Как научить человека пользоваться подсосом? Как объяснить , что это такое?
Если не вдаваться в технические подробности и говорить простым доступным языком, то подсос — это механизм, который принудительно перекрывает подачу воздуха в карбюратор, для того, чтобы подавалось большое количество бензина и произошел запуск двигателя в холодное время года. Пользоваться подсосом просто — вытянуть рукоятку подсоса, завести двигатель, подождать некоторое время, чтобы двигатель прогрелся и появилась его устойчивая работа и затем задвинуть обратно рукоятку подсоса.
Есть в карбюраторных автомобилях такая функция, которая в простонародье называется подсос. Обычно это небольшой рычажок в салоне автомобиля, расположенный под приборной панелью, справа или слева от рулевой колонки. )Расположение зависит от марки и модели автомобиля). Рычажок сочленён с металлическим тросиком или тягой. Которые в свою очередь соединены с карбюратором.Принцип действия прост,- при вытягивании рычажка тросик натягивается и тянет за собой рычаг карбюратора. Рычаг карбюратора соединён с воздушной заслонкой и во время натяжения тросика поворачивается и закрывает подачу воздуха во впускной коллектор, в котором происходит смешивание бензина с воздухом. При закрытии воздушной заслонки, в результате уменьшения подачи воздуха изменяется состав этой смеси. При нормальном положении заслонки во время езды используется смесь, которая называется обеднённой, а при прикрывании заслонки в смеси увеличивается количество бензина и такая смесь называется обогащённой. При этом естественно увеличивается расход топлива и повышаются холостые обороты двигателя. Использование этого метода рекомендуется призапуске двигателя в холодное время, с целью уменьшения подачи холодного воздуха во впускной коллектор. С увеличением температуры двигателя заслонку постепенно возвращают в исходное положение. Это неприложное правило работы с воздушной заслонкой и стандартная работа двигателя не должна происходить с прикрытой заслонкой ни в коем случае. Если же и прогретый двигательне устойчиво работает при открытой заслонке и вынуждает вытягивать рычажок, значит система зажигания и карбюратор требуют регулировки или ремонта.
Регулировка привода воздушной заслонки карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
Для уверенного запуска двигателя и последующей его нормальной работы необходима правильная регулировка привода воздушной заслонки карбюратора («подсоса»).
При ее неверной регулировке, например, из-за того, что воздушная заслонка полностью не закрывается двигатель автомобиля может не запуститься вовсе . Если воздушная заслонка полностью не открывается это сразу сказывается на повышении расхода топлива кроме этого, отрегулировать обороты холостого хода становится практически невозможно.
Инструменты для регулировки
Рожковый ключ (8мм) 2 шт.
Проверка работы привода заслонки
— Снимаем крышку воздушного фильтра
— Полностью вытягиваем на себя рукоятку привода воздушной заслонки карбюратора («подсоса»)
Смотрим сверху на карбюратор. Воздушная заслонка должна быть закрыта. Зазоров между ее кромками и стенками смесительной камеры быть не должно.
Воздушная заслонка карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс полностью закрыта
— Полностью утапливаем рукоятку «подсоса»
Заслонка должна стать строго вертикально.
Воздушная заслонка карбюратора Солекс полностью открыта (рукоятка «подсоса» вытянута на себя до упора)
Если воздушная заслонка полностью не закрывается или полностью не открывается необходимо провести регулировку ее привода.
Подготовительные работы
— Снимаем корпус воздушного фильтра с карбюратора.
Снятие корпуса воздушного фильтра на двигателе ВАЗ 2108
Регулировка привода воздушной заслонки («подсоса»)
1. Полностью утапливаем рукоятку «подсоса».
Таким образом открываем воздушную заслонку карбюратора.
2. Ослабляем стопорный винт наконечника тяги привода на рычаге управления воздушной заслонкой.
3. Одним ключом на 8 мм придерживаем втулку винта, а другим ослабляем затяжку винта.
4. Ослабляем затяжку винта фиксатора оболочки тяги.
Детали привода воздушной заслонки карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс
5. Убеждаемся, что рукоятка «подсоса» утоплена до отказа.
6. Рукой поворачиваем рычаг управления воздушной заслонкой до упора.
В результате воздушная заслонка должна полностью закрыться перекрыв сечение первой камеры.
Рычаг управления воздушной заслонкой повернут против часовой стрелки до упора
7. Устанавливаем расстояние между краем оболочки тяги и углом рычага расстояние 10 мм.
Зазор 10 мм между кромкой рычага управления воздушной заслонкой и краем оболочки тяги привода
8. Поворачиваем рычаг управления воздушной заслонкой обратно по часовой стрелке.
Воздушная заслонка полностью открыта и находится в вертикальном положении.
Рычаг управления воздушной заслонкой повернут по часовой стрелке до упора
9. Затягиваем винт фиксатора оболочки и винт стопорящий наконечник тяги.
Слишком большое усилие при затяжке применять не надо, так как можно передавить оболочку и затруднить перемещение тяги. Перед затягиванием стопорного винта наконечник тяги утапливаем до отказа вправо, вовнутрь оболочки.
Несколько раз вытянув и утопив рукоятку «подсоса» убеждаемся, что заслонка полностью открывается и закрывается.
Для более четкой фиксации положения воздушной заслонки, можно после проведения регулировки ослабить крепление оболочки тяги и сместить ее (оболочку) на пару миллиметров в сторону рычага управления воздушной заслонкой. После чего ее крепление опять затянуть.
По окончании регулировки, в случае необходимости, отрегулируйте обороты холостого хода (Озон, Солекс).
Примечания и дополнения
В случае затрудненного перемещения или подклинивания при движении рукоятки тяги привода воздушной заслонки, неполного открытия воздушной заслонки, необходимо установить причину этого.
Отсоединяем тягу от рычага и пробуем перемещать рукоятку. Если перемещение происходит свободно, то причина скорее всего в рычаге. Если нет, то меняем тягу привода в сборе.
Также следует промыть карбюратор снаружи (хотя бы со стороны рычага), снять рычаг, осмотреть его на предмет выявления деформации, проверить состояние его стопорного шарика. Дефектные детали нужно заменить.
При снятом рычаге привода воздушной заслонки отшлифовываем напильником отлив на крышке карбюратора, к которому он крепится.
Более подробно о доработке и приведении в норму деталей привода воздушной заслонки карбюратора 2108. 21081, 21083 Солекс автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 изложено на страницах «Доработка привода воздушной заслонки карбюратора 2108, 21081, 21083 Солекс» и «Не работает «подсос» карбюратора Солекс».
Зачем нужен подсос
От владельцев бензотехники, оснащённой карбюратором, можно услышать слово «подсос» или «воздушная заслонка». Давайте разберемся что это такое.
Немного теории
Большинство двигателей внутреннего сгорания рассчитаны на работу при температуре около 90 градусов Цельсия. Этот температурный режим оптимален для двигателя, в нем все температурные зазоры минимальны, а КПД двигателя достигает своего максимума.
Но если двигатель постоит без работы несколько часов — он остывает до температуры окружающей среды. Тепловые зазоры в остывшем двигателе далеки от идеальных, масло густое, топливо испаряется хуже и двигатель «не тянет».
Для компенсации потери мощности и для более быстрого выхода на рабочий режим двигателю требуется обогащенная топливо-воздушная смесь.
Чтобы обогатить смесь для устойчивой работы холодного двигателя придумали воздушную заслонку. Когда двигатель прогрет — эта заслонка должна быть открыта. В момент запуска холодного двигателя и при его прогреве заслонку закрывают (или прикрывают не до конца).
За счёт того, что заслонка закрыта — в карбюратор поступает меньше воздуха. В некоторых карбюраторах воздух проходит через специальные каналы. Раз воздуха стало меньше — процентное содержание топлива в смеси увеличивается, смесь становится «богатой».
По мере совершенствования техники люди старались автоматизировать процесс запуска и прогрева. Конструкторы придумали обогатители, которые работают в автоматическом режиме.
Например на мопедах Honda стоит электрический обогатитель. Он перекрывает дополнительный канал подачи бензина при помощи иглы по мере работы двигателя.
В современных инжекторных двигателях состав смеси поддерживает компьютер, поэтому отдельная заслонка не нужна.
Как правильно пользоваться подсосом
Воздушная заслонка нужна в основном для запуска холодного двигателя. Располагается она с левой стороны мопеда и выглядит как длинный искривленный рычаг.
У заслонки всего два положения:
- заслонка открыта — это рабочее положение, рычаг заслонки опущен вниз,
- заслонка закрыта — это положение для холодного зппуска двигателя. рычаг заслонки поднят вверх
Как заводить мопед «на холодную»
Последовательность действий довольно простая:
- закрыть воздушную заслонку полностью (поднять рычаг вверх)
- включить зажигание и завести двигатель
- дать ему немного поработать с закрытой заслонкой (буквально секунд 10-15)
- открыть заслонку (опустить рычаг заслонки)
- дать поработать двигателю на холостых минуту другую (я обычно в это время отстегиваю мопед, убираю цепь в багажник, разблокирую руль, одеваю шлем, перчатки)
- снять мопед с подножки и можно начинать движение
Многие владельцы мопедов жалуются, что мопед без подсоса не заводится. Я считаю это нормальным явлением (для холодного двигателя). Это значит, что карбюратор работает экономично и не льёт бензин зря.
Другое дело — если мопед с прогретым двигателем отказывается ехать без подсоса. Это говорит либо о неправильной работе карбюратора, либо о проблеме в двигателе. В исправном прогретом мопеде воздушная заслонка должна быть полностью открыта при движении.
Как правильно запускать карб-моторы — три режима запуска
Причём это будет разговор о правильно отрегулированном карбюраторе!
А что это значит?
А это значит, что система ХХ должна быть отрегулирована винтом качества на режим обеднённой смеси, при которой обеспечивается необходимый минимум выброса СО. Как такой регулировки достичь — это наша преамбула 🙂
Напомню, что регулировку системы ХХ нужно производить на прогретом горячем моторе. Предварительно сразу устанавливаем винтом Количества (я его называю винтом оборотов двигателя) обороты 800об/мин. Заворачиваем винт Качества до ощутимого падения оборотов. Это наша исходная точка настройки.
Теперь винтом Качества надо найти максимум оборотов — найти верхушку "горки" (графика). Нашли максимум? — это и есть оптимальная работа на стехиометрической смеси (то есть 1:14,7). Но штука в том, что в этом режиме топливо сгорает не полностью, а не полностью сгоревшим продуктом и является этот газ СО, подышав которым можно отравиться (гемоглобин в крови повредится и кровь перестанет переносить кислород!)
Теперь винтом Количества установить обороты 900об/мин (на 100 больше нормы). И теперь магия: винт Качества заворачиваем — обедняем смесь, — до тех пор, пока обороты не упадут до 800об/мин. Так примерно на глазок без измерителя СО можно достичь требуемых показателей по выхлопу. Можно ещё придушить, тогда СО вообще будет "на нулю", но этого не надо делать.
—————————————
Итак, горячий мотор на ХХ работает на немного обеднённой смеси. А что будет при холодном моторе? При холодном моторе смесь будет сильно обеднённой, настолько, что искра не сможет её поджигать! Почему это так: Карбюратор РАСПЫЛЯЕТ бензин в воздухе в мелкие капельки! Получается не смесь воздуха и ПАРОВ бензина, а смесь воздуха и капелек бензина. Капельки искрой не воспламеняются. Именно смесь паров бензина в воздухе является горючей смесью, способной к воспламенению искрой. Пока смесь воздуха с капельками проходит по горячему впускному каналу, потом всасывается, потом сжимается — все капельки благополучно испаряются. Но не на холодном моторе! И что делать на холодном моторе? — надо обеспечить ПОДСОС доп. бензина, чтоб капелек было больше в воздухе и с них испарилось больше паров!
1. ЗАПУСК ОСТЫВШЕГО МОТОРА — выполняем С ПОЛНОСТЬЮ вытянутым подсосом, НЕ нажимая на педаль газа! (Обычно полезно перед запуском, а это обычно в гараже, подкачать бензин вручную насосом в поплавковую камеру) "Подсос" является не просто "воздушной заслонкой на тросике", а "автоматическим пусковым устройством". Когда вы "подсосом" перекрываете воздушную заслонку — это ещё не всё! Вакуумное автоматическое пусковое устройство ПРИОТКРЫВАЕТ её в зависимости от оборотов при запуске стартёром! Эта система так отрегулирована, чтоб без педали газа сама обеспечила нужное дозирование бензина, приоткрывая закрытую тросиком воздушную заслонку подсоса! (Но это всё действует только при полностью вытянутом подсосе!) Если в этот момент ещё и жмякать по педали газа — вы всё напутаете и будете исправный автомобиль долго заводить! Холодный мотор на подсосе заводится не прикасаясь к педали газа просто на раз! Если не с полтычка, то с первого тычка заводится! Теперь уже задвигайте подсос по ситуации и по мере прогрева. Как отрегулировать это самое "пусковое устройство" — это отдельная тема, там есть свои винт Количества и винт Качества, пусковой зазор в заслонке и обороты прогрева…
ДА, есть приём — перед запуском холодного мотора пару раз нажать педаль газа — впрыснуть из ускорительного насоса в коллектор немного бензина, подождать пару секунд пока он испарится и заводить. Наверное в морозную погоду это оправданно. Если бы ещё быть уверенным. что там что-то впрыскивается, ведь с прошлого запуска у нас остатки бензина испарились в том числе и из УН… :)))
2. ЗАПУСК ГОРЯЧЕГО ТОЛЬКО ЧТО ОСТАНОВЛЕННОГО МОТОРА — выполняем с полностью утопленным подсосом. (естественно) И снова НЕ трогаем педаль газа! Система ХХ сама всё дозирует как надо! Начнёте жмякать по педали — набрызгаете в горячий коллектор бензина, он сразу испарится и будет вам "паровая пробка" в коллекторе — переобогащённая парами смесь! Снова будете полностью исправный автомобиль долго мучить стартёром.
3. ЗАПУСК ГОРЯЧЕГО МОТОРА ПОСЛЕ НЕДОЛГОГО ПРОСТОЯ — мотор всё ещё прогретый и запускается тоже без подсоса. Но в этом случае есть нюанс: дело в том, что современные бензины кипят при температурах ниже температуры мотора! При 60-70 градусах… То есть, когда вы едете, карбюратор горячий — бензин у него в попл. камере тупо кипит! Пока мотор работает, это кипение никак не мешает — свежего воздуха хватает, чтоб продуть эти пары, и они учтены в регулировках, ведь когда вы настраивали винтом Качества, бензин тоже кипел!
НО когда мотор постоял — бензин из попл.камеры испарился, а пары скопились в большом количестве в коллекторе и в кастрюле! Двигатель не запустится, пока эти пары не продуются свежим воздухом! Если вы ещё и начнёте по педали жмякать — ещё набрызгаете бензина, ещё хуже сделаете…
В ЭТОМ РЕЖИМЕ надо перед началом запуска, один раз нажать педаль газа и удерживать нажатой примерно на 1/3 и запускать удерживая её нажатой. Да, немного впрыснете бензина из УН. (поэтому лучше всего нажать педаль сразу после включения стартёра) Но вы приоткроете заслонку! И при начале запуска, мотор быстро продует коллектор свежим воздухом и запустится уже с третьего-пятого тычка! (тут ещё и надо, чтоб насос накачал бензина в попл.камеру) Тут уж педалью уловите момент запуска и прогазуйте — продуйте окончательно коллектор на повышенных оборотах, мотор как-бы прокашляется и заработает ровненько, тут и можно отпустить педаль газа.
Ну и ясное дело, если мотор отказывается заводиться в указанных случаях, знать имеются какие-то неполадки или нарушения регулировок. Для работы ИСПРАВНОГО мотора нужны две вещи: приготовление правильной горючей смеси и зажигание. Если оба ингредиента приготовлены — у исправного мотора нет шансов НЕ запуститься.
Дополню и то, что карбюратор рассчитан на приготовление смеси и запуск мотора при пусковых оборотах не ниже 200об/мин. (на самом деле запуск происходит и при значительно меньших оборотах.)