Что такое проточка тормозных дисков
Перейти к содержимому

Что такое проточка тормозных дисков

  • автор:

Зачем и когда нужно протачивать тормозные диски: признаки износа

Тормозной диск — это главный компонент тормозной системы, благодаря которому автомобиль или другое ТС приостанавливается или полностью прекращает движение.

Тормозная система включает в себя тормозной диск или ротор, который располагается на автомобильной оси и суппорт, внутри которого установлена пара неподвижных тормозных колодок. Колодки давят на диск с обеих сторон, чем создают трение и последующую остановку автомобиля.

Тормозные диски производят двух видов: обычные вентилируемые диски (гладкие) и перфорированные (с доп. отверстиями).

Только налаженная деятельность тормозных дисков, геометрия которых не нарушена, дает возможность уменьшить тормозной путь и свести на нет появление вибрационных воздействий на руль и на педаль тормоза в автомобиле.

Чтобы работа тормозных дисков была максимально эффективной и безопасной, следует периодически делать услугу проверка тормозных дисков, чтобы не упустить тот момент, когда тормоз неисправен и может стать причиной негативных последствий для водителя. В зависимости от поломок, проводится как замена тормозных дисков, так и проточка тормозных дисков.

Кривые диски в отличие от ровных заметно удлиняют тормозной путь автомобиля. Например, при движении машины в 120 км/ч, тормозной путь с деформированными дисками увеличится на 10–20 метров. Хоть в этом варианте мы говорим о довольно высокой скорости, разница весьма значительная. Если брать езду по городу, конечно разница будет не такая большая, но иногда чтобы избежать ДТП, чрезмерную значимость приобретает любой сохраненный метр пути.

К тому же, у большей части машин имеется Антиблокировочная система (АБС), Противобуксовочная система (ПБС) и система динамической стабилизации. В указанных системах взаимодействуют между собой тормозной диск и колодка, пара которая подтормаживает одно или другое колесо во время разгона, при торможении, при заносе.

Деятельность вышеуказанных систем предполагает правильное техсостояние тормозных дисков и колодок. Ежели тормозная система утрачивает эффективность, то эффективность тех значимых систем так же падает. Работоспособность становится жесткой, нечеткой или полностью прекращается.

Во время трения, износу подвергаются как диск, так и колодка. Но, изношенные тормозные диски приведут к быстрейшему стиранию колодок, нежели новые тормозные диски. Допустим, изготовитель заявил, что нужно менять колодки через 40–50 тыс. километров, а замена потребуется через 10, то есть интервал замены тормозных колодок уменьшится.

Замена колодок без проточки тормозных дисков послужит тому, что машина будет слабо тормозить. Это происходит вследствие того, что поверхность колодок гладкая, а дисков шероховатая и неровная. Причем пока первые не притрутся — торможение не улучшится. Проточка либо замена тормозных дисков необходима когда геометрия будет нарушена. Преимущественно замена тормозных дисков происходит после 80 тыс. км. Но точнее срок указан в техдокументации отдельной модели авто.

Признаки износа тормозных дисков

Износ тормозных колодок равно как износ тормозных дисков предопределяется в то время пока автомобиль едет и при внешнем контроле открученного колеса.

Когда вибрирует педаль тормоза при торможении и автомобиль в целом — это основной показатель проблем с системой тормозов. Как определить износ тормозных колодок в движении описано ниже:

  • если при резком торможении слышатся странные звуки (скрип, треск, дребезжание и др.) значит тормозные колодки затрагивают тормозной диск и способствуют его износу. Также это может случиться когда колодка и диск не подходят друг другу, или тормозные колодки произведены из низкого качества материалов,
  • если нажимать на педаль тормоза очень мягко, образуются провалы или наоборот блокируется, это говорит о чрезмерном износе тормозных колодок,
  • долгий тормозной путь,
  • горит датчик износа тормозных колодок на панели приборов в авто, который сообщает о необходимой замене,
  • если придавливая педаль тормоза происходит блокирование одного либо пары колес, значит тормозные диски имеют задиры. Необходима проточка либо замена дисков и колодок,
  • когда машину на большой скорости при нажатии на тормоз уводит в стороны/крутит на сухом пути,
  • перемены на этапах торможения и биение руля — деформация тормозного диска в процессе,
  • вибрирование и визжание тормозов означает усиленный износ накладок на тормозных колодках, износ тормозных барабанов или появление задир на тормозных дисках,
  • недоступность обратного хода педали тормоза свидетельствует о пригорании колодок к дискам, полное отсутствие торможения,
  • уровень тормозной жидкости ниже обычного.

Индикатор износа тормозных дисков когда колесо снято:

  • синюшная поверхность диска говорит о процессе окисления,
  • трещины, впадины, бугры и др. неровности на диске являются нешуточной поломкой. Если не произвести ремонт/замену дисков, то случится полное разрушение тормозной системы, за которой последует ее дорогой ремонт,
  • если при прокручивании диска, обороты получаются овальные, присутствует коробление диска. Также округлость тормозного барабана хорошо определяется по протектору шин, на это указывает неровный износ рисунка.

Все вышеописанные признаки являются непрямыми. Допустимая выработка тормозного диска определяется измерением толщины и степени износа.

Во избежание появления данных признаков, приобретайте только высококачественные тормозные диски и другие составляющие тормозной системы, а также регулярно проходите ТО автомобиля — особое внимание уделяя состоянию подвески и тормозной системы. Исправные тормоза это безопасность Вас и Ваших пассажиров.

Когда нужно протачивать тормозные диски

Проблемы с тормозной системой довольно часто появляются у автомобилистов, и самое неприятное, что их сложно обнаружить вовремя. В итоге приходится делать срочный ремонт, который обходится намного дороже чем того хотелось бы.

Проточить тормозные диски своими руками реально, проточка позволит не менять тормозные диски на новые, к тому же существенно сохранит бюджет. Но лучше будет доверить эту услугу профессионалам, тормозная система ошибок не терпит.

Перед тем, как начать протачивание тормозных дисков, нужно убедиться, что дискам вообще этот ремонт необходим. Имеются некоторые поломки, при наличии которых ремонт бессмыслен и тогда нужна замена тормозных дисков. К ним относятся сильные трещины и сколы в основании тормозных дисков. Они вызывают большую опасность для водителя, ведь диск может в скором времени разрушиться, что приведет к заклиниванию колеса или в худшем варианте откажут тормоза.

А вот не очень глубокие трещины можно проточить, разумеется по окончанию также делается диагностика тормозной системы.

Осмотрительно нужно делать ремонт тормозных дисков, у которых толщина, заявленная изготовителем минимальная. Ввиду того, что толщина тормозных дисков небольшая, и такой диск будет нагреваться до максимального значения быстрее, важно не упустить момент нужной температуры. Если значение будет превышено — эффективность работы тормозов будет снижена.

Поэтому перед тем как проточить тормозные диски, вначале определяется толщина, какая получится на выходе после проведенного ремонта по проточке. Допустимая толщина тормозных дисков — без вентиляции (0,8–0,9 см), с вентиляцией — до 0,5–0,6 см.

Когда эти условия выполняются, совершается проточка тормозных дисков на токарном станке.

После того, как сделана проточка, машину желательно использовать в щадящем режиме. Автомобиль первые 50 километров не должен применять резкое торможение, во время и после дождя следует водить авто потише, избегать попадания в глубокие лужи.

Если пренебрегать назначениям, тормозной диск скоро деформируется и восстановление тормозных дисков придется делать заново. Ко всем действиям, связанным с ремонтом машины, нужно подходить не спеша и с особой ответственностью.

Читайте так же нашу новую статью о том, когда и как менять тормозные диски.

Почему проточка тормозных дисков – деньги на ветер

Проточка тормозных дисков – весьма распространённая практика в России. Однако к ней лучше никогда не прибегать. В этой статье мы попытаемся доступным языком объяснить, почему эта операция – пустая трата денег.

Тормозные диски автомобиля – точно такие же расходники, как, к примеру, моторное масло, фильтры или те же колодки. Отличие только в том, что служат эти детали тормозной системы относительно долго. В среднем комплект дисков выдерживает две смены тормозных колодок, в отдельных случаях – даже три. Впрочем, пробег до критического их износа крайне редко достигает отметки в 100 000 км. Обычно ресурс ограничивается 60-80 тысячами.

При идеальном сценарии тормозные диски на автомобиле исправно выполняют свою функцию и постепенно истончаются до тех пор, пока толщина рабочей поверхности не достигнет определённого заложенного производителем значения. Зеркало рабочей поверхности при этом остаётся относительно ровным, без сильных волн и ржавых закраин. Однако беспроблемной эксплуатация бывает не всегда. У кого-то тормозные диски внезапно начинают коробиться: при торможении педаль отдаёт ударами в ногу, замедление автомобиля происходит с ощутимыми рывками. У других наблюдается неравномерный износ поверхности дисков, к примеру, из-за перекоса цилиндра в суппорте или из-за закисших направляющих. В обоих случаях эффективность тормозов существенно снижается, а перед автовладельцем возникает выбор – сменить тормозные диски (а заодно и колодки) на новые, или попытаться реанимировать старые детали, отдав их на проточку.

Лукавить не станем: биение на педали тормоза и руля на торможении – почти гарантированная замена тормозных дисков. Чтобы это понять, нужно вникнуть в суть проблемы. Кривыми диски становятся не просто так – для этого их нужно очень сильно перегреть или создать огромную разницу температур. Впрочем, даже при соблюдении этих условий качественные тормозные диски крайне редко становятся кривыми. Если это всё-таки случилось, есть повод обратить взор на продукцию других фирм-производителей, а не пытаться исправить изначально сомнительную деталь. Проточив диск, вы, возможно, действительно решите проблему биения, но радость будет длиться недолго. Склонный к перегреву диск опять покоробит. Как показывает практика, это происходит всего через несколько тысяч километров пробега.

Вторая причина, по которой проточка дисков – пустое занятие, заключается в том, что жизненный цикл этих изделий относительно мал. Производители чётко оговаривают предельных износ, превышать который чревато. И этот износ редко превышает всего 1 мм на каждую сторону. Только представьте, насколько это мало! Если толщина диска уменьшилась от первоначальной на 2 мм (в среднем), его место – уже не на токарном станке, а в чермете. Посмотреть предельно допустимый износ можно на торце самого диска или в документации к конкретному автомобилю. Даже при самом минимальном короблении во время проточки с него снимут ещё 0,2-0,4 мм. А диск, напомним, и без того был с выработкой. На выходе клиент обычно получает деталь, предельно близкую к моменту утилизации.

Нужно ли протачивать тормозной диск и как это правильно делать

Тормозной диск — одна из «расходных» деталей автомобиля. Из-за неравномерного износа на нем возникают борозды, а из-за перегрева структура металла может измениться или, что хуже, диск деформируется. Некоторые из этих дефектов получится устранить проточкой диска, и таким образом отсрочить замену. Расскажем, когда нужна проточка и как её правильно сделать.

От чего зависит срок службы тормозных дисков

Ресурс конкретного диска на конкретной машине зависит от нескольких факторов:

— качества самого диска, в частности металла, из которого он изготовлен;
— состояния тормозной системы;
— нагрузок на автомобиль — например, если машину эксплуатируют с максимальной загрузкой, то срок службы дисков сокращается, частые энергичные торможения также изнашивают диски быстрее;
— окружающей среды — например, во влажном климате металл корродирует и срок жизни диска сокращается.

Когда возникает необходимость в проточке

Если на педали тормоза или рулевом колесе ощущается биение, ухудшается торможение, а также если при торможении слышны посторонние шумы и вибрации, следует проверить исправность тормозов. Перечисленные признаки могут быть связаны как с тормозными дисками, так и с другими компонентами тормозной системы.

Если на поверхности диска появились задиры и борозды, или если из-за кривизны диска на руле или педали тормоза появились вибрации, проточка диска может вернуть дискам «былой блеск» и выровнять кривизну.

Неравномерный износ тормозного диска. Фото: vGamBIT/Drive2

Борозды на рабочей поверхности не ухудшают торможение, но выглядят неэстетично, особенно если тормозные диски хорошо видны. Проточка устраняет визуальные дефекты: с поверхности дисков резцом снимают слой металла — ровно столько, чтобы срезать неровности.

Что даёт проточка дисков и когда она не нужна

Проточка тормозных дисков позволяет восстановить их геометрию — устранить биение, нивелировать разнотолщинность. Кроме этого, исчезает излишняя шероховатость и замедляется износ колодок. Однако при проточке диск становится тоньше — эта операция не только не возвращает дискам их первоначальный ресурс, а наоборот снижает его.

Проточка — это временная мера. Поставить новые диски проще, и ходить они будут дольше. Но бывает так, что диски на замену не удаётся купить оперативно, либо по финансовым соображениям выгоднее ограничиться проточкой.

Есть ситуации, когда проточка не помогает. Например, когда из-за перегрева структура металла тормозного диска меняется и на диске возникают области с различной твёрдостью. При повышении температуры такие места будут вести себя по-разному. В холодном состоянии диск может не иметь отклонений в геометрии, зато при нагреве его «ведёт». Такого рода проблемы проточка дисков устранить, скорее всего, не сможет.

Для проверки биения диска используют индикатор, установленный на штативе. Фото: TEXTAR

Также надо понимать, что по мере уменьшения толщины диска уменьшается его теплоёмкость и возрастает риск перегрева и диска, и колодок. Из-за этого эффективность торможения может снизиться.

А ещё проточенный тонкий диск уже не такой жёсткий и прочный как новый. Под нагрузкой он может потрескаться или даже разрушиться. Поэтому износ протачиваемого диска должен быть таким, чтобы после проточки его толщина не уменьшилась ниже допустимых значений, установленных заводом-изготовителем автомобиля.

У разных моделей автомобилей допустимые параметры толщины диска свои — их следует искать в руководстве по ремонту для конкретной модели автомобиля

Кроме остаточной толщины диска, необходимо контролировать шероховатость его рабочих поверхностей. После проточки она должна находиться в пределах, указанных производителем. У новых дисков Textar она не более Ra 3,2. Такой допуск на шероховатость помогает колодкам быстро и правильно приработаться. О шероховатости и методах её измерения можно почитать здесь.

Как проточить диск правильно
На практике проточку можно сделать двумя способами — либо прямо на автомобиле, либо на токарном станке. У каждого из этих вариантов есть плюсы и минусы.

В сети можно найти «вредные советы» по проточке дисков в гаражных условиях с помощью различных абразивов — напильников, шлифовальных машин и разных подручных приспособлений. Однако такая обработка способна лишь «навести блеск», в то время как устранить кривизну и торцевое биение такими примитивными методами практически невозможно. Зато усугубить ситуацию — запросто.

Проточку на автомобиле делают при помощи специального станка. Поскольку диск во время этой процедуры стоит на той же ступице, на которой и эксплуатируется, он практически идеально выравнивается относительно оси её вращения.

Установка для проточки дисков на ступице. Источник: «Мостехком»

Но надо помнить, что проточенный таким способом диск скорее всего нельзя будет устанавливать на другую ступицу или менять его положение (поворачивать) относительно ступицы — почти наверняка биение увеличится.

Перед тем, как начать проточку необходимо проверить состояние ступичного подшипника. Нет смысла точить диск, если подшипник люфтит выше нормы. Нелишне также проконтролировать биение самой ступицы — в норме оно не должно превышать 0,03 мм.

Кроме этого, перед проточкой рабочую поверхность ступицы очищают от ржавчины и грязи до металла металлической щеткой, установленной на болгарку или дрель. Ничто не должно мешать прилеганию посадочной плоскости тормозного диска к ступице.

Только после этого устанавливается оборудование для проточки и выполняются все остальные операции.

Процесс проточки диска на ступице с помощью специального оборудования:

Проточка на станке. Сразу заметим, если у вас есть токарный станок, это еще не значит, что получится проточить диск качественно. В этой работе очень много нюансов, поэтому справиться с ней может только квалифицированный токарь. Приёмы проточки у разных специалистов тоже могут быть разными.

Проточка тормозного диска на оправке, которая не предусматривает фиксацию диска через штатные отверстия:

Обратите внимание на то, как диск фиксируется на шпинделе станка. Просто зажать его в патроне недостаточно, так как критически важно обеспечить перпендикулярность посадочной поверхности диска и оси его вращения. Одно из возможных решений — использовать оправку по размерам ступицы. Токарь должен понимать, что «базовой» является посадочная плоскость «диск — ступица» и никакая другая.

1. Проточка в некоторых случаях позволяет продлить срок эксплуатации тормозных дисков, получивших незначительные дефекты. Однако стандартное решение, рекомендуемое автопроизводителем — это замена дисков на новые.

2. Проточка — сложная операция, требующая не только специального оборудования и измерительных инструментов, но и достаточной квалификации исполнителя. Просто продвинутому автолюбителю такая процедура не под силу.

3. В результате проточки параметры тормозного диска — толщина, биение, шероховатость рабочих поверхностей — должны находиться в пределах допусков, предписываемых производителем автомобиля.

Как правильно протачивать тормозные диски

Тормозные диски — расходный материал, который может выйти из строя раньше срока.

Мы уже писали про них и рассказали, когда их менять и как подбирать. Но в некоторых случаях их не меняют, а протачивают — на токарном станке или прямо на ступице. В этой статье мы разберемся, когда в этой процедуре есть смысл, а когда она может оказаться невыгодной и даже опасной.

Что вы узнаете

Рассылка Т—Ж для автомобилистов

Зачем протачивают тормозные диски

Тормозные диски протачивают, чтобы выровнять их рабочую поверхность. Это необходимо, чтобы новые тормозные колодки прилегали к диску по всей плоскости.

Вот когда есть смысл это делать.

Рабочая поверхность диска ржавая. Так бывает на машинах, которые долго стоят на улице без движения либо ездят преимущественно на короткие расстояния. Иногда коррозия настолько сильная, что поверхность диска работает как терка и стачивает накладки тормозных колодок. А значит, их придется заменить гораздо раньше.

Обложка статьи

Рабочая поверхность неравномерно изношена — результат неисправности тормозного механизма: например, закисла направляющая или перекосило колодку в скобе суппорта. Одна из колодок может прижиматься хуже, или неравномерно, или вовсе не давить на диск.

Следов коррозии нет, но есть глубокие борозды. Между колодками и тормозным диском может попадать грязь, песок и мелкие камни. Они царапают поверхность диска, создают борозды. Новая колодка из-за возникших неровностей будет прилегать недостаточно плотно, тормозная система будет работать неэффективно.

Руль вибрирует или бьет водителя по рукам. Из-за коробления тормозного диска появляются отклонения от первоначального размера, формы или контура. В таком случае обычно говорят «диски повело». Коробление может возникнуть после резкого перепада температуры. Например, если раскаленные от интенсивного торможения диски попадут в лужу или сугроб.

Все эти признаки могут как совмещаться, так и проявляться по отдельности.

Также диски протачивают, чтобы сэкономить. Приведу пример. Пара хороших неоригинальных дисков на переднюю ось Ауди Q7 осенью 2022 года стоит примерно 50 000 рублей, дешевые аналоги из Китая обойдутся в 8—10 тысяч. Проточить оригинальные диски на хорошем оборудовании — 3000 рублей за пару. Также в расходах стоит учесть комплект тормозных колодок — примерно 13 000 рублей, а также работы. В любом случае нужно будет обслуживать суппорты и менять колодки. Если диски новые, к стоимости прибавится их замена.

Обложка статьи

Дешевые тормозные диски обычно делают из мягкого материала, поэтому они могут износиться уже на первом комплекте колодок, если не раньше. Поэтому диски во втором случае придется менять.

Запчасти и работы в клубном сервисе для владельца Ауди Q7 2014 года, который решил разобраться с тормозами на передней оси
Что предложат на СТО Запчасти Работы Итого На сколько хватит
Качественные новые тормозные диски и колодки 63 000 ₽ 3500 ₽ 66 500 ₽ 40—50 тысяч км, дисков хватит еще примерно на 80 тысяч км
Дешевые тормозные диски и качественные колодки 31 000 ₽ 3500 ₽ 34 500 ₽ 40—50 тысяч км, диски придется менять при следующей замене колодок
Проточенные старые диски и качественные колодки 13 000 ₽ 5500 ₽ 18 500 ₽ 40—50 тысяч км, диски придется менять при следующей замене колодок
Качественные новые тормозные диски и колодки
Запчасти 63 000 ₽
Работы 3500 ₽
Итого 66 500 ₽
На сколько хватит 40—50 тысяч км, дисков хватит еще примерно на 80 тысяч км
Дешевые тормозные диски и качественные колодки
Запчасти 31 000 ₽
Работы 3500 ₽
Итого 34 500 ₽
На сколько хватит 40—50 тысяч км, диски придется менять при следующей замене колодок
Проточенные старые диски и качественные колодки
Запчасти 13 000 ₽
Работы 5500 ₽
Итого 18 500 ₽
На сколько хватит 40—50 тысяч км, диски придется менять при следующей замене колодок

Что важно знать, перед тем как протачивать диски

После проточки диск должен остаться в допусках — то есть быть не тоньше, чем допустимо по рекомендациям производителя диска.

На маркировке тормозного диска обычно указывают его минимально допустимую толщину в миллиметрах. Часто ее сложно прочесть на старом диске из-за ржавчины, поэтому специалисты на СТО смотрят ее по технической документации. Толщину диска измеряют штангенциркулем: измерения важно снять с места, где он соприкасается с колодками, а не с самого края — там обычно характерная борозда, она же буртик.

Обложка статьи

Среднее допустимое значение износа тормозного диска — 3—4 мм , то есть 1,5—2 мм для каждой стороны. Если износ больше, протачивать диск небезопасно. Например, для диска с номинальной толщиной 26 мм критическим износом может быть уменьшение толщины до 23 мм.

Изношенный диск хуже переносит нагрузки, может быстро перегреться, а в экстренных ситуациях при торможении даже разрушиться.

Проточка — временная мера. Она приближает момент, когда диск придется заменить. После процедуры диск в любом случае станет тоньше на 0,2—0,5 мм. Проточить диск и пользоваться им как новым не получится.

Проточка может не решить проблему, поэтому процедуру важно делать на свой страх и риск и быть готовым к тому, что ничего не изменится.

Придется заменить тормозные колодки. Старые нельзя ставить ни на новый, ни на проточенный диск — даже если накладка почти не стерлась. Поверхность тормозной накладки такой колодки в любом случае не будет ровной, а значит, этот рельеф перенесется на поверхность диска.

Обложка статьи

Важно проточить оба диска на оси, даже если повреждения есть только на одном. Оба диска в результате должны быть одинаковой толщины. Только так тормозная система сможет равномерно распределять давление тормозной жидкости. Если проточить один диск, то одно колесо будет тормозить эффективнее. Это может привести к заносу.

Когда нет смысла протачивать тормозные диски

Диск износился — достиг минимально допустимой производителем толщины или есть вероятность, что это случится достаточно скоро.

Диск перегрет. Тормозные диски могут без проблем нагреваться до +300 °C, но в некоторых случаях температура поднимается выше. Водитель может тормозить слишком интенсивно — например, на затяжном спуске или при экстренном торможении. Диск закаляется, свойства материала меняются, коэффициент трения снижается, педаль тормоза становится ватной. На самом диске могут появиться синие пятна или участки, похожие на стекло. Такой диск необходимо заменить.

Бывает, что дело в конструкции автомобиля. Например, колеса рамных внедорожников проектируют так, чтобы на них можно было поставить шины с высоким профилем — ради комфорта и проходимости. В такие колеса обычно помещается слишком маленькая тормозная система. Ее ставят и на базовую версию с самым слабым двигателем, и на машину в самой богатой комплектации с V8 под капотом. Во втором случае перегреть тормозные диски очень просто. Владельцу, который хочет ездить на этой машине динамично, придется поменять тормоза на более производительные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *