительных результатах проверки масла в лабораторных условиях, моторное масло может быть использовано в двигателе в течение дополнительного года, исчисляемого от даты окончания срока хранения товарного масла.