Кузовная энциклопедия: знакомые и незнакомые
Как и ожидалось предыдущий материал о классификации кузовов легковых автомобилей вызвал жаркие дебаты. Хотя до настоящего холивара все же не дошло. И на том спасибо! Возможно вопросов, сомнений и возражений к изложенному было бы меньше, если бы я изначально добавил к тексту информационно-справочный аппендикс с описанием основных кузовов легковых автомобилей. Но я ж не электровеник, чтобы все и сразу успевать.
Теперь вот исправляюсь. Вот что получилось в результате:
Классификация кузовов легковых автомобилей
1. Закрытые
2. Открытые
3. Грузопассажирские
Закрытые кузова
Основные типы – седан, купе, универсал
Седан – закрытый пассажирский кузов минимум с двумя основными рядами сидений. Альтернативные названия: saloon, berline, berlina, limousine. Изначально объединял как двух- так и трехобъемные кузова, но начиная со второй половины XX века седанами стали называть только трехобъемные автомобили с отдельным багажником. Большинство современных седанов 4-дверные, реже 2-дверные.
Производные: нотчбек, хэтчбек, лифтбэк, фастбэк, хардтоп, лимузин
Нотчбек (Notchback) – или классический седан – хрестоматийный пример современного трехобъемного седана. Принципиальная особенность кузова заложена в самом названии notch от английского “выемка”, “углубление”.
Примеры: ГАЗ-21, “Москвич-403”, Mercedes-Benz W123
Хэтчбек (Hatchback) – разновидность седана с двумя основными рядами сидений и задней дверью, предназначенной для погрузки багажа. По сути представляет гибрид седана и универсала, сочетая удобства двух кузовов.
Альтернативные варианты названия – “Комби”, Heckklappen limousine.
Примеры: ВАЗ-2108, “ИЖ-Комби”, Renault Sandero
Лифтбек (Liftback) – разновидность седана с задней дверью более пологой, нежели у хэтчбека или универсала формы. Лифтбеками также называют двухобъемные модели задняя дверь, которых замаскирована под классический седан.
Примеры: Skoda Superb, Daihatsu Applause, Peugeot 309, Lada Granta Liftback.
Фастбек (Fastback) – седан-фастбэк это разновидность седана с плавно опускающейся линией крыши.
Примеры: ГАЗ-М20 “Победа”, Buick Century (1978)
Хардтоп (Hardtop) – седан-хардтоп это автомобиль без центральной стойки крыши (при опущенных стеклах). Популярный прежде всего в США в 60-х годах, к 80-м этот тип кузова из-за соображений безопасности (недостаточная жесткость крыши при перевороте) в своем изначальном виде практически исчез с рынка. Вместо него автомобильные компании предлагали эрзац-варианты: colonnade hardtop, pillared hardtop с тонкими или замаскированными центральными стойками.
Примеры: Chevrolet Impala, Cadillac 62, Dodge Polara
Chevrolet Impala
Лимузин (Limousine) – закрытый пассажирский кузов с перегородкой между водительским отсеком и пассажирским салоном. Альтернативные варианты названия: stretch, stretch limousine
Примеры: ЗИЛ 4104, Mercedes-Benz W100 Pullman
Универсал – закрытый пассажирский кузов минимум с двумя основными рядами сидений и интегрированным грузовым отсеком с доступом через заднюю дверь. Большинство универсалов пятидверные, хотя в прошлом выпускались и трехдверные модели. Большинство внедорожников и кроссоверов представляют собой универсалы. Принципиальное отличие от хэтчбека – в большем грузовом отделении. Альтернативные названия: station wagon, break, wagon, estate, giardiniera.
Peugeot 505 Break
Производные: “шутинг брэк”, “хардтоп-универсал”
“Шутинг брэк” (Shooting break буквально “охотничий универсал”) – разновидность 3-дверного универсала, созданная на базе автомобиля престижной марки или спорткара.
Пример: Volvo 1800 ES, Jaguar Lynx XJS
Jaguar Lynx XJS
Хардтоп-универсал – сейчас практически не встречающийся универсал без центральной стойки крыши (при опущенных стеклах).
Пример: Mercury Commuter, AMC Ambassador
Mercury Commuter
Купе – двух- или трехобъемный кузов, с двумя или тремя дверями и одним основным или одним основным и одним дополнительным рядом сидений. Сегодня большинство купе представляют собой как правильно престижные, спортивные и дорогие модели. Однако на заре автомобилизации купе считались одними из самых дешевых автомобилей. Сама этимология слова Coupe – от французского отрезать – подчеркивает сущность компактного салона.
