Пульс системы автомобиль под контролем что значит
Cesar C1
Максимальная безопасность автомобиля и интуитивно понятное управления делают Cesar C1 незаменимым помощником.
Цезарь Сателлит — безопасность 24/7
Опыт работы на рынке услуг безопасности — более 20 лет.
Лицензия на охранную деятельность, МЧС и РХИ.
Прямые договора с государственными службами экстренного реагирования.
Более 5000 собственных и партнерских групп быстрого реагирования готовы придти на помощь 24/7/365.
Доступный функционал при подключении мониторинга.
Cesar C1 —
управление и охрана автомобиля в Вашем смартфоне
Инновационные технологии защиты всех известных систем взлома сканирования. Обучаемый Искусственный Интеллект ежедневно анализирует новые способы взлома и совершенствует систему онлайн.
Умный личный журнал Cesar C1
Мы создали интеллектуальный журнал, персонализированный под ваши интересы и ваш автомобиль. Мы защищаем вас от потока ненужной информации, предоставляя только полезный и интересный контент.
Теперь мы платим вам
Да, вы не ослышались.
Мы платим вам за ваши покупки, за каждый день использования Cesar C1, ваш стиль вождения и многое другое. Копите и тратьте с удовольствием.
Магазин
Пока многие только мечтают о личном магазине, в котором всегда есть желанные и необходимые товары — мы его создали.
И сделали это для вас.
Только полезные товары и услуги для вашего автомобиля. Только все необходимое для вашей беззаботной и счастливой жизни с автомобилем.
* Будет доступно в 2020 году
Стиль вождения
Cesar C1 анализирует Ваш стиль вождения и сообщает все данные о поездках, помогает отслеживать и снижать расходы на топливо.
Возможности Cesar C1
Более сотни инновационных решений в одном приложении – и автомобиль в любое время суток
у Вас на ладони.
Умная сигнализация Cesar C1
Точный функционал и комплектацию системы для вашей марки и модели автомобиля уточняйте у менеджера.
Найдите, где припаркован ваш автомобиль
Функция «Найти авто» покажет, где вы оставили свой автомобиль. Автомобиль подаст звуковой сигнал и поморгает фарами по запросу.
Управляйте автомобилем с помощью голоса
Вы можете отправлять команды автомобилю
с помощью голоса. (Только для iOS).
Отслеживайте техническое состояние всех систем вашего автомобиля
Следите за уровнем топлива в баке, зарядом АКБ, статусом дверей, пробегом автомобиля и другими параметрами.
Бортовой журнал
Быстро получайте доступ к личному бортовому журналу, в котором записаны все данные
о совершенных поездках.
Управляйте умным автозапуском
Функция позволяет удаленно запускать двигатель
с помощью телефона. Возможно установить автоматический режим автозапуска исходя из уровня заряда аккумулятора автомобиля, создать расписание автозапуска и задать его длительность.
На телефонах с IOS доступна посредством помощника Siri.
До 10 автомобилей в одном приложении
Возможность добавить несколько автомобилей семейного парка и управлять ими одновременно
Тарифы
- Контроль сигнала ДТП оператором мониторингового центра и вызов экстренных служб
- Выезд группы реагирования по запросу клиента/или оператора
- Поиск и возврат в случае угона
- Кнопка SOS
- 20% скидка на охрану недвижимости
- Контроль сигнала ДТП оператором мониторингового центра и вызов экстренных служб
- Выезд группы реагирования по запросу клиента/или оператора
- Поиск и возврат в случае угона
- Кнопка SOS
- 30% скидка на охрану недвижимости
- Контроль тревог оператором мониторингового центра 24/7
- Контроль сигнала ДТП оператором мониторингового центра и вызов экстренных служб
- Выезд группы реагирования по запросу клиента/или оператора
- Поиск и возврат в случае угона
- Кнопка SOS
- 50% скидка на охрану недвижимости
- Контроль тревог оператором мониторингового центра 24/7
- Помощь и защита членов семьи
Скачайте приложение прямо сейчас и познакомьтесь с будущим уже сегодня
Оформите заказ
на установку
Оформить заказ
Метка
Удобство использования ключа-метки сложно переоценить. Для тех, кто привык к повышенному уровню комфорта, мы разработали метку нового поколения: эргономичная конструкция, улучшенная работа и современный дизайн.
Все цены указаны в рублях и включают НДС. Подробную информацию о наполнении тарифов уточняйте у менеджеров. Реагирование осуществляется силами организаций, имеющих лицензию ЧОП. Данный материал не является публичной офертой.
АО «Цезарь Сателлит» оставляет за собой правил изменения тарифов и договорных услуг в одностороннем порядке с уведомлением об этом клиентов путем размещения информации на сайте компании, рассылки факсов, e-mail, телеграмм, почты, sms-сообщений.
«Автопилот»: Интеллектуальный круиз-контроль с удержанием полосы движения.
Трасса, радар в решетке и камера под лобовым стеклом…
Уже было сделано 3 замены масла в ДВС, а ни слова про интереснейшие опции у нового KIA CEED CD.
Не понимаю почему, но Россия получила от КИА Моторс, лишь один вариант электронной «игрушки».
Только одна комплектация KIA CEED CD реализуемая в РФ, с единственным вариантом связки ДВС+КПП, а именно 1.4 T-GDI+7DCT, оснащена вспомогательными опциями DRIVE WISE.
С учетом опасений и печального опыта наших автовладельцев, это заявка на провал в массовом распространении "Автопилота" от КИА.
Хочется больше свободы в выборе для наших граждан, например в ЕС покупатель выбираете сначала связку ДВС и КПП, а затем вешает на неё опции по комплектациям.
А мы довольствуемся тем, что дали.
Аббревиатуры:
DRIVE WISE — бренд от KIA Motors, под которым на автомобили устанавливают современные системы помощи водителю: ассистент парковки, система экстренного торможения и т.п.
LFA — Система удержания полосы движения;
LKA — Система контроля полосы;
SCC — Интеллектуальный круиз-контроль, помощник движения в пробке;
Краткое описание данных опций выглядит так.
LFA — Система удержания полосы движения обеспечивает движение автомобиля в пределах занимаемой полосы с помощью установленной в верхней части лобового стекла камеры.
Отслеживая полосу движения перед автомобилем и контролируя направление вращения рулевого колеса.
Меню отображающее информацию по опциям SCC, LFA и LKA на БК
LKA — данная опция помогает предотвратить непреднамеренный съезд автомобиля с занимаемой полосы или проезжей части.
SCC — Функция системы интеллектуального круиз-контроля позволяет запрограммировать автомобиль на поддержание постоянной скорости и расстояния до впереди идущего транспортного средства без нажатия на педаль акселератора или тормоза.
Именно в набор систем помощи водителю «DRIVE WISE» входят две интересных опции LFA и SCC, которые образуя «симбиоз», названы были в KIA Motors «Автопилотом».
Совокупность данных опций сложно назвать «Автопилотом», в этом плане КИА преувеличивает.
Но и бесполезным этот «симбиоз», считать крайне неправильно!
Если вы именно отрицательного мнения, значит просто не пробовали ещё…
Это удобно.
Это современно.
Это по Европейски.
«Европу? Да ну её в ж…» (с) Павел Воля, песня Ох**енно
Основное заблуждение окружающих, это ожидание: « нажал кнопку и лёг спать ».
Нет, тут это так не работает… это ОПЦИИ из категории «ПОМОЩЬ ВОДИТЕЛЮ», а не кружка кофе выезжающая из центральной консоли и искусственная вагина из-под рулевой колонки, делающие ваше существование каким-то особенным. За такими «плюшками», вам к Tesla.
Здесь, все по земному… Без ракет и родстеров в космосе…
В KIA вы по прежнему остаётесь водителем, который управляет своим транспортным средством, но теперь вы в некоем «ждущем режиме», готовые к действиям, если это будет необходимо.
Можете спокойно попить воды в дальней поездке и т.п.
«В России дороги га*но… Нормально работать не будет!»
Я не сильно переживал по данному поводу. Были предположения, что не везде я смогу использовать данный функционал автомобиля, но эти опасения были минимальны, т.к. эксплуатирую в основном в городах федерального значения, на трассах или в пределах Европы.
В наших реалиях, дороги России далеки от идеала и это касается не только самого дорожного полотна, но и разметки… Что в данном случае, будет основным критерием для работы такой опции, как LFA.
Система должна на что-то ориентироваться, а разметка на наших дорогах, может пропадать кусками или вовсе и это я считал самым слабым звеном у данной опции.
Разметка.
В реальности оказалось, что к разметке не так чувствителен, как предполагалось.
Старую, но ещё виднеющуюся на глаз, воспринимает отлично. Если одна из полос (слева или справа) пропадает, то какое-то время CEED держится заданной траектории при одной полосе.
Это очень способствует проезду участков, где произведён точечный ремонт дороги, когда заплатки положили, а разметку сверху восстановить забыли.
При движении по полосе после ремонта, с нанесённым по краю швом из битума, он может быть распознан, как разметка.
Удобно, но по-моему это не по плану 🙂
Линия из битума «работает», CEED воспринимает её вместо разметки.
Дорожное полотно.
Тут все просто, асфальт не всегда ровный и CEED это не учитывает, поэтому ямки объезжаем сами.
Если есть разбитая «колея», а вам хочется взять например левее и ехать по ещё не разбитой части, то тут тоже CEED будет с вами не согласен и попытается встать на рассчитанную им траекторию в своей полосе.
Это просто нужно принять, как факт и подруливать, для этого вы там и сидите, все ещё.
В колее машина начинает подруливать и удерживать направление в полосе, то есть попытки изменить курс пресекаются автоматикой, но к такой истории я отношусь настороженно. Как следствие на дорогах с выраженной колейностью, работаю в тандеме с CEED или вовсе беру управление на себя.
____________________________________
Применение адаптивного круиз-контроля в жизни и быту.
При движении по трассе, с одной полосой в попутном направлении, есть свои нюансы. На однополосных загородных дорога часто справа от вас нет поребрика, да нет и линии разметки. В такой ситуации нам помогает, отличающийся тип покрытия обочины (гравий или почва), вот именно эту «линию» перехода из асфальта в обочину, CEED берет за ориентир. Но из-за неоднородности и непостоянства такой линии, такие участки требуют от вас большей концентрации и внимания, так как при пропадании ориентиров CEED вам даже ничего не «скажет».
На федеральных трассах с двумя и более полосами, я не рулю сам… вот так я опишу, как это работает на них.
Тут все отлично, включаем и наслаждаемся дорогой!
В руководстве по эксплуатации, рекомендовано применять интеллектуальный круиз-контроль на свободных трассах и шоссе, как показала практика, именно там вы почувствуете все плюсы данных опций, но первый месяц я им активно пользовался и в городе, там свои особенности.
____________________________________
Результат реализации рулевого управления от KIA.
Удержание траектории движения в полосе у KIA, явно получилось хорошо.
Я ожидал чего-то «искусственного» в управлении рулём, но все манёвры CEED выполняет достаточно плавно и со стороны движение автомобиля выглядит естественно. Для точности описания добавлю так: «пассажиры в салоне, не замечают переход в режим круиз-контроля с удержанием полосы»
Все изгибы дороги CEED проходит, плавно и корректирует даже траекторию прохождения внутри полосы, если это необходимо.
Нет каких-то не обоснованных корректировок при движении прямо, окружающие вас участники движения, даже и не поймут, что автомобиль управляется электроникой.
Руль не двигается, как головка на трещетке, а плавно и естественно держит нужное направление.
За это отдельное «Спасибо» программистам, которые писали мозги новому CEED.
____________________________________
Поддержание дистанции.
В режиме интеллектуального круиз-контроля, при движении по трассе и появлении впереди следующего автомобиля с меньшей скорость, CEED заблаговременно начинает контролировать попутку, что позволяет избежать резкого снижения скорости и сохранить комфорт пассажиров.
Если разница между вашей скоростью и следующим перед вами автомобилем относительно небольшая, то торможение может быть выполнено и вовсе двигателем.
Для вас доступно на выбор 4 режима дистанции:
Так в БК выглядит меню круиз-контроля во время его работы. На картинке изображены 4 варианта выбора дистанции.
Согласно руководству, графические значения переводятся в метры таким образом:
Дистанция 4 — приблизительно 52,5 м.
Дистанция 3 — приблизительно 40 м.
Дистанция 2 — приблизительно 32,5 м.
Дистанция 1 — приблизительно 25 м.
На поддерживаемую дистанцию влияет скорость движения и данные значения могут увеличиваться или наоборот сокращаться, данные цифры приведены для скорости 90 км/ч.
— Действия других участников движения.
При движении на многополосной дороге, если под вас близко перестроится кто-то, то автомобиль начнёт тормозить, иногда резко, для получения выставленной ранее дистанции. А с учётом того что в нашей стране, если дырка больше машины на 2 сантиметра, то каждый второй считает нормальным в неё влезть, к этому нужно быть просто готовым.
Если транспортное средство движется на вашу полосу медленнее, чем ваш автомобиль, ваша скорость может снизиться для поддержания расстояния до впереди идущего автомобиля.
____________________________________
Так я езжу по КАД, предлагаю погрузиться в POV формат.
Для тех кто еще не определился с комплектацией, может будет толчком…
На что хочу обратить внимание:
При каждом появлении на БК сообщения «Держите руки на руле», для его сброса, необходимо чуть изменить положение рулевого колеса, чтобы обозначить своё присутствие в водительском кресле и не дать автоматически отключиться системе LFA.<
Второй вариант погружения в POV формат, осуществляется при движении по магистрали.
В данном видео добавил комментарии основных моментов.
____________________________________
Реакция CEED на бездействие водителя.
Когда я впервые издеваясь над CEED и выждал, что же будет после всех уведомлений «Держите руки на руле» и увидел сообщение «Система LFA временно выключена…», сразу же захотелось взяться за руль, т.к. машина начала идти к внешней стороне полосы, но как оказалось, напугать то напугали, но контроль пересечения полосы (LKA) остался активным (если ранее не был отключен кнопкой на торпеде), но теперь CEED не держит траекторию в полосе, а просто корректирует траекторию внутрь этой полосы и вот через пару сотен метров вы по мнению окружающих либо «дебил», либо пьяны…
Вы дергаетесь внутри своей полосы от линии к линии, но все так же держитесь внутри неё.
За игрой в пинг-понг наблюдали сбоку? Вы как этот мячик…
Туда… Сюда…
Моя попытка записать этот момент, получилась не показательной, т.к. отсутствует явно выраженная корректировка траектории из-за достаточно прямого участка дороги.
Запись была сделана 26 августа:
Позже 6 сентября на канале Clickoncar появилась отдельная запись, посвящённая именно этому случаю, ещё раз повторюсь, данное поведение будет возможно лишь при активной опции LKA, об этом сообщают в самом конце видео.
Сама система LKA по умолчанию становится активной при каждом запуске ДВС.
____________________________________
Дорожная грязь и элементы системы — Радар.
Ранее, в статье Работа радара и датчиков парковки в плохую погоду, мною была описана ситуация с блокировкой радара из-за дорожной грязи.
Там я рассказал, что после блокировки радара, ради интереса я попытался встать на круиз-контроль, но у меня это не получилось из-за "Нет условий для интеллектуального круиз-контроля" и последующим уведомлением «Интеллектуальный круиз-контроль отключен. Радар заблокирован.»
В комментариях к этой записи, подняли достаточно логичный вопрос:
«То есть простой круиз тоже не будет работать?» @ mysilentscream
В тот момент я не задался этим вопросом, но после комментария стало интересно.
Я "затер до дыр" меню БК, пробуя отключать все что было по несколько раз… Не выходило.
Все равно он пытался подключить радар и не давал запустить обычный круиз-контроль.
И вот в один прекрасный праздничный день, возвращаясь с Мурманска в Санкт-Петербург, у меня снова заблокировался радар из-за грязи.
Я в принципе не использую круиз-контроль зимой, но ЭТОТ ВЫЗОВ Я ПРИНЯЛ!
Снова погрузился в меню БК, а как оказалось зря… Не там искал!
Ларчик открывался просто…
Переключение на режим обычного круиз-контроля
Переключение в режим интеллектуального круиз-контроля
Для "самых" умных и меня, в руководстве черным по белому написано.
Переключение режима круиз-контроля. Выдержка из руководства по эксплуатации.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Проехав с этими опциями тысячи км по России и не только, я полностью убедился в пригодности и зрелости данного функционала для массового рынка.
Могу сказать с чистой совестью, данная опция у КИА, действительно получилась!
5 систем безопасности в вашем авто, которые могут сохранить жизнь. Разбираем
В закладки
Автопроизводители и законодатели в странах по всему миру более 100 лет пытаются сделать так, чтобы машина причиняла меньше вреда водителям, пешеходам и другим автомобилям.
В результате этого появились многие технологии, которые сегодня не вызывают никакого удивления: ремни и подушки безопасности, ABS (Антиблокировочная система) и ESP (Электронная система стабилизации).
Но производители не стоят на месте и постоянно дорабатывают автомобили, добавляя новые ассистенты безопасности.
Сейчас разберемся, как работают эти системы, и почему они не всегда выполняют свои функции.
1. Удержание в полосе
LDWS — система предупреждения о выходе из полосы движения
LKA/LKS — ассистент удержания в полосе движения
Что делает: старается удержать автомобиль в полосе и не допустить выезда за пределы полосы.
Система удержания в полосе предупреждает водителей с помощью звукового сигнала или вибрации на руле о том, что они пересекают разделительную полосу.
В зависимости от типа системы, она будет пытаться самостоятельно вернуть машину в полосу (LKA/LKS) либо только предупреждать (LDWS). Если водитель продолжает крутить руль, то система выключается.
Для контроля за полосой используется камера, спрятанная в зеркале заднего вида или лидар на переднем бампере.
Система работает стабильно, когда разметка на дороге хорошо читаема. Если разметка стерлась, или вообще отсутствует, или находится под слоем грязи и снега, то удержание в полосе не сработает.
2. Экстренное торможение
AEB — cистема автономного экстренного торможения автомобиля
Что делает: не допускает столкновение с впереди движущимся автомобилем.
Одной из самых эффективных безопасных опций является система экстренного торможения. Эта функция может самостоятельно остановить машину, если водитель отвлекся или заснул.
Система экстренного торможения впервые была представлена Volvo в 2008 году, и с тех пор получила широкое распространение среди автомобилей других производителей.
Для работы экстренного торможения используется лидар либо передняя камера с радаром. Зная собственную скорость, машина в реальном времени определяет и рассчитывает расстояние до впереди движущегося автомобиля. Система сама определяет, может ли текущая скорость привести к столкновению.
Если AEB обнаружит потенциальное столкновение, она проверит тормозную систему. Если в этот момент водитель нажимает на тормоз, то система не будет вмешиваться.
Но если водитель ничего не делает, а расстояние до объекта уменьшается, то AEB сначала покажет предупреждение, а затем самостоятельно экстренно остановит машину.
В некоторых автомобилях аналогичная система используется и при движении задним ходом, чтобы предотвращать аварии на низких скоростях и в условиях ограниченной видимости.
3. Обнаружение пешеходов
Что делает: предотвращает наезд на пешеходов, которые находятся рядом с машиной.
В 2010 году Volvo выпустила первый серийный автомобиль, который имел систему обнаружения пешеходов. Сегодня подобная опция встречается на многих современных автомобилях.
Для обнаружения пешеходов используется связка камеры и мощных радаров , которые способны работать на расстоянии до 40 метров. Во время поездки камера постоянно анализирует происходящее, и когда замечает пешехода, подключается радар. Он должен подтвердить, что на дороге действительно есть объект, который мешает движению, а также оценить расстояние до него.
Если машина решает, что столкновение с пешеходом неизбежно, она сначала показывает предупреждение и просит, чтобы водитель снизил скорость.
Но если водитель игнорирует предупреждение и пешеход остается на месте, то электроника может сама остановить автомобиль.
Иногда производители добавляют инфракрасные датчики, чтобы система работала и ночью, когда пешеходов тяжело увидеть на неосвещенной дороге. К примеру, такая опция давно есть в Mercedes-Benz S-класса.
Кроме того, система обнаружения пешеходов лучше всего работает на небольших городских скоростях. Если машина едет быстро и пешеход внезапно выбежал на дорогу, электроника может не успеть среагировать и остановить авто.
4. Обнаружение слепых зон
BLIS (Volvo) — информационная система слепых зон
BSM (Mazda) — мониторинг слепых зон
BSW (Mitsubishi) — система предупреждения о слепых зонах
Что делает: подсказывает водителю о наличии машин в тех местах, которые не просматриваются в зеркала.
Слепая зона — это область сбоку автомобиля, которая не видна в зеркала и заслоняется стойкой, разделяющей переднюю и заднюю дверь.
Система обнаружения слепых зон помогает водителям лучше понимать ситуацию на дороге в тех местах, которые они не видят.
Во время движения машины, ультразвуковые датчики и радары, установленные по бокам и сзади, анализируют движение в соседних полосах в радиусе 180 градусов . Ультразвуковые датчики используют звуковые волны для обнаружения объектов.
Когда автомобиль с этими датчиками обнаруживает другую машину в слепой зоне, он сигнализирует об этом с помощью оранжевого индикатора на боковом зеркале или стойке.
5. Ещё какие фишки бывают
Некоторые авто, например Land Rover, включают вибрацию на руле и блокируют поворот, когда водитель начинает перестраиваться в соседнюю полосу во время обнаружения машины в слепой зоне.
Кроме того, многие современные машины умеют распознавать знаки ограничения скорости и обгона. Для этого используется камера на переднем бампере или на лобовом стекле. Информация о знаках появляется на приборной панели и проекционном экране.
В закладки
Обзор электронных систем помощи водителю
Здесь Вы найдете полезные знания о системах помощи водителю в виде глоссария.
Системы помощи водителю отличаются самыми разными формами и различной глубиной функционирования, но имеют две общие характеристики: они делают вождение более безопасным и комфортным. Ниже представлен обзор наиболее распространенных систем помощи водителю в алфавитном порядке с кратким описанием каждой системы.
Важное указание по технике безопасности
Следующая информация и практические советы были составлены HELLA для профессиональной помощи автомастерским. Информация, предоставленная на этом веб-сайте, должна применяться только соответствующим образом подготовленными специалистами.
Системы помощи водителю – обзор
Системы помощи водителю от A до Я
ЭЛЕКТРОННЫЕ СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ВОДИТЕЛЮ – КРАТКИЙ ОБЗОР : ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
Системы помощи водителю отличаются самыми разными формами и различной глубиной функционирования, но имеют две общие характеристики: они делают вождение более безопасным и комфортным. Современные датчики, такие как ультразвуковые и лазерные датчики (датчики оптической локации), а также панорамные камеры определяют расстояние и предметы в непосредственной близости от автомобиля. Центральный блок управления обрабатывает данные и преобразует их в предупреждающие сигналы или оптические сообщения, а также в активные реакции, такие как вмешательство тормозной системы или импульсы ускорения (газ). На сегодняшний день эти процессы обычно выполняются в цифровом формате и занимают доли секунды.
