Типы и характеристики автомобильных сабвуферов
У автомобильных сабвуферов выделяют несколько типов, заметно отличающихся друг от друга по ряду особенностей. Также имеется довольно много характеристик и моментов, которые характеризуют физические особенности и комплектацию. Ниже постараемся кратно описать основные отличия и пояснить некоторые нюансы.
Типы автомобильных сабвуферов
Сабвуферный динамик — динамик без корпуса. Не готовая к работе система, так как сабвуферный динамик не будет играть без внешнего усилителя мощности. Данный динамик может быть установлен в открытый объём (free-air установка), либо под динамик будет изготавливаться корпус. Free-air установка, как правило, производится в полку багажного отделения, когда объёмом для динамика выступает весь багажник. В итоге сабвуфер не басит, а гудит, хотя кто-то и пытается добиться именно такого результата. Также под динамик может быть изготовлен корпус с установкой в багажное отделение автомобиля. Практически к любому сабвуферному динамику имеются данные по объёму и характеристикам корпуса, в котором он будет отдавать оптимальное звучание. Корпуса могут встречаться двух типов — трапеция и стелс (stealth). В первом случае корпус получается трапециевидной формы, как и подавляющее большинство заводских корпусов. Здесь можно «поиграть» размерами и объёмом, чтобы получить более индивидуальное звучание. Во втором случае корпус изготавливается с использованием объёма некой ниши, к примеру, объёма крыла багажника. В случае корпуса стелс можно добиться компактности, хотя многое будет зависеть от характеристик динамика и имеющегося объёма. Сабвуферный динамик — это большая вариативность, так как ассортимент позволяет выбрать динамик абсолютно в любой ценовой категории с любыми характеристиками. Но хоть динамики стоят и дешевле, чем корпусные собратья, но не стоит забывать, что ещё потребуется усилитель, корпус (опционально) и провода.
Встроенный усилитель : нет
Наличие корпуса : нет
Места установки : багажное отделение
Мощность : любые показатели
Плюсы : большой выбор и вариативность результата
Минусы : много действий для получения нужного результата
Для работы надо : внешний усилитель, корпус (опционально), провода, установка
Пассивный сабвуфер — динамик в корпусе различного типа. Не готовая к работе система, так как для работы требуется внешний усилитель мощности. Отдельный сабвуферный динамик также можно назвать пассивным элементов (только без корпуса), но сейчас под пассивной конструкцией мы будем понимать сабвуферный динамик в заводском корпусе. Объём и характеристик корпуса для нас заданы производителем, поэтому мы получаем некий конкретный результат. Корпуса могут быть различных типов, что будет влиять на выдаваемый бас (об это отдельно в «Типах корпусов»). Пассивные сабвуферы всегда устанавливаются в багажное отделение (разговор о легковом автомобиле), так как их конструкция достаточно массивная. Чаще встречается конфигурация с одним сабвуферным динамиком в корпусе, но могут встречаться варианты с двумя динамиками в одном корпусе. Ассортимент пассивных сабвуферов очень большой и можно выбрать нужный абсолютно в любой ценовой категории. Чем более мощный сабвуфер, тем более массивным будет корпус, что может отпугивать некоторых покупателей, которые хотят сохранить объём багажника для других нужд. Но при покупке пассивного сабвуфера можно получить мощный и качественный бас. Не стоит забывать, что для работы пассивного сабвуфера требуется внешний усилитель мощности и провода.
Встроенный усилитель : нет
Наличие корпуса : есть
Места установки : багажное отделение
Количество динамиков : 1 или 2
Мощность : любые показатели (кроме самых заоблачных)
Плюсы : можно получить качественный и мощный бас
Минусы : массивность конструкции
Для работы надо : внешний усилитель, провода, установка
Активный сабвуфер — динамик в корпусе со встроенным усилителем мощности. Готовая к работе система, так как в конструкции предусмотрен усилитель мощности. Под активным сабвуфером мы будем понимать сабвуферный динамик и усилитель в полноценном корпусе, а не компактном (подобные сабвуферы мы вынесем в отдельный тип). Вся конструкция полностью изготовлена на заводе, а усилитель гармонично интегрирован в корпус. Активные сабвуферы в полноценных корпусах всегда устанавливаются в багажное отделение легковых автомобилей. Чаще в конструкции присутствует один динамик, хотя встречаются варианты с двумя, и даже тремя динамиками. Конструкция активных сабвуферов также довольно массивна, хотя разработчики стараются добиться более компактных размеров, чем у пассивных конструкций. Ассортимент активных сабвуферов значительно уступает ассортименту пассивных сабвуферов, а в особенности ассортименту отдельных сабвуферных динамиков. Практически не встречаются активные сабвуферы в самых низких (так как в конструкции есть динамик, корпус и усилитель) и самых высоких ценовых категориях (в этом нет никакого смысла, так как проще рассмотреть сабвуферы других типов). При сопоставимых условиях активный сабвуфер практически всегда будет уступать пассивному в качестве и мощности звука. Хорошие активные сабвуферы есть, но они не будут дешёвыми. Основным преимуществом активного сабвуфера является то, что не надо докупать усилитель мощности, а в комплекте иногда идут провода. Для работы активного сабвуфера требуются провода (если их нет в комплекте) и установка.
