Кованые или литые диски: что лучше и как их отличить
Кованые и литые диски для автомобилей поделили между собой рынок, они популярны среди владельцев транспорта. Однако мало кто обоснованно скажет, что лучше, а потому нужно разобраться в видах колесных автодисков, чтобы подобрать хорошее решение для своей машины.
В сети нередко встречаются материалы на тему: кованые или литые, что лучше. Нередко они сопровождаются разными мифами: к примеру, что производство литых и кованых дисков осуществляется из разного сырья. И выводы, что между ними нет ничего общего, они значительно отличаются друг от друга. А еще кованый вариант считают более продвинутым, едва ли не последней технологической разработкой. Посмотрим, какова ситуация на самом деле.
Что общего между коваными и литыми дисками
Для изготовления обеих разновидностей используют одни и те же сплавы. Часто это магний и алюминий, к которым добавляют медь. Их структура похожа, если не принимать во внимание технологические особенности каждого производителя.
Похожи они по конфигурации, обладают схожей формой. Не имея опыта, с одного беглого взгляда отличить их друг от друга не так уж и легко. Для этого нужно быть профессионалом. Оба варианта распространены в стране, их ассортимент широк, поэтому каждый отыщет нужные цвета, формы, технические характеристики.
Особенности литых дисков
Литые диски также имеют другое название – легкосплавные. Для их изготовления, как несложно понять по названию, применяют технологии литья. Сырьем служат магниевые или алюминиевые сплавы.
Как изготавливаются литые диски
Технология производства следующая:
- подготовка необходимых материалов;
- добавление титана, магния, прочих металлов;
- отливка полученной смеси в специальную форму;
- заготовка застывает, получает нужную форму;
- будущий диск подвергают воздействие высоких температур, чтобы улучшились его механические свойства, повысилась прочность;
- покрытие изделия хромом или антикоррозийным составом.
Благодаря технологии литья снижается общая масса диска, но сохраняется его прочность. Если выбирать один алюминий в качестве основы, то такого эффекта не достигается. Поэтому добавляют другие металлы и проводят первоклассную термообработку, чтобы повысить показатели прочности, а также устойчивость к деформации.
Преимущества
Один из плюсов кроется в низкой цене. Последняя обеспечивается за счет простоты производства. Поэтому литые варианты более доступны, нежели кованые.
Выбор моделей весьма широк. Все потому, что литье открывает широкий простор для реализации дизайнерских идей. Изделия смотрятся стильно, интересно. И часто владельцы премиальных автомобилей делают выбор в пользу хромированных литых дисков. Наконец, алюминиевые изделия менее подвергаются окислению. Поэтому им не страшна коррозия.
Недостатки
Их сложнее ремонтировать, так как в результате сильного удара на диске часто появляются трещины либо он и вовсе раскалывается. Повреждения сложнее ликвидировать, а между долговечностью и качеством дороги прослеживается прямая связь.
Автодиски не взаимозаменяемы. У каждой модели есть отличия, поэтому, если одно из изделий вышло из строя, сложно отыскать идентичный диск, что делает замену непростой задачей.
А еще диски, изготовленные по этой технологии, более чувствительны к отрицательным температурам. Продолжительные морозы способствуют их хрупкости.
Особенности кованых дисков
При изготовлении кованых дисков используются и стандартная штампованная ковка, и технология литья. Внешне автодиски похожи, но кованые обладают лучшими характеристиками веса и прочности.
Как изготавливаются кованные диски
Здесь применяется такая технология:
- алюминиевый сплав и другие металлы заливаются в специальные цилиндры, за счет чего создаются брусья продолговатой формы;
- заготовку делят на несколько частей и прессуют;
- под прессом заготовку со всех сторон отбивают – это исключает наличие в металлической структуре воздушных пузырьков;
- происходит формирование в полученном диске обода;
- делают отверстия для крепежа;
- покрывают диск защитным антикоррозийным составом.
Теперь изделие готово к работе.
Преимущества
Они отличаются высокой прочностью. Если заготовки ковать, а не лить, они получают мелкозернистую металлическую структуру. Когда заготовка прессуется, количество воздушных пузырьков, в отличие от первого случая, становится гораздо меньше.
Они меньше весят – приблизительно на 15-20 %. Это стало возможным благодаря более тонким стенкам. Однако уменьшенная масса не оказывает отрицательного воздействия на прочность. Наконец, кованые изделия более долговечны, они не подвергаются ржавчине и гниению. Это стало возможным благодаря защитному покрытию и особенностям металлов.
Недостатки
Изделия стоят примерно на 20 % больше, нежели аналоги, изготовленные при помощи литья. Это объясняется технологической сложностью производственных процессов.
При этом наблюдается достаточно скромный ассортимент. Такого разнообразия видов, как в предыдущем варианте, нет. Чтобы получить новый дизайн, приходится вносить изменения в технические процессы изготовления. А в случае ковки это сложнее, нежели в ситуации с литьем.
Как отличить литой диск от кованого
Так как структура металла тут одинаковая, литой вариант от кованого визуально отличить достаточно сложно. Однако имеются некоторые методы, за счет которых изделия можно различить. И важно о них знать, поскольку некоторые недобросовестные продавцы иногда стараются выдать более дешевые литые автодиски за кованые, чтобы продать их подороже.
Основные отличия кованых и литых дисков
Определить разницу между двумя разновидностями можно на ощупь и на вес. Литой вариант будет тяжелее. К примеру, если брать модель, диаметр которой составляет 15 дюймов, то ее масса в первом случае будет 8 кг, а во втором – 5 кг. Все потому, что различается толщина стенок. У литого она выше, чтобы повысить прочность. Как следствие, масса тоже становится больше.
Еще у кромки литого варианта более неровная структура. Наличие данного эффекта неизбежно ввиду особенностей технологического процесса производства. Кованые изделия подвергаются дополнительной обработке при помощи пресса, поэтому такой особенностью не обладают.
Еще их маркируют методом штампования, поэтому все надписи вдавленные. Тогда как у литых вариантов надписи имеют выпуклую форму. Наконец, в спецификации кованого автодиска будет содержаться маркировка «forged».
Что лучше выбрать?
Если позволяет бюджет, можно предпочесть кованый вариант. Это надежность и прочность, однако и более высокая цена – выше примерно на 50-60 %. Но так как изделия весят меньше, наблюдается экономия топлива. Умножив ее на долгий период эксплуатации, становится понятно, что эта покупка позволит в некоторой степени “отбить” потраченные средства.
Еще одно решение: обзавестись сразу двумя комплектами для разных сезонов. Например, летом литые диски покажут себя исключительно с лучшей стороны. А в холодное время года кованые изделия не боятся отрицательных температур. Впрочем, они универсальны и подойдут для любого сезона.
Помните, что сложно отыскать однозначный ответ на такой вопрос. Все определяется вашими предпочтениями, бюджетом, а также условиями, в которых автомобиль проходит эксплуатацию.
Какие диски лучше литые или кованые, преимущества и недостатки
Среди автолюбителей часто идут споры о том, какие диски лучше литые или кованые, в чем их преимущества и недостатки. Многие полагают, что эту продукцию делают из совершенно разных металлов. Литые диски — из алюминия. Кованые — из какого-то особого сплава, произведенного чуть ли не по косметическим технологиям. Этим, дескать, объясняется их повышенная прочность и долговечность.
Диски кованые или литые, что лучше?
На самом деле это заблуждение. В обоих случаях используется один и тот же материал. Разница заключается в технологиях изготовления. И вот тут важно, что лучше — ковка или литье, и какие свойства они придают конечному продукту.
Из какого материала производятся диски
Оба вида колесных дисков изготавливают из сплава алюминия с магнием и небольшой примесью меди (3—7%). Алюминий легкий, хорошо плавится. Магний придает металлу прочность, износостойкость. Медь добавляют для мягкости.
При этом у каждого производителя есть своя уникальная формула процентного соотношения металлов в сплаве. Она является коммерческой тайной, которую тщательно оберегают. Эта формула во многом определяет, почему кованые или литые диски одного бренда лучше, чем та же самая продукция, но произведенная другой компанией.
Таким образом, на начальном этапе производства литых и кованых дисков работники завода имеют дело с одним и тем же материалом — вот таким штабелированным алюминием, в котором присутствует определенный процент магния и меди:
Заготовки
Алюминиевые блоки плавят в огромных печах при температуре 600–700°C. В процессе нагревания жидкую массу помешивают, очищают от сторонних примесей (шлака). По завершении этого этапа технологии производства литых и кованых дисков идут в кардинально разных направлениях.
Литые диски
При изготовлении литых дисков массу расплавленного алюминия из огромных чаш переливают в специальные формы. Их внутренняя часть имеет нужные очертания, которые буквально формируют будущую заготовку диска.
Заливка в формы
После остывания заготовку извлекают из формы и дорабатывают на специальных станках. С помощью фрезы ее обтачивают, добавляют нужные отверстия и изгибы, улучшающие скоростные и эстетические характеристики. Иногда готовую продукцию красят (зависит от модели).
Фрезеровка
Вот и весь процесс изготовления. Металл расплавили → залили в формы → заготовки обточили → получили готовый продукт. Литье содержит мало этапов, является менее трудоемким, более быстрым и дешевым процессом производства, чем ковка.
Однако у него есть один существенный минус. В расплавленном алюминии присутствуют микропузырьки воздуха. При литье они остаются в металле, что существенно уменьшает его прочность. Участки диска с большим скоплением пустот во время езды не выдерживают больших нагрузок и дают трещины.
Для повышения прочности производители увеличивают толщину металла. При этом повышается масса диска и, как следствие, нагрузка на ходовую. Однако от пузырьков воздуха утолщение не избавляет.
Для устранения всех этих недостатков была изобретена ковка. Она избавляет сплав от микропустот и делает его кристаллическую решетку более плотной. Повышается прочность металла, скорость и безопасность езды.
Кованые диски
Решая, что лучше литые или кованые диски, опытные водители всегда делают выбор в пользу вторых. Во время ковки используется тот же алюминиево-магниевый сплав. Однако из него отливаются не готовые диски, а длинные цилиндры-заготовки, похожие на столбы.
Заготовки для кованых дисков
Сначала их охлаждают, а потом разрезают на небольшие куски. Этот процесс напоминает поперечный распил бревна, в результате которого получаются одинаковые по размеру чурбаки.
Заготовки для кованых дисков
Каждый алюминиевый «чурбак» нагревают и отправляют под пресс. Кусок металла плющат под огромным давлением до тех пор, пока он не превращается в толстую лепешку. Затем насадку на прессе меняют. Алюминиевую «лепешку» опять сдавливают, придавая ей форму тарелки. После третьей смены штампа из «тарелки» получают почти готовый диск с бортами и насечками.
Кованые диски болванки
Этот процесс отдаленно напоминает традиционную ковку в кузнице. Только в случае с дисками используется на молот и наковальня, а мощный пресс. Путем многократного сильного сдавливания он превращает горячий кусок металла в почти готовый продукт (заготовку-«кастрюлю»).
При этом из сплава удаляются пузырьки воздуха. Его структура становится более мелкозернистой, «волокнистой» и плотной. Все это повышает прочность готового продукта в десятки раз. Теперь сильные удары диску не страшны. В нем нет пустот, которые могли бы привести к образованию трещин.
Вот так выглядит процесс изготовления дисков
Перед тем как завершить процесс, заготовки закаляют: 3 раза нагревают и охлаждают. Это делает сплав еще плотнее и крепче, убирает любые, даже самые микроскопические пузырьки. После закалки диск искусственно «старят», чтобы устранить внутреннее механическое напряжение.
На последнем этапе состаренную «кастрюлю» с насечками отправляют на специальный фрезерный станок, которому задана определенная компьютерная программа. С ее помощью можно изготовить диск какой угодно формы. В цехе механической обработки на заготовке вырезают ребра жесткости, сверлят отверстия.
Фрезерная обработка дисков
Отвечая на вопрос, какие же диски — кованые или литые — лучше, важно помнить обо всех особенностях их производства. В процессе ковки алюминий несколько раз нагревают, сплющивают, закаляют. Все это делается с одной целью — убрать микропустоты и повысить прочность металла.
Диски кованые или литые, что лучше? Преимущества и недостатки
Первый плюс литых дисков — дешевизна, определяющая высокий спрос на такую продукцию. Второй — мягкость. В процессе эксплуатации литые диски редко портят покрышки. При попадании в яму они просто гнутся, не причиняя вреда резине. В этом же заключается их недостаток: уж слишком литые диски непрочные, чтобы претендовать на звание действительно качественного продукта.
Кованые диски
У кованых моделей гораздо больше плюсов:
• Высочайшее качество. Балансировка зачастую не требуется.
• Исключительная прочность, которая достигается многократным сдавливанием и закалкой металла.
• Высокие скоростные характеристики. Диски легкие, отлично сбалансированные.
• Малый вес, обеспечивающий меньшую нагрузку на подвеску.
• Красивый дизайн.
• Меньший расход бензина.
Отвечая на вопрос, какие диски легче кованые или литые, вспомним о том, что производители вторых нередко увеличивают толщину металла. Большой вес повышает нагрузку на ходовую, усиливает износ деталей, увеличивает расход бензина.
Все это не касается кованых моделей, которые на треть легче литых и на 60% — штампованных. В процессе ковки качество дисков много раз проверяется. Готовый продукт получается исключительно износостойким и отлично сбалансированным. Ему не страшны никакие ямы.
Минусы кованых дисков — жесткость и высокая цена. При сильном ударе они не деформируются, но перегружают ходовую и могут повредить покрышку. Владельцам таких моделей придется и шины покупать качественные, иначе проблем не избежать. Стоят кованые варианты почти в 2 раза дороже литых. Однако этот недостаток с лихвой компенсируется их долгим сроком службы.
Подробное описание производства и сравнение характеристик можно посмотреть в видео:
Ставь , если понравилась статья и подписывайся ✅ на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Дальше будет еще интереснее и полезнее. Удачи на дорогах!
Чем кованые диски отличаются от литых?
Кованые диски чаще всего можно увидеть на автомобилях премиум-класса и на дорогих спортивных авто. Это связано с тем, что себестоимость, а соответственно и конечная цена таких дисков в несколько раз выше, чем у литых.
Чем они отличаются от литых?
Техникой производства. Как и литые диски, кованые изготавливают из металлических сплавов. Чаще всего используется алюминиевая основа. Отличие же заключается в технологии производства.
Литые диски делают методом заливки расплавленного металла в готовые формы. При этом сразу же формируется структура обода вместе со спицами. После того, как заготовка застыла, её извлекают из формы, удаляют лишний материал и отправляют на механическую обработку. На последнем этапе производства готовые диски тестируют при определённых скоростных и ударных нагрузках.
Кованые диски производятся путем промышленной горячей штамповки. Из расплавленного металла изготавливают заготовки цилиндрической формы, затем они проходят несколько этапов прессования. Первый пресс содержит усилие в 10 тонн, а второй уже в 20 тонн. Так формируется сплошной колёсный обод без спиц и отверстий. После прессовки диски отправляются на металлорежущий аппарат, где в них формируются спицы и необходимые отверстия, а также обрабатываются края. На завершающей стадии производства, как и литые диски, кованые проходят процесс тестирования на специальном оборудовании.
В чём преимущество кованых дисков?
Эксперты отмечают, что кованые диски несколько легче литых и при этом обладают более высокой ударопрочностью, они редко гнутся и разламываются.
Однако ударопрочность одновременно является и недостатком таких дисков, отмечают некоторые автопорталы. При ударе о большую яму на большой скорости кованый диск, скорее всего, уцелеет. Но при этом вся сила удара перейдет на автомобильную подвеску. Поэтому при использовании кованых дисков подвеску стоит усилить.
Еще один существенный недостаток кованых дисков — это их стоимость. В зависимости от производителя их цена может быть выше в 2-5 раз, чем у литых дисков, отмечает портал carnovato.ru.
Как внешне отличить кованые диски?
Определить на глаз, какой диск перед вами, литой или кованый, очень сложно. Но специалисты знают несколько косвенных признаков, которые помогут это сделать.
Обратить внимание следует на массу изделия — как правило, литой диск весит в 1,5-2 раза больше, чем кованый аналогичного диаметра. Также выдать литой диск может неровная кромка, кованый же отличается правильной геометрией, так как после штамповки диски проходят дополнительную обработку, говорится на специализированном сайте okuzove.ru.
Различается и методика нанесения на них надписей. У кованых они будут вдавленными — во время производства они наносятся при помощи штамповки. У вторых же наоборот — выпуклые, так как на литых дисках осуществляется маркировка.
Разница между литыми и коваными колесными дисками — производство, преимущества и недостатки, отличия
Литые и кованые диски достаточно просто спутать. Особенно, если рассматривать литые модели из среднего ценового сегмента и выше. Но разница, начиная от технологии производства и заканчивая визуальными характеристиками, между этими двумя типами дисков очень большая. Разобраться в этом нужно, чтобы не купить под видом кованых обычные литые колеса.
Чем они отличаются — характеристики и визуальные признаки
Главное отличие между ними заключается в цене. Ковка дороже литья минимум в несколько раз. Если для второго типа цена за единицу в 3-5 тыс. грн считается нормальной, то для первого это 15-20 тыс. и больше. Стоимость некоторых моделей достигает 90-100 тыс. за единицу. Также отличия следующие:
- Назначение. Разнообразие моделей литых дисков очень большое. Найти подходящие можно практически для любого автомобиля — от самого бюджетного до премиального. Что касается ковки, то ее выпускают именно для автомобилей высокого класса.
- Диаметр. Литье перекрывает собой все существующие диаметры колес. В случае с ковкой купить диски R16 и меньше уже будет очень сложно.
- Прочность. Оба типа производятся примерно с одинакового металла. Но литые делают посредством расплавления металла и отливания его в специальные формы, а ковку — посредством штамповки под большим давлением. Также кованые модели проходят закалку в несколько этапов. В результате этого они получаются гораздо более прочными.
- Характер повреждений. При ударе кованый диск, за счет большей пластичности, погнется (но удар должен быть очень сильным), а литой, скорее всего, треснет. При таких повреждениях первый идет на СТО и восстанавливается, а второй выбрасывается, ведь использовать его даже после восстановления будет небезопасно.
- Конструкция. Кованые изделия имеют более тонкие обода и спицы, оставаясь при этом более прочными. Края обода и спиц у них более грубые и острые, тогда как в легкосплавных могут иметь более скругленную форму.
- Вес. Здесь преимущества опять на стороне кованых дисков — они легче на 20-25%. Это дает преимущества в разгоне, управлении, торможении и экономии топлива.
Различать эти два типа изделий можно по толщине ободов и спиц, но это не всегда позволяет провести корректное сравнение. Современное дорогое литье внешне очень похоже на ковку, поэтому ошибиться довольно просто.
При выборе рекомендуем вам смотреть на внутреннюю сторону диска и надписи. На внутренней стороне литого диска могут быть различные углубления и выпуклости. В кованом она ровная и гладкая.
Надписи в литье выпуклые, так как они не наносятся отдельно, а формируются во время отливания металла в форму и его застывания. В ковке они втопленные, так как наносятся уже после основного процесса изготовления.