Чем глубже система помощи водителю вмешивается в вождение, тем больше она «заменяет» водителя (ключевое слово: автономное вождение) и тем чаще, например в опасных ситуациях, возникает вопрос ответственности водителя. В данном случае водитель обязан минимизировать риски и предотвращать опасности. Данный вопрос был рассмотрен комиссией по этике, вследствие чего были определены первоначальные общие условия. Как и прежде, дилемма остается нерешенной. Водитель может регулярно отключать системы помощи водителю.
Определить в целом, какие датчики и для каких целей используются, нельзя ввиду их разнообразия и наличия индивидуальных решений производителей. Автопроизводители применяют широкий спектр систем помощи водителю, разумные комбинации систем и новые технологии в транспортных средствах различных классов. Их наименования не всегда идентичны; ведь некоторые производители используют собственные термины и сокращения. Здесь невозможно рассказать обо всех технических характеристиках и рассказать о продукции каждого производителя.
Калибровка датчиков и камер является крайне сложной задачей и в обязательном порядке должна выполняться специалистом в автосервиса. Для этого требуется соответствующее диагностическое оборудование, подходящее программное обеспечение и оборудование для оптической калибровки (например, Hella-Gutmann).
Ниже представлен обзор наиболее распространенных систем помощи водителю в алфавитном порядке с кратким описанием каждой системы.
СИСТЕМЫ ПОМОЩИ ВОДИТЕЛЮ — ОТ A ДО Я : ГЛОССАРИЙ
- A
- B
- C
- D
- E
- F
- G
- H
- I
- J
- K
- L
- M
- N
- O
- P
- Q
- R
- S
- T
- U
- V
- W
- X
- Y
- Z
Адаптивная система рулевого управления (активная система рулевого управления)
При адаптивном рулевом управлении или активном рулевом управлении (AFS – Active Front Steering) передаточное отношение рулевого механизма изменяется. Это означает, что рулевое управление изменяется в зависимости от дорожной ситуации и скорости движения. Ассистент рулевого управления облегчает маневрирование на низких скоростях или при парковке. При движении по автомагистрали и на более высоких скоростях адаптивная система рулевого управления обеспечивает повышенную устойчивость прямолинейного движения. Привод внутри рулевого колеса (Ford) обеспечивает соответствующее преобразование импульсов рулевого управления. Другая версия системы (BMW, Servotronic) регулирует гидравлический усилитель рулевого управления и, таким образом, в зависимости от скорости, также делает рулевое управление более плавным, жестким или устойчивым.
Адаптивная или активная система рулевого управления не вмешивается в управление активно, как, например, системы удержания полосы движения.
Адаптивный круиз-контроль (ACC)
Система регулирования расстояния и скорости (ACC = адаптивный круиз-контроль) автоматически тормозит и ускоряет автомобиль в зависимости от интенсивности движения. Автомобиль «следует» за движением, при необходимости тормозя, например, при движении в автоколонне. Система также выявляет встраивание в колонну транспортного средства спереди. Риск столкновений сзади минимизируется, что предотвращает надоедливое трогание с места и торможение. Это обеспечивается в определенных пределах, например, до достижения максимальной скорости и заданного безопасного расстояния. Радарные датчики контролируют зону возле автомобиля и перед ним, измеряют интервал до транспортного средства спереди, активируя торможение или ускорение. Некоторые системы также полностью тормозят автомобиль, например, в пробках (ACC Stop & Go), не прибегая к экстренному торможению. В отдельных случаях предупредительный сигнал дополнительно указывает на опасную ситуацию.
Адаптивный круиз-контроль часто сочетается с системами регулирования рулевого управления или системами контроля полосы движения, такими как Lane Assist.
Адаптивный дальний свет (см. также неослепляющий дальний свет)
В адаптивном дальнем свете или адаптивном ассистенте дальнего света применяется принцип плавного регулирования угла наклона фар. Ксеноновые фары соединены с камерой посредством интеллектуальной системы обработки изображения. В зависимости от сигнала камеры (встречного движения или транспортного средства спереди) система изменяет дальность освещения фарами, которая может составлять до 300 м или только до «зоны ослепления» водителя следующего транспортного средства. Если камера больше не обнаруживает участников дорожного движения, то система плавно переключается обратно на дальний свет.
Простые ассистенты дальнего света с лампами H7 просто включают и отключают ближний свет с помощью датчика освещенности (датчика камеры). Система также реагирует на внешнее освещение и частично на отражающие дорожные знаки (см. также функцию распознавания источника света).
Так называемый лазерный свет, который в настоящее время используется на BMW и Audi, также реагирует полностью адаптивно. Поскольку механические элементы не перемещаются, скорость реакции в данном случае высока. Настройки дальнего, ближнего и поворотного света полностью индивидуально регулируются электронным способом.
Адаптивная ходовая часть
Адаптивные ходовые части как бы предугадывают возможные неровности дороги или опасные повороты. Помимо прочего, современные системы соединены с камерой, фиксирующей любые дорожные ситуации. На автомобилях также часто применяются пассивные системы, которые могут активироваться в салоне автомобиля (режимы «Комфорт», «Стандарт», «Спорт») одним нажатием кнопки.
Ходовая часть регулируется с помощью клапанов с электрическим управлением в амортизаторах. Так, в соответствующий амортизатор может поступать большее или меньшее количество масла. В результате, осуществляется (временное) изменение характеристики амортизатора.
Адаптивная ходовая часть предназначена для улучшения ходовых характеристик транспортного средства с учетом процессов торможения, рулевого управления и ускорения (продольные, поперечные и вертикальные перемещения), что повышает безопасность водителя и пассажиров, улучшая эксплуатационные характеристики автомобиля.
Адаптивный поворотный свет
Адаптивный поворотный свет обеспечивает освещение дорог и тротуаров при поворотах. Датчик угла поворота рулевого колеса измеряет угол поворота и передает сигнал на шаговые электродвигатели, которые соответствующим образом регулируют элементы фар.
Простой, механически менее изысканный вариант данной системы просто включает дополнительное освещение под определенным углом поворота для освещения зоны вокруг автомобиля.
Более эффективен поворотный свет со светодиодными, матричными, лазерными или жидкокристаллическими фарами. В данном случае нет необходимости в механическом вмешательстве, ведь соответствующие осветительные средства просто регулируются. Эти системы имеют высокоинтеллектуальное исполнение. См. также: полностью адаптивное распределение света.
Ассистент заднего хода прицепа/Trailer Assist
Маневрирование и парковка автопоезда – это непростая задача. Например, функция Trailer Assist от Volkswagen помогает водителю в парковке и рулевом управлении транспортного средства. Правильно расположенный и активированный автопоезд включает задний ход и паркуется на свободное место. Ответственность за торможение и ускорение несет исключительно водитель. Водитель может задать нужное направление движения прицепа с помощью переключателя регулирования наружных зеркал заднего вида.
Так называемый ассистент заднего хода прицепа делает еще больше. Водители могут парковать автопоезд с помощью смартфона снаружи, который выполняет функцию пульта дистанционного управления. Ассистент заднего хода прицепа управляет функциями электрического усилителя рулевого управления, электронной системы курсовой устойчивости ESP, электронной педали акселератора и тягово-сцепного устройства с датчиком угла продольного изгиба. Угол поворота прицепа и его скорость можно определить с помощью приложения, что позволяет припарковать прицеп.
Антиблокировочная система (ABS)
Антиблокировочная система (ABS) является одной из первых систем помощи водителю. Выпущенный в 1978 г. Mercedes S-Класс стал первым серийным автомобилем, оснащенным антиблокировочной системой (ABS 2 от Bosch). Затем последовала серия BMW 7. ABS предотвращает блокировку колес во время торможения, тем самым обеспечивая управляемость автомобиля. Кроме того, она существенно сокращает тормозной путь, автомобиль не пробуксовывает и не совершает непроизвольные развороты.
Отдельные датчики скорости на колесе (индукционные датчики или современные датчики Холла) измеряют соответствующую разность скоростей с помощью перфорированного или зубчатого диска. Если частота вращения одного колеса непропорционально снижается по сравнению с другими колесами, то тормозное давление на соответствующее колесо сводится к минимуму, а затем восстанавливается (модуляция тормозного давления). О повышении давления водителю сигнализирует вибрация педали. Электромагнитные клапаны открываются и закрываются в быстрой последовательности. Ими управляет центральный блок управления ABS. Он непрерывно обрабатывает сигналы, поступающие от датчиков частоты вращения колес, и состоит из гидравлического блока с клапанами, электрического насоса, а также резервуара низкого давления и электронного блока управления.
Современные версии ABS также выполняют другие функции, такие как интеллектуальное распределение тормозного усилия между всеми четырьмя колесами. В зависимости от дорожной ситуации и без активного торможения могут применяться дополнительные меры регулирования для поддержания устойчивости автомобиля на дороге (см. также ESP).
Ассистент выезда с парковки
Ассистент выезда с парковки (например, Volkswagen) или система оповещения об объектах, движущихся в поперечном направлении сзади автомобиля (RCTA, например, Mazda) используют радарные датчики системы обнаружения мертвых зон (Blind Spot Detection, BSD). При выезде с парковки датчики обнаруживают транспортные средства, людей и другие препятствия раньше водителя, предупреждая его с помощью звукового сигнала или мигающих сигналов светодиодов (например, в зеркале заднего вида). Угол обнаружения обычно составляет 120 градусов.
Если система помощи водителю выявляет возможность столкновения, то она подает предупреждающий сигнал и/или визуальное предупреждение (например, с помощью светодиодов в зеркале заднего вида внутри салона). В некоторых системах также предусмотрено автоматическое торможение автомобиля (см. также: система помощи при парковке и въезде в гараж).
Ассистент выезда с парковки включается при включении передачи заднего хода или автоматической передачи «R». Если автомобиль оснащен тягово-сцепным устройством и буксирует прицеп, то ассистент выезда с парковки отключается.
Ассистент выхода из автомобиля
Ассистент выхода из автомобиля предупреждает об опасном открывании дверей автомобиля при подъезде транспортных средств сзади. Радарные датчики, которые, помимо прочего, подают сигналы для системы помощи при парковке, ассистента смены полосы движения, системы предупреждения о столкновениях сзади или системы предупреждения о мертвых зонах, выявляют соответствующие транспортные средства, велосипедистов и пешеходов. В зависимости от типа транспортного средства подается предупреждающий звуковой или визуальный сигнал об опасности в поле зрения водителя или на обшивке двери.
Например, технология радарных датчиков Hella 24 ГГц применяется в таких системах, как ассистент выхода из автомобиля, во всех автомобильных сегментах. Технология узкополосной передачи данных 24 ГГц имеет практически всемирную омологацию и поэтому подходит для глобальных платформ.
Автоматическое оповещение об аварийных ситуациях (eCall)
В случае аварии датчики столкновения (которые, например, также отвечают за открывание подушек безопасности) или аварийные датчики передают информацию в центральную диспетчерскую службу. В зависимости от системы ACN такая информация, как местоположение, степень тяжести аварии, и другие данные направляются в центр экстренной помощи. Кроме того, центр экстренной помощи пытается связаться с водителем автомобиля. Принимаются соответствующие меры, такие как экстренный вызов. Эти системы также известны под названием eCall и обязательно используются в новых автомобилях с апреля 2018 года. Они имеют специальные наименования производителей, такие как OnStar (GM), BMW-Assist, Safety-Connect (Toyota) или Car-Net (Volkswagen).
В дополнение к другим функциям связи, некоторые системы также оснащены системами сигнализации, контролирующими, например, двери и замки зажигания, а также функцией датчика наклона и вибрации. Например, в транспортных средствах Volkswagen сигналы о манипуляциях с автомобилем передаются в диспетчерский пункт с помощью SMS-сообщения с информацией о местоположении.
Поскольку данные системы могут также передавать другие, иногда конкретные для используемого транспортного средства и места эксплуатации, данные или при необходимости создавать профиль движения, то они, как и прежде, провоцируют серьезную дискуссию о проблемах защиты данных. Независимые от торговых марок автосервисы оказываются в невыгодном положении, поскольку конкретные данные для автомобиля (пробег, уровень обслуживания, информация об износе) отправляются (могут отправляться) производителю автомобиля или его ближайшему дилеру.
На рынке также доступны простые, дооснащаемые системы оповещения об аварийных ситуациях, которые предоставляют информацию о возможных авариях с помощью приложения.
Система помощи в движении по стройплощадке (Construction Zone Assist)
Всем известно, что порой водителю приходиться следовать по очень узким полосам движения на стройплощадках на автострадах или федеральных автотрассах. Для этой цели система помощи в движении по стройплощадке использует камеры (стереокамеры) и ультразвуковые датчики, помогающие водителю придерживаться полосы движения даже на узких дорогах, не провоцируя столкновения с другими участниками дорожного движения. При необходимости система соответствующим образом корректирует рулевое управление, при этом сохраняя безопасный интервал до транспортных средств спереди и с обеих сторон. Кроме того, некоторые системы помощи в движении по стройплощадке своевременно предупреждают о наличии узких участков дороги с помощью визуального и предупредительного звукового сигналов.
Однако, разумеется, такие системы имеют ряд ограничений. При сильном тумане или низком солнце эти системы помощи водителю отключаются.
Противооткатная система (Hill Holder)
Противооткатные системы предотвращают откатывание автомобиля назад при трогании с места на склоне, задействуя тормоза на задней оси. Тормоз (EPB=электрический стояночный тормоз) отпускается сразу после завершения запуска при включении сцепления. Для автоматических коробок передач или коробок передач с двойным сцеплением селектор передач должен быть установлен в положение «D». В зимних условиях антипробуксовочная система обеспечивает необходимое сцепление с дорогой многих транспортных средств (см. также: Traction Control или Anti-Slip Control, ASR).
Неслепящий дальний свет (см. также полностью адаптивное распределение света)
Неслепящий дальний свет, также известный как вертикальная светотеневая граница или маскированный непрерывный дальний свет, использует принцип непрерывно включенного дальнего света без ослепления других участников дорожного движения. Система ксеноновых фар (ранее) автоматически регулирует распределение света в зависимости от дорожных условий с помощью небольшого вращающегося ролика и защитной маски.
На сегодняшний день для получения неслепящего дальнего света применяются светодиодные фары. Однако, применяемый принцип остается неизменным. Отдельные светодиоды селективно включаются и выключаются. Примерами могут послужить светодиодные фары Audi Matrix LED и Mercedes-Benz Multibeam LED. Управление фарами осуществляется с помощью интеллектуальной камеры, расположенной за лобовым стеклом автомобиля. Она обнаруживает фары или задние фонари транспортных средств спереди и выполняет другие задачи по обнаружению (обнаружение объектов).
Обе системы предотвращают освещение, мешающее другим участникам дорожного движения и ослепляющее их. При этом фары освещают обочину и остальную часть дороги. Это позволяет быстрее и надежнее выявлять пешеходов или животных без ослепления водителей и пассажиров транспортных средств спереди или сзади.
Внимание. Условием оптимальной работы системы фар является правильное регулирование. Всегда регулируйте систему силами специалистов автосервиса. Ниже приведена соответствующая информация. Например, Hella Gutmann Solutions поставляет соответствующие испытательные и регулировочные устройства.
Система экстренного торможения (усилитель экстренного торможения)
Первая вспомогательная тормозная система была внедрена в ABS около 30 лет назад. Она предотвращает блокировку колес во время торможения. С 24.11.2009 г. использование (базовой) вспомогательной тормозной системы является обязательным для новых транспортных средств по всей территории ЕС. Данная система также повышает тормозное давление через ABS в случае резкого маневра полного торможения, таким образом поддерживая быстрое торможение, иногда до полной остановки автомобиля (DBC = система динамического контроля торможения). Прогнозирующие датчики в данном случае не применяются.
Усилители экстренного торможения (Emergency Brake Assist, EBA) контролируют зону перед автомобилем с помощью радарных датчиков или камер. В случае опасности столкновения с участником дорожного движения или, например, с животным, водитель получает предупреждение о возможности столкновения. Кроме того, ABS увеличивает тормозное давление. В зависимости от применяемой системы автомобиль замедляется, а тормозной путь сокращается. Если столкновение неизбежно, то в рамках пределов системы может выполняться экстренное торможение. Одним из примеров такой системы является Collision Prevention Assist Plus (CPAP) von Mercedes.
Другие усилители экстренного торможения называются Intelligent Brake-Assistant (IBA, Infinity), Pre-Collision-Safety-System (PCS, Toyota) или просто «Автоматическая система экстренного торможения» (ANB).
Системы для городского движения, такие как функция экстренного торможения в городе от Volkswagen, City Safety от Volvo или Active City Brake (группа PSA), снижают ударное воздействие при столкновениях сзади во время движения в автоколонне в городе или вообще полностью предотвращают столкновения. Передние датчики систем также выявляют пешеходов, велосипедистов и животных. В зависимости от параметров системы вспомогательные тормозные системы работают до определенной скорости, например, 30 км/ч. При этом активному торможению предшествует визуальный, тактильный или акустический предупредительный сигнал (предупреждение о переднем столкновении).
Очиститель тормозных дисков (BSW)
Этот термин не имеет ничего общего с чистым лобовым стеклом. Очиститель тормозных дисков обеспечивает мягкое и сухое торможение тормозных дисков под сильным дождем посредством легкого срабатывания тормозных колодок. Таким образом, оптимизируется эффективность торможения. Датчик дождя подает соответствующий сигнал на блок управления ABS.
Межавтомобильная связь
В настоящее время разрабатываются так называемые модели с коммуникацией между автомобилями. В этих системах участники дорожного движения или транспортные средства непосредственно общаются друг с другом через независимую систему (без мобильной радиосети) и обмениваются данными о ситуации на дорогах еще до того, как окажутся в зоне досягаемости друг друга. Водитель или бортовые системы помощи водителю быстро адаптируются к потенциально опасной ситуации, например, к пробке, еще до ее обнаружения. Примером применения такой системы является электронный стоп-сигнал.
Dynamic Steering Response (DSTC) (см. ассистент рулевого управления)
Dynamic Steering Response (DSTC) – это система, отображающая рекомендации по управлению в зависимости от дорожной ситуации (например, в случае излишнего поворота автомобиля). Система применяет легкое электрическое рулевое управление с противонаправленным поворотом передних и задних колес, стабилизирующее автомобиль и повышающее устойчивость движения. При этом DSTC работает вместе с ESP и получает данные от четырех датчиков частоты вращения колеса. DSTC почти незаметно вмешивается в рулевое управление. Автономное рулевое управление автомобилем невозможно. В серийном исполнении данная технология была внедрена в Cupra R.
Электронный стоп-сигнал
С помощью межавтомобильной связи можно будет использовать информацию, поступающую от сторонних транспортных средств, что сделает вождение еще более безопасным. Одним из примеров такой системы является электронный стоп-сигнал. Он информирует о тормозном маневре транспортных средств спереди, еще не попавших в Ваше поле зрения. В худшем случае система может выполнить экстренное торможение. Это позволяет водителю автомобиля сзади практически заблаговременно подготовиться к потенциально опасной ситуации, например, на извилистых, узких проселочных дорогах. Еще одним примером является система помощи в движении по стройплощадке, которая может передавать аналогичную информацию от транспортных средств спереди, еще не попавших в Ваше поле зрения (см. также «Межавтомобильная связь»).
ESP (электронная система курсовой устойчивости)
Как и ABS (1979 г.), ESP считается классической системой помощи водителю. Благодаря вмешательству в работу тормозной системы (и системы управления двигателем) она повышает устойчивость движения и стабилизирует автомобиль в пограничных ситуациях (например, при чрезмерном или недостаточном повороте). ESP является продолжением ABS и ASR (антипробуксовочной системы).
Термин ESP защищен авторским правом компании Daimler. Впервые в серийном исполнении система Bosch была использована в автомобиле Mercedes-Benz S-Класс в 1995 г. По этой причине другие производители также используют другие обозначения системы, такие как DSC (Dynamic Stability Control, Jaguar и Mazda), VSA (Vehicle Stability Assist, Honda), VSC (Vehicle Stability Control, Toyota) или PSM (Porsche Stability Management).
ESP, например, используется в качестве основы и объединяется с другими системами, такими как электронная блокировка дифференциала, система контроля за торможением двигателем, гидравлическая система экстренного торможения, включая дополнительный усилитель, система стабилизации прицепа или так называемый очиститель тормозных дисков.
Обнаружение транспортных средств
Автоматическое обнаружение транспортных средств используется в условиях интенсивного дорожного движения в центре города и на многополосных дорогах. Например, если другие транспортные средства внезапно тормозят перед вашим автомобилем или резко меняют полосу движения. В этом случае системы экстренного торможения могут немедленно принять соответствующие меры (визуальные и звуковые предупредительные сигналы или непосредственное торможение вплоть до полной остановки) на основе информации, получаемой от системы обнаружения транспортных средств.
Контроль за зоной вокруг автомобиля, например, с помощью интеллектуальной системы камер, разработанной дочерней компанией Hella Aglaia, осуществляется непрерывно. Данная система собирает и обрабатывает данные о положении, направлении движения и скорости других транспортных средств. Она обнаруживает и классифицирует различные транспортные средства, такие как легковые и грузовые автомобили, автобусы, мотоциклы или скутеры. На их идентификацию не влияют такие характеристики, как марка, модель или другие вариации внешнего вида. Обнаружение транспортных средств выполняется даже при неблагоприятных погодных условиях. Кроме того, система может обнаруживать скрытые транспортные средства.
Обнаружение пешеходов
Система обнаружения пешеходов входит в состав вспомогательной тормозной системы/системы экстренного торможения или устройств контроля зоны вокруг автомобиля, используя ультразвуковые и радарные датчики и камеры. В соответствующих пределах системы и в рамках заданных алгоритмов система распознает внезапное появление пешеходов на дороге. В большинстве систем обнаружения пешеходов об этом незамедлительно сигнализируют визуальный и звуковой сигналы, а при необходимости – легкое торможение. Если водитель не выполняет тормозной маневр, то система готовит экстренное торможение. Если водитель не реагирует, система автоматически выполняет экстренное торможение в заданных пределах, например, на автомобилях Volkswagen.
Система напоминания об ограничении скорости
Современные системы камер распознают дорожные знаки, указывающие на ограничение скорости. В режиме реального времени автомобиль предупреждает об этих ограничениях с помощью интеллектуального программного обеспечения обработки изображений. Для этого может подаваться звуковой и/или визуальный предупредительный сигнал. Некоторые системы также распознают дорожные знаки за границей или изменяют/удаляют предупреждение в городе или при подаче сигнала о свободном проезде.
Они также могут распознавать другие дорожные знаки и взаимодействовать с другими системами помощи водителю.
Навигационные системы также указывают на возможные ограничения скорости при условии обновления программного обеспечения или картографических материалов!
Система Heck Precrash
Система Heck Precrash наблюдает за приближающимися сзади автомобилями и в случае непосредственно предстоящего столкновения заблаговременно активирует меры предосторожности, например, подушки безопасности, натяжители лент ремней безопасности или автоматическое отключение напряжения высоковольтного или электрического транспортного средства. В данной системе также целесообразно (заблаговременно) задать соответствующий предупреждающий сигнал, чтобы в случае необходимости водитель мог реагировать соответствующим образом на опасность.
Интеллектуальная система помощи при экстренном торможении (IBA)
Интеллектуальная система помощи при экстренном торможении (IBA) предотвращает наезды и столкновения с другими объектами благодаря своевременному оповещению водителя и применению тормозной системы вплоть до полного автономного торможения. В зависимости от применяемой системы, современные системы камер и радарные датчики контролируют зону перед автомобилем. При этом системы оповещения поддерживают обнаружение объектов. Если столкновение невозможно предотвратить, то выполняется соответствующая подготовка и регулирование подушек безопасности, натяжителей лент ремней безопасности или подголовников. Например, в интеллектуальную систему помощи при экстренном торможении Infiniti также интегрирована система предупреждения о столкновении (Forward Collision Warning).
Система предотвращения столкновений (CAS – Collision Avoidance System)
Предотвращение столкновений является основным требованием к системам помощи водителю. Сами по себе системы помощи при парковке уже способны предотвращать столкновения. Тем не менее в этом направлении автомобильная отрасль уже давно прогрессировала. В то время, как, например, системы помощи в экстренном торможении, системы контроля полосы движения или системы помощи в движении на перекрестках были повсеместно внедрены в современные автомобили, автопроизводители совместно с партнерами по научно-исследовательским разработкам активно работают над изобретением более интеллектуальных систем своевременного предотвращения столкновений. Речь идет об усовершенствованных системах предотвращения столкновений ACA = Advanced Collision Avoidance Systems. Задача этих систем состоит в улучшении фиксации зоны вокруг транспортного средства, например, с помощью радара дальнего радиуса действия и интеллектуального расширения существующих систем. При этом количество данных, передаваемых соответствующими датчиками и камерами (а в будущем и другими транспортными средствами), а также их интеллектуальная обработка с последующим принятием надлежащих мер играют ключевую роль. Кроме того, внимание уделяется внешним опасностям для других участников дорожного движения вследствие вмешательства системы помощи водителю. Не все автомобили оснащены одинаковыми технологиями и поэтому могут подвергаться опасности со стороны третьих лиц вне аварийных ситуаций. При дальнейшем развитии данной темы вплоть до автономного вождения сформулированные проблемы и дискуссия о данной дилемме приобретают все более важное значение.
Система помощи в движении по перекрестку (Cross Traffic Alert)
Система помощи в движении по перекрестку определяет критическое поперечное движение, предупреждая водителя с помощью визуальных и акустических сигналов. Почти все автопроизводители предлагают системы помощи в движении на перекрестке, работающие на основе системы экстренного торможения с использованием данных с камер (стереокамер) или радарных датчиков. Система помощи в движении по перекрестку чаще всего работает только на определенной скорости. Например, дочерняя компания Hella, Hella Aglaia, предлагает соответствующие технологии.
Система помощи при торможении на поворотах (CBC – Cornering Brake Control)
Компания BMW применяет систему помощи при торможении на поворотах с 1997 г., а другие производители последовали ее примеру. При вхождении в поворот внутренние колеса разгружаются (в зависимости от радиуса поворота и скорости), что может привести к прокручиванию или чрезмерному торможению при срабатывании тормозов. Это может вызывать пробуксовывание автомобиля. Чтобы предотвратить это, система помощи при торможении на поворотах использует блок управления ABS (скорость каждого колеса измеряется датчиками ABS) для индивидуального управления каждым колесом и, соответственно, индивидуального регулирования тормозного давления. Автомобиль сохраняет устойчивость в пределах системы даже при торможении на поворотах. Водитель не замечает никаких особенностей в процессе управления.
Обнаружение источника света
Сенсорные системы (датчики освещенности) для выявления внешнего освещения составляют основу автоматических или интерактивных мер по регулированию освещения автомобиля. При этом в данном случае освещение встречных транспортных средств так же важно, как и освещение передних. Определенную роль также играют дневной/ночной режим и распознавание уличного освещения или светоотражающих дорожных знаков.
Распознавание источника света применяется, например, для ассистента дальнего света, освещение приборной панели или монитора (полностью цифровые информационные дисплеи, например: Volkswagen, Active Info Display) или интеллектуальных систем помощи водителю, таких как адаптивный поворотный свет, адаптивное распределение света (селективное освещение опасных зон, AFS – Advanced Frontlighting System) или неслепящий дальний свет (адаптивная светотеневая граница). В автомобилестроении применяется все больше элементов управления освещением на основе камер. Например, концерн Hella поставляет соответствующие системы.
Ассистент поворота налево
Поворот налево на (часто используемых) частично не просматриваемых перекрестках, может привести к опасности. Ассистент поворота налево выявляет встречные транспортные средства, предупреждает водителя с помощью визуальных и звуковых сигналов и может активировать торможение для смягчения или полного предотвращения возможного столкновения. Для обнаружения встречных транспортных средств применяются ультразвуковые датчики, радарные датчики и интеллектуальные системы камер. (см. также «Межавтомобильная связь»).
Ассистент тормозных маневров
Узкие места, например, на крытых автостоянках, при плохом освещении, особенно на больших транспортных средствах, могут привести к ударам и даже травмам пешеходов. Ассистент тормозных маневров использует датчики окружающей среды для контроля зоны, непосредственно окружающей автомобиль, и выполняет немедленное торможение. Ассистенты тормозных маневров работают только на низких скоростях, например, до 10 км/ч.
Обнаружение усталости
Четкими признаками усталости являются неточные и постоянные повороты рулевого колеса и исправления собственных действий, например, на прямых участках дороги. Датчик угла поворота рулевого колеса регистрирует соответствующие сигналы и сравнивает их (в зависимости от модификации системы) с данными топографии маршрута GPS. Продолжительность вождения, время и пробег также играют при этом определенную роль. Уставший водитель получает предупреждение с помощью символа или звукового сигнала, а затем останавливается на «чашку кофе».
Ассистент ночного видения (Night View Assist)
Так называемые системы ночного видения (тепловизионные камеры) известны и из других областей применения. Бинокли, усиливающие остаточный свет, обнаруживают диких животных даже в полной темноте. Необходимым условием работы системы является соответствующая разность температур. В 2005 г. компания Mercedes выпустила первую систему ночного видения для легковых автомобилей, а за ней последовали решения других производителей.
Теперь с помощью инфракрасной камеры и дополнительных инфракрасных прожекторов можно обнаруживать и выявлять людей (распознавание людей) и животных, а также (независимо от температуры) ветви или другие предметы. Информация отображается на дисплее автомобиля или, что еще лучше, – на проекционном дисплее в поле зрения водителя.
Ассистент ночного видения может применяться в сочетании с системами экстренного торможения, ассистентами освещения, ассистентами рулевого управления или ходовой части. Благодаря этому возможны активные корректирующие меры по обеспечению безопасности, направленные на предотвращение дорожно-транспортных происшествий.
Ассистент парковки и въезда в гараж (система помощи при парковке/выезде с парковки)
При использовании ассистента парковки и въезда в гараж ультразвуковые датчики (а также камеры наблюдения за зоной вокруг автомобиля или лазерные сканеры) автомобиля соответствующего типа определяют подходящие поперечные и продольные парковочные места и измеряют расстояния. Разница между ассистентом парковки и въезда в гараж и простой системой помощи при парковке/выезде с парковки (сигнализатор допустимой безопасной дистанции) или камерой заднего вида с оптической функцией помощи при парковке заключается в автоматической поддержке автомобиля во время парковки.
При использовании обычных, частично активных систем водитель получает информацию о возможности парковки при медленном проезде мимо парковочных мест. Если водитель останавливается и активирует парк-пилот, то вспомогательная система автоматически направляет автомобиль на свободное место. Водитель остается в автомобиле и нажимает на педали акселератора и тормоза.
Благодаря пассивной комбинации ассистента парковки и въезда в гараж данный автомобиль полностью автоматически въезжает на парковочное место (в том числе на крытых автостоянках) или в гараж и выезжает из него. Ассистент въезда в гараж также выявляет препятствия, такие как велосипеды, и паркует автомобиль в очень узких гаражах. При этом водителю не нужно находиться в автомобиле (пассивная система) – он может управлять соответствующей системой снаружи с помощью приложения на смартфоне, как бы наблюдая за парковкой. Однако, именно пользователь контролирует процесс, постоянно нажимая кнопку в приложении. В противном случае, процесс парковки прерывается.
Голосовое управление
Голосовое управление заменяет ручной ввод функциональных инструкций с помощью соответствующих клавиш и колесиков или с помощью сенсорного экрана информационного дисплея. В идеальном случае система позволяет управлять кондиционированием воздуха, вызывать различную информацию об автомобиле, выбирать музыкальные треки или совершать телефонные звонки, выбирая контакт из списка. Водитель произносит команды, а соответствующая система реагирует на них. Системы распознавания речи первых поколений часто испытывали трудности с интонацией и восприятием региональных особенностей речи водителя. Теперь языковые вспомогательные системы и электронные переводчики не только интегрируются в смартфоны, автомобильные системы также стали более интеллектуальными и совершенными.
Например, с середины 2018 г. для отдельных автомобилей BMW будет доступна языковая вспомогательная система «Alexa» одного из онлайн-дилеров. Аналогичные планы есть и у других производителей. Управление функциями автомобиля дополняется цифровыми средствами.
Ассистент движения в пробках
В зависимости от автопроизводителя, ассистент движения в пробках сочетает в себе функции автоматического круиз-контроля (ACC), системы экстренного торможения и ассистента движения по полосе. Радарные датчики контролируют движение (колонны) перед вашим автомобилем, а камера ориентируется на дорожную разметку. Автомобиль остается на полосе движения, поддерживает заданное расстояние и при необходимости (в установленных пределах системы) применяет торможение вплоть до полной остановки. Во многих системах также предусмотрена функция автоматического трогания с места в колонне (см. «Межавтомобильная связь»).
Ассистент движения по полосе/предупреждения о выходе за пределы полосы движения
С помощью камеры, установленной за лобовым стеклом и ориентирующейся на дорожную разметку, ассистент движения по полосе поддерживает движение по полосе. Это возможно благодаря контрасту между дорожным покрытием и боковой полосой/обочиной.
Существуют системы с тактильной функцией предупреждения, такой как вибрация рулевого колеса (предупреждение об отклонении от полосы движения), и активные системы (предупреждение об отклонении от полосы движения), которые реагируют посредством активного вмешательства рулевого управления. Если автомобиль выходит за пределы оптимальной полосы движения, то сначала подается тактильный или звуковой предупредительный сигнал (в зависимости от системы), а затем выполняется легкое вмешательство в рулевое управления для возврата автомобиля на полосу движения. Система отключается, если Вы активно выходите за пределы полосы движения, например, во время обгона с включением указателя поворота.
В ночное время контраст между дорожной разметкой и дорожным покрытием незначителен, а в некоторых случаях на проселочных дорогах и вовсе отсутствует дорожная разметка. При достижении пределов обнаружения ассистент движения по полосе или ассистент предупреждения о выходе за пределы полосы движения выключаются. Благодаря передовой технологии камер новейшие интеллектуальные системы работают даже ночью и в тумане, требуя меньше вспомогательных средств для ориентации (разделительная полоса).
Ассистент смены полосы движения (Lane Change Assistant)
С помощью ассистента смены полосы движения радарные датчики в задней части автомобиля дополняют «обзор через плечо» водителя при смене полосы движения. Датчики контролируют всю заднюю часть автомобиля вплоть до параллельного движения с другими транспортными средствами, включая угол «мертвой зоны». Если водитель включает указатель поворота и хочет изменить полосу движения, то при приближении транспортных средств подается предупреждение. Для этого система может использовать визуальный сигнал в боковом зеркале или, в зависимости от системы, звуковой предупредительный сигнал (см. также «Система контроля мертвых зон»).
Круиз-контроль
Круиз-контроль (торговая марка Daimler AG) является одной из старейших систем помощи водителю в мире. Впервые подобная система (Cruise Control) была использована Chrysler в США в 1958 году. Для поддержания стабильной частоты вращения и, следовательно, скорости использовался боуденовский трос. В 1962 г. немецкая компания Mercedes предложила систему круиз-контроля.
Современные системы круиз-контроля выполняют электронное регулирование скорости, торможения и ускорения для максимально точного поддержания скорости. Системы помощи водителю, такие как автоматический круиз-контроль, обеспечивают необходимое безопасное расстояние до транспортного средства спереди. При нажатии на педаль тормоза или при срабатывании системы регулирования расстояния круиз-контроль сразу выключается.
Управление классическим круиз-контролем осуществляется с помощью дополнительного подрулевого переключателя. В новом S-Классе управление выполняется посредством кнопок на рулевом колесе. (см. «Система напоминания об ограничении скорости»).
Система контроля мертвых зон (BSD=Blind Spot Detection) (см. также «Ассистент смены полосы движения»)
Термин «мертвая зона» обозначает зону, которую в течение короткого времени не видит водитель, несмотря на боковые зеркала или зеркала заднего вида. Во время движения о мертвых зонах обычно говорят в отношении заднего хода или обгона транспортных средств слева.
Система контроля мертвых зон рассчитывает положение, расстояние и направление движения транспортных средств, а также предупреждает о наличии транспортных средств на соседних полосах движения. Данная система облегчает смену полосы движения и предотвращает аварийные ситуации. Системы BSD в стандартной комплектации оснащаются радарными датчиками с обеих сторон автомобиля, которые также используются, например, для систем помощи при парковки и ассистентов парковки.
Антипробуксовочная система (ASR)
Антипробуксовочная система (также называемая ASR) предотвращает прокручивание ведущих колес при трогании с места или сильном ускорении на рыхлом грунте. Автопроизводители называют эту систему по-разному. Например, Automatic Stability Control (ASC) в BMW, Traction Control System (TCS) в Mazda или Traction Control (TRC) в Toyota. Однако большинство других производителей используют термин «антипробуксовочная система» или аббревиатуру «ASR».
Регулирование для защиты от пробуксовки может осуществляться посредством торможения либо путем включения системы управления двигателем. Управляющие сигналы передаются соответствующими датчиками ABS (или датчиками частоты вращения), которые сигнализируют о тенденции к пробуксовке колес (отношение крутящего момента к проскальзыванию колеса) в пределах системных ограничений (угол скольжения не более 10–20 градусов). Система работает с передним, задним или полным приводом.
Распознавание дорожных знаков
С помощью интеллектуального программного обеспечения для обработки изображений системы камер распознают важные дорожные знаки, такие как знаки ограничения скорости (см. «Система напоминания об ограничении скорости»), знаки запрета обгона и знаки о проведении строительных работ. Водитель получает визуальные и звуковые предупредительные сигналы. Таким образом, система дополнительно обращает его внимание на знак.