Что будет если в двигатель залить антифриз
Перейти к содержимому

Что будет если в двигатель залить антифриз

  • автор:

Что будет если в двигатель залить антифриз

Антифриз попал в масло — что будет с движком?

В числе разных дефектов двигателя можно столкнуться с тем, что рабочая жидкость из системы охлаждения начинает попадать в систему смазки. Это может случиться из-за разных причин, например, от неисправности прокладки головки блока, так и например, трещины в блоке.

Как узнать, что антифриз попал в масло?

Зачастую под крышкой маслозаливной горловины образуется эмульсия, на поверхности охлаждающей жидкости в бачке можно увидеть маслянистые пятна. Если проблема уже очень серьезная и утечка сильная, то поднимается уровень масла в двигателе, в системе охлаждения параллельно снижается уровень охлаждающей жидкости.

тосол в масле эмульсия

Что будет с двигателем после попадания туда антифриза или тосола?

Если по каналам системы смазки начинает циркулировать масло, которое смешалось с антифризом, первыми начинают страдать нагруженные подшипники скольжения, они же вкладыши коленвала и распредвала. На их поверхности образуются задиры, появляется характерный стук. Блестящая поверхность вкладыша превращается в бурую, покрытую пятнами и царапинами, это ужасно выглядит.

Двигатель значительно нагревается. Высокая температура сильно ускоряет химические реакции, процессы смешивания моторного масла, воды и концентрата антифриза образуются прочные фосфорные соединений цинка и кальция.

Когда такая смесь попадает на нагретую поверхность вкладыша, вода быстро испаряется, после чего остается небольшой твердый шарик. Указанный шарик, подобно песчинке, образует на гладкой поверхности деталей задиры и другие дефекты. Таких шариков много. Износ ускоряется, двигатель стучит.

Самая обычная последовательность попадания в масло антифриза — капремонт двигателя. Одно дело, если двигатель планово устарел и требует ремонта, другое дело, если машина новая.

Что нужно делать, если обнаружились эти признаки? Автомобиль лучше сразу остановить и доставить на СТО не своим ходом. Дешевле будет заменить пробитую прокладку или даже отремонтировать трещину в головке или блоке цилиндров, чем менять вкладыши, шлифовать коленвал и распредвал или делать капремонт двигателя.

Антифриз в двигателе: кто виноват и что делать?

Тосол и любой другой антифриз в двигателе является серьёзной и очень неприятной проблемой, которая чревата капитальным ремонтом. Для каждого автолюбителя это самая большая неприятность, но можно минимизировать последствия, если уметь вовремя заметить поломку, найти причину и быстро её устранить.

Последствия попадания антифриза в блок цилиндров

Неважно, какая жидкость попадёт в двигатель, это может быть обычный тосол или современный дорогостоящий антифриз, последствия будут идентичными. Дальнейшая эксплуатация автомобиля в привычном понимании не допускается. Охлаждающая жидкость (далее ОЖ) мотору не может навредить, даже с учётом агрессивных и ядовитых компонентов, входящих в её состав. Проблема в том, что этиленгликоль, из которого состоит большинство ОЖ, при смешивании с моторным маслом преобразуется в твёрдый нерастворимый компонент, схожий по действию с абразивными материалами. Все трущиеся детали быстро изнашиваются и выходят из строя.

Эмульсия на пробке

Белая эмульсия на пробке: явный признак наличия охлаждающей жидкости в масле

Вторая проблема — это своеобразная накипь или эмульсия в виде отложений на стенках маслопроводов и многочисленных каналов. Фильтры не могут справиться со своей задачей, т. к. оказываются попросту забитыми, нарушается циркуляция масла и как следствие повышается давление в системе.

Следующая неприятность — это разбавление моторного масла, в результате чего моющие, смазывающие, защитные и другие свойства теряются. Всё это вкупе неизменно приводит к перегреву силового агрегата и деформации блока цилиндров и его головки. Совершенно неважно, бензиновый мотор или дизельный, последствия будут схожи.

Причины попадания

Если изучить устройство автомобильного двигателя, становится понятно, что охлаждающая жидкость циркулирует по так называемой рубашке, отводя лишнее тепло. Эти каналы в нормальном состоянии не сообщаются с внутренними полостями, но на стыках разных частей (особенно, где ГБЦ соединяется с самим блоком) имеются слабые места и разрывы. В этом месте устанавливается специальная прокладка, которая становится связующим звеном и не допускает утечки антифриза. Однако она нередко по мере износа прогорает и ОЖ вытекает наружу или в цилиндры, иногда в обе стороны.

Прокладка ГБЦ

Через такие повреждения прокладки хладагент и попадает в цилиндры

Нередко проблема случается из-за того, что ГБЦ имеет дефекты по плоскости, которой прижимается к блоку. Малейшее отклонение создаёт микроскопические щели, через которые под давлением выбрасывается тосол. Ну и третья причина — это трещина в каналах на блоке.

Антифриз попадает в двигатель: признаки

Для любых охлаждающих жидкостей признаки попадания в камеры сгорания и в картер с маслом будут одинаковые:

  • белый цвет выхлопного дыма (не путать с паром в зимний период);
  • в выхлопных газах присутствует специфический сладковатый запах тосола;
  • постоянно снижается уровень в расширительном бачке (признак косвенный, т. к. уходить может и из-за банальной утечки через патрубки);
  • при осмотре щупа уровня масла можно увидеть нехарактерный оттенок (тёмный или, наоборот, белый);
  • свечи зажигания в цилиндрах с протечкой сырые от антифриза;
  • эмульсия на пробке маслозаливной горловины.

