Что стало с заводами Renault, Hyundai, KIA и Ford в России?
После февраля 2022 года западные автомобильные бренды покинули Россию, оставив здесь собственные производственные мощности. Сейчас на части этих заводов производство возобновлено.
Только теперь это не привычные россиянам Renault, Nissan, Kia или Hyundai, а китайцы с российскими шильдиками, например, восставший из забвения «Москвич» или совершенно неведомые нам «зверушки» типа Kaiyi (по-русски – Каи), который выпускается вместо «Киа» в Калининграде.
Насколько существенна эта замена, и можно ли сказать, что урон от ухода иностранных брендов авто сведён к минимуму, разбирался ForPost.
Куда идут дела?
Пока ситуация с замещением ушедших из России западных автобрендов очень далека от идеальной, считает заместитель главного редактора журнала «За рулём» Игорь Моржаретто.
«Мы ещё сильно отстаем в производстве. Раньше мощности всех российских автозаводов, включая иностранные бренды, были рассчитаны на выпуск примерно 3,5 млн новых машин в год. Но сейчас такое количество машин в России уже не продашь. А экспортные рынки утеряны —остались лишь небольшие рынки СНГ. Восстановление идёт с большим трудом. Самые большие производства по-прежнему стоят. Я имею в виду завод Hyundai и Kia в Санкт-Петербурге, также Toyota там же, и другие», — отметил эксперт в разговоре с ForPost.
Добавим, в этом году общее число выпущенных новых машин в России может составить 700 тыс. экземпляров. Но это только планы. По факту же за семь месяцев года было выпущено лишь 244 тыс. новых машин. Очевидно, что намеченный показатель при таких темпах вряд ли будет достигнут.
По планам Минпромторга, к 2035 году российские автопроизводители совокупно должны выйти на 1,6 млн новых авто. То есть даже этот стратегический показатель существенно ниже тех возможностей, что были у российского автопрома до февраля 2022 года.
Реновация «Рено»
Пожалуй, больше всего на слуху у россиян судьба российских мощностей французского автоконцерна Renault, сотрудничавшего с российским АвтоВАЗом, у которого и осталась часть производственных площадей. Вторая часть Renault — это теперь российский обновленный «Москвич», который больше китайский, чем наш.
«Московский завод Renault передан правительству Москвы. Там налажена сборка из китайских машинокомплектов автомобилей »Москвич 3». Обещают более глубокую локализацию, а также появление второй модели и так далее. Однако, пока это только крупноузловая сборка. Российских деталей там нет», — рассказал Игорь Моржаретто.
Напомним, на заводе обещают начать выпуск второй модели «Москвич 6». Это будет крупноузловая сборка китайского автомобиля JAC Sehol A5 Plus. Помимо этого, в планах завода ещё несколько новых моделей — тоже перелицованных «китайцев». Подробнее об этом читайте в материале ForPost «Москвич» готовится выпустить на дороги России новое китайское чудо».
«А на площадке АвтоВАЗа, где ранее собирались Renault, идёт сборка автомобиля Lada. Кроме того, от Renault нам в наследство досталась новая модель: по договору французы оставили нам одну из своих платформ, на которой будет сделана новая Lada Granta. Её обещают в 2025 году, хотя по плану машина должна была выйти в 2023 году. В целом на этих мощностях ведётся работа, и можно сказать, что завод почти не останавливался, за исключением весны 2022 года, когда не хватало комплектующих. К слову, эта проблема до сих пор присутствует, и комплектующих всё ещё не хватает, но завод работает», — рассказал Моржаретто о той части Renault, что осталась у «АвтоВАЗа».
Напомним, ранее ForPost писал о новой модели Lada, которая придёт на смену нынешней Granta. Она уже получила название Iskra. Подробнее об этом читайте в материале «АвтоВАЗ» назвал сменщика Granta — что возгорится из «Искры»?
«Москвич 6». Фото Drom.ru
Восход или закат Nissan?
Игорь Моржаретто также напомнил, что к теме судьбы Renault в России вплотную примыкает и судьба российского завода Nissan (в переводе с японского — принадлежащий Солнцу, — прим. авт.).
«Это один альянс Renault-Nissan. Речь идёт о заводе в Санкт-Петербурге, где летом было анонсировано начало сборки кроссовера под брендом Lada из китайских машинокомплектов, но продажи ещё не начались, цены неизвестны. Возможно, эту машину начнут продавать к концу года. Но идёт ли там сейчас какая-то сборка, непонятно. Летом показали, что сборка началась, но теперь тишина. Судя по всему, есть проблемы с китайским поставщиком», — рассказал Моржаретто.
Отметим, речь идёт об автомобиле, который выйдет на российский рынок под названием Lada X-cross 5. В Китае эта машина известна как FAW Bestune T77.
По некоторым данным, проект может быть закрыт из-за разногласий российской и китайской сторон. В частности, об этом писал телеграм-канал «Русский автомобиль».
«Китайцы гораздо больше зарабатывают на прямых поставках, а при локализации основная прибыль остаётся сборщику и производителям компонентов в РФ. Для ВАЗа неудача с FAW —очень чувствительная тема. Надо как-то выходить из ситуации и с имиджевой, и с экономической точек зрения. Что делать с этими машинами, под какой маркой их продавать? Если как Лады — то как давать гарантию без поддержки производителя? Можно ли как-то вылавировать, сохранив отношения с FAW и не впадая в катастрофические убытки? Там много вопросов», — пишет автор канала.
Lada X-cross 5. Фото Maksim Konstantinov/Global Look Press
Молот «Автотора»
Очень хорошие результаты замены западных брендов показал российский автоконцерн «Автотор» в Калининграде.
«Автотор» ранее работал с тремя крупнейшими мировыми производителями — BMW, Hyundai и Kia. Все они ушли. Но надо сказать, что «Автотор» лучше всех среагировал на эту ситуацию и с начала этого года собирает китайские автомобили уже четырёх марок. Часть из них уже в продаже — это Kaiyi и BAIC. Они уже появляются на российских дорогах. Ставится вопрос о дальнейшей локализации. Плюс у них есть свои планы по производству собственного электромобиля, и они от этого не отказываются. Серийное производство этой машины должно начаться со следующего года», — рассказал Игорь Моржаретто.
У завода серьёзные планы по развитию производства. В частности, об этом ранее говорил главный акционер «Автотора» Владимир Щербаков. Он напомнил, что ранее завод выпускал 40 моделей ушедших брендов — от бюджетных до дорогих.
«Рынок никогда не проседает параллельно по всем сегментам. Если проседает в бюджетном, то сохраняется у более дорогих или наоборот. Поэтому мы снова ставим себе задачи выйти как минимум на 30 моделей и начинать по ним работать», — заявил Щербаков.
Kaiyi от Автотора. Фото Autonews.ru
А у Sollers лучше всех!
Ещё один российский автопроизводитель заслуживает внимания. Это автоконцерн Sollers, специализирующийся на выпуске коммерческого транспорта. До февраля 2022 года он сотрудничал с компанией Ford и выпускал на российский рынок популярные фургоны и микроавтобусы Transit, успешно конкурировавшие с «ГАЗелью».
«После ухода компании Ford производство коммерческих авто на Sollers остановилось, но ненадолго. Заводу удалось договориться с китайским партнёром. Причём это можно назвать самым удачным примером взаимодействия с китайцами. Потому что Sollers приобрел не просто машинокомплекты, но и лицензию на производство и автомобилей, и двигателей. На площадке в Елабуге уже собирается модель Atlant, а в Ульяновске — Argo. Кроме того, в Елабуге начинается сборка двигателей. Купленная у китайских партнёров лицензия дает право вносить изменения в конструкцию автомобиля, и Sollers уже разрабатывает собственные комплектации, которых не было у китайцев. Параллельно Sollers продолжает сваривать и окрашивать кузова для российского Aurus», — рассказал Игорь Моржаретто.
К слову, недавно у журналиста портала Autonews была возможность протестировать автомобиль Atlant от Sollers. По его мнению, на фоне Ford Transit Atlant простоват и по исполнению, и по управляемости.
«Atlant тоже справляется со своей работой, но делает это грубее. Руль тяжеловат, места для отдыха левой ноги почти что и нет, переключение на нижние передачи требует усилий. С этим легко мириться, но лоска, который был у породистого автомобиля с голубым овалом на решётке, не ощущается. Зато на неровностях ничего не гремит, и к подвеске с малолистовыми рессорами сзади меньше всего претензий», — рассказал автор.
Как люди и роботы собирают автомобили «Рено» в Москве.
Всем привет. Вчера побывал на Московском заводе Renault.
Скажу сразу — я был впечатлён размахом и уровнем роботизации производства.
Круто, современно, технологично.
Поехали.
Перед экскурсией, директор завода Renault в Москве Жан-Луи Терон, рассказал про исторические вехи «Рено» в России. Оказывается первый завод был построен «Рено» в городе Рыбинске в (тадада) 1916 году.
Соответственно в 2016 году было 100 лет с момента организации производства Renault в России.
Ключевые факты.
Renault — крупнейший инвестор в российскую автомобильную промышленность (более 1,5 млрд евро).
Завод Renault одно из крупнейших предприятий в Москве. Персонал 4000 человек.
Доля рынка в России 8,6%.
Завод огромный. Логистика осуществляется автоматическими тележками. Это такие умные роботы, которые управляются с центрального сервера. Всего их 110. Каждая из них знает, какой груз и к какому месту везёт по магнитной дорожке.
Сварка кузовных панелей. После того, как панели собрали (сварили) и проверили качество, они попадают в лапы роботов!
Завораживающее зрелище. Роботы захватывают панели и устанавливают их на специальный стапель, после чего происходит сварка. Это настолько впечатляющее зрелище, что наблюдать за процессом можно весь день.
После того как роботы собрали из отдельных частей кузов, они же проводят контроль геометрии про — по 16 000 точкам!
но, есть места, где робот «подлезть» своей лапой не может. Эти операции проводятся людьми.
Покраска. Перед покраской кузов моют, грунтуют, окрашивают и наносят надежное лакокрасочное покрытие.
Покраска локальных мест проводится так же роботом.
Качество окраски проверяется еще и еще раз.
Кузов после покрасочной камеры всё равно имеет незначительные дефекты, редко но есть.
Эти дефекты выявляет и устраняет работник на линии.
Корпуса готовы и их отправляют на нитку конвейера. Где в них непосредственно устанавливают все необходимые детали.
Скорость конвейера 33,5 авто в час. Остановок практически нет.
Во время экскурсии слово «качество» было написанно на «каждом столбе». На заводе применена система 5S — сортируй, стандартизируй, создай порядок, содержи в чистоте и сделай 5S привычкой.
Везде есть плакаты напоминающие, что качество — качество и еще раз качество. Не даром в далёком СССР в цехах то тоже подобные плакаты вешали.
Автомобили вяло ползут по конвейеру, на них навешивается дополнительное оборудование, собирается салон и заправляются технические жидкости.
На сборку одного автомобиля уходит 25 часов.
Вот такая экскурсия.
Стандарты московского завода ничем не отличается от тех, которые существуют на других европейских заводах Renault. А значит, и отличий в качестве автомобилей быть не может по определению. Я это видел и теперь знаю точно.
Как вам производство? Можно покупать Рено? Пишите, очень интересны ваше мнение.
Комментарии 483
Ну если «Москвич» не пользовался спросом — зачем его производить? Я помню как после Святогора пересел на Форд Сиерру и был в шоке =)
Как только в страну хлынули иномарки АЗЛК смыло с рынка как конкурентоспособного игрока.
И эффективные менеджеры тут ни при чем. Рынок решил и расставил всё как нужно.
Вот тут я не соглашусь. Святогор и 2109 абсолютно разные авто, но почему-то ваз жив, а москвич нет. Хотя АЗЛК вразы лучше ваза.
Был Renault Kaptur. Отличный и надежный авто. Даже в Испанию на нем ездили.
Как XRAY в сравнении с Kaptur?
Да как сказать. По факту это один и тот же автомобиль. Причем дело даже не в пресловутой платформе В0, а даже в том, что центральная часть кузова вообще одинаковая. Даже защиту бака и топливных трубок вдоль длины всего кузова покупал от переднеприводного Каптюра и все встало болт в болт. Но сказать что эти машины совсем ничем не отличаются было бы тоже не верно. Связка двигатель 1,6+вариатор одинаковая. Но Каптюр объективно больше размером и несколько тяжелее. Больше сопротивление воздуху. Поэтому на автобане когда едешь 120 км/ч Каптюр жрет 10+ литров на сотку, а Хрей всего 8 л. У Каптюра заметно больше багажник. Но двигателя не хватает. Нормально он едет только если воздух прохладный, не выше +15 градусов. Хрей едет всегда и сам двигатель тянет лучше, чем вазовский 1,8. Клиренс Хрей 215 мм против 205 у Каптюра но в реально разница не ощущается. Когда рядом стоишь — высота капота и подоконной линии одинаковая. По опциям машины сопоставимы. Вроде не было в Каптюре подогрева заднего дивана, зато был бесключевой доступ. И там и там с завода идут колеса на 17-ых дисках. Тупейший маразм, особенно в отношении Хрей. На Каптюр можно поставить 16-ые как на Дастере и нацепить резину АТ. На Хрей нет резины АТ, зато мы поставили 15-ые и машинка едет ооочень комфортно. Вообще Каптюр нам нравился всем, но не хватало двигателя. Очень не хватало когда едешь по автобанам выше 110 км/ч и когда надо было выйти на обгон. А также не было версии 4х4 с двумя педалями. Если только старый автомат DP0 с прожорливым 2,0 движком. Лютое убожество. У нас был Каптюр дорестайловый. А вот в ресталей они исправили все, что нам не нравилось или не хватало. Чувствуется завод прислушался к отзывам. Даже кнопки обогрева сидений хоть в нормальное место переехали. Появилась связка турбодвигателя 1,33 с новым поколением вариатора и 4х4. А еще LED фары почти во всех комплектациях. Салон стал удобнее. Пожалуй взять последний Каптюр — отличная тема. Но надо помнить, что это все равно будет минимум +500к к стоимости топового Хрей Кросс. Обычный Хрей лучшее вообще не рассматривать — совсем другая машина.
Большое спасибо за развернутый ответ.
Знакомый решил поменять на Дастере топливный фильтр, стоящий с завода.Снял, а там оказалась обманка, бочёнок с прямоточной трубкой, залез в интернет, а таких случаев как у него достаточно.Все экономят на всём…
Бывший завод Renault в Москве официально переименовали в «Москвич»
ЗАО «Рено Россия» переименовали в АО «Московский автомобильный завод Москвич», свидетельствуют данные ЕГРЮЛ.
Изменения в реестр внесли 3 июня. В нем зафиксирована и смена руководителя — вместо Яна Птачека им стал замглавы дептранса Дмитрий Пронин. В реестре указывается, что совладельцем компании является ООО «Центр развития технологий», который через АО «Особая экономическая зона «Зеленоград» контролируется департаментом имущества Москвы.
Соглашение о передаче российских активов Renault государству и правительству Москвы состоялось в середине мая. Производство на заводе компании в российской столице было остановлено сначала в конце февраля на неделю из-за перебоев с поставками комплектующих, в конце марта Renault объявила о приостановке деятельности в России.
Позднее Минпромторг объявил, что французский концерн передаст долю в московском заводе АО «Рено Россия» (бывшем «Автофрамос») Москве, а 68-процентная доля Renault в АвтоВАЗе перейдет Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту «НАМИ» с опционом обратного выкупа. Французский автопроизводитель назвал уход из России болезненным, но необходимым для защиты 45 тыс. сотрудников компании.
Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что на заводе возобновят производство автомобилей под маркой «Москвич». При этом власти не собираются выпускать старые модели этого автомобиля, а планируют производить современные, но для этого нужны международные партнеры, отмечал Собянин. «Ведомости» писали, что на освободившихся мощностях столичного автозавода могут начать выпускать китайские автомобили.
В России теперь официально есть завод «Москвич»
Бывший российский автозавод французского концерна Renault, переданный в управление Москве в мае текущего года, переименован из ЗАО «Рено Россия» в АО «Московский автомобильный завод «Москвич». Такая информация значится в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). Получается, знаменитая марка автомобилей действительно может возродиться.
Изменения в реестр были внесены 3 июня. Этим же днем датирована официальная смена руководителя. Теперь завод возглавляет не Ян Птачекаиз, а Дмитрий Пронин. Он ранее занимал пост замглавы московского департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры.
По данным аналитической системы «СПАРК-Интерфакс», заводом «Москвич» через ООО «Центр развития технологий» на 100% владеет АО «Особая экономическая зона «Зеленоград». Она подконтрольна московскому департаменту городского имущества.
Почему Renault больше не производит автомобили в России
После того, как началась война на территории Украины, Renault заявила о прекращении производства и поставок автомобилей в РФ. В итоге концерн передал контролирующую долю (68%) в «АвтоВАЗе» в управление ФГУП «НАМИ», но с опционом обратного выкупа в течение шести лет. 100% бывшего ЗАО «Рено Россия» передано в собственность Москвы.
Как только это случилось, мэр российской столицы Сергей Собянин заявил о планах наладить на автозаводе производство автомобилей под брендом «Москвич». В реализации проекта будет помогать «КАМАЗ». Это позволит сохранить рабочие места за сотрудниками из России и обеспечить их работой.
Завод «Москвич»: есть ли у него будущее
В Сети уверяют, что возрождать производство автомобиля «Москвич» на прежних производственных мощностях – экономически нецелесообразное решение. Завод находится в центре Москвы, что будет создавать препятствия для логистики производителя.
Многие сомневаются в реалистичности производства «Москвичей» именно в Москве. Кажется более логичным, если бы на месте завода построили культурное пространство или отдали территорию для коммерческих целей. В российской столице как раз активно занимаются реорганизацией промышленных зон.
Именно поэтому заявления о том, что на месте французского появится российское автопроизводство, кажутся несбыточными. В Сети высказываются о том, что завод «Москвич» просуществует от силы пару лет, если он откроется, а затем производство остановят и начнется привычное для жителей российской столицы комплексное развитие территории.