На какие случаи распространяется осаго
Перейти к содержимому

На какие случаи распространяется осаго

  • автор:

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2023)

В целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, настоящим Федеральным законом определяются правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование), а также осуществляемого на территории Российской Федерации страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования).

«При возмещении в соответствии с пунктами 4.17.1 и 4.17.2 настоящих Правил причиненного потерпевшему вреда в натуре в случае нарушения срока проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пеню) в размере 0,5 процента от определенной в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» суммы страхового возмещения, но не более суммы такого возмещения.

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон об ОСАГО) предусматривает два способа предъявления потерпевшим (выгодоприобретателем) требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу:

Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) N 40-ФЗ от 25.04.2002 (в случае ДТП);

Выплата страховых компенсаций в рамках Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Гражданского кодекса Российской Федерации (в случае иного страхования);

4. Принятый в целях дополнительной защиты права потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» обязывает владельцев транспортных средств на условиях и в порядке, установленных данным Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств (пункт 1 статьи 4), и одновременно закрепляет в качестве одного из основных принципов недопустимость использования на территории России транспортных средств, владельцы которых не исполнили установленную данным Федеральным законом обязанность по страхованию своей гражданской ответственности (абзац четвертый статьи 3). Обязанность владельцев транспортных средств осуществлять обязательное страхование своей гражданской ответственности вытекает также из пункта 3 статьи 16 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».

учетная группа 4 «Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 30, ст. 3114; 2006, N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, ст. 6438; 2010, N 6, ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; N 49, ст. 7040; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, ст. 4320; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883; N 27, ст. 4293) (далее — Федеральный закон от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ);

<2> Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; N 52, ст. 5132; 2003, N 26, ст. 2566; 2005, N 1, ст. 25; N 23, ст. 2311; N 30, ст. 3114; N 48, ст. 4942; 2007, N 1, ст. 29; N 49, ст. 6067; 2008, N 20, ст. 2258; N 30, ст. 3616; N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 17; N 9, ст. 1045; N 52, ст. 6420, 6438; 2010, N 6. ст. 565; N 17, ст. 1988; 2011, N 1, ст. 4; N 7, ст. 901; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4291; 2012, N 25, ст. 3268; N 31, ст. 4319, 4320; N 53, ст. 7592; 2013, N 19, ст. 2331; N 30, ст. 4084; 2014, N 30, ст. 4224; N 45, ст. 6154; 2015, N 48, ст. 6715; 2016, N 22, ст. 3094; N 26, ст. 3883.

Субвенции на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденные постановлением Правительства РФ от 07.05.2003 N 263

«Страховой полис обязательного страхования выдается страховщиком страхователю, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и, если это предусмотрено Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» или настоящими Правилами, представившему иные документы, а также исполнившему обязанность по оплате страховой премии, незамедлительно после осуществления указанных действий. При заключении договора обязательного страхования со страхователем, являющимся юридическим лицом, страховой полис обязательного страхования может быть выдан в ином порядке, определенном соглашением между таким страхователем и страховщиком.».

средства, которые получены профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 18, ст. 1720; 2013, N 22, ст. 3093) (далее — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»), и предназначены для финансирования предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств компенсационных выплат в целях формирования фондов в соответствии с требованиями международных систем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым присоединилась Российская Федерация

Страховые выплаты по ОСАГО

Один из важных вопросов, интересующих любого автовладельца, заключается в том, как определяется и производится выплата по страховке при ДТП. Речь идет, главным образом, об ОСАГО или обязательном автостраховании. Попробуем дать детальный и исчерпывающий ответ с учетом актуальной в 2022 году версии законодательства.

Страховые выплаты по ОСАГО

Оформление полиса обязательного автострахования позволяет получить компенсацию ущерба, нанесенного водителем другим участниками дорожного движения и их транспортным средствам. Для получения выплаты необходимо обратиться в страховую компанию с комплектом документов, перечисленных в договоре.

После этого автостраховщик должен в течение 20 рабочих дней перечислить необходимую сумму пострадавшей стороне. При отсутствии выплаты страхователю дается еще 5 суток на повторное обращение. Если страховая снова отказывается платить, нужно обращаться в контролирующие инстанции (Прокуратура, РСА), к регулятору (Центробанк России) или в суд.

Важно учитывать, что действующее законодательство допускает не только компенсацию в виде денежной выплаты, но и ремонт пострадавшей машины. В этом случае действуют специальные правила возмещения ущерба, нанесенного транспортному средству, который не относятся к теме данной статьи.

Суммы страховых выплат

Действующая редакция базового документа в области обязательного автострахования — №40-ФЗ (датируется 25 апреля 2002) устанавливает такой максимальный размер компенсации по ОСАГО:

  • 400 тыс. руб. – при причинении ущерба имуществу пострадавшего;
  • 500 тыс. руб. – при нанесении вреда его жизни или здоровью.

Претендовать на большую сумму в рамках обязательного автострахования возможно в том случае, если такой пункт содержится в тексте заключенного со страховой компанией договора. В противном случае придется обращаться в суд.

Для большей наглядности имеет смысл рассмотреть несколько практических ситуаций, для каждой из которых действуют разные правила определения суммы компенсации. Чаще всего встречаются следующие из них.

При ДТП по Европротоколу

Если аварийная ситуация оформляется с применением Европротокола, максимальная сумма страховой выплаты равняется 100 тыс. руб. Причем речь идет исключительно об ущербе, который нанесен транспортному средству. Если пострадали люди, такая схема урегулирования конфликтной ситуации, возникшей в результате дорожно-транспортного происшествия, не допускается.

На законодательном уровне допускается увеличение компенсации до максимальных по №40-ФЗ 400 тыс. руб. На практике такая ситуация невозможна, так как требует одновременного выполнения трех условий. Два из них вполне достижимы: ДТП на территории Москвы, СПб, Подмосковья и Ленинградской области, а также фиксации происшествия устройством с поддержкой ГЛОНАСС. А вот третье нереализуемо, так как заключается в обработке данных специальной программой, которая до настоящего времени на разработана или, по крайне мере, не введена в действие.

При повреждениях авто

Сумма компенсации в этом случае определяется на основании экспертного заключения. Если страхователь не согласен с выводами оценщика, он инициирует проведение независимой экспертизы. Полученные по ее результатам данные становятся основанием для обращения в суд.

Авто не подлежит восстановлению

На практике нередко возникает ситуация, когда максимальная сумма выплаты, равная 400 тыс. рублей, не покрывает ущерба, так как транспортное средство попросту не может быть отремонтировано. В этом случае допускается компенсация фактической стоимости автомобиля, даже если она превышает установленный лимит.

Денежные средства сверх 400 тыс. рублей, выплаченные пострадавшей стороны, взыскиваются с виновника дорожно-транспортного происшествия.

Нанесен ущерб жизни или здоровью

Действующие сегодня правила определения компенсации вреда, нанесенного здоровью и жизни пострадавшего в результате ДТП человека, увязывают сумму выплаты с тяжестью ущерба. Таблица выплат по ОСАГО за вред здоровью приводится ниже.

Пленум Верховного Суда РФ №31 по ОСАГО от 08.11.2022

Юристы, специализирующиеся на страховых спорах, с нетерпением ожидали этой осенью принятия нового Постановления Пленума Верховного суда о применении судами законодательства об ОСАГО. Пленумом должны были быть закреплены те сформированные высшей судебной инстанцией подходы к определению размера взыскиваемых со страховщиков сумм (речь идет о взыскании убытков в размере рыночной стоимости ремонта ТС без учета износа – для граждан-владельцев легковых ТС), которые последовательно проводились в отдельно взятых Определениях Верховного суда, начиная с января 2021г.

(1) Определения Верховного Суда РФ от 20.07.2021 № 78-КГ21-26-КЗ,

(2) Определение Верховного суда РФ от 27.07.2021 № 44-КГ21-13-К7,

(3) Определения Верховного Суда от 26.04.2022 №41-КГ22-4К4,

(4) Определения Верховного Суда от 24.05.2022 №19-КГ22-6-К5

утверждалась мысль: страховщик, необоснованно уклонившийся от организации ремонта по ОСАГО, возмещает потерпевшему убытки не просто в размере стоимости ремонта согласно Единой методики без учета износа, а в размере рыночной стоимости ремонта. В отсутствие оснований, предусмотренных пунктом 16.1 статьи 12 ФЗ "Об ОСАГО", страховщик не вправе отказать потерпевшему в организации и оплате ремонта транспортного средства и изменить условие исполнения обязательства на выплату страхового возмещения в денежной форме. Поскольку в указанном ФЗ отсутствует специальная норма о последствиях неисполнения страховщиком названного выше обязательства организовать и оплатить ремонт транспортного средства в натуре, то в силу общих положений ГК РФ об обязательствах потерпевший вправе в этом случае по своему усмотрению требовать возмещения необходимых на проведение такого ремонта расходов и других убытков на основании ст.ст. 393, 397, 398 ГК РФ.

Данная практика медленно, но верно стала применяться и на местах. Она защищала не только интересы потерпевших, но и виновников ДТП, застраховавших свою ответственность.

Предоставление потерпевшему такого права и планировали включить в Постановление Пленума, о чем свидетельствует его первоначальный проект и видеозапись обсуждения в Верховном суде в онлайн-формате 18 октября 2022г. Кому интересно, можно посмотреть: https://www.youtube.com/watch?v=_Ez0aixTwXE (18.10.22 – ч.1, см. с 13 мин 52с до 15 мин 10с), https://www.youtube.com/watch?v=vPeo_i_PLPA (18.10.22 – ч.2)

Однако, к удивлению, Проект постановления не приняли и отправили его на доработку. Настораживает, что среди официально заявленных участников-разработчиков имеются – Всероссийский Союз Автостраховщиков, ЦБ РФ, МВД, Минюст и пр. И ни одного представителя практикующих юристов в этой сфере, которые могли бы поведать, что злоупотребление правом возможно не только со стороны потерпевших и их представителей, но и страховщиков.

Проект продолжили обсуждать и дальше – см. запись от 08 ноября 2022г. https://www.youtube.com/watch?v=BZK2bBPpRzI&t=624s

Но за период с 18 октября по 08 ноября что-то происходит. Проект уже не узнать.

Взыскание убытков по ст.ст. 393, 397, 398 ГК РФ

Согласно пункту 56 Постановления Пленума « при нарушении страховщиком обязательства по организации и оплате восстановительного ремонта потерпевший вправе предъявить требование о понуждении страховщика к организации и оплате восстановительного ремонта или потребовать страхового возмещения в форме страховой выплаты либо произвести ремонт самостоятельно и потребовать со страховщика возмещения убытков вследствие ненадлежащего исполнения им своих обязательств по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в размере действительной стоимости восстановительного ремонта, который страховщик должен был организовать и оплатить. Возмещение таких убытков означает, что потерпевший должен быть постановлен в то положение, в котором он находился бы, если бы страховщик по договору обязательного страхования исполнил обязательства надлежащим образом (пункт 2 статьи 393 ГК РФ). При удовлетворении требования потерпевшего о понуждении страховщика к организации и оплате восстановительного ремонта по его ходатайству судом могут быть присуждены денежные средства на случай неисполнения соответствующего судебного акта в пользу потерпевшего (статья 308.3 ГК РФ, часть 3 статьи 206 ГПК РФ и часть 4 статьи 174
АПК РФ)».

