Россияне набрали рекордный объем автокредитов за всю историю рынка
Российские банки в июле выдали автокредитов на 165 млрд рублей, подсчитали аналитики Frank RG (данные есть в распоряжении Forbes). Это на 30,5% больше, чем в июне, и в целом является беспрецедентной для истории отечественного авторынка суммой. Рекорд был побит не только в денежном выражении, но и в количественном. За прошлый месяц в стране было оформлено 113 600 автокредитов, или на 37% больше, чем в июне.
В марте 2022 года на фоне ухода популярных западных брендов с российского рынка и резкого повышения ключевой ставки до 20%, рынок автокредитования пережил шок: тогда банкам удалось выдать 16 300 новых автокредитов на сумму 20,8 млрд рублей. К февралю 2022 года выдачи в денежном выражении упали на 79%, в количественном — на 77%. Однако с апреля 2022 года выдачи медленно стали восстанавливаться и в деньгах, и в штуках.
Ровно через год автокредитование не просто преодолело кризис, но стало одним из локомотивов рынка кредитования. Банки ежемесячно обновляют свои исторические максимумы по выдачам: 109,2 млрд рублей автокредитов было выдано в апреле, 118,4 млрд рублей в мае и 126,5 млрд рублей в июне, следует из данных Frank RG.
Высокие темпы выдач подтверждают банкиры. Например, «Открытие Авто» по итогам прошедшего полугодия отчитывалось о росте выдач в полтора раза в количественном и 1,7 раза в денежном выражении к прошлому году. «В этом году российский рынок автокредитования переживает свой расцвет: спрос на автокредиты превышает все рекордные показатели», — заявлял зампредправления ВТБ Анатолий Печатников в интервью телеканалу «Россия 24».
Дилеры и аналитики авторынка также зафиксировали всплеск покупок автомобилей в июле. По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в июле в России было продано 100 343 автомобиля, на 144,7% больше, чем годом ранее. А по данным «Автостата», в тот же период было продано 95 654 новые машины, или на 168,8% больше, чем за аналогичный период годом ранее.
На 2023 год у банков большие планы. Так, по прогнозам ВТБ, продажи автокредитов в России по итогам года выйдут на 1,5 трлн рублей, что на треть превысит показатели 2021 года, когда был достигнут предыдущий максимум выдач. К июлю больше половины этой суммы — 769,4 млрд рублей — уже выдана, следует из данных Frank RG.
Почему россияне набирают автокредиты?
Одна из причин — увеличение предложения иностранных автомобилей. В июле в Россию завезли 80 300 новых иномарок. Это рекордное количество за последние три года, пишет издание Autonews со ссылкой на презентацию «Автостата». Кроме того, в прошлом месяце в страну попало 51 300 автомобилей с пробегом, что стало наибольшим результатом с 2021 года. Всего за январь — июль в страну ввезли 307 500 новых и 271 400 подержанных машин, что в 3,7 и 2,9 раза соответственно превысило импорт в аналогичный период прошлого года.
При этом со стороны отечественных автопроизводителей поддержки предложения на рынке было недостаточно: по данным Росстата, производство легковых автомобилей в России по итогам первого полугодия упало в годовом выражении на 29,9%, до 197 000 штук.
Вторая причина — непрекращающийся рост цен на автомобили. Средняя стоимость нового отечественного автомобиля выросла в январе 2023 года на 18,9% к январю 2022-го, новой иномарки — на 52,9%, а подержанной иномарки — на 16,4%. На двухлетнем горизонте темпы роста цен более ощутимы, пишут аналитики Национального Рейтингового Агентства (НРА): удорожание новых отечественных автомобилей в январе 2023 года по сравнению с постпандемийным январем 2021 года составило 45,3%, новых иномарок — 78,7%, а подержанных — 47,9%. К июлю 2023-го новые автомобили прибавили в цене с начала года дополнительные 13,5%, подержанные — 9%, сообщалось в докладе Российских автомобильных дилеров (РОАД). По оценкам РОАД, к июлю средняя стоимость нового автомобиля достигла 2,6 млн рублей, подержанного — 1,3 млн.
На фоне ослабления курса рубля и в ожидании повышения в среднем в три раза утилизационного сбора с 1 августа в июле китайские марки стали вновь переписывать ценники, отмечает глава «Открытие Авто» Марина Дембицкая. Причем некоторые, как, например, Tank, успели сделать это два раза за месяц, подняв в итоге цену на топовую модель Tank 500 на 1,1 млн рублей, или на 21%. «Объемообразующие китайские бренды делали это гораздо более аккуратно и, похоже, растянут повышение цен во времени. Пока в течение июля ключевые модели Chery, Geely и Haval прибавили в цене в среднем 50 000–150 000 рублей, что соответствует корректировке прайс-листов в пределах 5%», — добавила она. Российские производители в ожидании 1 августа также стали поднимать цены на свои марки. Например, кроссовер «Москвич 3» подорожал на 228 000 рублей во всех комплектациях, обращали внимание «Известия».