Перед тем как приступить к устранению проблемы, необходимо найти точную причину, из-за которой происходит попадание хладагента в блок цилиндров.

Блок цилиндров

Антифриз в камерах сгорания

Способы устранения

В подавляющем большинстве случаев причиной становится именно прокладка ГБЦ, и потребуется её замена и восстановление герметичности системы охлаждения. Стоит она недорого, да и замена не влетит в круглую сумму, особенно для авто российского производства. Самое сложное — это снятие головки, т. к. нужен специальный динамометрический ключ для контроля усилия при затягивании гаек. Также нужно учитывать последовательность, по которой откручиваются, а затем закручиваются гайки на шпильках.

Поменять прокладку бывает недостаточно и приходится шлифовать плоскость прилегания ГБЦ к блоку, вероятнее всего, при повреждении герметичности «голову» поведёт. Вот в этой ситуации собственными силами уже не справиться, нужно привлекать мастеров. Они проведут дефектовку, и если окажется, что головка сильно деформирована, шлифовка уже не поможет, придётся заменить ГБЦ. Если же тосол попадает в двигатель из-за трещин в блоке, то здесь вариант устранения течи только один: замена блока, а в большинстве случаев это означает установку нового или контрактного мотора.

Видео: Последствия попадания тосола в мотор

Попадание антифриза не является исключительным случаем и происходит повсеместно, определить неисправность сможет даже начинающий автомобилист. Решение проблемы может быть разным и отличаться как сложностью, так и стоимостью ремонта. Не стоит тянуть с диагностикой при появлении любых симптомов, это чревато более серьёзными последствиями вплоть до замены двигателя.

Причины и признаки попадания антифриза в двигатель

Поскольку антифриз – это концентрат с дистиллированной водой, его попадание в масло приводит к тому, что смазочный материал отчасти теряет свои свойства. При наезде километража на разбавленном масле провоцируется быстрый износ и необходимость капитального ремонта двигателя внутреннего сгорания.

Попадание антифриза в двигатель

Перед тем как определить, попадает ли антифриз в систему смазки, прислушайтесь к двигателю. Если он стал довольно быстро стучать в части вкладышей коленчатого вала, это первый признак неисправности. К прочим последствиям попадания антифриза в масло относят:

Масло в антифризеЭмульсия в масле

Промывка двигателя

Начинается со слива испорченного масла, имеющего в примеси антифриз. Затем систему несколько раз наполняют промывочным маслом. Т.к. его потребуется приличное количество, лучше взять несколько литров самого бюджетного варианта. После того, как система смазки полностью очищена от попавшего в нее антифриза, заливается новое масло. Желательно прочистку закончить установкой хорошего масляного фильтра.

Промывка двигателя специальным средством

Запомните: моторное масло с примесью антифриза провоцирует негативное влияние на работу двигателя, особенно в перспективе на будущее. Если вы заметили данное явление, в срочном порядке выявляйте проблему и устраняйте ее.

А вы смешивали антифриз с водой?

Теплообменник или как понять, что антифриз попал в масло!

Теплообменник

— это техническое устройство, в котором осуществляется теплообмен между двумя средами, имеющими различные температуры.

Скажем сразу откровенно слабое место всех современных двигателей!

Перемешивание моторной смазки с охлаждающей жидкостью двигателя – неисправность критическая, требующая немедленного вмешательства и устранения. Другими словами, эксплуатировать машину нельзя, только ремонтировать. Хоть и нечасто, но такая проблема встречается на новых и подержанных автомобилях. Чтобы избежать дорогостоящих ремонтов, хозяин авто должен четко представлять порядок своих действий, когда обнаружено масло в антифризе.

Система охлаждения силового агрегата представляет собой сеть каналов, проходящих через блок и головку цилиндров. Она герметична и потому работает под давлением, возникающим в результате нагрева и расширения жидкости. Система смазки имеет похожее строение, только каналы более узкие, а давление создает масляный насос.

Крайне важно следить за уровнями и состоянием технических жидкостей, масла и антифриза.

Существует несколько причин, по которым происходит смешивание двух разных жидкостей:

Как определить попадание смазки в антифриз:

Как правило, беда не приходит одна. Тосол, попавший в поддон картера, может создать серьезные проблемы: в лучшем случае эмульсия засорит смазывающие каналы и фильтр. При худшем раскладе коленчатый вал провернет вкладыши (подшипники скольжения) в результате масляного голодания. Дорогостоящий ремонт обеспечен.

Признак поломки хорошо заметен – из выхлопной трубы валит белый дым в большом количестве, а мощность мотора резко падает.

Когда подобная проблема возникает на машине, оборудованной теплообменником – охладителем моторной смазки, возникают затруднения с самостоятельной диагностикой неисправности. Если внешние признаки в виде потеков отсутствуют, то после выявления эмульсии в расширительном бачке срочно обращайтесь в наш автотехцентр, мы проведем замену прокладок теплообменника и промоем масляную и охлаждающую системы.

На автомобилях марок GM теплообменник расположен за коллектором, и постоянно подвержен сильному нагреву, из-за этого прокладки дубеют и начинается течь масла!

Все современные моторы теплонагруженные, рабочая температура моторов достигает 103-105С, а у некоторых моторов еще выше. Детонация ДВС, высохшие пластиковые трубки, дубовые резиновые прокладки и преждевременное окисление масла являются платой за экологичность.

Белый дым из выхлопной трубы Прогоревшая прокладка ГБЦ

Методика устранения

Когда значительное количество смазки попало в антифриз, последний не способен работать в качестве охладителя. В нем образуются сгустки и даже твердые частицы, оседающие на стенках каналов, забивающие клапан термостата и засоряющие радиатор. Также нет никакой гарантии, что не произошло взаимного проникновения и тосол не протек в поддон картера. Отсюда вывод: обе жидкости необходимо слить.

Если ваш автомобиль оснащен масляным радиатором, немедленно обращайтесь на станцию технического обслуживания с целью локализовать пробитую прокладку. Затем решайте, выполнять ремонт самостоятельно либо доверить работу персоналу автосервиса.


Что делать, если масло или эмульсия обнаружена в расширительном бачке с антифризом:

  1. Обе системы необходимо промыть. Перед сливом тосола добавьте в расширительную емкость специальный моющий состав и дайте мотору поработать на холостых оборотах 5 минут. Смазывающую систему опорожняйте сразу.
  2. Открутите и выбросьте масляный фильтр.
  3. Замените прокладку на блоке цилиндров, сняв ГБЦ. В процессе демонтажа разберите элементы охлаждающей системы (патрубки, помпу, термостат) и тщательно промойте их вручную. Таким же образом поступайте с теплообменником, если он является виновником перемешивания жидкостей.
  4. Открутите поддон картера и масляный насос, последний разберите и поменяйте все прокладки. Перед сборкой промойте детали бензином либо растворителем.
  5. Соберите силовой агрегат, поставьте новый фильтр и залейте промывочную моторную смазку. Вместо тосола заполните систему дистиллированной водой, добавив моющий состав.
  6. Заведите двигатель и оставьте поработать на 10–15 минут, не повышая обороты. Следите за контрольной лампой масла и указателем температуры.
  7. По окончании замените воду рабочей жидкостью – антифризом, а промывочное масло – полноценным моторным. Очень желательно дважды поменять фильтр.

Совет. Делая предварительную промывку системы охлаждения до устранения неисправности, контролируйте температуру и давление смазки. Заметите неладное – сразу глушите мотор, поскольку масло по-прежнему попадает в антифриз.

Как бы тщательно вы ни старались вымывать детали мотора в процессе разборки, добраться до всех каналов не удастся. Поэтому промывка производится несколько раз, в том числе после запуска силового агрегата. Во время дальнейшей эксплуатации отслеживайте состояние технологических жидкостей, чтобы неприятность не повторилась.

Как определить, что антифриз попал в двигатель

У многих водителей возникает вопрос, как узнать, что антифриз попадает в двигатель. Понять это можно по следующим признакам.

Падение уровня антифриза. Не всегда это говорит именно об утечке в систему смазки. Вместо двигателя охлаждающая жидкость может просто попадать в подкапотное пространство.

Появление эмульсии. Проверить ее наличие можно с помощью измерительного щупа и взглянув на маслозаливную горловину. Она выглядит как жидкость грязно-белого или желтоватого цвета, которая состоит из тосола или антифриза, смешавшегося с маслом. Эта смесь образуется на горловине, под крышкой. Иногда вместе с ней на стенках каналов и маслопроводов появляется накипь. Чем больше охлаждающей жидкости попало в масло двигателя, тем больше эмульсии вы увидите.

Нестабильная работа мотора и перегрев двигателя. Если произойдет смешивание масла и антифриза, работа систем охлаждения и смазки нарушится. В таком случае двигатель будет очень быстро перегреваться, особенно если автомобиль работает на больших оборотах. Также это может сопровождаться изменением работы мотора (например, он начнет «троить»).

Попадание масла в антифриз. При нарушении герметичности обеих систем происходит взаимное смешивание жидкостей в них. Поэтому можно заглянуть в расширительный бачок и проверить: если антифриз пахнет горелым маслом и чернеет, это означает, что оно попало в систему охлаждения.

Белый дым. Охлаждающая жидкость попадает в цилиндры бензиновых автомобилей и в коллекторы дизельных, поэтому они чутко реагируют на изменение работы. Если из выхлопной трубы валит дым светлого оттенка, больше похожий на пар, это говорит о попадании антифриза в двигатель.

Свечи зажигания и картер светлеют. Налет белесого цвета может быть признаком сгоревшего антифриза.

Пузырьки воздуха. Они укажут на разгерметизацию системы и могут появляться в расширительном бачке охладительной системы, особенно на высоких оборотах. Чтобы увидеть пузырьки, нужно заглянуть под крышку или присмотреться к корпусу бачка.

Потеки антифриза. Если из-под прокладки ГБЦ течет охлаждающая жидкость, это серьезный сигнал о том, что она попала в масло и нужно незамедлительно проверить двигатель.

Диагностика

Когда прокладка ГБЦ

(головка блока цилиндров) прогорает в сторону моторного отсека, то место утечки тосола или другой жидкости из системы охлаждения, легко можно определить по потеку. Это при условии, что за двигателем установлен присмотр и его регулярно моют.