Что мы видим? То, что понятие «убытки» урезали в сравнении с тем, как оно понимается в гражданском праве. Убытки – это расходы, которые необходимы для восстановления нарушенного права; и определяться они могут как уже понесенные, так и предстоящие (ст. 15 ГК РФ). Исходя же из последней редакции Пленума, для того, чтобы потерпевший, которому не отремонтировали машину, мог взыскать со страховщика действительную (рыночную) стоимость ремонта, ему нужно обязательно самому произвести ремонт и его оплатить. А как быть с теми случаями, когда у потерпевшего нет денег для ремонта? Неужели расчетный способ определения убытков не возможен?

А что означает пассаж Верховного суда об исках о понуждении страховщика к организации и оплате восстановительного ремонта? Какова целесообразность подобных исков, если страховщик, не отремонтировавший ТС, изначально сообщает о принципиальной невозможности организации ремонта? <Кстати, надо думать, что на такие иски не будет распространяться обязательный досудебный порядок урегулирования спора, ведь требование не является денежным, но Верховный суд об этом умалчивает.>Или Верховный Суд предлагает на случай неисполнимости решения о понуждении к ремонту компенсировать убытки только за счет судебной неустойки (астрента – c т.308.3 ГК РФ, ч.3 ст.206 ГПК РФ)? Довольно сомнительное с точки зрения правовой логики и процессуальной экономии решение вопроса.

Основания для замены страховщиком формы выплаты

Согласно пункта 53 Постановления Пленума « Если ни одна из станций технического обслуживания, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, а потерпевший не согласен на проведение восстановительного ремонта на предложенной страховщиком станции технического обслуживания, которая не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, и при этом между страховщиком и потерпевшим не достигнуто соглашение о проведении восстановительного ремонта на выбранной потерпевшим станции технического обслуживания, с которой у страховщика отсутствует договор на организацию восстановительного ремонта, страховое возмещение осуществляется в форме страховой выплаты (абзац шестой пункта 152, пункт 153, подпункт «е» пункта 161, пункт 21
статьи 12 Закона об ОСАГО) ».

Здесь мы видим явную подмену предусмотренных Законом оснований для замены страховщиком восстановительного ремонта на страховую выплату (которая определяется по Единой методике с учетом износа).

В действительности, в соответствии с Законом об ОСАГО, страховщик вправе заменить ремонт на страховую выплаты только в одном из следующих случаев (подп. «а»- «ж» п. 16.1 ст.12 Закона об ОСАГО):

1) полная гибель ТС,

2) смерть потерпевшего,

3) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего при выборе такой формы самим потерпевшим,

4) потерпевший является инвалидом и сам выбрал такую форму,

5) если стоимость ремонта превышает 400 000 рублей – при условии, что потерпевший не согласен произвести доплату на СТОА,

6) если стоимость ремонта превышает 100 000 (при оформлении европротокола) – при условии, что потерпевший не согласен произвести доплату на СТОА,

7) если все участники признаны виновными в ДТП – при условии, что потерпевший не согласен произвести доплату на СТОА,

8) наличие в письменной форме соглашения между потерпевшим и страховщиком,

9) самостоятельный выбор потерпевшим денежной формы в случае непредоставления согласия потерпевшим на направление на ремонт на СТОА, не соответствующую требованиям обязательного страхования к организации ремонта в отношении конкретного потерпевшего (подп. «е» п.16.1 ст.12 и абз.6 п. 15.2 ст.12),

10) самостоятельный выбор потерпевшим денежной формы в случае невозможности организации ремонта на СТОА, выбранной потерпевшим еще при заключении договора ОСАГО (подп. «е» п.16.1 ст.12 и абз.2 п.3.1 ст.15).

Это исчерпывающий перечень исключений. Что же сделал Верховный Суд? Идя на поводу страховщиков, убрал из Проекта четкое и недвусмысленное указание на то, что в случае отсутствия данных условий потерпевший вправе требовать от страховщика возмещения убытков.

Соглашение о замене формы выплаты

через конклюдентные действия

Верховный Суд, следуя по пути произвольного и расширительного толкования оснований для замены формы выплаты, в пункте 38 Пленума предписывает: « О достижении между страховщиком и потерпевшим в соответствии с подпунктом «ж» пункта 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО соглашения о страховой выплате в денежной форме может свидетельствовать в том числе выбор потерпевшим в заявлении о страховом возмещении выплаты в наличной или безналичной форме по реквизитам потерпевшего, одобренный страховщиком путем перечисления страхового возмещения указанным в заявлении способом».

По сути Суд легализует получившую повсеместное распространение порочную практику страховщиков вынуждать потерпевшего сразу на стадии принятия заявления выбирать денежную форму выплаты – с единственной целью: лишить потерпевшего в дальнейшем права требовать взыскания убытков.

Вот как эта схема страховых компаний работает: при обращении потерпевшего сотрудник страховой компании в обязательном порядке требует предоставления банковских реквизитов, указывая на то, что в противном случае пакет документов будет неполный. Само заявление на компьютере заполняет сотрудник страховщика, давая расписаться только в нужных местах. Им же проставляется знак “ V ” в пункте 4.2 Заявления (форма которого утверждена Приложением №6 к Положению ЦБ РФ «О Правилах ОСАГО»), в котором содержится просьба осуществить страховую выплату безналичным расчетом; в графе об организации ремонта галочка не ставится. Далее происходит перечисление денежных средств. Как итог – констатация заключения письменного соглашения о замене формы выплаты (подп. «ж» п.16.1 ст.12) конклюдентными действиями.

Неужели Высокому Суду никто не сообщил, что подобный порядок действий страховщика стал в настоящее время таким распространенным? И неужели Суд не мог признать такую практику со стороны страховых компаний злоупотреблением правом?

В действительности, пункт 4.2 заявления заполняется, как указано в самой утвержденной форме заявления, только «при осуществлении страховой выплаты в случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего, а также при наличии условий, предусмотренных пунктом 16.1 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"». К подавляющем большинстве случаев говорить о возможности установления условий, предусмотренных подп. «а»- «ж» п. 16.1 ст.12 Закона об ОСАГО, на момент подачи первичного заявления – не приходится

В этом же пункте 38 Постановления Пленума имеется и отрадное положение, но только

на первый взгляд – « Такое соглашение должно быть явным и недвусмысленным. Все сомнения при толковании его условий трактуются в пользу потерпевшего ». Всё это, конечно, хорошо, но позвольте узнать – как толковать условия соглашения в пользу потерпевшего, если никаких условий нет, поскольку оно заключено конклюдентными действиями?

Общая критика Постановления Пленума <

Стоит отметить весьма слабую юридическую технику рассматриваемого Постановления Пленума. Данные разъяснения в большинстве своем казуальны, не обладают достаточной степенью абстрактности, свойственной разъяснениям высшей судебной инстанции.

Вместо того, чтобы обобщить практику, Верховный Суд привлекает страховщиков и выдает неожиданные формулы, подрывающие стабильность судебной практики.

Положения Пленума громоздки, содержат необоснованное переписывание Закона об ОСАГО, затруднительны для понимания не только простых граждан, но и судей. Во многом дублируются положения прежний Постановлений, Обзоров и Разъяснений, которые Верховный Суд не признал утратившими силу.

Много вещей разъясняется очевидных, а действительно насущные вопросы разъясняются либо крайне расплывчато, либо обходятся фигурой умолчания (напр., вопрос о взыскании неустойки и штрафа с убытков, о взыскании штрафа при отказе финомбудсмена в удовлетворении требований, но последующем удовлетворении этих же требований судом).

К разработке Постановления не были привлечены представители автомобилистов, ради защиты имущественных интересов которых и был принят Закон об ОСАГО.

Не была дана оценка по существу деятельности института Финансового уполномоченного – при том, что для всех очевидна крайне его негативная роль в защите прав потребителей. В частности, крайне высокий уровень отмен решений финомбудсмена (любой удовлетворенный иск потребителя, за исключением исков о взыскании штрафа, по факту подтверждает неэффективность его деятельности, который не только не защищает права потребителей, но создает дополнительные временные и финансовые затруднения для реализации своих прав). Финансовый омбудсмен упорно отказывается применять разъяснения того же Верховного Суда о праве на взыскание убытков, из решения в решение неверно определяет период расчета неустойки, подменяет требования потребителя. И это не говоря о придании статуса судебной экспертизы низкопробным заключениям, выполненным по инициативе финомбудсмена, со всеми вытекающими последствиями. На этот счет Верховный Суд промолчал. А нужно иметь в виду, что вопрос об упразднении Финансового Уполномоченного не только никем не поднимается, но и вноситься законопроект о предоставлении ему права на снижение неустойки по ст.333 ГК РФ.

Что такое ОСАГО

мужчина за рулем и осаго

Этот вопрос особенно актуален для начинающих водителей. Что такое ОСАГО , что он дает , как его оформить и во сколько это обойдется? Ищем ответы в материале.

Что называется полисом ОСАГО

Полис ОСАГО – это обязательная страховка, которая страхует гражданскую ответственность водителей при ДТП. Потерпевший в аварии гарантированно получает выплату на ремонт автомобиля, а виновный будет ремонтировать машину из собственных средств.

На оформление полиса дается 10 суток после сделки купли-продажи авто. Если упустить этот срок, грозит штраф по статье 19.22 КоАП в размере 1500 — 2000 рублей.

Купить полис можно максимум на год. По окончании срока действия страховку нужно переоформить. С просроченной страховкой ездить нельзя – опять же, последует штраф.

Зачем нужна страховка на машину

дтп

Полис ОСАГО значительно облегчает жизнь водителям при ДТП. Пострадавшей стороне не нужно обращаться в суд, чтобы взыскать средства на ремонт машины с виновника. А виновному в аварии не нужно компенсировать потерпевшему ущерб из своих средств.

Максимальный лимит страхового возмещения по ОСАГО составляет 400 тыс. рублей. Обычно этой суммы достаточно, чтобы покрыть ущерб потерпевшей стороне. Но если урон причинен на большую сумму, доплачивать нужную для ремонта сумму виновник аварии будет из своего кармана.

Если в аварии пострадают пешеходы, они также получат компенсацию по ОСАГО.

Но полис не покроет ущерб, нанесенный культурным ценностям и антиквариату, – водителю придется оплачивать его самостоятельно. Кроме того, по ОСАГО не выплачивается моральный вред.

Все риски, при которых полис не покроет ущерб, обозначены в статье 6 Закона «Об ОСАГО» .

Сколько стоит полис ОСАГО

деньги в кармане

Тарифы для расчета стоимости ОСАГО установлены Центральным банком РФ . Страховщики не вправе их превышать.

Расчет стоимости полиса осуществляется по следующим коэффициентам:

  • Базовый тариф (ТБ) , назначаемый в соответствии с категорией машины. Для категории В минимальный тариф в 2022 году составляет 2 224 рубля, а максимальный – 5 980 рублей.
  • Территориальный тариф (КТ) , который зависит от региона регистрации владельца авто. Его пределы – от 0,64 до 1,99.
  • Тариф безаварийности (КБМ) , который зависит от того, попадал водитель в ДТП за год действия договора или нет. Максимально за безаварийную езду можно получить 50% скидки.
  • Тариф водительского стажа и возраста страхователя (КВС). Если водитель молод и ему до 21 года включительно, тариф будет максимальным – 1,92.
  • Коэффициент количества лиц, допущенных к управлению (КО) . Если полис ограниченный определенным количеством водителей, тариф в 2022 году будет равен 1, а если не ограниченный – 2,32.
  • Тариф мощности авто (КМ) . Размеры ставок будут следующими: до 50 л. с. – 0,6; 50-70 л. с. – 1; 70-100 л. с. – 1,1; 100-120 л. с. – 1,2; 120-150 л. с. – 1,4; более 150 л. с. – 1,6.
  • Тариф срока использования авто (КС) . Если машина используется 3 месяца в году, ставка будет – 0,5, а если 10 месяцев и более – 1.

Чтобы рассчитать стоимость ОСАГО, нужно будет перемножить эти коэффициенты, следуя формуле: Т = ТВ х КТ х КБМ х КВС х КО х КМ х КС .

мужчина считает на калькуляторе

Покажем на примере. Допустим, водителю 48 лет. Он живет в Московской области (КТ для МО равен 1,56) и имеет стаж вождения более 20 лет. За год автомобилист ни разу не попал в ДТП и хочет застраховать машину категории В с мощностью двигателя более 150 л. с. сроком на 12 месяцев. Смотрим в тарифы Центробанка и умножаем показатели: 5436 х 1,56 х 0,5 х 0,94 х 1 х 1,6 х 1 = 6377,10 рублей.

Из-за большого количества тарифов и индивидуальных условий оформления страховки, назвать конкретные цены на полис невозможно. Но можно узнать стоимость ОСАГО по госномеру авто, не запариваясь с формулой и таблицей Центробанка. Как именно, расскажем ниже.

Где и как оформляется ОСАГО

Оформить полис ОСАГО можно двумя способами – обратиться в офис страховщика или заказать через интернет.

документы на машину

Из документов в обоих случаях понадобится:

  • гражданский паспорт;
  • документ о праве собственности на машину (договор купли-продажи, дарения, свидетельство о праве наследования);
  • ПТС и СТС на машину;
  • водительские права всех лиц, допущенных к управлению авто и которых нужно будет вписать в полис.

Ранее требовалась диагностическая карта о пройденном техосмотре, но 22 августа 2021 года это требование отменили.

При оформлении в офисе специалист страховой компании внесет все данные, рассчитает стоимость полиса и после оплаты выдаст страховку. Действовать ОСАГО начнет уже на следующий день.

При оформлении на сайте данные из документов придется вбивать самостоятельно. После оплаты электронный полис появится в личном кабинете заказчика. Страховку можно будет скачать на смартфон и прямо с экрана телефона предъявлять сотруднику ГИБДД. Действовать страховка начнет через 3 дня после покупки.

Минус этих двух способов – отсутствие возможности сравнить цены в разных страховых компаниях и выбрать выгодный вариант. Поэтому лучше воспользоваться специальным агрегатором «Автокод ОСАГО» . Сервис показывает предложения разных страховых компаний и позволяет купить ОСАГО по самой низкой цене.

оформить осаго

Из документов для оформления страховки понадобятся права, гражданский паспорт, СТС и ПТС. Данные автомобиля отобразятся автоматически после ввода госномера.

После оплаты полис придет на электронную почту и сразу же начнет отображаться в базах ГИБДД и РСА. При желании полис можно распечатать на принтере.

Что будет, если не оформить ОСАГО

Ездить без ОСАГО в России запрещается, иначе при остановке на дороге инспектор выпишет штраф 800 рублей по статье 12.37 КоАП .

Если автовладелец оформил полис, но забыл дома, взыскание составит 500 рублей. Такой же штраф назначат водителю, не вписанному в страховку на авто, которым он управляет. Оплатить штрафы по госномеру ТС, номеру водительского удостоверения или номеру постановления можно через сервис «Автокод».

Санкции за повторную езду без страховки не предусмотрены.

электронный осаго на планшете

Если водитель оформил электронный ОСАГО, инспектор должен проверить наличие страховки по базе. Штрафовать за отсутствие бумажной версии полиса сотрудник ГИБДД не вправе. Водителю достаточно показать PDF-файл со страховкой на телефоне.

Если ОСАГО просрочен или не оформлен, а водитель устроит аварию, ремонтировать свое и чужое авто придется на собственные деньги.

Итак, ОСАГО дает уверенность в том, что в случае ДТП водителю не придется выплачивать ущерб потерпевшему из своего кармана – этим займется страховая компания. А при отсутствии вины водитель гарантированно получит выплату на ремонт своего авто.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *