Механизм отбора мощности что это
Перейти к содержимому

Механизм отбора мощности что это

  • автор:

Принцип работы механизма отбора мощности

Гусеничные и колесные тракторы, дорожно-строительные и путевые машины РЖД, на которых установлены двигатели ЯМЗ, относятся к универсальному виду техники. В сельском хозяйстве, дорожно-ремонтном строительстве нужно работать с косилками, дисковыми боронами, ямобурами, иным прицепным и навесным активным оборудованием. Чтобы привести рабочий орган агрегата в движение, был изобретен специальный механизм отбора мощности (МОМ). Линейка тракторов К-700 и Т-150, также как и модели МТЗ, оснащаются МОМ на заводе. А вот на грузовой автомобиль, тягач, комбайн, речное и морское судно, другие виды спецтехники вал отбора мощности нужно заказывать отдельно.

Конструктивные особенности

Механизм отбора мощности на тракторах с силовыми агрегатами ЯМЗ работает непосредственно от двигателя. Независимый привод МОМ связан с маховиком, поэтому его работа не зависит от движения. Главное, чтобы двигатель работал.

Назначение и устройство механизма отбора мощности

Ведущий вал, выходящий из редуктора МОМ, вращается со скоростью 1000 об/мин. при номинальных оборотах двигателя ЯМЗ. Независимый привод осуществляется с помощью карданной передачи и промежуточного вала непосредственно от коленчатого. Чаще всего механизм отбора мощности располагается в задней части трактора, но может крепиться как сбоку, так и спереди колесной или гусеничной техники.

Механизм отбора мощности на технике с двигателями ЯМЗ состоит из таких частей:

  • Картера сцепления;
  • Вала отбора мощности;
  • Корпуса подшипника первичного вала;
  • Фланца первичного вала;
  • Муфты выключения сцепления;
  • Валика вилки сцепления.

На тракторах К-700, Т-150К установлен механизм отбора мощности с гидравлическим приводом соединительной фрикционной муфты включения и отключения. По устройству она аналогична фрикциону, используемому в коробке передач и взаимозаменяема с ним. Соединительная муфта находится в отдельном корпусе. Гидравлика обеспечивает плавное включение и выключение МОМ. Кроме того, на тракторе Т-150 К используется двухскоростной редуктор, у которого ведущий вал вращается с частотой 540 и 1000 об/мин.

Подбор механизмов отбора мощности

Для 8-цилиндровых двигателей ЯМЗ-238АК, ЯМЗ-238БК, которые ставятся на комбайны «Ростсельмаш» ACROS 580 и «КраснодарРисМаш» разработан механизм отбора мощности, который включает и выключает предохранительная, постоянно замкнутая однодисковая фрикционная муфта. Этот же МОМ может работать с 6-цилиндровым двигателем ЯМЗ-236ДК, который стоит на комбайнах «ДОН 1200Б».

Для дизелей ЯМЗ-236Г-4, ЯМЗ-236ДК-2,5, ЯМЗ-238М2-10, ЯМЗ-238Б-14, которые устанавливаются на дорожно-строительную технику, путевые железнодорожные машины, комбайны «Енисей», можно заказать односкоростной механизм отбора мощности, включаемый и отключаемый двухдисковым сцеплением. А вот для двигателей ЯМЗ-236ДК-8,9, ЯМЗ-236Г-4, ЯМЗ-238АК-4, ЯМЗ-7511.10-10 нужен одноступенчатый механизм отбора мощности, который включается и выключается однодисковым диафрагменным сцеплением.

12.3. Система отбора мощности

тивных рабочих органов машин , агрегатируемых с трактором . Валом отбора мощности ( ВОМ ) называют выходной шлицованный вал , ко — торый на тракторе предназначен для привода в движение рабочих ор — ганов мобильных или стационарных машин , агрегатируемых с трак — тором . ВОМ получает вращательное движение ( мощность ) от главно — го сцепления или одного из валов трансмиссии и ряда передающих звеньев ( шестерен , валов , соединительных муфт и др .) механизма от — бора мощности вращательного движения , или механизма привода ВОМ .

В соответствии с возможностями агрегатирования трактора и необходимостью привода навешенных машин существуют ВОМ зад — него , фронтального , переднего и бокового расположений .

По частоте вращения хвостовиков ( режимам работы ) ВОМ де — лятся на вращающиеся с постоянной частотой ( при постоянной часто — те вращения двигателя ) и на ВОМ с частотой вращения , зависящей от скорости движения трактора — синхронные .

Постоянная частота вращения ВОМ используется для привода тех машин , у которых рабочие органы должны иметь постоянную скорость , не зависящую от поступательной скорости МТА ( убороч — ные машины , машины по заготовке кормов , ротационные почвообра — батывающие и др .). С целью оптимизации привода различных машин используются ВОМ с разной частотой вращения , которые могут быть : 540; 750; 1000 и 1400 мин -1 . Наиболее часто на тракторы устанавли — вают ВОМ с частотами вращения хвостовиков 540 и 1000 мин -1 , что в основном определяется требованиями со стороны агрегатируемых с трактором машин .

С целью повышения топливной экономичности тракторы , осна — щенные двигателями постоянной мощности , могут эксплуатироваться в так называемом » экономичном » режиме , т . е . при пониженной часто — те вращения коленчатого вала . Частота вращения хвостовика ВОМ

должна соответствовать указанным выше величинам , что обеспечива — ется встраиванием в привод ВОМ соответствующих редукторов с передаточным числом , компенсирующим снижение частоты враще — ния двигателя . Этому варианту вращения ВОМ присваивается обычно индекс » Е «. Поэтому трактор может иметь ВОМ с частотой вращения хвостовика 540 и 540 Е мин -1 . В последнем случае указывается частота вращения хвостовика ВОМ , соответствующая экономичному режиму работы двигателя .

Механизмы отбора мощности по возможности управления ВОМ с постоянной частотой вращения , а следовательно ВОМ , делятся на три вида : полностью зависимые , полностью независимые и частично независимые .

П о л н о с т ь ю з а в и с и м ы й В О М ( рис . 12.14, а ) имеет привод ( отбор мощности ) от ведомого вала главного сцепления 2 или связанного с ним вала . Включение ВОМ осуществляется с помощью подвижной зубчатой каретки 1 при неподвижном тракторе . Легко представить , что такой ВОМ не удовлетворяет ни одному из перечис — ленных выше специфических требований к механизмам отбора мощ — ности сельскохозяйственных тракторов , так как нет возможности по — следовательного разгона элементов МТА , нельзя остановить трактор без остановки рабочих органов приводимых от ВОМ машин , невоз — можно включать и выключать рабочие органы машин на ходу МТА .

П о л н о с т ь ю н е з а в и с и м ы й В О М должен управ — ляться независимо от поступательного движения МТА . Достигается это двумя вариантами исполнения привода ВОМ :

1) фрикционное сцепление 3 представляет двухпоточную двой — ную с независимым управлением конструкцию , от второго ведомого диска которого осуществляется привод независимого ВОМ ( рис . 12.14, б );

2) привод ( рис . 12.14, в ) выполняется от ведущих деталей глав — ного сцепления 2 ( обычно от корпуса ), а для управления ВОМ в цепи привода устанавливается механизм 4 с фрикционным разрывом пото — ка мощности ( фрикционное сцепление или планетарный редуктор , управляемый двумя тормозами ).

Ч а с т и ч н о н е з а в и с и м ы й В О М получает привод от второго диска двойного с последовательным управлением фрикцион — ного сцепления 3 ( рис 12.14, б ). При его выключении сначала разрыва — ется поток мощности , идущий на ходовую систему , а при дальнейшем нажатии на педаль управления разрывается поток мощности идущий на ВОМ . При включении сцепления процесс протекает в обратной по — следовательности . Поэтому здесь невозможно на ходу движения МТА

включать и выключать ВОМ ( рабочие органы машины ). Остальные требования частично независимый ВОМ выполняет полностью .

Рис . 12.14. Схемы приводов ВОМ :

1 — подвижная каретка ; 2 — главное сцепление ; 3 — двойное сцепление ; 4 — сцепление привода ВОМ ; 5 — вторичный вал коробки передач ; 6 — зубчатая муфта ; 7 — планетарный ряд ; 8 — зубчатый венец ; 9 — вал ; 10 — колесо с зубчатым венцом ; 11 — зубчатая муфта

Иногда используют схему ( рис . 12.14, г ), когда в трансмиссии трактора устанавливают последовательно два однопоточных постоян — но замкнутых сцепления 2 и 4 , управление которыми осуществляется последовательно через общий привод . При нажатии на педаль управ — ления сцеплениями 2 и 4 сначала выключается главное фрикционное сцепление 2 , а затем фрикционное сцепление 4 привода ВОМ . При отпускании педали включение сцеплений 2 и 4 осуществляется в об — ратной последовательности .

Такая схема привода ВОМ применяется весьма ограниченно и только на колесных универсально — пропашных тракторах .

Наибольшее распространение на тракторах класса 0,6-2 получи — ли полностью независимые ВОМ , как наиболее полно соответствую — щие условиям работы .

Полностью зависимые ВОМ на колесных тракторах не приме — няются , но используются на гусеничных тракторах , так как возмож — ности ВОМ расширяются из — за специфики трогания гусеничных трак — торов не только путем включения главного сцепления , но и замыка — нием одновременно левого и правого механизмов поворота ( много — дисковых фрикционных муфт поворота или планетарных механиз — мов ). Поэтому одно из важнейших требований к приводу ВОМ — сту — пенчатый разгон элементов МТА выполняется путем замыкания сна — чала кинематической цепи ВОМ ( включение главного сцепления при выключенных механизмах поворота ), а затем кинематической цепи привода ходовой системы трактора ( замыкание механизмов поворо — та ).

При необходимости гусеничные тракторы оснащаются полно — стью независимыми ВОМ .

С и н х р о н н ы й В О М применяется в том случае , когда МТА должен выполнять определенное число операций на заданном пути движения , что свойственно работе сеялок , сажалок , удобрите — лей и др . Через синхронный ВОМ получает движение ходовая систе — ма активных прицепов .

Привод синхронного ВОМ выполняется от той части трансмис — сии , передаточное число которой до ходовой системы остается неиз — менным и неразрываемым . Чаще всего отбор мощности берется от вторичного вала 5 коробки передач ( рис . 12.14, д ) или от шестерен по — стоянно связанных с ним . Включение и выключение синхронного ВОМ осуществляется при неподвижном тракторе с помощью зубча — той муфты 6 .

Общепринятая частота вращения синхронного ВОМ 3,3…3,5 оборота на 1 м пути .

Обычно синхронные ВОМ устанавливаются на тракторах класса

Конструктивно механизм отбора мощности выполняется так ( рис . 12.14, е ), чтобы хвостовик заднего ВОМ мог вращаться с пере — ключаемыми режимами и переключаемыми частотами . Такой ВОМ ( двухрежимный ) является комбинированным .

На схеме ( рис . 12.14, е ) ВОМ может работать как полностью не — зависимый двухскоростной , так и синхронный .

Для обеспечения работы ВОМ в независимом режиме зубчатую муфту 6 вводят в зацепление с зубчатым венцом 8 вала 9 , а включение заданного скоростного режима осуществляется с помощью зубчатой муфты 11 и тормоза Т 2 планетарного ряда 7. Тормоз Т 1 служит для ос — тановки хвостовика ВОМ после выключения тормоза Т 2 .

Работа ВОМ в синхронном режиме осуществляется путем со — единения зубчатой муфты 6 с зубчатым венцом колеса 10 , связанного со вторичным валом коробки передач и включением Т 2 планетарного ряда 7.

Процесс переключения современных ВОМ осуществляется раз — ными способами . Наряду с обычным механическим все большее рас — пространение получает электрогидравлическое управление , когда многодисковое непостоянно замкнутое фрикционное сцепление с гидроподжатием в цепи привода ВОМ замыкается ( размыкается ) по — током масла от распределителя , управляемого электроприводом .

Управление ВОМ , таким образом , производится путем нажатия трактористом на соответствующую кнопку , установленную на пульте или на многофункциональном рычаге управления .

Часть тракторов оснащается фронтальными ВОМ , управляющи — ми приводом рабочих органов фронтально навешенных машин . В этом случае фронтальный ВОМ может быть кинематически связан с приводом заднего ВОМ . Он может получать движение от носка ко — ленчатого вала двигателя через понижающий редуктор и управляю — щее сцепление . Как правило , фронтальный ВОМ является односкоро — стным , полностью независимым , с частотой вращения хвостовика

Боковые ВОМ устанавливают на те тракторы , с которыми агре — гатируются машины в боковой навеске . Как было отмечено выше , этот вид навески типичен для универсально — пропашных колесных тракторов тягового класса 0,6-2. Поэтому именно эта группа тракто — ров имеет наиболее разветвленную и многофункциональную систему ВОМ .

Все промышленные тракторы оснащаются ВОМ . Их количество , расположение и частота вращения зависят от назначения трактора , специфики агрегатируемых с ним машин — орудий , мощности двигате — ля и особенностей трансмиссии . Так , у трактора Т -330 с гидромеха — нической трансмиссией спереди установлены три ВОМ . Средний ВОМ полностью независимого типа получает привод от турбинного колеса комплексной гидропередачи , а крайние — синхронные , частоты вращения которых зависят от включенной передачи в коробке пере — дач соответствующего борта . Эти ВОМ не изменяют направление своего вращения при изменении направления движения трактора , что отличает их от синхронных ВОМ сельскохозяйственных тракторов .

Тракторы ДЭТ -250 М и Т -130 оборудованы независимым ВОМ заднего расположения с частотой вращения хвостовика , равной час — тоте вращения коленчатого вала двигателя .

На трелевочных и мелиоративных тракторах применяют зави — симые и независимые ВОМ заднего расположения , а на лесохозяйст — венных — задний и фронтальный ВОМ независимого типа .

Система отбора мощности автомобиля . Здесь часть мощности двигателя отбирается для привода лебедок , насосных станций для по — жарных целей , распылителей и опрыскивателей , работы гидроприво — да . Гидропривод применяют для управления подъемом кузова само — свала или привода рабочих органов специальных машин ( опрыскива — телей , опыливателей , агрегатов для внесения жидких удобрений и ядохимикатов ).

Отбор мощности чаще всего осуществляется от промежуточного вала коробки передач или ее блока шестерен заднего хода за счет ус — тановки специальных шестеренных редукторов с выходным валом ( коробок отбора мощности ). К выходному валу коробки отбора мощ — ности крепят либо непосредственно потребитель ( например , гидрона — сос ), либо карданный вал его привода . Иногда для этого используют носок коленчатого вала двигателя ( например , для привода пожарных помп , устанавливаемых перед радиатором автомобиля ). Шестерню привода вала отбора мощности включают так же , как шестерни ко — робки передач — через валик с вилкой переключения .

Автомобили повышенной проходимости часто оборудуют ле — бедками , которые используют для самовытаскивания , вытаскивания других автомобилей , поднятия грузов . На автомобилях ГАЗ и ЗИЛ лебедки устанавливают в передней части , а на автомобилях Урал и КамАЗ — в средней части . Лебедки развивают усилие от 30 до 90 кН .

Барабан лебедки , на который намотан трос , приводится в дей — ствие через червячный редуктор . Его червяк вращается от разда —

Назначение, устройство, классификация и принцип работы механизма привода вала отбора мощности.

Валы отбора мощности. Они предназначены для передачи мощ­ности двигателя на привод рабочих органов сельскохозяйственных машин. Их различают по месту расположения на тракторе, типу привода, частоте вращения и способам управления.

Большинство тракторов оборудовано задним ВОМ, некоторые — передним. Универсально-пропашные тракторы имеют задний и бо­ковой ВОМ.

По типу привода ВОМ подразделяют на несинхронные (зависи­мые, независимые, полунезависимые) и синхронные. При несин­хронном приводе ВОМ получает вращение от коленчатого вала дви­гателя непосредственно или через вал сцепления. ВОМ с зависи­мым приводом приводится во вращение через вал сцепления и при выключенном сцеплении останавливается.

ВОМ с независимым приводом получает вращение от коленчатого вала двигателя через ведущую часть сцепления не­зависимо от его выключения. При полунезависимом приводе ВОМ вращается при переключении передач, во время остановки, но не включается и выключается при движении трактора. Такой ВОМ при­меняют при двухпоточном сцеплении. У ВОМ с син­хронным приводом частота вращения изменяется при переключе­нии передач пропорционально скорости движения трактора.

Синхронный привод применяют на пропашных тракто­рах для привода рабочих органов машин, скорость работы которых должна быть согласована со скоростью движения трактора (напри­мер, навесных сеялок).

При синхронном приводе ВОМ получают вращение от ведомо­го вала коробки передач.

Частота вращения ВОМ с синхронным приводом стандартизи­рована: 9 с- 1 (540 мшг 1 ) и 16,6 с» 1 (1000 мин» 1 ). Она не зависит от передачи трактора и постоянна при неизменной частоте вращения коленчатого вала. Хвостовики ВОМ расположены на одной высоте от уровня опорной поверхности трактора, но имеют разные шли­цы: 8-шлицевый для 540 мшг 1 и 21-шлицевый для 1000 мин’ 1 .

Частоту вращения двухскоростного независимого привода ВОМ переключают с помощью поводка, установленного под днищем корпуса сцепления, воздействующего на валик вилки 22 включения ВОМ. Вилка перемещает соединительную муфту 23, скользящую по шлицам вала 18 привода ВОМ. Своими наружны­ми и внутренними зубьями она может входить в зацепление с шестернями 24 или 25 привода ВОМ второй и первой ступеней, которые помещены свободно: одна на гладкой части вала 18, а другая — на ступице шестерни 25. Если ВОМ не используют, то его выступающий конец закрывают колпаком, штампованным из листовой стали или пластмассы.

Способы управления ВОМ бывают механические и гидравли­ческие ВОМ с простым механическим уп­равлением оборудуют обычно с зависимым при­водом. Он представляет собой корпус 2 (рис. 24), в котором помещена пара цилиндрических шестерен. Ведомая шестерня 7 мо­жет перемещаться по шлицам вдоль вала. Ее включают в зацепление с ведущей шестерней 4 только при полностью ос­тановленном тракторе. Маслоподающая шестер­ня 6 помещена на под­шипнике, установленном на ступице ведомой шес­терни, и обеспечивает по­дачу масла подшипникам ведущей шестерни привыключенном ВОМ.

Рис. 24. Вал отбора мощности со ступенчатым редуктором (трактор ДТ-75МЛ): 1 и 5 — ведущий и ведомый валы; 2 — корпус; 3 — пробка-сапун; 4 и 7 — ведущая и ведомая шестерни; 6 — маслоподающая шестерня; 8 — пробка отверстия для слива масла; 9 — поддон

Валы отбора мощности с независимым приводом можно включать и оста­навливать при движении трактора с помощью гидравлического способа управления или сложного механического привода (через планетарный редуктор).

ВОМ с планетарным редуктором состоит из корон­ной и солнечной 7 (рис. 25) шестерен, трех помещенных между ними сателлитов 10, водила 8 и двух тормозных барабанов с тор­мозными лентами.

Ступица солнечной шестерни 7 жестко соединена с тормозом 5, свободно вращающимся на валу 6. Тормоз 11 соединен с водилом8 через оси сателлитов 10, а водило жестко связано с валом 6. В зад­ний конец вала установлен сменный хвостовик. Стальные ленты тормозных барабанов с фрикционными накладками одним концом закреплены на неподвижной оси, а другим соединены через регу­лировочные винты 3 с рычагом управления ВОМ.

Если ВОМ выключен, то тормоз 5 (рис. 25, а) солнечной шес­терни опущен, а тормоз 11 водила затянут. Вал 6 неподвижен, а сателлиты 10 передают вращение от коронной шестерни на сол­нечную 7.

При включенном ВОМ тормоз 5 (рис. 25, б) солнечной шес­терни затянут, а тормоз 11 водила освобожден и сателлиты перека­тываются по неподвижной солнечной шестерне, а их оси приводят во вращение водило и вал 6. Крайнее верхнее и нижнее положения рукоятки 1 управления ВОМ удерживаются усилием сжатой пружины 4.

Приводной вал планетарного механизма включают рычагом 2 действующим на зубчатую муфту 4.

Рис. 25. Схема работы ВОМ трактора МТЗ-80 с планетарным редуктором: а и б — ВОМ выключен и включен; 1 — рукоятка управления; 2 — тяга; 3 — регулировочный винт; 4 — пружина; 5 — тормоз солнечной шестерни; 6 — ведомый вал; 7 — солнечная шестерня; 8 — водило; 9 — приводной вал с коронной шестерней; 10 — сателлит; 11 — тормоз водила

Чтобы включить синхронный привод ВОМ, муфту передвигают в крайнее переднее положение, и ВОМ получает вра­щение от вторичного вала КП через шестерню 1. При независимом приводе заднего ВОМ муфту передвигают в крайнее заднее поло­жение и ВОМ получает вращение от двигателя через пару шестирён, расположенных в корпусе сцепления, и заднего моста.

Боковой ВОМ. На тракторе может быть установлен боковой ВОМ, который облегчает привод механизмов сельскохозяйственных ма­шин, расположенных впереди и сбоку трактора. Боковой ВОМ ус­танавливают с левой стороны КП вместо боковой крышки.

Вопросы выходного контроля:

1. Какие применяются схемы навесной системы и когда они используются?

2. Чем устраняется перекос навесной машины в горизонтальной и вертикальной плоскостях?

3. Как классифицируются валы отбора мощности трактора?

4. Какой уход необходим за элементами рабочего оборудования трактора?

Домашнее задание: И.П. Ксеневич «Трактор МТЗ-80 и его модификации», с 316-345. Д.И.Мельников «Тракторы», с 189-194.

Конструктивные особенности механизмов отбора мощности (МОМ)

Механизмы отбора мощности (МОМ) применяются в тех случаях, когда применение коробки переключения передач не требуется.

Наибольшее распространение механизмы отбора мощности (МОМ) получили на агрегатах ЯМЗ в составе комбайнов, дизельных приводов, речных и морских судов.

Выделяется три вида механизмов отбора мощности (МОМ):

МОМ с предохранительной, постоянно замкнутой фрикционной муфтой;

МОМ с двухдисковым сцеплением;

МОМ с однодисковым сцеплением.

Механизм отбора мощности — назначение и устройство

Механизм отбора мощности передает мощность двигателя на присоединенные к трактору машины и орудия с постоянной частотой вращения 1000 оборотов в минуту при номинальной частоте вращения вала двигателя. Так как механизм отбора мощности не является обязательной принадлежностью трактора, то его поставляют хозяйствам по отдельному заказу и устанавливают на трактор при необходимых условиях эксплуатации.

Основные его части:

два карданных вала (151.36.104);

привод управления золотником включения механизма отбора мощности.

Соединительная муфта представляет собой средний фрикцион с торцовым уплотнением коробки передач, установленный в отдельном корпусе. При вращении ведущего вала коробки передач с помощью соединительной муфты можно плавно включать и выключать механизм отбора мощности.

Тип I. Механизм отбора мощности с предохранительной, постоянно замкнутой фрикционной муфтой

Пружина тарельчатая 238АК-4200025;

Механизм отбора мощности:

б) типа 238ДК-4200005-20

1 – вал отбора мощности (238-4200005); 2 – корпус подшипника; 3 – кожух (238ДК-4200015); 4 – фланец прижимной (238АК-4200020); 5 – диск ведомый (238-1601130); 6 – болт ступенчатый (238АК-4200035); 7 – пакет тарельчатых пружин; 8 – втулка (236-1701138); 9 – крышка подшипника (238АК-4200110); 10 – масленка.

Тип II. Механизм отбора мощности с двухдисковым сцеплением

Механизм отбора мощности типа:

а) типа 236К-4200005;

б) типа 238-4200005.

1 – вал отбора мощности (238-4200005); 2 – корпус подшипника (236К-4200100-10); 3 – фланец крепления кардана (238П-1721240).

Тип III. Механизм отбора мощности с диафрагменным сцеплением

Механизм отбора мощности типа:

а) типа 181.4200005-20;

в) типа 182.4200005.

1 – вал отбора мощности; 2 – корпус подшипника; 3 – крышка подшипника; 4 – фланец крепления кардана.

Компания ООО «ГК ЯРД» реализует только оригинальные запчасти двигателей ЯМЗ, а также запчасти КПП и МОМ. На сайте компании можно выбрать и купить по цене завода производителя механизмы отбора мощности МОМ ЯМЗ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *