Сколько грузовых автомобилей в россии
Перейти к содержимому

Сколько грузовых автомобилей в россии

  • автор:

Структура автомобильного парка грузовых автомобилей

По данным исследования "Автостат Инфо" [1] , в России по состоянию на начало 2023 года насчитывается 2 483 732 грузовых автомобиля.

Структура парка грузовых автомобилей

Более 69% в структуре парка грузовиков составляет техника, произведенная до 2013 года (всего 1 718 519 единиц), В парке грузовых машин, произведенных в 2022 году, насчитывается 66 927 единиц, что заметно меньше, чем количество грузовиков, изготовленных в 2021 году (100 654 единиц).

"КАМАЗ" по-прежнему лидирует на рынке грузовых машин по объему зарегистрированного парка. По состоянию на начало 2023 года в стране числятся 684 674 грузовых "КАМАЗов".

Топ-10 марок по объему грузовых автомобилей, единиц

Первичный рынок

"КАМАЗ" лидирует на рынке грузовых авто с заметным отрывом от конкурентов. За минувший год в России было продано 31 994 автомобилей, что на 12% меньше, чем в 2021 году. Китайская корпорация SHAANXI показала второй результат – 9 641 автомобилей, что практически в 3,5 раза больше, чем в 2021 году. В целом, следует отметить, что прирост первичных продаж характерен для всех китайских грузовых автомобилей: FAW, SITRAK, HOWO, JAC. Единственным производителем, нарастившим количество продаж, помимо китайских марок, является УРАЛ с ростом +2% относительно 2021 года.

Сравнительная структура продаж новых грузовых автомобилей по топ-10 маркам в 2021 и 2022 годах
Сравнительная структура продаж новых грузовых автомобилей по видам и типам в 2021 и 2022 годах

Вторичный рынок

На фоне заметного спада продаж на рынке новых грузовиков рынок грузовой техники с пробегом показывает большую стабильность. По данным "Автостат Инфо", за весь год в России было продано 280 563 грузовика с пробегом, что только на 3,4% меньше результата за 2021 год – 290 534 единицы.

Перерегистрации грузовиков "КАМАЗ" в 2022 году выросли на 1,8% к результатам 2021 года, с 73 763 до 75 075 единиц, что стало лидирующим показателем на рынке грузовых машин с пробегом в прошедшем году.

Сравнительная структура продаж б/у грузовых автомобилей по топ-5 маркам в 2021 и 2022 годах

В объёме вторичных продаж китайские грузовые автомобили пока не имеют такого сильного влияния, здесь среди иномарок пока ещё сильны автомобили европейского производства. Но в 2023 году структура продаж вторичного рынка грузовиков продолжит меняться в сторону усиления доли российской техники и китайских марок.

Цены

Маркетинговое агентство НАПИ [2] проанализировало цены на новые и подержанные грузовые автомобили в 2022 году. Средние цены на новые грузовые автомобили в IV квартале 2022 года выросли на 17% по сравнению с IV кварталом 2021 года и достигли 8,8 млн. руб. Средние цены на подержанные грузовики поднялись на 49% по сравнению с 2021 годом и составили 3,4 млн. руб.

Динамика средних цен на новые грузовые автомобили, руб.

Источник: Национальное Агентство Промышленной Информации (НАПИ, https://napinfo.ru/)

Динамика средних цен на б/у грузовые автомобили, руб.

Источник: Национальное Агентство Промышленной Информации (НАПИ, https://napinfo.ru/)

Выводы по анализу рынка грузовых транспортных средств

Согласно данным аналитиков, в стране за январь-декабрь 2022 года было продано: 84 672 единиц грузовых автомобилей (-15,5% к результатам 2021 года).

При использовании материала ссылка на https://afk.rukon.ru/ обязательна.

Заказать услугу или получить дополнительную информацию Вы можете, обратившись в наши офисы по телефонам:

Каких грузовиков в России больше?

Общее число грузовых автомобилей в РФ по данным на январь 2023 года составляет чуть менее 2,5 млн. единиц.

Уже ко второму полугодию 2022 года доля автомобилей российского производства достигала 65 процентов, а это свыше 1,5 млн. грузовиков. Число же автомобилей иностранного производства увеличилось с 35 до 38 процентов и составило 946 тыс. штук.

Если рассматривать все существующие грузовые автомобили по году выпуска, то около 70 процентов были изготовлены в 2013 году и ранее. В количественном выражении это число составляет порядка 718,5 грузовиков. Для сравнения: машин 2021 года выпуска, по данным статистики, в России насчитывается чуть более 100,5 тыс. единиц. А вот грузовиков 2022 года уже существенно меньше: порядка 66,9 тысяч.

Среди всего зарегистрированного автопарка в России лидирующие позиции занимает марка «КАМАЗ». По статистическим данным на январь 2023 года их число превышает 684,6 тысяч единиц. Серебряным призером этого рейтинга стала марка «ГАЗ» и ее 393,3 тысячи грузовиков. Почетное бронзовое место – у «МАЗа», количество техники этой марки в России составляет 178,6 тысяч единиц.

Самыми популярными моделями стали: «ГАЗ 3307» (129, 6 тыс.ед.), «КАМАЗ 65115» (110,8 тыс. ед.), а также «КАМАЗ 43118» (85,9 тыс.ед.).

Как же распределяются грузовые автомобили по территории России? Значительная часть (27%) трудится в областях Центрального округа. 18% работает на просторах Приволжского федерального округа, на Сибирский же ФО приходится около 14% грузовиков.

Как посчитать рынок грузоперевозок в России и в чем проблема Росстата

Привет, меня зовут Алексей Козлов, онлайн-сервис по грузоперевозкам «Везет Всем». Перед тем как перейти к заключительной части обзора IT-проектов в автомобильных грузоперевозках: география Россия, давайте попробуем правильно посчитать размер российского рынка перевозок ( первая часть (общая), вторая часть (Европа), третья часть (США)).

В рунете можно найти отчеты авторитетных агентств о рынке грузоперевозок в России. Обычно они называются как-то так: «Обзор рынка грузовых перевозок в России 2019 и тренды 2020-2025». Вот несколько примеров:

    — объем рынка грузоперевозок 880 млрд. рублей в 2019 году. — объем рынка грузоперевозок 814 млрд. рублей в 2018 году.
  • Есть еще официальный документ от аналитического центра при правительстве Российской Федерации — объем рынка 818 млрд. рублей в 2018 году.

В своих исследованиях, агентства в основном опираются на статистику Росстата и выписки по компаниям из СПАРКа (или аналогов). СПАРК собирает информацию о выручке и активах компаний, в том числе из Росстата.

С Росстатом ситуация следующая: у них есть методология сбора информации по транспортной отрасли. Во-первых, сразу вопрос к ОКВЭДам, которые показали свою необъективность уже в ходе антикризисных мер от пандемии, в инструкции Росстата фигурирует понятие основой ОКВЭД, номер 60, хотя он устарел и все перешли на 49, надеюсь в работе они применяют верный. Во-вторых, Росстат собирает статистику с малых и средних предприятий и ИП выборочно, методом интервью или когда, те сами подадут данные (абз. 3, стр. 5 Методологии). В-третьих, достоверность сведений при подаче форм в Росстат остается на усмотрение бухгалтера или директора организации.

На заметку: если вы начали подавать данные в Росстат, то прекратить это невозможно — вы обязаны это делать, даже если организация приостановила деятельность.

Как результат — данные статистики, публикуемые Росстатом, несут довольно условную оценку рынка автомобильных грузовых перевозок, опираются на данные крупных компаний и гос. учреждений, тогда как 50% российского парка грузовых автомобилей принадлежит физическим лицам, а операционная деятельность в большинстве случаев при перевозке выглядит так:

При лучшем раскладе статистику из этой цепочки подает только транспортная компания, если у них 49-й основной ОКВЭД, выручка приближается к 100 млн. рублей в год. В остальных случаях никто не будет подавать данные в Росстат.

В России есть достоверная статистика по количеству, зарегистрированных грузовых автомобилей: 7,95 млн. грузовых автомобилей всего, разделенных на три категории:

N1: грузоподъемность до 3.5 тонн — 4,17 млн. ед.

N2: грузоподъемность от 3.5 тонн до 12 тонн — 2.48 млн. ед.

N3: грузоподъемность от 12 тонн — 1.3 млн. ед.

Уберем машины старше 15 лет в всех категориях, предположим они уже не функционируют (как известно, «Газель» не умирает, максимум в рекламный баннер превращается).

В категории N1 47,4% автомобилей старше 15 лет. В категории N2 и N3 64% старше 15 лет.

Источник: www.autostat.ru

Получаем следующие данные:

  • N1 — 2,2 млн. ед.
  • N2 — 0,86 млн. ед.
  • N3 — 0,46 млн. ед.

Для расчета годовой выручки, сгенерированной этим автотранспортом, умножим его количество на средний оборот по месяцу. За количество рабочих месяцев возьмем 9. Для N1 среднемесячный оборот по России составляет 38 т.р., для N2 — 75 т.р., для N3 — 400 т.р. (экспертная оценка, skin in the game for 10 years)

  • N1 = 2,2 млн. штук * 38 тыс. руб. * 9 месяцев = 752,4 млрд. рублей
  • N2 = 0,86 млн. штук * 75 тыс. руб. * 9 месяцев = 580,5 млрд. рублей
  • N3 = 0,46 млн. штук * 400 тыс. руб. * 9 месяцев = 1 656 млрд. рублей

Итого, потенциальный объем рынка автомобильных грузоперевозок может составить 3 триллиона рублей. Разница с официальной статистикой в 3,5 раза, разве такое может быть? Мне с трудом вериться, но давайте посмотрим на ряд дополнительных аргументов.

Система оплаты проезда за километры по федеральным трассам для транспорта с грузоподъемностью выше 12 тонн, «Платон». Это первая реальная попытка посчитать рынок магистральных перевозок. Каждый месяц они публикуют красивую инфографику, где есть стандартный набор цифр, в том числе оплаченные километры, например, в мае 2020 года 1 172 млн. км.. Если возьмем усредненную цифру за прошлый год из аналогичных бюллетеней, будет 1 300 млн. км., умножим на стоимость 1 км, в размере 34 рубля (из годового отчета за 2019 год компании GlobalTruck, единственной торгующейся на бирже из автотранспортных компаний и имеющей аудированную отчетность от «большой четверки»), и на 12 месяцев, получим 530 млрд. рублей, объем выручки от перевозки. При допущении, что весь пробег груженный.

Теперь представьте, что оплачивается только каждая третья поездка в полном объеме среди «частников» и это статистика только с федеральных трасс, оборудованными рамками учета. Например, зерновозы и самосвалы, используют либо объездные, либо вовсе игнорируют «Платон». С учетом этих фактов, можно допустить, что от 530 млрд. до 1.6 трлн. рублей не так далеко. Косвенное подтверждение недоплаченных километров есть в самой статистике Платона: кол-во бортовых устройств 956 тысяч. Если мы это число возьмем в знаменатель и поделим кол-во оплаченных километров, то получим средний ежемесячный пробег 1500 км, что очень далеко от действительности для магистральных перевозок (среднее число пробега по федеральным трассам 9-10 тысяч км.) Отсюда следует, либо не все платят, либо не всегда.

Компания «Грузовичков», выпускающая облигации и имеющая аудированную отчетность НЕ от «большой четверки», декларирует в своей презентации объем рынка коммерческих малотоннажных перевозок в 122 млрд. рублей. Принято считать, что рынок делится в пропорции 70% на 30% в пользу внутренней логистики (зависимых материнских компаний, например, Магнит возит свою продукцию своими машинами) по отношению к «свободному» рынку (коммерческие перевозки), то общий рынок «газелей» будет 366 млрд. рублей. Учитывая, что N1 включает не только «газели», но и специализированный транспорт: эвакуаторы, манипуляторы и т.д. — цифра может доходить до 400 млрд. рублей, что уже не так далеко от наших расчетных показателей в 742 млрд. рублей.

В предыдущей статье была таблица сравнения макроэкономических показателей по автомобильным перевозкам между тремя странами: США, ЕС, Россия.

В этой таблице выделяется российское отношение объема рынка грузовых автоперевозок к ВВП страны, структурные характеристики похожи между странами: автомобильный транспорт самый популярный на всех трех территориях, больше 70% грузов, протяженность дорог высокая (Россия 5 место в мире), хотя уровень развития стран разный, но в транспортной отрасли не такое большое различие.

Если мы воспользуемся нашей оценкой рынка грузоперевозок России, то значение будет не 12.5 млрд долларов, а 42,6 млрд. долларов, что составит 2,5% от ВВП России, попадая в среднее значение по выборке. Пропорция между ВВП России к США и ЕС выровняется по отношению к рынку грузовых автоперевозок, разница в 10-12 раз сохранится по всем показателям.

Рынок грузоперевозок чрезвычайно фрагментирован, надо понимать, что в представленной выборке, не только классические 20-тонные автопоезда или «газели», но и большое количество специализированной техники: автовозы, тралы, вышки, манипуляторы и т.д.. Все они имеют свой объем в общей массе.

Рынок грузоперевозок «серый» на 50%, в некоторых сегментах может и на 80%, это не только оплата наличными, но и невозможность отследить государственным структурам движение денег в этой отрасли, основным фактором выступает кол-во техники в частных руках, по-моему мнению.

Меня все время спрашивают про объем рынка, его сегменты, сравнение с рынком такси (709 млрд. рублей), надеюсь в этой статье получилось донести альтернативное, субъективное видение. Данные не использовать в курсовых и дипломных работах, только при оценке своего стартапа:)

Названы самые распространенные грузовики в России

По состоянию на начало второй половины 2022 года в России насчитывалось 2,62 млн грузовых автомобилей. Об этом «Автоновости дня» узнали из нового отчета аналитического агентства «Автостат Инфо».

Названы самые распространенные грузовики в России

Самосвалы «КамАЗ». Фото КамАЗ

Лидером по количеству зарегистрированных грузовиков среди регионов является Москва — в столице зарегистрировано 189 583 таких автомобиля. В Московской области насчитывается еще 136 333 грузовых авто. На третьем месте по величине автопарка — Краснодарский край, где зарегистрировано 100 355 грузовиков. Также в ТОП-5 вошли Татарстан и Ханты-Мансийский АО — там числится 91 506 и 74 636 грузовых авто соответственно.

Самые популярные грузовики в России

Самые популярные грузовики в России. Фото Автостат Инфо

Самой популярной маркой грузовиков в России на начало второго полугодия 2022 года является КАМАЗ, объем парка которого составляет 701 420 автомобилей. Второе место с показателем на уровне 439 245 зарегистрированных авто занимает ГАЗ, а третье — МАЗ (198 061 единицы). На долю ЗИЛ и УРАЛ приходится по 188 823 и 115 898 грузовиков соответственно.

Если говорить о самой популярной модели среди грузовиков, то это ГАЗ-3307 — в стране насчитывается 151 631 таких автомобилей. На втором месте — КАМАЗ-65115 с автопарком в количестве 106 419 экземпляров. Замыкает тройку лидеров КАМАЗ-43118 с показателем на уровне 80 971 зарегистрированных единиц. Четвертое и пятое места занимают УРАЛ-4320 и КАМАЗ-55111 — в России зарегистрировано 65 137 и 64 136 автомобилей соответственно.

Напомним, скоро России начнется производство отечественных электрических грузовиков. Сколько планируют инвестировать в новый российский проект, рассказывали «Автоновости дня».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *