Сколько выстрелов в минуту делает т 72
Перейти к содержимому

Сколько выстрелов в минуту делает т 72

  • автор:

Сколько метров стреляет танк?

Defense Express уверяет, что изначально Т90 от Т72 отличается наличием динамической защиты и комплексом электронно-оптической активной защиты «Штора», которая подтянула боевые возможности последнего до уровня танков Т-64БВ, Т-80У и Т-80УД.

Сколько зарядов в танке Т 72?

Танк Т-72Б

Тактико-технические характеристики
Выстрелов к пушке шт 45
Патронов:
к пулемету (7,62 мм) шт 2000
к пулемету (12,7 мм) шт 300

Сколько выстрелов в минуту делает танк Т 90?

Основным орудием машины является 125-миллиметровая гладкоствольная пушка, с которой спарен крупнокалиберный пулемет. Танк оснащен автоматом заряжания, этот технический момент позволил сократить экипаж до 3 человек и увеличить скорострельность до 8 выстрелов за 55 секунд против 2 выстрелов в минуту при ручном заряжании.

Как стрелять из танка Т 90?

Танк Т90 «Владимир» представляет собой последнюю модернизацию танка Т-72Б. . Карусельный автомат заряжания пушки (аналогичный используемому на Т-72Б) обеспечивает практическую скорострельность 8 выстрелов в минуту (при ручном заряжании — 2 выстрела в минуту). Суммарный боекомплект танка состоит из 43 выстрелов.

Сколько стоит танк Т 34 в рублях?

Стоимость танка Т34 в 1941 году составляла 269 тыс. рублей. Через год он подешевел до 193 тыс. рублей, а к концу Великой Отечественной войны (ВОВ) его цена упала до 135 тыс.

Сколько стоит настоящий танк?

Экспортная стоимость танка Т-90С составляет около $2,5 млн, а стоимость глубоко модернизированного Т-90МС доходит до $4,3 млн. При этом новые западные танки стоят не менее $6 млн, а в большинстве случаев и больше.

Сколько топлива жрет танк?

для танков Т-80 — 642 литра; для танков Т-64А — 404 литра; для танков Т-72 — 357 литров; для танков Т-62 — 308 литров.

Сколько стоит один танк Т 72?

Цена самого массового танка второго поколения Т72 — 22 миллиона. Те же коммерсанты предлагают в личное пользование Т-80 мощностью тысяча лошадиных сил за 37 миллионов рублей.

Сколько сил в танке?

В настоящий момент на современных танках имеют наибольшее распространение дизельные многотопливные форсированные двигатели мощностью 735—880 кВт (1000—1200 л. с.) и более; применяются также газотурбинные двигатели мощностью до 1100 кВТ (1500 л. с.).

Сколько выстрелов в минуту делает т 72

Вооружение танка.
В башне установлена 125-мм гладкоствольная пушка Д-81ТМ (индекс ГРАУ — 2А26М) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ПКТ, стабилизированные в двух плоскостях наведения. Ствол пушки состоит из трубы, скрепленной в каморной части с кожухом, муфты, казенника и механизма продувания. Механизм продувания канала ствола — эжекционного типа. Он состоит из шести сопел, ввинченных в отверстия ствола, и ресивера с деталями крепления. Затвор пушки — горизонтальный клиновой с полуавтоматикой скалочного типа. Противооткатные устройства состоят из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и при выстреле перемешаются вместе со стволом, а штоки, прикрепленные к приливу люльки, остаются неподвижными. Нормальная длина отката — 270-320 мм, предельная — 340 мм.

Пушка танка

1 - сопло; 2 - ресивер; 3 - обойма цапфы; 4 - уплотнение; 5 - упор; 6 - тяга; 7 - бронировка; 8 - подъемный механизм; 9 - чехол

Дальность стрельбы из пушки с помощью прицел-дальномера составляет: бронебойным подкалиберным и кумулятивным снарядами — 4000 м, осколочно-фугасным снарядом — 5000 м. Наибольшая прицельная дальность стрельбы с помощью ночного прицела — 800 м. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом с помощью бокового уровня — 9400 м. Дальность прямого выстрела при высоте цели 2 м составляет: бронебойным подкалиберным снарядом — 2100, кумулятивным — 960 м. Горизонтальный угол обстрела из пушки и спаренного пулемета равен 360°, угол возвышения при выключенном стабилизаторе + 13°47′, склонения -6°13′. Угол возвышения пушки ограничивается тремя бонками, приваренными к бронировке, а угол снижения — упором, приваренным к крыше башни. Боевая скорострельность при автоматическом заряжании — до 8 выстр./мин., при ручном — 1-2 выстр./мин.

Стрельба из пушки и спаренного пулемета осуществляется с помощью монокулярного стереоскопического прицел-дальномера с независимой стабилизацией поля зрения в вертикальной плоскости ТПД2-49. Прицел-дальномер позволял измерять дальность до цели в диапазоне от 1000 до 4000 м с точностью 3-5%. Для ведения стрельбы ночью используется электронно-оптический монокулярный перископический ночной прицел ТПН-1-49-23. В качестве источника инфракрасного света для него используется осветитель Л-2АГ «Луна-2» с ИК-фильтром. Для стрельбы с закрытых позиций используется боковой уровень и азимутальный указатель.

Установка ночного прицела ТПН-1-49-23

Танковый прицел

1 - крышка; 2 - защита головки прицела; 3 - кронштейн; 4 - винт держателя налобника; 5 - налобник; 6 - рукоятка для открывания шторки; 7 - тяга

На командирской башенке смонтирована зенитная установка ЗУ-72, предназначенная для стрельбы по воздушным и наземным целям. Стрельба по воздушным целям ведется на дальностях до 1500 м, по наземным — до 2000 м. Основными элементами зенитной установки являются 12,7-мм пулемет НСВ-12,7 «Утес», люлька с противооткатным устройством, зенитный прицел К10-Т, рукоятки горизонтального и вертикального наведения, магазин, уравновешивающий механизм и т.д. На танке установлен пулемет с правым питанием. Подача патронов в приемник при стрельбе производится из металлической ленты, уложенной в магазин. Для стрельбы из пулемета НСВ-12,7 применяются бронебойно-зажигательные патроны Б-32 и бронебойно-зажигательные-трассирующие патроны БЗТ калибра 12/7 мм.

В танке укладывается 7,62-мм автомат АКМС, сигнальный пистолет и 10 ручных гранат Ф-1. Танк оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень». В комплексе с оптическим прицел-дальномером ТПД2-49 стабилизатор вооружения обеспечивает:

  • автоматическое удержание пушки и спаренного с ней пулемета в заданном (стабилизированном) положении в вертикальной и горизонтальной плоскостях при движении танка;
  • наведение стабилизированной пушки и спаренного с ней пулемета в вертикальной и горизонтальной плоскостях с плавным регулированием скорости наведения;
  • наведение нестабилизированной пушки в горизонтальной плоскости;
  • целеуказание от командира танка к наводчику в горизонтальной плоскости;
  • аварийный поворот башни от механика-водителя.

Стабилизатор обеспечивает угловые скорости наведения пушки в вертикальной плоскости в автоматическом режиме: минимальная — не более 0,05 град./с, максимальная — не менее 3,5 град./с. Скорости горизонтального наведения пушки в автоматическом режиме составляют: минимальная — не более 0,07 град./с, максимальная — не менее 6 град./с, перебросочная — не менее 18 град./с. Скорость поворота башни при управлении от командира — не менее 18 град./с. Аварийный поворот башни от механика-водителя также возможен со скоростью не менее 18 град./с.

Зенитно-пулеметная установка

1 - зенитный пулемет НСВ-12,7; 2 - уравновешивающий механизм; 3 - люлька; 4 - лентосборник; 5 - коробка прицела К- 10Т; 6 - рукоятка взвода зенитного пулемета; 7 - цапфа; 8 - вилка; 9 - пружина гашения отката; 10 - зубчатый сектор люльки; 11 - магазин для ленты с патронами; 12 - рукоятка вертикального наведения; 13 - рычаг спускового механизма; 14 - трос; 15 - клавиша спускового механизма; 16 - рукоятка горизонтального наведения; 17 - стопор среднего погона; 18 - клавиша тормоза маховика

Зенитно-пулеметная установка

Боекомплект танка состоит из 39 выстрелов к пушке Д-81ТМ, 2000 патронов к пулемету ПКТ, 300 патронов к автомату АКМС, 12 патронов к сигнальному пистолету и 300 патронов к зенитному пулемету НСВ-12,7. Боекомплект к пушке состоит из выстрелов с бронебойно-подкалиберными, кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами. Из них: 22 выстрела размещаются во вращающемся транспортере автомата заряжания в любом соотношении; 17 — в немеханизированных укладках в корпусе и башне. Выстрел с бронебойно-подкалиберным снарядом ЗБМ9 состоит из стреловидного снаряда с дополнительным метательным зарядом и гильзы с основным боевым зарядом. Гильза состоит из сгорающего корпуса, запрессованного (на клею) в стальной поддон массой 3,4 кг. Подкалиберный снаряд имеет трассер с временем горения 2-3 с. Начальная скорость подкалиберного снаряда — 1715 м/с, бронепробиваемость на дальности 2000 м — 140 мм при угле встречи 60° от нормали. Начальная скорость кумулятивного снаряда ЗБК-14 — 905 м/с. Бронепробиваемость — 200 мм. При стрельбе всеми типами снарядов применяется единый заряд 4Ж40 в гильзе со сгорающим корпусом. Стальной поддон после выстрела экстрактируется из каморы пушки.

Использующийся на танке Т-72 автомат заряжания (A3) — это электромеханический комплекс, предназначенный для автоматического заряжания пушки. A3 включает в себя следующие основные узлы: вращающийся транспортер; механизм подъема кассет; механизм удаления поддона; досылатель; электромашинный стопор пушки; запоминающее устройство; пульт управления; пульт загрузки; индикатор количества выстрелов и т.д. Вращающийся транспортер A3 служит для размещения выстрелов и подачи их к окну выдачи. Он установлен на корпусе машины и состоит из каркаса, электромеханического привода, настила, механизма закрывания окна выдачи со створками, стопора, ручного привода, погонного устройства и кассеты. Каркас служит для размещения 22 кассет и представляет собой сварную конструкцию, состоящую из наружного и внутреннего колец с кронштейнами, связанных между собой трубками. Каркас крепится болтами к верхнему погону погонного устройства и опирается на пять опорных роликов, установленных на днище корпуса.

Схема размещения боекомплекта

боекомплект

1 - заряд; 2 - снаряд; 3 - патроны к пулемету ПКТ; 4 - патроны к автомату АКМС; 5 - ручные гранаты Ф-1; 6 - стопор; 7 - планка; 8 - винт-барашек; 9 - защелка; 10 - стопорный механизм; 11 - коробки с лентами к пулемету НСВ-12,7; 12-ящик с лентами к пулемету НСВ-12,7; 13-патроны к сигнальному пистолету

Погонное устройство предназначено для обеспечения вращения вращающегося транспортера и является его основной опорой. Оно состоит из стакана с шариками, уложенными в беговые дорожки, верхнего погона с зубчатым венцом и нижнего погона. В стакане имеется одно отверстие, а в верхнем погоне — 22 отверстия для фиксации транспортера стопором. Нижний погон неподвижно закреплен на днище. Стакан поводковым устройством соединен с башней. В застопоренном положении настил и стакан сблокированы с каркасом транспортера и вращаются вместе с башней относительно нижнего погона, а в расстопоренном — каркас транспортера вращается относительно стакана на шариках.

Электромеханический привод служит для вращения транспортера, размещен на его настиле и крепится болтами к стакану погонного устройства. Привод представляет собой четырехступенчатый редуктор с цилиндрическими колесами внешнего зацепления, с пружинной предохранительной муфтой и электродвигателем. Выходная шестерня редуктора находится в зацеплении с зубчатым венцом верхнего погона, другая шестерня, находящаяся на этом же валу, передает вращение на выходной вал запоминающего устройства, закрепленного на корпусе редуктора. Кассета служит для размещения выстрела любого типа и состоит из сваренных между собой двух труб, подпружиненных защелок и валика открывания защелок. Трубы вместе с лотком, расположенным на казенной части пушки, являются направляющими при досылании снаряда и заряда. Заряд размещается в верхней трубе, снаряд — в нижней.

Расположение узлов автомата заряжания

Автомат заряжания

1 - механизм досылания; 2 - механизм подъема кассет; 3 - люк механизма удаления поддонов; 4 - механизм удаления поддонов; 5 - привод рамки; 6 - ручной привод к стопору вращающегося транспортера; 7 - стопор вращающегося транспортера; 8 - настил вращающегося транспортера; 9 - ролик; 10 - каркас; 11 - опорный ролик; 12 - верхний погон; 13 - нижний погон; 14 - стакан; 15 - кассета; 16 - захват

Настил закрывает транспортер и служит полом боевого отделения. Он представляет собой сварную конструкцию, состоящую из кольца и штампованных листов, с окном для выдачи кассет. Стопор вращающегося транспортера предназначен для его стопорения относительно башни при повороте на 1/22 часть окружности (на один шаг), что соответствует положению кассеты в окне выдачи при сцеплении ее с захватом механизма подъема кассет. Стопор обеспечивает стопорение каркаса транспортера после поворота его на любое число полных шагов. Он размещен в центре погонного устройства и крепится внутри стакана. Механизм закрывания окна выдачи предназначен для предохранения транспортера от попадания в него посторонних предметов. Механизм подъема кассет служит для вывода кассет на линию досылания или загрузки и последующего их возврата в исходное положение. Он крепится к двум кронштейнам, приваренным к кормовой части башни и состоит из кронштейна подъема кассет, захвата, двух цепей, редуктора, ручного привода, стопорного и контактного устройств. Механизм удаления поддона предназначен для улавливания экстрактированного поддона и удаления его из танка. Он состоит из улавливателя, привода к улавливателю, упора поддона, люка выброса и привода к люку выброса.

Досылатель предназначен для досылания элементов выстрела в камору пушки. Он установлен на донном листе в кормовой части башни и состоит из редуктора с приводным реверсивным электродвигателем, цепи со створками и улитки. Цепь состоит из шарнирно закрепленных между собой внутренних и наружных звеньев, осей и роликов. Звенья цепи выполнены с односторонним поворотом на осях. Передние звенья замкового типа, поэтому при выходе из картера они образуют жесткий стержень, обеспечивающий досылку элементов выстрела в камору пушки. На первом звене цепи шарнирно закреплены на осях подпружиненные створки с навулканизированной на лицевой стороне рифленой резиной. В исходном положении цепь фиксируется в картере подпружиненным фиксатором. При обратном ходе она перематывается звездочкой и направляется в улитку.

Вращающийся транспортер

1 - рукоятка ручного привода к стопору; 2 - ролики; 3 - ручной привод вращающегося транспортера; 4 - распределительная коробка; 5 - запоминающее устройство; 6 - створки механизма закрывания окна выдачи; 7 - настил; 8 - каркас; 9 - электромеханический привод; 10 - стопор; 11 - трос ручного привода к стопору

Электромашинный стопор пушки предназначен для надежного удержания пушки на угле заряжания. Он крепится на кронштейне в передней части крыши башни с правой стороны от пушки.

Запоминающее устройство обеспечивает:

  • информацию о состоянии загрузки кассет вращающегося транспортера;
  • электрическую сигнализацию о подходе к окну выдачи кассеты с выбранным типом выстрела (либо пустой кассеты);
  • отметку типа выстрела при загрузке;
  • отметку пустой кассеты при заряжании или разгрузке.

Пульт управления предназначен для управления автоматом заряжания. Он размещен на лицевой панели прицела-дальномера. Индикатор количества выстрелов служит для определения количества выстрелов каждого типа, загруженных во вращающийся транспортер, а также количества пустых кассет в нем. Он закреплен на кронштейне слева в башне над механизмом поворота. В качестве индикатора количества выстрелов используется миллиамперметр со специальной шкалой. Пульт загрузки предназначен для управления автоматом заряжания в режиме загрузки-разгрузки и ручного заряжания. Он установлен справа в башне. Цикл работы A3 в режиме автоматического заряжания при включенном стабилизаторе вооружения начинается с нажатия кнопки «A3 ВКЛ.» на пульте управления A3 при загруженных во вращающийся транспортер выстрелах. При этом транспортер начинает вращаться. При подходе кассеты с выбранным типом выстрела к окну выдачи вращающийся транспортер тормозится и останавливается. Одновременно с вращением транспортера пушка приводится к углу заряжания и стопорится электромашинным стопором. В процессе торможения транспортера при застопоренной пушке поднимается рамка. После остановки транспортера при поднятой (или движущейся вверх) рамке кассета с выстрелом поднимается на линию досылания снаряда и в этом положении стопорится. Затем, с помощью досылателя, снаряд досылается в камору пушки, а цепь досылателя возвращается в исходное положение. Затем кассета опускается и стопорится на линии досылания заряда. Одновременно, в конце досылки снаряда, открывается крышка люка выброса, выбрасывается поддон и крышка люка закрывается. После стопорения кассеты заряд досылается в камору пушки, клин затвора закрывается, а цепь досылателя возвращается в исходное положение. Пустая кассета и рамка возвращаются в нижнее положение, а пушка, расстопориваясь, возвращается в согласованное положение с линией прицеливания. Цикл заряжания окончен, пушка готова к производству выстрела.

Самые скорострельные танки в мире

Армата

Общество

Показателем скорострельности основного орудия танка является его способность сделать определённое количество выстрелов за минуту. Улучшить этот важный параметр можно ускорением процесса перезарядки орудия. В данном направлении и двигались лучшие умы мирового военно-промышленного комплекса для повышения скорострельности. Применение и совершенствование автоматических (электромеханических) систем заряжания позволило добиться прогресса.

Тип 99(ZTZ-99)

ztz99

До 8 выстрелов в минуту. Производится с 2001 года; в данное время выпускается уже пятая модификация этой боевой машины – Тип 99A2. Современный основной танк армии Китайской Народной Республики является глубокой модернизацией третьего поколения советского танка Т-72. ZTZ-99 оснащён гладкоствольной пушкой ZPT-98 (нелицензионной копией советского танкового орудия 2А46). При условии использования электромеханического заряжающего автомата (который тоже был самовольно скопирован с советского аналога) пушка способна производить 8 выстрелов в минуту.

M1 A2 SEP «Абрамс»

Абрамс

До 8 выстрелов в минуту. Танки М1 серийно производятся с 1981 года. Основное орудие современной модификации главного танка армии Соединённых Штатов – это пушка М-256 калибра 120 мм. Боекомплект состоит из сорока снарядов.

Указанную скорострельность танк способен продемонстрировать только стоя на месте. Его возможности ведения огня на ходу вообще очень невелики, по сравнению с основными конкурентами.

Современный, исключительно надёжный автомат заряжания уменьшает экипаж танка до З-х человек – командира, наводчика-оператора и механика-водителя.

Mk.4 «Меркава»

Merkava mk4

До 10 выстрелов в минуту. Последнее поколение основного танка израильской армии («Меркава» выпускается с 1979 года) – Mk.4 – обладает улучшенными тактико-техническими характеристиками. В том числе и скорострельностью. В его конструкции применён электрический барабанный механизм заряжания. 10 снарядов сразу размещены в барабане, ещё 38 штук – в запасе. Орудием танка является пушка МГ253 калибром 120 мм. Она же одновременно служит пусковой установкой для противотанковых управляемых ракет «Лахат».

Ранее на «Меркавы» ставили 105-миллиметровые американские пушки М-68.

T-90MC

Современная версия «первого российского танка» (он разработан в СССР, но производится с 1992 года, уже в РФ) сто́ит на миллион долларов дороже предыдущей: 4,5 млн $. Однако и возможности у него гораздо бо́льшие. Т-90М оснащён автоматической 125-миллиметровой арт-установкой 2А82. Это полностью новая разработка, превосходящая по мощности и точности огня как прежние отечественные пушки серии 2A46, так и 120 мм орудия НАТОвских стран. Новая автоматическая СУО (система управления огнём) «Калина» позволяет с высокой точностью поражать движущиеся объекты, даже если сам танк находится в движении.

Т90М способен совершать до 10 выстрелов в минуту.

Т-14 «Армата»

Армата

До 12 выстрелов в минуту. В разработке – с 2009 года, в производстве – с 2014 года. Гордость отечественного оборонпрома – не имеющие аналогов сверхсовременные танки Т-14 оснащаются артиллерийскими установками 2А82 (калибр 125 мм) либо 2А83 (152 мм), размещёнными в необитаемой башне со 100-процентным цифровым дистанционным управлением. Эти же пушки применяются и для запуска реактивных снарядов (ракет). Боекомплект (при оснащении 125-мм пушкой) – 45 выстрелов. 12 выстрелов орудие производит, если танк стоит на месте. Но и на ходу его скорострельность велика – до 10-ти выстрелов в минуту. Оборудование связи и навигации танков Т-14 приспособлено для работы в интеграции с оборудованием танков Т-90М при сценариях сетецентрической войны. Высокая автоматизация процессов заряжания и ведения огня позволяет сократить экипаж танка всего до двух человек.

В мире серийно производится ещё несколько боевых машин, подтверждённая на танковом биатлоне скорострельность которых достигает восьми выстрелов в минуту. А именно:

2А7 «Леопард-2» – Германия, производится с 1979 года, новейшей стала модернизация 2010 года 2А7+, до которой планируется переделать и прежние «Леопарды».

АМХ-56 «Леклер» – Франция, выпускается с 1992 года, за это время произведено уже 10 модернизаций данного танка; крайняя – в 2010 году.

CR 2LEP «Челленджер-2» – Великобритания, последняя (2014 г.) модификация основного британского танка, выпускаемого с 1994 года.

К-2 «Чёрная пантера» – Южная Корея, выпускается с 2014 года, после 11 лет разработки.

ТК-Х «Тип 10» – Япония, в производстве с 2010 года.

Все указанные в данном рейтинге модели, за исключением совершенно новых К-2 и Т-14 «Арматы», служат основными боевыми танками в армиях своих стран. А также поставляются на экспорт (кроме китайского и японского танков). В настоящих боях современных войн и локальных конфликтов из них участвовали: «Абрамс», «Меркава», Т-90М, «Леопард-2» и «Челленджер-2».

Основной боевой танк Т-72. СССР

Основной боевой танк Т-72 — наиболее массовый и известный советский танк последней четверти XX века. Создан на базе танка Т-64А с использованием ходовой части опытного танка объект «167». Разрабатывался в КБ «Уралвагонзавода» № 183 (г. Нижний Тагил Свердловской области) под руководством Л. Н. Карцева с 1967 по 1972 год в рамках программы создания так называемого «мобилизационного варианта» танка Т-64А на военный период.

Специально созданное для танка Т-64 дизельное производство (Харьковский завод) обладало мощностью для обеспечения двигателями серийного выпуска боевых машин на трех заводах – Харьковском, Кировском и «Уралвагонзаводе», но только в мирное время. В случае же необходимости резкого увеличения выпуска танков в предвоенный и военный периоды харьковчане смогли бы поставлять двигатели только в Ленинград, а «Уралвагонзавду» пришлось бы в этом случае ставить на танки дизель иного типа. Поэтому, руководство Миноборонпрома приняло решение о подготовке дополнительного варианта перспективного танка с челябинским четырехтактным V-образным дизелем В-45, хорошо освоенного в производстве, и к тому же простого и дешового в изготовлении. Поэтому в КБ «Уралвагонзавода» решили использовать конструкции ходовой части и моторно-трансмиссионного отделения их «объекта 167», созданного на основе работ по перспективному среднему танку.

Механизм заряжания, установленный на Т-64, был заменен в объекте 167 автоматом заряжания собственной разработки, отработанном для установки на проект модернизированного Т-62. Для нового танка были приняты наработки Харьковского КБ по машиностроению по корпусу и башне, использованные на Т-64. К началу лета 1971 года была выпущена установочная партия из 15 машин «объект 172М», которые совместно с танками Т-64А и Т-80 в 1972 году прошли многомесячные испытания. После соответствующих доработок и испытаний 7 августа 1973 года Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР на вооружение Советской армии был принят танк «объект 172М», производство которого началось на «Уралвагонзаводе» № 183 под обозначением «Т-72 (Урал)». От Т-64 он получил только измененные (но не взаимозаменяемые) компактные бортовые коробки передач и комплекс вооружения. Гусеницы Т-72 были унифицированы с танками Т-55 и Т-62. С точки зрения огневой мощи, системы управления огнем и бронезащиты танк Т-72, по сути, был ухудшенной версией Т-64. Конструкторы создавали Т-72, как изначально дешевый мобилизационный танк, который, скорее являлся развитием Т-62 и «Объекта 167», чем серии Т-64. В 1974 году на «Уралвагонзаводе» № 183 началось серийное производство основного боевого танка Т-72, продолжавшееся (в нескольких модификациях) до 1992 года. С 1978 по 1990 год танки Т-72 также выпускались и на Челябинском тракторном заводе (изготовлено 1874 единицы). По ходу серийного выпуска Т-72, который продолжался почти 20 лет, в конструкцию танка вносились дополнительные изменения, направленные на дальнейшее повышение его защищенности, огневой мощи и подвижности. Заложенные в конструкции танка Т-72 резервы позволили в дальнейшем провести его неоднократную модернизацию и существенно повысить уровень боевых свойств. В результате этого танки Т-72 разных периодов выпуска отличаются друг от друга по основному вооружению, конструкции броневой защиты, двигателю, составу различных систем и установленному оборудованию. С 1979 по 1985 год в производстве находился танк Т-72А. На его базе выпускался экспортный вариант Т-72М, а затем его дальнейшая модификация — танк Т-72М1, лицензионное производство которых было налажено в Чехословакии, Югославии и Польше. С 1985 года в производстве находится танк Т-72Б, и его экспортный вариант Т-72С. Танки серии Т-72 экспортировались в страны Варшавского Договора, а также в Индию, Югославию, Ирак, Сирию, Ливию, Кувейт, Алжир и Финляндию.

Общая компоновка Т-72 — с передним расположением отделения управления, боевым отделением в средней части корпуса и моторно-трансмиссионным отделением в корме. Основное и вспомогательное вооружение танка размещено в броневой башне кругового вращения и стабилизировано в двух плоскостях. Экипаж Т-72 состоит из трех человек — командира, наводчика и механика-водителя. Броневой корпус танка Т-72 сварен из катаных стальных листов гомогенной брони средней твердости с использованием в лобовой части двухпреградной комбинированной брони со стеклотекстолитовым наполнителем и (на танках позднего выпуска) твердым поверхностным слоем. Верхняя лобовая деталь корпуса Т-72 состоит из верхнего броневого листа толщиной 60 мм, среднего слоя из листов стеклотекстолита общей толщиной 105 мм, и тыльного броневого листа толщиной 50 мм. На танках Т-72 поздних выпусков броневая защита лобовой части корпуса дополнительно была усилена 30-мм листом стальной брони высокой твердости, приваренным на верхний лобовой лист. В результате этого суммарная толщина комбинированного бронирования верхней лобовой детали составила 245 мм (по нормали к поверхности). Нижний лобовой лист корпуса Т-72 — сплошной, толщиной 85 мм. Для повышения снарядной стойкости лобовым листам корпуса приданы значительные углы наклона от вертикали: 68° — верхнему, 60° — нижнему. Эта броня обеспечивала достаточно высокий уровень защиты от наиболее распространенных в 1970-х годы 105-мм кумулятивных и бронебойно-подкалиберных снарядов, использовавшихся в основных боевых танках НАТО. Борта корпуса — вертикальные. Днище танка в целях рационализации бортового бронирования получило корытообразную форму, что также способствовало рассеиванию ударной волны при подрыве на мине. Для торсионов подвески поперек днища выштампованы углубления, которые совместно с продольными выштамповками, придавали днищу жесткость и усиливали противоминную стойкость.

Размещенный впереди, посередине отделения управления механик-водитель, несмотря на большой угол наклона верхнего лобового листа корпуса, в боевом положении сидел, что обеспечивалось установкой его сиденья в специальном углублении в днищении, и снижало вероятность травмы механика-водителя при прогибе днища, вызванном при подрыве на мине. Место командира находилось справа от пушки, а наводчика — слева. Боевое отделение было расположено в средней части корпуса танка и башне и отделено перегородкой от силового отделения, причем конструкция и компоновка танка обеспечивали переход членов экипажа из боевого отделения в отделение управления и обратно. Для посадки и высадки механик-водитель имел люк — в подбашенном листе корпуса. Повышенную защиту стойкость бортов также обеспечивали откидные противокумулятивные экраны: на каждом борту танка для защиты от кумулятивных боеприпасов были установлены по четыре поворотных экрана из 3-мм штампованных листов из алюминиевого сплава. Экраны закреплялись на надгусеничных полках и в боевом положении разворачиваются под углом 60°, а в походном, для сохранности, прижимаются к пылевым щиткам. Впоследствии высокая стойкость от кумулятивных боеприпасов в танке Т-72 была достигнута установкой навесного комплекта динамической защиты комплекта «Контакт». На танке устанавливалось 227 контейнеров, из них на корпусе — 61, на башне — 70 и на бортовых экранах — 96. С 1988 года на серийных танках Т-72Б применялась встроенная динамическая защита. В отличие от почти круглой башни Т-64, литая башня танка Т-72, сложной конфигурации, в плане была более вытянута, и отличалась установленной на ней внешнее оборудование. Башня имела относительно небольшие размеры, передняя ее часть имеет толщину примерно 280 мм и представляла собой многослойную комбинированную конструкцию, с высокой снарядостойкостью. Командир находился в башне справа и имел вращающуюся башенку с открывающимся вперед люком. В командирской башенке были установлены различные приборы наблюдения, в том числе дневные ТНПА-65 и ТНП-160, а также комбинированный дневной/ночной прибор наблюдения ТКН-3 с ИК-прожектором ТПН-3. В левой части башни располагался наводчик. Его люк также открывался вперед, для подводного вождения на этот люк устанавливался шноркель. Наводчик имел дневные приборы наблюдения ТНП-160 и ТНПА-65, а также прицелы — дневной панорамный ТПН-2-49 и ночной ТПН-3-49.

Основное вооружение танка Т-72 – 125-мм гладкоствольная пушка 2А46 калибра 125 мм раздельно-гильзового заряжания с полуавтоматическим клиновым затвором и эжекционной продувкой ствола после выстрела. Пушка была оснащена теплоизоляционным кожухом ствола, который предотвращал изгиб ствола в результате его неравномерного охлаждения. В боекомплект орудия входили кумулятивные снаряды, осколочно-фугасные снаряды и подкалиберные оперенные снаряды с частично сгорающей гильзой и отделяющимся поддоном. Бронебойно-подкалиберный снаряд имел начальную скорость 1800 м/с и мог поражать все имевшиеся в то время на вооружении стран НАТО танки. Дальность прямого выстрела этим снарядом по цели высотой 2,7 м составляла 2430 м. Боекомплект Т-72 включал 44 выстрела раздельно-гильзового заряжания к пушке 2А46, из которых 22 снаряда и заряды к ним были загружены в кассеты кругового транспортера автомата заряжания, а 22 – размещались в боевом отделении и отделении управления (в немеханизированных боеукладках).

Боевая скорострельность пушки 2А46 в автоматическом режиме заряжания составляла 8 выстрелов в минуту, при заряжании вручную — от 1 до 2 выстрелов в минуту. Транспортер автомата заряжания расположен ниже уровня погона башни, на дне корпуса, что снижает вероятность его боевого поражения. После выстрела поддон сгоревшей гильзы автоматически выбрасывался через лючок в кормовой части башни. Вспомогательное вооружение танка Т-72 — спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет ПКТ и 12,7-мм пулемет НСВТ, размещенный на зенитной установке, на командирской башенке. Кроме того, значительная часть танков Т-72 была оснащена гранатометной системой 902А постановки дымовой завесы «Туча-1», включающей 12 гранатометов для пуска дымовых гранат. Гранатометы монтировались на лобовой броне башни: 5 — справа от пушки и 7 — слева. Кроме гранатометной системы «Туча», оборудование танка Т-72А позволяла выполнять задымление с помощью термической дымовой аппаратуры (ТДА) многократного действия. Танк был оснащен двухплоскостным электрогидравлическим стабилизатором вооружения 2Э28М «Сирень», либо 2Э42-2 на танках Т-72А выпуска 1984 — 1985 годов, позволявших вести прицельный огонь и во время движения. Наведение орудия на цель выполнялась наводчиком с помощью лазерного прицела-дальномера ТПД-К1 с независимой стабилизацией в вертикальной плоскости.

Стрельбу в ночных условиях обеспечивал активно-пассивный ночной прицел ТПН-3-49, способный работать как в подсветочном (на дальности до 1300 м), так и в бесподсветочном (на дальности до 500 м) режимах. На Т-72 имелось два осветителя ночного прицела, один из которых был установлен на лобовой броне башни справа от амбразуры пулемета, а второй — на командирской башенке. На танках Т-72А, выпущенных с 1982 года, возможность поражения цели первым выстрелом была улучшена за счет включения в состав прицельного оборудования баллистического поправочника, который позволял корректировать наводку с учетом угловой скорости цели и танка, линейной скорости танка, скорости ветра, температуры воздуха, температуры метательного заряда, атмосферного давления. Средства связи составляли — УКВ радиостанция Р-123М и ТПУ Р-124.

Силовая установка танка Т-72А состояла из 12-цилиндрового многотопливного дизеля В-46 жидкостного охлаждения с V-образным расположением цилиндров, размещенного в моторно-трансмиссионном отделении (МТО) коленчатым валом поперек корпуса. Модель двигателя Т-72 различался в зависимости от года выпуска машины: на танках, произведенных до 1984 года, установлен дизель В-46-6, а на Т-72 последующих выпусков монтировался усовершенствованный дизель В-84 повышенной мощности. Трансмиссия Т-72 была подобна трансмиссии танка Т-64, за исключением некоторых изменений, связанных с установкой других двигателя и системы обдува радиаторов. Крутящий момент от двигателя передавался через гитару и общий ведущий вал на две 7-скоростные планетарные коробки передач. Ходовая часть танка Т-72А, применительно к одному борту, включала шесть двускатных опорных катков с наружной амортизацией и три поддерживающих необрезиненных катка. Направляющие колеса — переднего расположения; ведущие колеса двойного цевочного зацепления съемными зубчатыми венцами расположены сзади Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная. В системе подрессоривания была использована индивидуальная торсионная подвеска с гидроамортизаторами рычажно-лопастного типа на 1-м, 2-м и 6-м узлах подвески каждого борта. Танки Т-72А могли использовать как гусеницы с открытым металлическим шарниром (ОМШ), так и на гусеницы с последовательным резинометаллическим шарниром (РМШ). Кроме гусениц, специально разработанных для танков Т-72, было возможно и использование гусениц, собранных из траков для гусениц средних танков Т-62 (как с ОМШ, так и с РМШ) или Т-55, но при этом требовалась установка соответствующих зубчатых венцов на ведущие колеса. Для повышения боевой эффективности в различных условиях применения танк Т-72 был оснащен: оборудованием для самоокапывания; оборудованием для подводного вождения, позволяющим преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров и шириной около 1000 метров; автоматической противопожарной системой; системой защиты от оружия массового поражения и системой защиты от напалма. Кроме того, для преодоления минных полей была возможна установка на танк Т-72А колейного минного трала ножевого или каткового типов, который болтами крепился к планкам, приваренным к лобовому листу. Для производства земляных работ была возможна установка танкового бульдозерного оборудования. На базе танка Т-72 было разработано целое семейство военных гусеничных машин: командирские танки Т-72К и Т-72АК; ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1; танковый мостоукладчик МТУ-72; инженерная машина разграждения ИМР-2 и др.

Первое боевое крещение танки Т-72 получили во время сирийско-израильской войны в 1982 году, где показали полное превосходство над танками противника. Они использовались также в ходе ирано-иракской войны и в период боевых действий в Персидском заливе в 1991 году. Танки этого типа применялись в боях в Югославии и в различных военных конфликтах на территории бывшего Советского Союза. Всего в 1972 – 1992-м годах в Советском Союзе/России было выпущено по оценкам западных источников более 20 000 танков Т-72 всех модификаций. В настоящее время более 9000 танков Т-72 продолжают находиться на вооружении Российской Армии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *