Как рождались и умирали тракторные заводы: часть 2
Одной из главных задач индустриализации 1930-х годов являлось создание отечественного тракторостроения. В плане на ближайшую пятилетку было предусмотрено строительство новых заводов по производству тракторов, один из них которых было решено разместить в Челябинске.
Большое влияние на месторасположение завода оказал логистический фактор, то есть близость к сырьевой зоне или источнику металла для организации крупносерийного производства. Ведь задачи были поставлены весьма амбициозные — ежегодный выпуск 40 тыс. гусеничных тракторов, что почти вдвое превышало суммарную мощность уже введенных в эксплуатацию Сталинградского и Харьковского заводов. Аналогов такого производства на тот период в мире не существовало.
В январе 1930 года начались переговоры с американской компанией Caterpillar, которые продолжались 3 месяца. В результате договориться о проектировании и строительстве нового индустриального предприятия так и не удалось, и было найдено весьма оригинальное решение. В центре автомобильной промышленности США г. Детройт было организовано проектное бюро «Челябинск трактор плэнт», где над планами будущего завода работали лучшие советские и американские специалисты.
Генеральный план Челябинского тракторного завода был готов уже в июне того же года, а спустя месяц началось строительство цехов.
Официальное открытие Челябинского тракторного завода им. Сталина состоялось в конце мая 1933 года.
Челябинский тракторный завод в начале 30-х годов
За несколько лет своей работы предприятие вышло на международный уровень, хотя иностранные эксперты не могли поверить, что машины, удостоенные дипломов и наград на мировых выставках, производятся на заводе, которому исполнилось всего четыре года.
Тягач С-65 выходит с завода
Очень важно отметить, что Челябинский тракторный стал «пионером» советского дизелестроения, поскольку именно там впервые был начат серийный выпуск дизельной аппаратуры и тракторов.
Уже в 1940 году предприятие выпустило 100-тысячный трактор, а их суммарная мощность была сопоставима с десятью Днепрогэсами.
Еще на стадии проектирования Челябинского тракторного завода, равно как и Сталинградского тракторного, предполагался выпуск не только гражданской продукции, но и машин военного назначения, для чего предусматривались усиленные конструкции фундаментов и полов. Проект предусматривал организацию массового производства танков и артиллерийских тягачей.
С началом войны завод превращается в гигантский производственный комбинат — Кировский завод Наркомата танковой промышленности, аналогов которому не было ни в одной стране мира. Этому способствовала концентрация в одном месте эвакуированных предприятий из Ленинграда, Харькова, Москвы и Воронежа. История не знала примеров, когда крупнейшие заводы под обстрелом в течение нескольких дней разбирали, грузили на эшелоны, перевозили и запускали практически под открытым небом. Производство запускалось параллельно со строительством стен и крыш будущих цехов.
Так создавался самый мощный в мире комбинат по крупносерийному производству тяжелых танков и танковых моторов — Танкоград.
Сборка тяжелых танков КВ на Челябинском тракторном заводе
В 1942 году на заводе в течение месяца была проведена реконструкция и освоено производство среднего танка Т-34, а уже к концу 1943 года ежедневный выпуск составил 25 ед. Тогда же, не останавливая производства, был осуществлен серийный выпуск нового тяжелого танка ИС-2.
В военные годы завод считался одним из важнейших арсеналов фронта, было выпущено 18 тыс. танков, почти 50 тыс. дизелей, более 17 млн ед. боеприпасов.
В послевоенный период завод переходит на мирные рельсы и начинает выпуск продукции, на которую изначально был ориентирован — гусеничные тракторы для сельского хозяйства. Это знаменитые тракторы С-80 и С-100, принимавшие участие в освоении целины, инновационный для своего времени дизель-электрический трактор ДЭТ-250, удостоенный золотыми медалями международных выставок, самый массовый трактор Т-100М, в дальнейшем Т-130, который выпускался в 22 модификациях.
Одна из первых моделей дизель-электрического трактора ДЭТ-250
В 1984 году с завода вышел миллионный трактор с маркой ЧТЗ. Также завод продолжал и выпуск танков, вплоть до 1992 года.
С конвейера ЧТЗ сходит миллионный трактор
После распада СССР предприятие претерпело многочисленные организационные преобразования, которые явно не пошли ему на пользу.
Сегодня на заводе осуществляется выпуск гражданской техники для добычи полезных ископаемых и строительства: бульдозеры, трубоукладчики, фронтальные погрузчики и комплектующие к спецтехнике. Даже в период реформирования экономики продолжались исследования и разработки новых моделей машин, в том числе тракторов Т10М, ДЭТ-320 и ДЭТ-400, бульдозеров Б9, Б11 и Б20.
