Как давление в шинах влияет на расход топлива
Перейти к содержимому

Как давление в шинах влияет на расход топлива

  • автор:

Зависимость расхода топлива от давления в шинах

Расход топлива – кого не волнует этот вопрос сейчас, когда ценники на стелах АЗС стремительно ползут вверх? Каждый ищет пути сделать свой автомобиль более экономичным и не таким расточительным для семейного бюджета. Вариантов существенного снижения расхода топлива у исправного автомобиля не так уж и много, если отбросить всякие сомнительные, например добавление различных химических реактивов в топливо, «космических» таблеток, установку магнитов на топливопровод и т.д., то остаются:
***Изменение стиля езды с активного на спокойный и размеренный. Если вы не проводите много времени в пробках, то, изменив стиль езды, можно легко снизить расход топлива при прочих равных на 10-20%! — конечно, если вы еще вчера были активно-агрессивным водителем. А что делать изначально спокойным водителям? …читать дальше 🙂
***Установить ГБО на свой автомобиль. Если у вас дизель, то…увы. Установка ГБО существенно снижает затраты на эксплуатацию авто, но не так быстро окупается. Да и смысл в нем есть только в том случае, если автомобиль проезжает в год более 30 т.км. Газобаллонное оборудование тоже нужно обслуживать, сам баллон занимает часть багажника. Если автомобиль новый, то ГБО установить вообще не удастся, а если и получится, то только на фирменной станции и по драконовской цене. Зимой при коротких поездках двигатель долго прогревается, поэтому после пуска большую часть маршрута работает на бензине и т.д. Одним словом – ГБО хорошо, но есть много дополнительных факторов, которые все его плюсы могут легко свести в минус.
Специалисты журнала «Авторевю» недавно провели тест-замеры топлива в зависимости от давления в покрышках. Предлагаю внимательно ознакомиться с их результатами. Немного теории — куда уходит энергия.

Tестовый автомобиль Peugeot 408 с скромным объемом двигателя 1,6 литра без наддува.
Базовое давление, рекомендуемое заводом, — 2,3 атм. Кроме замера расхода топлива при разном давлении, испытатели проверили и тормозной путь автомобиля.
Итак, если вы следите за давлением и выдерживаете рекомендации завода производителя вашего автомобиля, то вы получаете оптимальную экономичность и сбалансированные сцепные характеристики авторезины. Автомобиль уверенно управляется, без запаздывания на вращения рулевого колеса. Расход топлива в городском цикле — 8,8 л/100 км., тормозной путь на сухом асфальте — 40,4 м. Если на улице потеплело и давление в шинах резко подскочило до 2,8 атм или вы сознательно перекачали шины для улучшения отклика на руль, то расход топлива при прочих равных снизится на 0,2 л/100 км. Тормозной путь останется практически неизменным — 40,3 м.
Вывод:
+ водитель сможет ездить более активно, немного экономить топливо при устоявшихся скоростях движения. Шины менее подвержены повреждению при движении по дорогам с плохим покрытиям.
— центральная часть шины будет изнашиваться чуть быстрей, ездовой комфорт снизится из-за ухудшения амортизационных свойств покрышек.

Если снизить давление до 1,8 атм, то тормозной путь уменьшится на 1 м до 39,4 м, но расход топлива возрастет на 0,7 л на сотню! С учетом сегодняшней стоимости топлива А95 15 грн/л — этот перерасход в денежном эквиваленте выльется в

10 грн на каждые 100 км! И эта разница в расходе топлива может быть только из-за снижения давления! Если у вас стоят изначально более жесткие шины (не эко), скоростные шины с низким профилем, то разница в расходе топлива будет не менее 1 литра!

А если у вас автомобиль с двигателем большего объема, который в городе потребляет не менее 11-12 л/100 км? Представляете, как у него изменится в сторону увеличения расход топлива при заниженном давлении?
Когда-то у автора статьи на автомобиле с объемом двигателя 2,5 L расход топлива вдруг возрос в городе более чем на 2 литра! Оказалось, все покрышки в размере 225/55R16 были существенно недокачаны! — результат последствия проверки давления на безликом шиномонтаже, где безбожно врал манометр, наверняка проходивший последний раз поверку на заводе производителе. Давление в разных шинах колебалось в пределах 1,6 -1,8 атм. Из-за их низкопрофильности я некоторое время не мог понять — в чем подвох. Поездки по разным СТО и проверка системы питания двигателя не дала никаких результатов. А дело было всего лишь в заниженном давлении шин…
Самый неприятный сюрприз в плане расхода топлива ждет тех, кто не заметил вовремя прокол одной из шин и продолжает эксплуатацию автомобиля на слегка спущенном колесе. Бескамерная шина при малом повреждении может терять давление не один день, неделю, а то и месяцы. В итоге одно заднее колесо с частичной потерей давления в пределах 50% даст резкий скачок в расходе топлива! В городских условиях при коротких поездках с небольшой скоростью водитель может длительное время не замечать ухудшение управляемости авто.
Итог на ваших экранах! Одна спущенная шина до давления в 1 атм. способна увеличить прожорливость небольшого моторчика аж на 30%! Вместо базовых 8,8 л/100 км автомобиль начинает расходовать 11,5 литров на сотню!

С этим вопросом автор статьи тоже однажды столкнулся, когда одно время ездил на автомобиле супруги Opel Corsa 1,2. В режиме трассы при снижении давления в задней шине (185/70R14) из-за прокола до 1,6 атм расход топлива вырос на 1 литр на сто километров! В течение недели я никак мог понять, почему возрос расход топлива. Визуально, как не странно, снижение давления в этой шине было почти незаметно. Предполагаю, из-за малого веса самой задней оси автомобиля.
Вывод:
Поддержание оптимального давления в шинах — залог не только безопасности движения, высокого ресурса покрышек (это отдельная тема) и отличной управляемости автомобиля, но и экономически оправданный шаг. Например, проезжая в год 30 000 км только при поддержании необходимого давления в шинах, рекомендуемого заводом производителем, можно сэкономить значительные средства.
При среднем увеличении расхода топлива на 0,7 л/100 км получаем:
(0,7/100) х 30 000 = 210 литров!
Это значит, что в течение этих 30 000 км. плановые ТО (замена масла, фильтров) вам обойдутся полностью бесплатно.
Этой суммы может хватить на оплату стоянки в течение 10-12 месяцев. 210 литров — при трассовом режиме езды — это более 2500 км пробега!

Сколько можно сэкономить бензина, если перекачать шины?

В дальнем путешествии каждый литр бензина может быть полезен. Тратить топливо попусту не хочется, и автомобилисты стараются применить «дедовские способы» для повышения экономичности транспортного средства. Самым распространенным считается способ повышения давления в шинах. Насколько он действительно полезен?

Минус литр бензина

Производители шин выпускают покрышки, которые способны работать при различных нормативах давления. Для каждого режима движения и степени загрузки автомобиля подходит определенное значение, рекомендованное изготовителем. Обычно оно колеблется от 2,0 до 3,0 атмосфер в зависимости от типа и профиля покрышки. Нормативы по давлению прописываются на люке бензобака или на боковой стойке двери у водительского места.

Водитель вправе принимать самостоятельные решения в отношении темпа езды и нагрузки на транспортное средства, а значит, может выбирать, до какого давления накачивать колеса. Теоретически повышение давления до максимально разрешенного даже при незагруженном автомобиле не вызовет резкой потери управляемости, а значит, с небольшими коррекциями по дистанции и скоростному режиму допустимо для использования на автомобиле.

Производители заявляют, что увеличение давления в шине на каждые 0,15 бара в рабочем диапазоне от 2,0 до 2,5 бара приводит к уменьшению сопротивления качению на 5%. Другими словами, если автомобилист возьмет насос и доведет давление в шине до 2,5 бара, то потребление топлива при строго прямолинейном движении может сократиться в среднем на 15-17%.

То есть при идеальных условиях хорошая накачка шин для обычной легковой машины с 1,6-литровым атмосферным мотором приносит при теплой погоде 1-1,5 л экономии на 100 км. И это вполне ощутимый результат.

В инструкциях по эксплуатации автомобилей в некоторых случаях даже указано, что перед движением по скоростным магистралям рекомендуется повысить давление на 0,2-0,3 бара. Правда, это справедливо только для низкопрофильных покрышек диаметром от 16 дюймов и выше. Такие колеса не деформируются сильно при максимальном давлении и легко выдерживают даже небольшое превышение.

Если же перекачать обычные шины выше предписанного давления на 0,3-0,5 бара, то появляется риск неравномерного износа протектора. Он истирается в середине пятна контакта.

Из чего еще складывается экономия?

Правда, сопротивление качению шин — это лишь часть процесса затормаживания автомобиля при движении. Потеря энергии движущимся транспортным средством складывается также из силы сопротивления воздуха, от воздействия сопротивления разгону и гравитационного влияния при подъемах на холмы.

К примеру, аэродинамическое сопротивление растет пропорционально квадрату скорости. Если стрелка спидометра перешла 90 км/ч, то воздушная подушка перед транспортным средством начнет сильно тормозить его, и потребуется больше энергии для поддержания равномерного движения.

Негативно сказываются на экономичности и частые разгоны и торможения. Спортивный стиль здесь противопоказан.

В общем, чтобы оправдать эффект экономии, необходимо воздержаться от спортивного стиля езды и не разгоняться свыше 90 км/ч. Тогда повышение давления в шинах на 0,3-0,4 бара позволит в реальном темпе движения по городским дорогам достичь 3-5% экономии.

За городом при равномерном небыстром движении с нечастыми обгонами тихоходов экономия может приближаться к 8-9%. Шины будут меньше греться, и снизится их износ.

Однако превышение скорости до 100-120 км/ч перечеркнет все усилия автомобилиста. Снижение сопротивления качения шины будет перекрыто возросшим аэродинамическим сопротивлением.

влиняние давления в шинах на расход топлива?

Макар, ты думаешь мы на своих авто такие опыты ставим?
Может ты все это протестишь и результаты выложешь?
Меня еше интересует сколько и на какой скорости можно проехать на полностью спушенном колесе.

у меня машина весом в две тонны, но двиг не мощный, четыре цилиндра. резину перебортовал, ездил месяц, сегодня давление проверил, а там перекачали. Так вот по ощущениям, расход вырос примерно на 15-20%

гы .. . недавно проверено моей женой .. . 12 км. на скорости около 60-70 выдерживает

просто машина очень легкая

ВУЗ какой-нибудь закончил? Ну, хоть КАКОЙ-НИБУДЬ.

При каком давлении колесо твёрже?
При избыточном или недостаточном.

Как влияет твёрдость колеса на коэффициент сопротивления качению?
Что, чем колесо твёрже, тем, по твёрдому покрытию, коэффициент выше.

Ты НА ВЕЛИКЕ когда-нибудь в жизни катался по асфальту.
Или из пелёнок сразу в тачку сел.

На каком колесе легче по асфальту педали крутить — на НЕДОкачанном или ПЕРЕкачанном?

Зачот. Экзамен получите автоматом.

а вы опытным путем проверьте. . я тоже вспоминая всю физику силился понять.. но тоже не понял суть процесса.. . и вообще если не ошибаюсь давление должно быть одинаковым.. . а оно сцуко меняется. . вообщем «не по няяяя тна (С)».. . вообщем или мистицизм или идиотизм .

насколько увеличивается расход из-за печки и постоянного ближнего света?
Что-то у меня выскочил в гору раза в полтора-1,7.

Вопрос номер два:

зимой по каше как лучше ездиеть — на полностью накаченных колёсах или недокаченных 0,1 (как летом)?

Originally posted by ASv:
Туда же вопрос:

насколько увеличивается расход из-за печки и постоянного ближнего света?
Что-то у меня выскочил в гору раза в полтора-1,7

Вопрос номер два:

зимой по каше как лучше ездиеть — на полностью накаченных колёсах или недокаченных 0,1 (как летом)?

1,75 качать смысла нет, хотя так же понятия не имею, сколько в шиномонтаже подкачивают. Прошу 1,9 — колёса как спущенные. На станции был, сказали, что качнули 2 — как на деревянных едешь, каждая кочечка бахает.

Свет — совершенно точно не влияет в рамках, которые можно заметить, а вот печка — если кондей — то да. если та, которая просто сниматизбыток тепла с движка — то врядли.

Originally posted by ASv:
Ну, к примеру, расход был десять по городу летом-осенью, стал 15. Что-то всё-же здесь не так. Почему все про печку и свет говорят?

1,75 качать смысла нет, хотя так же понятия не имею, сколько в шиномонтаже подкачивают. Прошу 1,9 — колёса как спущенные. На станции был, сказали, что качнули 2 — как на деревянных едешь, каждая кочечка бахает.

15. чтото помоему многовата. . у меян не изменился.. . как был 10 так и остался.. . т.к. летом я ездил резвее.. . но н егрелся.. . а сча наоборот.. . поентмоу как был так и остался.. .

Да нет. Именно — «чем больше, тем лучше». И — никак по другому.

Originally posted by Der Fox:

15. чтото помоему многовата. . у меян не изменился.. . как был 10 так и остался.. . т.к. летом я ездил резвее.. . но н егрелся.. . а сча наоборот.. . поентмоу как был так и остался.

Я по бортовому компьютеру смотрю, хрен его знает, как он считает.

Originally posted by Charnota:

Да нет. Именно — «чем больше, тем лучше». И — никак по другому.

Тссс, человек позже нас из школы вышел — ему лучше видно

А как тогда поезда ездят? Там для деформации стальных катков немалые энергии нужны!

на перекаченных увеличивается диаметр колеса (чуть-чуть) и из-за этого расход на/гора идет.

Originally posted by ASv:
Ну, к примеру, расход был десять по городу летом-осенью, стал 15. Что-то всё-же здесь не так. Почему все про печку и свет говорят?

1,75 качать смысла нет, хотя так же понятия не имею, сколько в шиномонтаже подкачивают. Прошу 1,9 — колёса как спущенные. На станции был, сказали, что качнули 2 — как на деревянных едешь, каждая кочечка бахает.

сейчас 1,7 — мягко — по снегу хорошо. Но резину жалко — сжую же боковину по асфальту катаясь

Извиняюсь, зачем Вам нужно «значительно деформировать центральную часть»?

Наоборот, перекачанная шина деформируется меньше, чем недокачанная, и, соответственно тратится на деформацию меньше энергии, а значит жжОТся меньше топлива.

Тест: Как увеличение давления в шинах влияет на их характеристики

Тест: Как увеличение давления в шинах влияет на их характеристики

Автопроизводители рекомендуют поднимать давление в шинах при полной нагрузке или на высокой скорости, и чтобы проверить теорию практикой, Олег Растегаев из «Авторевю» взял Kia Ceed на шинах Continental UltraContact популярной размерности 205/55 R16 — и отправился на полигон, а также доехал до Санкт-Петербурга. Далее текст автора:

В инструкции к хэтчбеку Kia Сeed указано, что нормальное давление для шин размерности 205/55 R16 — 2,2 бара в передних и задних колесах. Примем эту цифру за базовую. А для движения с высокими скоростями (более 160 км/ч) рекомендуется поднять давление до 2,75 бара. В России ездить так быстро запрещено — придется, конечно, помедленнее. Но за «дельту» между нормальным и повышенным давлением возьмем именно 0,55 бара.

Для начала я сравнил отпечатки протекторов. Разница при «дактилоскопии» невелика: визуально площадь пятна контакта при подкачке уменьшилась процентов на пять, не более. Однако замеры выбега, то есть свободного качения на нейтрали, со скорости 130 км/ч показали существенную разницу: на перекачанных шинах Ceed укатился на 185 метров дальше. То есть разница составляет более семи процентов. И ее причина — сокращение так называемых гистерезисных потерь на деформацию резины при качении. А что покажет пробег в реальных условиях — до Санкт-Петербурга и обратно?

Тест: Как увеличение давления в шинах влияет на их характеристики Пятно контакта шин Continental UltraContact при нормальном (слева) и повышенном на 0,55 бара давлении

Утром тщательно выставляю 2,2 бара в холодных шинах при +22°C, доезжаю до выезда из Москвы по M11 и заправляюсь под пробку в семи километрах от кольцевой дороги. Бортовой компьютер обещает пробег 751 км, а до питерской окружной всего-то 665 км. Однако электроника Kia не рассчитывала, что я поеду со скоростью 150 км/ч — это разрешенные 130 км/ч плюс пресловутая официальная «добавка» в 20 км/ч. И на траверсе Валдая Ceed уже начал показывать недоезд по километражу.

Тест: Как увеличение давления в шинах влияет на их характеристики Перед каждым испытанием — двойной контроль давления: стрелочным и электронным манометрами

Кстати, тема заправок на трассе M11 сверхактуальная. Если первый, 135-километровый участок от Москвы до съезда на M10 перед Тверью можно пройти без проблем, то второй, без малого 500-километровый, ошибок не прощает. Главная ошибка — выезжать на него, не залив полный бак. Да, АЗС на маршруте есть, но они по-прежнему не справляются с потоком машин. Посередине на большом заправочном комплексе Лукойл вижу, что к каждой из колонок стоит по пять-шесть автомобилей. До Питера 260 км, Ceed говорит, что бензина у меня на 230 км, но я газ не отпускаю. Да и навигатор обещает еще две заправки впереди. Ага, вот первая — в двух сотнях километров от Питера. Контейнерная, очередь на нее выстроилась аж за 100 метров до съезда. А через 100 км еще одна контейнерная АЗС, и очередь туда уже метров 200!

На дисплее тают километры остаточного пробега: три, два, один, прочерки. Бортовой компьютер работу закончил: на баке я проехал ровно 603 км. Навигатор говорит, что до питерской окружной еще 65 км, а до последней заправки перед ней — больше сорока. Рисковать не стал, залил десять литров из канистры. А на съезде к городу Пушкину на АЗС в бак вошло всего-то 40 литров. Значит, компьютер Сида перестраховывается: после того как я залил десять литров из канистры, проехал еще 60 км до заправки — и у меня в баке остались те же 10 л. То есть «несгораемый остаток» — литров пять-шесть. Учту на обратном пути.

На следующий день заезжаю на заправку у метро Звездная (ближайшая к выезду на M11), накачиваю шины до 2,75 бара, заливаю бензин под пробку и — в Москву. Почему не заправился непосредственно на М11? Во-первых, там колонка в 20 км от кольцевой — далековато по условиям моего эксперимента. А во-вторых, на ней опять-таки приличная очередь. Равно как и на следующей. Заправляйтесь заранее!

Тест: Как увеличение давления в шинах влияет на их характеристики Отсчитав до нуля остаточный пробег, компьютер показывает прочерки. Но реальный запас хода в этот момент — более 60 км

Сообщение о резерве топлива загорелось еще до выезда на второй платный участок. А за 70 км до МКАД компьютер Сида опять показал нулевой остаточный пробег. По одометру я проехал 609 км, то есть всего на 6 км больше, чем при нормальном давлении. Но это расчеты компьютера, которому полностью доверять не стоит. Еду дальше и — о чудо! — доезжаю до АЗС в семи километрах от МКАД. В бак влезает ровно 49 литров бензина. Маршрутный компьютер показывает средний расход 6,4 л/100 км, при том что по дороге из Москвы в Питер показания были 6,8 л/100 км.

Однако расчеты по реальному количеству заправленного топлива дали совсем иные цифры: 7,5 л/100 км против 7,3 л/100 км. То есть эффект есть, но не превышает стакана бензина на сотню километров. На фоне оплаты проезда по M11 (для легкового автомобиля это ровно 3000 рублей в одну сторону) — экономия на спичках.

А зачем тогда в инструкции по эксплуатации вообще приведена рекомендация увеличивать давление при движении с высокой скоростью? Если рассмотреть замедленную видеосъемку колеса на стенде с беговыми барабанами, то вы увидите, как с ростом скорости протектор после контакта шины с дорогой за один оборот не успевает восстановить форму. В покрышке возникают волнообразные деформации, которые при длительном движении с такими скоростями ведут к нагреву, повышенным нагрузкам и преждевременному разрушению конструкции. Если же давление поднять, то деформации и, соответственно, внутренние напряжения будут меньше.

Кстати, учтите, что в движении давление в шине увеличивается. Часть тепла генерирует сама покрышка в процессе деформации, часть — тормозные диски. И когда на обратном пути я совершил быструю остановку и замерил давление в шинах, манометр показал 3,0—3,05 бара. То есть на скорости 150 км/ч разогретый воздух дал дополнительные ­0,25—0,30 бара.

Тест: Как увеличение давления в шинах влияет на их характеристики Шины Continental UltraContact — новинка этого сезона. По мнению производителя, они обладают повышенной прочностью и износостойкостью на плохих дорогах, а по результатам нашего теста — приличным уровнем комфорта и высокими сцепными свойствам

Не чересчур ли? На боковине шин Continental UltraContact среди прочих есть надпись: «Max. inflation pressure 350 kPa» — которая означает, что максимальное давление накачки равно 350 кПа, или 3,5 бара. То есть если выставлять нахолодную давление до 3,1 бара, до опасного порога не дойдете даже на высокой скорости.

А как повышенное давление повлияет на тормозные свойства и на управляемость? С одной стороны, пусть немного, но уменьшается пятно контакта, с другой — повышается жесткость шины. Кстати, при движении по ровному асфальту трассы M11 повышенная жесткость перекачанных покрышек практически не ощущалась. И только при съезде на бесплатный участок M10 в районе Твери на трещинах и заплатках асфальта чувствовалась более жесткая отработка неровностей.

Тест: Как увеличение давления в шинах влияет на их характеристики При повышенном давлении толчки от неровностей становятся ощутимее — особенно по передней подвеске, ведь Kia Ceed имеет развесовку 60:40

При торможении со 100 км/ч повышенное давление привело к удлинению тормозного пути всего-то на 0,6 метра. Кстати, даже в таком перекачанном виде 16-дюймовые шины Continental UltraContact перетормозили штатные 17-дюймовые покрышки Michelin Primacy 4, которыми Kia Ceed оснащают на конвейере.

А вот при выполнении имитации объезда неожиданного препятствия влияние давления и вовсе оказалось положительным. Автомобиль быстрее и точнее реагирует на резкие выпады рулем, что позволяет поднять скорость выполнения маневра на 0,8 км/ч. Крохи, конечно, но в аварийной ситуации и они могут помочь.

Тест: Как увеличение давления в шинах влияет на их характеристики Повышенное давление в шинах положительно влияет на управляемость в аварийной ситуации

Если оценивать эффект от перекачки колес в целом, то при повседневной езде с этим заморачиваться не стоит: экономия топлива исчезающе мала, а комфорт на плохой дороге заметно ухудшается. А вот в случае дальней дороги по скоростным трассам М4 или М11 я советую не лениться и подкачивать колеса — благо на большинстве крупных АЗС сейчас есть удобные посты автоматической подкачки. Нет, не ради призрачной экономии на топливе. А ради снижения нагрузок на шины и, соответственно, продления их срока службы.

Тест: Как увеличение давления в шинах влияет на их характеристики Результаты измерений

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *