Фрикционы АКПП: устройство, неисправности и ремонт
АКПП современных транспортных средств состоят из большого количества механизмов и узлов, в число которых входят фрикционные диски. Они обеспечивают сцепление элементов трансмиссии и плавное переключение скоростей. Прерывают потоки мощности при смене режимов езды. В процессе эксплуатации автомобиля на фрикционы приходится сильная нагрузка. Поэтому при достижении определенного пробега диски стачиваются и требуют замены.
Устройство и принцип работы
Фрикционы — тонкие подвижные и неподвижные кольца, которые ставятся на планетарные редукторы. Для изготовления деталей используется металл и специально прессованный картон. Стальные неподвижные кольца нужны для соединения механизмов внутри КПП и отвода тепла. Мягкие подвижные фрикционы покрыты кевларовым или графитовым слоем и обеспечивают эффект плавного скольжения узлов трансмиссии в момент переключения скоростей. Подвижные кольца вращаются вместе с солнечными шестернями. Обеспечивают плавное зацепление элементов коробки без разрыва передачи крутящего момента.
В каждом редукторе есть комплект стальных и мягких дисков, чередующихся друг с другом. Между двумя стальными фрикционами размещается картонный. За счет такой последовательности увеличивается сцепление в момент включения передач.
Для соединения с ведущим и ведомым валами на дисках предусмотрены внутренние и внешние зубья. Когда передача выключена, ведущий вал свободно вращается, а фрикционы ведомого находятся в неподвижном состоянии. В процессе работы трансмиссии гидравлический толкатель зажимает диски, за счет чего ведомый вал планетарного редуктора приходит в движение и передает крутящий момент от мотора на привод.
Поэтапно порядок работы механизма сцепления выглядит следующим образом:
- При переводе селектора в положение D масляный насос формирует давление в системе.
- Трансмиссионная жидкость подается к заданному каналу гидроблока.
- Фрикционы плотно сжимаются между собой под воздействием давления масла.
- Барабан сцепляется с солнечной шестерней.
- Включается соответствующая пара зубчатого зацепления.
- Требуемый момент вращения передается на выходной вал КПП и далее на ходовую.
Скорость движения машины зависит от установленного передаточного отношения.
В отдельных моделях автоматических коробок передач фрикционный комплект находится снаружи катушки ведущего вала, а не внутри. Принцип работы аналогичный, разница только в диаметре конструкции.
В процессе движения автомобиля диски могут совершать десятки и сотни тысяч оборотов, что увеличивает их износ. Поэтому крайне важна качественная смазка трансмиссии для продления эксплуатационного ресурса компонентов.
Разновидности фрикционов
- Односторонние. С одной стороны устройства стальные, а на другой предусмотрена специальная накладка. Такие модели можно встретить в АКПП старого образца.
- Двусторонние. Производятся из прочного металлического сплава. Также оснащаются накладками с одной из сторон. Используются в современных АКПП. Обеспечивают эффективный теплоотвод от дисков, которые в процессе работы сильно нагреваются.
Многие производители отдают предпочтение накладкам из графитового волокна. Материал долго сохраняет свойства и не пригорает в условиях термического воздействия.
- эффективное впитывание смазочного вещества;
- охлаждение металлических деталей рабочих узлов и механизмов КПП;
- увеличение стойкости компонентов сцепления к износу;
- продление общего периода эксплуатации механизмов.
Накладки можно приобрести отдельно. Они выпускаются в разных типоразмерах, что облегчает подбор под конкретную трансмиссию.
Фрикционные пакеты бывают сухими и мокрыми. Комплекты второй группы заполнены маслом, что обеспечивает более эффективное смазывание деталей и отвод тепла. Вместе с тем у мокрых муфт есть недостаток — невысокий коэффициент трения. Производители компенсируют его за счет увеличения давления на диски и использования новейших фрикционных материалов.
Эксплуатационный срок
За счет постоянной масляной пропитки фрикционы меньше изнашиваются. Основное условие для стабильной работы — своевременная замена трансмиссионной жидкости. При соблюдении регламента срок эксплуатации дисков — 200–300 тыс. км пробега. В отдельных моделях он достигает 500 тыс. км.
При несоблюдении сроков замены масла или игнорировании процедуры в необслуживаемых АКПП эксплуатационный ресурс снижается. В наших условиях трансмиссия испытывает сильные нагрузки. После 60 тыс. км пробега масло теряет свойства на 50 %, поэтому не может обеспечить дискам необходимую защиту.
Причины выхода из строя
Кроме загрязненной или низкокачественной трансмиссионной жидкости, к поломке фрикционов приводят:
- Динамическая эксплуатация транспортного средства — пробуксовки и резкие ускорения с места, регулярный кик-даун КПП или принудительное удержание от переключения скоростей в ручном режиме.
- Увеличение нагрузки — превышение допустимого веса, буксировка других автомобилей и езда на постоянно загруженной машине.
- Недостаточное охлаждение трансмиссии — перегрев коробки при агрессивном стиле езды или слабая эффективность системы, отвечающей за контроль температуры в механизме.
Проблемы возникают и в случае подгорания масла, появления металлических включений в виде стружки, пыли и других элементов износа, а также воды. В последнем случае жидкость способствует быстрому разрушению мягких фрикционов из прессованной бумаги. К неисправности также может привести засорение масляного фильтра, насоса, каналов гидроблока, снижение давления, воздействующего на диски, или износ накладок фрикционов.
Для решения проблемы в отдельных случаях достаточно промывки масляного радиатора, замены смазки и фильтра. В других ситуациях потребуется разборка КПП, промывка каналов гидроблока, проверка работоспособности соленоидов и установка нового пакета фрикционов.
Признаки поломки
На износ дисков и необходимость их замены указывают следующие факторы:
- темный цвет трансмиссионной жидкости и запах гари;
- снижение уровня масла в картере КПП — ниже минимальной отметки на замерном щупе или при контрольной пробе;
- продолжение движения авто при переводе селектора автомата в нейтральный режим;
- затруднения при переключении скоростей;
- отказ режима заднего хода;
- дерганье при переключении скоростей;
- характерный металлический шум на холостых оборотах;
- движение машины только на непрогретом масле (пока оно густое) — вязкость у разогретой жидкости снижается, из-за чего толкатель не может полноценно сжимать изношенные диски.
При появлении одного или нескольких признаков нужно проверить работу механизма сцепления. Поврежденные в результате выработки или выгорания диски необходимо оперативно поменять. Изношенные детали засоряют масло мелким металлическим абразивом и фрикционной пылью, что приводит к загрязнению соленоидов гидроблока, увеличению нагрузки на насос и гидротрансформатор. Возрастает риск повреждения шестерен планетарного механизма КПП.
Диагностика
В современных машинах проверка фрикционов осуществляется с помощью компьютерной диагностики. Мастер подключает проверочное оборудование к бортовому компьютеру через специальные диагностические разъемы и считывает коды ошибок. В отдельных моделях автомобилей механический износ дисков сложно выявить без вскрытия КПП. Для определения проблемы потребуется демонтаж и разборка трансмиссии, после чего проводится осмотр состояния фрикционов.
Накладки дисков начинают разрушаться, если температура масла более +140 °С. При постоянном превышении показателя горят и осыпаются мягкие кольца. Если толщина фрикционов АКПП меньше установленных параметров, потребуется замена на новые.
Порядок монтажа
Диски меняются полностью или частично. В ремкомплект, кроме фрикционов, входят новые фильтрующие элементы, сальники, прокладки и уплотнители. Работа проводится после демонтажа трансмиссии. Процесс трудоемкий и требует опыта. Поэтому грамотно произвести замену могут только профессионалы с навыками ремонта АКПП. Они правильно определят степень износа фрикционов, установят новый пакет и восстановят все функции механизмов сцепления.
Порядок работы следующий:
- Установка машины на яму или эстакаду.
- Прогрев КПП до рабочей температуры.
- Слив масла. Выполняется через шланг, который отсоединяется от радиатора коробки и подключается к сливному отверстию.
- Демонтаж и разборка трансмиссии. Учитывая вес коробки передач, работы желательно проводить на автомобильном подъемнике с использованием специального домкрата. Все элементы, подключенные к КПП, отсоединяются.
- Извлечение из-под насоса старого фрикционного пакета и замена на новый.
- Сборка трансмиссии в обратном порядке.
- Установка АКПП в автомобиль.
- Заливка новой трансмиссионной жидкости с проверкой уровня.
Параллельно с основной работой, как правило, меняется масляный фильтр и тормозная лента. При выборе нового комплекта фрикционных дисков нужно отдавать предпочтение оригинальным запчастям или комплектующим проверенных брендов. Оптимальный вариант — детали марок, рекомендованных автопроизводителем. Также нужно учитывать толщину, диаметр изделий и количество зубьев.
Замена фрикционов в профильной мастерской
Transmission System — ведущий сервис по ремонту автоматических коробок передач в Москве. Мастера обслуживают любые модели КПП, меняют фрикционы и другие детали с использованием современного оборудования и оригинальных запчастей. Работы проводятся после диагностики, с помощью которой выявляются неисправности и оценивается степень износа основных узлов коробки передач.
Замена фрикционов относится к полноценному ремонту трансмиссии, поскольку требуется демонтаж и разборка. Цена зависит от модели автомобиля, срочности работы и сложности конструкции АКПП. В окончательную сумму включается стоимость пакета фрикционов, которая также разнится в зависимости от модели коробки передач.
После монтажа новых компонентов, сборки и установки мастера проверяют работу трансмиссии на специальном стенде. Ремонт в мастерской гарантирует безупречную работу коробки передач, а также спокойную и безопасную езду.
И напоследок советы по эксплуатации
Чтобы фрикционы не подгорали и прослужили как можно дольше, нужно следовать нескольким простым рекомендациям. Зимой перед поездками необходимо в течение 5 минут прогревать КПП при рабочей температуре и избегать масляного голодания. Частичную замену жидкости следует делать каждые 30 тыс. км пробега, а полную — через 60 тыс. км. Нужно использовать только оригинальные масла или их аналоги. Кроме этого, желательно постоянно придерживаться аккуратного стиля езды без сильных динамических нагрузок.
Что такое фрикционы АКПП?
Что такое фрикционы АКПП? Часто такой вопрос можно встретить на многочисленных автомобильных форумах и сайтах. Часто фрикционы непосредственно упоминаются в теме, касающейся поломок автоматической коробки передач.Многие интересуются задачами и особенностями работы фрикционов в коробке автомат, чтобы избежать в будущем проблем и поломок. Строение коробки автомат для несведущего человека представляет собой настоящий дремучий лес и тяжело разобраться без участия специалистов.
Современная автоматическая коробка передач не редкость, а вполне обычное явление на большей части автомобилей. Эра МКПП постепенно сходит на нет и на месте механической коробки передач приходят автоматические и роботизированные трансмиссии.
Использование автоматической коробки передач намного упрощает процесс управления автомобилем. Теперь не нужно вручную переключать передачи. Удобный и простой в обслуживании автомат облегчает вождение. Современным АКПП важно своевременно и правильно менять масло и в плане работы с ними не будет проблем. Если процесс запущен, то жди поломки и дорогостоящего ремонта коробки автомат. Здесь требуется участие профессионалов, ведь самостоятельно выполнить ремонт трансмиссии невозможно.
Что собой представляют фрикционы коробки автомат?
Фрикционами коробки автомат называют неподвижные и движущиеся элементы в форме кольца, выполненные из прочного металла. Размещаются фрикционы на планетарных редукторах. Когда водитель выключает передачу, то фрикционы начинаются вращаться относительно друг друга. Вокруг расположена специальная смазка, снижающая трение.
Когда передача включена, то кольца начинают поджиматься относительно друг друга. Выполняется передача движения на редуктор, который начинает вращаться. Происходит передача энергии с двигателя на привод автомобиля.
Движение машины сопровождается огромным количеством поворотов фрикционов, что оказывает на их поверхность серьёзную нагрузку. Недостаточное количество масла приводит к преждевременному износу фрикционов.
Виды фрикционных дисков:
1.Односторонние.
Применялись на первых автоматических коробках передач. Используются в настоящее время лишь на недорогих моделях автомобилей.
2.Двусторонние.
Современная версия фрикционных дисков. Для увеличения продолжительности эксплуатации имеют специальные накладки с обеих сторон.
Накладки помогают отвести тепло от основных рабочих элементов и продлить срок их использования. Популярностью пользуются графитовые накладки, обладающие оптимальным соотношением цены и качества.
Основные причины износа фрикционных дисков
Главной причиной поломки автоматической трансмиссии являются по большей части неисправные фрикционные диски. В случае сильного износа поверхности дисков, наблюдается проскальзывание в отношении друг друга, что приводит к возникновению дополнительного трения.
Наблюдается существенный нагрев фрикционных элементов в результате трения. Материал начинается разрушаться. Функционирование автоматической трансмиссии нарушается.
В результате частичного разрушения фрикционов образуется металлическая стружка, загрязняющая трансмиссионное масло. Забивается фильтр, и нарушается работа прочих элементов автоматической коробки передач. В случае подозрения на разрушение фрикционов требуется незамедлительно обратиться к специалистам за помощью. Если этого не сделать, то дорогостоящего ремонта АКПП просто не миновать.
Основные признаки износа фрикционных дисков
Важно своевременно обратить внимание на отклонения в работе автоматической коробки передач. Вмешательство специалистов из сервисного центра на ранней стадии даст возможность оперативно исправить проблему с фрикционами и избежать дорогостоящего ремонта.
1.Выполняется проверка трансмиссионного масла.
Тёмное с неприятным запахом масло является первым признаком проблем с фрикционными дисками и ничего хорошего не сулит. Первый признак высокого износа фрикционов.
Уровень масла не должен находиться ниже оптимального уровня. Проверяется с помощью специального щупа. В случае необходимости масло доливается до рекомендуемой отметки.
2.Нейтральная передача.
Когда включен на коробке автомат режим нейтрали, но машина продолжает упорно двигаться вперёд, то скорее всего заклинило фрикционы в результате значительного износа. Использовать автомобиль в этом случае не рекомендуется. Требуется выполнить замену фрикционов.
3.Плохое переключение передач.
Когда автоматическая коробка передач начинает в процессе работы «зависать», поздно переключать передачи или наблюдаются некоторые подергивания в процессе работы. Часто автоматическая трансмиссия переходит в аварийный режим работы.
4.Посторонний шум на холостом ходу.
Появляется непонятный шум в работе автоматической коробки передач. Изнашиваются фрикционы, что увеличивает шумность при работе трансмиссии.
5.Работа АКПП в холодном состоянии.
Коробка передач отлично работает на «холодную», но невозможно полноценно использовать после нагревания масла в трансмиссии.
В случае обнаружения первых признаков износа фрикционов необходимо незамедлительно выполнить компьютерную диагностику и обратиться к специалистам. Дальнейшая эксплуатация автомобиля приведёт к выходу из строя коробки передач и дорогостоящему ремонту.
Наш автосервис выполнит ремонт Вашей коробки передач: замена фрикционов, ремонт гидротрансформатора, или даже бывали случаи, что привозили АКПП в картонной коробке в разобранном виде, после неудачного ремонта — с такой задачей мы также справились — клиент уехал довольный.
Особенности работы фрикционов АКПП
В автосфере принято считать, что одной из частых поломок автоматической коробки передач (АКПП) является проблема фрикционных дисков, а именно их износ. Причём такое происходит даже, если водитель тщательно ухаживает за своим автомобилем, своевременно меняя масло.
При данной проблеме наблюдается нарушения работы передач АКПП. Многие водители и не догадываются, что фрикционы важны для коробки передач в целом. Данная статья поможет разобраться, что такое фрикционы АКПП, особенности их работы и какие могут быть причины, приводящие к их выходу.
Фрикционы АКПП что это такое
Фрикционы АКПП представляют собой устройство, относящееся к сцеплению передач и играющее важную роль во время включения, а также передачи крутящего момента. В один момент эти элементы осуществляют смыкание, что выполняется с помощью масляного давления, это в свою очередь приводит к остановке шестерни, когда это необходимо. В другой момент происходит их размыкание, и шестерня снова начинает работать.
Устройство
Фрикционы делятся на следующие типы:
- Односторонние. Такие устройства с одной стороны стальные, а с другой имеется специальная накладка. Обычно эти фрикционы можно встретить в старых АКПП.
- Двухсторонние. Считаются наиболее популярными элементами. Для их изготовления используют прочный металлический сплав. Благодаря впитыванию масла накладками, выполняется эффективный тепловой отвод от дисков, которые в рабочем состоянии активно нагреваются. Такие накладки могут быть изготовлены из различных материалов, но чаще всего производители отдают предпочтение графитовому волокну. Это обусловлено его возможностью на протяжении длительного времени сохранять рабочие особенности. Помимо поглощения тепла, данные накладки даже во время воздействия экстремальной температуры не пригорают. Помимо этого, графитовые накладки продлевают срок службы дисков.
Важно отметить, что купить накладки водитель может самостоятельно и установить их без какой-либо посторонней помощи.
Диски делятся также на металлические и мягкие. Первые сцепляются с корпусом коробки автомат, а вторые осуществляют вращение одновременно с шестернями. Для второго вида раньше применяли прессованный картон, но сейчас больше используют графитовой напыление.
Принцип работы
При выключенной коробке передач, происходит свободное вращение дисков, так как в это время отсутствует давление насоса, а сами фрикционы не зажаты. Но когда происходит включение коробки передач, масляным насосом создается давление, которое с помощью гидроблока направляется к специальному каналу и диски начинают прижиматься друг к другу. Это активизирует работу необходимой шестерни, в то время как другие вынуждены остановиться.
Ресурс фрикционных дисков
Автоматические фрикционные диски характеризуются большим сроком эксплуатации, на это влияет вращение в масляной жидкости. Точных цифр ресурса нет, но эксперты предполагают, что это около 350-500 тыс.км., при условии грамотного и своевременного ухода за автомобилем. Так, если не менять масло износ произойдёт гораздо раньше, даже до 100 тыс.км.
Причины выхода из строя фрикционов
По мнению автоэкспертов, уже через 100-150 км. автовладелец начнет замечать неисправности в работе фрикционов. На это может указывать задержка, резкие рывки, что наблюдается во время переключения АКПП. Чтобы диагностировать фрикционный износ нужно залезать в коробку передач, что вызывает некие сложности.
Среди основных причин нарушения работы фрикционов выделяют следующие:
- Загрязнённое масло. Обычно производители рекомендуют осуществлять замену своего масла каждые 60 тыс. км. пробега. После этого около 50% свойств масла теряются, и тогда оно начинает пригорать, в нём появляется загрязнения, что в результате затрудняет прохождение масла по каналам гидроблока и насоса. А из-за падения давления диски начинают гореть, вот почему в данной поломке водитель чувствует запах горелого. При игнорировании смены масла, у машины на 80-100 тыс. км. пробега возникают такие проблемы.
- Недостаточный масляной уровень или загрязнён масляной фильтр. Это приводит к таким же проблемам, как при предыдущей причине.
- Вода попала в масло. При данной ситуации наблюдается быстрое разрушение мягких фрикционных накладок, речь идёт о тех, которые изготовлены из прессованной бумаги. К примеру, такая проблема может быть у утопленных автомобилей.
- Забился радиатор. Нарушается циркуляция масла, которое приобретает густую консистенцию. Результатом проблемы станет полный отказ АКПП.
Также список можно дополнить длительной пробуксовкой, динамической ездой и т. д.
Когда нужна замена фрикционных дисков
Каждому автовладельцу очень важно осознать, что эксплуатировать машину, у которой изношены и сгоревшие фрикционы очень опасно. И на это есть причины:
- Соседние поршни, барабан и втулки могут перегреться.
- Клеевой слой накладки может попасть в масляную жидкость, что также приводит к падению давления, загустению масла, ухудшается трение втулок, изнашиваются клапанные плиты и др.
Вышеперечисленные проблемы могут стать причиной внезапной остановки автомобиля, что как всегда бывает в самый неподходящий момент.
Существует немало признаков, указывающих на выход из строя фрикционов. При проявлении водителю необходимо предпринять срочные меры, дабы избежать серьезных последствий. Что касается признаков, следует насторожиться если:
- Масло становится тёмным и у него появляется запах гари.
- С помощью замерного щупа или контрольной пробирки выявляется уменьшение уровня смазки.
- Селектор коробки передач стоит на нейтральном режиме, но автомобиль всё равно движется.
- Появились сложности с переключением передач.
- Отказал режим заднего движения.
- Автомобиль начинает дёргаться и пинаться, когда выполняется переход на другой скоростной режим.
- При холостых оборотах появляется металлический шум.
Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов
Когда владельцем машины были обнаружены перечисленные в прошлом разделе причины повреждения фрикционов, ему нужно предпринять такие меры:
- Незамедлительно остановить транспортное средство.
- Вызвать эвакуатор, так как дальнейшее движение машины в таком состоянии может привести к более дорогому ремонту.
Чтобы осуществить точное диагностирование авто эксперты рекомендуют доверить это дело работникам специализированных станций технического осмотра. Стоит отметить, что если машина ещё на гарантии, её нужно направить к официальному дилеру, где помогут устранить имеющиеся проблемы.
Если водители имеет необходимые навыки, для ремонта автомобиля, допускается самостоятельное решение вопроса. Перед тем, как приступить к самостоятельной замене фрикционных дисков, нужно заняться очисткой помещения, чтобы предотвратить возможное попадание в элементы АКПП пыли, грязи. Для успешной работы лучше использовать качественный ремкомплект, который подойдёт конкретно под Ваше авто. Обычно такой набор состоит из дисков, прокладок, сальников, фильтров.
Этапы ремонта автоматической коробки передач следующие:
- Выполняется слив масла. Это осуществимо с помощью сливного отверстия или шланга, отсоединяемого от радиатора.
- Снимается коробка. Из-за её значительного веса рекомендуется применение трансмиссионного домкрата.
- Осуществляется разбор АКПП.
- Устанавливаются все элементы из набора.
- Собирается и устанавливается коробка.
Такие действия не вызовут затруднений, главное придерживаться правильной последовательности. Ещё один важный момент: после сборки масло заливается немного больше максимального уровня, ориентируясь на специальную разметку, а после запускается авто и выполняется его обкатка.
Важно! Такой ремонт в домашних условиях должен проводиться только при 100% уверенности в своих силах, иначе неквалифицированные действия приводят к ещё более значительным проблемам.
Что это такое фрикционы АКПП и их замена своими руками
Акпп
Новички меня часто спрашивают, что такое автоматические сцепления и зачем они нужны в коробке передач. Поэтому сегодня мы поговорим о стали и фрикционных дисках — элементах, которые заставляют машину двигаться.
Что вы знаете о дисках сцепления? Напишите в комментариях.
Устройство фрикционов АКПП
Опытный автовладелец знаком с механической коробкой передач. Роль сцепления играют корзина и диски. В автоматических трансмиссиях такую же роль играют фрикционные диски, установленные в планетарной коробке передач.
Каждая планетарная коробка передач содержит блок сцепления. Есть два типа сцеплений:
- сталь. Это полностью стальной диск. На машинах прошлого века стальные и бумажные диски шли вместе.
- бумага. Они сделаны из бумаги. Установлен на старые машины. Сейчас почти не используется;
Такие сцепления постоянно горели и выходили из строя. Ближе к началу 21 века производитель заменил эти диски на цельные. Теперь, с одной стороны, сцепление имело стальную поверхность, а с другой — бумажную прокладку. Эти диски были названы двусторонними односторонними, так как они полностью сделаны из стали.
В наше и последнее время бумагу на клатчи практически не используют. Теперь его заменили напылением графита. Сам графит — термостойкий материал. Таким образом, он защищает муфты от перегрева и разрушения.
АКПП aisin A340E AW 30-40LE: замена масла и обслуживание гидроблока
Графитовое напыление используется на мягких фрикционных дисках или с обеих сторон. Затем идет стальной. Поэтому диски набираются на несколько чередующихся элементов. На языке механики это называется пакетом.
Внимание! На втором месте среди быстроизнашивающихся расходных материалов — муфты. В первую очередь это прорезиненные и резиновые материалы: сальники сцепления АКПП, прокладки, уплотнители поддонов.
Двусторонние муфты различаются внешним диаметром и количеством зубцов. Я в постоянном движении. Для стали: размер определяется внутренним диаметром.
Вы определяли размер стальных дисков, когда покупали их для замены, и как вы это делали?
Муфты помогают изменить трансмиссию автоматической коробки передач. Как это происходит, вы узнаете в следующем блоке.
Принцип работы фрикционных дисков
Диски сцепления автоматической трансмиссии предназначены для передачи крутящего момента на колеса автомобиля. Каждое сцепление установлено на солнечной шестерне. И их столько, сколько шестеренок в АКПП.
Все солнечные шестерни собраны в единой конструкции. Один такой дизайн можно увидеть в четырех- или пятиступенчатых автоматических трансмиссиях. В шести скоростях можно установить две планетарные передачи, каждая из которых имеет по три передачи.
Принцип работы фрикционных дисков следующий:
- Когда автомобиль неподвижен, сцепления отпускаются и вращаются свободно.
- При включении первой передачи масло течет из корпуса клапана по специальным каналам к диску и создает на нем давление.
- Зубчатые диски прижимаются друг к другу.
- Барабан, в котором происходит процесс, передает 100% крутящего момента на шестерню.
Основные режимы и для чего кнопка овердрайв на автомате
Запускается дисковый пакет, отвечающий за первую передачу. Вторая, третья и четвертая передачи инициируют пакеты, соответствующие этому номеру.
Внимание! Тормозной барабан замыкает всю процессию, тормозит одну из составляющих планетарного редуктора. Раньше роль торможения одной передачи и переключения на вторую выполняли тормозные ленты. Теперь используется другой пакет сцепления. Это называется тормозной пакет.
Вы знаете устройства и функции муфт АКПП? Напишите «да» или «нет» в комментариях, и мы постараемся ответить на ваши вопросы. Если все понятно, то мы просто счастливы. Обратимся теперь к описанию жизни клатчей.
Ресурс фрикционных дисков
Ресурс сцепления установлен производителем на уровне 150 000, 200 000 километров. Однако фрикционные кольца имеют свойство раньше выгорать. Это связано с обычной оплошностью и невнимательностью автовладельца.
Даже опытному механику бывает сложно определить механический износ сцепления автоматической коробки передач. Сделать это, не открывая машину, сложно. Так как компьютер и сканер не показывают степень износа зубьев сцепления.
Я часто делаю выводы методом исключения.
- Если машина начинает пинать или толкаться, то я полностью меняю масло, устройство фильтра, диагностический кабель АКПП.
- Если сканер не обнаруживает ошибок и автомобиль продолжает движение, установленное на «нейтраль», это означает, что проблема в сцеплениях. Они изношены, зубы стерты.
Вы скажете, что 200000000 — это долго, а у меня фрикционные диски быстрее трутся. Так что все, возможно, вы не доливали или не меняли масло в автоматической коробке передач. В следующем блоке я опишу причины, по которым сцепления горят быстрее, чем указано производителем.
Читать 12 автомобилей эконом-класса с автоматической коробкой передач
Причины выхода из строя фрикционов
Причины, по которым кладки редко выгорают, связаны только с возрастом. К ним в основном относятся:
- грязное масло ATF в АКПП. Если вовремя не сменить смазку, по коробке рассыпаются продукты износа. Они встречаются со стальными дисками и во время работы попадают между зубами. Это тоже сказывается на быстром износе дисков;
- недостаточное усилие зажима также может повредить фрикционные диски. Этот процесс происходит из-за недостаточного давления. И последнее из-за грязного гидроблока или неисправного электромагнитного клапана.
- отсутствие смазки в АКПП. Муфты постоянно вращаются и взаимодействуют с другими дисками в масляной среде. Но при недостатке смазки они оказываются в воздухе. Их жидкость больше не может защитить их от трения, когда они высохнут, что приводит к быстрому шлифованию зубов;
Некачественная жидкость, проскальзывание при застревании на грунтовых дорогах, холодный запуск зимой, перетаскивание на машину других транспортных средств, иногда превышающих габариты самого автомобиля — все это сказывается на АКПП и ускоряет износ дисков трения.
Поэтому за автоматической коробкой передач, как и за любым другим механическим устройством, необходимо следить и ухаживать за ней.
Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов
Если автовладелец считает, что муфты АКПП неисправны, следует немедленно обратиться в ближайший сервисный центр. Рекомендуется вызвать эвакуатор и отвезти его на СТО. По мере дальнейшей эксплуатации машины буду вести капитальный ремонт коробки.
Как проверить уровень масла в АКПП с помощью щупа и без
Признаки неисправности фрикционного диска АКПП следующие:
- отступление исчезает, машина может двигаться только вперед;
- водитель не может переключать передачи так быстро, как раньше.
- толчки, которые испытывает водитель при переключении передач;
- водитель ощущает запах горящего масла при проверке уровня и в целом из-под капота;
- появление металлических звуков в АКПП при работающем двигателе;
При появлении этих симптомов необходимо как можно скорее приобрести комплект сцепления, масло для замены смазочной жидкости и фильтрующее устройство АКПП. Затем приступайте к разборке машины и замене фрикционных дисков.
Замена фрикционных дисков своими руками
Замену сцепления на АКПП можно произвести самостоятельно или в сервисном центре. Если вы понимаете и имеете представление об автоматической коробке передач, вы можете сделать это в своем гараже. Принцип замены DIY следующий:
- Прогрейте автоматическую коробку передач до рабочей температуры.
- Поставьте автомобиль на яму или эстакаду.
- Слейте смазку для автоматической коробки передач.
- Снимите поддон и фильтр.
- С помощью партнера полностью разберите машину и снимите ее с машины.
- Снимаем автоматическую коробку передач.
- Выверните болты крепления масляного колеса.
- Извлеките из-под насоса старые пакеты сцепления и стальные диски. Распаковать ремкомплект АКПП. Снимите с него все сцепления и установите их. При необходимости замените кольца.
- Заменить все подшипники.
- Соберите в том же порядке.
- Установить на машину.
- Залить маслом. Произвести полную замену ATF.
- Прокрутите и проверьте уровень. При необходимости долейте.
Замена масла в АКПП Форд Фокус II своими руками
При ремонте АКПП на старых фрикционных дисках и стали вы увидите пригоревшие и изношенные пятна. Некоторые фрикционные покрытия будут отличаться от других тем, что превратились в маслянистую горящую суспензию.
При замене дисков сцепления, особенно перегоревших, рекомендую заменить тормозную ленту, масляный фильтр. В общем надо будет сделать частичный ремонт коробки.
Если вы когда-либо сами меняли диски сцепления, напишите о своем опыте в комментариях. С удовольствием прочту.
Советы и рекомендации
Теперь вы знаете, почему горит сцепление и как их поменять на АКПП. Но чтобы муфты не подгорели, я порекомендую следующее:
- использовать для заливки автоматических трансмиссий только оригинальные масла или их аналоги;
- не скользить по грунтовым дорогам и долго никого не тащить.
- зимой прогреть АКПП пять минут при рабочей температуре. Семьдесят градусов по Цельсию;
- избегать голодания по маслу;
- проводить частичную замену смазки через 30 тысяч километров пробега и полную через шестьдесят;
Следуя вышеперечисленным правилам, муфты АКПП прослужат столько времени, сколько назначено производителем. И еще более.
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк. Напишите в комментариях, что еще вы хотели бы прочитать на страницах нашего портала АКПП.