«Пора готовиться!»: какие продукты и товары подорожают в России в октябре 2023 года – повысят ли цены на бензин и услуги ЖКХ
Что подорожает в октябре 2023 года? Ждать ли рост цен на коммунальные услуги, бензин, продукты и другие виды товаров? О чем предупреждают россиян финансовые эксперты и аналитики? Повысят ли стоимость товаров из-за введения экспортных пошлин? Подробнее – расскажем ниже.
Ждать ли повышения тарифов ЖКХ и рост цен на коммунальные услуги
Рост тарифов на коммунальные услуги в России ожидается в размере почти 10%, начиная с 1 июля 2024 года. Этот процент может варьироваться в зависимости от региона, достигая максимума в 9,8%. Для семьи из трех человек, проживающей в квартире площадью 50 квадратных метров, это означает увеличение ежемесячных расходов на коммунальные услуги примерно на 500-550 рублей.
Следует отметить, что данное повышение тарифов станет первым за полтора года. В 2022 году тарифы были повышены дважды: на 4% в июле и на 9% в декабре. В 2023 году индексация не проводилась.
Кроме того, с 1 декабря 2023 года правительство планирует также провести индексацию в других сферах:
- Оптовые цены на газ будут увеличены на 10%.
- Тарифы на железнодорожные перевозки грузов поднимутся на 10,75%.
- Тарифы на пассажирские железнодорожные перевозки также вырастут на 10,75%.
Что будет с ценами на бензин в октябре 2023 года – последние новости
Бессрочное ограничение на экспорт топливных ресурсов, введенное Россией, сулит повышение стоимости бензина и дизельного топлива. Это мероприятие также окажет влияние на увеличение цен на авиабилеты и даже базовые продукты питания. Такие выводы были сделаны финансовым аналитиком Михаилом Беляевым.
«Важно учитывать, что на мировых рынках топливных ресурсов преобладают несколько крупных компаний, которые устанавливают ценовую политику. <…> Имея возможность, они могут использовать любой повод для увеличения цен. <…> Следовательно, базовые продукты питания, такие как хлеб, молочная продукция и подсолнечное масло, все они будут подвержены росту цен», — подчеркнул эксперт.
Он также отметил, что стоимость топлива и авиабилетов также возрастет. Беляев советует не паниковать и не скупать продукты заранее, так как компании рассчитывают на подобные реакции.
Россияне рассказали о подорожании продуктов и других товаров в стране
В последнем месяце, по данным опроса фонда «Общественное мнение,» цены на различные продукты и товары в России продолжают расти. Согласно результатам исследования, 44% россиян отмечают увеличение стоимости мяса и птицы. Подорожание также заметили на:
- молоке и молочной продукции (26%);
- хлебе и хлебобулочных изделиях (24%);
- сахаре (26%);
- рыбе и морепродуктах (29%);
- яйцах (20%);
- плодоовощной продукции (18%).
Кроме того, следует отметить, что рост цен на мясо и птицу наблюдался у 44% опрошенных, что снижение на 4% по сравнению с предыдущей неделей. Подорожание растительного масла заметили 15% респондентов, снижение на 2% по сравнению с предыдущим отчетом. 16% опрошенных сообщили о росте цен на крупы и макаронные изделия, а 8% увидели увеличение стоимости алкоголя, что означает снижение этого показателя с 11% с прошлой недели.
В сфере непродовольственных товаров, россияне также отметили рост цен на различные категории товаров:
- моющие средства подорожали для 14% опрошенных;
- средства личной гигиены — для 13%;
- одежда — для 23%;
- электроника и бытовая техника — для 18%;
- стройматериалы — для 22%;
- лекарства — для 31%;
- бензин подорожал для 41% респондентов.
По данным опроса, 21% россиян также заметили рост цен на услуги ЖКХ, что означает снижение на 5% по сравнению с предыдущей неделей. Подорожание медицинских услуг отметили 16% опрошенных, услуги пассажирского транспорта — 11%, бытовых услуг — 12%.
Опрос был проведен с 15 по 17 сентября 2023 года среди 1500 респондентов в 104 населенных пунктах и 53 субъектах Российской Федерации. Метод опроса включал интервью по месту жительства респондентов, и статистическая погрешность не превышала 3,6%.
Вырастут ли в цене товары из-за введения экспортных пошлин в 2023 году
С 1 октября в России вступают в силу новые экспортные пошлины на разнообразные товары. Эти изменения вызывают интерес у потребителей и могут повлиять на стоимость продукции внутри страны.
Начиная с 1 октября, размер экспортной пошлины будет колебаться от 4% до 7%. Важно отметить, что эта пошлина будет аннулирована, если курс доллара опустится до 80 рублей или ниже. Кроме того, пошлина для удобрений может достигать до 10%, в зависимости от текущего курса российской валюты.
Нефтегазовый сектор, сельское хозяйство, транспорт и лесопромышленность останутся вне зоны действия этого нововведения. Скорее всего, основными поставщиками средств в бюджет страны станут металлургическая и угольная промышленности.
Финансовый эксперт Владислав Антонов указывает, что товары, подпадающие под курсовые пошлины, можно разделить на несколько категорий, такие как продукты питания и химические товары. Также под действие этих пошлин попадают драгоценные металлы, ювелирные изделия, никель, алюминий и другие товары.
Согласно мнению Антонова, продавцы, скорее всего, не изменят ценники сразу же. Экспортные пошлины, по его мнению, окажут лишь минимальное воздействие на стоимость товаров. Значительное снижение цен возможно только в случае уменьшения спроса на российские экспортные товары.
Какие страны затронет запрет на экспорт российского топлива
Из-за временного запрета на экспорт бензина и дизеля, который российские власти ввели 21 сентября, у Грузии, Турции и Бразилии могут возникнуть трудности с закупкой нефтепродуктов, сказал РБК управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.
Грузии будет труднее всех заместить поставки российского топлива, продолжает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. За первое полугодие 2023 года эта страна импортировала 554,2 тыс. т нефтепродуктов, из них 81,1% пришлось на топливо из России. А Турции, которая за последний год резко нарастила закупки российского дизтоплива для удовлетворения нужд внутреннего рынка, чтобы собственный дизель продавать на экспорт, придется пересмотреть этот механизм и больше топлива оставлять в стране, добавляет эксперт аналитического агентства Kpler Виктор Катона.
Временный запрет не касается поставок нефтепродуктов в страны ЕАЭС (кроме России туда входят Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия), а также в Абхазию и Южную Осетию.
На фоне введения этой меры цены на дизель в Европе на бирже ICE выросли на 4,5%, превысив $1 тыс. за тонну. Решение о запрете экспорта может стать одним из факторов, который приведет к дальнейшему росту стоимости дизеля на европейском рынке, считает Митрахович. Страны ЕС 15 февраля ввели эмбарго на импорт нефтепродуктов из России, но все равно зависят от общей ситуации на мировом рынке.
Почему власти запретили экспорт бензина и дизеля
Запрет был введен на фоне почти не прекращающегося в России роста оптовых цен на топливо, который начался в мае, после того как глава Минфина Антон Силуанов заявил о планах снизить вдвое компенсации нефтяным компаниям за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (топливный демпфер) с 60 млрд до 30 млрд руб. в месяц. В июле президент Владимир Путин подписал соответствующие поправки в Налоговый кодекс. 12 сентября он признал, что правительство «не среагировало своевременно» на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть. «Но это регулируемая позиция, <. > [теперь] производители и правительство договорились, как будут действовать в ближайшее время», — добавил он. Через неделю после этого вице-премьер Александр Новак анонсировал «более кардинальные меры» для сдерживания оптовых цен на топливо, под которыми подразумевался временный запрет на экспорт.
Ожидания жестких мер властей уже привели к существенному падению оптовых цен. С 15 сентября по 22 сентября на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) стоимость бензина АИ-92 упала на 20,6%, до 55,925 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 22,3%, до 59,362 тыс. руб. за тонну, дизтоплива — на 16,7%, до 61,431 тыс. руб. за тонну.
Какие страны покупали российские нефтепродукты
На фоне введения странами ЕС эмбарго на импорт российских нефтепродуктов Россия начала увеличивать поставки дизеля и бензина в страны Азии, Африки и Ближнего Востока, что позволило Саудовской Аравии, ОАЭ и Турции увеличивать экспорт собственного сырья в Европу, говорят эксперты.
Вывоз ГСМ запретили, но цены на многих АЗС заоблачные — объясняем
Запрет на экспорт нефтепродуктов — полумера. «Нефтянку» давно пора национализировать
Так называемый «временный запрет» на экспорт бензина и дизельного топлива пока никак не сказался на ценах на АЗС. В большинстве регионов РФ перебои с горючим, солярки нет на многих заправках даже в Московской области, хлеборобам по-прежнему нечего заливать в баки комбайнов и тракторов. При этом нефтяники ещё и огрызаются, грозят стране остановкой нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) и тотальным дефицитом топлива.
57−58 рублей за литр 92-го бензина — такие цены наблюдались вчера на так называемых «независимых» АЗС московского региона, кое-где чуть поменьше — до 56 рублей. Но где-то уже вроде как видели и 59 рублей. На заправках вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) тот же бензин стоил 49,15 — 50 рублей. Такой разницы в стоимости топлива не было никогда.
Образовалась она просто: у ВИНК свои ГСМ, им ничего покупать не нужно, напрямую с НПЗ бензин и дизтопливо идут на АЗС. Тогда как «независимые» вынуждены приобретать топливо на бирже, у крупных компаний. Но те его туда не спешат выставлять, им гораздо выгоднее вывезти нефтепродукты за границу, прежде всего в недружественные страны — в Евросоюз и США.
«Нефтепродукты вывозились из РФ до введенного запрета через Турцию, Индию, Бразилию, Саудовскую Аравию. В этих странах потоки топлива не задерживались и направлялись в центры потребления — в ЕС. Сейчас, когда Россия полностью запретила экспортировать нефтепродукты, этот объем выпадает, что вызвало определенное подорожание ГСМ в ЕС», — объясняет независимый аналитик Дмитрий Лютягин.
Стоимость горючего в ЕС сперва, действительно, выросла на 5%, но потом странным образом отыграла почти всё назад. К чему бы это? Очень похоже на то, что вначале преобладали панические настроения, а потом все поняли, что всё будет хорошо.
Постановление от 21 сентября 2023 года № 1537 «О введении временного запрета на вывоз бензина товарного и дизельного топлива из Российской Федерации» гласит, что «временный запрет не распространяется:
а) на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в государства — члены Евразийского экономического союза в рамках индикативных балансов и (или) пр.
б) на товары, вывозимые с территории Российской Федерации в рамках международных межправительственных соглашений".
Вот это коротенькое «и пр.» даёт самые широкие возможности для всевозможных шахермахеров, равно как и ссылка на всякие межправительственные соглашения, коих существует вагон и маленькая тележка — на все случаи жизни.
Более того, наши «нефтяные бароны» явно не готовы поступиться хотя бы копейкой и уже начали откровенно угрожать. Не чиновникам — те их верные слуги, — а народу.
«Заградительная пошлина на нефтепродукты на коротком отрезке может сначала привести к излишку топлива на внутреннем рынке и снижению оптовых цен. Но последствиями этого станут снижение эффективности НПЗ и, соответственно, уменьшение объемов переработки. В результате подобного рода меры, если они недостаточно точно просчитаны, могут привести к дефициту на внутреннем рынке моторных топлив.
Цена на нефть и нефтепродукты на мировом рынке растет, при этом изменился курс рубля. Это привело к ситуации, когда нетбэк стал выше внутренних цен, что стимулирует различных трейдеров, экспортеров осуществлять закупки топлива на внутреннем рынке и отправлять на экспорт, получая при этом прибыль", — вещает глава вроде как государственной «Газпром нефти» Александр Дюков.
По-хорошему после таких слов в компании нужно устраивать «маски-шоу», а собственность фирмы национализировать. Кому де-факто принадлежит «Газпром нефть», непонятно, так как не ясны собственники самого «Газпрома». Судя по всему, у казны там давно нет контрольного пакета, равно как и в «Роснефти».
Того же дизтоплива, столь необходимого всей нашей экономике (по данным аналитического агентства «Автостат», дизельных легковушек в РФ всего 6−8%) в стране производится в два раза больше, чем его потребляют. Потребляют мало, так как очень дорого: если 20 лет назад солярка стоила на 20−30% дешевле 92-го, то сейчас всё наоборот. Хотя дизтопливо — не более чем побочный продукт при производстве бензина.
На многих заправках Московской области солярки вчера не было — на указателях цен стояли нули. Ничего не изменилось и на югах, в нашей житнице — топлива как не было, так и нет.
«Звонил сегодня родственникам — дизтопливо по 86−87 рублей, наливают не более 20 литров „в рыло“, сельхозтехнику не заправляют, в канистры тоже. Это там, где солярка есть, но она имеется на считанных АЗС, в основном тех, что на федеральных трассах. Вдали от шоссе пусто. Народ уже на грани, так как урожай пропадает. А не будет урожая — не будет ничего», — рассказывает уроженец Каменского района Ростовская области Михаил.
С момента введения запрета прошло уже три дня. Что изменилось? Ничего. Олигархический бизнес видит полное бессилие наших властей на международной арене и делает соответствующие выводы. То есть окончательно забивает на власть. А момент введения запрета, действительно, выбран крайне неудачный. Москву опять «нагнули». И предатели тоже сработали.
«В день ударов по Севастополю Лавров и Гутерриш согласовали в Нью-Йорке вывоз 2 млн тонн украинского зерна по новому коридору Украина-Румыния-Болгария. Кремль дал добро, Лавров согласовал. Что взамен и есть ли что взамен — неизвестно. Удары по Севастополю, видимо, в нагрузку», — отметил доктор экономических наук, профессор Валентин Катасонов.
Российских миротворцев безнаказанно расстреливают в Карабахе — Москва молчит в тряпочку. Ереван обвиняет русских во всех грехах — ответ аналогичный. Украинцы лупят ракетами по штабам — ответки нет.
А столь любимая нашими властями «невидимая рука рынка» в виде топливной биржи продолжает свою деструктивную деятельность. Заправляют на ней ВИНК, больше ни у кого топлива нет, поэтому цены будут именно такие, какие они пожелают. Не выставят объёмы на торги — всё, цены опять уйдут в небеса. А чиновники разведут руками. Типа рынок-с…
«Налоговый маневр немедленно привел к болезненному скачку цен на бензин в России, так как фискальная нагрузка в его цене приблизилась к двум третям, доходя иногда до 70%. Но, главное — сделал убыточными все нефтеперерабатывающие заводы в России. Единственный крупный независимый НПЗ после этого немедленно обанкротился, а входящие в состав крупных нефтяных компаний, надавивших на государство, начали субсидироваться из бюджета в виде так называемого «обратного акциза». Величина субсидий в 2022 году превысила 2 трлн рублей.
Таким образом, одичалая офшорная аристократия превратила естественный центр прибыли любой экономики — нефтепереработку — в колоссальный центр убытков", — объясняет зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.
Доля независимых АЗС, которые вынуждены отовариваться на этой самой олигархической бирже, составляет около 60%. Да, по объемам продаж на них приходится всего около 30%, а 70% ГСМ продают ВИНК. Однако именно «независимые» обеспечивают покрытие заправками большей части России. И все они сейчас несут колоссальные убытки, которые большинство фирм не вынесет.
Как несложно догадаться, в такой ситуации действенными могут быть лишь самые жёсткие меры. Даже жестокие. Без национализации нефтегазовой отрасли Россию продолжат сотрясать топливные кризисы, причём один хуже другого.
Последние новости о рынке нефти, газа, а также стоимости бензина и дизеля читайте в теме «Свободной Прессы».
Эксперты крайне обеспокоены продолжающимся ростом цен на автомобильное топливо
Freepik Company
Автовладельцы и автолюбители России крайне обеспокоены тем, что только и разговоров о том, как растут цены на топливо, что с этим делать. Оптовые же цены на топливо начали беспокоить предприятия еще весной, а летом цены заметно поползли вверх и в рознице. Власти остановили поставки топлива за рубеж, чтобы решить вопрос дефицита и снизить цены. Все рассчитывали, что данная мера поможет разрешить нарождающийся кризис.
«Сейчас экспорт выгоднее поставок на внутренний рынок примерно на 40 процентов. В результате экспорт бензина в первом полугодии 2023 года вырос на 58 процентов, или на 1,4 миллиона тонн», — говорит директор по исследованиям Института энергетики и финансов Алексей Белогорьев.
Поэтому видится, что ограничение на экспорт топлива мера необходимая. Однако, вопреки ей, цены на автомобильное топливо продолжают расти, а дефицит местами становиться больше. Никакое эмбарго не смогло остановить компании, желающие заработать. Данное обстоятельство очень похоже на саботаж. Неужто жадность топливных королей такова, что они даже не боятся последствий своих действий?
Удивило заявление главы «Газпромнефти» господина Дюкова, который сказал, что будет дефицит, если вы введете заградительные пошлины. Напомним, что всего за день объявления ограничения на экспорт топлива, цены на 92-й бензин на бирже и шли вниз, вице-премьер Александр Новак констатировал, что кардинальные меры будут приняты «по необходимости», но оптовые цены на топливо и так снижаются и «рынок балансируется». Казалось, что ситуация близка к разрешению. Совпадение или нет, но в этот же день было распространено заявление главы «Газпром нефти» Александра Дюкова о риске дефицита топлива в России, если заградительная пошлина все же будет применена.
Эксперт, доктор экономических наук Никита Кричевский считает, что во многом виной частные заправки и нелегальный топливный бизнес:
«Я считаю, что нынешний временный всплеск цен на бензин и дизтопливо — это в значительной степени провокация. Сибирь, Урал, Дальний Восток, чем дальше, тем больше, это нелегальный бензиновый рынок. Это так называемые „самовары“, кустарные НПЗ, которые гонят полуфальсификат, если можно так сказать. Это устойчивые связи с оптовыми потребителями, такими, например, как автобазы, сельхозпредприятия, которые закупают оптом, расплачиваются налом. Это ни для кого не секрет. Теперь эти товарищи, мало того, что продолжают здравствовать и процветать, так они еще создали всякие общественные организации типа независимых союзов, руководители которых выступают по телевизору и задвигают по поводу того, что вот государство не справляется, и о том, что дальше все будет хуже, и это будет вообще катастрофа. Я знаю этих людей, я знаю, откуда у них ноги растут, откуда они получают финансирование, и это очень серьезный вопрос для наших правоохранительных органов. И вот этот всплеск в значительной степени обусловлен именно действиями этих людей», — сказал он в эфире «Радио Комсомольская Правда».
Эксперт уверен, что Минэнерго сумеет привести ситуацию в нормальное русло, и никакого дизеля по 90 рублей за литр мы в дальнейшем не увидим. Вообще многие эксперты считают, что Правительству и нефтяникам предстоит договориться на новых условиях. Возможно, и тем и другим пора сделать следующий шаг к развитой нефтепереработке.
И действительно, пора поумерить аппетиты воротил бизнеса. Видимо именно поэтому, как заявил замглавы Минэнерго Павел Сорокин, запрет на экспорт бензина и дизельного топлива из РФ введен бессрочно. По его словам, недобросовестные участники рынка вывозили «ощутимый объем» топлива. И пока цели не будут достигнуты, запрет снят не будет. Видимо, речь идет о сером импорте, за который нефтяники к тому же получали выплаты из бюджета.
Кстати, есть информация о том, что готовятся также «заградительные» экспортные пошлины на широкий круг товаров, включающий топливо, привязанные к курсу рубля, — это должно сгладить вечную проблему слишком сильного соблазна поставлять из России на экспорт что угодно в ущерб внутреннему рынку.
Это уже не первый топливный кризис на нашем веку. Эксперты отмечают, что в прошлый раз, весной 2018 года, когда бензин дорожал слишком резво из-за девальвации, правительство пошло на снижение акцизов (которые, как известно, составляют значительную долю в цене топлива), но сейчас такой ход невозможен по бюджетным причинам.
Мнения, высказываемые в данной рубрике, могут не совпадать с позицией редакции