Третья причина — неизбежное удорожание кредитов вслед за повышением ключевой ставки. В июле ЦБ поднял ставку сразу на процентный пункт, до 8,5%. По прогнозам НРА, в сегменте автокредитования средние ставки в ближайшие полтора-два месяца будут находиться около 15% по новым автомобилям и от 14% до 17% по подержанным.
Бум автокредитования: россияне устали копить на новую машину
В условиях волатильности рубля россияне, желающие обновить автомобиль, стараются не тянуть с покупкой до очередного повышения цен. Если же накопленных средств на желаемую машину не хватает, большинство покупателей предпочитает взять ее в кредит, несмотря на дальнейшую переплату по банковским процентам и дополнительным затратам на каско.
Так, выдачи кредитов на новые автомобили в октябре по сравнению с прошлым годом выросли на 16% в количестве и на 17% в рублях, гласят данные агентства «Автостат». Таким образом, доля машин, купленных с привлечением заемных средств, в прошлом месяце заметно подскочила, учитывая, что сам российский авторынок показал более скромные темпы роста — на 7%. В любом случае, положительная динамика октября стала возможной, прежде всего, благодаря улучшению ситуации с поставками автомобилей дилерам, которые россияне и ринулись спешно скупать.
По словам директора департамента розничных продуктов Абсолют Банка Виталия Костюкевича, в прошлом месяце дилеры получили наиболее ходовые модели (в конце августа и сентябре был дефицит автомобилей). Вместе с тем рост количества заболеваемости коронавирусом и нестабильность рубля подстегнули спрос со стороны клиентов в ожидании возможного локдауна или резкого роста цен.
Как отмечают аналитики Сетелем Банка, увеличение стоимости автомобилей вызывает рост кредитной доли на рынке, так как уменьшается количество автолюбителей, которые могут позволить себе покупку новой машины без использования заемных средств. Кроме того, текущая эпидемиологическая ситуация заставляет граждан задуматься о приобретении или обновлении личного автомобиля с целью отказа от общественного транспорта и сокращения количества социальных контактов.
«Драйверами роста кредитных продаж стал ажиотажный спрос на все, что находится в дилерском центре. По факту мы сейчас имеем рынок продавца, когда спрос имеет ограничение только в виде предложения. В октябре ситуация с наличием автомобилей в дилерских центрах была чуть лучше, чем в сентябре. Покупатели обращали внимание на то, что есть в наличии, и останавливали свой выбор на ранее не пользовавшихся популярностью моделях или даже марках. Это подтверждают не только отчеты, но и новые автомобили, появившиеся на дорогах нашей страны», — рассуждает первый заместитель председателя правления Совкомбанка Сергей Хотимский.
Подстегнули спрос на автокредиты и слухи о скором завершении госпрограммы льготного автокредитования, по которой заемщики могут приобрести популярные модели российского производства с 10-процентой скидкой от государства. В большинстве банков, принимающих в ней участие, на такие кредиты приходится 50-60% всех выдач. Между тем, в октябре прошлого года средства на госпрограмму были уже практически исчерпаны, и доля льготных автокредитов составляла тогда лишь 5%.
По состоянию на конец октября 2020-го в рамках госпрограммы было реализовано более 172 тыс. автомобилей. И как заявили в опрошенных «РГ» банках, выдача кредитов со скидкой от государства завершится в самое ближайшее время — до конца ноября.
«Мы ожидаем завершения госпрограммы в ноябре, остается совсем немного времени воспользоваться ее условиями. При этом активный спрос на программу привел к определенному дефициту наиболее востребованных моделей в наличии у дилеров», — констатирует член правления ЮниКредит Банка Михаил Повалий.
В свою очередь, начальник управления организации продаж автокредитов — вице-президент ВТБ Владимир Высоцкий считает, что многие клиенты захотят воспользоваться заканчивающейся в этом месяце программой льготного автокредитования, поэтому продажи ноября также будут высокими, на уровне октябрьских значений. Однако уже в декабре ситуация может измениться в связи с завершением условий господдержки и выбранными лимитами у участников программы.
Показательно, что вслед за ценниками на новые машины увеличивается и средний размер выдаваемых автокредитов. По оценкам «Автостата», в октябре он составил 920,5 тыс. рублей, что на 0,5% выше, чем в октябре прошлого года. А к январю 2020-го эта сумма выросла и вовсе на 7%.
Подтверждает данную тенденцию и статистика банков. К примеру, в ВТБ по итогам десяти месяцев текущего года средний чек выданных автокредитов составил 849 тыс. рублей — это на 10% больше по сравнению с прошлым годом. Как поясняет Владимир Высоцкий, данный рост может быть связан с увеличением максимальной стоимости автомобилей по программе господдержки, в рамках которой средняя цена в настоящее время составляет 909 тыс. рублей.
«Многие из тех, кто сейчас берет автомобиль в кредит, приобретают новое транспортное средство массового сегмента, более доступной альтернативой которому является только подержанный автомобиль. При наличии субсидии со стороны государства приобретение новой машины в кредит является менее обременительным для потребителя», — рассказали в Сетелем Банке.
Между тем, в условиях сохраняющегося дефицита на авторынке воспользоваться скидкой от государства сегодня смогут далеко не все желающие. Впрочем, они смогут сделать это в следующем году, когда действие госпрограммы возобновится. На эти цели правительство уже забронировало 9 млрд рублей в 2021 году, хотя в нынешнем году бюджет составил 16,4 миллиарда. В какие сроки и на каких условиях вновь можно будет получить льготные автокредиты, пока неизвестно. Ясно одно: автомобили, доступные по госпрограмме, будут стоить уже дороже, чем сегодня, но в любом случае субсидия от государства сможет покрыть эту разницу. Тем более, что процент скидки измениться не должен, а значит в рублевом эквиваленте она несколько увеличится.
По оценкам Владимира Высоцкого, выделенных на 2021 году средств при действующих критериях госпрограммы может хватить для финансирования 95 тыс. автомобилей. В свою очередь, Виталий Костюкевич не исключает, что по опыту последних лет изначальный лимит будет увеличен, поскольку 9 млрд рублей будут израсходованы за 4-5 месяцев.
«Практика показывает, что когда экономическая ситуация требует поддержки со стороны государства, то на уровне правительства предметно обсуждаются возможности для выделения дополнительных бюджетных средств. Рассчитываем, что в будущем году условия госпрограмм как минимум останутся на текущем уровне. Спрос на льготные автокредиты каждый год сохраняется на высоком уровне», — говорит директор департамента автокредитования Русфинанс Банка Алексей Бородавин.
Согласно исследованиям РГС Банка, 80% россиян сохранили свое намерение купить автомобиль в течение ближайшего года, даже несмотря на рост стоимости автомобилей и падение доходов. При этом после поэтапного снижения ключевой ставки ряд банков снизил процентные ставки по автокредитам (на 1-3%), а для почти 80% потенциальных заемщиков размер процентной ставки все еще остается самым важным критерием при покупке автомобиля в кредит.
Как говорит директор по развитию розничного бизнеса РГС Банка Марина Дембицкая, несмотря на переплату по кредиту, клиенты не готовы отдавать все накопления для покупки транспортного средства и активно используют кредитные предложения. Поэтому повышение доступности автокредитов на фоне рекордно низкой ключевой ставки ЦБ станет для многих будущих автовладельцев мощным стимулом для заветной покупки в ближайшее время.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Россияне в июле бросились скупать машины в кредит
В РФ число выданных автокредитов в июле выросло на 15%. Россияне в июле 2023 года начали активно скупать автомобили в кредит. Банки уже сообщили о росте количества выданных займов на 15% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Всего было выдано 86,2 тысячи автокредитов, что стало рекордом с апреля 2021 года.
Также сообщается об увеличении размера займов на 5%. Эксперты отмечают, что в денежном выражении это составляет рекордные за всю историю наблюдений 1,4 млн рублей. В результате общая сумма увеличилась до 123,3 млрд рублей — это на 21% больше, чем годом ранее.
«Можно с осторожностью предположить, что авторынок, включая его кредитную составляющую, перешёл в стадию роста: на рынке восстановлено предложение, пусть и с новым наполнением. Рост в июле, скорее всего, связан с дополнительными факторами спроса в виде ожидаемого повышения утилизационного сбора и попыткой компенсировать возможный рост цен вследствие изменения курсов валют», — считают аналитики бюро.
Уточняется, что полученные в первой декаде августа данные также указывают на то, что в этом месяце спрос россиян на автокредитование практически не сократился. Хотя, по предварительным данным, итоги этого месяца окажутся не столь «амбициозными».
Ранее сообщалось, что банки снизили ставки по автокредитам. Впервые с 2021 года средняя ставка на кредиты на покупку автомобиля составила менее 14% и опустилась до 13,91%. Эксперты связывают это с ростом доходности в этом сегменте. Дело в том, что машины дорожают очень быстро, а вместе с ценами на транспорт растёт и средний размер займов. А так как клиенты вынуждены брать у банков больше денег, они могут позволить себе выдавать кредиты по сниженным ставкам.