История логотипа Renault
Логотип — это ключевой компонент корпоративной идентичности. В апреле 2015 года Renault обновила бренд новой эмблемой и новым слоганом, отражающим взгляд на свою продукцию: Renault – Passion for life. Страсть к жизни! Французская версия слогана звучит как «Renault – La vie, avec passion»
1898. РОЖДЕНИЕ КОМПАНИИ
Renault была основана тремя братьями Луи, Марселем и Фернаном Рено. Изначально компанию назвали «Renault-Frères». Первый логотип был представлен в 1900 году и представлял собой инициалы братьев, переплетенные в две буквы R и вписанные в медальон стиля Арт-Нуво. Этот логотип использовался только во внутренних документах компании и не наносился на автомобили, которые можно было распознать по надписи Renault-Frères на подножках или инициалах LR (Louis Renault) на ступицах колес.
В 1906 году эмблему заменили изображением вписанного в шестеренку автомобиля Renault, выигравшего первый Гран-при Франции. Луи Рено, став единственным менеджером компании, в 1910 году изменил её название на «Société des Automobiles Renault». В конце Первой мировой войны Renault в связи с вкладом в победу союзников разместила на эмблеме производимый ей танк FT-117. В 1922 Луи вновь изменил название компании на «Société Anonyme des Usines Renault».
В 1923 году Renault впервые решает разместить эмблему на автомобиле. Но делает это по-французски изыскано и с выдумкой: за круглой решеткой с надписью Renault в центре разместили сигнальный рожок! По правилам, он должен был располагаться впереди автомобиля за металлической решеткой. Чтобы соответствовать фирменному стилю «Аллигатор», логотип разделили горизонтальной надписью.
1925. РОЖДЕНИЕ АЛМАЗА
Круглая эмблема образца 1923 года вскоре обрела угловатые формы, более подходящие для двугранных капотов. Сначала ромб использовался наряду с круглым логотипом, появившись на 40-CV Type NM. Окончательно этот вариант был принят в 1925 году, до этого появляясь на роскошных спортивных автомобилях с именем Stella.
В тридцатые компания получила новый фирменный слоган: «Renault, l’Automobile de France» или «Renault, автомобиль Франции».
Национализация Renault в январе 1945 ознаменовалась изменением в статусе. Компания стала называться «Régie Nationale des Usines Renault». Лозунг изменили на «Plus que jamais, Renault, l’Automobile de France», что можно перевести, как «Больше, чем когда либо. Renault, автомобиль Франции». С 1946-го изменения отразились и на логотипе, он впервые стал цветным. Желтый цвет стал символом бренда наравне с алмазом.
Алмаз стал неотделим от Renault и использовался везде, в том числе и в рекламе. В 1959 году на автомобилях, начиная с Renault 4 стали использовать новый, более узкий вариант логотипа, названный «Pointe de Diamant» или «Наконечник алмаза». С эмблемы исчезла надпись Régie Nationale, а Renault стал писаться узким шрифтом. В некоторых случаях (Renault 8) эмблему размещали справа на асимметричной решетке радиатора, а иногда и как декоративное украшение на боковинах автомобиля, например на задних крыльях Renault 16. Во внутренних документах черно-белое лого всегда лежало на желтом фоне.
1972. ЗНАМЕНИТЫЙ АЛМАЗ ВАЗАРЕЛИ
Для подчеркивания силы алмаза, в 1972 году компания решила сделать его шире и нарисовать более чистыми линиями. Алмаз стал заметнее, а надпись Renault исчезла. В дальнейшем Renault привлекла дизайнера Виктора Вазарели, который совместно со своим сыном Иваралем создал новую эмблему, основанную на параллельных линиях. Результат получился одновременно и сложным, и простым, высокотехнологичным и привлекательным. Renault 5 стала первой моделью, примерившей «Новый алмаз».
С 1963 году Renault привлекала агентство Publicis для создания своих рекламных кампаний. В 1985 оно создало одно из самых символичных лозунгов компании: «Renault, автомобили для жизни».
Через 20 лет после Вазарели, Renault решила пересмотреть свою визуальную идентичность. Новый 3D-вариант логотипа быль столь же элегантен, но проще и мощнее. Надпись с названием марки вернулась в официальные документы и в рекламу.
В 2000 Renault приняла новый девиз: «Créateur d’Automobiles» — Создатель автомобилей, а в 2004 изменила знак, поместив символ алмаза на желтый квадрат. Три года спустя международным лозунгом становится «Renault — Drive the Change», предвещая инновации в технологиях электро автомобилей.
2015. RENAULT — PASSION FOR LIFE
Renault всегда ассоциировалась с производством практичных автомобилей, но с 2012 года компания направила вектор своего развития на более эмоциональный подход к клиентам. Clio, Captur, Twingo, а теперь и Kadjar c новым Espace отличаются сильным визуальным образом с логотипом, занимающим доминирующее положение на решетке радиатора. Renault выбрала этот момент для запуска нового слогана компании «Renault — Passion for life».
Почему именно ромб стал эмблемой Renault, и как литература победила математику
alt=»zahav.ru» width=»32″ height=»32″ />
Эмблема в виде ромба, по которой безошибочно узнаются автомобили Renault, не сразу стала отличительной чертой французской марки. Названия моделей за более чем столетнюю историю компании поражают разнообразием — индексы, цифры, красивые имена.
Фирма братьев Renault была основана в 1899 г., а спустя год появился первый логотип — две буквы R, одна из которых повернута зеркально. Эта эмблема использовалась только во внутренних документах. В 1906 г. в честь победы на Гран-при Франции автомобили Renault украсил первый настоящий логотип — спортивная машина внутри шестеренки. В 1919 г. французский производитель украсил логотип танком FT-17, который самостоятельно разработал и выпускал.
Автомобили Renault можно было безошибочно идентифицировать по характерным покатым капотам, прозванным «ведерком для угля». Передняя часть была глухая, так как радиатор находился позади двигателя. В начале 1920-х носы автомобилей начали украшать маленькой круглой решеткой с надписью Renault. По сути логотип с прорезями был функциональным элементом — он закрывал гудок. Через год эмблема стала ромбической — такая форма лучше подходила к дизайну капота.
Renault d'époque Фото: Wikipedia
После Второй мировой войны компания была национализирована, и на логотипе появилась надпись Regie Nationale (Народное управление). В документах внутренняя часть логотипа стала желтой — этот цвет стал официальным для французского автопроизводителя. В конце 1950-х появился новый, более узкий, логотип, названный алмазным наконечником. В 1970-х художник Виктор Вазарели нарисовал новый логотип, основанный на параллельных линиях, просуществовавший 20 лет, пока ему на смену не пришел более простой трехмерный алмаз.
Первый автомобиль Луи Рено назывался незамысловато — Voiturette Type A.
Voiturette. Фото: Wikipedia
Сам изобретатель с трудом помещался за рулем этой вуатюретки — так когда-то называли легкие микролитражные машины. Зато у Type A были все признаки современного автомобиля: карданная передача, трансмиссия, переднее расположение мотора. Не хватало разве что закрытого кузова, что было исправлено на следующей модели Type B.
Начав с буквы A, Луи Рено продолжил называть свои модели в алфавитном порядке и спустя три года добрался до буквы G. Далее он использовал букву S. Такими темпами алфавит закончился очень быстро, тем более что Луи Рено каждый год представлял несколько моделей, а продажи перевалили за 1000 штук.
Правило первой буквы
В 1905 г. Renault запустила в серию модель Type X и начала использовать сочетания из двух букв. Например, такси, которые в будущем прославятся при переброске войск в битве на Марне, называли AG. К индексу прибавлялась налоговая мощность в «паровых лошадях» (chevaux vapeur). Как правило, она была ниже реальной отдачи мотора: например, флагманский 40 CV c 9-литровым агрегатом выдавал более 140 лошадиных сил.
Renault Model 40 Kellner Town. Фото: Wikipedia
Первая литера менялась от года к году, индексы автомобилей, представленных в 1909 г., начинались с буквы B, в 1911-м — с буквы C, в 1913-м — с D. Выпуск отдельных моделей предыдущих годов сохранялся, что вносило путаницу. Например, популярная KZ выпускалась с 1923 по 1931 годы.
Так продолжалось до 1928 г. — тогда были представлены первые «именные» модели: Monasix, ставшая популярной в такси, и более дорогая Vivasix. Six, то есть шесть, означало количество цилиндров. Более доступные 4-цилиндровые автомобили позже получили приставку quatre («четыре»): Celtaquatre, Juvaquatre.
В конце 1928 г. флагманский 40 CV сменила модель Reinastella, положив начало новому суббренду. Автомобили с приставкой stella украшались эмблемой в виде звезды и были самыми роскошными и мощными. Самой доступной была Monastella — лучше оснащенная версия Monasix.
Monastella. Фото: Wikipedia
Далее шли Primastella и Vivastella c 6-цилиндровыми моторами. Автомобили с восемью цилиндрами получили приставку Nerva — все, кроме самой дорогой Reinastella. Спортивные варианты «звездных» автомобилей назывались Nervasport и Reinasport.
К середине 1930-х все модели Renault носили имена собственные вместо индексов, но первый послевоенный новый автомобиль получил имя 4CV.
Renault 4CV. Фото: Wikipedia
В названии подчеркивалось, что заднемоторная микролитражка не разорит владельца налогами и бензином — всего четыре налоговые лошадиные силы. Для пережившей войну Европы это было важно.
Следующий доступный Renault назывался Dauphine — ни много ни мало «наследник престола».
Dauphine. Фото: Wikipedia
Вторая половина 1950-х стала для Renault временем изящных линий и патетических имен. Так, седан для среднего класса именовали Fregate, заднемоторный кабриолет — Floride, микроавтобус — Estafette.
Однако новый доступный и практичный «автомобиль-джинсы», вышедший в 1961 г., назывался незамысловато — R4. Интересно, что прототип машины из соображений секретности получил имя Мари-Шанталь. Эта уловка была придумана испытательным подразделением, чтобы информация о машине и ее фотографии раньше времени не просочились в прессу.
Телеграмма «Мари-Шанталь и ее дети отправляют свои наилучшие пожелания своим родителям» была секретным шифром и означала, что машины успешно проходят испытания. Впрочем, у R4, получившего народное прозвище Quatrelle, были именные модификации: вариант для городских модников Parisienne, легкий внедорожник Rodeo и каблучок Fourgonnette.
В начале 1960-х Renault открыла для себя мир автоспорта благодаря Амедэ Гордини и Жану Ределю. Первый дорабатывал двигатели для гонок и помог создать демократичный спорткар R8 Gordini. Второй выпускал легкие спорткары на узлах Renault под брендом Alpine. Позже эти две компании стали основой подразделения Renault Sport, а затем создавали гоночные автомобили для «Формулы» и Ле-Мана.
Знаковая для Renault модель середины 1960-х, сделавшая хэтчбеки популярными в Европе, носила индекс 16. В дальнейшем имена и цифры мирно сосуществовали в модельном ряду Renault. Выбор имени зависел и от рынка: рестайлинговый седан Renault 9, выпускавшийся для США в альянсе с американской корпорацией AMC, был переименован в Alliance. Цифры сохранялись в модельном ряду французской компании вплоть до середины 1990-х, а после остались только романтические имена: Clio, Megane, Safrane.
Renault Safrane. Фото: Wikipedia
Renault Espace со стеклопластиковыми панелями и однообъемным кузовом был очень необычной для начала 1980-х моделью.
Renault Espace. Фото: Wikipedia
Читайте также
Его название переводилось не только как «пространство», но и как «космос» — указание на аэрокосмическую компанию Matra, которая разработала и выпускала этот автомобиль. Теперь Espace — классическая модель Renault. Показанный в 2013 г. концепт Initiale Paris стал предвестником нового поколения минивэна, уже более напоминавшего кроссовер, и дал имя роскошной комплектации современных моделей Renault.
Имена нового века
Рискованные дизайнерские поиски компании в начале 2000-х отразились и в названиях новых моделей. Например, модель, объединившая в себе признаки минивэна и купе, называлась Avantime — «Опередившая время». Необычный флагманский хэтчбек получил такое же необычное двойное имя Vel Satis — от Velocity («скорость») и Satisfaction («удовлетворение»).
В 2009 г. Патрика Ле Кемана, многолетнего дизайнера Renault, сменил Лоренс ван дер Акер. Созданные им в последующие годы концепты не только экстравагантно выглядели, но и необычно назывались: DeZir, Trezor, Symbioz. Нарочито неправильное написание Trezor, например, было производным от tresor — «сокровище». Имена в обязательном порядке содержали букву Z в качестве указания на электропривод.
Zoe — так Renault назвала свой серийный автомобиль, а до этого несколько предшествующих ему концептов. Имя означало по-гречески «жизнь» и было созвучно с новым суббрендом Z.E. (zero emission — «нулевые выбросы»), под которым планировали выпускать чисто электрические модели. Однако эта идея не понравилась родителям девочек по имени Зоя — те боялись, что детей будут дразнить. Дело даже дошло до суда, но, несмотря на то что это довольно популярное имя во Франции, судья встал на сторону автопроизводителя.
Европейский хэтчбек Captur в России превратился в кроссовер Kaptur. Внешне Renault Kaptur выполнен в той же стилистике, что и модель для Европы, но технически это совершенно другой автомобиль. Renault Kaptur был создан российскими инженерами специально для России: модель поставили на новую платформу Global Access, у него огромный дорожный просвет и несколько полезных опций для нашего климата (система дистанционного запуска двигателя, обогрев лобового стекла по всей поверхности и другие).
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.
Бренд Renault поменял стиль знаменитого ромба
Новый логотип будет появляться на автомобилях Renault постепенно (при выходе новых машин или при их обновлениях) и распространится по всему модельному ряду марки к 2024 году.
Впервые новую версию логотипа в виде ромба французы показали на концепте Renault 5, она же фигурировала в материалах, посвящённых стратегии «Ренолюция» (Renaulution). Теперь после позитивных отзывов публики руководство компании официально утвердило новую эмблему.
«Мы думали о новом логотипе с замыслом Ренолюции, — говорит шеф-дизайнер Жиль Видаль. — Мы хотели поменять его, отразив ценности, которые продвинули бы бренд дальше. Наш ромб — один из самых узнаваемых символов в мире. Это простая геометрическая фигура с яркой индивидуальностью. Она присутствует на Renault с 1925 года. Было сложно её менять. Новый логотип — своего рода смесь наследия и проекции бренда в будущее».
«Над вариантами логотипа команда дизайнеров размышляла не один год», — продолжил Видаль. По его мнению, запуск новой стратегии стал удачным моментом и для внедрения новой символики. Французы придумали двухмерный ромб, образованный взаимодействием двух «алмазных форм», проникающих одна в другую. «Это создаёт эффект движения, взаимодополняемости», объяснил босс.
Плоский логотип в нынешнем цифровом мире позволяет всячески манипулировать им на сайтах, в приложениях для смартфонов или на экранах в автомобиле. Первая серийная модель, которая будет нести новый логотип, появится в 2022 году. Добавим, что смена фирменного знака — не столь уж редкое явление. Так, в 2018-м новый символ заполучила марка Zotye, в 2019 году —.суббренд Volkswagen R, в 2020-м —.марка Wuling, а в 2021-м логотип обрёл новый автогигант Stellantis и заменили свои символы компании GM, KIA и Peugeot.
Бонус
Группа Renault объявила о продаже принадлежащих ей 1,54% акций компании Daimler «квалифицированным инвесторам». Renault получила эти акции в 2010 году с началом масштабной кооперации Renault и Даймлера в ряде проектов. Вырученные 1,143 млрд евро помогут Renault сократить долю заёмных средств в финансировании автомобильного направления.
Вопреки ранее ходившим слухам о свёртывании взаимодействия Даймлера и альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, обе компании заявили, что сделка не повлияет на него и промышленное сотрудничество продолжится. А значит, в силе остаётся проект создания Мерседеса T-класса (показан на тизере вверху) на основе Renault Kangoo и использование на Мерседесах мотора 1.33, созданного совместно с Renault.