Особенно культурные водители для быстрого выявления мест утечек различных жидкостей, циркулирующих в движке, красят его в термостойкую серебрянку и регулярно моют сам двигатель.

На серебрянке все утечки определяются моментально, что позволяет быстро устранить неисправность. Конечно, на грязном двигателе что-то быстро определить невозможно. Но свежее выдавливание тосола из-под головки увидеть шанс есть.

Постепенное уменьшение объема тосола это еще не страшно, и может указывать как на наличие пробоя в прокладке

, так и на утечку в мостах соединения магистрали или на микротрещины в шлангах. Обмен тосола и масла может происходить и в теплообменнике вследствие нарушения герметичности.

Когда вопрос касается только тосола, то вовремя обнаруженное его попадание в масло не вызовет серьезных или необратимых процессов с остальными системами двигателя.

Хуже сложится ситуация, когда в системе не тосол, а антифриз разбавленный водой. В таком случае от двигателя можно ожидать всего, вплоть до перегрева и деформации ГБЦ.

Последствия попадания ОЖ в двигатель

Смешивание масла с тосолом или антифризом может стать причиной серьезных поломок. Это крайне небезопасно и может привести к авариям и неисправностям двигателя. Поэтому на машине, находящейся в нестабильном состоянии, лучше не ездить.

Системы смазки и охлаждения нарушат свою работу. Присадки должны защищать двигатель от трения, а антифриз разрушит их. Начнется износ трущихся деталей, а уровень охлаждающей жидкости уменьшится, она в целом снизит свои свойства.

Головка блока цилиндров деформируется. Попадание антифриза в масло приведет к тому, что на поршнях автомобиля появятся задиры, а компрессионные и маслосъемные кольца повредятся. Мощность двигателя также снизится, мотор начнет работать с перебоями, снизится его эффективность.

Стук в распределительном и коленчатом вале. Он появляется, так как фрикционный слой вкладышей протирается. Это происходит из-за нарушения работы системы смазки, начинается коррозия. А при работе двигателя жидкость разогревается, разрушительная реакция ускоряется.

Быстрый перегрев двигателя. Разбавленное масло уже не так хорошо смазывает его детали. Поэтому сила трения увеличивается, а нагрев происходит даже на небольших оборотах. После этого двигатель может начать перегреваться и изнашиваться.

Засорение каналов. В результате появления эмульсии каналы, по которым течет смазка, засоряются. Мотор не может правильно охлаждаться и смазываться, что также может стать причиной капитального ремонта.

Любую поломку, приводящую к попаданию антифриза в двигатель, нужно устранять как можно быстрее, иначе блок цилиндров деформируется и может стать абсолютно непригодным для использования.

Что делать, если антифриз попал в масло

В зависимости от того, как антифриз попал в масло, существуют определенные, конкретные для каждого случая пути устранения неполадок.

Почему антифриз попадает в масло Способ устранения причины проникновения тосола в масло
Изношена прокладка головки блока цилиндров Демонтировать и установить головку блока. Поменять прокладку уплотнения.
Пробита прокладка ГБЦ. Треснула перегородка масла от антифриза. Ремонт трещины.
Деформирована прокладка. Замена внутренней части деформированной головки, прилегающей к мотору.
Плохо установлена прокладка. Переустановка, качественная затяжка болтов.
Антифриз низкого качества. Замена жидкости на качественную. Ремонт, замена прокладок и цилиндров.
Неправильно установлен жидкостный насос. Переустановка насоса.

Полезные советы для автовладельцев

Проникновение тосола в силовой агрегат и смешивание с маслом может привести к катастрофическим последствиям

. Такие же последствия актуальны и в тех случаях, когда владелец автомобиля использует не специальный антифриз, а обычную воду. Если появились такие признаки как белый цвет выхлопа, пузыри в расширительном баке, падение уровня жидкости, повышение уровня масла, образование эмульсии на деталях смазочной системы, эксплуатацию мотора следует немедленно прекратить.

Необходимость выполнения капитального ремонта может возникнуть даже при попадании небольшого количества жидкости

. После устранения неполадки важно полностью заменить масло. При этом необходимо перед заливкой нового масла использовать специальную промывочную жидкость. Промывка удалит все загрязнения, которые образовались вследствие попадания тосола.

ВАЖНО!

Если охлаждающая жидкость попала в смазочную систему, двигатель рекомендуется
немедленно заглушить. Для доставки на СТО лучше воспользоваться сторонней помощью, поскольку даже недолгая работа двигателя может привести к повреждению блока цилиндров. Значительно проще и дешевле установить новую прокладку ГБЦ, нежели затем ремонтировать повреждённую головку, вкладыши, коленвал и распредвал.
Чаще всего к неисправности приводит именно деформация прокладки ГБЦ

. Она может трескаться и прогорать. Данный элемент является неремонтопригодным, поэтому поломка устраняется только заменой. При выполнении ремонта следует соблюдать рекомендации производителя. Желательно использовать оригинальные запчасти. При установке новой головки важно следовать техническим указаниям производителя по силе и порядку затяжки ГБЦ.

Почему антифриз попадает в двигатель

Почему антифриз попадает в двигатель? Такой вопрос может возникнуть неожиданно. Ведь совершенно непонятно, как это возможно. Система охлаждения имеет множество элементов, которые должны предотвращать такие проблемы. Давайте разберемся вместе, почему же антифриз попадает туда, куда не нужно.

Как понять, что антифриз попал в двигатель

  • Количество охлаждающей жидкости уменьшается, притом что она не вытекает из авто.
  • Мотор транспортного средства работает неравномерно, а двигатель троит.
  • На щупе остаются белесые следы антифриза.
  • На открытой клапанной крышке есть белый налет, а также внутри головки блока цилиндров есть белые пятна.
  • На больших оборотах двигателя в расширительном бачке есть пузырьки воздуха, а на поверхности наблюдаются подтеки смазки.
  • В поддоне, на картере, под головкой и на свечах зажигания виден антифриз.
  • Выхлоп имеет белый цвет и визуально похож на пар. Концентрация выхлопных угарных газов повышена.
  • Моторное масло или смазочный материал быстро темнеет.

Причины попадания охлаждающей жидкости в двигатель

Если выяснилось, что антифриз все же попал или попадает в смазочную жидкость, то нужно определить, почему так происходит. Есть несколько основных причин. К ним обычно относятся:

  • выход из строя прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ). Она может быть изношена, деформирована или пробита. В таком случае для антифриза не будет никаких преград и он протечет в смазку. Заметить следы незваного гостя можно на свечах зажигания: на них будет белесый подтек охлаждающей жидкости;
  • прокладка ГБЦ некачественно установлена. Болты головки могут быть несильно затянуты либо, наоборот, быть перетянуты;
  • отсутствие герметичности теплообменника. Иногда со временем его прокладки приходят в негодность, а крепления разбалтываются;
  • деформация головки ГБЦ. Обычно это происходит в результате перегрева или тяжелых условий эксплуатации;
  • плохое качество антифриза. Охлаждающая жидкость может замерзать при небольших отрицательных температурах. В результате оттаивания антифриза иногда происходит повреждение головки блока. Некачественная охлаждающая жидкость может приводить к разрушению и появлению ржавчины на гильзах цилиндров;
  • жидкостный нанос установлен неправильно или забит.

Какие действия можно предпринять, если антифриз попал в двигатель

В зависимости от причины проникновения охлаждающей жидкости в масло следует предпринимать конкретные действия. В таблице ниже представлены основные варианты.

Причины попадания антифриза в масло Способ устранения проблемы
Изношена прокладка головки блока цилиндров Демонтируйте и установите головку блока, замените прокладку уплотнения
Пробита прокладка ГБЦ. Либо на перегородке масла от антифриза есть трещина Ликвидируйте трещину
Деформирована прокладка ГБЦ Замените внутреннюю часть поврежденной головки, прилегающей к мотору
Неправильная установка прокладки Переустановите ее и корректно затяните болты
Плохое качество антифриза Замените охлаждающую жидкость качественной, отремонтируйте и замените прокладки и цилиндры
Неправильная установка жидкостного насоса Переустановите его

Последствия проникновения охлаждающей жидкости в масло

В той или иной степени все перечисленные ниже последствия могут приводить к капитальному ремонту двигателя, если вовремя не устранить проблему.

При попадании антифриза в масло происходит изменение смазочных и защитных свойств последнего. Присадки могут предохранять двигатель от сухого трения. Как правило, они обеспечивают оптимальную работоспособность мотора при разных температурах окружающей среды. При попадании в масло антифриза эти присадки разрушаются, вследствие чего двигатель начинает быстро изнашиваться.

При попадании охлаждающей жидкости в масло может появиться стук в распределительном и коленчатом вале. Это происходит из-за стирания фрикционного слоя вкладышей. Под микроскопом на них обычно видны белые шарики соли, которые образуются в результате химической реакции при взаимодействии антифриза и присадок масла. Именно они являются причиной коррозии и стирания вкладышей. Во время работы двигателя масло разогревается, вследствие чего разрушительная реакция ускоряется.

При попадании антифриза в двигатель маслянистая основа теряет свои защитные свойства. Маслянистые присадки лучше растворяются в воде. Большинство антифризов имеют водную основу. Даже небольшое количество такой жидкости может уничтожать большой процент присадок.

Чтобы своевременно устранить такие неисправности, рекомендуется регулярно делать диагностику состояния двигателя и системы охлаждения. Также можно покрыть двигатель серебряной краской, которая способна выдерживать высокие температуры.

Причины и признаки попадания антифриза в двигатель

Смешение смазывающей и охлаждающей жидкости (ОЖ) не добавляет «здоровья» мотору. Рабочая температура силового агрегата растет выше нормы, забиваются каналы, страдает цилиндропоршневая группа (ЦПГ) и клапаны. Увеличивается сила трения между вкладышами и коленчатым валом. При раннем выявлении проблемы можно избежать дорогого ремонта. Расскажем о том, как понять, что антифриз попадает в двигатель. Приведем основные симптомы, дадим рекомендации по выходу из ситуации с минимальными потерями.

Пути проникновения тосола

Масло и тосол движутся по внутренним каналам в блоке и головке блока цилиндров (ГБЦ) для охлаждения двигателя, смазки его деталей. Смазка идет из масляного насоса в фильтр, откуда попадает в главный масляный канал. От него масло направляется по более мелким магистралям к подшипникам коленчатого вала, вкладышам, поршневым кольцам и другим деталям мотора, которые нуждаются в смазке.

Антифриз циркулирует по системе охлаждения, попадая в радиатор, термостат, водяной насос. Он проходит через каналы в блоке и ГБЦ, которые находятся рядом с горячими поверхностями силового агрегата, для охлаждения его деталей.

Как циркулирует антифризСхема системы охлаждения мотора

Но если магистрали повреждены в результате коррозии или износа, тосол проникает в каналы, где должно находиться только масло, смешивается с ним. Вот как антифриз попадает в двигатель. Такая ситуация может привести к тому, что масло потеряет смазывающие свойства, станет менее эффективным. Наличие смазки в системе охлаждения приведет к тому, что оно начнет образовывать отложения на внутренних поверхностях. Это спровоцирует перегрев, повреждение деталей мотора.

Давление в системе смазки составляет 4 атмосферы, а в охлаждающем контуре всего 1,5 атмосферы. Значит, при прорыве масло пойдет в антифриз, а после остановки силового агрегата начнется обратное смешивание.

Поэтому советуем регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля, чтобы предотвратить возможные пробои каналов в блоке и ГБЦ, а также менять масло и антифриз в соответствии с рекомендациями производителя. Если возникла подозрительная ситуация, надо оценить характерные признаки.

Признаки попадания антифриза в двигатель

Низкий уровень антифризаОЖ ниже нормы

Попадание тосола в двигатель — серьезная проблема, которая приводит к повреждению мотора, системы охлаждения машины. Поэтому надо определить симптомы этого явления, а потом устранить их. Вот некоторые признаки:

  1. Падение уровня ОЖ. На бачке расширителя видно, что тосол находится ниже отметки min. Чем меньше антифриза, тем серьезнее последствия для движка.
  2. Меняется цвет и плотность тосола. Нормальная жидкость синего, зеленого, желтого или красного цвета. Если она потемнела, стала густой или маслянистой на ощупь, это значит, что в нее попало масло.
  3. Появляется жирная пленка на поверхности ОЖ в расширительном бачке. У нее темный оттенок, отражается свет в разноцветных разводах.
  4. Изменяется запах антифриза. У чистого тосола слабый сладковатый аромат. Если он стал пахнуть горелым или неприятно, это свидетельствует о проникновении смазки.
  5. Часто происходит перегрев двигателя. Масло снижает температуру кипения и теплоотдачу жидкости, поэтому она не может эффективно охлаждать мотор.
  6. Эмульсия в клапанной крышке. При снятии крышки видна «паста» светло‐коричневого цвета, похожая на вареную сгущенку.

Вот симптомы того, что антифриз попал в двигатель. Порой вылезают другие признаки. Уменьшается уровень масла, в заливной горловине появляются светлые пятна, отложения на стенках. Из трубы идет белый дым. Последний симптом намекает на то, что тосол проник в камеру сгорания. Надо делать глубокую диагностику.

Причины пробоя контуров охлаждения и смазки

Пробой прокладки ГБЦПробитая прокладка ГБЦ

Есть четыре возможные причины этого явления, которые связаны с разгерметизацией системы смазки или охлаждения:

  1. Пробитая или треснувшая прокладка ГБЦ. Основная причина. Уплотнитель ГБЦ нужен для разделения каналов, по которым текут жидкости. Он предотвращает их смешивание. Если прокладка повреждена, то масло проникает в каналы антифриза и наоборот. Пробой происходит из-за перегрева двигателя, неправильной установки головки, износа и «усталости» материала.
  2. Повреждение теплообменника или масляного радиатора. Он служит для охлаждения масла при помощи тосола. Элемент состоит из двух контуров, по которым текут жидкости, разделенные тонкой стенкой. Если преграда трескается или деформируется, то масло может просочиться в контур антифриза и смешаться с ним. Типичные причины — коррозия, вибрация, ударное воздействие или высокое давление.
  3. Повреждение помпы или насоса системы охлаждения. Крыльчатка обеспечивает циркуляцию антифриза по магистралям и патрубкам. Она имеет в своем устройстве сальник, который предотвращает выход жидкости из помпы. Если прокладка изношена или повреждена, то масло проникает в насос через ось, попадает в антифриз. Деформация сальника вызвана износом, перегревом, загрязнением или неправильной установкой.
  4. Пробой стенки между магистралями. Это происходит из‐за замерзания антифриза. Старая, разбавленная или поддельная жидкость может кристаллизоваться на морозе. Происходит расширение, высокое давление проламывает дюралюминий. Каналы теряют герметичность.

Вот почему антифриз попадает в двигатель. По нашим наблюдениям, в 90 % случаев все дело в повреждении прокладки ГБЦ. Если ее пробило, надо быстрее менять уплотнитель, чтобы дело не дошло до «капиталки» силового агрегата.

Последствия проникновения тосола в мотор

Поршень с задирамиЗадиры на поршне

Самое опасное для движка — повреждение поршневой системы. Смешанная смазка не образует на деталях стойкую пленку. Из‐за высокой силы трения металл нагревается, на цилиндрах и поршнях появляются задиры. Снижается компрессия. Финал — заклинивание мотора. Попадание ОЖ в двигатель сопровождается рядом других негативных последствий, таких как:

  1. Снижение смазывающих свойств моторного масла. ОЖ «миксуется» со смазкой, образует эмульсию, которая не способна обеспечить надежную защиту соприкасающихся элементов двигателя от истирания. «Сметана» заполняет масляные каналы и фильтры, нарушает циркуляцию масла, повышает давление в контуре смазки.
  2. Ухудшение работы цилиндров и свечей зажигания. Тосол при просачивании в камеры сгорания снижает температуру горения топлива, увеличивает детонацию. Это приводит к потере мощности, увеличению расхода горючего, выбросам вредных веществ. ОЖ может вызвать коррозию и замыкание свечей зажигания, что ухудшает качество искры, стабильность работы двигателя.
  3. Повреждение головки блока цилиндров. Тосол при проникновении в двигатель вызывает перегрев, деформацию металла из‐за разности температурных коэффициентов расширения материалов. Это приводит к увеличению зазоров между деталями, утечке сжатого газа и потере компрессии. ОЖ провоцирует коррозию, износ цилиндров, поршней, кольцевых канавок и колец.
  4. Загрязнение. Антифриз содержит примеси и добавки, которые могут засорять систему смазки, приводить к образованию отложений и наслоений. Это плохо влияет на эффективность работы движка, его ресурс.

Если антифриз случайно попал в двигатель, вот какие бывают последствия. Для их устранения необходимо своевременно проводить техническое обслуживание, контролировать уровень, состояние ОЖ и смазки. Проще раз в неделю вынуть щуп и взглянуть на шкалу расширительного бачка, чем разбирать половину силового агрегата.

Профилактические меры

Чтобы исключить проникновение тосола в мотор, необходимо соблюдать меры профилактики.

Советуем регулярно проверять уровень и состояние ОЖ в расширительном бачке. Когда объем падает без видимых причин, это говорит об утечке в контуре охлаждения. В этом случае нужно провести диагностику самостоятельно или обратиться на СТО — станцию технического обслуживания.

Надо вовремя менять антифриз согласно рекомендациям производителя автомобиля. Со временем жидкость теряет антикоррозийные и антизамерзающие свойства, загрязняется примесями. Это приводит к образованию накипи, коррозии в каналах системы охлаждения, к повреждению прокладок и уплотнителей, через которые тосол просачивается в мотор.

Кипение машины из-за некачественного антифризаЗакипел некачественный тосол

Надо использовать только качественную ОЖ, соответствующую типу и характеристикам силового агрегата автомобиля. Не стоит смешивать разные виды антифриза или разбавлять его водой. Это нарушает баланс химических компонентов жидкости, ухудшает ее свойства. Некоторые виды тосола несовместимы с резиновыми материалами, вызывают их разрушение или деформацию. Трескаются прокладки, сальники, патрубки.

Главное — следить за показаниями термометра на «приборке». Если «градус» повышается выше нормы, значит система охлаждения работает с перебоями, в ней мало тосола. Необходимо немедленно остановить движение, выяснить причину перегрева. Продолжать езду с «раскаленным» мотором опасно. Это спровоцирует термическое разрушение деталей, проникновение ОЖ в камеры сгорания.

Выводы

Попадание антифриза в двигатель приводит к серьезным проблемам: снижение эффективности смазки, загрязнение магистралей, деформация ГБЦ. Типичные признаки неисправности: увеличение расхода масла, появление белого дыма из выхлопа, повышенная температура движка.

Для предотвращения серьезных последствий рекомендуем своевременно обращаться в автосервис для проведения диагностики двигателя, устранения причин попадания антифриза в мотор. На СТО специалисты смогут быстро и профессионально обнаружить проблему, провести ремонт. Не придется тратить много денег на «капиталку» с заменой поршневой системы.

Антифриз или тосол в масле: что будет с двигателем

Антифриз в цилиндрах и в масле последствия

Среди различных неисправностей двигателя внутреннего сгорания с жидкостной системой охлаждения можно столкнуться с тем, что рабочая жидкость из системы охлаждения начинает попадать в систему смазки. Сразу отметим, что причин для такой поломки существует несколько, начиная от прогоревшей прокладки головки блока цилиндров и заканчивая трещиной в блоке или ГБЦ.

В результате попадания тосола или антифриза в масло достаточно часто под крышкой маслозаливной горловины образуется эмульсия, а в расширительном бачке на поверхности охлаждающей жидкости можно наблюдать маслянистые пятна. В более тяжелых случаях водитель замечает, что поднимается уровень масла в двигателе, в системе охлаждения параллельно снижается уровень ОЖ. Это говорит о том, что утечка достаточно сильная.

В этой статье мы поговорим о том, что происходит с мотором, если в двигатель попал антифриз или тосол, а также к каким последствиям приводит охлаждающая жидкость в моторном масле.

Антифриз попал в двигатель: какие последствия для силового агрегата

Антифриз в масле задиры вкладышей

Начнем с того, что антифриз или тосол является смесью концентрата и дистиллированной воды. Вполне очевидно, что попадание такой жидкости в систему смазки и смешивание с моторным маслом значительно ухудшает свойства смазочного материала.

Отметим, что езда на таком масле вполне способна привести к быстрому износу и капремонту ДВС. Если для старых моторов «капиталка» является прогнозируемой и вполне ожидаемой процедурой, то необходимость полностью ремонтировать относительно новый мотор может стать для водителя полной неожиданностью.

Так вот, если антифриз попал в двигатель, при этом агрегат эксплуатируется дальше в штатном режиме, тогда в таком двигателе может появиться стук, причем очень быстро. Обычно стучать начинают вкладыши коленчатого вала и распредвала. Давайте рассмотрим, почему так происходит.

  • После разборки двигателей с такими повреждениями можно увидеть, что на вкладышах буквально стерт фрикционный слой, а металлическая поверхность покрыта царапинами-задирами. Гладкая и блестящая поверхность вкладыша из привычного серого цвета превращается в бурую, покрытую пятнами и царапинами. Вполне логичным является вопрос, почему так произошло.

Если рассмотреть поверхность поврежденных вкладышей при большом увеличении (например, под электронным микроскопом), становятся видны очень маленькие шарики белого цвета. Размер шариков, в среднем, составляет всего около 20-35 микрон. Указанные частички-шарики буквально «въедаются» в металл на поверхности вкладышей.

Становится понятно, что указанные мелкие частицы, подобно абразиву, стерли фрикционный слой и образовали задиры. Теперь давайте разберемся, откуда они появились и какова их структура. По результатам химического анализа специалисты определяют, что в составе частиц присутствует фосфор, сера, кальций и ряд других химических элементов.

Главное, эти частицы более твердые по сравнению с фрикционным слоем и самим материалом изготовления подшипников скольжения. Что особо интересно, указанные твердые частицы образовались из добавок и присадок, которые находятся в самом моторном масле. Более того, образование частиц происходит именно тогда, когда присадки для моторного масла смешиваются с тосолом/антифризом, после чего эта смесь нагревается.

Еще раз напомним, в составе охлаждающей жидкости присутствует большой процент воды. Так вот, присадки для моторного масла в воде растворяются намного лучше, чем в масле. Итогом становится высокая концентрация растворенных присадок, причем даже если антифриза в смазку попало немного.

  • Также не стоит забывать о значительном нагреве двигателя. Высокая температура значительно ускоряет химические реакции, процессы смешивания и т.д. Получается, через небольшой промежуток времени после попадания антифриза в двигатель, в полученной смеси из моторного масла, воды и концентрата антифриза образуются прочные фосфорные соединений цинка и кальция.

Тосол попадает в цилиндры причина и ремонтРекомендуем также прочитать статью о том, почему тосол или антифриз попадает в цилиндры двигателя. Из этой статьи вы узнаете об основных причинах неисправности, а также о достуных способах ремонта указанной неполадки двигателя.

А теперь представим, что такая смесь попала на нагретую поверхность вкладыша. Вполне очевидно, что вода быстро испарится, после чего остается небольшой твердый шарик. Указанный шарик, подобно песчинке, образует на гладкой поверхности сопряженных деталей задиры и другие дефекты.

Если учесть, что таких частиц в процессе работы ДВС появляется много и они активно циркулируют по всему мотору вместе с маслом, результаты предугадать не сложно. Износ поверхностей значительно усиливается и ускоряется, через небольшой промежуток времени двигатель стучит.

Полезные советы

С учетом приведенной выше информации становится понятно, что если антифриз или тосол попал в масло, последствия для двигателя могут быть катастрофическими. То же самое можно сказать и о случаях, когда в системе охлаждения используется обычная вода.

Важно понимать, что вода в масле приведет к капитальному ремонту при дальнейшей эксплуатации двигателя. Даже незначительное попадание воды в систему смазки уже является поводом для немедленного прекращения эксплуатации силового агрегата. Также после полного устранения неполадок моторное масло необходимо обязательно сменить, а смазочную систему нужно промыть.

К этому можно добавить, что в состав моторных масел последних поколений входит целый пакет активный моющих, противоизносных и противозадирных, а также антифрикционных (энергосберегающих) и антиокислительных присадок. На практике это означает, что таких добавок в масляной основе не менее 1/3. Получается, попадание воды в масло неизбежно вызовет целую цепочку нежелательных химических реакций.

Как устранить течь антифризаРекомендуем также прочитать статью о том, как устранить течь антифриза. Из этой статьи вы узнаете о том, что делать, если тосол или антифриз течет или упал уровень антифриза в расширительном бачке.

Напоследок отметим, что если антифриз, тосол или вода попали в систему смазки двигателя, мотор лучше сразу остановить и доставит автомобиль на СТО не своим ходом. Дешевле заменить пробитую прокладку ГБЦ или даже отремонтировать трещину в головке или БЦ, чем менять вкладыши, шлифовать коленвал и распредвал или делать капремонт двигателя.

Белая эмульсия на крышке маслозаливной горловины причины

На какие неисправности указывает эмульсия на масляном щупе и крышке маслозаливной горловины. Способы самостоятельного определения причин данной проблемы.

Тосол в цилиндрах двигателя

Почему антифриз или тосол поадают в цилиндры двигателя и что делать в такой ситуации. Как самому определить наличие тосола в цилиндрах, способы ремонта.

Течет антифриз

Причины, по кторым охлаждающая жидкость начинает течь. Как найти место утечки антифриза или тосола самому. Полезные советы и рекомендации.

Почему масло пенится в моторе

Вспенивание моторного масла в двигателе: в каких случаях и чем опасно такое являение для двигателя. Основные причины неисправности, диагностика.

Бензин в масле двигателя

Почему происходит попадание топлива в моторное масло, какими могут быть последствия неисправности для ДВС. Бензин попадает в масло: диагностика и ремонт.

Расход моторного масла в двигателе по норме

Должен ли двигатель расходовать масло и какой расход масла является нормой для мотора. Повышенный расход смазки, основные причины, частые неисправности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *