Нефтегазовый аналитик Михаил Крутихин* — о том, как в России случился дефицит топлива и когда нефть вообще может кончиться
18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМИ АГЕНТАМИ БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНОЙ ГРИГОРЬЕВНОЙ И КРУТИХИНЫМ МИХАИЛОМ ИВАНОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ И КРУТИХИНА МИХАИЛА ИВАНОВИЧА.
Михаил Крутихин. Скриншот из видеоинтервью
В России вдруг образовался дефицит топлива. В первую очередь — дизельного и в большей степени в южных регионах, где оно остро необходимо сейчас сельхозпроизводителям. В центре страны на перебои с топливом тоже жалуются, причем не хватает его и на АЗС. Почему в великой нефтяной державе, да еще и при санкциях, когда, казалось бы, должно идти «всё в дом», пропадают бензин и солярка?
Объясняет партнер компании RusEnergy и нефтегазовый аналитик Михаил Крутихин.
— Почему в России вдруг возник дефицит топлива? Казалось бы, санкции должны мешать отправлять нефтепродукты на экспорт. Что случилось?
— Топливо у России покупают. Когда я смотрю на объемы экспорта, то вижу, что покупают довольно много дизельного топлива, много покупают нафты — это прямогонный бензин, сырье для нефтехимической отрасли. Бензина как такового Россия экспортирует совсем немного, крохи. Поэтому вроде бы его должно хватать. Но ситуация сложилась такая, что очень много факторов сразу привели к дефициту.
Фактор первый — [спецоперация]: военным надо много топлива. И поэтому государство закупает топливо у нефтяных компаний по не слишком выгодным для них ценам, иногда заголяя потребности гражданского населения.
Началось это с Крыма, с южных районов России. И проявилось даже в тех регионах, где много нефтеперерабатывающих мощностей. Например, в Самарской области топливо выпускают три завода «Роснефти», и там вдруг тоже — дефицит.
— Поэтому дефицит начался именно с юга? Оттуда везти ближе?
— Да, на юге, как раз в тех областях, которые прилегают к линии фронта. Там военные потребляют много всевозможных видов топлива. Это — первая причина.
Причина номер два — чисто материальная. СВО заставила российское руководство сокращать все расходы. Для этого, в частности, сократили наполовину так называемый демпферный механизм. Раньше нефтяным компаниям компенсировали часть потерь, которые они несут на внутреннем рынке, чтобы все-таки поддержать цены на АЗС на более-менее приемлемом уровне. Сейчас денег не хватает, поэтому и сократили, и нефтяным компаниям стало совершенно не выгодно торговать нефтью на внутреннем рынке. Они завысили оптовые цены на бирже. Мы уже видим, что килограмм бензина на бирже идет по 75 рублей. Это означает, что литр бензина на АЗС не может стоить меньше 60 рублей.
Приводит это к тому, что независимые владельцы нефтезаправочных сетей, у которых нет своих добычи, переработки и экспорта нефти, вынуждены покупать топливо либо на НПЗ, либо на бирже. Поэтому они просто разоряются и закрываются.
Третья причина — нефтяным компаниям из-за санкций, которые выразились в ценовом потолке и разных ограничениях, выгоднее стало продавать всё за границу. То есть гнать как можно больше на экспорт, там получать хоть какие-то деньги.
Внутренний рынок становится для них совершенно не выгодным. Они прибегают к таким фокусам: ставят нефтеперерабатывающие мощности на профилактику и снижают объемы переработки.
Причем это происходит по всей стране, даже на Дальнем Востоке стал ощущаться дефицит топлива. Все, что можно и нельзя, они гонят на экспорт.
Правительство, которое поняло, в чем тут дело, стало вдруг призывать к введению запрета на экспорт топлива. То есть вместо того чтобы как-то поощрить производителей, действует нерыночными методами. Ни к чему хорошему это, конечно, не приведет, нефтяники найдут способ, чтобы пользоваться экспортными возможностями, а не реализовывать все на внутреннем рынке.
— Так нельзя же вроде бы нефтепродукты гнать на экспорт прежним покупателям? Кому они продают нефтепродукты?
— Прежние потребители — это Европа.
— А она объявила эмбарго.
— Поскольку российские нефтепродукты стали очень дешевы, их покупают даже те страны, которые сами их производят. Покупают — и отправляют на экспорт. Например, так делают Египет, Турция и даже Саудовская Аравия. Вдруг Саудовская Аравия стала покупать российский мазут. Это совсем уже низкокачественное топливо. Но в Саудовской Аравии в некоторые периоды пиковой потребности электростанции работают на нефтепродуктах. И во многих случаях,
покупая дешевые российские дизтопливо, авиационное топливо или нафту, эти страны свои продукты, более дорогие, экспортируют, а пользуются российской продукцией, подешевевшей из-за ценового потолка.
— Почему первой в дефиците оказалась солярка? Ее покупают больше всего?
— Совершенно верно. Дизтопливо — очень ходовой товар, его очень легко продать, а из России оно идет с уценкой из-за потолка цен. А дальше его или собственную солярку продают по мировым ценам. Так что все у этих стран в порядке. Мы видим, что США очень сильно увеличили закупки нефтепродуктов. Часть их делается из российской нефти или перепродается как продукт производства других стран.
Фото: Егор Алеев / ТАСС
— Эти их закупки ведь противоречат целям санкций?
— Ничего подобного. Российский бюджет получает деньги за экспорт с «первой» цены. С той, которая должна быть ниже 60 долларов за баррель сырой нефти. Дальше идет перепродажа через множество посредников. Кому перепродает товар нефтяная компания? Самой себе, собственной конторе, зарегистрированной за границей. А эта контора уже дальше нефть перепродает с большой накруткой.
нефтяным компаниям как раз выгодно перепродать нефть «дочке» как можно дешевле. А посредники, которые потом накручивают цену, расплодились уже так, что всех не сосчитать. Некоторые основаны российскими чиновниками, сразу скажу — коррумпированными,
и они на этом накручивают какие-то свои деньги. А санкции работают в тот момент, когда нефтяная компания получает плату за экспортируемую нефть.
Евросоюз и США подтвердили, что нефтепродукты, изготовленные из российской сырой нефти в других странах, уже никаким санкциям не подлежат. Санкции отработали свое, когда нефть погрузили в танкер. С нее слупили таможенную цену.
— Российские официальные источники, в частности — через газету «Известия», объясняют все это так: дескать, дефицит объясняется исключительно проблемами в логистике. Топлива в стране вообще-то — залейся, просто внутренний туризм развивается так успешно, что железные дороги еле справляются с перевозкой пассажиров, где уж им успеть топливо возить.
— Это глупо, конечно. А раньше это как было?
— Раньше такого внутреннего туризма не было. Я, правда, не поняла, почему они расписание составляют без учета этого успеха.
— И все-таки с прежними покупателями нефтяные компании работать не могут. Может быть, они могут нарастить производство топлива так, чтобы солярку продавать и на внутреннем рынке?
— Это можно. Но им выгоднее продавать за границу сырую нефть.
Фото: Александр Коряков / Коммерсантъ
— А еще сильнее увеличить? Так, чтобы и родине хватало?
— Вот тут есть проблема. В России сейчас данные об объемах добычи нефти засекречены, но, по информации от нефтяных компаний и из регионов, добыча сокращается. И происходит это по совершенно объективным причинам. Все сейчас хотят гнать как можно больше нефти из тех месторождений, которые давным-давно введены в эксплуатацию, они уже много раз окупили всю инфраструктуру, все капиталовложения и прочее. Там себестоимость добычи очень низкая. И вот на них нефтяные компании бросаются: начинают бурить дополнительные скважины, закачивать туда воду, чтобы вытеснять нефть, в общем, дешевую нефть оттуда высасывают ускоренными темпами.
И вот мы видим статистику: ура, в России на 22% увеличилось бурение скважин на нефтепромыслах. Только это не на новых промыслах увеличилось, где какая-то новая нефть. Это делается для того, чтобы высосать то, что вводилось в эксплуатацию еще в советское время.
На многих новых месторождениях нефть трудноизвлекаемая, чтобы ее добыть, надо больше потратиться.
— А продать ее дороже уже никак.
— А как ее продать дороже? Санкции, потолок. И нефтяные компании просто не идут на новые месторождения.
— Неужели западного оборудования нет?
— Ничего подобного, оборудование достать можно. Какое-нибудь примитивное. Они говорят: сейчас бурим самые простые скважины. А не идут по другой причине. Допустим, открыто какое-то новое месторождение. Но любой нефтедобывающий проект — это очень длительный процесс. В России он выходит на окупаемость через 7–10 лет, а то и через 15. А в течение этого времени в него надо вкладывать больше, чем он будет отдавать. Кто в российской нефтяной компании скажет, какие налоговые условия будут через год?
— Мы не всегда знаем, что завтра-то будет.
— Вот именно. Ни политической обстановки, ни экономики, ни спроса, ни цен на продукцию, ни налогов, которые придется платить. Налоговые условия для нефтяных компаний меняются минимум 3–4 раза в год. Как можно начинать вкладывать деньги в долгосрочный проект, если никакой стабильности, налоговой и политической, в стране нет? И на новые месторождения компании просто не идут.
— К чему это высасывание старых месторождений и пренебрежение новыми приведет в итоге? Это ведь не только нехватка бензина и топлива, наверняка будут какие-то долгосрочные последствия для отрасли?
— О том, что в России может не хватить запасов дешевой нефти, министерство энергетики предупреждало Госдуму еще в 2018–19 годах. При сохранении такой ситуации, говорили они еще тогда, добыча нефти в России упадет на 40% к 2035 году. А сейчас cложилась такая ситуация, что оставшуюся легкоизвлекаемую нефть добывают очень ускоренно.
И, по моим оценкам, добыча может обвалиться на 40% не к 2035 году, а уже года через два. Это если нефть будут высасывать такими темпами из действующих промыслов.
Фото: Анатолий Жданов / Коммерсантъ
— Как это скажется на топливе для обычных потребителей? Его будет не хватать или оно станет очень дорогим?
— Цены, безусловно, будут расти и дальше. И потом, если в России будет не хватать нефти, внутренний рынок, может быть, постараются обеспечить, но тогда ее перестанет хватать для экспорта. А деньги правительству нужны. Налоги, вывозная пошлина и так далее. Так что экспорт стимулировать будут. Хотя бы для того, чтобы по-прежнему производить впечатление великой нефтяной державы. Тогда топлива перестанет хватать для внутреннего рынка. И может повториться ситуация 1990-х годов, когда на АЗС в Петербург привозили финское топливо.
— Не может повториться, потому что сейчас финское топливо не дадут.
— Вот именно. Поэтому мы не знаем, что произойдет в итоге. Но ни к чему хорошему эта ситуация не приведет. Если такими темпами будут продвигаться и отъем финансов у нефтяников, и поглощение топлива военной машиной, и высасывание остатков нефти из-за отсутствия стабильности, результат даже трудно предсказать.
— Сейчас в Европе бензин стоит в среднем 1,6–1,8 евро за литр, а в России — примерно 60 центов. Будет ли сохраняться эта разница или цены дойдут до европейских?
— Когда-то прозвучало предложение повысить цены в России до уровня европейских. Это зависит от налогов на топливо. В цене топлива на АЗС налоги сейчас составляют больше 70%. Стоимость сырой нефти там — примерно 7,5%. Налоги растут, акциз на топливо повышают примерно два раза в год. Нефтяников одергивают: не смейте повышать цены, у вас и так сверхдоходы. Нефтяникам, конечно, невыгодно продавать нефть на внутреннем рынке, они требуют рыночных отношений. Но такая ситуация не только в России. Во многих странах в цене бензина львиную долю составляют налоги. Я заправляюсь в Норвегии, тут это очень дорого. И не потому, что нефти не хватает, а налоги такие.
— Вопрос в том, куда идут эти налоги.
— Да, в Норвегии это социальные налоги.
— Когда в Европе год назад взлетели цены на топливо, правительство Германии снизило налоги для нефтяных компаний, чтобы они цены опустили. Может ли российское правительство регулировать это таким же способом?
— Ну вот пока оно обдирает автовладельцев такими налогами. И вопрос надо задавать правительству, а не нефтяным компаниям.
Исторические рекорды. Почему в России опять дорожает бензин?
Цены на бензин в России в последние месяцы продолжают устанавливать один исторический рекорд за другим. Бензин начал дорожать уже и на заправках, а власти пытаются стабилизировать рынок. Может ли бензин подорожать еще сильнее?
В последние месяцы в России наблюдается резкий рост цен на бензин. Биржевые цены регулярно обновляют рекорды. С начала года биржевая стоимость марок бензина АИ-92 и АИ-95 выросла на 56,9% и 60,4% соответственно.
По данным сервиса «Петрол Плюс» (собирает данные о покупках топлива на заправках), сейчас средняя цена АИ-92 по России составляет 49,63 руб. (0,55$), АИ-95 — 53,45 руб. (0,59$).
В 2018 году резкий рост цен на бензин вызвал волну протеста в десятках регионов. Тогда власти заключили с нефтяными компаниями соглашение, которое ограничивало рост цен. В военном 2023 году было решено отказаться от субсидий, сдерживавших рост.
Пока протестов, связанных с дорожающим бензином, в России не наблюдается. Но власти, тем не менее, уже пытаются как-то повлиять на рост цен.
24 июля вице-премьер Александр Новак поддержал предложение Минэнерго об ограничении количества экспортеров бензина. Он поручил ФАС и Минэнерго работать с нефтяными компаниями над увеличением объемов продаж моторного топлива, в том числе в рамках биржевых торгов.
После этого заявления оптовые цены начали падать впервые с начала июня. 25 июля в начале торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цена Аи-92 достигала рекордного уровня в 65,165 тыс. руб. за тонну, но позже снизилась до 63,262 тыс. рублей за тонну.
Автор фото, Sergei Bobylev/TASS
Что повлияло на рост цен?
Основным фактором, повлиявшим на рост цен, является ослабление курса рубля, отмечает президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов. На фоне дешевеющего рубля экспорт бензина становится более привлекательным — для нефтяных компаний образуется стимул отправлять больше топлива на экспорт.
Другой фактор — ожидаемое сокращение в два раза выплат по демпфирующему механизму (демпферу) от государства нефтепереработчикам с 1 сентября. Фактически речь идет о выплатах со стороны государства частным компаниям, которые помогали сдерживать рост цен на топливо. В результате, по оценке Минфина, выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 млрд рублей в месяц.
Механизм был введен в 2019 году с целью сдерживания цен на бензин на внутреннем рынке — после того как в десятке регионов прошли акции протеста против роста цен на бензин. Введение выплат по демпферу стало мерой стабилизации топливного рынка.
В конце апреля глава Минфина Антон Силуанов заявил, что топливный демпфер идет в прибыль нефтепереработчиков. Минфин предложил снизить демпфер в два раза.
«Маржа переработчиков сегодня 8 тысяч рублей на тонну, раньше была меньше 2 тысячи на тонну. Если посмотреть, откуда она берется — за счет демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», — сказал Силуанов.
Сокращение выплат по демпферу должно привести к росту внутренних цен, объясняет Салихов, поскольку они отчасти компенсируют разницу между экспортными и внутренними ценами.
Как будет развиваться ситуация в ближайшее время?
С сентября правительство обяжет нефтяные компании увеличить продажи бензина на оптовом рынке с 12% до 13% от объема производства, а дизельного топлива — с 8,5% до 9,5%. Это должно помочь снизить цены.
Но другие факторы, которые приводят к их росту, скорее всего, сохранятся, отмечают аналитики БКС Мир инвестиций. А именно — слабый рубль, рост мировых цен, сокращение выплат по демпферу.
До конца года розничные цены могут вырасти до 10%, полагает Марсель Салихов.
Когда цены на бензин растут, то дорожают и другие товары и услуги — во многом цены на них зависят от стоимости доставки. Чем дороже бензин, тем больше расходов на доставку.
Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS
Власти обяжут нефтяные компании увеличить продажи топлива на бирже до 13% от объема производства и до 9,5% — от производства дизельного топлива
Среди дополнительных механизмов, которые может использовать правительство — введение прямого запрета на экспорт бензина. «Бензин для России в принципе не является экспортным продуктом, но тем не менее, если эти объемы запретить, то они пойдут на внутренний рынок и будут давить на цены вниз», — говорит Салихов.
В июне доходы России от экспорта нефти и нефтепродуктов упали почти на 50% по сравнению с маем — до 11,8 млрд долларов, писал РБК.
Однако власти не хотят идти на введение прямого запрета на экспорт бензина. Этот шаг обсуждается исключительно как элемент давления на нефтяные компании. Наиболее вероятны неформальные договоренности между властью и руководителями нефтяных компаний об удержании цен.
Почему в россии дорогой бензин
АЗС в Симферополе. Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС
С лета в России растут цены на топливо, при этом бензина и дизеля не хватает: в одних регионах водителям приходилось стоять в очередях, в других АЗС вводили талоны на топливо, а в третьих заправки и вовсе закрылись из-за убытков. Причинами взлетевшей стоимости и дефицита топлива власти посчитали период отпусков, сезон уборки урожая и возросший экспорт, но повлиять на это могла и война в Украине — поставка нефтепродуктов по железнодорожным путям (особенно в южные регионы) идет с перебоями из-за того, что российская армия активно использует их для снабжения фронта. В итоге решение правительство нашло в запрете экспорта топлива. Сколько он продлится, неизвестно.
Что происходит с ценами на бензин
В четверг правительство России временно ограничило экспорт бензина и дизельного топлива. Эта мера предположительно должна «насытить рынок топлива», чтобы снизить его стоимость для россиян, которые последние месяцы возмущаются из-за роста цен на бензин и дизель.
На высокие цены и нехватку топлива на заправках начали жаловаться еще летом. Например, в августе «Известия» сообщили, что некоторых видов бензина и дизеля нет на АЗС в южных регионах России и в аннексированном Крыму.
«В прошлом месяце не хватало АИ-95, теперь на некоторых заправках нет АИ-92 и дизеля. Это связано с задержками доставки по железной дороге — поезда из Центральной России с нефтепродуктами идут на несколько недель дольше обычных сроков, из-за чего в моменте образуется дефицит», — говорил тогда изданию гендиректор работающего в Крыму холдинга «Мосрегионгаз».
Глава администрации Донецка Ростовской области Роман Кураев в конце августа писал, что на крупных заправках города нет бензина марок АИ-92 и АИ-95.
«На всех заправочных станциях сделан резерв для спецтранспорта. Данная ситуация в городе — это не единичный случай. Это ситуация в целом по области», — цитировал его «Блокнот-Ростов». Позже Кураев удалил эти сообщения, отмечало издание, и написал, что утром из-за повышенного спроса «наблюдались перебои поставок», но потом было «организовано переориентирование логистических путей». Через несколько дней в Ростове-на-Дону из-за нехватки бензина водители начали выстраиваться в очереди на заправках.
В начале осени о дефиците стали говорить и в центральных регионах. На некоторых заправках Тульской области бензин начали продавать по талонам — фотография с таким объявлением появилась в паблике «Тула Жесть» в середине сентября.
Назначенный Россией министр транспорта Крыма Николай Лукашенко еще в июле писал, что ему «начала поступать информация» о продаже на некоторых АЗС бензина марки АИ-92 только по талонам. Об этом же сообщало со ссылкой на местных жителей «Радио Свобода». Такая же ситуация возникла на заправках «Нефтемаркета» в Чите.
С начала года по середину сентября цена бензина на ведущей российской товарно-сырьевой бирже СПбМТСБ «обновила исторический максимум» и выросла почти вдвое, отмечал Forbes, а дизельное топливо подорожало в полтора раза.
Как писало 161.ru, в Ростовской области за последние два месяца дизель подорожал на 14,3% — с 55 рублей 49 копеек в июле до 63 рублей 44 копеек в сентябре. О похожей ситуации сообщали и в других регионах, например в Волгоградской, Тульской и Курганской областях, а также в Татарстане и Хакасии.
Всего, по данным Росстата, в сентябре цены на топливо выросли в 79 регионах России.
Из-за подорожания бензина в некоторых регионах начали закрываться заправки. Как отметил в разговоре с «Известиями» руководитель нижегородской сети «Стандарт Ойл» Александр Вахрушин, «предприниматели сталкиваются с ситуацией, когда держать АЗС становится просто невыгодно». И если маленькие заправки разоряются, то крупные сети АЗС, как писали «Ведомости», стали сокращать стимулирующие акции для покупателей и отменять скидки.
Причины нехватки топлива: уборка урожая, курс рубля и война
Причин роста цен и дефицита топлива может быть несколько. В качестве одной из них чиновники называли возросший спрос со стороны сельхозпредприятий во время уборки урожая и со стороны туристов в сезон отпусков.
«Причиной увеличения потребления моторного топлива стало повышение потребности аграриев и отдыхающих, следующих на море на собственном автотранспорте», — говорит тот же Роман Кураев, возглавляющий администрацию ростовского Донецка.
Повлиять на дефицит также могло снижение курса рубля, что сделало более выгодной продажу топлива за рубеж, чем на внутреннем рынке.
Кроме того, управляющий партнер сети АЗС GP Vympel в Саратовской области Екатерина Савкина объясняла «Коммерсанту», что некоторые нефтебазы ограничили отгрузку топлива, поскольку им с перебоями предоставляют железнодорожные вагоны для его перевозки.
«Владельцы нефтебаз сталкиваются с неритмичной подачей вагонов по железной дороге. То есть приходят они сцепками, периодически их некуда сливать, а потом прогалы, когда нет вагонов, а затем снова сцепка приходит», — сказала Савкина.
Президент Независимого топливного союза Павел Баженов в комментарии изданию объяснил перебои не только туристическим сезоном, но и тем, что именно по железнодорожным путям идет снабжение российских военных в Украине.
То, что нехватка топлива может быть связана с войной в Украине, отмечала и экономист Наталья Зубаревич: железные дороги перегружены из-за снабжения армии. Военный аналитик Кирилл Михайлов также сказал «Кавказ.Реалиям», что российские военные все чаще пользуются гражданским транспортом и заправляются на обычных АЗС.
Больше всего война в Украине могла повлиять на нехватку бензина в Крыму. Как отмечает «Радио Свобода», после атаки 17 июля украинских беспилотников на мост через Керченский пролив были приостановлены поставки топлива в цистернах по железнодорожной части моста, хотя она и не получила повреждения.
В августе министерство топлива и энергетики полуострова оправдывало более высокие цены в регионе «дополнительными затратами на доставку нефтепродуктов».
«Доставка горюче-смазочных материалов в Крым по ж/д мосту прекращена и осуществляется исключительно через паромную переправу с привлечением дополнительной транспортной компании — "Крымская железная дорога" (акционерное общество "РЖД" в Крыму не работает)», — писал в комментариях во «ВКонтакте» представитель ведомства. По его словам, «в связи с рисками» движение паромов осуществляется только днем.
Как реагируют власти
После принятого вчера решения об ограничении экспорта топливо на бирже подешевело на 10–15%. Первый замминистра энергетики России Павел Сорокин сообщил, что запрет экспорта введен бессрочно и будет действовать в зависимости от насыщения рынка.
«Мы рассчитываем на то, что рынок эффект почувствует достаточно быстро, но далее это будет зависеть от насыщения рынка и от результатов», — сказал он.
Тем временем Федеральная антимонопольная служба (ФАС) расследует «манипуляции» при мелкооптовой продаже бензина в нескольких регионах. «Мы провели предварительный срез и видим, что есть нефтебазы, которые вне зависимости от внешних условий увеличивают [цены]», — утверждает глава управления регулирования топливно-энергетического комплекса и химической промышленности ФАС Елена Цышевская.
Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, комментируя введенные правительством меры, назвал их «своевременными», но при этом отметил, что они не связаны с опасениями «социального взрыва».
«При чем здесь социальные взрывы? Никаких там социальных взрывов, ничего. Это все очень сильно гипертрофированные формулировки. Это обычная работа правительства — обеспечивать стабильность топливного рынка», — сказал он.
При этом снижение цен на бирже не означает, что они обязательно снизятся и при розничной продаже на АЗС. По мнению члена общественного совета Минэнерго Сергея Пикина, эта мера «поможет ликвидировать локальный дефицит топлива, возникавший в Сибири и в южных регионах», но на цены не повлияет.
«Весной прошлого года биржевые цены падали почти в два раза, но на АЗС стоимость топлива оставалась стабильной. И сейчас цены на заправках не отреагируют на снижение биржевых котировок. В лучшем случае литр бензина или дизеля подешевеет на несколько копеек, но точно не на рубли, — сказал он. — В любом случае цены уже не вернутся к уровням начала лета».
Исторические рекорды. Почему в России опять дорожает бензин?
Цены на бензин в России в последние месяцы продолжают устанавливать один исторический рекорд за другим. Бензин начал дорожать уже и на заправках, а власти пытаются стабилизировать рынок. Может ли бензин подорожать еще сильнее?
В последние месяцы в России наблюдается резкий рост цен на бензин. Биржевые цены регулярно обновляют рекорды. С начала года биржевая стоимость марок бензина АИ-92 и АИ-95 выросла на 56,9% и 60,4% соответственно.
По данным сервиса «Петрол Плюс» (собирает данные о покупках топлива на заправках), сейчас средняя цена АИ-92 по России составляет 49,63 руб. (0,55$), АИ-95 — 53,45 руб. (0,59$).
В 2018 году резкий рост цен на бензин вызвал волну протеста в десятках регионов. Тогда власти заключили с нефтяными компаниями соглашение, которое ограничивало рост цен. В военном 2023 году было решено отказаться от субсидий, сдерживавших рост.
Пока протестов, связанных с дорожающим бензином, в России не наблюдается. Но власти, тем не менее, уже пытаются как-то повлиять на рост цен.
24 июля вице-премьер Александр Новак поддержал предложение Минэнерго об ограничении количества экспортеров бензина. Он поручил ФАС и Минэнерго работать с нефтяными компаниями над увеличением объемов продаж моторного топлива, в том числе в рамках биржевых торгов.
После этого заявления оптовые цены начали падать впервые с начала июня. 25 июля в начале торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цена Аи-92 достигала рекордного уровня в 65,165 тыс. руб. за тонну, но позже снизилась до 63,262 тыс. рублей за тонну.
Автор фото, Sergei Bobylev/TASS
Что повлияло на рост цен?
Основным фактором, повлиявшим на рост цен, является ослабление курса рубля, отмечает президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов. На фоне дешевеющего рубля экспорт бензина становится более привлекательным — для нефтяных компаний образуется стимул отправлять больше топлива на экспорт.
Другой фактор — ожидаемое сокращение в два раза выплат по демпфирующему механизму (демпферу) от государства нефтепереработчикам с 1 сентября. Фактически речь идет о выплатах со стороны государства частным компаниям, которые помогали сдерживать рост цен на топливо. В результате, по оценке Минфина, выплаты нефтяникам из бюджета снизятся на 30 млрд рублей в месяц.
Механизм был введен в 2019 году с целью сдерживания цен на бензин на внутреннем рынке — после того как в десятке регионов прошли акции протеста против роста цен на бензин. Введение выплат по демпферу стало мерой стабилизации топливного рынка.
В конце апреля глава Минфина Антон Силуанов заявил, что топливный демпфер идет в прибыль нефтепереработчиков. Минфин предложил снизить демпфер в два раза.
«Маржа переработчиков сегодня 8 тысяч рублей на тонну, раньше была меньше 2 тысячи на тонну. Если посмотреть, откуда она берется — за счет демпфера. Получается, маржу нефтепереработчикам из бюджета платим», — сказал Силуанов.
Сокращение выплат по демпферу должно привести к росту внутренних цен, объясняет Салихов, поскольку они отчасти компенсируют разницу между экспортными и внутренними ценами.
Как будет развиваться ситуация в ближайшее время?
С сентября правительство обяжет нефтяные компании увеличить продажи бензина на оптовом рынке с 12% до 13% от объема производства, а дизельного топлива — с 8,5% до 9,5%. Это должно помочь снизить цены.
Но другие факторы, которые приводят к их росту, скорее всего, сохранятся, отмечают аналитики БКС Мир инвестиций. А именно — слабый рубль, рост мировых цен, сокращение выплат по демпферу.
До конца года розничные цены могут вырасти до 10%, полагает Марсель Салихов.
Когда цены на бензин растут, то дорожают и другие товары и услуги — во многом цены на них зависят от стоимости доставки. Чем дороже бензин, тем больше расходов на доставку.
Автор фото, Kirill Kukhmar/TASS
Среди дополнительных механизмов, которые может использовать правительство — введение прямого запрета на экспорт бензина. «Бензин для России в принципе не является экспортным продуктом, но тем не менее, если эти объемы запретить, то они пойдут на внутренний рынок и будут давить на цены вниз», — говорит Салихов.
В июне доходы России от экспорта нефти и нефтепродуктов упали почти на 50% по сравнению с маем — до 11,8 млрд долларов, писал РБК.
Однако власти не хотят идти на введение прямого запрета на экспорт бензина. Этот шаг обсуждается исключительно как элемент давления на нефтяные компании. Наиболее вероятны неформальные договоренности между властью и руководителями нефтяных компаний об удержании цен.