Электрокар и электромобиль в чем разница
Перейти к содержимому

Электрокар и электромобиль в чем разница

  • автор:

Электромобили: что это, какие есть, как работают

Фото: Shutterstock

Многие крупные автопроизводители постепенно отказываются от классических бензиновых и дизельных моторов, переводя свои модели на электрическую тягу. Скажем, в Европе и США местные власти планируют менее чем через 15 лет запретить продажу транспортных средств с традиционными двигателями внутреннего сгорания. Активную работу по популяризации электромобилей и развитию инфраструктуры начали вести и в России, где продажи электрокаров в 2021 году установили исторический рекорд.

Что такое электромобиль

Электромобили появились раньше, чем машины с двигателями внутреннего сгорания. Первые удачные эксперименты с транспортными средствами, приводимыми в движение за счет исключительно электрической энергии, провели еще в первой половине 19-го века. А в начале 20-го века электромобили получили широкое распространение, обходя по популярности бензиновые автомобили. К примеру, в период с 1900 по 1910 год более 40% машин, которые ездили по дорогам США, имели электрические агрегаты.

Однако стремительное развитие нефтяной индустрии и усовершенствование двигателей внутреннего сгорания привело к долгому забвению электрокаров, слабыми местами которых был малый запас хода и сложный процесс подзарядки батарей. Интерес к экологически чистым машинам вернулся только 1970-е годы на фоне резкого скачка цен на топливо.

Фото: Sebastian Kahnert / dpa / Global Look Press

Фото: Lori.ru, General Motors, Global Look Press, twitter.com/CC_Firefighters, facebook.com/pompieribellinzona, jalopnik.com

Сейчас электромобили переживают уже третью молодость и интерес к ним, кажется, будет только расти. Мировые продажи автомобилей с нулевым уровнем выброса вредных веществ увеличиваются с каждым годом. К примеру, в сентябре 2021 года электрокар впервые возглавил рейтинг самых популярных моделей в Европе — Tesla Model 3 за один месяц разошлась тиражом в 25,6 тыс. ед. и обошла по продажам таких традиционных лидеров как Renault Clio, Dacia Sandero и Volkswagen Golf.

Фото: Shutterstock

В дальнейшем популярность электромобилей будет только расти. В связи с ужесточающимися экологическими нормами все больше производителей переводит свои модели на электрическую тягу. В следующие 10-15 лет убрать из своей линейки машины с традиционными ДВС планирует ряд крупных компаний. К примеру, после 2025 года на электромоторы перейдет компания Jaguar, а еще спустя пять лет ее примеру последует Volvo.

В том же 2030 году от бензиновых и дизельных машин полностью откажется Renault. На электрокары переходит и компания Audi, которая выпустит последнюю машину с классическим силовым агрегатом в 2033 году. Кроме того, глобальную электрификацию своей модельной линейки для Европы готовят General Motors и Ford. Наконец, к 2035 году европейские продажи машин с ДВС прекратят южнокорейские Hyundai и Kia.

Как работает электромобиль и почему он проще

На электрокарах вместо классического двигателя внутреннего сгорания используют электрический агрегат, который конструктивно гораздо проще ДВС, поскольку содержит меньше деталей и механических соединений.

Традиционный электромотор состоит из неподвижной части — статора, а также подвижного компонента — ротора. При подключении к сети в статоре возникает круговое вращающееся магнитное поле, пронизывающее обмотку ротора и наводящее в нем ток индукции. После этого возникает вращающий момент, приводящий ротор в движение. Электрическая энергия, поступающая на обмотки, преобразуется в механическую энергию вращения. В качестве трансмиссии, как правило, используют одно- или двухступенчатый планетарный редуктор, принцип действия которых схож с классической автоматической коробкой передач.

Источником энергии являются подзаряжаемые аккумуляторные батареи, которые на новейших автомобилях могут обеспечивать автономный пробег до 1000 километров (например, у Mercedes-Benz EQXX). Время пополнения запаса батареи зависит от ее емкости, а также от типа и мощности зарядного устройства — оно может варьироваться от получаса до нескольких суток.

Фото: Shutterstock

Аккумуляторы на первых электрокарах были недолговечны, однако с развитием технологий сроки их службы значительно выросли. К примеру, в России официальная гарантия на батарею электрического кроссовера Jaguar I-Pace составляет 8 лет или 160 тыс. км пробега. При этом гарантированная остаточная емкость аккумулятора равна 70%.

Какие электромобили есть в России

В России в последнее время растет популярность электрокаров, хотя их рыночная доля по-прежнему очень мала. В 2021 году в стране было продано 2254 новых автомобиля с полностью электрическими силовыми установками, что в 3,1 раза больше по сравнению с 2020 годом (данные «Автостат»). Эксперты отмечают, что российские продажи электрокаров растут уже пятый год подряд — с 2017 года. При этом они прежде никогда не превышали отметку в 1 тыс. проданных машин. Наибольшей популярностью пользуются следующие модели:

Как электрокар стал электромобилем: ответы филологов

Как электрокар стал электромобилем: ответы филологов

Слово «электрокар» при обозначении автомобиля с электромотором режет вам глаз? Matador.tech поговорил с экспертами и выяснил, почему этот термин неуместен, но его можно и нужно использовать.

Электромобили захватывают все больше фактического рынка, а уж в информационном потоке сюжетов о них значительно больше, чем о классических машинах. Почти все текущие разработки и ближайшие планы у крупнейших автопроизводителей связаны именно с электроприводом. И в обиход вошли слова электромобиль, электрокар, электричка.

Если мы откроем Большой толковый словарь русского языка, то увидим такие трактовки:

  • ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ. Автомобиль с тяговым электродвигателем, получающим питание от батареи аккумуляторов.
  • ЭЛЕКТРОКАР, -а; м. [от слова электр(ический) и англ. car — машина] Самоходная безрельсовая тележка, приводимая в движение установленным на ней электродвигателем (применяется для перевозки грузов на заводах, вокзалах и т.п.).

Слово «электрокар» вовсе не синоним «электромобиля», но его активно используют автомобильные СМИ. Правильно ли это? Спросим у специалистов.

Вот что Гугл думает про электрокары

Людмила Сочнева, филолог, преподаватель русского языка:

«Скорее всего, здесь произошел так называемый семантический сдвиг: узкоспециальное слово становится общеупотребительным, но с другим значением. Например, изначально эйфория – медицинский термин, но произошла его деспециализация, и слово используется массово в значении «приподнятое настроение». Возможно, сейчас электрокар, то есть тележка, используется как профессионализм, а как машина с электрическим двигателем входит в массовое употребление с другим значением».

Тимофей Исаев, копирайтер, автомобильный журналист, филолог, переводчик:

«Обычно люди обращаются к словарям: они и созданы как справочники. Но словари – лишь один источник знаний о языке. Любой словарь – это инструмент, который фиксирует устоявшиеся значения или орфографическую норму. То есть это средство фиксации, а не источник нормы самой по себе. Язык же – живая система, и слова могут изменять свои значения, могут менять оттенки значения. Слово «толерантность» в 1960-1970-х гг было медицинским термином, означавшим невосприимчивость к препаратам, а сейчас расширило значение и означает социальное отношение.

Изначальная норма слова «электрокар» — тележка, погрузчик с электротягой. Но язык за время развился, и теперь большинство подразумевает другое. В том числе под воздействием аналогии с английским языком, логической цепочке «спорткар-ретрокар-маслкар». Не надо вцепляться в устои, язык должен отражать реальность. Надо зафиксировать новую норму: электрокар стал синонимом электромобиля, это должны сделать филологи. И уже сейчас правомерно употреблять эти слова как синонимы, не ориентируясь на прошлое».

Чем отличается электромобиль от электрокара: разбираемся в основных различиях

В последнее время все больше и больше людей отдают предпочтение транспорту на электрической энергии. Но многие задаются вопросом, чем отличается электромобиль от электрокара? Думая, что это одно и то же, люди могут ошибаться в своих выборах, и, возможно, купить не то, что им нужно. В этой статье мы разберемся в основных различиях между этими двумя видами транспорта.

Электромобили и электрокары имеют общую черту – они работают на электрической энергии. Однако, они очень разные. К примеру, электромобили – это автомобили, которые работают на электрической энергии, но при этом они могут использоваться в качестве основных транспортных средств, таких как легковые автомобили и грузовики.

В то же время, электрокары – это маленькие транспортные средства, которые могут использоваться для перемещения внутри города, как правило, на небольшие расстояния. Они отличаются своей компактностью и экономичностью, дают возможность быстро перемещаться по городским улицам. Электрокары могут иметь разный дизайн и форму, и как правило, могут использоваться для различных целей, начиная от коммерческих до простого личного использования.

В общем, электромобили и электрокары имеют много различий в техническом и функциональном плане. В данной статье мы рассмотрим наиболее важные различия между этими двумя видами транспорта, чтобы каждый мог сделать осознанный выбор, и приобрести именно то, что ему нужно.

Основные различия электромобиля и электрокара

Электромобиль и электрокар — это два разных вида транспортных средств, которые используют электрическую энергию вместо топлива. Основное различие между ними заключается в типе кузова и количестве пассажиров.

  • Кузов: электромобили могут иметь как седаны, так и кроссоверы, в то время как электрокар — это маленький автомобиль с закрытым кузовом.
  • Количество пассажиров: в электрокаре, как правило, только два места для пассажиров, тогда как в электромобиле может быть до пяти или даже семи сидений.

Другими различиями являются такие характеристики, как пробег на одном заряде и стоимость. Однако, несмотря на это, оба типа транспорта имеют общие преимущества в сравнении с традиционными автомобилями на бензине, включая экономию на топливе и более низкие эксплуатационные расходы.

Основные различия между электромобилями и электрокарами

Тип двигателя

Одним из основных различий между электромобилями и электрокарами является тип двигателя, который используется для передвижения. Электромобили оснащены электрическими двигателями, которые используют электроэнергию, полученную из батарей.

В то же время, электрокары используют традиционные двигатели внутреннего сгорания, которые работают на топливе и генерируют электричество. Потому электрокары могут называться гибридными автомобилями.

Таким образом, можно сказать, что основным отличием между электромобилями и электрокарами является способ генерации электрической энергии для привода двигателя.

Дальность хода

Несмотря на то, что электромобиль и электрокар являются разновидностями автомобилей с электродвигателем, у них есть одно весьма важное различие — дальность хода на одном заряде аккумулятора.

Дальность хода электромобиля обычно составляет от 300 до 500 километров без подзарядки. В тоже время, дальность хода электрокара намного меньше и обычно не превышает 150-200 километров.

Это связано с тем, что электрокары имеют небольшие аккумуляторы, которые, в свою очередь, позволяют им быть более компактными, легкими и подходящими для городских условий езды. В то время как, электромобили имеют значительно большие аккумуляторы и предназначены для длительных поездок на дальние расстояния.

Конечно, различия в дальности хода зависят от модели и производителя, поэтому при выборе электротранспорта следует учитывать не только этот параметр, но и другие важные характеристики, такие как мощность двигателя, время зарядки, грузоподъемность и т.д.

Виды зарядки

Быстрая зарядка – это процесс зарядки аккумулятора электромобиля в течение нескольких минут или часов. Такая зарядка обычно требует специального оборудования и высокой мощности электросети. Ей можно воспользоваться на заправочных станциях, которые обычно подключены к главном электросети.

Медленная зарядка – это самый простой и доступный вид зарядки. Она осуществляется через обычную розетку и обычно занимает несколько часов. Такая зарядка подходит для домашних условий и тех случаев, когда автомобиль не используется на протяжении длительного времени.

Умная зарядка – это самый инновационный вид зарядки. Ее особенностью является автоматическое управление процессом зарядки на основе информации о состоянии аккумулятора и текущих тарифах на электроэнергию. Такая зарядка позволяет сократить расходы на электроэнергию и более эффективно использовать автомобиль.

  • Зарядка от солнечных батарей: такой вид зарядки осуществляется за счет энергии, получаемой от солнечных батарей. Он является экологически чистым и позволяет сократить расходы на электроэнергию.
  • Зарядка от ветра: такой вид зарядки осуществляется за счет энергии, получаемой от ветряной турбины. Он является экологически чистым и позволяет сократить расходы на электроэнергию.

Замена аккумуляторов – это не прямой вид зарядки, но его можно использовать в случае, если нет возможности зарядить аккумулятор на месте. Такой вариант является дорогим и неудобным, но может быть полезным в экстремальных ситуациях.

Размеры и вес

Одно из основных различий между электромобилем и электрокаром заключается в их размерах и весе. Электромобиль, как правило, имеет компактные размеры и небольшой вес, что делает его идеальным выбором для городских условий.

В отличие от этого, электрокар обычно является более крупным и тяжелым, что делает его более устойчивым на дороге и позволяет преодолевать более длинные расстояния. Более крупный размер и тяжелый вес также могут означать, что электрокар обладает большей емкостью батареи, что позволяет проехать большее расстояние на одной зарядке.

  • Электромобиль: компактные размеры и малый вес.
  • Электрокар: крупные размеры и большой вес, большая емкость батареи.

Независимо от размеров и веса, как электромобили, так и электрокары являются более экологически чистыми и энергоэффективными, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания, что делает их все более популярными среди автомобилистов по всему миру.

Стоимость

Одним из ключевых различий между электромобилем и электрокаром является их стоимость. Обычно электрокары стоят дороже, чем электромобили, так как они имеют более высокую производительность и батареи большей ёмкости.

Однако, на рынке существуют и более доступные варианты электрокаров, например, маленькие городские модели, которые не требуют большой мощности и емкости батарей. Также существуют программы государственной поддержки, такие как субсидии и налоговые льготы, которые могут снизить стоимость покупки электромобилей и электрокаров.

  • Важно знать: помимо стоимости покупки, владение электромобилем или электрокаром включает в себя расходы на замену батарей, установку зарядных станций и обслуживание автомобилей.

В целом, стоимость электромобилей и электрокаров зависит от многих факторов, таких как марка, модель, производительность, ёмкость батарей и наличие дополнительных функций. При выборе между электромобилем и электрокаром, необходимо учитывать не только стоимость покупки, но и другие факторы, такие как затраты на эксплуатацию, удобство использования и прочие потребности и требования покупателя.

Экологичность и безопасность

Одним из главных преимуществ электромобилей и электрокаров является их экологичность. В отличие от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, электромобили не выбрасывают вредные вещества в атмосферу, что делает их более чистыми и безопасными для окружающей среды.

Кроме того, электромобили и электрокары не производят шума, что также положительно влияет на окружающую среду и уменьшает уровень шума в городах. Безопасность также является одним из преимуществ электромобилей, так как они не имеют топливных баков, которые могут взорваться при аварии.

  • Экологичность
  • Безопасность для окружающей среды
  • Минимальный уровень шума
  • Отсутствие топливных баков, не представляющих угрозу при аварии

Несмотря на все вышеперечисленные преимущества, электромобили и электрокары все еще имеют некоторые ограничения. Например, они требуют зарядки, которая может занять довольно много времени, в отличие от заправки бензином или дизельным топливом. Кроме того, в некоторых регионах мира сеть зарядных станций может быть недостаточно развитой, что затрудняет использование электромобилей в таких местах.

Популярность и развитие рынка

В последние годы электромобили и электрокары стали все более популярными. Этому способствуют несколько факторов, в том числе повышение цен на нефть, проблемы экологии и желание людей использовать более экологичный вид транспорта.

Рынок электромобилей и электрокаров активно развивается. Крупные автопроизводители вкладывают огромные суммы в разработку и выпуск новых моделей, а также в увеличение производства безопасных батарей. В настоящее время электромобили можно купить по разумной цене, а частные и государственные компании поощряют использование электрокаров, предоставляя различные льготы.

Спрос на электромобили и электрокары растет с каждым годом. В ряде городов уже существуют зоны, доступные только для электрических транспортных средств. Также все больше людей выбирают аренду электрокаров вместо традиционных автомобилей. В ближайшем будущем можно ожидать дальнейшего развития инфраструктуры и технологий, связанных с электромобилями.

Устройство электромобиля. Технические отличия от обычного автомобиля

Сейчас электромобилестроение развивается огромными темпами (особенно внесла вклад в эту тему компания Tesla Motors, запустив в серийное производство свои имеющие оглушительный успех электрокары и заставив таким образом шевелиться конкурентов). Инженеры частенько балуют нас особенными схемами работы электрокаров, например, оборудуя машины двумя электродвигателями или изобретая новые гибридные силовые установки. В этой статье я опишу устройство электромобиля и то, чем средний современный электромобиль технически отличается от классических авто с ДВС. Напомню, из каких частей состоит любой автомобиль:

  • двигатель, который создает механическую энергию, приводящую в конечном итоге в движение транспортное средство;
  • кузов, к которому крепятся все элементы конструкции;
  • шасси, основной задачей элементов которого является передача крутящего момента с двигателя на колеса;
  • электрооборудование, которое пронизывает весь автомобиль: тут и стартер, и подогрев, и свет и множество других вещей, в зависимости от комплектации.

Пройдемся по каждой из них и выясним, почему электрокары такие особенные.

Двигатель

В электромобиле он электрический. В нем нет коленвала, поршней, камер сгорания, клапанов и много чего еще, что есть в двигателях внутреннего сгорания. За то есть статор, внутри которого благодаря электромагнитной силе вращается ротор. Подробнее об электродвигателе электромобиля можно прочесть здесь. Немаловажной особенностью электродвигателя является возможность не только производить вращательную энергию, но и создавать ток для заряда батареи, то есть работать в режиме генератора. Это основной принцип так называемой рекуперации: грубо говоря, при нажатии на педаль газа электродвигатель вращает колеса, и энергия батареи тратится, а если педаль отпустить, на движущейся машине уже колеса будут вращать вал двигателя, создавая в обмотке напряжение и генерируя ток, заряжающий батарею.

Благодаря простоте и почти полному отсутствию трущихся частей в электромоторе (кроме подшипников), в отличие от ДВС, ресурс его намного превышает ресурс классического бензинового или дизельного двигателя.

Кузов

Кузов электромобиля отличается наличием отсека для аккумуляторной батареи (чаще всего располагающейся в днище автомобиля). При этом благодаря трансмиссии, занимающей в электрокаре значительно меньший объем, чем в обычном авто, водителю и пассажирам, электрической машины доступно больше пространства в салоне при тех же внешних габаритах.

Шасси

Шасси состоит в свою очередь из ходовой части, механизмов управления и трансмисси. Ходовая часть электромобиля, включающая мосты, подвеску и колеса, не имеет принципиальных отличий от ходовой привычных нам авто. О рулевом управлении и тормозной системе так же сказать особо нечего, кроме того, что благодаря существенному торможению двигателем (как раз когда происходит рекуперация), тормозные колодки и диски электромобиля изнашиваются значительно меньше. Главное же отличие шасси электрического от шасси классического авто кроется в трансмиссии. Конкретно — в коробке передач. В электрокаре её нет :). Вместо нее устанавливается очень простой понижающий редуктор (в котором практически нечему ломаться), имеющий огромный ресурс по сравнению даже с механическими коробками передач, не говоря уже об автоматических коробках и вариаторах. Сцепление, соответственно, тоже отсутствует.

Электрооборудование

Электрическое оборудование электромобиля имеет значительные отличия от электрооборудования автомобиля, приводимого в движение двигателем внутреннего сгорания. Отличия эти касаются электрооборудования мотора; в салоне всё примерно одинаково. В электромобиле отсутствует стартер и нет системы зажигания рабочей смеси, за то там есть аккумуляторная батарея, инвертор (согласующий токи подаваемый от батареи в электродвигатель и генерируемый электродвигателем во время рекуперации), а также модулем, питающим батарею во время зарядки и рекуперации и двигатель через инвертор во время ускорения. Подробнее об аккумуляторной батарее для электромобиля можно прочесть тут. Еще в электромобиле отсутствует система охлаждения двигателя, но часто присутствует система контроля температуры батареи (с подогревом или охлаждением) и электрическая печка.

Посмотрите это видео, которое показывает устройство электромобиля на примере Tesla Model S.

Гибриды

О том, какие бывают электромобили и гибриды, я написал в Часто Задаваемых Вопросах. Гибридами они называются за то, что имеют и электродвигатель, и двигатель внутреннего сгорания в своей силовой установке. Соответственно, механизмы их значительно сложнее, так как включают в себя системы, необходимые для передачи крутящего момента и работы обоих моторов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *