Полуслики
Основные модели полусликов с указанием Treadwear (TW):
Bridgestone Potenza Sport
Огромное значение для использования полусликов имеет правильное давление в шинах.
С учётом особенностей дизайна протектора полусликов, основным ограничением является использование шин в дождь.
Полуслики — особенности и преимущества шины
Рынок автомобильных колёс предлагает широкий ассортимент шин: городские, шоссейные и внедорожные. С относительно недавнего времени появилась гражданская спортивная резина, одним из видов которой являются шины экстрим-класса – полуслики. Что это за колёса, на каких автомобилях применяются, в чём их преимущества и недостатки, об этом далее.
Шины полуслик — что это
Болиды гонок высшего класса «Формула-1» обуты в гладкие шины, которые называются слики. Это превосходные сверхскоростные широкие покрышки. У сликов есть подкатегория, которая носит название – полуслики. В этом случае на резине присутствует рисунок протектора с небольщой глубиной. Благодаря этому покрышки можно использовать в дождливую погоду, а также эксплуатировать на гражданских автомобилях. Оба типа автошины имеют схожую конструкцию каркаса и состава резиновой смеси. В настоящий момент покрышки делятся на 4 типа:
- Мягкие.
- Жёсткие.
- Супер-мягкие.
- Среднежёсткие.
Шины полуслики наиболее часто применяются на кольцевых автогонках. Благодаря наличию хоть какого-то рисунка протектора, закон разрешает эксплуатировать резину на гражданских автомобилях. В основном покрышки интересны любителям тюнинга.
Преимущества и недостатки полусликов
Спортивные шины имеют широкий перечень достоинств, и не менее длинный список недостатков. Резина полуслик не стала исключением.
- Плюсы:
- прекрасная курсовая устойчивость на скорости.
- хорошее сцепление (держак) с асфальтом;
- улучшенная управляемость;
- низкий расход топлива;
- широкое пятно контакта;
- Минусы:
- низкая устойчивость к ударным нагрузкам;
- короткий срок службы 30-50 тыс. км;
- склонность к аквапланированию;
- плохая устойчивость в колее;
- низкое качество комфорта.
Чтобы резина по-настоящему проявила себя, её требуется хорошенько разогреть. Сделать это в городских условиях достаточно сложно. Поэтому оценить потенциал сверхскоростных покрышек получится не всегда.
Особенности рисунка протектора
У полусликов эксклюзивный дизайн протектора. В большинстве случаев это широкие каналы, расходящиеся от центра к плечевым зонам. Иногда это овальные линии, вырисовывающие крупные блоки в форме листов, какого-либо экзотического цветка. Благодаря перечисленным элементам покрышка способна держаться на мокрой дороге. Поверхность блоков гладкая.
Особенности состава резины
У полусликов эксклюзивный состав резиновой смеси. Как правило он намного эластичней, чем компаунд обычных колёс. Мягкая структура обеспечивает прекрасное сцепление с поверхностью, появляется эффект «липучести». Но из-за этого покрышка быстро истирается. Как правило индекс износостойкости полусликов (Treadwear) 100 – 150 единиц, что равняется 48 – 70 тыс. км. В реальности в 2 раза меньше. У стритрейсеров резины хватает на пару выходных.
Выводы
Полуслик – это сверхскоростная шина для автомобилей со спортивным характером. Резину можно использовать на кольцевых автогонках и на городских улицах. Покрышка обладает прекрасным сцеплением с сухим асфальтом. На мокрой дороге шина склонна к аквапланированию.
Гоночные полуслики. Что это и зачем?
Автомобильные шины — темный лес для непосвященных. Какие-то там ширина, высота; радиусы, которые на самом-то деле диаметры; индекс скорости и нагрузки; маркировки недели и партии; летняя, зимняя или всесезонная; шипы или липучка; направленная или обычная; городская или «зубастая» внедорожная; ранфлэт или низкопрофильная… но и это еще пол беды. Добавьте сюда специальные шины: раллийные с боевым шипом, слики и полуслики; жесткую, мягкую; с заводскими каналами или вырезными. Все это умножьте на десятки производителей, сложные названия из трех слов и цифр.
Короче, если нет желания внезапно получить образование инженера-технолога и вакансия продавца-консультанта в магазине «Шины/Диски» вам не улыбается, запомните простою аналогию — с шинами, как с обувью.
эта покрышка на BMW M235i «закончилась» за 5 трек-дней на MRW
Есть обувь для яхтинга, для верховой езды, для охоты и рыбалки. У футболистов есть бутсы, у боксеров — борцовки, у лыжников — боты, у спец. подразделений — берцы… Но никто из них не гуляет в «профессиональной» обуви по бульварам и проспектам. Так и гонщики — на треке гоняют в профессиональной «обуви», которая комично и неуместно выглядит в городском трафике. Кроме одного…Полуслики — гоночная резина для скорости и трека, которую иногда можно эксплуатировать в городе. По ощущениям, это как ходить по асфальту в кроссовках для трэилраннинга — красиво, практично, дурачком не называют, но жуть как не удобно и скользко.
здесь на полуслик налипли «червяки» — ошметки чужой резины
Что такое полуслик?
Полусик — шина на внутренней стороне с рисунком протектора, с внешней с редкими каналами для отвода воды.
На такой резине автомобиль отлично управляется на сухом гоночном треке. Протектор удерживает от заносов и сносов, а водоотводящие каналы обеспечивают минимально достаточное аквапланирование на идеально гладком треке в дождь. Естественно, в городе на такой резине про аквапланирование лучше забыть и обзавестись либо спас-жилетом, либо веслами.такие полуслики стоят почти на всех наших спорт и суперкарах
В производстве современных полусликов, кроме металлического корда и резины, используют дополнительные компоненты, которые повышают управляемость и износостойкость, а, как следствие, еще и стоимость. Зато индекс скорости «Y», т. е. разгоняться можно до 300 км/ч.Мы гоняем на Moscow Raceway на полусликах MICHELIN Pilot Sport Cup 2 с апреля по ноябрь. Одна такая покрышка стоит от 14 000 до 25 000 рублей. Цена зависит от размерности и времени покупки. Летом дороже, зимой дешевле. Можно найти в три раза дешевле, в наличии будет только одна. Одна нафиг никому не нужна. Полуслики покупаются минимум комплектом в 4-е шутки, а лучше больше. К слову, наш желтый Porsche 911 Carrera 4s за 7 месяцев «летнего» сезона выкатывает 7−8 комплектов. По цене это новая LADA Vesta…
«мертвая» покрышка после нескольких трек-дней на Moscow Raceway
Особенности полусликов
Весь «кайф» полусликов на Y-индексе, Bi-Compound и высокой стоимости не заканчивается.
Полуслики нужно прогревать. Перед тем, как «топить на все деньги», надо аккуратно проехать несколько кругов, чтобы покрышка нагрелась и «включилась» в работу. Тут самое время вспомнить поезду Даниэля в аэропорт из фильма «Такси 2»:
Разогретая резина становится мягче и ее легче повредить. Любые проезды по поребрику, вылеты в грядки, пробуксовки могут «закончить» полуслик еще до окончания трек-дня. Минимальный остаток рисунка протектора на полусликах, как и на «гражданских» шинах, 1,6 мм, но чтобы «стереть» обычную шину до такого состояния вам потребуется несколько сезонов. Чтобы стереть полуслик до 1,6 мм примерно семь трек-дней или чуть более 600 км пробега.
Мишлен Пилот Спорт 4S на нашей Ламбе в сезон 2020
Самый прикол с полусликами — давление. Как накачать колеса? Что, казалось, может быть проще… но нет, тут целая наука. Так давление в одних и тех же полусликах отличается от машины к машине. Т. е. «мишку кап 2» (MICHELIN Pilot Sport Cup 2) на Porsche 911 мы качаем 1,9 бар, а на Mercedes AMG GTs 2,7 бар.
Для других авто — другие значения.
Еще давление отличается по осям для спорткаров BMW, Porsche и других: заднюю ось качаем больше, чем переднюю. Еще давление отличается в холодных и прогретых шинах… Еще давление зависит от показателей сход/развала… Еще отличается по погоде: сухая, мокрая… Еще установленное давление нужно корректировать в течение трек-дня на +/- 0,2 барОтдельное внимание к сезонному хранению полусликов. Хранить «на машине» не рекомендуется — резина деформируется. По той же причине не рекомендуется хранить без дисков. А еще полуслик растрескивается при температуре -10 градусов и ниже, полностью утрачивая своих характеристики.
Полуслик — это гоночная резина от начала и до конца. Свойства, характеристики, стоимость и, мягко сказать, непростое обслуживанием с лихвой компенсируются ЭМОЦИЯМИ на гоночном треке и БЕЗОПАСНОСТЬЮ.
Сравнение дорожных и полусликовых спортивных шин в условиях реального соревнования
Шины
В части первой данной статьи мы рассказывали о том, что спортивная шина бывает предназначенной для повседневного использования и профессиональных соревнований (слик). Есть и золотая серединка (полуслик), которую можно применять как для любительских гонок, так и для постоянной езды в летнее время. Чем отличаются эти спортивные шины от обычных сверхпроизводительных (UHP), и в каких ситуациях они более эффективны, будем разбираться, опираясь на результаты реального соревнования.
Спортивный автомобиль Volkswagen Golf GTI обут в низкопрофильные покрышки 235/35 R19
Что значит высокопроизводительная шина
Спортивную шину для повседневного использования производители именуют производительной с приставками «высоко-», «сверхвысоко-» и «ультрасверхвысоко-», добавляя к их маркировкам соответствующие английской транскрипции аббревиатуры HP, UHP и UUHP.
- HP – это самый используемый продукт, популярность которого обусловлена массовостью автомобилей с соответствующими характеристиками. Это некий компромисс между обычными дорожными шинами НТ, и технически более совершенными UHP, способными выжимать большие скорости.
- UHP обладают лучшей производительностью, что простыми словами означает меньшее сопротивление качению, более высокую безопасность езды и длительный срок службы. Рассчитаны такие шины на более мощные скоростные автомобили, и имеют индекс скорости не ниже категории V (240 км/ч). Такие шины выпускаются в летнем и всесезонном варианте, а модели могут быть не только премиальными, но и средней ценовой категории.
- UUHP, как нетрудно догадаться, обладает ещё более высокой производительностью, и имеет индекс скорости Y (300 км/ч). В условиях населённых пунктов на таких скоростях никто не ездит, поэтому особого значения для большинства водителей это не имеет. Но те, кто любит участвовать в любительских гонках, оттачивая своё мастерство, всё же обращает внимание на подобные нюансы.
За счёт чего обеспечивается производительность авторезины
Повышения производительности шины на заводах добиваются усовершенствованием конструкции каркаса, усилением боковин, повышением жёсткости резиновой смеси. Имеет значение и рисунок протектора: у шин с высокой производительностью блоки более крупные, с меньшим количеством водоотводных канавок и практически полным отсутствием ламелей. Такая покрышка при движении испытывает минимум деформаций, и теряет меньше энергии от контакта с дорогой.
Для спортивных шин важно снижение веса, поэтому все они имеют текстильный корд, наносимый в виде экрана поверх стального пояса. Направление нитей экрана, укрепляющего шину и обеспечивающего ей наилучшую маневренность, всегда параллельно оси протектора. Так уменьшается сопротивление качению, и как следствие, экономится расход топлива.
Для усиления каркаса используются дополнительные прочные ремни, и в целом высокопроизводительные шины имеют более жёсткий протектор, чем обычные дорожные модели. Из-за добавленных слоёв они могут несколько утяжеляться, зато безопасность движения повышается, а уровень потребления топлива снижается. То есть, высокая производительность демонстрируется не только на высоких скоростях, но и на обычных.
Элементы шины, обеспечивающие повышение производительности
В целом, термин «производительность» включает в себя три основных эксплуатационных нюанса: мокрая дорога, сухая дорога и воздействие на окружающую среду. Сто процентов производительности делится между этими категориями, и соотношение у шин разного уровня неодинаковое.
Если у UHP оно составляет 40%: 50%: 10% соответственно, то у UUHP расклад несколько меняется – мокрая дорога 30%, а сухая 60% (то есть, на сухой дороге эти шины чувствуют себя лучше).
А вот полусликовые шины, которые отличаются визуально почти полным отсутствием протекторного рисунка, до 90% зависят от состояния дороги, и обеспечивают на мокром покрытии всего 10% эффективности. На окружающую среду гоночные покрышки не воздействуют совсем, так как для постоянной езды практически не используются.
Как работают полусликовые шины разной производительности в одинаковых условиях — тестирование
Чтобы выявить, какие спортивные шины можно считать лучшими, ведь рынок постоянно пополняется свежими моделями, немецкие автомобильные издания регулярно проводят соревнования. Последним на момент написания статьи был тест шин в размере 235/35 ZR19, проведённый в апреле 2022 года журналом Sport Auto. Носителем моделей шин, участвовавших в соревновании, стал автомобиль Hyundai i30 N.
Hyundai i30 N – носитель шин 235/35 ZR19
Всего для испытаний было отобрано 10 моделей, трёх указанных категорий:
- UHP — Continental SportContact 7; Pirelli P Zero (PZ4); Falken Azenis FK510 и Michelin Pilot Sport 4.
- UUHP — Goodyear Eagle F1 SuperSport; Hankook Ventus S1 evo Z и Bridgestone Potenza Sport.
- Полуслики — Michelin Pilot Sport Cup 2 (Connect); Nankang AR-1 и Pirelli P Zero Trofeo R (NO).
Расклад сил на сухой дороге
Первыми и основными дисциплинами стали торможение со скорости 100 км/ч, и управляемость на сухой дороге, оцениваемая средней скоростью прохождения трассы длиной 2,77 км. Самый короткий тормозной путь оказался у немецкой модели Continental SportContact 7, и с минимальным разрывом в 0,2 м – у китайской трековой шины Nankang AR-1.
Две другие полусликовые шины (Michelin Pilot Sport Cup 2 и Pirelli P Zero Trofeo R) оказались в хвосте таблицы, показав худшие результаты, остальные участники стали середняками.
Такой расклад довольно странен, учитывая, что трековая шина более высокую производительность должна показывать именно на сухой дороге. В испытании на управляемость так и получилось, и все три полусликовых модели заняли весь «пьедестал почёта».
Худший результат показал турецкий Falken Azenis FK510 и предпоследний Michelin Pilot Sport 4 — оба из категории UHP. Но дело-то вовсе не в категории, а в самой шине, ведь Continental SportContact 7, тоже относящийся к UHP, показал на сухой трассе результат не намного хуже, чем трековые шины.
Таблица результатов на сухой дороге
Лидеры и аутсайдеры мокрых дисциплин
На мокром покрытии тоже проводилось два соревнования: оценивалась длина тормозного пути при экстренной остановке со скорости 80 км/ч, и управляемость при прохождении трассы длиной 2,3 км. В торможении лучшим снова стал Континенталь, длина его тормозного пути оказалась на 2,5 м меньше, чем у Мишлен Пилот Спорт 4, занявшего второе место.
Обратите внимание: Худшими, как и предполагалось, стали все трековые модели — причём разница между первым и последним результатом составила аж 13,6 м! Нужно сто раз подумать, прежде чем вообще ездить на полусликовых шинах в дождь.
Трековые шины так же заняли три последних места в тесте на управляемость, пройдя трассу со средней скоростью 70 км/ч. Ставший лидером Bridgestone Potenza Sport из категории UUHP, смог развивать на мокрой дороге скорость 90 км/ч. Все остальные высокопроизводительные шины показали хоть и меньшие, но близкие к победителю результаты.
Результаты тестов на мокрой дороге
На мокром асфальтовом круге длиной 85 м измерялось и максимальное боковое ускорение в м/с, с помощь которого оценивается боковая устойчивость шины. Здесь тоже лучшими оказались высокопроизводительные шины, а худшими полусликовые, причём порядок расстановки на 8-м, 9-м и 10-м месте везде оказался одинаковым: Мишлен, Пирелли, Нанканг.
Заключение
Показать себя во всей красе полусликовые шины смогли лишь на сухом треке, где отменными были тяга, торможение, точность управления в широком диапазоне и уверенность в прохождении поворотов. Хотя шумность показывали запредельную, и сопротивлялись качению сильнее за исключением Michelin Pilot Sport Cup 2. Тайваньский Nankang, так вообще вёл себя как полноценная гоночная шина слик, удерживаясь в поворотах с большим углом даже лучше премиального Michelin Sport Cup 2.
В целом по итогам всех дисциплин откровенно плохих результатов не показал никто из участников. Вот какие им были даны оценки устроителями теста:
Оценка Марка шины Категория производительности Превосходно Continental SportContact 7 UHP Очень хорошо Michelin Pilot Sport 4 UHP Bridgestone Potenza Sport UUHP Nankang AR-1 полуслик Pirelli P Zero Trofeo R (NO) полуслик Michelin Pilot Sport Cup 2 (Connect) полуслик Хорошо Pirelli P Zero (PZ4) UHP Falken Azenis FK510 UHP Goodyear Eagle F1 SuperSport UUHP Hankook Ventus S1 evo Z UUHP Учитывая, что итоговые результаты шин не слишком разнятся, делать выбор вполне можно, опираясь на стоимость. Самые дорогие трековые шины — особенно Michelin Pilot Sport Cup 2. А так как результаты у него не самые лучшие, то покупку такой шины выгодной точно не назовёшь.
Самой бюджетной моделью оказался турецкий Falken Azenis FK510 – во всяком случае, он дешевле других шин, тоже сработавших на оценку «хорошо», примерно на 30%. Как те же «хорошисты» (Goodyear Eagle F1 и Hankook Ventus S1 evo Z), стоит и Continental SportContact 7. Но если учесть, что он всё-таки оказался лучшим, покупка этих покрышек и получается самой выгодной.