Что такое фреон для кондиционера
Перейти к содержимому

Что такое фреон для кондиционера

  • автор:

Какой бывает фреон для кондиционера

Фреон типа R22 используется в старых моделях кондиционеров. В ближайшем будущем эксплуатация сплит-систем с этим типом хладагента будет запрещена, поскольку он не относится к классу озонобезопасных. С 2010 года в РФ запрещен ввоз климатической техники, работающей на этом виде фреона, но старые системы, приобретенные ранее, еще не выведены из эксплуатации.

Фреон для кондиционеров R410

Современный, безопасный для окружающей среды хладагент R410 широко используется в современных сплит-системах. Он позволяет охлаждать помещение до низких температур и в течение длительного времени сохраняет свои свойства. В отличие от фреона R407, R410 не меняет свой состав при утечке, поэтому сплит-систему, работающую на этом виде хладагента, можно при необходимости дозаправить, не сливая весь фреон, что значительно дешевле.

Фреон для кондиционеров R407

Фреон R407 является достойной альтернативой небезопасного для окружающей среды R22. Этот хладагент представляет собой смесь из нескольких типов фреона. Он безопасен для атмосферы и позволяет охлаждать помещение до довольно низких температур, поэтому используется большинством производителей современной климатической техники. Фреон R407 по своим физическим свойствам близок к запрещенному хладагенту R22, поэтому его успешно используют для заправки старых моделей кондиционеров.

Фреон для кондиционеров R32

Фреон R32 известен довольно давно, но он использовался лишь как один из компонентов хладагентов. В 2014 году компания Daikin впервые использовала его в чистом виде для заправки кондиционеров. R32 позволяет значительно повысить производительность сплит-систем и понизить энергозатраты, поэтому именно он считается хладагентом нового поколения, на который в будущем перейдут все производители сплит-систем.

Фреон R32 безопасен для окружающей среды, поэтому с каждым годом он становится более востребованным, ведь производители сплит-систем озабочены не только производительностью климатической техники, но и экологической обстановкой в мире.

Хладагенты в холодильном и климатическом оборудовании

Хладагенты в холодильном и климатическом оборудовании

Про то, что в «жилах» холодильников и кондиционеров течет какой-то фреон, слышали многие. Но что такое фреон? Зачем он холодильнику и нельзя ли поменять его на что-нибудь другое? Ответы — в этом материале.

Что такое хладагент и зачем он нужен

Среди незнакомых с темой людей бытует мнение, что хладагент — это теплоноситель «наоборот». Вроде как горячая вода в батареях несет тепло от котла в помещения, так и хладагент — только несет холод, а не тепло. Вот только откуда он его несет? На улице, где установлен внешний блок кондиционера, порой жарче, чем дома, но поток воздуха из внутреннего блока идет холодный. А те, у кого в голове что-то осталось от школьных уроков физики, наверняка припомнят второй закон термодинамики. Теплота не может переходить самопроизвольно от более холодного тела к более теплому. Как же хладагент остывает на улице?

Дело в том, что в холодильниках и кондиционерах не используется принцип естественной теплопередачи, как в радиаторах отопления. Здесь работает термодинамика фазовых переходов. Любое вещество, испаряясь, забирает тепло из окружающего пространства. Именно поэтому после душа холодно даже в теплой комнате — влага, испаряясь с кожи, охлаждает ее.

При конденсации происходит обратный процесс — тепло отдается пространству. А дальше все просто. Хладагент испаряется там, где нужно создать холод и конденсируется там, где «можно и погорячее». Но сам по себе он не конденсируется — с чего бы, если в этом месте даже жарче, чем там, где он испарился? Чтобы он конденсировался, его сжимают с помощью компрессора. Чем выше давление, тем выше температура кипения/конденсации. Если поднять давление до такой величины, что температура конденсации будет выше температуры окружающей среды, хладагент станет жидким.

Любое ли вещество годится в качестве хладагента? Конечно, нет. Свойства хладагента определяются условиями его использования. Он должен интенсивно кипеть при той температуре, которая нужна в холодной зоне установки. А в горячей зоне установки хладагент должен конденсироваться при не слишком высоком давлении — иначе компрессор придется чересчур мощный. Первое вещество, удовлетворяющее этим условиям, было открыто в 1928 году — им оказался газ дихлордифторметан. Изобретатель — американский химик Томас Миджли — назвал газ «Freon-12» (от английского «freeze» — «замерзать»). С тех пор все хладагенты холодильного и климатического оборудования называют фреонами. Хотя существует их множество и состав у них самый разный.

Распространенные виды хладагентов

С самого первого Фреона-12 все хладагенты принято обозначать буквой R и цифровым индексом. Обозначение фреона-12 — R12.

На сегодняшний день известно около сотни фреонов. В разных условиях одни фреоны более эффективны, другие — менее. Поэтому их выбор настолько разнообразен.

Кроме условий эксплуатации свои требования накладывают также безопасность для человека и экологичность. Так, отрицательное воздействие хлорфтороуглеродов (например, того же R12) на озоновый слой стало причиной их повсеместного запрета и вывода из эксплуатации. Многие баллоны с фреоном даже помечаются надписью «CFC free» — «не содержит хлорфтороуглероды».

В бытовой технике условия примерно одинаковы, поэтому ассортимент использующихся в ней фреонов невелик.

R134a — гидрофторуглерод, в основном использующийся в автомобильных кондиционерах. В бытовой технике его можно встретить в некоторых холодильниках и морозильниках. R134a нетоксичен и не горюч. Но считается, что он способствует созданию парникового эффекта, поэтому во многих странах выводится из употребления.

R290 — пропан, распространенный природный газ. Он экологичен, но горюч. Его смесь с воздухом может быть взрывоопасна. Но обычно в системе его немного и даже полная утечка всего хладагента взрывоопасной концентрации не создаст. В бытовой технике изредка встречается в холодильниках и морозильниках большого объема.

R600a — изобутан — газ, получаемый из природного газа бутана. Тоже горюч, но в системах бытовых холодильников его даже меньше, чем пропана. Этот хладагент чаще всего применяется в бытовых холодильниках и морозильниках.

R717 (NH3) — аммиак, газ с резким неприятным запахом. Ядовит, горюч, в смеси с воздухом взрывоопасен. Поэтому чаще применяется в промышленных холодильных установках. В бытовой технике используется крайне редко.

R410a — гидрофторуглерод, часто использующийся в бытовых кондиционерах. Нетоксичен и негорюч, однако способствует образованию парникового эффекта. Газ двухкомпонентный, но при утечке компоненты смеси испаряются примерно одинаково. Поэтому при утечке до 50% его можно дозаправлять, а не менять целиком.

R32 является одним из компонентов R410a, но в последнее время все чаще используется самостоятельно во многих бытовых кондиционерах. Нетоксичен, более экологичен, чем R410a. Однако он горюч, хотя температура воспламенения довольно высока. При этом скорость горения R32 невысока, поэтому взрывоопасных соединений он не образует.

Можно ли заменить один хладагент на другой

Разные фреоны в разных условиях обладают различной эффективностью. Нередко у владельцев холодильного и климатического оборудования возникает мысль повысить эффективность техники, просто заменив фреон. Нельзя сказать, что эта мысль плоха сама по себе. Замена хладагента действительно может улучшить характеристики оборудования — снизить затраты электроэнергии или увеличить холодопроизводительность. Но нельзя просто взять и поменять один фреон на другой.

Во-первых, у каждого фреона свои физические свойства. И все комплектующие холодильника или кондиционера рассчитаны на свойства «родного» хладагента. Если заменить его на другой, последствия могут быть самыми неприятными. Трубки могут не выдержать повышенного давления, компрессору может не хватить мощности, электроника может работать некорректно.

Во-вторых, в системе холодильной установки содержится еще и масло. Оно нужно для смазки компрессора и переносится циркулирующим фреоном. Для каждого вида фреонов масло нужно свое, оптимально с ними взаимодействующее. При замене фреона оставшееся в системе «неподходящее» старое масло может вступить с ним в реакцию. То же может случиться, если в системе смешаются остатки старого масла и нового. В результате компрессор может остаться без смазки и быстро выйдет из строя.

Замена одного хладагента на другой — достаточно сложная операция, выполняемая специализированными фирмами. Часто оно включает полную промывку системы, замену компрессора, уплотнений, фильтра-осушителя и других элементов.

Но это общий случай. В некоторых частных случаях все может быть проще — если физические свойства фреонов очень близки. Как, например, у R410а и R32.

Замена R410а на R32
Оба этих фреона относятся к одному и тому же классу гидрофторуглеродов, с ними используются одни и те же масла. Рабочее давление у них одинаково, графики зависимости температуры от давления очень близки. Так что поменять R410a на R32 можно. Есть ли в этом смысл? Да.

  • Плотность и вязкость R32 ниже, чем у R410a. При замене снижается нагрузка на компрессор, обеспечивая до 5% экономии электроэнергии.
  • Теплопроводность R32 выше, чем у R410а. Это дает на 4% лучшую холодопроизводительность.

Цифры не очень большие, так что замена фреона на новом кондиционере вряд ли окупится. Но если нужно заправить старый кондиционер новым фреоном, имеет смысл воспользоваться R32 вместо R410.

R32 дороже, чем R410a — придется заплатить около 1500 рублей вместо 800 за нужный для заправки объем газа. Но разница невелика и со временем вполне может окупиться.

Выводы

Хладагент — вещество, переносящее тепло из одной точки в другую за счет совершения фазовых переходов. Испаряясь, хладагент забирает тепло из одной точки, затем, конденсируясь, отдает его в другой.

Циркулирующий в холодильной и климатической технике хладагент принято называть фреоном — по названию первого изобретенного газа-хладагента.

Существует множество фреонов разного состава для разных условий эксплуатации. Чаще всего техника рассчитана под определенный хладагент и просто поменять один тип фреона на другой нельзя.

Фреон для кондиционеров и его свойства

Фреоны (хладоны) — углеводороды, которые активно применяются в различных производственных и промышленных сферах. Чаще всего они используются при изготовлении и эксплуатации холодильных установок:

  • морозильных шкафов;
  • кондиционеров;
  • холодильников и т. д.

На данный момент насчитывается более пятидесяти различных видов хладонов, каждый из которых имеет уникальные свойства и, соответственно, сферу применения.

Фреон для кондиционеров

Физические и химические характеристики фреонов для кондиционеров

Ключевое свойство хладонов, благодаря которому возможно их применение в холодильной технике, заключается в способности поглощать и выделять тепло из окружающей среды. Обычно они представляют собой газы или бесцветные жидкости, не имеющие запаха. Они практически не растворяются в воде.

Фреоны для кондиционеров и автокондиционеров представляют собой инертные химические вещества. Они не взрывоопасны и не горючи. Обратите внимание: при нагреве некоторых видов до температуры +250 градусов по Цельсию выделяется фосген — ядовитый газ.

Влияние фреонов для кондиционеров на озоновый слой

Хладоны, имеющие в компонентном составе бром и хлор, негативно влияют на озоновый слой Земли. Также они способствуют развитию парникового эффекта на нашей планете. Ввиду этого наблюдается тенденция на полный переход к безвредным для окружающей среды хладонам. Например, R-22 уже запрещен к использованию на территории США, России и стран Европы.

Виды фреонов для кондиционеров

Виды фреонов для кондиционеров

Обычно для заправки кондиционеров применяются следующие виды фреонов:

  • R22 . Используется в системах, где необходимо охлаждение до очень низких температурных значений. Это могут быть морские холодильники, производственные кондиционеры;
  • R410A . Является полностью безопасным для озонового слоя. Вещество активно используется для заправки холодильных установок промышленного и бытового назначения;
  • R-407C . Этот вид включает в себя три различных типа хладонов, у каждого из которых своя функция: обеспечение хорошей производительности системы, гарантия пожарной безопасности, поддержание общего давления в рабочем контуре.

Также популярны следующие виды:

  • 134A;
  • 404A;
  • 32;
  • 507A;
  • 600A.

Фреон для автокондиционеров: специфика применения и свойства

Фреон для автокондиционеров

Отдельно следует сказать об особенностях фреонов для автокондиционеров. На данный момент при обслуживании ТС применяются хладоны двух типов:

  • R12. Он имеет отличную холодопроизводительность. Недостатком является то, что он имеет в своем составе незначительное количество хлора;
  • R134a. Данный вид фреона для автокондиционеров на 10–15 % уступает R12 по холодопроизводительности, и при этом является более текучим в жидком состоянии.

Частота замены или дозаправки фреона напрямую зависит от технического состояния авто, активности использования и модификации ТС.

Сколько фреона в кондиционере?

Точно определить, какой объем фреона остался в системе, невозможно. Тем не менее, можно выяснить, какими именно рабочими параметрами обладает кондиционер, автокондиционер или холодильник. Для этого нужно использовать профессиональное оборудование. Для расчета требуемого количества хладона нужно знать технические характеристики конкретного агрегата. Обычно на внутренних и наружных блоках есть специальные шильдики (таблички), на которых обозначены эти данные.

Как часто нужно заправлять кондиционер фреоном?

Заправить кондиционер фреоном

Снижение уровня хладона в системе может произойти в следующих случаях:

  • из-за утечки;
  • проведения ремонтных работ;
  • механического повреждения устройства;
  • несоблюдения рекомендаций по эксплуатации.

Необходимо тщательно следить за объемом заправляемого хладона: его недостаток приводит к преждевременному износу оборудования из-за усиленного режима работы, а чрезмерное количество — к нестабильному или неэффективному функционированию. Особенности заправки или дозаправки определяются в зависимости от типа техники:

  • сплит- или мульти-сплит-системы заправляют не реже одного раза в год;
  • мобильные или оконные устройства практически не требуют заправки, при этом частичное увеличение объема не предусмотрено — только полное;
  • автокондиционеры на новых машинах — один раз в 2–3 года, на ТС от 6 лет — каждый год.

Любые марки фреона вы можете заказать в НПО «РУСХИМПРОМ». Мы производим и реализуем все марки хладонов. Предлагаем индивидуальные скидки, располагаем собственной химической лабораторией и гарантируем оперативную поставку продукции.

Что представляет собой хладагент, который используется в современных кондиционерах?

Фреоны или хладоны — это углеводороды, которые активно используют в разных отраслях производства. В основном они используются при изготовлении холодильных установок (холодильники, кондиционеры, морозильные шкафы).
Самое главное свойство фреонов, благодаря которому есть возможность их использования в производстве холодильных установок — способность поглощать и выделять тепло из окружающей среды. Фреоны представляют собой, как правило, газы или жидкости без цвета и запаха.
Современные кондиционеры, в том числе популярные инверторные сплит-системы, используют в качестве хладагентов фреоны нескольких видов. В современном оборудовании применяются фреоны R22, R407C и R410A. Как правило, стоимость кондиционеров с фреоном R22 и R407C дешевле, чем сплит-системы, где используется фреон R410A. В чем заключается разница между данными хладагентами? Стоит ли переплачивать за кондиционеры с экологически чистым фреоном?

Виды фреонов, применяемые в кондиционерах

Фреон R22 (хладон 22). Этот хладагент применяется в тех системах, где требуется охлаждение до очень низких температур, например, в холодильниках промышленного и бытового назначения, автомобильных и морских холодильниках, бытовых и производственных кондиционерах. В случае возникновения протекания данного фреона, будет наблюдаться постепенное испарение. Достоинством данного хладона является сравнительно низкая стоимость охлаждающей установки и комплектующих. Фреон R22 может быть использован как для частичной, так и для полной заправки кондиционера. У данного вещества есть и отрицательная сторона – это вред, который он наносит окружающей среде, поэтому его использование не поощряется экологами.

Фреон R410A не содержит хлор, а поэтому безопасен для озонового слоя Земли. Этот фреон – новое поколение, если сравнить его с тем, что был рассмотрен выше. Данный тип фреонов быстро получил признание и активно сейчас используется для заправки холодильного оборудования бытового и промышленного предназначения, разных кондиционеров. Фреон 410 включает две разных составляющих. Если утечка составляет 40% и более, то нужно систему полностью перезаправить. В случае дозаправки кондиционера с такой значительной утечкой, техника будет работать не стабильно, что приведет к изменению взаимодействий компонентов фреона друг к другу.

Фреон R-407С включает в себя три типа фреонов, у каждого из них свои функции: R32 – обеспечивает хорошую производительность всей системы, R125 — гарантирует пожарную безопасность работы, R134а – ответственен за общее давление в рабочем контуре. В случае возникновения утечки фреона из кондиционера, необходимо заправить его заново, это необходимо, поскольку фреоны улетучиваются неравномерно, а значит, нарушается их баланс.

Согласно Монреальскому протоколу, к фреонам, используемым в кондиционерах, должны применяться три следующих требования:

  • Хладагент должен быть экологичным и не разрушать озоновый слой.
  • Он должен быть низкой плотности и высокой теплопроводности.
  • Хладагент должен быть невзрывоопасным и быть совместимым с материалами и веществами, используемыми при производстве и эксплуатации кондиционера.

Как часто кондиционер требует дозаправки?

В том случае, когда система охлаждения была установлена профессионалом, расходные материалы были качественными, а соединение трубок надежным, дозаправка еще долго не понадобится. В случае непрофессиональной установки кондиционера, зачастую фреон испаряется. В таких случаях нужно выяснить, почему это происходит и устранить неисправности. И только тогда можно заправлять кондиционер.

Как часто нужно дополнительно заправлять кондиционер?

Чаще всего кондиционер требует скорой дозаправки, если он был установлен неправильно и в системе наблюдается протечка, поэтому фреон может выйти из холодильного контура. В ином случае кондиционер прослужит долгие годы, прежде чем может потребоваться дозаправка фреона. В любом случае необходимо всегда производить сервисное обслуживание кондиционера, и, в случае необходимости, специалисты скажут, когда именно потребуется дозаправить климатическую систему.

Как самостоятельно можно понять, что происходит утечка фреона?

Это можно увидеть по определенным неполадкам в кондиционере:

  • Снижается эффективность работы кондиционера. Вместо холодного воздуха кондиционер начинает выдувать теплый, даже если пользователем установлена низкая температура.
  • Если внутренний блок имеет дисплей, то на нем появится соответствующий код ошибки.
  • Происходит обмерзание испарителя.

Для начала необходимо найти место утечки фреона — для этого есть целый перечень и специалист выберет самый оптимальный. Далее происходит определение количества оставшегося фреона и специалист, исходя из вида хладагента, будет решать, спускать ли весь фреон или можно дозаправить кондиционер. Дозаправка происходит с обязательным отслеживанием давления во всей системе.

Самое главное — доверить этот процесс профессионалам, иначе это может привести к выходу кондиционера из строя.

Если вы хотите получить консультацию специалиста — свяжитесь с нами любым удобным для вас способом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *