Кроссоверы: полный или моно?
Кроссоверы нынче в моде — это неоспоримый факт. Кроссоверы разных классов — это практически половина продаваемых новых машин в России. И в мире статистика примерно такая же. А в чем, собственно, преимущества кроссовера, и так ли ему нужен полный привод?
Разгон и управляемость
Сначала поговорим об очевидных отличиях полноприводных и моноприводных кроссоверов. Полноприводные лучше управляются и увереннее разгоняются, но выигрыша в разгоне до сотни, как правило, нет, потому что полный привод добавляет массы, которая съедает выигрыш в сцеплении.
Расход топлива
Полноприводные машины прожорливее. Часто в паре с полным приводом идет более мощный мотор и тогда разница в расходе совсем очевидна, но и у одинаковых по мощности двигателей есть небольшая разница (обычно в пол-литра на сотню) в расходе.
Расходы на содержание
Если говорить о подержанных машинах, то расходов на содержание полноприводного кроссовера будет больше. Кроссоверный полный привод, как и любой другой, требует обслуживания: замены деталей, смазки. В некоторых моделях может что-то закиснуть, «сгореть», отгнить.
Проходимость
Главное преимущество полноприводных кроссоверов — это проходимость. В рекламе нам показывают, как какой-нибудь Nissan Qashqai штурмует горные вершины, но в реальной жизни муфта при длительной пробуксовке перегревается, и машина становится моноприводной (часто в самый неподходящий момент). У кого-то раньше, у кого-то позже, но в любом случае любители офф-роуда предпочитают другие машины.
Ко всему прочему сейчас стало модным в паре с полным приводом на кроссоверах устанавливать вариатор. И это вдвойне опасно, потому что вариатор не любит пробуксовок так же сильно (или даже сильнее), как муфты полного привода.
На что реально можно рассчитывать, так это на то, что удастся заехать зимой на обледенелый бордюр или на пригорок, быстрее выехать с заснеженной парковки. Что касается раскисших грунтовок, то тут проходимость больше будет зависеть от шин и мастерства водителя. Так что не стоит удивляться тому, если вслед за вами к озеру проедет какой-нибудь Логан или Веста.
Если сравнивать клиренс, то у полноприводных и моноприводных модификаций он, как правило, один и тот же. При этом часто не такой большой, как заявляет производитель. Многие модели с установленной защитой и при полной загрузке имеют дорожный просвет в 150−155 мм. То есть несильно больше легковушек.
Не всегда, но у некоторых моделей, багажник в моноприводной версии больше, чем в полноприводной.
Если мы говорим про машины, у которых есть модификации с полным и с передним приводом, то разницы не будет. Но у моделей, в которых полный привод не предусмотрен в приницпе, пол за передними сиденьями, как правило плоский, без центрального тоннеля. В таком случае задним пассажирам будет комфортнее. Особенно, если их трое.
Ну и самое главное отличие — это цена. Если мы говорим про относительно бюджетные кроссоверы, то за полный привод обычно просят доплатить от 100 до 200 тысяч рублей. Отличия в цене между моно- и полноприводным Seltos, например, 140 тысяч для машин с механикой и 150 для машин с автоматом.
Стоит ли переплачивать за полный привод или нет — каждый решает сам. Часто роль в выборе играет не логика и здравый смысл, а эмоции и стереотипы, мол, мы же в России живем, тут без 4WD никак. Или стереотип о том, что кроссовер без полного привода — это как безалкогольное пиво.
Но если вспомнить прошедшую зиму в средней полосе России, то шансов где-то застрять не было даже у легковых седанов и хэтчбеков. А если говорить про Сибирь, Урал, Дальний Восток, то так ли много там кроссоверов? Там нужен настоящий внедорожник, а не маркетинговый.
Кроссоверы в Европе и России: передний или полный привод?
Игорь Владимирский
Кроссовер с приводом на одну ось? В России многие считают это недоразумением, однако с каждым годом таких моделей становится все больше. Иногда производители устанавливают полный привод только на самые мощные или дорогие версии паркетников. А некоторые компании и вовсе не утруждают себя разработкой трансмиссии с приводом на все колеса — и в качестве оправдания приводят статистику продаж. Мол, на важнейшем европейском рынке спрос на полноприводные кроссоверы слишком мал. Теперь мы можем убедиться сами: фирма JATO опубликовала наглядную диаграмму, на которой приведены десять самых популярных кроссоверов в Европе за 2016 год.
Самая большая доля полноприводных версий — у Тигуана: всего 50%. У Кашкая — лишь около 5%. Даже Duster европейцы покупают с приводом на все четыре колеса лишь в трети случаев. А с компактными паркетниками Renault Captur и Peugeot 2008 производители и вовсе попали в яблочко: полный привод для них не предлагается в принципе, зато — второе и третье места в европейском рейтинге продаж кроссоверов.
В России совсем другое дело! Мы в Авторевю подготовили аналогичную диаграмму структуры продаж, и оказалось, что в десятке бестселлеров только две модели имеют долю полноприводных версий менее 50%: это Hyundai Creta и Nissan Qashqai. Даже у адресованного городским жителям кроссовера Renault Kaptur эта доля достигает 53%, а у Дастера на полноприводные версии приходится 87% спроса.
Почему кроссоверу не нужен полный привод
Примеров такого отступления от «джипперских» ценностей масса — просто ознакомьтесь с изменениями, которые претерпели при смене поколений совсем свежие Land Rover Defender, Mercedes-Benz G-Class и Cadillac Escslade, и убедитесь, что новые настройки подвески ходовой и рулевого управления выполнены с прицелом лучшего поведения на асфальте, а вовсе не на тяжелом оффроуде.
В мире хэтчбеков и универсалов повышенной проходимости, кроссоверов или «паркетников», читай — городских автомобилей с увеличенным клиренсом и опциональным полным приводом — прослеживается другая тенденция — покупатели, как правило, все чаще предпочитают передний привод полноприводной трансмиссии, руководствуясь в первую очередь соображениями практичности. Ведь не секрет, что машина с передним приводом обойдется заметно дешевле полноприводной модификации, она потребляет меньше топлива, и, наконец, чем меньше узлов, тем меньше поломок — выбирая передний привод, владелец страхуется от возможных проблем с трансмиссией 4х4.
Почему же в наши дни для покупателей-горожан имеет смысл отказаться от систем 4х4? Ведь заснеженные дворы и размытые грунтовки по дороге на дачу никто не отменял. Дело в бортовой электронике, отвечающей за работу тормозных механизмов. В последние несколько лет в разработке таких систем произошел настоящий прорыв.
К примеру, группа Peugeot-Citroen предлагает для своих «псевдокроссоверов» (за исключением полного привода на основе гибридной установки, где за подключение задних колес отвечает электромотор, все SUV Peugeot, Citroen и DS имеют передний привод), хитроумную систему Grip Control. Этот мудрый помощник меняет работу ESP в нескольких вариациях (Sand, All-Road, Snow или ESP Off), а также имеет функцию помощи при движении под уклон.
По стопам французов пошел АвтоВАЗ со своей системой Ride Select, действующей по сути по алгоритму Grip Control. В базовом режиме включена вся вспомогательная электроника. В спортивном повышена чувствительность акселератора, а электроника дает возможность пробуксовки при старте. Предусмотрены также режимы движения по снегу и грязи, когда допускается пробуксовка и проскальзывание колес передней оси, а также алгоритм движения по песку. И, наконец, есть режим ESC Off, когда вспомогательные системы отключены.
Но что, если в вашем автомобиле нет таких хитроумных помощников для езды по скользким и рыхлым поверхностям? Во-первых, системы стабилизации большинства современных машин научили имитировать межколесные блокировки, когда электроника пытается перекидывать момент с буксующего колеса на колесо по другому борту. Во-вторых, смотрите в сторону моделей, где систему ESP и антипробуксовочную систему можно деактивировать нажатием соответствующей кнопки. Отключив «ассистента», вы запретите системе снижать обороты двигателя (душить мотор) и подтормаживать буксующие колеса. Нередко такая деактивация помогает преодолеть сложный участок бездорожья или выехать из нерасчищенного от снега двора.
Еще один важный нюанс касается используемых колес. Если вы выбираете переднеприводный автомобиль, то как минимум на зимний сезон озаботьтесь покупкой либо шипованной резины, либо покрышек с развитым протектором. Такая обувка будет отличным подспорьем, когда нужно будет заехать на скользкий подъем (например, у мойки) или, к примеру, двигаться по снежной колее.
Наконец, кто-то убежден, что полный привод обеспечивает лучшую стабильность при прохождении поворотов на скольком покрытии и что машина с трансмиссией 4х4 оттормаживается лучше, чем версии 4х2. Однако на самом деле это заблуждение. Коэффициент сцепления с дорожным покрытием у полноприводного кроссовера аналогичен показателю моноприводного «паркетника». Страховку же при езде по скользким поверхностям окажет все та же система стабилизации.
Так что в современных условиях, покупая кроссовер, вполне можно обойтись и без полного привода.
Какой кроссовер выбрать, с полным или передним приводом?
Более 60 процентов российских автомобилистов признаются, что идеальный для них автомобиль – это кроссовер, так как он наиболее универсален по сравнению с другими типами кузовов. Перед каждым, кто выбирает новый кроссовер, неминуемо встанет дилемма – что взять, передний привод или доплатить за полноприводную версию? Разберемся, что же даст вам кроссоверный полный привод?
Дорожный просвет
Главная причина покупки кроссоверов в России – это больший дорожный просвет, что даёт возможность ездить по плохим дорогам. Средний размер клиренса у кроссоверов находится на уровне 190 мм. Однако и многие обычные легковушки имеют точно такой же клиренс, что позволяет им вполне успешно ездить вне асфальтированных дорог. Получается, что для езды по умеренному бездорожью вполне хватит и привода только на передние колёса.
Вместительность
Как правило, полноприводная версия машины имеет менее вместительный багажник, чем её моноприводный собрат. Если же для вас объём багажника является весомым фактором при выборе машины, то стоит обратить внимание на кузов универсал, кроссоверы имеют примерно такие же багажники, как и седаны с хэтчбеками. Например, если сравнить Creta с хэтчбеком Rio X-Line, то можно заметить, что багажник хэтчбека всего на 12 литром меньше. При этом его дорожный просвет составляет те же самые 190 мм. Получается, что, выбирая хэтчбек, вы экономите около 100 тысяч рублей и при этом получаете машину с характеристиками хэтчбека.
Так ли нужен полный привод?
Если верить рекламе, то можно заметить, что маркетологи пытаются из внедорожника сделать кроссовер, а из кроссовера внедорожник. Так, УАЗ «Патриот» позиционируют как городскую машину, а при рекламе кроссовера показывают, будто бы он способен ездить по любым дорогам. В реальности внедорожные способности полноприводных кроссоверов довольно ограничены. Ведь им полный привод нужен для уверенного разгона и лучшей устойчивости на дороге, а никак не для штурма грязевых луж. Попытка ездить на кроссовере в режиме внедорожника, чаще всего, приводит к перегреву или даже поломке системы полного привода. Поэтому, выбирая кроссовер, вы должны трезво взвесить, насколько переплата за полный привод будет оправдана.