Jaguar E-Type
Альтернативное название: berlinetta
Производные: фастбэк-купе, хардтоп-купе, клаб-купе, бизнес-купе.
Фастбэк-купе (Fastback coupe) – разновидность купе с плавно опускающейся линией крыши.
Примеры: Ford Mustang, Plymouth Barracuda
Хардтоп-купе (Hardtop coupe) – разновидность купе без центральной стойки крыши при опущенных стеклах.
Пример: AMC AMX, Dodge Coronet, Chevrolet Camaro
Клаб-купе (Club coupe) – купе с увеличенным запасом места для задних пассажиров, что, если задуматься, фактически превращает его в 2-дверный седан. В настоящее время не применяется.
Пример: Dodge Custom Club Coupe
Бизнес-купе (Business coupe) – разновидность купе без дополнительного второго ряда и с увеличенным багажным отсеком. Пользовались популярностью у коммивояжеров в середине XX века. Альтернативное название: Commercial coupe.
Пример: Dodge Business Coupe, Studebaker Champion Business Coupe
Dodge Business Coupe
Открытые кузова
Основной тип – кабриолет
Кабриолет (Cabriolet) – пассажирский кузов со складной крышей. Изначально подразумевал наличие откидных/съемных боковых окон. Сегодня кабриолетом называют любой автомобиль с откидным верхом с формулой сидений 2+2 (один основной ряд и один дополнительный) или, значительно реже, двумя основными рядами сидений. Количество дверей и механизм складывания крыши значения не имеет.
Альтернативные названия: convertible, cabrio, drophead coupe.
Mercedes-Benz S107
Производные: фаэтон, родстер, ландоле, таун кар, кабрио-коуч, тарга.
Фаэтон (Phaeton) – близкий родственник кабриолета и один из наиболее популярных типов кузова на заре автомобильной эры. Изначально фаэтон подразумевал полностью открытый автомобиль лишенный защиты от непогоды. В крайнем случае, фаэтон оснащался пристяжными боковыми окнами и съемной, но не складной, как на кабриолете, мягкой крышей. Со временем определение фаэтона эволюционировало и стало включать автомобили со складным верхом, но по-прежнему без стекол или как вариант с откидными, а не опускающимися стеклами. Со временем фаэтоны уступили по популярности более практичным кабриолетам и ныне практически не выпускаются.
Интересной и редкой разновидностью кузова можно назвать Double Cowl Phaeton, в котором пассажирский салон отгорожен от водителя жесткой перегородкой и порой оснащался даже собственным лобовым стеклом.
Альтернативное название: Touring
Примеры: Ford Model A, Duesenberg Model J Double Cowl Phaeton, ГАЗ-69
Duesenberg Model J Double Cowl Phaeton
Родстер (Roadster) – изначально двухместная версия фаэтона с минимальной защитой от непогоды. Реже комплектовалась дополнительным рядом сидений. В настоящий момент родстерами считаются все автомобили со складным верхом и строго двухместным салоном.
Альтернативные названия/схожие варианты – speedster (в современном значении без боковых стекол), torpedo (линия капота поднятая до уровня боковой линий), runabout, spyder/spider, barchetta.
Примеры: MG TC, BMW 700, Alfa Romeo Spider
MG TC
Ландоле (Landaulet) – пассажирский кузов с закрытой кабиной водителя и откидным верхом над пассажирским салоном или его частью.
Альтернативное название: Landau
Примеры: Maybach SW38 Pullman Laundaulet, Mercedes-Benz 300d Laundaulet, Maybach 62 Landaulet
Maybach 62 Landaulet
Таун-кар (Town car) – в противоположность ландоле, это кузов с полностью закрытым пассажирским салоном и открытым местом водителя. Альтернативные названия: sedanca, coupe de ville, victoria, brogham.
Примеры: Peugeot Type 27, Chrysler Imperial C-15, Cadillac V12
Cadillac V12
Кабрио-коуч (cabrio coach) – вариант кабриолета с фиксированными дверными рамками и центральными стойками крыши, в котором открывается только верхняя часть крыши.
Примеры: Citroen 2CV, Nissan Figaro, FIAT 500C
Тарга – изначально вариант открытого кузова с фиксированной центральной стойкой и съемными элементами крыши. Зарегистрирован как торговая марка фирмы Porsche. Отличается усиленной центральной стойкой, выполняющей функцию дуги безопасности при перевороте.
Примеры: Porsche 911 Targa. Альтернативные названия/схожие варианты – Surrey top (без усиленной центральной стойки), T-Top (с фиксированной продольной перемычкой между лобовым стеклом и центральной стойкой).
FIAT X1/9
Грузопассажирские
Основные типы – пикап, фургон
Пикап – грузопассажирский кузов с закрытой кабиной водителя отделенной от открытой грузовой платформы стационарной перегородкой. Водительская кабина может быть как с одним, так и с двумя рядами сидений, с двумя или четырьмя боковыми дверями. Альтернативное название: Truck
Юты (utes) – или coupe utility это пикапы построенные на шасси легковых моделей, а не внедорожников.
Примеры: Ford Ranchero, Chevrolet El Camino, Subaru Baja
Ford Ranchero
Фургон – одно- и двухобъемный закрытый кузов с перегородкой, отделяющей рабочее место водителя от грузового/пассажирского отсека. Современные фургоны, впрочем, счастливо обходятся и без перегородки. Пассажирские версии фургона принято называть микроавтобусом.
Альтернативные названия: Van, Kastenwagen, Fourgonette.
Производные: универсалы повышенной вместимости
Универсалы повышенной вместимости (УПВ) – можно спорить к какому основному типу они ближе: к легковым универсалам или к фургонам? По сути же УПВ это одно- или двухобъемные грузопассажирские кузова минимум с двумя полноценными рядами сидений, высокой линией крыши. По габаритным размерам подразделяются на микровэны, компактвэны и минивэны. Граница в определении микроавтобуса и минивэна достаточно размытая. В нашей стране принято относить к минивэнам, модели с максимум 9-местным салоном, подпадающим под водительские права категории B. Часто, впрочем, не всегда микроавтобусы отлича.тся вместительность 10-15 пассажиров.
Примеры: Renault Estafette (фургон/микроавтобус), Opel Meriva (микровэн), Renault Scenic (компактвэн), Ford Galaxy (минивэн).
Renault Estafette
Ну вот как-то так… Дополнения, предложения, исправления вэлкам в комменты!
Какой тип кузова автомобиля лучше выбрать: разновидности легковых авто с фото и примерами
Тип кузова – важная характеристика, которую стоит учитывать при выборе автомобиля. От этого зависит, насколько удобно будет пользоваться авто, какое количество пассажиров и груза получится перевозить, какая у машины будет проходимость.
Какие виды кузовов легковых автомобилей существуют, чем они отличаются и какому из них отдать предпочтение, об этом с примерами и фото расскажет «Автокод».
Что такое кузов авто
Кузов автомобиля — это самый крупный конструктивный элемент, в котором прячется вся начинка машины: двигатель, салон и багажное отделение.
Тип кузова определяет то, как выглядит автомобиль и как скомпонованы его салон и багажник. Также он влияет на ходовые качества, удобство посадки, проходимость и вместительность ТС.
Например, микроавтобус выглядит не слишком презентабельно, зато способен перевозить большое количество пассажиров одновременно. Внедорожник» столько человек перевезти не сможет, зато без проблем проедет по разбитым дорогам или бездорожью.
Какие бывают типы кузова легковых автомобилей
Классификация автомобилей по типу кузова очень обширна. Отличия касаются внутренней компоновки.
Все виды кузовов автомобилей можно разделить на три основные группы:
- Трехобъемные — это вид кузова, у которого есть четкое разделение на моторный отсек, салон и багажник, например, кузов седан .
- Двухобъемные — это тип кузова, при котором пассажирский салон и багажник объединены, а моторный отсек расположен отдельно, например, универсал.
- Однообъемный кузов — это такой кузов, при котором двигатель, пассажирский отсек и багажник объединены в одном пространстве (визуально или фактически), например, минивэн.
Однако классификация легковых автомобилей не ограничивается одним только объемом. Иначе нельзя было бы однозначно ответить на вопрос, чем отличается лифтбэк от хэтчбэка или чем хэтчбек отличается от универсала , ведь все они двухобъемные. Авто отличаются еще и по внешнему виду.
Всего существует более десяти видов кузовов автомобилей – и это только основных. Автопроизводители постоянно придумывают все новые варианты, например, тип кузова кроссовер скрещивают с седаном, в итоге получается так называемый кросс-седан, например, LADA Vesta Cross.
Купить автомобиль с любым типом кузова по цене ниже рынка вы сможете через «Автокод Поиск» . Агрегатор показывает объявления сразу со всех досок и позволяет найти авто быстрее перекупа.
Типы кузова автомобилей
Седан — четыре двери и отдельный багажник
Примеры: Hyundai Solaris, ВАЗ-2107, Mersedes-Benz S-класса
Седан — это классический пример трехобъемной компоновки. Двигатель, салон и багажник у авто разделены на три отдельные зоны.
Седаны бывают разными – от бюджетных компактных моделей до больших и дорогих машин представительского класса. Но у них всегда четыре двери и отдельный багажник, который не открывает прямого доступа в салон. Грузовой отсек изолирован от пассажирского, что дает больше комфорта: шум, пыль и запах не проникают внутрь автомобиля.
Однако багажный проем у седана меньше, чем у кроссоверов или хэтчбеков, что не позволяет перевозить объемные грузы. В лучшем случае можно сложить спинку задних сидений, да и то не во всех моделях.
Если седан не оборудован парктроником или камерой заднего вида, парковаться из-за далеко выступающего багажника будет сложнее.
Хэтчбек — компактный и удобный для перевозки грузов
Примеры: Hyundai Solaris Hatchback, ВАЗ-2109, KIA Ceed
Хэтчбек — это небольшой автомобиль, у которого салон и багажник объединены (двухобъемная компоновка). Благодаря компактным размерам на авто с таким типом кузова удобно ездить и парковаться в городе.
Для перевозки габаритных вещей хэтчбек подходит лучше, чем седан: проем багажника больше, – сложив задние сиденья, можно перевезти стиральную машину или мебельный гарнитур. Но если сзади будут сидеть пассажиры, много вещей взять не получится, так как багажник у хэтчбеков небольшой.
Хэтчи бывают трех- или пятидверными, поскольку крышка багажника тут называется дверью. Если ездить нужно максимум вдвоем, вполне подойдет трехдверка. У нее нет «лишних» задних дверей по бокам, габариты более компактные, чем у пятидверок. Но чтобы посадить пассажиров назад, придется откидывать спинку сиденья.
Лифтбек — помесь седана и хэтчбека
Примеры: LADA Granta Liftback, Skoda Rapid, Skoda Octavia
Лифтбек — это отличный вариант для тех, кому нравится практичность хэтчбеков и красота седанов.
Силуэт этой разновидности кузова автомобиля напоминает седан, но дверь багажника открывается вместе со стеклом. Это дает большой проем и удобство погрузки-разрузки вещей. В отличие от седана, лифтбек позволяет перевозить габаритные грузы: сложив задние сиденья, можно загрузить велосипед или детскую коляску.
При этом отличия лифтбека и хэтчбека заметны в габаритах. Обычно лифтбеки крупнее хэтчей: вытянутый задний хвост затрудняет обзор назад, поэтому парковаться на «лифте» менее удобно.
Универсал — самая вместительная легковушка
Примеры: LADA Vesta SW, Audi A6 Avant, KIA Ceed SW
Универсал — это , по сути, тот же хэтчбек, только с увеличенным грузовым отсеком. Задний свес у таких машин больше, а крыша длиннее. Все это сделано ради увеличения объема багажника.
Отличие универсала от хэтчбека – в еще большей практичности. Можно одновременно перевозить и пассажиров, и большое количество вещей. Сложив задние сиденья, можно разместить объемные грузы вроде холодильника или крупной мебели. В некоторых моделях сзади настолько много места, что там даже можно лечь и поспать.
Как правило, универсалы стоят дороже седанов или хэтчбеков, найти такую машину на вторичке сложнее. Например, популярная «Лада Веста» в кузове седан стоит на вторичке в среднем 899 тыс. рублей. Модификация в кузове универсал продается уже за 1,1 млн рублей.
Внедорожник — для покорения бездорожья
Примеры: Toyota Land Cruiser Prado, Mitsubishi Pajero, UAZ Patriot
Этот тип кузова машин отличает высокая проходимость. Большой дорожный просвет, увеличенные ходы подвески, рамная конструкция и полный привод позволяют спокойно съезжать с асфальта.
Как правило, у водителя внедорожника есть возможность управлять распределением крутящего момента между осями и между отдельными колесами. Машины с полным набором блокировок позволяют выбираться даже из таких ситуаций, когда сцепление с поверхностью остается только у одного колеса.
По сравнению с обычными легковыми машинами, внедорожники более тяжелые, сильнее кренятся в поворотах и больше раскачиваются на неровностях. Динамика разгона обычно хуже, а расход топлива выше.
Кроссовер — микс легковушки и внедорожника
Примеры: Hyundai Creta, Volkswagen Tiguan, Porsche Cayenne
Кроссовер (или паркетник) объединил в себе лучшие качества внедорожников и легковых машин.
Основные внешние отличия кроссовера от хэтчбэка или универсала:
- увеличенный дорожный просвет;
- более крупные колеса;
- по периметру часто идет обвес из некрашеного пластика;
- более высокая посадка за рулем, положительно влияющая на обзорность.
Садиться и выходить из кроссовера удобнее, чем из более низкого хэтчбека.
По сравнению с внедорожниками, кроссоверы более компактные, лучше управляются и меньше весят, что положительно сказывается на расходе топлива. Однако для поездок по серьезному бездорожью кроссоверы не предназначены. На них можно спокойно проехать по разбитой дороге, например, до дачи или до места пикника.
Минивэн — большая машина для семьи
Примеры: Hyundai Staria, KIA Karnival, Ford S-Max
Если нужно часто перевозить большое количество пассажиров или габаритный груз, стоит обратить внимание не на седан или кроссовер , а на минивэн. Этот тип кузова максимально практичен. Большая длина кузова и высокая крыша — это то, чем отличается минивэн от универсала .
Минивэны бывают разных классов и размеров. Некоторые похожи на увеличенные в размерах хэтчбеки и имеют пятиместный салон. Другие больше напоминают микроавтобусы и способны перевозить до восьми пассажиров.
Основное достоинство минивэнов — просторный салон с широкими возможностями трансформации.
В минивэнах можно:
- двигать сиденья вперед-назад;
- менять угол наклона спинки;
- складывать или вовсе убирать кресла из салона.
Обычно минивэны имеют крупные габариты. Маневрировать и парковаться в городе на них сложнее, чем на обычной легковушке. Расход топлива выше, чем у более легких и компактных машин.
Купе — стильная двухдверка
Примеры: Audi A5 Coupe, Porsche 911, Hyundai Genesis Coupe
Купе — это машина , которая может быть только двухдверной. Здесь такой же трехобъемный кузов, как у седана, но задних дверей нет.
Иногда автопроизводители пытаются уйти от этого определения и придумывают отдельные термины, например, «четырехдверное купе». Так они хотят подчеркнуть стиль и особый статус своих автомобилей, где разница между купе и седаном как бы стирается. Примеры таких авто – Mercedes-Benz CLS или Volkswagen Passat CC .
Купе выбирают, прежде всего, из-за внешнего вида. Такие машины выглядят стильно и притягивают внимание на улицах, но не всегда обладают мощными двигателями или спортивными настройками ходовой части.
В плане практичности это далеко не самый лучший кузов автомобиля . На заднем ряду места, как правило, немного, а в некоторых моделях кресел там вовсе нет — машина рассчитана только на двоих.
Пикап — машина для хозяйства
Примеры: Mitsubishi L200, Toyota Hilux, UAZ Pickup
Кузов пикапа состоит из моторного отсека, кабины и грузовой площадки. Главная задача авто с таким типом кузова — перевозка больших грузов.
Пикапы бывают самыми разными:
- с двух- или четырехдверной кабиной;
- с передним, задним или полным приводом;
- с закрытой или открытой грузовой площадкой сзади.
Они могут использоваться как для рабочих целей, так и для личных: в кузове пикапа можно перевозить стройматериалы или снаряжение для рыбалки.
Кабриолет и родстер — авто без крыши
Кабриолет — это двухдверная машина, крыша которой может складываться. У этого типа кузова обязательно присутствует второй ряд сидений, при этом он может быть чисто номинальным – предназначенным для размещения пары дополнительных сумок, а не для пассажиров.
Родстер — это исключительно двухместный автомобиль со складной крышей.
Кабриолеты больше настроены на комфорт и спокойную езду. Есть компактные и недорогие модели, бывают роскошные и эксклюзивные. Машины с жесткой складной крышей называют купе-кабриолетами. Примеры – Ford Focus Cabrio, Peugeot 308 CC, Bentley Continental GT.
Родстеры больше заточены на спортивную езду и удовольствие от вождения. Они тоже могут сравнительно доступными по цене, а могут быть очень дорогими. Примеры родстеров – Daihatsu Copen, Mazda MX-5, Tesla Roadster.
Родстер и кабриолет позволяют насладиться солнцем и хорошей погодой, однако в полной мере использовать их можно лишь несколько месяцев году – для зимней эксплуатации эти машины не годятся.
Лимузин — длинный роскошный седан
Примеры: Mercedes-Benz S600 Pullman, ЗИЛ 41052, Aurus Senat Limousine
В обиходе лимузинами называют любые удлиненные автомобили. Однако у такого типа кузова есть своя четкая классификация. Настоящим лимузином принято называть седан, у которого задняя пассажирская часть салона отделена от водителя перегородкой. Причем такие модели выпускаются серийно, пусть и небольшими тиражами.
Стретч — растянутый автомобиль
Стретч — это кузов , при котором стандартный автомобиль разрезают на две части и между ними вставляют дополнительную секцию. Размер вставки может быть самым разным. В среднем длина таких лимузинов получается в районе 9-11 метров.
Стретч можно сделать из автомобиля любого класса и размера – как из «Оки» или какого-нибудь седана, так и из огромного внедорожника.
Внутренние наполнение автомобилей с кузовом стретч может сильно отличаться. Обычно в салоне установлены большие диваны, минибар и плоские экраны, но в некоторых машинах встречается даже минибассейн.
Какой кузов автомобиля лучше выбрать
Итак, мы разобрались, чем отличается хэтчбек от купе , а кроссовер от внедорожника, теперь дело остается за малым — выбрать наиболее подходящий вид машины по кузову . Для этого нужно определиться, для каких целей нужна машина, как она будет использоваться и каков бюджет на покупку.
Для города
Если нужна небольшая машина для города, можно присмотреться к хэтчбекам или компактным кроссоверам. Такие машины маневренны – ездить даже по узким городским улочкам будет удобно. При необходимости можно регулировать объем салона и багажника, складывая или раскладывая задние сиденья. Хэтчи и кроссоверы также хорошо подойдут на роль первого автомобиля , парковаться и привыкать к габаритам будет легче.
Для семьи
Для семьи хороши лифтбеки или универсалы. Машины практичны, вместительны , позволяют одновременно перевозить полный салон пассажиров и большое количество багажа, чего не могут предложить обычные хэтчбеки. Седаны тоже подходят на эту роль, но не стоит забывать об ограниченных возможностях багажника.
Если семья большая и нужен максимум погрузочных возможностей, стоит брать минивэн или кроссовер больших размеров.
Кроссоверы очень универсальны. На них будет комфортно в городе и на трассе, они понравятся любителям путешествий или загородных поездок. Проходимость выше, чем у легковых машин.
Для плохих дорог
Для частой езды по бездорожью лучше всего приспособлен внедорожник, а, если по плохим дорогам нужно ездить с объемным грузом, стоит выбрать пикап. Оба типа кузова машин также отлично подходят для активного отдыха, охоты или рыбалки.
Удивить пешеходов
Если внешность автомобиля для вас важнее других параметров, стоит присмотреться к типу кузова купе. Но не нужно забывать, что такие машины предназначены для передвижения максимум двух человек.
Кабриолет или родстер стоит брать ради удовольствия и ярких впечатлений. Они хороши в качестве автомобиля выходного дня, но для повседневной эксплуатации не годятся. Но если средства позволяют, и автомобиль для повседневной езды уже имеется, и при этом хочется чего-то необычного, можно присмотреться к родстеру или кабриолету.
Автор: Роман Яровой
*** Статья авторская. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
Хэтчбек или лифтбек: простая шпаргалка по типам кузова автомобилей
Если очень коротко, то тип кузова – это одна из базовых характеристик, которая влияет на выбор покупателя. Это, прежде всего, внешний вид, а значит – эстетическое удовольствие, уровень комфорта, вместительность и во многих случаях проходимость и безопасность. Но, надо сказать, что классификация по типам кузова довольно условная. Во-первых, сами автопроизводители и маркетологи часто путают покупателей, меняя термины, хотя по техническим соображениям это не всегда правильно. Во-вторых, типы кузова со временем сильно меняются и выглядят сегодня совсем иначе, чем лет 30 назад. Поэтому нельзя выделять какой-то один тип кузова и называть его лучшим или худшим. Каждый разрабатывался с учётом определенных потребностей, личных предпочтений или условий эксплуатации автомобиля.
Тройка лидеров на российском рынке автомобилей – это седаны, внедорожники и хэтчбеки, но с годами всё большую популярность завоёвывают кроссоверы, а производители хвалят лифтбеки. Теперь расскажем, чем они друг от друга отличаются, оставив технические нюансы профессионалам.
Седан
Пока это самый популярный и узнаваемый тип кузова среди легковых авто: четыре двери, два ряда сидений и отдельный от салона багажник с горизонтально расположенной крышкой, которая не связана с задним стеклом. Седаны идеально подходят для городских поездок, однако не подходят для перевозки крупных грузов. Среди минусов некоторые автомобилисты отмечают не самый удобный вариант парковки из-за выступающей сзади крышки багажника.
Хэтчбек
Тоже седан, но с большой вертикальной крышкой багажника. Сам багажник при этом совмещён с салоном, и проём у него действительно больше, чем у седана, но если перевозить что-то крупное, например, мебель или велосипед, придётся складывать задние сиденья.
Поскольку багажник не отделён от салона, воздух в авто может прогреваться или охлаждается чуть дольше, а в салон могут проникать посторонние запахи, например, если вы решили вывезти с дачи мешки с мусором, придётся закрывать их плотнее.
Лифтбек
Машина с силуэтом седана, у которой задняя дверь, то есть крышка багажника поднимается вместе со стеклом. По сути это гибрид седана и хэтчбека, от которого перешла пятая дверь. Производители считают этот вариант более удобным и вместительным, но если для вас критичны размеры автомобиля, стоит учесть, что лифтбек существенно длиннее хэтчбека.
Универсал
Почти хэтчбек, только крыша длиннее, салон просторнее, а багажник больше и вместительнее. Иногда массивность, замедленный разгон и крупные габариты отпугивают покупателей, зато грузоподъёмность и вместительность привлекают практичных автолюбителей. Расход топлива обычно больше, чем у седанов, стоимость тоже выше. К универсалам формально относится большинство кроссоверов и внедорожников.
Внедорожник
Это всегда полный привод. Название говорит само за себя, а главное отличие – повышенная проходимость и способность передвигаться за пределами асфальтового покрытия. Салон вместительный, багажник большой и складывающийся, а двигатель менее прихотлив к качеству топлива. Расход топлива намного выше, а динамика разгона обычно хуже по сравнению с легковыми автомобилями, зато выбраться из снежной каши или грязных луж – не проблема.
Кстати, такого типа кузова, как «джип», не существует. Есть марка автомобиля Jeep c типом кузова внедорожник.
Кроссовер
Компактный внедорожник, сочетающий в себе достоинства легковых моделей и внедорожников, который сейчас становится самым востребованным типом автомобилей. Проходимость повышена, кузов технически представляет собой универсал или хетчбэк только с увеличенным дорожным просветом. Получается, что маневренность у машин выше, а размеры при этом меньше, чем у внедорожника. Кроссовер может съехать с асфальта и без труда преодолеть дороги в дачном посёлке, но для настоящего бездорожья этот тип автомобиля не подходит.
Минивэн
Большой универсал с просторным салоном и высокой посадкой водителя, идеально подойдёт для большой семьи или небольшой компании, так как вмещает 6, 7 и даже 8 пассажиров. В машине предусмотрен третий ряд сидений.
Главное отличие – две двери в машине. Для семьи не подходит, так как задний ряд слишком маленький, и там тесно. Машина хороша для передвижений по городу, о практичности, перевозки грузов или повышенной проходимости речи не идёт.
Что лучше купить: седан или лифтбэк
Автопроизводители постоянно проводят эксперименты с разными типами кузовов. Очень долгое время автомобильной классикой оставался седан, но сегодня у него появился конкурент в лице очень близкого родственника – лифтбека. В чём разница этих кузовов и что они собой представляют.
Что такое седан и лифтбек
Изначально автомобили имели следующую компоновку – заднее расположение двигателя, который устанавливался прямо под пассажирами. Позже моторы переехали вперед, а сзади к машинам крепили короба для различного багажа. Со временем короба стали превращаться в составную часть кузова, а из-за своего назначения они получили название – багажник.
Багажник у седана представляет собой горизонтальную нишу, крышка которой находится сверху. Стекло остаётся неподвижным, но главная особенность всех седанов – это разделение объёмов багажника и салона. Груз всегда изолирован от пассажиров и водителя.
Лифтбэк стал дальнейшим развитием седанов, но появился благодаря маркетологам. Их выпускали с целью освежить модельный ряд и пробудить у покупателей вновь интерес к марке. Лифтбек представляет собой тот же самый седан, но крышка багажника у него крепится к крыше и поднимается вместе с задним стеклом. В отличие от седанов, кузов этих автомобилей может составлять с багажником один объём или два.
Типичные представители данного типа кузова:
- Toyota Celica 1973 года – самый первый лифтбэк;
- ИЖ «Комби» — первый советский лифтбек, напоминающий универсалы тех лет;
- Skoda Octavia – первые модели;
- Skoda Rapid;
- ЗАЗ «Славута»;
- Lada Granta;
- Seat Toledo;
- Opel Vectra C.
Между лифтбеком и седаном со временем появилось соперничество, автовладельцы стали пытаться искать между ними сходства и различия, а также преимущества и недостатки.
Разница между лифтбеком и седаном
Многие путают эти кузова и это справедливо, ведь внешне седан и лифтбэк практически не отличаются. Но существует несколько отличий, которые ставят точку в этом вопросе:
- Крышка багажника крепится к крыше у лифтбэка. Это, пожалуй, самое основное отличие двух автомобилей, но здесь есть исключение из правила – автомобиль Skoda Superb поддерживает два вида открытия крышки багажника, что делает его и седаном и лифтбеком одновременно.
- Крышка багажника у лифтбека намного короче, нежели у седанов. И хотя существуют седаны с такой же короткой крышкой, для увеличения проёма погрузки, у них делают большую высоту этой самой крышки.
- Разница между кузовами лифтбек и седан может заключаться в длине кузова. В большинстве случаев седан короче.
- Это касается не всех моделей, но у лифтбэка ухудшена жёсткость кузова, так как между крышей и нижней частью авто слишком большое пустое пространство и при высокой скорости чувствуется ухудшенное управление, например, у Lada Granta.
Зная, чем отличается любой седан от лифтбэка, можно говорить о преимуществах и недостатках.
Чем лифтбек лучше седана
Данные кузова имеют много отличий и одновременно обладают некоторыми сходствами. Но их отличия определяют факторы, которые будут влиять на эксплуатацию. Перед седанами лифтбэк имеет следующие преимущества:
- Погрузка грузов намного удобнее. Широкая задняя дверь позволяет без проблем загрузить крупногабаритный груз. Седан имеет ограничения по проему.
- Шире возможности для грузоподъёмности. Но речь идёт не о весе перевозимого груза, а о его объёме. Не закрывая крышки багажника, на лифтбэке можно перевести груз крупнее, чем на седане.
- Больший объём багажника. Касается это не всех моделей, но в большинстве случаев лифтбэк может даже заменить универсал. Одним из ярких примеров можно считать ИЖ «Комби».
- Мода. Несмотря на то, что внешне седаны и лифтбэки идентичны, при открытом багажнике у последнего есть все шансы походить на спортивный автомобиль, а значит, приковывать взгляды. Но это скорее тенденция моды и вкусов, нежели практичности. Тем не менее статистика продаж говорит о резком росте популярности таких кузовов.
- Стеклоочиститель заднего стекла. На седанах такой опции нет, а вот лифтбэки оснащаются обязательно, наравне с универсалами и хэтчбэками. А опция действительно полезная, учитывая проблемы с обзорностью на таких больших автомобилях.
У лифтбэка есть и недостатки, которых, впрочем, не так уж и много:
- При отсутствии задней полки грузы, находящиеся в багажном отсеке, при ДТП полетят вперед и могут нанести неприятные травмы. Полку могут демонтировать в связи с необходимостью увеличения объёма для погрузки крупной поклажи, когда багажник нужно забить полностью.
- Отсутствие изолированности. В лифтбэке объём багажного отсека объединён с пассажирским, из-за чего в салон в будущем будет проникать больше пыли. В этом плане седан явно лидирует.
- Отсутствие задней перекладины, ограничивающей высоту багажника на уровне кузова, делает своё дело. Жёсткость кузова страдает и на большой скорости это ощущается: задняя часть лифтбэка на скорости начинает «играть», создавая колебания, которые отражаются на управляемости. В результате автомобиль хуже держится на дороге, что чревато последствиями.
- Такой тип кузова стоит дороже, так как его производство сложнее, да и располагают им в большинстве случаев только представители премиум сегмента. В настоящий момент единственная бюджетная марка, которая производит лифтбэк в России, – это Lada.
Но стоит понимать, что недостаток с прочностью кузова не влияет на пассивную безопасность автомобиля. Имея общие с седаном черты, лифтбэк длиннее и располагает большими задними стойками. В случае ДТП при ударе сзади шансы на выживание у пассажиров седана и лифтбэка одинаковые.
При выборе кузова следует руководствоваться практическими целями. Если автомобиль не предназначен для путешествий и не требует частой перевозки большого багажа, то с лихвой хватит и седана. А вот любителям универсалов и хэтчбэков, для которых важны параметры багажного отделения, целесообразнее будет подобрать лифтбэк.