Немного об управляемости мотоциклов с коляской. Теория
Сам я рассекаю на колясыче не так уж давно, скорее только начинаю, ещё даже не откатал первую тысячу. В связи с этим мне стало интересно подробно разобрать, что же происходит с мотоциклом в поворотах, какие могут подстерегать опасности и вообще как улучшить и обезопасить свою езду на нём. Возможно, кому-то ещё данный материал будет полезен.
Рассматривать все заметки будем на примере мотоцикла "Днепр-11" 1990 года выпуска с прицепом.
Вот он, этот трёхколёсный монстр.
В чём особенности управления?
Собственно, в грубом приближении колясыч можно рассматривать как автомобиль, у которого нет одного переднего колеса, заднее с той же стороны немного вынесено вперёд, а центр масс смещён от середины.
Так как компенсировать наклоном возникающую в поворотах центробежную силу мы не можем, у нас проявляются побочные эффекты.
Первый очевиден: при повороте вправо мотоцикл стремится опрокинуться на левый бок. Особенно с пустой коляской.
Здесь первостепенную роль играет то, что водитель сидит высоко, собсно и центр масс расположен выше и ближе к левому краю.
Очевидно, при возникновении такой ситуации (неопытные мотоциклисты, и я в том числе, часто неправильно выбирают скорость для захода в поворот) самое простое — повернуть руль в обратную сторону, "наружу" поворота, при этом правая сторона "упадёт" обратно. Поэтому, кроме крайне осторожного захода в правые повороты, нужно ещё и оставлять себе место слева именно для такого случая, т.е. прижиматься ещё правее.
Если коляска нагружена, мотоцикл будет более устойчив к опрокидыванию, но если при этом оно всё же начнётся, резко вернуть мотоцикл "на землю" поворотом руля может оказаться сложнее. Так что не лихачить — пожалуй, самый верный метод остаться на колёсах.
Ещё один приём, которым можно подстраховаться — перенести правую ногу на раму коляски и сместить корпус ближе к правой стороне, перенеся, таким образом, центр масс туда же. Этим можно подстраховаться, если вы не уверены, что скорость, с которой вы заходите в поворот, достаточно низкая.
Второе. Казалось бы, при повороте налево никаких проблем быть не должно, ведь там правое колесо, которое "удерживает" мотоцикл от опрокидывания. Но не тут-то было.
Когда мы начинаем левый поворот, центробежная сила стремится наклонить мотоцикл вперёд и вправо. И ей это таки зачастую удаётся.
Но и это ещё не всё.
Если глянуть на картинку выше — там я волнистой линией обозначил место, где могло бы быть переднее правое колесо, если бы наш колясыч был автомобилем. Тогда бы нагрузка в повороте легла бы на это "мнимое" колесо и мотоцикл вошёл бы в поворот на отличненько, как порше или хотя бы приора. Но у нас есть только переднее левое колесо, и оно в данном случае как бы "подразгружено", поскольку находится внутри поворота. Из-за этого возникает ситуация, когда переднее колесо повернуто уже на большой угол, но мотоцикл проскакивает поворот по бОльшему радиусу, чем вы от него ожидали. Это и есть снос переднего колеса (в данном случае), и на колясычах он возникает значительно раньше, чем на автомобилях. Об этом надо помнить.
О торможении в поворотах я говорить, пожалуй, воздержусь. Во-первых, это тонкий момент, и я вообще рекомендовал бы тормозить только до и после манёвра, а во-вторых, тормоза на отечественных днепро-уралах почти никогда не работают, как надо, и если вы вдруг захотите помочь себе задним тормозом в правом повороте, результат может вас удивить или даже расстроить.
В официальном толмуте по днепрам и уралам говорится, что тормозить надо сразу всеми колодками, и авторы правы.
Задние колёса (ну, то есть заднее и боковое) должны срабатывать одинаково, а переднее — в два раза эффективнее заднего (там и колодки стоят на самораспорку).
Если тормозить только передком или задком, то мотоцикл начнёт либо крутить влево, либо вправо со всеми вытекающими, и в зависимости от того, едете ли вы с пустой или нагруженной коляской, эффект будет отличаться. Короче, если кто-то дополнит меня по этой теме, буду рад.
Разворот на 180 градусов…
Это стало для меня прямо открытием, ну вдруг кто-нибудь ещё кроме меня не знал.
Вот у нас мотоцикл. Вот справа коляска.
Радиус поворота считается не до центра передней оси, как у автомобиля (у которого углы поворота колёс ещё и разные во время манёвра), а до середины нашего поворотного переднего колеса.
То есть когда мы разворачиваемся вправо, коляска остаётся внутри окружности поворота, и радиус зависит только от угла выворота переднего колеса.
А вот при развороте налево математика та же, но коляска остаётся снаружи окружности. То есть радиус будет больше на ширину коляски. Так что если надо развернуться на узком пятачке, выполнять разворот лучше слева направо.
Только не давайте много газу, а то улетите левой пяткой в грязюку на обочине, как я, бг-г-г-г.
Объезд препятствия.
Ну тоже, казалось бы, очевидно всё. Для опытных водителей.
И опять же, в глаза не долбись, едь спокойно, и будет всё хорошо.
Но ситуации на дороге (особенно российской) бывают разные, и внезапно выбежавшее на середину дороги дерево не кажется такой уж дикостью.
Здесь у нас всё логично и правильно. Коляска справа. И препятствие тоже надо объезжать справа.
Почему — отвечу теорией.
Представим что угодно — люк, бабушку, котёнка, фонарный столб.
Попробуем его объехать слева.
Резко маневрируем влево (при этом мотоцикл тупит и поворачивает не сразу, поскольку наше поворотное колесо оказалось разгруженным и возникает его снос), а потом резко вправо. Траектория немного изменилась, и теперь мотоцикл хочет сбросить нас влево. Нам приходится снова докручивать руль влево, уходя с прямолинейной траектории. Мы на встречке, или в кювете, или где угодно. Неприятно.
А теперь давайте объедем справа.
Сначала мотоцикл очень хорошо поворачивает, куда мы от него хотим, но пытается нас сбросить на люк/бабушку/котёнка/фонарный столб. Но мы не пугаемся и, достигнув нужного угла, даём руля обратно, роняя правое колесо обратно на землю. А потом выравниваем траекторию, чтобы не уехать далеко вправо. При этом или остаёмся на дороге, или уходим в кювет, но в свой, а не встречный, а он-то ближе и роднее.
Это при том, что левую сторону мы видим и чувствуем лучше, чем правую.
Как бы на словах всё красиво, но на практике это надо долго и упорно в себе тренировать, работать над ошибками, грызть лобовое стекло зубами и прочее.
В общем, надеюсь, кому-то материал был полезен или просто интересен, если я где ошибся — поправьте меня, я пока лишь просто излагаю некоторые заключения, к которым пришёл и которые сам ещё только начинаю тренировать.
Всем привет и ровных дорог.
ПЕРВЫЕ УРОКИ ВОЖДЕНИЯ МОТОЦИКЛА С КОЛЯСКОЙ
Всякий мотоциклист, впервые садящийся в седло мотоцикла с коляской, сталкивается с одними и теми же вопросами. Возникают они при первой же поездке и связаны с конструктивными особенностями этого трехколесного и несимметричного экипажа. Вот основные из них: почему мотоцикл «уводит» влево или вправо, как избежать опрокидывания, основные приемы вождения мотоцикла с коляской на шоссе и на пересеченной местности.
Тем, кто покупает «Урал» или «Днепр», несколько легче: по крайней мере, мотоциклы поступают в магазины собранными. Если же вы купили «ИЖ», то получаете две упаковки: в одной из них — собственно мотоцикл, в другой — коляска. Вам предстоит не очень сложная, но и не очень приятная процедура соединения двух частей в одно целое. Происходит все это, как правило, у дверей магазина, в совершенно не подходящих условиях.
Но вот при помощи заводской конструкции, штатного инструмента, неизбежной для россиян кувалды и подсказок зевак ваши старания, наконец, завершились успехом, и коляска заняла положенное ей место. Вы предусмотрительно захватывали с собой заряженный аккумулятор или, в крайнем случае, электролит, канистру с топливной смесью и, конечно же, шлем. Еще раз, проверив затяжку всех резьбовых соединений, прогрев двигатель и застегнув шлем, вы отправляетесь в первую поездку. И сразу же вы должны обратить внимание на работу сцепления и коробки передач, а также тормозов, сигнала и световых приборов. И только убедившись в их исправности и четкой работе, можно продолжить путь дальше.
Вот на этом моменте я и хочу задержать ваше внимание, потому что мы подошли к основной теме разговора: как управлять мотоциклом с коляской. Начнем с того, что научимся по поведению мотоцикла определять правильность установки коляски. Для этого надо найти ровный, без заметного поперечного уклона участок дороги, длиной хотя бы 150. 200 м, и без интенсивного движения. Полностью отпустив демпфер руля, попробуйте проехать по нему на 2-й передаче со скоростью 15—20 км/ч без ускорения или торможения, стараясь не корректировать отклонение мотоцикла рулем.
При таких условиях вы можете без риска для себя дать возможность мотоциклу самому выбрать траекторию движения. Если коляска установлена, верно, а дорога действительно ровная, то мотоцикл, почти наверняка, будет двигаться по прямой. Однако — и это более вероятно,— его может «увести» вправо или влево. Разберемся, почему это происходит и как от этого избавиться. Главная конструктивная особенность мотоцикла с коляской, негативно влияющая на управляемость,— его несимметричность.
В связи с тем, что подцепленной с одной стороны коляске нет противовеса, общий центр тяжести смещен в сторону коляски, при этом он находится не по центру осевой линии, а ближе к мотоциклу, который тяжелее (см. рис. 1). Теоретически наилучшим вариантом с точки зрения управляемости будет тот случай, когда колеса мотоцикла и коляски параллельны друг другу. В противном случае при схождении колес будут возникать силы, уводящие мотоцикл влево, при расхождении — вправо.
На практике добиться параллельного расположения колес можно только предварительной установкой небольшого схождения, указанного в инструкции. Оно необходимо для компенсации люфтов в соединительных шарнирах и «податливости» элементов соединения: при движении возникают силы, стремящиеся развернуть коляску в сторону от мотоцикла, и без установки такого схождения мы получили бы «расхождение» колес. Регулировку схождения производят по заводской инструкции, изменяя глубину установки переднего шарового зажима в раме коляски.
Найденное схождение будет верно только для вполне конкретного угла установки самого мотоцикла. В инструкции завода-изготовителя рекомендуется наклонять мотоцикл на несколько градусов влево, в сторону, противоположную коляске. Тогда при загруженной коляске мотоцикл будет стоять на дороге почти вертикально. Но избавившись установкой развала от одного недостатка, мы получаем ухудшение устойчивости в том случае, когда коляска пуста, а мотоцикл загружен. Тогда за счет мягкости подвески мотоцикл «опускается» относительно коляски, наклон его влево увеличивается, и колесо коляски стремится оторваться от земли.
Особенно все это проявляется при езде по плохим дорогам и бездорожью. Зная, в каких условиях вам придется эксплуатировать свой мотоцикл — на приличных асфальтированных дорогах или по неровному проселку,— вы и выберете для себя оптимальный угол развала — от 0° до 3°. Конечно, для компенсации подъема коляски проще всего ее загрузить: старайтесь и пассажира, и груз разместить в коляске. Но на раскисших дорогах волей-неволей приходится сажать пассажира позади себя, чтобы увеличить нагрузку на заднее колесо и тем самым его сцепление с дорогой.
В этом случае рекомендую отрегулировать жесткость пружин задней подвески на максимальную, тогда «проседание» мотоцикла будет меньше, и вы избавитесь от излишнего крена влево. Вооружившись кое-какими теоретическими познаниями, мы можем проанализировать возникшие при пробной поездке «уводы» и избавиться от них. Должен сразу предупредить, что поведение мотоцикла резко меняется в зависимости от загрузки коляски, поэтому советую «на испытания» отправляться вместе с приятелем, потому, что понадобится не раз проехать и с пустой коляской, и с нагруженной.
Увод мотоцикла вправо как с пустой коляской, так и с загруженной однозначно говорит о том, что схождение слишком мало (или даже превратилось в «расхождение»). Если же мотоцикл тянет влево — величина схождения велика. При чрезмерно большом схождении и загруженной коляске может даже появиться увод вправо: в этом случае колесо коляски, располагаясь несколько «боком» по направлению движения, начинает тормозить.
Совершив несколько поездок, как с пустой, так и с загруженной коляской, определите наиболее приемлемый компромисс: ведь при одинаковых регулировках мотоцикл с груженой коляской более склонен к уводу вправо, чем пустой. Небольшой увод как влево, так и вправо можно компенсировать за счет наклона мотоцикла, регулируя длину растяжек. При уводе вправо надо увеличить угол развала, при уводе влево — уменьшить.
Но при этом надо помнить, что чрезмерный наклон мотоцикла влево грозит потерей устойчивости при движении с пустой коляской, так что старайтесь не «завалить» мотоцикл больше, чем на три градуса. Наконец коляска правильно установлена и отрегулирована. Но перед тем как вы начнете выезжать на дороги, неплохо потренироваться в прохождении поворотов. Даже если вы имеете солидный опыт езды на мотоцикле-одиночке, езда на мотоцикле с коляской может преподнести вам сюрпризы. За рубежом существуют специальные школы, обучающие именно езде с коляской. За неимением подобных школ у нас рекомендуем хотя бы прислушаться к нашим советам.
Прежде всего, мотоцикл с коляской по сравнению с мотоциклом-одиночкой требует иной манеры вождения. На одиночке мы управляем не столько рулем, сколько наклоном мотоцикла. На мотоцикле с коляской все, наоборот: здесь главное — руль. При этом надо помнить, что резкое движение рулем в сторону коляски приводит к ее подъему! Особенности прохождения правых и левых поворотов связаны с нессиметричностью комбинации мотоцикл—коляска и тем, что центр тяжести находится в стороне от колеи ведущего колеса. Но эти конструктивные особенности можно использовать для улучшения управляемости.
Разберем вначале поворот влево. Двигаясь по дуге, коляска в этом случае идет по большему радиусу, как бы обгоняя мотоцикл. Следовательно, для того чтобы облегчить вхождение в поворот, необходимо притормозить передним тормозом или сбросить газ: при этом коляска будет «забегать» вперед и мотоцикл энергично потянет влево (см. рис. 1а). Более сложный случай — прохождение правого поворота, поскольку при этом колесо коляски норовит оторваться от дороги, что чревато опрокидыванием.
При повороте вправо по большей дуге идет сам мотоцикл, так что правые повороты надо проходить с постепенным набором скорости. Психологически эта рекомендация дается нелегко — кажется, что коляска поднимется и вы опрокинетесь. На самом же деле, если коляска будет «отставать» в повороте, она не будет давить на мотоцикл и стремиться его опрокинуть (рис. 1 6). Конечно, это не означает, что вы должны, не сбрасывая скорости, войти в поворот да еще «газовать» при его прохождении. Скорость надо снизить заблаговременно, до входа в поворот, чтобы в самом повороте можно было идти уже с разгоном.
Что делать, если вы не рассчитали скорость? Тормозите, пока вы едете по прямой, а перед самым поворотом торможение прекращайте и открывайте «газ». Если вы и в повороте будете тормозить, коляска наверняка начнет подниматься, и вам, чтобы не опрокинуться, придется выехать на встречную полосу и дальше в кювет со всеми вытекающими последствиями. Но если коляска вашего мотоцикла оснащена тормозами и они правильно отрегулированы, то действия могут быть иными: приближаясь к повороту, вы энергично тормозите всеми тормозами.
При входе в поворот вы отпускаете передний тормоз, прибавляете «газ» и притормаживаете ножным тормозом. Крутящий момент на заднем колесе должен быть чуть больше тормозного усилия, а вот колесо коляски затормозится, коляска начнет отставать, и поворот можно пройти на максимально возможной скорости. Даже если коляска начала подниматься, не сбрасывайте «газ» и тем паче не тормозите. Ведь и в таком положении вполне возможно устойчивое движение. Управляя рулем и «газом», вы благополучно завершите начатый поворот.
Надо только учесть, что когда я говорю «прибавить газ», это вовсе не означает, что его надо открывать «на всю дыру». Ручкой газа в повороте надо пользоваться с умом и умеренно. Вполне резонно можно возразить, что в критической ситуации на повороте не до тонкостей теории. Что же, это действительно так.
Но вывод следует совсем иной: надо тренироваться заранее! Рекомендую разметить «змейку» на ровной площадке, где нет движения. Попробуйте пройти ее несколько раз, наращивая скорость. Сбрасывая «газ» и притормаживая на левом повороте, «газуя» на правом, вы доведете этот прием до автоматизма. Научившись проходить повороты в «динамическом» режиме, вы сможете более тонко чувствовать мотоцикл, а это залог вашей безопасности на дороге.
На мотоцикле с коляской, приходилось ли ездить, какие тонкости вождения?
Ничего сложного в вождении мотоцикла с коляской нет. Даже наоборот, мотоцикл с коляской более устойчивый. Поездиете на нем пару дней, набъете руку и все будет нормально. Главное резко не поворачивайте в правую сторону, где находится коляска, иначе можно перевернуться. И если вдруг так случится, что мотоцикл накренится влево, никогда не выставляйте левую ногу вперед, перелом будет обеспечен.
А это самый безопасный на мой взгляд мотоцикл.
На мотоцикле с коляской ездил с детства, Сейчас передал его в руки племянников (это мотоцикл моего отца "Иж — ю 2к, 1967 года выпуска), собрались посмотреть все их друзья, для них это — раритет. Самая главная "тонкость" -нельзя на скорости поворачивать на коляску.
При езде на мотоцикле с коляской,даже на скорости 40 км в час,на прямой дороге,нельзя поворачивать резко руль,в сторону коляски,так как,мотоцикл может опрокинуться.В повороты на сторону коляску,можно входить,понизив скорость,и поворачивая руль очень плавно.Из поворота тоже надо выходить плавно.При резком торможении,руль нужно чуть-чуть поворачивать в сторону коляски.И конечно,соблюдать скоростной режим,особенно на поворотах.
Первые пару дней только будет тяжело, а потом все пойдет как по маслу! Мне достался Урал-очень мощьный и тяжелый с форсированным двигателям пару раз в первые дни я чуть не сьезжал с дороги так как тяга в правую сторону показалась мне очень велека надо быть предельно внемательным, а через недельку я этого уже не замечал все очень легко!
Ездить на таких аппаратах приходилось, причем на разных марках и модификациях. Даже катался в "дальняки", дальние путешествия километров по пятьсот, в одну сторону. Удобно, с коляской, вещи сложил (на плечах не везти), сзади подругу посадил и вперед. Скорость , конечно меньше, чем на "одиночке", но лучше плохо ехать, чем хорошо идти.
Нюансы управления конечно же имеются, причем общие для всех марок. Необходимо правильно отрегулировать коляску, иначе Вы не удержитесь на дороге. Не поворачивать резко вправо (на коляску), иначе мотоцикл перевернется и Ваш боковой прицеп вас же и накроет.
Особенности езды на мотоцикле с коляской
О вождении мотоциклов с коляской, как правило, два среднестатистических отзыва. Одни уверяют, что наличие прицепа большая проблема, которая вечно мешает и тянет мотоцикл в сторону, а то и вовсе опрокидывает тебя на каждом повороте. Другие говорят, мол, на опыте коляска даже не чувствуется и дело кроется в привычке, а так «колясыч» достойный агрегат, если ездить без лишних телодвижений, правильно отрегулировать "развал-схождение".
Чтобы понять, откуда появляются многие упреки в сторону мотоциклов с коляской, стоит сначала прочитать предыдущую статью.
Особенности положения на дороге
Прежде, чем говорить о поворотах, которые пугают почти всех новичков на мотоциклах с коляской, нужно разобраться с положением на дороге. Наличие бокового прицепа добавляет вам хлопот, ведь ваши габариты теперь намного шире, а сидите вы с боку и вечно переживаете, не снесете ли вы коляской ту бедную «Оку», которую хотите обогнать?
Боковой прицеп должен находиться со стороны обочины, а мотоцикл с водителем со стороны встречного движения, чтобы объективно оценивать ситуацию. В некоторых странах, где принцип дорожного движения отличается от нашего, допустим в той же Англии, боковой прицеп крепится с левой стороны, в то время, как у нас — с правой.
В любом случае, у водителя должен быть максималый обзор дороги. Про междурядье, естественно, придется забыть. Отныне, вы занимаете собой почти всю полосу. Обращайте внимание на укатанные колеи, выступающие края дороги и бордюры.
Если едете по многополосной дороге, старайтесь занимать крайнюю тихоходную полосу, чтобы не делать лишних перестроений.
Повороты
Первое правило в поворотах на «колясыче» заключается в плавности – на большой скорости резкий поворот всегда будет ровняться падению. Суть в том, что у мотоциклов с коляской колесо не наклоняется, а именно заворачивает. Поэтому там, где вы могли бы войти на повышенной скорости благодаря наклону мотоцикла, вы не впишитесь в поворот, пока не провернете руль как положено.
Торможение нужно закончить до захода в поворот, а начинать ускоряться после прохода апекса. Дело в том, что коляска (без привода или тормоза на ней), начинает оттягивать на себя во время ускорения или торможения, так как у мотоцикла нет симметрии и торможение/ускорение у коляски отличается от тех же процессов у мотоцикла.
Заносом во время поворота от увеличения скорости или торможения можно пользоваться, но это опыт. Чем больше скорость, на которой вы захотите повернуть, тем тяжелее будет проворачиваться руль.
Левый поворот
Случай, когда разница в торможении прицепа и мотоцикла реально может помочь вам войти в поворот. Когда вы притормаживаете перед левым поворотом или уходите на пониженную передачу, мотоцикл опирается на коляску, которая в свою очередь заворачивает по большему радиусу. Боковой прицеп пытается обогнать притормаживающий мотоцикл и здесь главное поймать грань, чтобы она не увела вас с траектории.
При левом повороте не рекомендуют использовать передний тормоз. А если маневр оказался слишком крутым, следует выровнять траекторию, как только коляска начала подниматься от земли.
Правый поворот
В правом повороте по внешней стороне радиуса идет уже сам мотоцикл, поэтому в момент забегания коляски вперед (из-за разницы скорости торможения/ускорения), она пытается опрокинуть вас, если вы выжимаете тормоза мотоцикла в момент маневрирования. Тоже самое происходит, когда вы не успеваете провернуть руль до конца. Правильным решением будет заходить с приоткрытым газом, ведь это мотоцикл должен успеть зарулить первым и развернуть за собой прицеп, а не наоборот. Траектория поворота должна быть плавной, при резком завороте коляска снова может попытаться бунтовать.
К слову, при загруженной коляске правый поворот окажется легче.
Торможение
Баланс, регулировка и нагрузка бокового прицепа, сцепление колес и тормозная система определяют поведение мотоцикла в момент торможения. Если сцепление коляски хуже, чем у мотоцикла или слабее тормоза, то коляска будет рваться вперед. При загруженной коляске мотоцикл более устойчивее на дороге. Мотоциклы с коляской имеют больший тормозной путь. Об этом следует помнить, выбирая дистанцию в потоке.
Если ошибиться с передним тормозом и слишком резко остановить мотоцикл, то хайсайд, падение через руль, может оказаться реальностью. На мотоциклах с прицепом беспроигрышным вариантом становится торможение двигателем с доработкой тормозами.
Вывод:
Мотоциклы с боковым прицепом гораздо устойчивее в разных условиях погоды и состояния дороги, однако, они имеют свою специфику маневрирования, к которой нужно привыкать. Практически все профессиональные, опытные мотоциклисты советуют прикататься вне дорог общего пользования, чтобы почувствовать до мелочей особенности левых и правых поворотов, а так же осознать габариты.