Облегченная модель бульдозера Б-11
Сейчас от былой мощи Челябинского тракторостроительного гиганта осталась лишь память, поскольку выпуск продукции осуществляется мелкосерийными партиями или по индивидуальным заказам.
Челябинские двигатели на современной российской бронетехнике
Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время завод находится на грани банкротства из-за высокой кредиторской задолженности, особенно за электроэнергию. Предприятие на протяжении нескольких лет является стабильно убыточным и многие эксперты отмечают, что спасти его будет чрезвычайно сложно. Большим подспорьем для тракторного завода является повышенный гособоронзаказ, в рамках которого на предприятии выпускаются дизельные двигатели для бронетанковых войск Российской Федерации и военной бронетанковой техники отечественного производства. Челябинские двигатели стоят на самой передовой технике: танках Т-72, Т-90, на платформе «Армата», БМПТ «Терминатор», современных артиллерийских самоходных установках.
В перспективе планируется развивать имеющийся потенциал завода с акцентом на производство гражданской продукции, в том числе на производство двигателей для электроэнергетики.
Остается надеяться на дальновидность руководства предприятия и региона, чтобы этот завод не постигла судьба большинства предприятий СССР, которые остались на территории России.
Алтайский тракторный завод
Производство в г. Рубцовск было оперативно организовано в 1942 году на основе эвакуированных мощностей Харьковского и Сталинградского тракторных заводов, а также Одесского завода сельскохозяйственного машиностроения.
Подготовка к строительству Алтайского тракторного завода
Поскольку на территории Алтайского края имеются месторождения железных и полиметаллических руд, а также ископаемых для производства строительных материалов, завод был в полной мере обеспечен сырьем и имел возможность практически сразу начать выпуск тракторной техники.
Строительство корпусов нового завода началось в тяжелейших условиях в январе 1942 года, а уже в августе был собран первый керосиновый трактор АСХТЗ-НАТИ. В конце 1943 года завод выпустил первую тысячу тракторов, а спустя еще один год из цехов вышел опытный образец гусеничного трактора ДТ-54. На тот период Алтайский тракторный завод был единственным предприятием, который поставлял гусеничные тракторы не только для фронта, но и для нужд тыла.
Трактор ДТ-54 производства Алтайского тракторного завода
В послевоенный период объемы производства существенно возросли, и Алтайский завод стал одним из лидеров по выпуску гусеничных тракторов. Мощностей завода было достаточно для обеспечения тракторами сельскохозяйственных предприятий Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока, Казахстана. На предприятии трудилось порядка 25 тыс. человек, а объем производства достигал 140 тракторов в сутки.
С 1957 года был освоен новый вид продукции — трелевочные тракторы типа ТДТ для лесного хозяйства и уникальные транспортные тракторы типа ТСТ.
Трелевочный трактор ТДТ-60
Наиболее известным сельскохозяйственным трактором, выпускавшемся на Алтайском тракторном заводе им. М. И. Калинина, стал Т-4А мощностью 130 л.с., который производился до 1998 года, а также несколько его модификаций, которые отличались мощностью и эргономикой.
В тот период предприятие достигло пиковой мощности по объему производства, который в 1986 году составил более 200 тракторов в сутки. В 1984 году на замену модели Т-4 был разработан новейший гусеничный сельскохозяйственный трактор Т-250.
Гусеничный трактор Т-4А
Машина успешно прошла все испытания и по оценкам специалистов даже превосходила по многим параметрам известный американский трактор Challenger. Предполагалось, что Т-250 найдет высокий спрос у отечественных аграриев и сможет выступить полноценной заменой колесному трактору «Кировец». Был сформирован предварительный объем заказов в нескольких тысяч машин, однако трактор так и не был запущен в серию.
С началом «перестройки» для завода наступили тяжелые времена и ему, как и многим другим предприятиям, пришлось ощутить на себе все ее «прелести»: приватизация, сокращение спроса и объемов производства, задержки заработной платы, голодовки рабочих…
История завода была закончена официальной процедурой банкротства и распродажей имущества в 2011 году.
