Антифриз попадает в масло. Причины и последствия
Попадание антифриза в моторное масло – очень неприятная ситуация. Но нужно разделать понятия «попадание антифриза в масло» и «попадание воды в масло». Очень актуален этот вопрос для двигателей легковых автомобилей, т.к. очень много из них оснащены теплообменником, расположенным на корпусе масляного фильтра, в котором масло производит теплообмен с охлаждающей жидкостью. Внутренняя негерметичность этих теплообменников – очень частое явление, в связи с этим антифриз попадает в масло.
Вероятность попадания масло в систему охлаждения масла гораздо выше на работающем двигателе, а на неработающем двигателе, когда давление системы равно наружному атмосферному давлению, пробка будет держать давление (примерно 0,5 бара) ещё около 10 минут. Очень сложно своевременно выявить такой дефект, т.к. объём протечек очень мал (за исключением «запущенных» случаев, когда на поверхности в расширительном бачке видны масляные пятна).
Ещё труднее обнаружить антифриз в масле. Хоть и основной составляющей охлаждающей жидкости является именно вода, на масло воздействует не только вода, но и другие вещества, присутствующие в составе антифриза. Этиленгликоль отрицательно действует на процессы в двигателе сильнее, чем вода. Исследования показывают, что содержание охлаждающей жидкости в системе становится опасным уже при значении 0,3 – 0,4 %.
После того, как антифриз попадает в масло, может случиться следующее:
При высоком содержании антифриза в масле образуются сгустки сажи с образованием отложений в полостях и масляных каналах. В связи с этим снижается пропускная способность масляного фильтра и масляных каналов в частности.
Образуются шарики из этиленгликоля и масла, очень твёрдые, имеющие абразивное свойство. Эти шарики могут сильно забить масляный фильтр и обеспечить абразивный износ и задиры цилиндров, подшипников скольжения распредвала и коленвала.
Этиленгликоль способен образовывать кислоты, некоторые из которых нестабильны, а некоторые преобразуются в соли, которые вызывают коррозию двигателя.
Снижаются антифрикционные свойства в масле.
Масляная плёнка становится нестабильной, т.е очень быстро «рвётся».
Что делать, если в масло попал антифриз
Антифриз в моторном масле – крайне серьезная проблема для двигателя. Причин для его попадания в смазочную жидкость может быть несколько, однако последствия всегда критичны. Почему антифриз попадает в масло, чем это грозит автомобилю и как решить эту проблему – разбираемся в статье.
Почему антифриз попадает в масло
Разберем основные причины, из-за чего в моторное масло попадает антифриз.
Прогорает прокладка головки блока цилиндров
Эта причина является наиболее распространенной. Привести к этому могут:
- перегрев двигателя;
- перетяжка фиксирующих болтов;
- износ прокладки.
Прогорание прокладки – наиболее легко устранимый дефект. При наличии нужных инструментов вам достаточно заменить старую прокладку на новую.
Протекает масляный радиатор
Масляный радиатор разделяет охлаждающую жидкость и масло в отдельном отсеке. Если ваш радиатор имеет даже незначительные внутренние дефекты, жидкости постепенно смешиваются.
Проблемы с блоком цилиндров
Наиболее редкой причиной попадания антифриза в масло являются микротрещины на гильзах блока цилиндров. Обычно они появляются из-за длительного износа или коррозии.
Как определить, что антифриз попадает в масло
Приведем несколько признаков, позволяющих определить наличие охлаждающей жидкости в масле:
- Сливочно-кофейный цвет и изменение консистенции масла – если охлаждающая жидкость попадает в масляный поддон, она образует кремообразную смесь, которая забивает каналы двигателя. Когда вы достаете щуп и обнаруживаете такой цвет у масла, это верный признак протечки антифриза.
- Наличие пены – снимите крышку с маслозаливной горловины, внимательно осмотрите поверхности. Вспенивание — один из явных сигналов бить тревогу.
- Увеличение расхода антифриза – если уровень охлаждающей жидкости стремительно падает, но под автомобилем нет разливов, скорее всего охлаждающая жидкость уходит в масляную систему.
- Запах масла – растворенный в масле антифриз придает смазочной жидкости сладковато-мускусный аромат.
- Сизый дым из выхлопной трубы – этот признак проявляется как у бензиновых, так и у дизельных агрегатов. Попросите знакомого погазовать на холостом ходу, а сами посмотрите на интенсивность дымообразования и цвет дыма.
Чем грозит попадание антифриза в масло
Если по той или иной причине антифриз ушел в масло, снижается эффективность работы обеих жидкостей. Масло становится более жидким и теряет свои критически важные свойства, например смазывающую функцию. Это приводит к быстрому износу узлов двигателя и риску полного выхода из строя.
Кроме того, из-за протечки снижаются эксплуатационные качества самого антифриза. Он расходуется в больших количествах и при этом перестает охлаждать двигатель.
Если антифриз попадает в масло из-за деформации головки блока цилиндров, увеличивается риск износа поршней и колец. Так, на поршнях появляются задиры. А из-за избыточного нагара от сгорания испорченного антифризом масла кольца приклеиваются к поршневым канавкам. Это приводит к снижению компрессии в цилиндрах.
Наконец, антифриз в масле нарушает работу двигателя. Мотор постоянно теряет мощность, вибрирует и «чихает». В конечном итоге вы рискуете потерять двигатель в течение короткого времени.
Что делать, если вы обнаружили антифриз в масле?
Мы рекомендуем незамедлительно отправить автомобиль в автосервис. Причем сделать это лучше с помощью эвакуатора. Точный срок серьезных или необратимых последствий для ДВС назвать нельзя. Однако каждая минута работы двигателя в таких условиях может стать для него последней.
После профессиональной диагностики и ремонта неисправностей, необходимо полностью заменить жидкости.
А в качестве профилактики мы советуем регулярно проверять двигатель при техобслуживании. Это может уберечь вас от серьезных неприятностей и позволит вам управлять автомобилем с большей уверенностью.
Тосол в моторном масле
Такая неприятность, как попадание антифриза в масло – нередкое явление. Она может случиться в автомобиле любой марки и не зависит от вида используемого топлива. Способы и причины различны. Здесь мог сыграть роль и человеческий фактор и технические неполадки.
Наиболее распространенные факторы, по которым можно понять, что тосол попал в масло
Существуют некоторые признаки попадания антифриза в смазочную жидкость. Как определить и обнаружить тосол в масле:
- Уменьшение количества антифриза, при условии, что он не вытекает из автомобиля.
- Двигатель троит, мотор работает неравномерно.
- Белесые следы тосола на щупе.
- При открывании клапанной крышки видно, что она белая изнутри. А также белые пятна имеются внутри колбы.
- Визуально наблюдаются пузырьки воздуха в расширительном бачке на больших оборотах двигателя. На поверхности подтеки смазки.
- На картере, свечах зажигания, под головкой, в поддоне виден тосол.
- Высокая концентрация выхлопных угарных газов. Цвет выхлопа – белый, больше похожий на пар.
- Смазка быстро темнеет.
Почему тосол попадает в смазочную жидкость
Если тосол или его следы обнаружены, нужно понять путь, по которому он попадает в смазку и устранить неисправность.
Некоторые возможные причины:
- Изношена, пробита, деформирована прокладка головки блока цилиндров. Для тосола нет преграды, чтобы протечь в смазку. Это явно будет наблюдаться на свечах зажигания. Они будут в белесых подтеках антифриза.
- Некачественная установка прокладки головки блока цилиндров. Недостаточно сильно затянуты болты головки или наоборот, перетянуты.
- Отсутствие герметичности теплообменника.
- Деформация головки из-за тяжелых условий эксплуатации, перегрева.
- Плохого качества антифриз. Мог замерзать при небольших отрицательных температурах. После оттаивания, такая жидкость приводит к деформации головки блока. А также использование некачественной жидкости приводит к тому, что гильзы цилиндров ржавеют, разрушаются.
- Забит или неправильно установлен жидкостный насос.
Что делать, если антифриз попал в масло
В зависимости от того, как антифриз попал в масло, существуют определенные, конкретные для каждого случая пути устранения неполадок.
Почему антифриз попадает в масло | Способ устранения причины проникновения тосола в масло |
---|---|
Изношена прокладка головки блока цилиндров | Демонтировать и установить головку блока. Поменять прокладку уплотнения. |
Пробита прокладка ГБЦ. Треснула перегородка масла от антифриза. | Ремонт трещины. |
Деформирована прокладка. | Замена внутренней части деформированной головки, прилегающей к мотору. |
Плохо установлена прокладка. | Переустановка, качественная затяжка болтов. |
Антифриз низкого качества. | Замена жидкости на качественную. Ремонт, замена прокладок и цилиндров. |
Неправильно установлен жидкостный насос. | Переустановка насоса. |
Каковы последствия для мотора при проникновении антифриза в масло
Тосол – это жидкость, смешанная с концентрированными добавками чистая вода. Добавки не дают воде замерзать при низких отрицательных температурах.
Антифриз, попадает в масло, и приводит к тому, что его смазочные, защитные свойства резко изменяются. Присадки, делающие масло уникальным материалом, способным предотвращать двигатель от сухого трения, обеспечивающие оптимальную работоспособность мотора при различных температурах окружающей среды, разрушаются.
В результате двигатель достаточно быстро изнашивается. Охлаждающий антифриз, находясь в масле приводит к тому, что последствия для мотора могут быть катастрофическими. Может появиться стук в коленчатом и распределительном вале. Он появляется из-за стирания фрикционного слоя вкладышей. При рассмотрении под увеличением микроскопа, на вкладышах видны белые шарики соли. Именно они и являются причиной стирания и коррозии вкладышей. Образуются они в результате химической реакции взаимодействия присадок смазки и добавок тосола. Во время рабочего режима масло разогревается и ускоряет реакцию.
Еще одной причиной возникновения неполадок в двигателе является то, что масляные присадки лучше растворяются в воде, чем в масле. Тосол имеет водную основу. Даже малое его количество уничтожает большой процент присадок. Таким образом, масляная основа перестает иметь заявленные производителем защитные свойства. Вот почему тосол опасен для смазочной жидкости.
Попадая в масло охлаждающая жидкость, антифриз, со временем приводит к капитальному ремонту двигателя, если вовремя не устранить причину проникновения. Даже десятые доли процента охлаждающей жидкости в масле, очень опасны для мотора.
Чтобы своевременно заметить и устранить такого рода неисправность, а также увидеть протечки, можно покрыть двигатель серебряной краской, не боящейся высоких температур.
Причины и признаки попадания антифриза в двигатель
Смешение смазывающей и охлаждающей жидкости (ОЖ) не добавляет «здоровья» мотору. Рабочая температура силового агрегата растет выше нормы, забиваются каналы, страдает цилиндропоршневая группа (ЦПГ) и клапаны. Увеличивается сила трения между вкладышами и коленчатым валом. При раннем выявлении проблемы можно избежать дорогого ремонта. Расскажем о том, как понять, что антифриз попадает в двигатель. Приведем основные симптомы, дадим рекомендации по выходу из ситуации с минимальными потерями.
Пути проникновения тосола
Масло и тосол движутся по внутренним каналам в блоке и головке блока цилиндров (ГБЦ) для охлаждения двигателя, смазки его деталей. Смазка идет из масляного насоса в фильтр, откуда попадает в главный масляный канал. От него масло направляется по более мелким магистралям к подшипникам коленчатого вала, вкладышам, поршневым кольцам и другим деталям мотора, которые нуждаются в смазке.
Антифриз циркулирует по системе охлаждения, попадая в радиатор, термостат, водяной насос. Он проходит через каналы в блоке и ГБЦ, которые находятся рядом с горячими поверхностями силового агрегата, для охлаждения его деталей.
Схема системы охлаждения мотора
Но если магистрали повреждены в результате коррозии или износа, тосол проникает в каналы, где должно находиться только масло, смешивается с ним. Вот как антифриз попадает в двигатель. Такая ситуация может привести к тому, что масло потеряет смазывающие свойства, станет менее эффективным. Наличие смазки в системе охлаждения приведет к тому, что оно начнет образовывать отложения на внутренних поверхностях. Это спровоцирует перегрев, повреждение деталей мотора.
Давление в системе смазки составляет 4 атмосферы, а в охлаждающем контуре всего 1,5 атмосферы. Значит, при прорыве масло пойдет в антифриз, а после остановки силового агрегата начнется обратное смешивание.
Поэтому советуем регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля, чтобы предотвратить возможные пробои каналов в блоке и ГБЦ, а также менять масло и антифриз в соответствии с рекомендациями производителя. Если возникла подозрительная ситуация, надо оценить характерные признаки.
Признаки попадания антифриза в двигатель
ОЖ ниже нормы
Попадание тосола в двигатель — серьезная проблема, которая приводит к повреждению мотора, системы охлаждения машины. Поэтому надо определить симптомы этого явления, а потом устранить их. Вот некоторые признаки:
- Падение уровня ОЖ. На бачке расширителя видно, что тосол находится ниже отметки min. Чем меньше антифриза, тем серьезнее последствия для движка.
- Меняется цвет и плотность тосола. Нормальная жидкость синего, зеленого, желтого или красного цвета. Если она потемнела, стала густой или маслянистой на ощупь, это значит, что в нее попало масло.
- Появляется жирная пленка на поверхности ОЖ в расширительном бачке. У нее темный оттенок, отражается свет в разноцветных разводах.
- Изменяется запах антифриза. У чистого тосола слабый сладковатый аромат. Если он стал пахнуть горелым или неприятно, это свидетельствует о проникновении смазки.
- Часто происходит перегрев двигателя. Масло снижает температуру кипения и теплоотдачу жидкости, поэтому она не может эффективно охлаждать мотор.
- Эмульсия в клапанной крышке. При снятии крышки видна «паста» светло‐коричневого цвета, похожая на вареную сгущенку.
Вот симптомы того, что антифриз попал в двигатель. Порой вылезают другие признаки. Уменьшается уровень масла, в заливной горловине появляются светлые пятна, отложения на стенках. Из трубы идет белый дым. Последний симптом намекает на то, что тосол проник в камеру сгорания. Надо делать глубокую диагностику.
Причины пробоя контуров охлаждения и смазки
Пробитая прокладка ГБЦ
Есть четыре возможные причины этого явления, которые связаны с разгерметизацией системы смазки или охлаждения:
- Пробитая или треснувшая прокладка ГБЦ. Основная причина. Уплотнитель ГБЦ нужен для разделения каналов, по которым текут жидкости. Он предотвращает их смешивание. Если прокладка повреждена, то масло проникает в каналы антифриза и наоборот. Пробой происходит из-за перегрева двигателя, неправильной установки головки, износа и «усталости» материала.
- Повреждение теплообменника или масляного радиатора. Он служит для охлаждения масла при помощи тосола. Элемент состоит из двух контуров, по которым текут жидкости, разделенные тонкой стенкой. Если преграда трескается или деформируется, то масло может просочиться в контур антифриза и смешаться с ним. Типичные причины — коррозия, вибрация, ударное воздействие или высокое давление.
- Повреждение помпы или насоса системы охлаждения. Крыльчатка обеспечивает циркуляцию антифриза по магистралям и патрубкам. Она имеет в своем устройстве сальник, который предотвращает выход жидкости из помпы. Если прокладка изношена или повреждена, то масло проникает в насос через ось, попадает в антифриз. Деформация сальника вызвана износом, перегревом, загрязнением или неправильной установкой.
- Пробой стенки между магистралями. Это происходит из‐за замерзания антифриза. Старая, разбавленная или поддельная жидкость может кристаллизоваться на морозе. Происходит расширение, высокое давление проламывает дюралюминий. Каналы теряют герметичность.
Вот почему антифриз попадает в двигатель. По нашим наблюдениям, в 90 % случаев все дело в повреждении прокладки ГБЦ. Если ее пробило, надо быстрее менять уплотнитель, чтобы дело не дошло до «капиталки» силового агрегата.
Последствия проникновения тосола в мотор
Задиры на поршне
Самое опасное для движка — повреждение поршневой системы. Смешанная смазка не образует на деталях стойкую пленку. Из‐за высокой силы трения металл нагревается, на цилиндрах и поршнях появляются задиры. Снижается компрессия. Финал — заклинивание мотора. Попадание ОЖ в двигатель сопровождается рядом других негативных последствий, таких как:
- Снижение смазывающих свойств моторного масла. ОЖ «миксуется» со смазкой, образует эмульсию, которая не способна обеспечить надежную защиту соприкасающихся элементов двигателя от истирания. «Сметана» заполняет масляные каналы и фильтры, нарушает циркуляцию масла, повышает давление в контуре смазки.
- Ухудшение работы цилиндров и свечей зажигания. Тосол при просачивании в камеры сгорания снижает температуру горения топлива, увеличивает детонацию. Это приводит к потере мощности, увеличению расхода горючего, выбросам вредных веществ. ОЖ может вызвать коррозию и замыкание свечей зажигания, что ухудшает качество искры, стабильность работы двигателя.
- Повреждение головки блока цилиндров. Тосол при проникновении в двигатель вызывает перегрев, деформацию металла из‐за разности температурных коэффициентов расширения материалов. Это приводит к увеличению зазоров между деталями, утечке сжатого газа и потере компрессии. ОЖ провоцирует коррозию, износ цилиндров, поршней, кольцевых канавок и колец.
- Загрязнение. Антифриз содержит примеси и добавки, которые могут засорять систему смазки, приводить к образованию отложений и наслоений. Это плохо влияет на эффективность работы движка, его ресурс.
Если антифриз случайно попал в двигатель, вот какие бывают последствия. Для их устранения необходимо своевременно проводить техническое обслуживание, контролировать уровень, состояние ОЖ и смазки. Проще раз в неделю вынуть щуп и взглянуть на шкалу расширительного бачка, чем разбирать половину силового агрегата.
Профилактические меры
Чтобы исключить проникновение тосола в мотор, необходимо соблюдать меры профилактики.
Советуем регулярно проверять уровень и состояние ОЖ в расширительном бачке. Когда объем падает без видимых причин, это говорит об утечке в контуре охлаждения. В этом случае нужно провести диагностику самостоятельно или обратиться на СТО — станцию технического обслуживания.
Надо вовремя менять антифриз согласно рекомендациям производителя автомобиля. Со временем жидкость теряет антикоррозийные и антизамерзающие свойства, загрязняется примесями. Это приводит к образованию накипи, коррозии в каналах системы охлаждения, к повреждению прокладок и уплотнителей, через которые тосол просачивается в мотор.
Закипел некачественный тосол
Надо использовать только качественную ОЖ, соответствующую типу и характеристикам силового агрегата автомобиля. Не стоит смешивать разные виды антифриза или разбавлять его водой. Это нарушает баланс химических компонентов жидкости, ухудшает ее свойства. Некоторые виды тосола несовместимы с резиновыми материалами, вызывают их разрушение или деформацию. Трескаются прокладки, сальники, патрубки.
Главное — следить за показаниями термометра на «приборке». Если «градус» повышается выше нормы, значит система охлаждения работает с перебоями, в ней мало тосола. Необходимо немедленно остановить движение, выяснить причину перегрева. Продолжать езду с «раскаленным» мотором опасно. Это спровоцирует термическое разрушение деталей, проникновение ОЖ в камеры сгорания.
Выводы
Попадание антифриза в двигатель приводит к серьезным проблемам: снижение эффективности смазки, загрязнение магистралей, деформация ГБЦ. Типичные признаки неисправности: увеличение расхода масла, появление белого дыма из выхлопа, повышенная температура движка.
Для предотвращения серьезных последствий рекомендуем своевременно обращаться в автосервис для проведения диагностики двигателя, устранения причин попадания антифриза в мотор. На СТО специалисты смогут быстро и профессионально обнаружить проблему, провести ремонт. Не придется тратить много денег на «капиталку» с заменой поршневой системы.