Мартовское обострение. Поговорим о смазке ступичных.
К сожалению, я понял что разжевывание — не в коня корм. Впустую трачу время своей жизни. Длинные посты не могут даже дочитать, не то что понять. В комментариях одно коронное, да убойное "ты не умничай, ты конкретную суперсмазку назови, и чтобы 10 рублев в базарный день". Поэтому, лирики будет мало.
Итак, ступичные. Современные ступичные бывают существенно технологичнее, чем ступичные време ВАЗ и зачастую не требуют точной подстройки натяга. Расплата за это — их неразборность и невозможность заменить отдельно подшипник.
Например NSK выделяет у себя в номенклатуре три типа хабов, два из которых еще может различаться в зависимости от того, на ведущее он колесо или ведомое, и с типом посадки — с вращением по наружнему кольцу или по внутреннему. Обратите внимание, что классические Хаб1 и для ведущих и для ведомых колес реализованы одинаково, т.к. по сути тип вращения по кольцу определяется ступицей куда он ставится.
Вариант Хаб2 и Хаб3, более сложные, идут по сути в комплекте с ступицей и поэтому реализовываются в разном конструктиве.
Обозначения для ступичных типа Хаб1 у НСК — BWD для шарикоподшипниковых, и KWD для конических.
Так что если на вашу машину есть вариант ступичного от НСК и там есть KWD в названии, то это не КожноWенерологическийDиспансер, а лишь означает что на эту ось в вашей машине идут самые простые ступичные подшипники (конические).
На Кайрон например на зад идет 45KWD07.
Посмотрим на Хаб2. Обратите внимание, что вариант с вращением по наружному кольцу (т.е. ступица насажена на наружнее кольцо подшипника) применяется только для ведомых колес. А по внутреннему — и вариант с ведущими и с ведомыми.
Маркировка — BWK для шариковых и KWH для конических.
Хаб 3 — для ведомых есть вариант и по внутреннему кольцу и по наружному. А вот для ведущих — только вариант по внутреннему. Короче аналогично Хаб2.
Маркировка BWKH для шариков, и… собственно Хаб3 только на шариковых и реализуется.
Для чего нужны эти целых три типа хабов и чем они отличаются от простой ручной установки двух однорядных подшипников.
Грубо говоря, весь процесс эволюции обусловлен стремлением убрать из зоны ответственности механиков процедуру настройки преднатяга, смазывания и установки уплотнений (видимо готовятся к пришествию роботов или просто не доверяют квалификации), и упрощению правильного монтажа датчиков ABS.
Посмотрите на картинке, как расползается от типа к типу голубая заливка зоны ответственности NSK- тонкие полосы подшипников в простой ступице и практически все тело ступицы в варианте Хаб3.
Посмотрим более подробно табличку с делением по параметрам (простая ступица с двумя подшипниками вообще в нее даже не попала).
Видно что Хаб3 со всех сторон хороши (разве что по цене не особо) — что не удивительно, если их производит гранд промышленности, у которого нормальный металл, прецезионная сборка и качественная смазка
(и про смазку от FAG)
Посмотрим расчеты срока жизни ступичного и от чего они зависят.
Собственно, невооруженным глазом видно, что увеличение размера колеса относительно штатного даже при отсутствии выраженных динамических нагрузок (при линейной эксплуатации) напрямую влияет на реакцию грунта (высота центра тяжести в числителе формулы). Причем не только на вертикальную реакцию, но и на горизонтальную, которая проявляет себя при каждом повороте, а при движении по пересеченке — при каждом переваливании машины по рыхлому/тягучему грунту.
Итог — радиальная нагрузка на внутреннюю обойму при установке колес большего диаметра растет. А она и так самая уязвимая в ступице.
Правда в формуле есть еще колея в числителе. Соответственно, увеличивая колею (отрицательным вылетом) мы можем сократить величины реакции грунта. Но в этом случае у нас растут значения в числителе радиальной нагрузки
В общем, конкретные расчеты может провести каждый сам, но если мы посмотрим дальнейшие расчеты срока службы подшипника, мы сможем постепенно начать понимать, почему для ходимости ступичного подшипника зло:
1) увеличение размера и массы колеса относительно штатных (масса колеса играет существенную роль только в динамических нагрузках типа ударов о препятствия и преодолении ям на скорости).
2) увеличение жесткости пружин подвески (то самое динамическое влияние ям, когда у нас получается не столько упругое воздействие внутренней обоймы на внешнюю, а неупругое)
3) увеличение веса и загруженности машины, с проекцией на первые два пункта.
4) вынос колеса проставками или дисками с нерасчетным вылетом (отрицательным).
5) перегрев из-за злоупотребления тормозами или по причине смазки
Относительно применяемой смазки зло проявляется в:
1) Недостаточной вязкости — рост регулярного, эксплуатационного износа подшипников из-за разрывов масляной пленки.
2) Недостаточной критической нагрузки смазки и нагрузки сварки — рост отказа подшипников из-за ситуативного износа — появления засечек и задиров при ударах на маленькой скорости вращения.
3) Перегрев подшипника в результате применения слишком вязкой смазки
4) Стремительное сокращение срока службы из-за перегрева при злоупотреблении торможениями или пункт 3
5) нарушение структуры смазки в результате возрастного старения и/или проникновения жидкости
6) слабая устойчивость к фреттингу
7) эксплуатация при температурах ниже границы применимости смазки (вращение по замерзшей).
Посмотрим на это более внимательно и на примерах.
Оригинальные заводские подшипники, особенно типа Хаб2 или Хаб3 могут пройти не одну сотню тысяч километров. Те же подшипники которые ставятся взамен, особенно от комплектовщиков или откровенных китайцев (в плохом смысле этого слова), зачастую не выхаживают и 5 тысяч километров. Но при этом есть и примеры когда подшипник типа Фебест выхаживает 35тык и больше. И не сильно больше на другой такой же машине выхаживает оригинальный подшипник. В чем же секрет?
Как я уже не раз говорил, есть прямая взаимосвязь между вязкостью базового масла в смазке (или вязкости масла+полимерного загустителя) и появлением масляной пленки между деталями приводящей к гидродинамическому трению с минимальным износом.
Ровно также как на водных лыжах, чтобы стать "на воду" нужна либо лыжа побольше, либо чтобы катер набрал скорость, для подшипника нужны либо большая вязкость смазки, либо большая скорость вращения. К сожалению, у ступичных подшипников судьба достаточно тяжелая — они должны приемлемо функционировать и при скоростях близких к нулю оборотов, и на скоростях в сотни и тысячи оборотов. На деле это означает, что закладывание смазки всегда паллиативно — либо наша смазка очень вязкая и хорошо защищает подшипник на малых оборотах, но на высоких оборотах перегревается и создает повышенное сопротивление качению, либо наша смазка маловязкая, и отлично себя ведет на оборотах, но при нагрузках на околонулевой скорости вызывает повышенный износ подшипника вплоть до задиров.
Самое удивительное и печальное, что с параметром "нагрузка сваривания" такая же паллиативная петрушка. Увеличение этого параметра как правило достигается добавлением EP-присадок. Но эти присадки не фея Элли, они работают зачастую за счет химического воздействия на поверхности, фосфатируя их например и делая микроны внешнего слоя менее связными и более "стираемыми". Соответственно, при сильном воздействии вместо того чтобы шарики, обоймы и втулки "сварились" вырвав у друг друга куски и создав заусенцы, они просто снимут у друг друга этот "отEPешенный" слой. Да, подшипник не умрет после удара. Но его линейная эксплуатация будет сокращена по времени из-за повышенного в ряде случаев износа поверхности (отсюда, кстати, и проистекает настойчивая рекомендация не применять EP-смазки, например в подшипниках электромоторов, работающих с постоянной скоростью и постояным усилием. Гасить там "внезапные" нагрузки не надо, а вот ускоренная выработка из-за EP-присадок совсем не нужна).
Итак, производителю машины (и подшипников) приходится решать простое уравнение — в какую сторону делать перекос. И естественно, как правило, выбирается самый очевидный и простой путь — расчет делается на общечеловеческую эксплуатацию, особенно на текущий момент, когда бездорожьем считают легкую грунтовку.
Это значит, что и подшипники ступиц и применяемая в них смазка рассчитана на максимально продолжительную эксплуатацию (полимочевина в качестве загустителя) легкового автомобиля на стандартных колесах по асфальтированным дорогам с скоростью вращения около 1000-1500 оборотов (а откуда взялось вот это станет понятно далее) в средних климатических условиях. На все остальные случае производитель закладывает только некоторый запас по нагрузочной способности подшипника, и уповает на то, что при старте с места температура подшипника мала, а значит вязкость велика (тоже посмотрим).
Соответственно, каждый раз, когда мы ставим бОльшую резину, меняем вылет, дополнительно загружаем машину, перегреваем ступицы, двигаемся по пересеченной местности с небольшой скоростью мы ускоренно разрушаем наш ступичный подшипник. И не забываем, чем больше колесо, тем меньше оно делает оборотов для прохождения того-же расстояния (и тем тоньше масляная пленка). Как бы пустячок, но влиять может.
Вот уже и ответ, почему у некоторых Кайронов заводские передние ступичные ходят по 240 тысяч, а у некоторых вылетают не доживая и до 100 тык.
Еще раз — самый благоприятный сценарий для ступичного (я капитан очевидность) — равноускоренное движение по шоссе с хорошим асфальтом на скорости 90-110 км/ч в умеренную погоду 🙂
Далее — как ни удивительно, но по моей логике, двигаться про тряскому ямному грейдеру лучше на значительной скорости (ну за исключением наличия глубоких ям) и на подспущенных колесах. В этом случае масляная пленка достаточно толстая, подспущенная резина гасит часть колебаний. А медленное и неторопливое переползание на накаченных колесах дает постоянные знакопеременные нагрузки на подшипник, работающий в условиях граничного (а не гидродинамическогог) трения.
Вообще, конечно, если бы у нас у всех были пересмазываемые подшипники, самым лучшим было бы пересмазывание их под каждые изменившиеся условия, но… увы.
Посмотрим же, что закладывают производители ступичных. Наиболее доступны данные от NSK и NTN
Например, это у NSK:
RareMax AF-1 (Куодо Йоши, полимочевина, минералка)
6459 Grease N ( Шелл, полимочевина, минералка)
Pyronoc Universal N-6C (Ниссеки мицубиши, полимочевина, минералка)
HB-1 (Куодо Йоши, полимочевина, минералка)
Ronex MP (Ексон МОбил, литиевое мыло, минералка)
Каг! Здесь нет бестселлера всех времен Мобил XHP222 и Кастрол ЛМХ! 🙂
Что закладывает NTN — Тот же Pyronoc Universal N-6C и RareMax.
Посмотрим, кстати, что это за смазки и на чем делают акцент эти производители смазок (и что соответственно привлекает производителей ступиц)
Raremax AF-1 — минералка, загуститель полимочевина. Обратите внимание, производитель даже не пишет вязкость при 40градусах, фокус на вязкости при разогретой рабочей температуре 100градусов (9,3сст) — именно так производитель ступиц может оценить сопротивление вращению которое будет оказывать смазка в рабочем режиме и наихудшее влияние на толщину масляной пленки. Также, в фокусе потери на испарение, оксилительная стабильность, рабочая стабильность смазки (механическая), расчет утечек, предотвращение коррозии в подшипнике и параметры фреттинга. Ну и "низкотемпературный" момент при титульных -20градусах.
Да, никаких замахов на Сибирь, простая минералка с весьма скромным температурным диапазоном снизу. И множество параметров, характеризующих долгоиграемость смазки.
Ничего в этом духе вы не найдете в TDS к "универсальным" смазкам афтермаркета, своим возлюбленным ЛМКС и "синьке" — потому что их и не закладывают "на срок службы сравнимый со сроком службы узла".
Отдельно надо подумать, почему -20. Во первых, тут надо учесть, что -20 у Куодо Йоши даже рядом не валялись с -20 синьки или других подобных смазок. Хотя и там и там явно минералка, но здесь видимо вязкость при 40 градусах 100-110, а не 220 как у синьки и ее клонов. Кроме того, указанный момент при -20 просто микроскопический, т.е. ступица при -20 должна проворачиваться легким толчком руки.
Также, видимо, производитель по внутренним резонам (возможно результатам тестов) считает что даже при -30 или -40 ступичный узел так быстро прогревается, что ничего страшного для него не произойдет. Тем не менее, очевидно, что при температуре ниже -40 такая смазка будет изрядно "тормозить" движение.
Заглянем в паспорт Pyronoc Universal N6C.
Как под копирку, минеральная основа, полимочевинный загуститель, механическая стабильность, испаряемость, окисляемость, фреттинг. Вязкость 10,7 (чуть более вязкая). От -30 до 150.
В общем, все как я выше и писал — не закладывается никаких идей на скачки сайгаками по кочкам, а закладывается максимально продолжительная эксплуатация по ровному асфальту. Даже значение сварки не указывается. Потому что узел стандартный.
Что закладывает FAG — в частности для грузовых машин (там понятное дело, обороты колес поменьше из-за скоростей и размеров, а нагрузка больше, соответственно, больше и кинематическая вязкость)
FAG Arcanol Load 150 (Ли-комплекс, вязкость 150/?, температуры от -20)
Shell Retinax LX II (заменена в номенклатуре, но была Ли-комплекс 180/16 вязкость, -15/150)
Renolit LX-NHU 2 (Ли-комплекс, полсинтетика, -30+160)
Картина схожа, только чуть выше вязкость, вместо полимочевины литийкомплекс (недолюбливает фаг или коммерческий транспорт предполагается лучше и чаще обслуживается), и те же несущественные нижние температуры.
Koyo куда как менее открыт в своих документах, и там в разделе ступицы типа хаб можно почерпнуть только такую картинку:
Как видите, та же самая история с полимочевиной на минералке, но с хорошим антифреттингом, большой продолжительностью жизни, и низкотемпературным моментом страгивания, но температурами от -30 до +150.
Забавно, рядом выложен еще один PDFв довесок — видно самоновейшее дополнение чтобы хорошо выглядеть — дескать могут быть еще и синтетические основы с большей температурной градацией. И Звездочек там не везде больше чем у полимочевины на минералке(!)
Небольшая ремарка, почему все крутится вокруг вязкости 9-11 сст при 100гр.
Если мы посмотрим два графика ниже, мы увидим, что в районе 1000-1500 оборотов подшипника и температуры 60-80гр при размере ступичного подшипника именно такая вязкость и нужна, чтобы иметь гидродинамическое движение на масляном клине. Отсюда, кстати, проистекает и рекомендация — не стоит сворачивать на разбитую дорогу с медленным движением сразу после скоростного отжига по шоссе или спуска с серпантина. Разогретая до 100+ смазка в ступичных при 100-200 оборотах подшипника в минуту совершенно не дает нужной масляной пленки, трение граничное, износ большой, уязвимость к ударным нагрузкам повышенная. Следует остановиться, дать ступицам остыть до 40 градусов и уже тогда, с ставшей более вязкой смазкой приступать к преодолению медленных и ударных препятствий.
Вот такие вот пряники и абрикосы. Да, я обещал сказать за китайские ступицы. Ну понятно, самое главное — это повезло или нет со сборкой. Потому что незначительные отклонения в натяге по докам того же NSK сокращает пробег подшипника НА ПОРЯДКИ.
Если в целом со ступицей повезло, и она не люфтит сразу после выезда из сервиса, далее вступает в действие "нагрузочный запас". Все уже давно привыкли, кто никакого сказочного ресурса 90х в деталях больше нет, все просчитано на компьютере и даже производитель оригинала четко, а не щедро отмеряет допустимый ресурс. Так вот, в китайских ступицах, запас еще меньше. И смазка похуже. Соответственно, малейшее отклонение в размерах колес, вылетах, нагрузках на малых скоростях — и масляная пленка пробита, посредственная сталь задрана и ступица стремительно деградирует.
Тут надо четко понимать — есть четкая граница нагрузки. До нее китайская ступица может прослужить десятки тысяч километров, просто потому что вращение в основном гидродинамическое, металл изнашивается только на переходных режимахх, смазка не перегревается. Стоит один или два раза перейти эту границу, нагрузив ступицу вне расчетного "шоссе средней скоростью без перегревов" — и китайская ступица может стремительно залюфтить. Оригинал же, какое-то время будет терпеть такие перегибы — хотя и его ресурс сократится.
Подытожим, какую смазку надо смотреть в ступичные (если вдруг мы решили их пересмазать спустя много лет службы и у нас есть техническая к этому способность).
Если у нас простая легковая машина для шоссе и хороших дорог — нужно смотреть смазку с вязкостью при 100 градусах -9,10, 11 сст, консистенции 2, загуститель желательно полимочевина, температурный диапазон не менее до 150, нижняя граница от -30 и ниже (средняя полоса РФ). Если вязкость при 100гр не указана, то ориентироваться на вязкость при 40гр в районе 100-120сст (минеральная основа), 90-110 (синтетическая основа).
Если у нас машина, которая носит колеса не по размеру, быстро по шоссе ездит редко, зато часто с небольшими скоростями любит попрыгать по кочкам и камням, смотрим смазку с вязкостью при 100градусах 12,13,14 сст, консистенции 2, загуститель желательно полимочевина, если нарушены уплотнения подшипника — сульфонат кальция, температурный диапазон не менее до 150, нижняя граница от -30 и ниже (средняя полоса РФ). Если вязкость при 100гр не указана, то следует ориентироваться на вязкость при 40гр в районе 120-160 минеральная основа, 110-150 — синтетическая. Можно и обратить внимание на нагрузку сваривания и решить для себя, готовы ли вы применить конскую дозу EP-присадок со всеми вытекающими относительно общего ресурса, чтобы защитить свой ступичный подшипник от "пробоя".
Вопросы и ответы.
В: Я запихал везде Mobil XHP222 и в ус не дую. Как вам моя ориентация?
О: Технически, применение смазки с такой вязкость регламентировано компанией Скания в ступичных тягачей и грузовиков. Для легкового автомобиля ничего хорошего в этом нет, но если не гонять, подшипник может поработать ценой большего расхода топлива и бОльшего износа в морозы ниже -30.
В: Я взял и добавил в свою ступицу через отверстие ABS любимого литола/кастрола/… Правда я молодец?
О: Как видите, множество производителей применяют в ступицах смазку с полимочевинным загустителем, который химически несовместим с другими загустителями. Если вам не повезло, то вы изрядно сократили срок службы своей ступицы. Если уж охота пуще неволи, следует полностью промыть ступичный подшипник (прокачать), и заложить смазку в пустой.
В: Я заложил в ступичный Литол24. А что, мой дед так делали прадед, на телеге.
О: Литол24, да на литиевом мыле — один из неудачных вариантов. В силу своей слабо стабильности он быстро деградирует, в силу невысокой максимальной температуры — коксуется, в силу невысокой вязкости — плохо защищает подшипник, в силу плохой нагрузки сварки тоже плохо защищает подшипник и легко вымывается. Если ваш подшипник (и ваш график) позволяют пересмазывать его каждые 5-10 тысяч КМ и вы ездите как пенсионер, ну… "сэкономьте" на спичках.
В: Мне подогнали совейский Циатим, я его заложил в ступицу и круче всех, потому что в СССР это было только для крутых самолетов
О: Практически все Циатимы имеют низкую несущую способность, и слишком низкую вязкость, а их нижний температурный предел по ГОСТ существенно занижен относительно замеров по Кеттерниху (прокачиваемость западных смазок). Если вы используете машину только в арктическую Зиму — воспросов нет. Иначе летом у вас вязкость смазки при рабочей температуре будет 4-5сст с быстро нарастающим износом.
В: Стоит ли пересмазывать новую "китайскую" ступицу?
О: Если это производитель третьего звена, резон в пересмазывании есть. Хорошая афтермаркетная смазка, ценой либо ущерба в температурной составляющей, либо денежной может кратно увеличить ходимость ступицы при линейной эксплуатации. Но опять же, при соблюдении правила "никаких нерасчетных нагрузок". Даже хорошая смазка из пластилина не сделает отличный металл.
В: Я крутой, заложил крутую Redline CV-2 в ступицы, теперь они у меня вечные.
О: Хотя CV-2 и хорошая для афтермаркета смазка и подходит по параметрам в узел, следует иметь в виду, что она заточена под гоночное использование. Вопрос применимости органического молибдена в ступице при резких нагрузках для меня не очевиден. Опять же, китайский хаб не станет автоматически пуленепробиваемым
В: Ты достал, заумными своими высказываниями, ботан чтоле. Чо как — конкретнее чо сказать пацанам, какую смазку закладывать, розовую, желтую или синюю
О: —
В: Так нужно ли менять галимую минералку производителей на нормальную синтетику. Вопрос из Якутии.
О: Если машина у вас эксплуатируется в морозы ниже 30 градусов на постоянной основе и нет теплого гаража, то правильнее будет вообще на зиму заменять смазку в ступице на маловязкую, наподобие вышеупомянутого Циатима(но не циатима) на синтетической основе. Тогда у вас в любой мороз практически сразу после старта вязкость в узле будет близка к оптимальной (грубо говоря, при -40 узел не будет разогреваться выше 40гр вместо 100гр, и соответственно, хорошо себя покажет смазка с вязкостью 15-25сст при 40гр).
Если возможности пересмазывать узел нет, то класть синтетику обычной вязкости, и смириться с тем, что все равно при сильных морозах ступицы будут "туговаты" (но хоть вообще крутиться будут без особого износа).
В: А мне все советуют Castrol LMX. Как быть?
О: идея заклалывать в ступичные этот кастрюль пошла из ранних времен. В 2006 году он имел вязкость 170/13.5, что допустимо для тяжелых автомобилей, хотя и не оптимальный выбор.
На текущий момент кастрол лмх комплексфетт имеет вязкость 200/14. Это вязковато, зато указано вполне приличное значение истечения при -30. Если ничего лучшего под рукой нет, можно применить и его.
2006
Сейчас
На этом все.
Дома не сидим!
Лайки, хаски и бульдоги ждут вашего нажатия )
Репосты и подписки всегда доступны
Если есть какие-то адекватные вопросы, а не "а чо взять тыкни носом" — пишите в комментариях
Лучшая смазка для подшипников ступицы: рейтинг самой хорошей, таблица сравнения, рекомендации
Автотовары
Защитить важные узлы автомобиля от износа помогает смазка для ступичных подшипников; какая лучше, можно понять, изучив рейтинг. При выборе состава обращают внимание на отзывы пользователей, свойства и назначение средства.
Какие подшипники нужно смазывать и когда
Периодичность обработки зависит от типа детали:
- 2-рядные закрытые колесные ступицы смазывают каждые 50 тыс. км пробега. Однако ступичный блок стоит регулярно проверять на наличие протечек или повреждение уплотнителя. При этом неважно, какой тип детали установлен: шариковый или роликовый. Второй тип устойчив к высоким нагрузкам, однако он служит меньше, чем первый. Такие изделия требуют использования большего количества смазки. Так они не перегреваются, не изнашиваются.
- Однорядные конические подшипники нужно часто обрабатывать. Ложа детали не имеет уплотнительных прокладок, поэтому смазочный материал подтекает. Необходимо регулярно осматривать защитные сальники, устанавливаемые в детали такого типа.
- Сборные узлы можно смазывать только при наличии технологического отверстия или мягкого уплотнителя. Срок службы совмещенного со ступицей подшипника выше: заводской смазки хватает на весь период эксплуатации, однако бывают исключения.
Замена защитного материала помогает увеличить срок службы детали, поддерживает ее правильную работу.
Рекомендуется проводить процедуру каждые 30 км пробега. Помимо физического износа, нередко возникают ситуации, требующие добавления смазки.
Например, про протечке сальника объем материала уменьшается быстрее.
Разновидности и маркировка смазки для ступичных подшипников
Существуют такие типы материалов:
- Литиевые составы. Это самый доступный и распространенный вид, однако он почти не защищает металлические детали от влаги.
- Лубрикаторы, устойчивые к высокотемпературному воздействию. Такие характеристики средствам придает порошковая медь. В состав входят и другие металлы.
- Смазки с полимочевиной. Средства часто используются в автомобилестроении. В состав входит стабилизатор — сульфанат кальция. Материал не разрушается при нагревании до +220 °С.
- Смазочные материалы с молибденом. Устойчивы к нагреванию, однако при смешивании с водой образуют осадок. Это негативно сказывается на состоянии обрабатываемых деталей.
- Перфторполиэфирные смазки. Применяются для защиты деталей гоночных автомобилей. Из-за высокой цены материалы не используются в быту.
Каждый состав помечается маркировкой. Согласно ГОСТ, изготовители должны указывать код применяемого смазывающего компонента.
Маркировка зарубежных средств выполняется по собственным стандартам. Обозначения можно найти в каталогах изготовителя.
Например, NSK и SKF указывают собственные коды, отражающие тип и процентное содержание основного компонента. В маркировке 6-256907EK12C20 последние 3 символа означают вид смазывающего ингредиента.
Основные требования
Смазка для ступиц колес должна отвечать таким критериям:
- Не разжижаться при нагреве. Среднее рабочее значение для обрабатываемой детали — +120 °С. Рекомендуется выбирать средство с наиболее широким температурным диапазоном.
- Сохранять консистенцию в морозную погоду. При охлаждении средство не должно густеть и мешать движению роликов.
- Не менять свойств при смешивании с водой, защищать металлические компоненты от коррозии.
- Не разрушаться при кратковременных скачках температур.
- Быть химически стабильным. Смазка не должна разрушать резину и пластмассы, из которых производятся сальники и уплотнители.
Характеристики и классификация
При выборе характеристик материала учитывают рекомендации производителей.
Все средства классифицируются по назначению:
- Масла (маслянистые смазочные материалы). Применяются при высокоскоростном вращении деталей, сопровождающемся выраженным нагревом. Вещества снижают силу трения, препятствуют разрушению подшипника от агрессивных сред.
- Пластичные составы. Имеют вид мазей, уменьшающих трение. В отличие от предыдущего типа, пластичные средства хорошо удерживаются на вертикальных поверхностях, не стекают с обработанных деталей.
- Твердые средства. Применяются только для смазывания подшипников скольжения. Составы образуют тонкую сухую пленку, препятствующую износу деталей при трении. Твердые средства используются при невозможности применения других видов.
Свойства смазки
Характеристики материала выбирают с учетом условий его применения.
Рабочие пары ступиц движутся с большой скоростью, чем обуславливается нагрев точек их соприкосновения.
Смазка должна минимизировать влияние высоких температур на металлы. Кроме того, узел подвержен воздействию влаги и грязи. Стоит выбирать составы, предотвращающие коррозию.
Какие смазки использовать не рекомендуется
Нельзя смазывать ступицы такими веществами:
- Синтетическими углеводородными средствами. Они не выдерживают нагрева, начинают разжижаться при температуре +45 °С.
- Силиконовыми средствами, главным ингредиентом которых является вазелин.
- Графитными составами. Такие материалы не только не выполняют нужных функций, но и повреждают детали.
- Составами с содержанием кальциевого мыла. Они не препятствуют появлению коррозии при попадании влаги.
- Комбинированными смазочными средствами.
- Средством «Шрус-4». Такой состав создан для смазки шарниров. Для обработки ступиц он не подходит.
Какая фирма-производитель лучше
В магазинах присутствуют смазочные материалы разных брендов.
Лучшими по мнению пользователей являются такие фирмы:
- SKF;
- Liqui Moly;
- Motul;
- Total;
- «ВМПАвто»;
- Chevron.
Топ-10 лучших моделей смазок
В рейтинг вошли средства, показавшие хорошие результаты в популярных тестах.
Liqui Moly LM 50
Универсальная высокотемпературная смазка предназначена для защиты ступиц грузовиков и сельскохозяйственных машин. Средство устойчиво к повышенным нагрузкам и нагреву. В состав включены антизадирные добавки, продлевающие срок эксплуатации деталей. Состав прочно сцепляется с узлами, подвергающимися скоростному вращению. Он не вымывается водой любой температуры, устойчив к давлению. Примерная стоимость — 700 руб. за 400 г.
Castrol LMX Li-Komplexfett 2
Является усовершенствованным вариантом популярного «Литола-24». Смазка зеленого цвета образует прочную защитную пленку, не разрушающуюся в сложных условиях. Материал хорошо сцепляется с поверхностью, не смывается водой или моющими средствами. 300 г состава стоят 620 руб. Средство не застывает в морозную погоду, не разжижается при нагреве.
Step up — high temperature wheel bearing lithium grease
Литиевая смазка подходит для всех видов подшипников. Она снижает силу трения, препятствует появлению ржавчины. Стоимость начинается от 700 руб.
К преимуществам Step Up относятся:
- высокие защитные качества;
- сохранение свойств при контакте с загрязнениями;
- водоотталкивающие качества;
- широкий диапазон рабочих температур;
- защита от задиров;
- прочное сцепление с поверхностями.
Suprotec Универсал-М
Пластичная смесь разработана для защиты ступичных подшипников и других вращающихся узлов от быстрого износа. Входящие в состав компоненты образуют тонкую защитную пленку с особой структурой. Suprotec частично восстанавливает изношенные детали, оптимизируя силу трения во вращающихся парах.
Средство устойчиво к высоким нагрузкам, устраняет вибрацию и шумы, снижает энергетические потери. Пользователи отмечают единственный недостаток — небольшой диапазон рабочих температур. Однако «Suprotec Универсал-М» — лучшая бюджетная смазка для мотоциклов, легковых и грузовых автомобилей.
Dow Corning Molykote
Средство предназначено для устранения таких проблем:
- образования задиров;
- преждевременного износа;
- разрушения защитной пленки при высокоскоростном вращении подшипников;
- коксования материала при сильном нагреве;
- вымывания смазочного средства;
- появления следов ржавчины.
В состав входят минеральные масла, ингибиторы коррозии, противозадирные компоненты.
Motul Tech Grease 300
Полусинтетическая смазка обладает хорошими эксплуатационными характеристиками. В качестве антифрикционного компонента используется литиевый комплекс. В топ-10 Motul Tech Grease 300 смазка попала благодаря влагостойкости и антикоррозионному действию, позволяющим применять ее в сложных условиях. Состав не теряет свойств при температурах -30…+150 °С. Пиковый предел составляет +2000 °С.
Fuchs Titan Renolit Duraplex EP2
Пластичная смазка содержит литиевое мыло и качественные минеральные масла. Применяется для смазывания деталей машин, эксплуатируемых в условиях повышенных температур. Стоимость упаковки в 400 г составляет 360 руб.
К преимуществам Fuchs Titan Renolit Duraplex EP2 относятся:
- наличие в составе дополнительного набора присадок;
- хорошие водоотталкивающие свойства;
- широкий диапазон рабочих температур;
- антикоррозионные свойства;
- стабильность в любых условиях.
Недостатком является строение тубы, вызывающее неудобства при обработке подшипников.
RW Grease U 100 HV 2
Полимочевинный состав предназначен для высокоскоростных легковых автомобилей. В состав входят очищенные минеральные масла. Стоимость 400 г средства составляет 240 руб.
Преимуществами RW Grease U 100 HV 2 являются:
- широкий температурный диапазон;
- стабильность в разных условиях;
- защита деталей от износа;
- антикоррозионные свойства;
- медленное испарение;
- устойчивость к влаге.
Total Multis EP 2
В основе этого средства лежат масла глубокой очистки и ингибиторы коррозии. Универсальная смесь сохраняет свойства в условиях повышенной влажности, снижает вибрацию. Состав имеет вид густой мази коричневого цвета, содержащей литиевый загуститель. Присадка обеспечивает надежное сцепление материала с поверхностью. Total Multis EP 2 не содержит солей тяжелых металлов, поэтому считается безопасным. Некоторые пользователи жалуются на неудобный тюбик.
Allstar Timken
Смазка выдерживает высокие температуры, поэтому может наноситься на подшипники барабанов и дисков. Ингибиторы коррозии предотвращают преждевременный износ, защищают детали от воздействия влаги. Allstar Timken содержит литиевый загуститель, препятствующий растеканию средства при нагреве.
Сравнительная таблица
Стоит сравнить характеристики популярных смазочных материалов. Таблица помогает понять, какой состав лучше.
Название | Особенности | Стоимость (вес) |
Liqui Moly LM 50 | Устойчив к охлаждению и нагреву. | 865 руб. (400 г) |
Step Up — high temperature wheel bearing lithium grease | Используется для обработки любых вращающихся деталей. | 730 руб. (450 г) |
Castrol LMX Li-Komplexfett 2 | Содержит литий и минеральные масла. Дополнительные присадки отсутствуют. | 790 руб. (400 г) |
Motul Tech Grease 300 | Выдерживает сильный нагрев. | 340 руб. (200 г) |
Fuchs Titan Renolit Duraplex EP2 | Содержит дополнительные присадки. Используется для обработки деталей, подвергающихся высоким нагрузкам. | 360 руб. (400 г) |
RW Grease U 100 HV 2 | Защищает детали от износа, медленно испаряется. | 240 руб. (400 г) |
Какую смазку лучше выбрать
При покупке средства стоит учитывать место и условия применения. На эти характеристики ориентируются при выборе вида смазки, ее свойств и назначения. При работе в условиях высоких температур в подшипники ступиц стоит класть Fuchs Titan Renolit. Самым лучшим для грузовой техники считается Luqui Moly LM 50. При ограниченном бюджете можно использовать Suprotec Универсал-М.
Советы и рекомендации
Необходимо своевременно обрабатывать ступичный узел. Стоит самостоятельно контролировать уровень нагрева корпуса. Резкое повышение температуры свидетельствует об уменьшении объема или загрязнении смазочного средства. При покупке отдают предпочтение только оригинальным товарам.
Какая смазка самая лучшая, а от использования какого средства стоит воздержаться?
Смазка для ступичных подшипников: как выбрать и как смазать подшипник ступицы
Смазка в ступичных подшипниках (далее «СП») необходима, чтобы избежать износа тел и дорожек качения, сепараторов, перегрева узла, коррозии.
Заводская смазка закладывается только в подшипники закрытого типа. Добавлять смазывающие составы в такие шарикоподшипники требуется только после определенного пробега автомобиля.
Открытые ступичные узлы, например при установленных однорядных конических роликоподшипниках, требуется смазывать непосредственно перед установкой или заменой.
В статье подробно рассказано о видах смазки, как её выбрать и, как самостоятельно смазать ступичные подшипники.
Какие ступичные подшипники смазываются и когда
Как говорилось выше, закрытые двухрядные задние или передние ступичные подшипники колес смазываются только в процессе эксплуатации, в среднем после 50-60 тысяч км. Но ступичный узел рекомендуются проверять на протечку смазки и на нарушения целостности уплотнителя, вне зависимости шариковый или роликовый тип изделия установлен.
Роликовые ступичные более устойчивы к нагрузке, но срок службы зачастую меньше, чем у шариковых и у них меньше максимальную скорость вращения, а следовательно и температуры там ниже. Для них требуется больше смазочного материала, чтобы внутренние детали качения не перегревались и не деформировались.
Если говорить об однорядных конических роликоподшипниках (только такой тип однорядных используется в ступичных узлах), то они более требовательны к спецсмазке, так как не имеют уплотнителей и зачастую смазочный материал вытекает. У таких узлов следует внимательно относится к защитным сальникам, которые устанавливаются в узлы такого типа.
У многих авто используется сборный тип конструкции ступичного узла, когда подшипник совмещен со ступицей. Смазать деталь в таком исполнении возможно, если имеется специальное отверстие, или если имеется открытая сторона с мягким уплотнение – что очень редко. У таких подшипниковых узлов срок службы повышен, поэтому и количества заводской спецсмазки хватает на весь срок службы, но бывают исключения.
Когда нужно смазывать подшипник
Замена смазки для подшипников ступицы требуется для увеличения срока службы детали и правильной её работы. Мастера советуют заменять смазывающие составы через 20-30 километров пробега в узлах с однорядными типоразмерами, и через 40-60 у закрытых двухрядных.
Но кроме естественного износа, иногда возникают ситуации, когда требуется добавить спецсмазку, например, в летнее время она может уменьшаться быстрее, или если имеются небольшие протечки сальника или уплотнения.
Какая смазка используется в ступичных подшипниках
Выделяют следующе виды смазки:
- Составы, содержащие литий. Один из распространенных. Доступный в продаже, но есть минус – практическое отсутствие защиты поверхности от влажности. Представитель – «Литол 24».
- Лубрикаторы, устойчивые к температуре. Приобретает теплостойкие характеристики из-за порошка меди и никеля. Добавляются так же и другие металлы. Характерная продукция – Castrol LMX.
- С полимочевиной. Популярный раствор в автомобилестроении. В составе смазки: кальций-сульфанат для стабилизации. Устойчив к температуре до 220 градусов Цельсия. Пример – AIMOL Greasetech Polyurea EP 2.
- С молибденом. Обладает термической стойкостью. Минус – при соединении с водой выделяет конденсат, что сокращающее срок службы деталей.
- Перфторполиэфирные. Применяется в гоночных моделях и автомобилях премиального класса. Высокая стоимость не оправдывает практического использования.
Маркировка
Смазочный материал обозначается в маркировке п/ш. Согласно ГОСТ 3189-89, производитель должен предусмотреть в своих изделиях с смазывающий компонент определенной марки и в определенном количестве согласно стандарта.
Марка смазки | Знак |
---|---|
ЦИАТИМ-201 | — |
ОКБ-122-7 | С1 |
ЦИАТИМ-221 | С2 |
ВНИИНП-210 | С3 |
ЦИАТИМ-221С | С4 |
ЦИАТИМ-202 | С5 |
ПФМС-4С | С6 |
ВНИИНП-271 | С7 |
ВНИИНП-235 | С8 |
ЛЗ-31 | С9 |
N 158 | С10 |
СИОЛ | С11 |
ВНИИНП-260 | С12 |
ВНИИНП-281 | С13 |
ФИОЛ-2У | С14 |
ВНИИНП-207 | С15 |
ВНИИНП-246 | С16 |
ЛИТОЛ-24 | С17 |
ВНИИНП-233 | С18 |
ВНИИНП-274 | С20 |
ЭРА | С21 |
СВЭМ | С22 |
ШРУС-4 | С23 |
СЭДА | С24 |
ИНДА | С25 |
ЛДС-3 | С26 |
ФИНОЛ | С27 |
Например, 6-256907EK12С20. С20 – это тип смазывающего состава.
У зарубежных производителей существуют собственные внутренние стандарты. Как правило, обозначения смазок указаны в каталогах производителей. Например, у SKF и у NSK существуют собственные коды, обозначающие типы смазок и количество закладываемого объема в закрытый подшипник.
Рейтинг смазки для ступичных подшипников. Какая лучше
Какую же смазку лучше использовать в ступичных узлах если на выбор лучшей автосмазки влияют несколько показателей:
- Характеристики деталей / узлов
- Температурный режим
- Уровень влаги
- Климатические условия
- Отзывы
- Производитель
- Предпочтения владельца и стоимость товара
На основании вышеперечисленных показателей, был составлен список-рейтинг предпочтительных марок.
Наименование | Краткое описание | Цена на 2022 год, руб |
---|---|---|
LIQUI MOLY LM 50 | Лубрикатор характеризуется устойчивостью к разным температурным режимам. База – литиевое вещество. | 865 ₽ – 400 грамм |
SKF LGWA 2 | Состоит из минералов и лития. Используется при высоких эксплуатационных температурах. Эффективен в условиях влаги. | 889 ₽ — 200 грамм |
Step Up HIGH TEMPERATURE WHEEL BEARING LITHIUM GREASE | Подходит для всех типов запчастей. В составе – металлы, обладающие антикоррозийными свойствами. | 730 ₽ – 450 грамм |
Castrol LMX Li-Komplexfett 2 | Состоит из загустителя. Входят минералы, литий. Нет дополнительного присадок. | 790 ₽ – 400 грамм |
Motul Tech Grease 300 | Пластичная. Применяется при высоких нагрузках. Выдерживает температуру до 200 градусов. | 340 ₽ – 200 грамм |
Mobil XHP 222 | Основной элемент – литий. Разработан специально для условий повышенной нагрузки. Обеспечивает хорошую защиту от коррозии, воды. Устойчив к температуре. | 410 ₽ – 700 грамм |
vazoved
Я езжу на LADA VESTA CROSS
г. Москва
Тогда просто не кому будет платить штрафы! Это Корейский автопланшет видеорегистратор 15 в 1 на Андройде..
Я Забыл про штрафы и Яндекс-Навигатор. Тут и FULL HD съемка, антирадар и GPS с 32 спутниками. Брал по демократичной цене для такого большого функционала: ТУТ
LIQUI MOLY LM 50
Спецсмазка для ступичного подшипника синего цвета. Относится к литиевому типу, а точнее к консистентным смазкам второго класса NLGI.
- Проявляет устойчивость к тяжелым эксплуатационным условиям, не поддается коррозии, окислению, воздействию воды.
- Соответствует немецкому индустриальному стандарту DIN 51502 KР 2 Р-30.
- Температурный диапазон применения: от -30°C — +160°C кратковременно +200°C
Видео – тест LIQUI MOLY LM 50 на трение
SKF LGWA 2
Пластичный состав, который состоит из лития и минералов. Применяют в условиях экстремальных температур и нагрузки. По влагостойкости — одна из лучших в своем классе. Разработчик «SKF»: ведущий в списке производителей подшипников, но это и минус, так как сложно найти на полках магазинов.
- температура работы – до 220 градусов,
- активное смазывание при нагрузках и низких частотах,
- антикоррозийные свойства.
Рекомендуется к использованию в грузовых автомобилях, трейлерах, обычных машинах.
Step Up HIGH
Базовое вещество – литий. Содержит металлические включения, обладающие антикоррозийными свойствами. Сохраняет полезные характеристики при воздействии инородных растворов, грязи, влаги. Среди других характеристик:
- способен выдержать температуру до 250 градусов;
- нагрузка – 1166 Н;
- скорость до 10000 оборотов за минуту.
Характерная черта – высокие температурные показатели. Используется на сильном морозе или при жаре в южных областях страны. Устанавливается на спортивных машинах, которые подвергаются высоким нагрузкам.
Castrol LMX Li-Komplexfett 2
Используется литиевый загуститель для пластичности, основа — минерального масла и с пакетом присадок. Стойкость к затвердевани, пониженное выделение масла, а так же адгезия к металлическим поверхностям. Применяется для высоких температур ступиц.
- зеленый цвет;
- сохраняет свойства при -35° С;
- легко смывается водой;
- не терпит попадания прямых солнечных лучей;
- температура – до 260 градусов.
Motul Tech Grease 300
Смазывающий комплекс разработан на минеральных и синтетических растворах с добавлением литиевого элемента. Класс — NLGI 2. Имеет зеленый цвет. Присадки в составе: противозадирные, противоизносные, антиокислительные и антикоррозионные.
- противозадирные свойства;
- температура – от -30° С до +150° С при продолжительной работе, до 200 – при нагрузках;
- стойкость к коррозии;
- сохраняет свойства при -30° С;
- не смывается, удерживается на поверхности;
- сохраняет стойкость при высоких нагрузках.
Mobil XHP 222
Относится к пластичному типу. Изготавливается на литиевой основе. Разработка по специальной технологии обеспечения повышенной защиты. Смазки Mobilgrease XHP выпускаются классом 00, 0, 1, 2 и 3 по NLGI с вязкостью базового масла ISO VG 220. Темно-синий цвет.
- устойчивость к воздействию воды;
- обеспечение сцепления с металлической поверхностью;
- защита от формирования коррозии;
- стойкость к разрушению в условиях высокой температуры.
Как смазать открытый ступичный подшипник конического типа
Как правило, в ступичный узел устанавливаются два открытых ступичных подшипника конического типа. Если вы устанавливаете новые детали, при замене старых, то необходимо тщательно промазать внутренние обоймы вместе с роликами, затем внешние обоймы с внутренней стороны и только потом устанавливать роликоподшипники.
Если вы смазываете уже установленные детали, то рассмотрим процедуру пошагово:
Смазки для подшипников ступицы: ТОП-5
Смазка для подшипников ступицы защищает их от износа и облегчает скольжение контактирующих поверхностей, чем способствует легкому вращению колеса, снижению нагрузки на двигатель и ходовую часть автомобиля.
Мы выбрали 5 наиболее популярных смазок для подшипников и представили их в виде рейтинга – на основании комплекса свойств, стоимости и успешного опыта применения материалов.
EFELE MG-213
EFELE MG-213
EFELE MG-213 обладает механической стабильностью, повышенной несущей способностью, устойчива к смыванию водой. Смазка характеризуется высокими антикоррозионными и противоизносными свойствами, имеет длительный срок службы.
Помимо ступичных подшипников, данный материал актуален и в других узлах ходовой части автомобилей и специальной техники. В промышленности он применяется для обслуживания деревообрабатывающего, полимерного и металлургического оборудования, подшипниках сушильных печей, вентиляторов и электродвигателей.
EFELE MG-213 – лучшая пластичная смазка для ступичных подшипников. При очень высоких эксплуатационных характеристиках ее стоимость ниже, чем у популярных аналогов. Подробнее об этом материале смотрите в видеообзоре.
Фасовки
- Шприц с дозатором 10 г, туба 400 г, ведра 5 и 18 кг
Molykote Multilub
Molykote Multilub
Пластичная минеральная смазка на основе литиевого мыла. Диапазон рабочих температур от -25 до +120 °C.
Molykote Multilub предотвращает коррозию, заедание, задиры и схватывание. Она не вымывается водой, имеет длительный срок службы, высокую несущую способность.
Данная смазка используется не только в ступичных подшипниках, но и узлах трения вентиляторов и электродвигателей, конвейерных систем и металлообрабатывающих станков. Подходит для зубчатых передач, шлицевых соединений и гибких валов в оболочках.
Molykote Multilub проигрывает EFELE MG-213 по стоимости, диапазону рабочих температур и доступности.
Фасовки
- Тюбик 100 г, туба 400 г, банка 1 кг, ведро 20 кг, бочка 180 кг
Fuchs Renolit LX EP 2
Fuchs Renolit LX EP 2
Пластичная смазка зеленого цвета на основе минерального масла и литиевого комплекса. Диапазон рабочих температур от — 30 до +150 °C.
Fuchs Renolit LX EP 2 обеспечивает защиту поверхностей от коррозии и износа, устойчива к механическому разрушению и окислению. Обладает повышенной несущей способностью и длительным сроком службы.
Смазка предназначена для обслуживания узлов трения ходовой части автомобилей и специальной техники, подходит для промышленного оборудования.
Fuchs Renolit LX EP 2 обладает стабильными характеристиками, однако проигрывает лидерам по термо-и водостойкости.
Фасовки
- Туба 400 г, ведра 5 и 18 кг, бочка 180 кг
Mobilgrease XHP 222
Mobilgrease XHP 222
Минеральная пластичная смазка на основе литиевого комплексного мыла. Диапазон рабочих температур от -25 до +150 °C.
Смазка Mobilgrease XHP 222 устойчива к воздействию воды, защищает подшипники от коррозии и износа, предотвращает задиры, при высоких температурах не разрушается и не окисляется.
Данный материал может применяться как в ходовой части автомобильной и специальной техники, так и в промышленном оборудовании, морском и сельскохозяйственном оборудовании.
По своим характеристикам Mobilgrease XHP 222 уступает смазке Molykote, а по цене намного превосходит российскую EFELE MG-213.
Фасовки
- Туба 390 г, ведро 18 кг, ведра 50 и 180 кг
Shell Gadus S3 V220C 2
Shell Gadus S3 V220C 2
Минеральная пластичная смазка многоцелевого применения на основе литиевого комплекса. Диапазон рабочих температур от -15 до +150 °C.
Shell Gadus S3 V220C 2, помимо ступичных подшипников и других элементов ходовой части автомобилей, используется в нагруженных узлах литейного, вибрационного, горнодобывающего, дробильного оборудования и роликовых транспортерах.
Смазка устойчива к повышенным вибрационным нагрузкам, воздействию воды и высоких температур. Она хорошо удерживается на поверхностях, защищает их от износа и коррозии, а также обладает длительным сроком службы.
Среди всех представленных смазок Shell Gadus S3 V220C 2 обладает самой низкой морозостойкостью, что резко ограничивает область ее применения.
Фасовки
- Туба 400 г, ведро 18 кг, бочка 180 кг
Требования к смазкам для подшипников ступицы
Качественная смазка для ступичных подшипников должна отвечать ряду требований:
- Не растекаться при высоких температурах: летом в дневное время асфальт прогревается до +70 °C, а при увеличении нагрузок на подшипниковый узел температура может достигать +140 °C и более
- Не загустевать и не застывать при отрицательных температурах: в противном случае усилие на сдвиг увеличится, шарики или ролики в подшипниках перейдут в режим трения скольжения, что повлечет за собой усиление износа и образование задиров
В идеале смазка должна сохранять свои рабочие характеристики при температурах от -40 °C (можно ниже) до +140 °С.
- Не смываться водой, которая попадает в узел с дорожного полотна: вымывание смазки грозит распространением коррозии
- Иметь оптимальную вязкость, чтобы под действием высоких скоростей, температур и нагрузок сохранять свою структуру, обеспечивать эффективное смазывание и отвод тепла.
- Быть устойчивой к различным химическим веществам (реагентам, топливу, маслу), нейтральной к резинам и пластмассам – чтобы не разрушать сальники и пыльники
В настоящее время для ступичных подшипников чаще всего используют литиевые и молибденовые смазки. Рассмотрим эти группы подробнее.
Литиевые смазки
Наиболее распространенные и широко применяемые не только для обслуживания ступичных подшипников, но и других узлов автомобиля. Материалы на основе минеральных, синтетических и полусинтетических базовых масел, загущенных литиевым мылом или литиевым комплексом.
Литиевые смазки обладают высоким ресурсом и достаточно доступной ценой. Они работают при нагрузках до 2800 Н, защищают узлы от коррозии, не вымываются водой, имеют достаточно высокие противоизносные и противозадирные свойства.
Другие свойства этих смазок зависят от особенностей базового масла. Например, силиконовые литиевые смазки имеют низкий коэффициент трения и высокие диэлектрические свойства, устойчивы к агрессивным химикатам. Материалы на основе эфирных синтетических масел выдерживают очень высокие скорости (свыше 1300000 мм*об/мин), а также обладают шумоподавляющими способностями.
Смазки на базе полиальфаолефиновых (ПАО) масел имеют очень низкие температуры застывания, характеризуются малой коксуемостью, высокой термостабильностью, устойчивостью к окислению.
В комплексных литиевых смазках базовое масло загущено мылами литиевых солей уксусной, адипиновой, азелаиновой и других кислот. Они отличаются более широким диапазоном рабочих температур, большей устойчивостью к воздействию воды, высокой механической стабильностью и уменьшенным маслоотделением.
Молибденовые смазки
Смазки с дисульфидом молибдена (MoS2) в качестве антифрикционной добавки. Так же, как и литиевые, они могут быть минеральными, синтетическими и полусинтетическими.
Частицы дисульфида молибдена образуют на поверхностях деталей дополнительный смазочный слой, который защищает их от абразивного износа, задиров и коррозии.
В случае испарения базового масла смазывающую функцию берет на себя MоS2, и смазка начинает работать в качестве аварийной.
Молибденовые смазки обладают высокой несущей способностью и могут работать при очень больших нагрузках. Как правило, они закладываются на весь срок службы ступичного подшипника.
Минус молибденовых материалов в том, что при длительном воздействии воды в них образуются абразивные частицы, которые негативно влияют на состояние подшипников. Поэтому в случае нарушения их герметичности смазка нуждается в замене.
Чем не рекомендуется смазывать ступичные подшипники?
Для обслуживания ступичных подшипников подходят далеко не все смазки. К примеру, солидол при резком повышении температуры перестает защищать детали от износа. Графитовые смазки содержат абразивные компоненты, которые могут повреждать металлические поверхности. Натриевые и кальциевые смазки отлично снижают трение, но не защищают узлы от коррозии. Силиконовые смазки в достаточно тяжелых условиях эксплуатации ступичных подшипников быстро теряют свои свойства.
ШРУС-4 технически подходит для применения в ступичных подшипниках, однако специалисты рекомендуют использовать ее в более «грубых механизмах. Смазки с цинком и железом, хоть и разработаны для подшипников качения, больше подходят для узлов промышленного оборудования, чем для ступиц.
Консервационные смазки в целом удовлетворяют условиям эксплуатации ступичного узла, но плохо работают при высоких нагрузках.
Также не рекомендуется смешивать в подшипнике несколько видов смазок – неизвестно, к каким результатам это может привести.
Многие автопроизводители регламентируют ресурс смазки для подшипников ступицы 35-45 тысячами км пробега. Однако с учетом условий и интенсивности эксплуатации автомобиля этот срок может быть скорректирован в меньшую сторону.
При выборе смазки следует ориентироваться на тип подшипника, марку стали, из которой он изготовлен, рабочую нагрузку узла, скорость его вращения, частоту эксплуатации автомобиля и другие факторы.
Практика показывает, что для ступичных подшипников лучше всего подходят термостойкие смазки, которые наносятся в узлы в оптимальном количестве. Недостаток смазочного материала может привести к заклиниванию подшипника, а избыток – к выдавливанию смазки из узла.
Как смазать подшипник ступицы?
Смазывание ступичного подшипника – не самая сложная операция, которая при наличии определенного набора инструментов вполне доступна для каждого автовладельца.
Предварительно подготовьте смазку, ветошь, сальники, ступичные гайки, молоток, набор гаечных ключей, съемник (можно плоская отвертка), промывочную жидкость (бензин, ацетон) или специальный очиститель.
- Перед тем, как приступать к разборке узла, установите автомобиль на ровной поверхности, включите ручной тормоз и снимите нужное колесо.
- При помощи торцевой головки и удлиненного воротка ослабьте ступичную гайку, снимите тормозной суппорт и диск.
- Саму ступицу отсоедините от поворотного кулака. После этого полностью выкрутите гайку, которая фиксирует ступицу.
- При помощи молотка выбейте деталь из полуоси. Подшипник запрессован в обойму при помощи съемника или плоской отвертки. Если кольцо в обойме «закисло» и прикипело к посадочному месту, демонтируйте его с помощью специального средства типа EFELE UNI-M.
- После снятия подшипника удалите старую смазку, очистить обойму и посадочное место. Для этого потребуется бензин, дизельное топливо или специальный очиститель.
- Чистой ветошью вытрите поверхности насухо, а затем смажьте подшипник, обойму и посадочное место.
- Соберите узел, осуществляя вышеперечисленные действия в обратной последовательности.
Обслуживание автомобиля с тормозами барабанного типа выполняется без снятия ступицы, порядок действий при этом остается таким же.