Россия в убытках: квадроциклы становятся недоступной роскошью, разоряя страну
Защита и стимулирование развития собственного производства — вполне обычная и нормальная практика для государства. Но если довести любое благое намерение до абсурда, оно оборачивается полнейшей катастрофой. Взять, к примеру, непомерно высокий утилизационный сбор на квадроциклы, введенный Минпромторгом в 2016 году. По замыслу авторов, такая мера должна была поддержать российских производителей, сделать их продукцию более конкурентной и — заставить иностранцев открыть филиалы своих заводов по производству техники в России. Прошло почти пять лет и надо констатировать, что расчет талантливых хозяйственников из Минпромторга оказался не только не дальновидным и ошибочным, но и в целом губительным для отрасли.
Богатые стали богаче
Получилось ли поддержать отечественных производителей и сделать их машины конкурентнее? Скорее нет, чем да. Ведь вслед за импортерами техники, вынужденными поднять розничные цены на квадрики на величину «утиля» (а это, на минуточку, до 2018 года составляло 105 000 рублей за каждую единицу, а с 2018 года фискальное бремя выросло до 120 750 «деревянных»), существенно прибавили в цене и те, кто вездеходы производит в РФ — а это всего два производителя. Да, и они не освобождены от уплаты утильсбора и платят в бюджет наравне с импортерами. И лишь в конце года получают налоговые вычеты, которые в масштабах годового баланса предприятия позволяют ощутить финансовые выгоды.
Деньги для оплаты сбора отечественным промышленникам было взять неоткуда, а потому сто с гаком тысяч рублей они так же заложили в стоимость каждого произведенного ATV. При этом, в конце года розничным покупателям никто не вернул разницу. Иными словами, российские квадроделатели лишь увеличили свою маржинальность, но отнюдь не подогрели спрос к своей продукции со стороны конечных покупателей и, соответственно, не сделали ее более конкурентной. При этом, за эти пять лет российские производители не выпустили ни одной новой модели квадрика, то есть развития не случилось ровным счетом никакого.
Минпромторг вставляет палки в колеса
Не появились, кстати, за это время и новые заводы. Даже такие мировые гиганты индустрии, как BRP, Yamaha или Polaris не увидели в российском рынке перспектив. И оно не мудрено, ведь если до финансового кризиса 2014 года в нашей стране ежегодно продавалось 40 000 квадроциклов в год, то с обесцениванием рубля спрос сжался до жалких 8—10 тысяч единиц. А для строительства полноценного завода по производству ATV нужны куда более внушительные объемы.
Впрочем, нельзя не вспомнить про азиатский CFmoto, готовый вложить деньги в строительство производственных мощностей в России. Говорят, была даже куплена земля и едва ли не начато строительство, но многомиллиардный инвестиционный проект накрылся медным тазом, потому как Минпромторг, обещавший Президенту РФ золотые горы после введения утильсбора, по не известным причинам не согласовал стойку и открытие завода. Во всяком случае, официального ответа на свою заявку «цээфовцы» от чиновников не получили.
Добить нельзя помиловать
«АвтоВзгляд» уже писал о том, что сейчас, из-за проблем с логистикой, вызванных пандемией, в дилерских центрах толком нет в наличии ни квадроциклов, ни снегоходов. Ситуация, скажем прямо, непростая. Многие специализированные магазины на грани разорения, а кто-то уже разогнал сотрудников и объявил себя банкротом. И проект Постановления об увеличении утильсбора, опубликованный 19 января 2021 года, окончательно добьет и без того на ладан дышащий рынок мотовездеходов. Ознакомиться с полным его текстом можно на официальном сайте Правительства РФ.
Мы же озвучим ключевые моменты. Итак, проект предусматривает увеличение коэффициента расчета размера утилизационного сбора в 2—3 раза! Так, например, для квадроциклов с объемом двигателя до 300 «кубиков» размер утиля составит 103 500 рублей. Квадрики с движком от 300 до 480 сс подорожают на 248 400 «деревянных». Снегоболотоходы с объемом мотора от 480 до 840 кубических сантиметров прибавят в стоимости 351 900 рублей (к слову сказать, в розницу такие ATV сейчас стоят минимум от полумиллиона). Сильнее всего должны подорожать мотовездеходы с объемом движка от 840 «кубов» — утильсбор для них хотят сделать аж 414 000 рублей.
Современный рынок мототехники, или какой квадроцикл купить в 2022-2023 году?
Есть ли достойная альтернатива «уехавшим» японским, американским и европейским квадроциклам?
Zara, IKEA, Apple, Ford, Honda, Microsoft, Starbucks, Acer и т.п. – после всем известных февральских событий 2022 года новостные заголовки пестрили информацией об уходе очередного иностранного бренда с российского рынка.
Изменения коснулись буквально всех сфер – от производства бытовой химии, одежды и продуктов питания до автомобилей, программного обеспечения и строительных материалов.
Рынок техники для активного отдыха, естественно, не стал исключением!
Лодки ПХВ, лодки РИБ, подвесные лодочные моторы, мотоциклы, SUP-доски, тренажёры и, конечно же, квадроциклы – в каждой категории товаров были замечены такие «уходы с тёплого прибыльного местечка» в угоду следования политике ограждения от России.
Какие бренды квадроциклов «уехали» из России?
В 2022 году ценителям данного вида техники пришлось проститься со многими крупнейшими производителями квадроциклов из Европы, Америки и Японии, например, с брендами Polaris, BRP, Arctic Cat, Honda, Yamaha, Suzuki и т.п.
Как уход ряда производителей повлиял на конечного потребителя? Что нужно учитывать при покупке квадроцикла в нынешних реалиях и какому бренду отдать предпочтение? Все эти вопросы разберём в этой статье.
Небольшой спойлер: на самом деле ничего страшного для покупателей и не случилось, ведь достойная альтернатива иностранным квадроциклам уже давно присутствует на рынке мототехники.
Как уход иностранных производителей квадроциклов повлиял на покупателей?
Фактически, изменения коснулись только двух аспектов:
- Во-первых, стало сложнее в принципе купить квадроцикл из стран Европы, а также Америки или Японии.
Будем честны: такие агрегаты можно найти в каждом крупном магазине и сейчас благодаря внушительным складским запасам. Yamaha, Polaris и т.п. – любое желание будет исполнено за ваши деньги, вот только будьте готовы к тому, что квадроцикл «влетит вам в копеечку». Из-за образовавшейся дефицитности вам придётся заплатить за мотовездеход вдвое или втрое больше привычной цены.
- Во-вторых, дальнейшее обслуживание «санкционного» квадроцикла тоже стало сложнее.
Допустим, вы приобрели квадроцикл Yamaha, о котором так мечтали. Что дальше? Техника нуждается в регулярном техническом обслуживании, и она может сломаться в любой момент по неосторожности владельца, какой бы хорошей ни была. Уход иностранных брендов повлёк за собой не только полное прекращение поставок квадроциклов, но и комплектующих для них. Соответственно, в скором времени сервисные центры просто не смогут обслуживать технику таких производителей, а если и смогут, то будут делать это на неоригинальных запчастях.
А теперь подумайте:
Вы готовы сначала переплатить за квадроцикл кругленькую сумму, а потом терпеть сложности с ремонтом и обслуживанием? Уверены, что большинство разумно ответило бы на этот вопрос «НЕТ».
Что нужно учитывать при покупке квадроцикла в нынешних реалиях?
Что поговорка «Кто не рискует, тот не пьёт шампанское!» вообще не работает, когда речь заходит о покупке техники для активного отдыха.
Здесь ключевым фактором является надёжность, которая как раз и заключается в наличии постпродажного сопровождения.
Исполнение гарантийных обязательств, наличие оригинальных комплектующих в стране, где эксплуатируется квадроцикл, и авторизованных сервисных центров – вот, что должно быть обязательными пунктами в списке ваших требований к новенькому квадроциклу.
Кто может обеспечить всё это покупателю в нынешних реалиях?
Бренды из Китая и России, конечно же!
Только они сейчас могут гарантировать:
- Простоту дальнейшего обслуживания в любом сервисном центре;
- Высокую ремонтопригодность;
- Взаимозаменяемость деталей, а также отсутствие дефицита комплектующих.
Добавьте к этому достаточно демократичную стоимость в сравнении с европейскими, американскими и японскими квадроциклами, и вы получите желанное приобретение для любого райдера.
Здесь важно понимать главное:
Все вышеперечисленные преимущества относятся только к технике проверенных сертифицированных производителей. Перед покупкой китайского или российского квадроцикла тщательно проверяйте историю бренда, срок его присутствия на рынке, географию, рекламационную статистику, отзывы и т.п.
Аналогичную процедуру рекомендуется проводить и с магазинами, реализующими товар.
Какой квадроцикл купить в сезоне 2022-2023? Есть ли достойная альтернатива ушедшим производителям?
Альтернатива есть, и она давно известна потребителям!
Sharmax – это бренд квадроциклов из России, который сосредоточил своё производство на заводе-«гиганте» Jiangsu Linhai в Китае.
Для справки: именно на Jiangsu Linhai собирается техника Linhai-Yamaha, известная на рынке более 20 лет и завоевавшая себе репутацию качественных агрегатов.
В линейки квадроциклов Sharmax есть модели под любые задачи: для активных прогулок, выполнения бытовых задач, перевозки грузов и т.п.
Хитами продаж бренда считаются:
- Квадроцикл Sharmax Cross 180 CC
- Квадроцикл Sharmax 300 Hummer
- Квадроцикл Sharmax Luxe 300
Среди главных преимуществ мотовездеходов бренда, причём независимо от модели, отмечают высокую проходимость при достаточно мягкой подвеске и повышенную прочность.
Дополнительное преимущество квадроциклов Sharmax – возможность их обслуживания в более чем 110 авторизованных сервисных центрах по всей стране. При покупке такой техники вы точно можете быть уверены, что гарантийные обязательства будут исполняться.
Одним словом, отечественные квадроциклы Sharmax, собранные в дружественной России стране, – отличная альтернатива «канувшим в лету» производителям.
Как видите, уход квадроциклов из Японии, Европы и Америки с нашего рынка – не катастрофа, а возможность. Возможность познакомиться с отличными образцами техники из Китая и России и открыть для себя квадроциклы совсем не хуже (а в чём-то даже лучше) за демократичную цену. Используйте её с умом!
В России ввели утилизационный сбор на квадроциклы и снегоходы. В чем смысл?
Александр Жихарев
В феврале 2016 года в России был введен так называемый утилизационный сбор на импортную сельхозтехнику — ради того, чтобы у отечественных тракторов и комбайнов появились конкурентные преимущества. Но заодно сбором обложили квадроциклы и снегоходы — цены выросли, предложение сократилось. В чем смысл?
Дух и буква постановления правительства №81 от 6 февраля 2016 года говорят, что утилизационный сбор распространяется на «самоходные машины и/или прицепы к ним». Под понятие «самоходная техника» подпадают тракторы, катки, комбайны, различные строительные машины и автомобили для лесозаготовки, но кроме того — мотовездеходы, квадроциклы, снегоходы и болотоходы. Ведь они тоже, как комбайны, лишены допуска на дороги общего пользования.
И документы у такого транспорта особые: завод-изготовитель или таможня выдает не ПТС (паспорт транспортного средства), как на автомобиль, а ПСМ — паспорт самоходной машины. Регистрация и техосмотр не в ГИБДД, а в Гостехнадзоре, и права нужны не водительские, а тракториста-машиниста.
Кстати, важно не путать квадроциклы с квадрициклами: ко вторым относятся трициклы, мотоколяски, легкие квадрициклы (вес менее 400 кг, мощность до 4 кВт, скорость менее 45 км/ч; они оснащены светоотражателями, фарами, указателями поворота). Управляя такой техникой, можно двигаться по дорогам общего пользования, однако водителю необходимы уже права категории В1.
Но «утилизационный» сбор распространяется только на квадроциклы. Причем базовая ставка не «легковые» 20 тысяч рублей, а «грузовые» 150 тысяч! При расчете эта сумма умножается на коэффициент — от 0,4 до 1,3 — в зависимости от возраста машины и объема двигателя. Для новых квадроциклов и снегоходов этот коэффициент понижающий, однако все равно за аппарат с мотором объемом 50—300 см³ придется отдать в бюджет 60 тысяч рублей. Но в большинстве случаев кубатура у подобной техники больше 300 см³, поэтому сумма сбора составит уже 105 тысяч или 123900 рублей с учетом НДС. А при ввозе подержанных экземпляров сбор вырастает до 195 тысяч, что лишает такой импорт экономического смысла. И только для малокубатурных моделей с двигателем меньше 50 см³ утилизационный сбор не предусмотрен.
Результат уже можно ощутить. Рынок самоходной техники для активного отдыха и без того еще в 2015 году упал более чем в два раза из-за кризиса. Хотя и до этого он, по сравнению с автомобильным, был в 100 раз скромнее: менее 30 тысяч штук в год. Доминируют Yamaha и BRP, а доля фирм Suzuki, Honda, Arctic Cat, Polaris и Kawasаki существенно ниже.
Дополнительный сбор практически уничтожил и без того малочисленный так называемый детский сегмент — технику с мотором от 50 до 300 «кубиков». Например, 90-кубовый квадрик Yamaha YFM90R мощностью 6,6 л.с. после уплаты сбора стал стоить 316 тысяч рублей — как Ravon Matiz.
Кроме того, пострадали компании, которые поставляют в Россию самые доступные азиатские квадроциклы-лоукостеры. Однако на дорогую «взрослую» технику сбор повлиял не так сильно, поскольку цены и без того существенно выросли еще в 2015 году из-за изменения валютного курса. В среднем подорожание в этом сегменте составило 120 тысяч рублей, что для квадроциклов в ценовом диапазоне от 800 тысяч до 1,7 млн вроде бы не так уж критично. Аналогичным образом поднялась цена на мотовездеходы side-by-side, в которых пассажир сидит рядом с водителем,— их тоже относят к квадроциклам, и стоят они более полутора миллионов рублей.
Однако проблема в том, что у той же фирмы Yamaha основную кассу делал недорогой снегоход-ветеран Viking, за который в 2014 году просили 360 тысяч рублей, а сегодня же особой удачей будет приобрести исполнение Yamaha Viking IV за 570 тысяч из нереализованных остатков прошлых лет, потому что цена нынешней версии с учетом сбора приближается к миллиону, а другие современные модели уже не купить дешевле 1,2 млн рублей. И если в лучшие годы в России продавалось до десяти тысяч снегоходов Yamaha, то сейчас, судя по отзывам дилеров, спрос упал в несколько раз.
Российские заводы этой ситуацией воспользовались своеобразно. В нашей стране всего два серьезных производителя подобной техники. Рыбинская фирма «Русская механика», известная снегоходом Буран, выпускает машины ценой от 79 до 499 тысяч рублей и вроде бы должна была получить еще большее ценовое преимущество. Однако суммы в прайс-листах и на Бураны, и на мотовездеходы РМ выросли как раз на сумму утилизационного сбора.
Отчасти это объясняется тем, что «Русская механика» хотя и подала необходимый комплект документов на субсидии от государства, но ответа пока не дождалась, к тому же по правилам производитель сперва перечисляет утилизационный сбор и только на 42-й день после окончания отчетного квартала получает субсидию из бюджета.
Второй отечественный производитель — компания Веломоторс, выпускающая продукцию под брендом Stels. Каждый третий проданный в России велосипед носит эту эмблему, а кроме того, на бывшем заводе велосипедов Десна в Брянской области производят квадроциклы, скутеры и мотоциклы. Это не «отверточная» сборка, а производство со сваркой и окраской. Веломоторс уже делает первые шаги в снегоходном направлении, представив машины Ермак, Викинг и Росомаха. И именно в Веломоторс получили добро на господдержку и не подняли цены на свою технику — таким образом, у них есть преимущества от введения утилизационного сбора.
Кстати, формальное назначение сбора — оплата расходов на утилизацию техники после завершения срока ее службы. Но законы, обязывающие владельца сдавать машину на утилизацию, у нас до сих пор отсутствуют, хотя в ряде государств без этого невозможно снять транспортное средство с учета. Плата за утилизацию в России намного выше, чем, например, в Европе, а собираемые средства у нас поступают напрямую в федеральный бюджет — и механизма, направляющего их на развитие перерабатывающих производств, тоже не существует. Кроме того, если в случае с легковыми автомобилями и грузовиками в России есть хотя бы какая-то видимость системы утилизации и программы ее стимулирования, то для самоходной техники ее даже вообразить трудно. К примеру, снегоходы массово используются в труднодоступных районах, и если такая техника умирает, то специально доставлять ее куда-то на переработку никто не станет.
Логично было бы снизить или даже отменить утилизационный сбор для мотовездеходов, квадроциклов и снегоходов, как это было сделано в отношении прицепов к самоходным машинам грузоподъемностью больше 750 кг. Напомним, что утильсбор на них оказался настолько велик, что полностью перекрыл поставки такой продукции в Россию. Шум дошел до президента, который поручил разобраться, — и уже 11 мая появилось постановление правительства №401 об отмене сбора на прицепы грузоподъемностью до десяти тонн.
А на мотоциклы и квадрициклы сбор вообще никогда не распространялся, хотя моторынок намного шире. Видимо, для сельского хозяйства они не столь опасны.
Россияне просят премьера Мишустина не допустить роста цен на квадроциклы и снегоходы
Квадроциклы и снегоходы в России могут стать непозволительной роскошью. Виной всему – утилизационный сбор, пишут в социальных сетях. Уже сейчас на большинство моделей он составляет более 120 тысяч рублей, а хотят сделать вдвое, а то и втрое больше, негодуют пользователи. Если документ утвердят, россиян ждет очередное подорожание снегоходов и квадроциклов – минимум на 30%.
«Продажи в розницу итак упали на 75 %, за последние 6 лет, а вскоре и вовсе остановятся», – отмечают в соцсетях.
Тем самым, по мнению Койнова, ущемляются права не только экстремалов, пострадают и социальные сферы, где используются квадроциклы и снегоходы, будет нанесен непоправимый ущерб развитию внутреннего туризма и сопутствующей инфраструктуры и сервиса. Всё это говорит о несвоевременном повышении УС и приведет к росту социальной напряженности.
Сейчас у россиян вся надежда на премьера Михаила Мишустина, который недавно по поручению президента взял на контроль ситуацию с ростом цен на продукты. В письме на имя премьер-министра говорится, что в 2018-м размер утилизационного сбора был существенно увеличен, на 15%, однако, объемы у отечественных производителей остались прежними и новых производств квадроциклов в России тоже не появилось.
Вместе с тем, в средствах массовой информации вновь анонсируются планы правительства увеличить налог на автомобили и спецтехнику из-за девальвации рубля аж на 30%. Неизбежное повышение цен и отсутствие выбора у простого пользователя создает плохие перспективы для любой отрасли. Добавим от себя, что поскольку документ также касается повышения утилизационного сбора на трактора, комбайны, бульдозеры и прочую спецтехнику, то повышение цен неминуемо коснется сферы сельского хозяйства и строительства, что вызовет рост цен на продукты и жилье.
Сложившаяся ситуация приведет не только к падению продаж и разорению бизнеса, но и к снижению таможенных платежей и сборов, НДС и других налоговых поступлений в бюджеты всех уровней по всей бизнес-цепочке со стороны импортеров, их дилеров, транспортных компаний, логистических и складских центров, таможенных брокеров, рекламных агентств и так далее. Бизнесмены и общественность уже писали об этом в федеральный центр, однако, в ответ получали лишь отписки.
И это при том, что власти беспрестанно говорят о поддержке предпринимателей, просят чиновников подходить к таким вопросам неформально и честно. А в итоге бизнесменам и общественности приходится в очередной раз сталкиваться с формализмом и обращаться лично к премьеру Мишустину в надежде, что обновленное правительство не останется равнодушным к сложившейся ситуации! Кризис с продажами спецтехники приведет к тому, что сотни фирм закроются, тысячи людей могут остаться без работы, а бюджет потеряет источник доходов. Ведь, как мы уже неоднократно наблюдали – из-за несвоевременного и необоснованного увеличения утилизационного сбора значительно вырастают цены на спецтехнику, дальше по цепочке это все закладывается в стоимость строящегося дома или выращенной пшеницы, и, в конце концов, за это заплатят обычные люди.
- Предыдущая
- Следующая
Подписывайтесь на LIVE24.RU в Дзен.Новостях и на наш Дзен-канал. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.