Последняя попытка возрождения предприятия осуществлялась в 2013 году, когда на базе бывшего производства было создано ООО «Завод Алтай трактор». Предполагалось, что на оставшихся площадях будет выпускаться до 500 тракторов в год, что далеко несопоставимо с прежними объемами гигантского завода. Однако и таким планам не суждено было сбыться… В настоящее время производственные корпуса Алтайского тракторного завода полностью разрушены. Сегодня сложно представить, что эти руины еще могут быть возрождены и использованы.
Остатки корпусов Алтайского тракторного завода
Промышленное наследие Алтайского тракторного утрачено полностью и для обеспечения сельскохозяйственных производителей машинами и оборудованием Петербургский тракторный завод планирует создать на Алтае центр технической поддержки для техобслуживания и ремонта специализированной техники. В перспективе предполагается также наладить сборку новых моделей тракторов «Кировец».
О компании
Промышленное объединение по производству и продаже широкой гаммы колесной и гусеничной дорожно-строительной техники (бульдозеров, трубоукладчиков, фронтальных погрузчиков), запасных частей и прочей высокотехнологичной машиностроительной продукции.
Потребителями продукции ЧТЗ являются тысячи предприятий России, стран СНГ и дальнего зарубежья различных отраслей деятельности, таких как нефтегазовая, горнорудная, строительная, лесная и других, а также государственные министерства и ведомства различных стран.
ЧТЗ-УРАЛТРАК в числе основной продукции предлагает
ТРАКТОРЫ
БУЛЬДОЗЕРЫ
Б9, Б10М, Б11, Б14 (тяговый класс 9-15)
ТЯЖЕЛЫЕ БУЛЬДОЗЕРЫ
ДЭТ-400 (тяговый класс 25)
ТРУБОУКЛАДЧИКИ
ТР20 (грузоподъёмностью до 40 тонн), ТР12 (грузоподъёмностью до 20 тонн)
КОЛЕСНЫЕ ФРОНТАЛЬНЫЕ ПОГРУЗЧИКИ
ПК-30 (грузоподъёмностью 3 тонны), ПК-55 (грузоподъёмностью 5,5 тонны), ПК-65 (грузоподъёмностью 6,5 тонны) и ПК-70 / ПК70К (грузоподъёмностью 7 тонн)
КОМПАКТОР
БКК (уплотнитель бытовых отходов)
ДИЗЕЛЬНЫЕ ДВИГАТЕЛИ
ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ
К выпускаемой технике (в т.ч. гусеницы и катки в запчасти к тракторам Т-130, Т-170 и Т-170)
Производственный потенциал завода
Производственный потенциал завода обеспечивает полный технологический цикл создания инженерных машин: от заготовки до сборки и испытания. На ЧТЗ широко используются современные технологии: термообработка в среде инертных газов, листогибка, механообработка на станках с ЧПУ и обрабатывающих центрах, роботизированная сварка, плазменная, лазерная резка металла и др.
- ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТАЮЩИХ 5 100
человек - ЕДИНИЦ ОБОРУДОВАНИЯ 18 000
штук - ПЛОЩАДЬ ПРОИЗВОДСТВА 1,2млн
кв. м
Подразделения завода используют оборудование ведущих станкостроительных заводов.
В состав объединения входят литейный, кузнечный, прессово-сварочный, механосборочные и другие заводы.
Дилерская сеть ЧТЗ
В отдельных сегментах российского рынка, таких, как бульдозеры и трубоукладчики самых востребованных классов, ЧТЗ стабильно удерживает лидирующие позиции. Сотни машин ежегодно поставляется на экспорт. Помимо стран СНГ, за последние несколько лет техника с маркой ЧТЗ поставлялась в 16 стран дальнего зарубежья.
Обладая разветвленной дилерской сетью в России и странах СНГ, а также системой собственных складов готовой продукции и запасных запчастей в регионах от Сахалина до Санкт-Петербурга и Краснодарского края, ЧТЗ обеспечивает эффективную работу выпущенной техники в течение всего срока её использования в любом регионе.
Наши достижения
Челябинский тракторный завод имеет сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001
- award
- award
- award
- award
- award
Также предприятие имеет множество медалей, кубков, сертификатов и дипломов, полученных за достижения высоких результатов в последние годы.
Особую гордость ЧТЗ испытывает и за государственные награды. 12 тракторостроителей удостоены звания Героя Социалистического труда.
История ЧТЗ УРАЛТРАК
Довоенные годы
1 июня 1933 года
День рождения тракторного завода, когда из заводских ворот вышли первые челябинские машины.
Это были гусеничные тракторы «Сталинец-60» (С-60) мощностью 60 лошадиных сил, работаю- щие на лигроиновом топливе. Со дня пуска Челябинский тракторный остается основным произво- дителем мощных гусеничных тракторов в России.
Везде, где решались задачи государственного значения, где проходил передний край битвы за новое, работали и работают машины ЧТЗ.
1936 год
Труднейший экзамен выдержали наши тракторы, приняв участие в двух грандиозных экспедициях: «Снежный поход» — пройдя две тысячи километров по суровой февральской Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе.
май 1937 года
На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой — дипломом «Гран-при».
20 июня 1937 года
Начат серийный выпуск трактора «Сталинец-65» (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. Мы первыми в стране освоили выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.
1939 год
ЧТЗ освоил выпуск боевой техники — артиллерийского тягача «Сталинец-2» (С-2) мощностью 105 лошадиных сил.
Военные годы
1940 год
Тракторостроители вели опытные работы по освоению производства тяжелых танков КВ конструкции ленинградского Кировского завода и 12-плунжерного топливного насоса «ТН-12» для авиационных двигателей тяжелых бомбардировщиков. 31 декабря 1940 года государственной комиссией был принят первый челябинский танк.
30 марта 1940
С конвейера сошел 100 тысячный трактор. Суммарная мощность выпущенных челябинских тракторов равнялась 6 миллионам лошадиных сил или десяти Днепрогэсам.
В годы Великой Отечественной войны ЧТЗ был переименован в Кировский завод Наркомтанкопрома в городе Челябинске и, вместе с семью частично или полностью передислоцированными в Челябинск предприятиями, представлял собой танковый комбинат, позднее названный народом Танкоградом. В небывало сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта: 18 тысяч танков и самоходных установок, 48,5 тысяч танковых дизельмоторов, 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.
Танкоградом было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжелого танка была поставлена на конвейер.
За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамена Государственного Комитета Обороны (ГКО) за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.
5 августа 1944 года
Завод награжден Орденом Красной Звезды за выдающиеся заслуги в организации производства и освоении новых типов танков, артеллерийских самоходных установок и танковых дизелей, а также за оснащение ими Красной Армии.
Завод награжден Орденом Ленина за особые заслуги в деле создания новых образцов тяжелых советских танков и артеллерийских самоходных установок (завода Народного комиссариата танковой промышленности).
30 апреля 1945 года
Завод награжден Орденом Ленина за выдающиеся заслуги в создании и усовершенствовании конструкций танковых дизелей (Конструкторское бюро по дизелям Кировского завода Наркомтанкпрома).
18 июля 1945 года
Завод награжден Орденом Кутузова I степени за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле создания новых конструкций тяжелых танков, артеллерийских самоходных установок и танковых дизелей, а также за организацию их массового производства и оснащение ими Красной Армии.
Послевоенные годы
5 января 1946 года
Пески Кара-Кумов и ледяные просторы Антарктиды. . На всех континентах планеты трактор с эмблемой ЧТЗ — это поистине на все руки мастер — работает на строительстве новых дорог, городов и гидростанций, на прокладке нефте- и газопроводов, на осушении болот и обводнении пустынь.
20 июня 1958 год
Январь 1961 года.
9 октября 1963 года
В конце 60-х годов
22 января 1971 года
10 ноября 1971 года
6 августа 1982 года
31 мая 1983 года
1 июня 1983 года,
3 ноября 1984 года
Перестройка
Март 1988 года
Сентябрь 1988 года
Январь 1989 года
30 декабря 1990 года
90-е годы
Ноябрь 1999 года
Завод XXI века
25 сентября 2000 года
01 июня 2002 года
20 июля 2002 года
25 июля 2002 года
Октябрь 2002 года
18 декабря 2002 года
01 июня 2003 года
01 июля 2003 года
25 июля 2003 года
Август 2004 года
Декабрь 2004 года
Март 2005 года
Февраль 2006 года
Июль 2006 года
Ноябрь 2006 года
Март 2007 года
Май 2007 года
Осень 2007 года
Январь 2008 года
Июнь 2008 года
Декабрь 2008 года
Июнь 2010 года
Июнь 2010 года
Сентябрь 2010 года
Декабрь 2010 года
Июль 2013 года
Мы работаем
для общего успеха
Мы все объединены общей целью
- Сделать ООО «ПК «ЧТЗ» образцовым предприятием
- Стать главным производителем тракторной техники в России и странах ближнего зарубежья
- Обеспечить своих потребителей конкурентоспособной продукцией по доступной цене
- Гарантировать высокое качество жизни каждого работника
- Обеспечить высокий уровень отчислений на социальные нужды общества
Политика в области качества ООО «ПК «ЧТЗ»
Неотъемлемой частью общей деловой политики ООО «ПК «ЧТЗ» является Политика в области качества, направленная на создание и обеспечение качества оборонной продукции и продукции гражданского назначения, максимально полное удовлетворение требований потребителей.
Наша миссия:
Стабильное качество производимой дорожно-строительной техники, стремление к совершенству, ответственность, опыт и традиции — основа развития и благосостояния предприятия..
Наша стратегия:
совершенствование и развитие системы менеджмента качества на основе процессного подхода и риск-ориентированного мышления и обеспечение соответствия её требованиям ГОСТ Р ИСО 9001;.
личная ответственность руководства предприятия на всех уровнях управления и заинтересованность в достижении поставленных целей;.
систематический анализ текущих и перспективных требований и ожиданий потребителей и объективная оценка удовлетворенности продукцией предприятия;.
соблюдение всех требований потребителей, нормативных актов и законодательства РФ при разработке, производстве продукции предприятия;
планирование качества продукции на этапе её разработки;.
обеспечение профессионального гарантийного и сервисного обслуживания выпускаемой техники;.
обеспечение стабильно, высокой и предсказуемой надежности техники посредством совершенствования конструкции и повышения стабильности технологий;.
эффективный контроль качества выпускаемой продукции, реализация своевременных и результативных корректирующих и предупреждающих мероприятий на всех стадиях жизненного цикла;.
создание и развитие надежной, результативной, гибкой производственной системы, с участием всего коллектива предприятия;.
обеспечение долгосрочных партнерских и взаимовыгодных отношений с поставщиками и вовлечение их в менеджмент качества предприятия;
поддержание требуемого уровня компетентности персонала за счёт постоянного обучения, аттестации, переподготовки и повышения профессионализма.
Ответственность:
Руководство ООО «ПК « ЧТЗ» берет на себя ответственность за реализацию Политики в области качества, обязуется постоянно повышать результативность системы менеджмента качества, включая создание условий для персонала, необходимых для активного участия в реализации данной Политики.
Руководство ООО «ПК «ЧТЗ» берёт на себя ответственность за реализацию Политики в области качества, обеспечение понимания и поддержки её всеми работниками Общества.
Качество работы каждого работника – Эффективная работа общества!Мы работаем для общего успеха!
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА «НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ «УРАЛВАГОНЗАВОД» имени Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО
Предприятия, входящие в АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», образуют крупнейший машиностроительный комплекс и осуществляют производственную деятельность с пониманием ответственности за воздействие на окружающую среду. Постоянное снижение и предотвращение негативного воздействия на окружающую среду является обязательным элементом стратегии, обеспечивающим устойчивое развитие корпорации.
— в процессе производственной деятельности обеспечивать соблюдение требований международного, федерального, регионального, местного законодательства и других нормативных актов, относящихся к экологическим аспектам деятельности общества;
— обеспечить максимально возможную утилизацию ранее накопленных и вновь образующихся отходов с целью снижения негативной нагрузки на окружающую среду;
— производить модернизацию существующих общезаводских очистных сооружений для снижения сбросов загрязняющих веществ в водные объекты;
— разрабатывать мероприятия, направленные на снижения объёма выбросов парниковых газов в атмосферу;
— разрабатывать и внедрять мероприятия по повышению энергоэффективности производства;
— разрабатывать и предпринимать действия для предотвращения аварийных и других нештатных ситуаций с негативным воздействием на окружающую среду;
— производить реконструкцию и модернизацию основного производства, разрабатывать мероприятия с применением имеющихся наилучших доступных технологий, позволяющих сократить выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
— постоянно совершенствовать систему экологического менеджмента для улучшения экологических результатов деятельности;
— обеспечивать систему экологического менеджмента ресурсами, необходимыми для её функционирования и постоянного совершенствования;
— повышать компетентность персонала в области природоохранной деятельности и системы экологического менеджмента для эффективного участия сотрудников в достижении экологических целей;
— обеспечивать эффективное взаимодействие с подрядными организациями по обеспечению экологической безопасности при работах на производственных площадках предприятий, входящих в АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»;
— поддерживать систему ответственности каждого работника предприятий входящих в АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» за исполнение законодательно установленных и принятых в Корпорации экологических требований и норм.
Высшее руководство предприятий, входящих в АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» берёт на себя ответственность за выполнение принятых обязательств.
Челябинский тракторный завод
В новый 1931 год Челябинсктракторострой вступил с пущенным в ход опытным тракторным заводом, на котором началась сборка первого трактора ЧТЗ. Первый трактор завода был готов 15 февраля 1931 года. Его выкатили на площадку перед сборочным цехом опытного завода и начали заводить. Он долго не заводился, и все сборщики и инженеры столпились вокруг трактора и стали приводить его в порядок. Наконец, стартер провернул двигатель, и трактор завелся.
А на стройке дела шли провальным порядком. Из-за острой нехватки стройматериалов план месячных работ едва-едва выполнялся процентов на 5–6. К апрелю 1931 года было выполнено всего 7,7 % от годового плана работ, вместо 25 %. Положение на строительстве тракторного завода рассматривалось на Политбюро и Пленуме ЦК. 30 апреля 1931 года ЦК вынесло постановление «О ходе строительства Челябинского тракторного завода», в котором стройка признавалась важнейшим объектом народного хозяйства СССР и предписывалось оказать всю возможную помощь в деле строительства завода[402].
Строительство было укреплено кадрами. Заместителем Ловина был послан Леон Богданович Сафразьян. Это был кадровый чекист, один из основателей хозяйства ГУЛАГ ОГПУ. С его помощью строительство подсобных цехов и заготовку стройматериалов для Челябинсктракторостроя укрепили работой заключенных. Это помогло решить в какой-то степени проблему стройматериала, но не решило вопрос прорыва в плане строительства.
Парторганизация стройки прибегла к знакомому и опробованному методу. 19 июля 1931 года был организован первый комсомольский субботник, в котором приняло участие 60 комсомольцев. В начале сентября 1931 года на стройку приехал Ворошилов. Парторганизация стройки в честь его приезда объявила «ворошиловский штурм» строительства[403].
К началу 1932 года удалось полностью достроить инструментальный цех, и 9 января 1932 года там начался монтаж оборудования. 25 января станки были пущены и опробованы. Но работа цеха пока не начиналась.
Если стройка работала с безнадежно проваленными планами из-за недостатка стройматериалов, рабочих или собственных просчетов в управлении строительством, то штурмы становились обычным делом. Темпы и сроки не ждали, объемы работ были большими и отложить их было нельзя. Штурмы, как мы видели, были практически на всех стройках. Но, наверное, только на Челябинсктракторострое к ним прибегали с такой частотой. Впрочем, наверное, только этой стройкой с такой частотой высшие хозяйственные органы интересовались с таким пристальными вниманием.
Это легко объяснимый факт. Челябинский тракторный завод должен был производить гусеничные трактора. Это была база для танкового производства, поскольку шасси танка и гусеничного трактора между собой принципиально не различаются. Кроме того, рядом с тракторным заводом строился завод текстильного станкостроения. Он известен под названием Челябинскстанкострой. Когда-то, в самом начале строительства, это действительно был завод для выпуска оборудования текстильной промышленности. Но потом, уже в ходе строительства, его перепроектировали в танковый завод. Учитывая, что в 1931 году производство танков находилось в состоянии становления и ему было далеко до широкого выпуска и высокого качества, понятно, почему к Челябинскому тракторному заводу было такое внимание. 23 мая 1932 года вопрос о строительстве тракторного завода был вынесен на заседание Политбюро ЦК. Через два дня решение Политбюро было оформлено постановлением Совета Труда и Обороны. Суть решения сводилась к тому, чтобы оказать всю возможную помощь для ускорения строительства завода.
В марте 1932 года в механосборочном цехе начался «штурм земли». Нужно было убрать с территории цеха горы наваленной еще осенью земли и в свое время не убранной. За зиму земля слежалась и смерзлась. Теперь ее долбили ломами и кирками и на тачках выносили за пределы цеха. К концу апреля фронт работ на 71 тысяче квадратных метров механосборочного цеха был подготовлен и началось его бетонирование. «Штурм земли» перешел в «штурм бетона». Забетонировать такую громадную площадь нужно было к 15 июля. Чем ближе дело двигалось к окончанию срока бетонных работ, тем яснее становилось, что сроки нельзя выдержать, если не навалиться на работу всеми силами. В конце мая парторганизация стройки объявила «железобетонный июнь» – штурм бетонирования пола механосборочного цеха[404].
3 июня 1932 года в обычный шум стройки включился мерный металлический грохот. Это в ремонтно-инструментальной кузнице завода был пущен в действие паровой молот – рабочее место № 1 нового тракторного завода.
17 сентября 1932 года Совет Труда и Обороны установил новые сроки пуска завода. Он должен был быть пущен в июне-июле 1933 года. 22 сентября было образовано заводоуправление. Ловин стал одновременно директором завода и начальником Челябинсктракторостроя. 28 ноября Совет Труда и Обороны еще раз пересмотрел сроки пуска завода и принял решение, что его нужно пустить не позднее 15 мая 1933 года. Правда, вместе с ужесточением сроков руководство помогло заводу в организации снабжения рабочих. 4 декабря 1932 года вышло постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б), в котором существенно расширялись права заводоуправления в деле организации снабжения. Тогда был создан Отдел рабочего снабжения – ОРС, который занимался заготовками продовольствия. К Челябинскому тракторному заводу прикрепили для постоянной сдачи продукции Челябинский свиносовхоз, Катайско-Далматовский птицесовхоз и Митрофановский овощной совхоз[405].
Объем работ был огромным. До 1 февраля 1933 года нужно было установить 1229 станков, подключить их, настроить и отрегулировать. Инженер Г.Г. Одобашьян запроектировал для литейного цеха разливочный конвейер для поточного изготовления стальных отливок. Заказ на оборудование срочно разместили в США. Когда туда пришел этот заказ, американцы решили, что русские пошутили и отправили письмо с соответствующим содержанием. Пришлось заказ подтвердить.
В ноябре 1932-го работы чуть было не остановились из-за отсутствия угля на заводе. Для отгрузки угля на челябинские угольные копи отправили группу рабочих во главе с чрезвычайным уполномоченным завода В.А. Щегловым. В их задачу входила организация срочной отгрузки угля на завод. За трое суток им удалось сформировать несколько эшелонов с углем. Каждый эшелон отправлялся вместе с сопровождающим из группы чрезвычайного уполномоченного. Когда на четвертые сутки ушел последний состав с отгруженным углем, для Щеглова пришла срочная телеграмма из заводоуправления, чтобы он прекратил работу и отправился отдыхать. Щеглов, занятый организацией погрузки угля, к тому моменту не спал четвертые сутки.
В середине февраля 1933 года вышел приказ Ловина: закончить к 20 февраля монтаж молотов, к 23 февраля подключить их к пару и приступить к изготовлению гусеничных звеньев. Монтаж был завершен точно в срок, и в 12 часов 45 минут 23 февраля 1933 года было отковано первое звено для гусеничной ленты трактора. Ловин установил для кузнечного цеха напряженный план. За март они должны были выпустить 94 450 звеньев. Однако этот план был перевыполнен. К 12 часам ночи 28 марта было изготовлено уже 103 700 звеньев[406].
30 апреля 1933 года на заводе начался субботник по уборке строительного мусора и отходов. Завод готовился к пуску. Основные цеха были оснащены, в них завершался монтаж и настройка оборудования. Готовилось изготовление первого трактора. Через четыре дня, 3 мая, началась сборка первых узлов трактора: коленвалов с шестернями и коробки скоростей с полуосями. 11 мая поставлен на сборку первый двигатель. На следующий день его испытали на стенде. После этого первый трактор пошел по конвейеру. Утром 15 мая он уже был в покрасочной камере. После покраски и просушки 15 мая в 3 часа 30 минут трактор «обулся» в гусеницы и через десять минут выкатился на заводской двор. Пуск завода состоялся.
За строительство Челябинского тракторного завода строители Ловин, Сафразьян, В.В. Борисов, В.В. Лельков, С.М. Лещенко, И.В. Моисеев, А.Г. Першин и другие, всего десять человек, были награждены орденами Ленина.
Челябинский Тракторный Завод
В июне 1929 года решено было приступить к разработке генерального плана.
В январе 1930 года начались переговоры с руководством американской корпорации Caterpillar об оказании технической помощи. Американцы выдвинули ряд неприемлемых требований, и в марте 1930 года переговоры зашли в тупик. В ответ на отказ, начальник Челябтракторостроя Ловин организовывает в Детройте специальное проектное бюро «Челябинск тракторплэнт», в котором числится 40 советских специалистов. «Chelyabinsk Tractor Plant» располагалось на 13-м этаже Union Trust Building по адресу 500 Griswold Street.
![]() |
Здание Детройта, в котором располагалась контора ЧТЗ |
Под общим руководством Казимира Ловина, кроме 40 советских специалистов, в детройтском офисе трудились также и 12 американцев. Руководил американской группой Варрен Нобль из Noble Engine Company, г. Кливленд, а помогал ему бывший инженер из Caterpillar Эдвард Терри . Советскую группу возглавлял будущий главный инженер ЧТЗ, Элизар Гуревич.
Сотрудники детройтского бюро начали проектирование Челябинского завода с того, что купили трактор «Катерпиллер 60» и разобрали его на детали. Детали занимали все столы в нескольких комнатах офиса. На основе этих деталей составлялись метрические чертежи будущего «Сталинца 60», а также планировались контракты «Амторга» с американскими фирмами на поставку соответствующего оборудования, материалов и оснастки для изготовления деталей «Сталинца» на ЧТЗ.
![]() |
Советские инженеры в Детройте |
» . приходилось приводить размеры в миллиметрах до стандартных величин, согласовывать их с сопрягаемыми деталями. Также было необходимо перевести все детали на отечественные марки стали и сортамент проката. Параллельно устранялись технологические недостатки конструкции, связанные с трудностью сборки ряда узлов.»
Выбор советскими инженерами трактора Caterpillar 60 в качестве прототипа был оправдан, т.к. именно эта модель по праву считается вехой, определившей направление дальнейшего развития мирового тракторостроения.
Таким образом, уже к весне 1930 года в Ленинградском Гипромезе появился эскизный проект предприятия и чертежи его будущего продукта — трактора Сталинец-60.
Офис промышленного архитектора Альберта Канна находился в Детройте, так что проектирование корпусов ЧТЗ велось последним в полной координации с советскими представителями. Именно Канн предложил идею разместить все цеха в одном корпусе, вместо привычной схемы с множеством маленьких построек под каждое подразделение. Ему также принадлежит идея использовать легкие и прочные металлоконструкции вместо железобетонных.
Участие американской фирмы в проектировании ЧТЗ будет отрицаться 40 лет, пока в 1972 году в книге, посвященной истории ЧТЗ, впервые с 30-х годов не будет мельком упомянуто имя Канна.
Строительство
10 августа 1930 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает решение о старте строительства ЧТЗ, и в этот же день в торжественной обстановке закладывается литейный, кузнечный и механосборочный цеха.
Работы проводятся большей частью вручную, пока осенью 1930 года на стройку наконец не прибывает импортная техника: экскаватор «Менк», два траншеекопателя «Остин», прицепной грейдер «Катерпиллер», мотовоз «Орштейн Коппель», катки для уплотнения дорожных покрытий «Кемпа» и четыре подъемных крапа «Норд-Вест».
Сразу же начинаются проблемы. Стройке хронически не хватает стройматериалов, а к концу 1930 года еще и резко сокращается финансирование строительства. Именно поэтому началось строительство полностью без иностранной помощи. Металлоконструкции для возведения корпусов решено было изготавливать в СССР. Наркомтруду предложено обеспечить стройку рабочей силой в пятидневный строк. За 1930 год на Челябтракторострой прибыли 43 тысячи работников, но 38 тысяч к концу года уже уехали. Вынужденное участие в строительстве тысяч принудительно выселенных и униженных властью «кулаков» тоже не добавляет строителям энтузиазма.
Опытный завод ЧТЗ
Прорыв в строительстве
![]() |
|
Поломка крана «Кайзер» на ЧТЗ |
Командированные на Днепрострой для обучения работе на сложных импортных механизмах инженер и 8 рабочих приобрели там совершенно бесполезный опыт, т.к. научились работать на устройствах, которые не используются в Челябинске.
![]() |
Бетономешалка «Кайзер», на которой работала бригада Монахова |
После того, как взор Сталина сфокусировался на ЧТЗ, стройка оживляется. Появились средства, внимание прессы, началась усиленная идеологическая работа, появились ударники. На строительство выезжают писатели и журналисты, чтобы составить впечатление о темпах строительства и ходе работы.
Заключительный этап
8 октября 1932 года Политбюро ЦК ВКП (б) принимает постановление о мероприятиях по улучшению организации строительства Челябинского тракторного завода. После вмешательства Политбюро в ситуацию, с Харьковского Тракторного завода прибывает главный инженер строительства, американец Leon A. Swajian (позже награжденный орденом Ленина за монтаж тракторных заводов), чтобы начать осуществлять надзор за строительством и монтажом ЧТЗ. Бывший инженер Caterpillar Эдвард Терри, приехавший из детройтского офиса, становится главным конструктором ЧТЗ в 1932-33 годах. Кроме него, в Челябинск приезжают еще несколько бывших инженеров Caterpillar налаживать производство.