Зачем менять тормозную жидкость?

Многие автовладельцы, после проведенной диагностики обращают внимание на рекомендацию – «Заменить тормозную жидкость» и обычно она вызывает много вопросов.
• Зачем ее менять, что с ней будет?;
• У меня новый автомобиль, ему всего 3 года;
• Цвет у нее нормальный, грязи нет, зачем менять?
• Тормоза работают отлично, какой смысл ее менять?
Постараюсь прояснить, для чего необходимо менять тормозную жидкость в автомобиле и почему производители рекомендуют делать это один раз в два года, даже если за это время автомобиль проехал всего 1000 км.
Начнем с того почему в тормозной системе автомобилей используется именно тормозная жидкость (основа полигликолевые эфиры), а не какое ни будь масло, керосин и т.д.
Многие считают, что из за того что она не сжимается и поэтому лучше передает давление от педали к тормозным колодкам. Но это в корне неправильно, потому что все жидкости несжимаемы будь то вода, керосин, тормозная жидкость. Основными свойствами почему в гидроприводе тормозов используют именно тормозную жидкость, является ее широкий температурный диапазон, в котором вязкость тормозной жидкости остается постоянной и высокая температура кипения. Вязкость тормозной жидкости типов DOT3 и DOT4 постоянна в диапазоне от -40 до +200 градусов, этот параметр практически не меняется со сроком службы тормозной жидкости. Более важным и критичным для безопасности является температура кипения тормозной жидкости.
Возникает вопрос, а при чем тут температура кипения?
При движении автомобиля и периодических торможениях, тормозные диски, колодки и тормозные суппорта сильно разогреваются. Чем выше скорость и чем интенсивнее торможения, тем выше будет температура тормозных механизмов. Температура тормозных дисков может составлять 300-600 градусов, а суппорт в котором находится тормозной цилиндр и тормозная жидкость – до 150-230 градусов. Температура кипения свежей тормозной жидкости 240-250 градусов, теоретически даже свежая тормозная жидкость может закипеть при частых и интенсивных торможениях с больших скоростей, например при движении по горной дороге.
И вот мы подошли к самой сути – так зачем же менять тормозную жидкость каждые 2 года? Основой тормозной жидкости является полигликолевые эфиры, при всех их достоинствах имеющие существенный недостаток – они гигроскопичны. Гигроскопичность это свойство материала, в нашем случае жидкости, поглощать влагу из воздуха. В случае тормозной жидкости в автомобиле это происходит даже если автомобиль не эксплуатируется (стоит в гараже).
С накоплением влаги тормозной жидкостью, снижается ее температура кипения. Как я говорил у свежей она составляет 240-250 градусов, а после двух лет эксплуатации в ней накапливается 2-4% влаги и температура кипения падает до 130-180 градусов. При превышении температуры суппорта и тормозном цилиндре тормозной жидкости выше температуры кипения, влага находящаяся в тормозной жидкости закипает и образуются паровые пробки. Пар в отличии от жидкости субстанция сжимаемая и при нажатии на тормозную педаль усилие будет тратиться не на передвижение тормозных колодок к диску, а на сжимание паровых пробок. Педаль попросту провалится до пола, а торможения не будет. Тормоза пропадут. Чем это грозит на дороге, надеюсь объяснять не нужно.
Второй отрицательный момент наличия влаги в тормозной жидкости – «Ватная педаль» при отрицательных температурах. Связанно это с тем, что влага находящаяся в тормозной жидкости замерзает и препятствует нормальному движению тормозных поршней, они попросту примерзают к стенкам цилиндра. После нескольких торможений по мере прогрева тормозных механизмов это проходит, но в первые минуты движения тугая педаль может даже привести к аварийной ситуации.
Если вам есть что добавить, делитесь своим мнением в комментариях!
Зачем менять тормозную жидкость, если тормоза в порядке?

02.02.2016
Говоря о техническом обслуживании, мы часто забываем, что помимо замены моторного масла и фильтров, сервисная книжка предписывает проводить множество других полезных операций.
Как узнать, что пора менять тормозную жидкость и зачем это делать?
Зачем меняют «тормозуху»?
Часто встречаются автолюбители, гордо заявляющие, что они за 10 лет пользования автомобилем только меняли масло. То, что у них не произошло ДТП по вине отказавших тормозов – скорее стечение обстоятельств и эксплуатация авто с малой загрузкой на равнине.
Если долго не менять тормозную жидкость:
Изнашиваются (пусть практически незаметно) поршни в цилиндрах — со временем от грязи они начинают подклинивать, износ увеличивается.
Со временем тормозная жидкость накапливает влагу и продукты износа манжет.
Влага, попавшая в гидропривод, понижает температуру кипения и способствует возникновению коррозии.
Если автомобиль используется, чтобы доехать до сельского магазина – он может и 20 лет обходиться без замены. Но когда вы собрались летом на море и планируете проехать с прицепом по горным серпантинам – тут надо быть начеку.
Чтобы педаль тормоза не провалилась в самый неподходящий момент от закипания тормозной жидкости, её требуется вовремя менять. Инструкцией указан интервал – от двух до четырёх лет, в зависимости от модели автомобиля.
Некоторые производители не пишут конкретный срок замены. Иногда контролем занимается бортовой компьютер, который предупредит о необходимости расширенного обслуживания.
Замена тормозной жидкости
На машинах без антиблокировочной системы тормозов и сопряженных с ней помощников стабилизации пользователь может самостоятельно поменять жидкость. Для этого понадобится ассистент, или крышка-переходник на бачок главного цилиндра. Прокачиваем тормоза от дальнего (заднего правого колеса) к ближнему (левому переднему), до появления однородной струи светлого цвета.
Заранее закупите требуемое количество расходных материалов (обычно ёмкость системы около 1 литра), а также приготовьте инструмент – специальные ключи для отворачивания штуцеров прокачки, пластиковую банку и прозрачную трубку. Использование рожковых ключей крайне нежелательно из-за риска повредить грани.
В случае с современной сложной системой ABS, может потребоваться диагностический компьютер для включения насоса. В этом случае придётся воспользоваться услугами автосервиса.
Какую ТЖ выбрать?
Однозначно – ту, которая указана в инструкции. Здесь лучшее – враг хорошего. Если (как у большинства современных машин) у вас залита DOT-4 на основе гликоля, то и на замену стоит брать такую же. DOT-5 несовместима, т.к. содержит силиконовую основу.
В случае, когда душа требует перемен, и наблюдается излишек финансов – можно заказать «спортсменскую» DOT 5.1. Можно будет похвастаться друзьям, что у вас «тормозуха» не закипит при экстренном торможении со скорости 280 км/ч.
Если в ваш грузовик, Москвич или старую Волгу залита DOT-3, при необходимости её можно заменить на DOT-4.
В случае с раритетными авто вы можете столкнуться с тормозной жидкостью красного цвета на касторово-спиртовой основе – БСК. Её менять на современные не стоит. К тому же она несовместима ни с одной из современных ТЖ.
Вывод:
Замена жидкости привода тормозов – не прихоть сервисменов, а необходимость для безопасного вождения автомобиля. Своевременное обслуживание добавит уверенности в своём автомобиле, особенно в главном его компоненте – тормозной системе.
Что будет, если редко менять тормозную жидкость

Залог долгой службы любого механизма — его регулярное и полноценное обслуживание. Один и тот же автомобиль может прослужить годы, а может — месяцы, разница лишь в собственнике и его подходе к эксплуатации и сервису. Осознав, что новых машин нам в ближайшем обозримом будущем не видать, все автовладельцы озаботились «приведением» своих машин в приличное состояние. Сервисы забиты, много сложных и долгих ремонтов, переборок и переварок. А начинались все эти чудовищные капиталовложения, как правило, с мелочей: тут масло менять не стал, тут «еще поездил», здесь наплевал на рекомендации.
Хороший пример — тормозная жидкость. Вроде как написано в мануале, который никто и никогда, вплоть до поломки не читает, что замена требуется каждые 30 000 км или два года. Но народ у нас простой, раз 30 000 на приборной панели не высветились, можно и не менять. Еще походит! Копеечная история — тысяча рублей в базарный день — начинает набирать вес и превращаться в большую головную боль.
Между тем, стоит уяснить, что «тормозуха» гигроскопична, то есть впитывает воду. Со временем, H2O в ней становится так много, что от перегрева в системе появляется самый обыкновенный пар, «коктейль» закипает. Первым делом, такие процессы сказываются на педали тормоза: она становится тяжелой, прожать не получается, а корма впереди идущего авто превращается в причал. Видели сколько ныне просят за кузовные детали?

Казалось бы, достаточный повод для немедленной замены. Достаточный, но не последний. Влага в системе вызывает появление коррозии. И где бы вы думали? Правильно, в поршнях тормозных суппортов. Однажды их просто заклинивает, превращая весь механизм в недвижимость.
В этот миг автовладелец осознает, что с тормозами случилась беда, клянет реагенты, по привычке покупает направляющие и едет на сервис. Уже там, на подъемнике, выясняется, что с тормозными направялющими все в полном порядке. А вот поршень и цилиндр покрыты ржавчиной и нуждаются в ремкомплекте, который стоит уже значительно дороже. Да и найти его сегодня — квест.
Всего этого можно было легко избежать, поменяй владелец машины тормозную жидкость вовремя, а лучше — аранее. Превентивно, так сказать. Ведь «ремонт впрок» всегда обходится в разы дешевле, чем по факту наступления события — полного выхода того или иного агрегата из строя. Но такой финансовой и автомобильной грамотности основной массе наших «рулевых» еще стоит научиться. Впрочем, сложные времена всегда приводят к повышенному восприятию и ускоренному обучению.
Без тормозов: как определить, что пора менять жидкость?
В автомобиле используется несколько видов рабочих жидкостей, но главной из них считается тормозная – эффективность работы всей тормозной системы зависит именно от ее качества. Замена должна производиться, как правило, раз в два года. Индивидуальные сроки для каждого автомобиля содержатся в сервисной книжке. Дело в том, что не каждый водитель внимательно относится к подобным рекомендациям, пытаясь сэкономить на плановой замене. На самом деле, пренебрежительное отношение к тормозной жидкости может привести к крайне неприятной ситуации на дороге.
Зачем менять тормозную жидкость?
Стоит понимать, что тормозная жидкость «работает» в крайне тяжелых условиях – к примеру, в городе она нагревается до +150°С, а при езде с прицепом или на горной дороге температура достигает +180°С.
Бесспорно, современные жидкости имеют температуру кипения не менее 200°С и выдерживают любые нагрузки, но в то же время являются гигроскопичными (поглощают влагу). А чем больше доля влаги, тем ниже температура кипения. Соответственно, за год эксплуатации автомобиля тормозная жидкость впитает 2-3% воды, а закипание будет наступать при 145-160°С.
Чем опасно кипение? В ходе этого процесса образуются пузырьки воздуха. При нажатии на педаль тормоза часть жидкости перемещается в резервный бачок, а оставшаяся не создает достаточное давление – в итоге педаль начинает проваливаться.
Присадки в тормозной жидкости со временем разлагаются, из-за чего она теряет свои свойства – из-за этого может возникнуть разбухание тормозных манжет.

Тормозную жидкость нужно менять не реже, чем раз в 2 года.
Когда менять тормозную жидкость?
В первую очередь, стоит полностью заменить жидкость в случае покупки подержанного автомобиля – впоследствии не придется переживать о том, какую жидкость при необходимости доливать.
Самый важный «звоночек», который должен насторожить – изменение цвета жидкости. В этом случае рекомендуется поменять тормозную жидкость раньше заявленного срока – ее оттенок служит отличным индикатором состояния. Кроме того, стоит обратить внимание на консистенцию и наличие осадка – если жидкость стала мутной, пора посетить сервис. Если эксплуатировать автомобиль и дальше, могут выйти из строя элементы тормозной системы.
Кроме того, можно использовать специальные тестеры, которые погружают в тормозную жидкость. Зонд измеряет температуру тормозной жидкости и выводит на дисплей соответствующую надпись о том, нужна ли замена.