Техосмотр с 1 сентября 2022 года: что изменится и для кого?
Для кого и в каких ситуациях нужна диагностическая карта?
В конце 2021 года в России был принят закон, в рамках которого с 30 декабря 2021 года прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мототранспортных средств, принадлежащих физическим лицам, стало добровольным (п. 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Это касается легковых авто и мотоциклов, используемых в личных целях – их владельцам больше не нужно получать диагностическую карту, по крайней мере для эксплуатации ТС на территории РФ. При этом они вправе обращаться за проведением техосмотра в добровольном порядке. Но по-прежнему его придется проходить владельцам легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет при постановке транспортного средства на учет, совершении регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства или в случае регистрации изменений в его конструкции.
Техосмотр остался обязательным для коммерческого транспорта, такси, автобусов и грузовиков.
Помимо этого, наличие действующей диагностической карты необходимо для выезда за рубеж, на таможне принимающей стороны с большой вероятностью ее запросят.
Диагностическая карта подтверждает, что автомобиль находится в исправном состоянии и пригоден для передвижения по российским дорогам. Она выдается по итогу прохождения техосмотра в одном из аккредитованных пунктов технического осмотра (ПТО).
Техосмотр проводится по графику, который зависит от класса транспортного средства и его предназначения.
На сегодняшний день периодичность прохождения техосмотра по категориям транспортных средств выглядит следующим образом:
Вид ТС
Возраст ТС
Периодичность проведения техосмотра
Раз в 2 года (для физлиц только в случае регистрационных действий)
Ежегодно (для физлиц только в случае регистрационных действий)
Грузовые автомобили разрешенной максимальной массой до 3,5 тонн
Грузовые автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн
Мотороллеры, мотоциклы, трициклы и квадроциклы, прицепы и полуприцепы с разрешенной максимальной массой свыше 3,5 тонн
Грузовые автомобили, предназначенные для перевозки опасных грузов; прицепы и полуприцепы к ним
Раз в 6 месяцев
Такси, автобусы и оборудованные для перевозки людей грузовые ТС с числом пассажирских сидений более восьми
Раз в 6 месяцев
Ответственность за отсутствие диагностической карты
С 1 марта 2022 года штраф за езду без диагностической карты, подтверждающей прохождение техосмотра, составляет 2 тыс. руб. (ч. 1.1 ст. 12.5 КоАП). Фиксировать данное нарушение помимо сотрудников ДПС могут автоматические камеры с частотой до одного раза в сутки. Если же речь идет о юридических лицах, то согласно ч. 1 ст. 12.31 КоАП РФ штрафы за выпуск на линию транспортного средства, не прошедшего техосмотр, влечет наложение штрафа на должностное лицо, ответственное за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере 500 руб.; на юридическое лицо 50 тыс. руб.
Данные штрафы на сегодняшний день применимы к следующим категориям авто:
- коммерческому транспорту (такси, автобусы, грузовики);
- транспорту, принадлежащему юридическим лицам;
- личному транспорту, который используется в рабочих поездках;
- личному транспорту при перерегистрации автомобиля, если его возраст превышает четыре года;
- при внесении изменений в конструкцию автомобиля (например, после тюнинга и т. п.).
Но как показывает практика, при обнаружении отсутствия диагностической карты в комплекте документов для регистрационных действий, вам просто откажут в регистрации и штраф, скорее всего, выписывать не станут.
Рассчитать полис ОСАГО самостоятельно за 3 минуты, чтобы проверить страховщиков перед покупкой, поможет наша шпаргалка
Не стоит забывать, что если при остановке, скажем, для проверки документов, у инспектора ДПС возникнут сомнения в исправности транспортного средства, он может провести экспертизу при наличии соответствующих средств диагностирования, и в случае выявления неисправности запретить эксплуатацию ТС до момента ее устранения. Наличие же действующей диагностической карты позволит избежать данных процедур.
Что изменится и для кого с 1 сентября 2022 года?
Изменения, вступающие с указанной даты, относятся к правилам проведения ТО, а именно к количеству параметров, проверяемых в рамках данной процедуры, и применяются ко всем категориям транспортных средств.
1 сентября 2022 года вступает в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306, согласно которому в процедуру техосмотра вносятся изменения, уменьшающие число проверок систем автомобиля с нынешних 82 до 55.
Так под нож попали следующие пункты диагностирования:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- проверка способности стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- проверка работы штатного противоугонного устройства и другие.
При этом введено несколько новых параметров проверки. Так, с 1 сентября 2022 года при диагностике двигателя будет проверяться «подсос воздуха» (скорее всего, речь идет о проверке герметичности впускного коллектора) и утечка выхлопных газов в обход «системы выпуска» (выпускного коллектора, глушителя, нейтрализатора и др.).
Проще говоря: теперь, не нужно будет предъявлять аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки, но, скажем, на наличие тюнинга и незарегистрированных изменений внесенных в конструкцию ТС внимание технические эксперты обращать по-прежнему будут, поэтому перед техосмотром рекомендуется привести комплектацию и внешний вид авто к заводскому состоянию. Также, наконец, отменили необходимость измерения шума авто, поскольку данная процедура в условиях промышленных помещений все равно была лишена смысла – шумомер невозможно было откалибровать перед работой, была необходима полная тишина, достигнуть которой в рамках помещения ПТО практически невозможно.
Новые правила техосмотра 2023: кому нужно проходить
В конце прошлого года отменили обязательный технический осмотр для автомобилей, которые используются в личных целях. Значит ли это, что теперь владелец не несет никакой ответственности за состояние своего транспорта? Вовсе нет! Более того, в некоторых случаях проходить ТО все еще необходимо. Рассказываем про новые правила техосмотра автомобиля в 2023 году.
Как было раньше
До вступления в силу новых правил техосмотр был необязателен только в первые четыре года после выпуска автомобиля. Транспортные средства в «возрасте» 4–10 лет должны были проходить ТО раз в два года, старше – каждый год. Эти правила касались только личных авто; для транспорта, который используется для оказания услуг (в частности, перевозок), условия были жестче.
С конца декабря 2021 года обязательный техосмотр отменили для автомобилей и мотоциклов, которые используются для личных нужд. Нужен ли сейчас техосмотр в каких-то ситуациях? Да, такие случаи есть. Рассмотрим их более подробно.
Когда техосмотр все же нужен
1. При продаже автомобиля.
Если вы решили продать автомобиль или мотоцикл старше четырех лет (с года выпуска), для совершения регистрационных действий потребуется диагностическая карта. Что интересно, в законе не уточняется, кто именно должен брать на себя расходы – продавец или покупатель. Вероятно, до появления уточнений и разъяснений вопрос следует решать индивидуально, по договоренности.
2. При постановке на учет автомобиля старше четырех лет.
Собственно, ситуация, описанная выше, со стороны покупателя. Если не будет свежего ТО, автомобиль не получится зарегистрировать. Как мы уже упоминали, бывшему и новому владельцам придется договариваться, кто именно проводит ТО.
3. При внесении существенных изменений в конструкцию автомобиля или мотоцикла.
При внесении изменений в конструкцию авто необходимо будет получить новую диагностическую карту, в противном случае автомобиль не может с точки зрения закона считаться безопасным.
Внесением изменений в конструкцию автомобилей считается установка или замена деталей, не предусмотренных производителем. Если какие-то изменения допускаются производителем, это должно быть прописано в технической документации, и в таком случае дополнительных действий при замене не нужно. Однако даже установка неоригинальных деталей становится основанием для того, чтобы пройти ТО вне графика. В частности, к изменениям, требующим ТО, относятся:
- Изменение типа кузова, внедорожный тюнинг (например, установка нестандартных силовых бамперов, лебедок и т. д.).
- Замена фар с изменением класса источника света.
- Переоборудование автомобиля таким образом, чтобы им мог управлять инвалид.
- Замена двигателя на двигатель, имеющий другие характеристики (отличные от тех, которые предполагает изначальная деталь).
- Изменения в тормозной системе.
- Лифт подвески или занижение.
Более того, в соответствии с постановлением Правительства РФ № 413 надо заранее протестировать устанавливаемые детали на безопасность и получить разрешение на их установку. Только при наличии подтвержденного соответствия водитель не нарушает никаких законов.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства. Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных). По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Как изменилась процедура прохождения техосмотра?
Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.
Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.
На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.
Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Как пройти техосмотр мотоцикла в 2023 году
Раньше проходить техосмотр нужно было всем мотоциклам старше четырех лет. С 2022 года это не обязательно (статья №494-ФЗ), но сама процедура никуда не исчезла и требуется в некоторых случаях.
Расскажем, кому нужно проходить техосмотр мотоцикла в 2023 году и как это сделать.
Зачем проходить техосмотр
Так как обязательный техосмотр отменили, он понадобится только в этих случаях:
- при смене владельца, если байку больше четырех лет;
- при внесении изменений в конструкцию мотоцикла;
- просто чтобы убедиться в исправности байка.
Сколько стоит техосмотр мотоцикла в 2023 году
В 2023 году техосмотр стоит минимум 913 ₽ . Цена может отличаться в зависимости от региона, но в большинстве техосмотр стоит 1000–1500 ₽. Исключения: Ивановская (586 ₽), Ростовская (663 ₽) и Волгоградская (576 ₽) области.
Какой документ подтверждает техосмотр
С 2016 года вместо талона техосмотра выдается диагностическая карта. У карты есть свой номер, который заносится в Единую автоматизированную информационную систему ГИБДД — ЕАИСТО. Карта понадобится при оформлении ОСАГО. Еще ее может запросить инспектор ГИБДД, если у него возникнут подозрения, что байк неисправный или тюнингован. Если карты не будет, инспектор может отправить мотоцикл на штрафстоянку.
Где можно пройти техосмотр мотоцикла
Выдать диагностическую карту могут не на каждой СТО, а только на аккредитованных станциях. Найти их можно на сайте Российского союза автостраховщиков .
Пройти техосмотр можно в любом регионе — вне зависимости от того, где зарегистрирован владелец или сам мотоцикл. Например, если байк зарегистрирован в Москве, диагностическую карту выдадут хоть в Краснодаре, хоть в Магадане.
Какие документы взять с собой
Для прохождения техосмотра понадобятся:
- паспорт владельца;
- СТС или ПТС;
- квитанция об уплате пошлины, оплатить ее можно на месте.
Если техосмотр проходит не владелец, еще понадобится доверенность.
Что проверяют на техосмотре
При техосмотре мастер обращает внимание на эти нюансы:
- работоспособность тормозной системы;
- отсутствие потеков масла и бензина, плотность прилегания крышки бензобака;
- содержание вредных газов в выхлопе;
- состояние покрышек — чтобы на резине не было трещин, разрывов, торчащего корда;
- работают ли световые приборы — поворотники, стоп-сигналы, аварийка, фары дальнего и ближнего света;
- соответствие VIN-номера на раме и в документах на байк.
Кратко
В 2023 году обязательного техосмотра для личного мотоцикла нет. Проходить его нужно при смене владельца или при внесении изменений в конструкцию. Средняя стоимость техосмотра — 900–1200 ₽.
Техосмотр в 2023 году: нужно ли проходить и кому
Правила проведения технического осмотра авто меняются в России с завидным постоянством. В связи с этим у водителей возникает вопрос, нужен ли техосмотр для страховки .
В этой статье расскажем, отменен техосмотр или нет в 2023 году и, если нет, то кому, как часто и где нужно его проходить и сколько он стоит .
Для чего нужен техосмотр автомобиля
Техосмотр нужен для того, чтобы понять, насколько безопасна машина . На осмотре специалисты выявляют неисправности автомобиля, которые водитель сможет вовремя устранить. Это, в свою очередь, поможет избежать более серьезных поломок и дорогостоящего ремонта .
Во-вторых, пройденный техосмотр убережет от штрафа за отсутствие диагностической карты . Наказание для водителей ввели 1 марта 2022 года . Размер штрафа за отсутствие техосмотра составляет 2 000 рублей .
Что смотрят на ТО автомобиля
Что проверяют операторы на пунктах ТО , указано в Постановлении Правительства №306 от 9 марта 2022 года .
Если ранее авто проверялось по 82 показателям, то сейчас в чек-листе осталось 55 пунктов проверок. Из списка исключили проверку коррозии тормозных трубок, проверку работы дворников, огнетушителя, содержимое аптечки и наличие знака аварийной остановки.
Проверяют на ТО:
- внешние повреждения авто;
- работу осветительных приборов, тормозов, двигателя, подвески;
- давление в шинах;
- уровень технических жидкостей;
- работу дверных замков, ручек, зеркал, ремней безопасности.
Сначала оператор сверяет вин-номера на агрегатах и кузове автомобиля с теми, что указаны в документах. Если обнаружится расхождение, оператор откажет в техосмотре и отправит информацию об отказе и его причинах в базу техосмотра. ГИБДД имеет доступ к базе ТО и может снять машину с регистрации или завести на владельца уголовное дело, если окажется, что один из агрегатов авто – краденый. Если все в порядке, водитель оплачивает стоимость техосмотра, и оператор приступает к проверке технического состояния автомобиля.
Если будут обнаружены поломки , оператор сделает отметки в диагностической карте, и водитель нужно будет устранить их . Оплата за ТО при этом не возвращается. После устранения недостатков водитель должен пройти повторное ТО , вновь оплатив его.
Если с автомобилем все будет в порядке, водителю выдадут диагностическую карту , которая в 2023 году имеет электронный формат. То есть данные о пройденном осмотре внесут в базу ЕАИСТО, но по просьбе владельца выдадут бумажный вариант диагностической карты.
Обычно вся процедура техосмотра авто категории «В» занимает не более получаса. На осмотр автобусов уходит 1,5-2 часа.
Нужно ли проходить техосмотр в 2023 году
Нужно, но не всем. С 30 декабря 2021 года обязательный техосмотр перевели на добровольную основу . Проходить технический осмотр в 2023 году необязательно легковым авто и мотоциклам, принадлежащим физическим лицам и используемым только в личных целях .
Однако действующая диагностическая карта личному транспорту понадобится для совершения регистрационных действий в ГИБДД . Согласно пункту 7 статьи 15 Федерального закона «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации» №283-ФЗ , документ потребуют:
- при постановке машины на учет, с момента изготовления которой прошло больше четырех лет;
- при регистрации авто в возрасте от четырех лет в связи со сменой собственника при покупке, дарении, получении в наследство;
- при регистрации изменений конструкции автомобиля или замены его основных компонентов – кузова или двигателя.
Проходить техосмотр нужно автомобилям, принадлежащим юридическим лицам и ИП, а также машинам, используемым для коммерческих целей :
- для перевозок пассажиров в службах такси;
- для перевозок пассажиров по заказу: трансферы, экскурсии и проч.;
- для выполнения служебных задач: доставка грузов / товара, транспортировка инструментов и проч.
Прохождение техосмотра обязательно также для грузовых авто, автобусов, прицепов и автомобилей категории «В» старше четырех лет .
Как часто нужно проходить техосмотр
Технический осмотр автомобиля категории «В» должен проводиться через 4, 6, 8, 10 лет с года выпуска, а далее – ежегодно . Но это правило больше не касается личных легковых авто.
Для машин категории «С», такси, автобусов, перевозящих людей, грузовиков и машин со спецсигналами , срок действия техосмотра составляет 1 год .
Машины, перевозящие опасные грузы , проходят проверку технического состояния каждые полгода .
Сколько действует техосмотр на машину , оговорено в статье 15 ФЗ-170 «О техосмотре» . Ниже приведена таблица, в которой указан вид транспорта, подлежащего обязательному техосмотру. Легковые авто и мотоциклы физических лиц, в отношении которых технический осмотр отменен, таблица не учитывает.
Год выпуска машины указан в ПТС. Например, если машина используется для коммерческих целей и год выпуска по ПТС – 2021, то первый осмотр технического состояния нужно пройти в 2024 году.
Сколько стоит техосмотр в 2023 году
С 1 января 2023 года цена за техосмотр поднялась во всех российских регионах. В приказе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) говорится, что власти регионов вправе пересмотреть цены на услугу ТО, подсчитав справедливый тариф. То есть власти регионов должны были собрать данные с операторов ТО (не менее 50% участников рынка в каждом регионе) и определить тариф.
Однако многие организации данных не предоставили, и ФАС проиндексировала цены с учетом инфляции. Минимальная цена техосмотра должна быть не ниже 913 рублей для легковых машин.
Стоимость техосмотра увеличилась в следующих субъектах страны:
- Санкт-Петербург – с 881 рубля до 1 543 рублей;
- Ленинградская область – с 990 рублей до 1 073 рублей;
- Амурская область – с 1 300 рублей до 1 401 рубля;
- Московская область – с 710 рублей до 940 рублей.
Остальные регионы утвердили цену техосмотра на минимальной отметке, утвержденной ФАС – 913 рублей.
Пункты технического осмотра
Сейчас аккредитованные пункты технического осмотра есть во всех российских регионах. Чтобы выбрать ближайший пункт ТО, нужно зайти на сайт РСА и выбрать его из реестра.
Если пункт проживания находится на границе двух областей, можно пройти ТО там, где ниже цена.
Что нужно для прохождения техосмотра
Что нужно, чтобы пройти техосмотр в 2023 году?
- паспорта водителя;
- свидетельства о регистрации (СТС) или паспорта авто (ПТС);
- доверенности, если к техосмотру машину предоставляет не хозяин, а его представитель.
Оператор не вправе требовать от водителя другие документы.
Штраф за отсутствие техосмотра
За езду без техосмотра будет назначено взыскание в 2 000 рублей , что предписано пунктом 11 статьи 12.5 КоАП . Следует отметить, что наказание будет назначено водителям, автомобили которых подлежат обязательному техосмотру.
Ранее санкции составляли 500-800 рублей, но с 1 марта 2022 года их увеличили.
Также в марте 2022 года взыскания за отсутствующий техосмотр должны были начать выписывать по данным дорожных камер. В настоящий момент камеры не распознают наличие диагностических карт у водителей, и маловероятно, что начнут это делать в 2023 году.
Можно ли купить диагностическую карту техосмотра
Купить диагностическую карту без прохождения проверки технического состояния авто можно, однако это грозит серьезными неприятностями и водителю, и пункту ТО .
С 1 марта 2022 года статья 14.4.1 КоАП предусматривает наказание для операторов ТО , которые выдали карту диагностики без фактической проверки машины:
- работник ТО получит 5000-10000 рублей штрафа;
- должностным лицам будет назначено 30-50 тыс. рублей взыскания;
- юридическое лицо заплатит 200-300 тыс. рублей штрафа.
Нарушение, зафиксированное повторно , повлечет для оператора ТО потерю аккредитации и взыскание в 500 тыс. рублей .
Если будет установлено, что водитель получил карту техосмотра незаконно, ее аннулируют в течение трех дней. Об этом ГИБДД уведомит водителя и его страховщика, у которого появится право на предъявление регрессных требований в случае ДТП.
Нужен ли техосмотр для ОСАГО в 2023 году
Техосмотр – это проверка автомобиля на техническую исправность и безопасность. До конца 2021 года он являлся обязательным. Раньше без предоставления карты диагностики о пройденном ТО невозможно было купить ОСАГО . С конца 2021 года техосмотр для ОСАГО стал необязательным.
То есть на вопрос, нужен ли сейчас техосмотр автомобиля для покупки ОСАГО, отвечаем: «Нет, не нужен» . Пункт «е» статьи 15 ФЗ «Об ОСАГО» утратил силу, но это не значит, что следить за исправностью своего автомобиля не нужно.
Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра
Смогут . В статье 14 ФЗ «Об ОСАГО» оговорены основания, дающие страховщику право предъявлять регрессные требования к водителям. В пункте «и» упоминается истекшая диагностическая карта. Однако для легковых авто и мотоциклов граждан, используемых в личных целях, обязанность проходить ТО в 2023 году не предусмотрена. Следовательно, это правило касается лишь автомобилей, используемых юридическими лицами и в коммерческих целях .
Но регрессное требование могут предъявить водителю, ставшему виновником ДТП из-за технической неисправности машины . Этот факт страховая компания должна будет доказать.
Отказать в выплате по причине отсутствия техосмотра водителю страховщики не могут.
Что будет, если пройти техосмотр добровольно
Если водителю неважно, отменен ли техосмотр в России , и он заботится о безопасности и технической исправности своей машины, закон не запрещает проходить техосмотр на добровольной основе .
Дело в том, что инспектор ГИБДД может остановить неисправное авто и проверить его на месте либо в стационарном пункте. Если проверка подтвердит неисправность машины, автоинспекция может вынести запрет на дальнейшую эксплуатацию.
Водителю придется оплатить:
- эвакуатор;
- штраф за эксплуатацию неисправного авто в размере 500 рублей ( часть 1 статьи 12.5 КоАП);
- потратиться на ремонт.
Водители, регулярно проходящие техосмотр, защищены от такой перспективы.
Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр
В ГИБДД предложили страховым компаниям поощрять водителей, которые проходят техосмотр добровольно, несмотря на то, что он отменен. Например, давать скидку на приобретение полиса ОСАГО.
Налоговой службе было предложено поощрять водителей скидкой на оплату транспортного налога. Но налоговики оставили это предложение без ответа, а страховщики отказались давать скидки на страховку, заявив, что наличие действующей карты техосмотра у водителей на показатели аварийности не влияет.
То есть скидок на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр нет .