Встроенный усилитель : есть
Наличие корпуса : есть
Места установки : багажное отделение
Количество динамиков : 1, 2 или 3
Мощность : средние показатели
Плюсы : усилитель в комплекте, более компактная конструкция
Минусы : довольно дорогие, невысокая мощность
Для работы надо : провода (если нет в комплекте), установка
Компактный сабвуфер — динамик в компактном корпусе со встроенным усилителем мощности. Готовая к работе система, так как в конструкции предусмотрен усилитель мощности. Компактными сабвуферами мы будем называть те же самые активные сабвуферы, но которые располагаются в максимально компактных корпусах. Вся конструкция полностью изготовлена на заводе, а усилитель гармонично интегрирован в корпус. Компактные сабвуферы — единственный вид сабвуферов, который может быть установлен не только в багажное отделение легкового автомобиля. Чаще он устанавливается под сиденье автомобиля, на спинку заднего ряда сидений или в какую-нибудь неиспользуемую нишу. Компактные сабвуферы представлены как с одним, так и с двумя динамиками в одном корпусе. Ассортимент компактных сабвуферов не очень большой. Основным преимуществом подобных сабвуферов являются как раз-таки минимальные размеры, которые позволяют установить сабвуфер максимально компактно. Основные недостатки компактных активных сабвуферов — они довольно дорогие и маломощные (слимовый сабвуферный динамик, минимальные размеры корпуса, встроенный усилитель). Подобный сабвуфер можно рассмотреть в случае, если хочется добавить в систему совсем немного басов. Для работы компактного сабвуфера требуются провода (если их нет в комплекте) и установка.
Встроенный усилитель : есть
Наличие корпуса : есть
Места установки : под сиденье, на спинку, в нишу, в багажник
Количество динамиков : 1 или 2
Мощность : низкие показатели
Плюсы : максимально компактная конструкция
Минусы : высокая цена, низкая мощность
Для работы надо : провода (если нет в комплекте), установка
Характеристики и особенности сабвуферов
Диаметр сабвуферного динамика
Размер сабвуферного динамика в сантиметрах и/или дюймах. Чем больше диаметр диффузора, тем, как правило, более мощным является сабвуфер (на это влияют и некоторые другие конструктивные особенности). Чем больше диаметр диффузора, тем более габаритный корпус для динамика требуется. Самые распространённые размеры — 8″ (20 см), 10″ (25 см) и 12″ (30 см). Большинство сабвуферов с диаметром меньше 8″ — это активные сабвуферы, почти все сабвуферы с диаметром 15″ и выше — это сабвуферные динамики.
Мощность сабвуфера (RMS)
Допустимая мощность сабвуфера (RMS), при которой за 1 час не произойдёт физического повреждения динамика. Производители недорогих сабвуферов пытаются концентрировать внимание не на показателе RMS, а на показатели пиковой мощности (PMPO), который не имеет никакого отношения к реальности. В итоге на коробке большим шрифтом может красоваться «Мощность 1500 Вт», а по факту сабвуфер будет выдавать 200 Вт. Стоит опираться именно на показатель RMS, под который и подбирать усилитель мощности. Мощность большинства компактных активных сабвуферов составляет 70-150 Вт, мощность большинства корпусных активных сабвуферов составляет 100-250 Вт, мощность большинства пассивных сабвуферов составляет 150-500 Вт, а мощность сабвуферных динамиков находится в широком диапазоне (от 100 до 10.000 Вт). Для обычной системы с качественным и в меру мощным басом достаточно сабвуфера с мощностью 200-300 Вт.
Тип корпуса сабвуфера
Существует три основных разновидности корпусов для сабвуферных динамиков. Закрытый корпус — динамик закреплён на одной из стенок корпуса, а сам корпус полностью герметичен (то есть динамик играет в герметичный объём). Данная конструкция позволяет получить достаточно плотный бас, но динамик может играть менее мощно (в сравнении с другими конструкциями), так как ход диффузора динамика будет затруднён. Облегчить движение можно увеличением размера корпуса, но это не самый правильный шаг при ограниченном объёме багажника автомобиля. Именно для этого существуют другие типы корпусов. Фазоинверторный — динамик также закреплён на стенке корпуса, который имеет отводной порт (щель или труба). Это позволяет получить более мощный, но более размытый бас. Bandpass — внутренний объём корпуса разделён перегородкой, на которой закреплен сабвуферный динамик, а сам корпус имеет отводной порт (щель или труба). Таким образом достигается ещё более мощный, но и более размытый бас. Последняя конструкция встречается крайне редко.
Частотный диапазон сабвуфера
Это граница частот, которую воспроизводит динамик. Сабвуфер затрагивает только самый низкий частотный диапазон (басы). Верхняя граница этого диапазона мало кого интересует, так как она режется в зависимости от частотного диапазона салонных динамиков, а вот нижняя представляет интерес, так как демонстрирует то, насколько низко может играть сабвуфер.
Количество динамиков сабвуфера
В рамках одного корпуса может находиться один и более динамиков. В подавляющем большинстве случаев в корпусе находится один динамик, иногда встречаются конструкции с двумя динамиками (как пассивные, так и активные), и крайне редко в одной конструкции могут располагаться три динамика. Увеличение количества динамиков логичным образом сказывается на размере корпуса, в котором они находятся, поэтому наиболее габаритные конструкции могут занять очень много места в багажном отделении, либо вообще туда не влезть. Естественно, увеличение количества динамиков сказывается и на мощности, так как увеличивается количество излучающих элементов.
Сопротивление сабвуфера
Полное электрическое сопротивление переменному току. От сопротивления сабвуферного динамика и количества звуковых катушек (обмоток звуковой катушки) зависит выбор усилителя под динамик и схема подключения к усилителю. При наличии у динамика только одной звуковой катушки с определённым сопротивлением, будет необходимо подбирать усилитель, который при таком же сопротивлении на канал выдаёт мощность, сопоставимую с RMS динамика. Пример. Если динамик в 4 Ом выдаёт 200 Вт, то и усилитель на 4 Ом должен выдавать сопоставимую мощность. Если динамик в 2 Ом выдаёт 200 Вт, то усилитель именно в 2 Ом должен выдавать сопоставимую мощность. Если сабвуферный динамик имеет две звуковых катушки (обмотки звуковой катушки), то он может быть подключён на половину сопротивления одной обмотки, либо же на сумму сопротивлений обеих обмоток. Если у обмоток сопротивление 4+4 Ом, то динамик может быть подключен на 2 Ом (половина сопротивления одной обмотки) и 8 Ом (сумма сопротивлений двух обмоток). Если сопротивление 2+2 Ом, то на 4 Ом или на 1 Ом. Для понижения сопротивления используется параллельная схема подключения, которая позволяет увеличить мощность динамика. Для повышения сопротивления используется последовательная схема подключения, которая понижает мощность динамика, но снижает уровень нелинейных искажений. При одной звуковой катушке сопротивление сабвуферного динамка практически всегда составляет 4 Ом или 2 Ом. Количество динамиков с другим сопротивлением крайне мало. При наличии двух обмоток катушки чаще всего встречаются следующие показатели — 2+2, 4+4, 1+1. Чем ниже сопротивление динамика (а у некоторых динамиков оно стремится к нулю), тем более соревновательным становится сабвуфер.
Чувствительность сабвуфера
Чувствительность — это показатель звукового давления при подаче сигнала с определённой мощностью. Обычно измерения проводятся на расстоянии в 1 метр при подаче мощности в 1 Вт и напряжении, соответствующем сопротивлению динамика.
Высокоуровневый вход
Имеет отношение только к встроенному в конструкцию корпуса усилителю. Может потребоваться в том случае, если подключение внешнего усилителя производится к заводскому головному устройству, которое не снабжено линейными аудиовыходами. Данная оказия разрешается весьма просто, а именно покупкой и установкой дополнительного преобразователя сигнала. Но так как стоимость хорошего преобразователя с установкой сравнима со стоимостью недорогих усилителей мощности, то многие предпочитают приобретать усилители с высокоуровневыми входами. При подобном подключении внешний усилитель перекладывает функцию усиления на свои плечи, высвобождая от этой роли встроенный в магнитолу усилитель. Бытует мнение, что при подобном подключении ухудшается качество звучания, так как на усилитель приходит уже усиленный сигнал от головного устройства. Это имеет место быть, но будет заметно только в случае построения очень дорогой SQ системы.
Регулятор баса
Имеет отношение только к встроенному в конструкцию корпуса усилителю. Наличие внешнего регулятора баса, позволяющего дистанционно регулировать уровень сабвуфера. Обычно устанавливается в переднюю часть автомобиля для непосредственного управления водителем.
Комплект проводов для сабвуфера
В комплекте некоторых активных сабвуферов предусмотрен набор проводов и аксессуаров для подключения. Комплектные провода нельзя назвать очень хорошими, но их вполне достаточно для нормальной работы сабвуфера. Если провода в комплекте не предусмотрены, то для установки потребуется их приобретение.
Размеры сабвуфера (ширина, высота, глубина, диаметр)
Габаритные размеры корпусного сабвуфера. Пассивные и активные сабвуферы часто имеют трапециевидную форму (под наклон спинки заднего ряда сидений), поэтому верхний глубинный размер меньше нижнего глубинного размера. Иногда в характеристиках указываются оба размера, а иногда только больший из них. В свойстве «Глубина» указан больший глубинный размер. Если конструкция корпуса выполнена в виде цилиндра или призмы, то для таких сабвуферов указаны «Диаметр корпуса» и «Глубина корпуса».
В нашем интернет-магазине вы можете купить и установить:
► сабвуферные динамики
► пассивные сабвуферы
► активные сабвуферы
► компактные сабвуферы
Получить консультацию и сделать заказ можно у наших менеджеров.
Как выбрать сабвуфер в машину
Практически каждый из автолюбителей хоть единожды, но задавался вопросом установки в свою машину качественной звуковой системы, позволяющей максимально раскрыть потенциал хорошей магнитолы. При этом чаще всего, именно подбор сабвуфера оказывался довольно трудоемкой задачей, для решения которой необходимо вникнуть в немалое количество технических нюансов. Ситуация также усложняется за счет обширного разнообразия моделей современной акустики, представленной на рынке аудиотехники различными брендами, специализирующимися в соответствующем направлении.
[contents]
Виды автомобильных сабвуферов
По своему конструктивному решению любая звуковая техника делится на два основных типа – активный и пассивный. Каждый из данных двух типов имеет свои достоинства и недостатки, присущие конкретному типу изделия и определяющиеся применяемыми технологическими решениями. Так как в машину с одинаковым успехом можно устанавливать любой из этих типов сабвуферов, то стоит подробнее рассмотреть все плюсы и минусы, которыми их наделили разработчики.
Активный сабвуфер
Главное отличие от пассивной системы вытекает из самого названия – активный. Это означает, что данная конструкция оснащена встроенным звукоусиливающим трактом и, часто, функцией регулирования частотного баланса. Проще говоря – эквалайзером. Благодаря наличию встроенного усилителя такая техника не нуждается в особо выдающихся мощностных характеристиках штатной магнитолы и в состоянии самостоятельно раскачать свои динамики до номинального значения.
Также, на соответствующем уровне, находится и показатель эксплуатационной надежности, что достигается за счет заводской компоновки и предварительного инженерного расчета конечного изделия. Поэтому, если приоритетным критерием выбора выступает долговечная и беспроблемная эксплуатация сабвуфера, то активная система для этого подходит как нельзя лучше – купил, поставил и пользуешься без каких-либо заморочек.
Теперь о недостатках, а их, по большому счету, только два:
- Поставляется звуковая систему уже в готовом и собранном виде, что может доставить определенные трудности при монтаже в салоне авто. Особенно актуальна данная проблема после приобретения устройства, отличающегося большой степенью универсальности корпуса – подходит много куда, но с некоторыми неудобствами все же придется столкнуться.
- Не особо впечатляющее качество выдаваемого звука, что автоматически вытекает из первого пункта. Разработчики стремятся добиться оптимальных габаритов, подходящих для большого числа салонов в ущерб максимальной эффективности. Да и материалы, из которых изготавливается корпус, далеко не всегда качественные.
Пассивный сабвуфер
От активного отличается отсутствием встроенного тракта звукоусиления и коррекции частотного диапазона, то есть в комплекте поставки зачастую пользователь найдет только низкочастотный динамик и, опционально, корпус. Правда корпус, опять-таки, будет характеризоваться не слишком качественными материалами так, что им вполне можно пренебречь для экономии денежных средств. Лучше купить динамик более высокого качества. Если не хватает нужной суммы, то можно взять деньги под птс.
Отсутствие встроенных органов управления может послужить плюсом для некоторых аудиофилов – подстройка звуковых параметров посредством магнитолы позволит добиться более точных результатов благодаря отсутствию искажений, вносимых дополнительной электроникой.
Активный или пассивный сабвуфер – какой лучше?
Так как это два различных устройства со своими преимуществами и недостатками, то посоветовать что-либо одно довольно сложно:
- Техника активного типа более мобильна и универсальна, что позволяет с одинаковым успехом применять ее вкупе с любым источником звука. Да хоть с мобильным телефоном, главное, чтобы был источник звукового сигнала. Противовесом же выступает сложность правильного ее размещения внутри машины, так как придется пожертвовать некоторым количеством и без того малого свободного объема. Плюс посредственное качество звучания.
- Пассивные динамики отличного качества можно подобрать за довольно скромную сумму, но для того, чтобы они полностью раскрыли свой потенциал, нужно обзавестись хорошей магнитолой. При этом желательно с мощным оконечным каскадом, позволяющим раскачать сабвуфер до его номинала, а такая техника по определению не может стоить дешево. Но затраты будут обязательно скомпенсированы идеальным балансом источника звука и излучающих элементов.
Конструкции сабвуферов
По способу конструктивного исполнения в данное время существует два типа сабвуферов:
- Открытый. Характерной чертой данного типа является необходимость встраивания в элементы отделки салона машины.
- Закрытый. Представляет собой простой, на первый взгляд, ящик, внутри которого располагается низкочастотный динамик.
Рассмотрев подробнее каждый из этих двух видов можно будет определить коренные различия в характеристиках, обеспечиваемых той или иной конструкцией.
Открытые сабвуферы
Как уже было рассмотрено ранее, представляют собой низкочастотный громкоговоритель, который встраивается в салон автомобиля. Во время этой процедуры возможно возникновение необходимости некоторой перепланировки внутреннего убранства для более гармоничного размещения нового элемента.
Громоздко торчащий в неподходящем месте саб не должен нарушать эстетическое удовлетворение от проделанной модернизации.
Данная технология, при всей своей привлекательности, обладает одним существенным минусом, благо его влияние могут заметить только уж слишком искушенные и требовательные слушатели.
Внедрение же громкоговорителя в те объемы, которыми располагает обшивка, негативно повлияет на амплитудно-частотную характеристику, что повлечет за собой завал частот в областях ниже 100 Гц.
Корпусные сабвуферы
Иначе называемые закрытыми – выглядят как ящик, наполненный демпферным материалом, в котором установлен низкочастотный излучатель. Проектирование самого ящика требует научного подхода и специальных формул, по которым высчитывается оптимальный внутренний объем, подбирается материал демпфера и прочие параметры. В свою очередь подразделяются на несколько типов:
- Фазоинвертор. Способен выдавать звук приемлемого качества и обладает относительно линейной АЧХ в низкочастотном диапазоне.
- Бандпасс. Самая сложная, дорогая и массивная конструкция которая, тем не менее полностью оправдывает затраченные средства. Но вручную изготовить качественный бандпасс под силу далеко не каждому автолюбителю. Да и не любой инженер возьмется за просчет подобного изделия.
- Герметичный корпус. Характеризуется самым простым конструктивом, низкой стоимостью и весьма посредственным КПД.
Производители и стоимость сабвуферов
Цена на более-менее нормальный пассивный сабвуфер приличного качества звучания начинается от 100 долларов, поэтому не стоит ориентироваться на дешевые изделия «ноунейм» производителей. В лучшем случае они будут просто неудовлетворительно звучать. В худшем же – сгорят от перегрузки по причине завышенных показателей мощности, которые предоставили недобросовестные продавцы. Зачастую таким образом грешат следующие бренды – Mystery, Supra и им подобные «производители широкого профиля».
Как выбрать хороший сабвуфер в автомобиль
Несколько советов, которые могут оказать помощь при выборе сабвуфера:
- Никогда не ориентироваться на мощность, указанную огромным шрифтом. Чаще всего под этим параметром производитель скрывает так называемую музыкальную мощность, которая никак не взаимосвязана с привычной нам номинальной. Данную нагрузку колонки могут выдержать в течение не более одной-двух секунд, после чего наступит их разрушение или деградация.
- Если приобретается пассивный саб, то его номинальная мощность должна быть процентов на десять выше максимальной мощности усилителя или магнитолы. Это необходимо, если по случайности или сознательно регулятор громкости будет вывернут на максимум, а музыкальная дорожка будет иметь избыточный звуковой уровень.
Сравнительное описание активных и пассивных автомобильных сабвуферов оптимального ценового сегмента. Чем примечательны каждая из технологий постройки низкочастотных звуковых автосистем.
Как выбрать сабвуфер
В этой статье расскажем как выбрать сабвуфер и развеем распространенные заблуждения по этому вопросу.
Для того чтобы выбрать хороший сабвуфер, нужно понимать что вы от него хотите.
«Хороший сабвуфер тот, звучание которого нравится его владельцу»
Виды:
- Активный сабвуфер
- Пассивный сабвуфер
- Корпусный
- Сабвуферный динамик
Отличие активного сабвуфера от пассивного:
По сути активный сабвуфер, это тот же корпусный, но со встроенным усилителем.
Активный сабвуфер
Часто такой сабвуфер используется как дополнение к штатной акустической системе автомобиля, добавляет низких частот, расширяет диапазон звучания, но не делает ярких акцентов.
Схема активного сабвуфера проста, это низкочастотный динамик в готовом корпусе со встроенным усилителем звука. Для его работы необходимы источник звука с питанием, и он уже готов самостоятельно воспроизводить низкие частоты, поэтому и называется активным.
Плюсы
Активный сабвуфер достаточно просто установить в авто, при этом отсутствуют проблемы с поиском места для усилителя; подключить активный сабвуфер к магнитоле достаточно просто; сам по себе он является готовым решением для сабового звена.
Минусы
Низкая мощность; для изготовления корпуса используются дешевые материалы (тонкое ДСП, встречается даже слоено-клееная бумага); низкое качество установленных динамиков, даже именитые производители ставят головки из самого низшего сегмента, от чего страдает качество баса; активный сабвуфер имеет среднюю настройку корпуса, подходит под среднюю музыку рассчитан на среднего автовладельца и т.п.
Если вам нужен добротный бас, то это не лучшее решение и серьезно рассматривать такое оформление не стоит. Если же вам в принципе все равно и просто нужна подзвучка снизу, то такой выбор оправдан.
Отдельно нужно отметить плоские сабы, обычно устанавливается такой плоский активный сабвуфер под сиденье, устройство занимает минимум места, а скрытая установка имеет несомненные преимущества.
Дополнительные плюсы: отсутствие изменения дизайна и интерьера (скрытая установка), ультракомпактность, отсутствие проблем с поиском места для установки.
Дополнительные минусы: низкая мощность, отсутствие глубины и объема в звучании, низкое качество баса, высокая стоимость.
Пассивный сабвуфер
Корпусный сабвуфер
Состоит из корпуса и низкочастотного динамика. Для воспроизведения низких частот необходима установка усилителя.
Плюсы
Готовый корпус (не нужно рассчитывать и изготавливать); к такому сабу вы можете самостоятельно подобрать усилитель по мощности и музыкальности или подключить к уже имеющемуся, от чего система становится более гибкой; есть много моделей с привлекательным внешним видом; корпусные сабвуферы могут звучать лучше активных за счет хорошего усилителя.
Минусы
К минусам относятся все недостатки активного сабвуфера, за исключением мощности и как ни крути, такой саб будет сильно проигрывать в звучании правильно оформленному, рассчитанному и изготовленному сабвуферу.
Многие начинают с такого, но разобравшись в теме переходят на «нормальные» сабы. Но если вы послушали и вас все устраивает, значит можно остановиться на этом (вспоминаем цитату из начала статьи).
Сабвуферный динамик
Самый верный вариант, это когда приобретается отдельный динамик, а под него рассчитывается и изготавливается корпус. В данном случае вопрос о том как выбрать сабвуфер выглядит уже по другому, и выбор можно основывать на параметрах Тиля Смолла.
Плюсы
Гибкость системы — вы сами можете подобрать динамик по звучанию и по мощности, рассчитать для него корпус под свои музыкальные предпочтения, изготовить его из правильных материалов, обеспечив себе наивысшее качество баса. Лучшее соотношение «цена/качество».
Минусы
Нужно рассчитывать корпус, нужны время и усилия для его изготовления.
Всю информацию по расчету и изготовлению корпуса для сабвуфера вы можете найти в разделе «Изготовление корпуса». Надеемся статься помогла вам решить какой сабвуфер выбрать.
Как сделать правильный выбор при покупке сабвуфера, анализируем характеристики и прочие критерии
Сабвуферы
Посетив магазин автозвука, можно впасть в ступор, от наличия различных видов сабвуферов. Эта статья ответит на вопрос как выбрать сабвуфер в машину, на какие характеристики стоит обращать внимание, а какие лучше проигнорировать, рассмотрим виды коробов и их звучание в различных кузовах автомобиля.
Можно выделить 3 варианта сабвуферов:
- Активный;
- Пассивный;
- Вариант, когда приобретается отдельный динамик, под него делается короб, покупается усилитель и провода. Так как этот вариант подразумевает более сложный и дорогой процесс, для него есть отдельная статья, ссылку на неё, и наше мнение мы расположили в конце статьи. Но для начала советуем ознакомиться с этой статьёй, в ней мы рассмотрели базовые показатели которые вам пригодятся для выбора сабвуферного динамика, в следующей статье мы к ним возвращаться не будем, а углубимся в более сложные характеристики.
Статья отлично подойдёт начинающим любителям автозвука, кто хочет за небольшие деньги добавить баса в свой автомобиль.
Виды сабвуферов, активный и пассивный
Как уже было сказано, мы рассмотрим 2 варианта: один попроще, другой чуть сложнее, но интереснее.
1 — ый вариант ─ активный сабвуфер. С ним уже всё идёт в комплекте, короб, к которому прикручен усилитель и все необходимые провода для подключения. После покупки остаётся только поехать в гараж или сервисный центр, чтобы его установить.
2 — ой вариант ─ пассивный сабвуфер. Здесь всё немного сложнее. Вы получаете только динамик и короб. Завод-изготовитель сделал расчет, собрал короб и прикрутил к нему динамик. Усилитель и провода вы подбираете самостоятельно.
Для сравнения, активный сабвуфер ─ это более бюджетное решение, и результат будет соответствующий, не стоит ожидать от него чего-то большего.
Пассивный сабвуфер ─ ступенька уже повыше.
Долго останавливаться на этом разделе мы не будем, для получения более детальной информации ознакомьтесь со статьей сравнение активного и пассивного сабвуфера.
Также стоит отметить что, в современных реалиях мы не рекомендуем пассивные сабвуферы в заводском коробе. Советуем немного переплатить и приобрести сабвуферный динамик и отдельно короб. Связка получится немного дороже, но результат вас удивит.
На какие характеристики стоит обратить внимание выбирая сабвуфер?
Зачастую производители пытаются показать, что их изделие лучше, чем есть на самом деле. Они могут написать какие-то нереальные цифры на коробе. Но, заглянув в инструкцию, мы обнаруживаем, что характеристик там не так много, как правило, потому что хвастаться особо и нечем. Тем не менее, даже с помощью этого небольшого списка мы сможем сделать правильный выбор.
Мощность
Сейчас, выбирая сабвуфер, основное предпочтение отдают мощности, считается, чем мощнее аппаратура, тем лучше. На самом деле это не совсем не так. Давайте разберёмся, на какую мощность следует обращать внимание.
Пиковая (MAX)
Как правило, производитель любит указывать её везде, причём это какие-то нереальные цифры. Например, 1000 или 2000 ватт, к тому же за небольшие деньги. Но, мягко говоря, это обман. Такой мощности там и близко нет. Пиковая мощность — это та мощность, при которой динамик будет играть, но лишь непродолжительное время. При этом будут присутствовать ужасающее искажение звука. К сожалению, в таком режиме задача сабвуфера не качественный звук ─ а лишь бы выжить пару секунд.Номинальная (RMS)
Следующая мощность, которую мы рассмотрим, ─ номинальная в инструкциях может обозначаться как RMS. Это та мощность, при которой искажения звука минимальны, а динамик может играть долго, не причиняя себе вреда, именно на неё следует обращать внимание. Как бы это странно ни звучало, но, например, при сравнение мощного и слабого сабвуфера, слабый может играть громче, чем мощный. Именно поэтому мощность не является основным показателем. Она показывает, сколько динамик потребляет энергии, а не с какой громкостью он играет.Если вы собираетесь приобретать пассивный сабвуфер, его громкость и качество звука будет напрямую зависеть от того правильно ли вы подобрали к нему усилитель. Для избежания ситуации когда был куплен сабвуфер а из-за неподходящего усилителя он не играет, советуем ознакомиться со статьёй «Как выбрать усилитель для сабвуфера«
Чувствительность
Чувствительность ─ это соотношение площади диффузора и его хода. Для того, чтобы динамик играл громко, ему нужен большой диффузор и большой ход. Но зачастую производители делают огромный подвес, внушительную губу. Люди думают, что у динамика большой ход, и он играет громче, но по факту он проигрывает динамикам с большим диффузором. Не следует отдавать предпочтение сабвуферам с большой губой, она проигрывает маленькой, потому что у динамика с большим диффузором выше КПД. Таким образом, большой ход это красиво, но площадь дифузора куда полезнее.
Измерения этого показателя происходят следующим образом. Берут динамик, на расстоянии одного метра ставят микрофон и строго на динамик подают 1 ватт. Микрофон фиксирует эти показания, к примеру, для сабвуфера это может быть 88 Db. Если мощность ─ это потребление, то чувствительность ─ это отдача самого сабвуфера. Увеличив мощность в 2 раза, чувствительность увеличится на 3 децибела, разница в 3 децибела считается увеличением громкости в 2 раза.
Теперь вы понимаете, что мощность ─ это неосновной показатель. Рассмотрим на примере, первый сабвуфер имеет номинальную мощностью 300 ватт и чувствительностью 85 децибел. Второй имеет тоже 300 ватт и чувствительностью 90 децибел. На первый динамик подали 260 ватт, и во второй 260 ватт, но второй динамик из-за большего КПД будет играть на порядок громче.
Сопротивление (импеданс)
В основном, все автомобильные корпусные сабвуферы имеют сопротивление 4 Ома. Но бывают исключения, к примеру, 1 или 2 Ома. Сопротивление влияет на то, какую мощность будет отдавать усилитель, чем ниже сопротивление, тем больше мощности отдаёт усилитель. Вроде всё хорошо, но в этом случае он начинает больше искажать звук и сильнее греться.
Мы рекомендуем выбирать сопротивление 4 Ома ─ это золотая середина между качеством и громкостью. Если активный сабвуфер обладает небольшим сопротивлением в 1 или 2 Ома, то скорее всего, производитель пытается выжать из усилителя максимум, не обращая никакого внимания на качество звука. Это правило не работает в громких системах, и на соревнованиях по звуковому давлению. Данные сабвуферы имеют по две катушки, благодаря этому можно изменять сопротивление и скоммутировать в более низкое, что позволит получить максимальную громкость.
Размер динамика
Следующее, на что мы можем обратить внимание придя в магазин, ─ размер сабвуферного динамика, большинство динамиков имеют диаметр:
- 8 Дюймов (20 см)
- 10 Дюймов (25 см);
- 12 дюймов (30 см);
- 15 дюймов (38 см);
Самым распространённым считается диаметр в 12 дюймов, так скажем, золотая середина. К плюсам небольшого по размеру динамика относится его быстрая скорость баса, и маленький объём короба что поможет сохранить место в багажнике. Но есть и минусы ─ ему сложно играть более низкий бас. У него ниже чувствительность, следовательно он тише. В таблице ниже показано как изменяются характеристики в зависимости от размера.
Характеристики 8 дюйм (20 см) 10 дюйм (25 см) 12 дюйм (30 см) Мощность RMS 80 Вт 101 Вт 121 вт Чувствительность (1 Вт/1 м) 87 db 88 db 90 db Здесь можем отталкиваться от ваших музыкальных предпочтений. Допустим, вы любите разные направления музыки. В таком случае лучше рассмотреть 12-ый сабвуфер. Если у вас мало места в багажнике, и вы слушаете только клубную музыку, то стоит обратить внимание на 10-дюймовый размер. Если вы предпочитаете, к примеру, рэп или музыку, где много баса, и вам позволяет багажник, то лучше остановить свой выбор на 15-дюймом сабвуфере ─ у него будет самая большая чувствительность.
Вид короба (акустическое оформление)
Следующее, из чего мы можем визуально определить, как будет играть сабвуфер, ─ взглянуть на тип короба и определить, из какого материала он сделан. Самые распространённые короба, которые вы можете встретить в магазине:
- Закрытый ящик (ЗЯ);
- фазоинвентор (ФИ);
- Бандпас (БП)
- Рассмотрим плюсы закрытого ящика. У него самый компактный размер, быстрый и чёткий бас, минимальные звуковые задержки. Из минусов — самое тихое оформление. Теперь обсудим установку саба в различные автомобильные кузова. Если вы обладатель универсала, хэтчбека, можете устанавливать 10, 12, 15 дюймов без разницы. Если у вас седан, то не рекомендуется устанавливать 10-дюймовый в закрытом ящике, вы его просто услышите. КПД короба очень маленькое, 10-ка тихо играет, и в сумме ничего интересного не получится.
- Следующий вариант, который часто встречается, ─ фазоинвертор. Это короб, у которого есть щель или отверстие. Он играет в 2 раза громче закрытого ящика и имеет габариты на порядок больше. Однако, на самом деле качество звука у него уже не такое чёткое, оно более гудящее. Тем не менее это оптимальный вариант и подойдёт абсолютно для любого кузова автомобиля. Таким образом, фазоинвертор ─ громкий, задержки у него в пределах нормы, некая золотая середина.
- Бандпасс ─ это оформление, при котором динамик спрятан в короб. Обычно его оформляют каким-нибудь красивым оргстеклом. По размерам он такой же, как фазоинвертор, но при этом имеет самую большую отдачу. Если надо выжать из динамика максимум, то лучше приобретать бандпасс. Однако, у него есть и свои минусы, а именно ─ самое медленное оформление. Этому динамику сложно играть быструю клубную музыку, он будет запаздывать.
Для тех кто хочет сильнее углубиться в сравнение коробов, а именно литраж, площадь порта, и прочие показатели читайте вот эту статью как влияет короб на звук.
Прослушка сабвуфера
Следующее, что можно сделать, выбирая сабвуфер, ─ прослушать его. Этот раздел сложно назвать объективным, т.к. звук в помещении и автомобиле будет отличаться. В связи с этим не все продавцы хотят подключать сабвуферы, и демонстрировать как они играют.
Основная цель в этом разделе следующая, вы выбрали по характеристикам пару вариантов. Если их подключить и сравнить в любом случае звук и громкость у них будет отличаться, и вы сделаете выбор который вам по душе.Рекомендации по прослушке:
- Не стоит просить консультанта подключать каждый сабвуфер. Выберите 2 варианта для сравнения опираясь на рекомендации которые мы давали выше;
- Старайтесь сравнивать на разных жанрах, где более высокий бас и более низкий, быстрый и медленный. Идеальным вариантом для сравнения будет музыкальные треки которые, вы слушаете чаще всего.
- Выберете одну точку для прослушивания, в помещении звук в разных частях комнаты может сильно отличаться.
- Помните что, сабвуфер имеет свойство разыгрываться. Спустя время его громкость увеличится и бас станет более чётким и быстрым.
- Не слышете разницу? Сделайте выбор в пользу более дешёвого варианта
Эти правила работают только для сабвуферов в коробе. Сравнивать сабвуферные динамики не имеет никакого смысла.
Подводим итоги
В современном мире корпусные сабвуферы потеряли ценность, т.к. на рынке есть более интересные варианты. Приложив маленько усилий, и чуть больше денег мы получим результат в 2, а то и 3 раза лучше. И этот вариант называется покупка сабвуферного динамика. Да действий потребуется сделать чуть больше, но и результат превысит все ваши ожидания, советуем ознакомиться со статьёй «Как выбрать сабвуферный динамик» информация в ней будет полезна также тем, кто хочет приобрести корпусной сабвуфер.
Придя в магазин, первое, на что стоит обратить внимание, какой сабвуфер выбираем пассивный или активный?
- В этом разделе мы рекомендуем отдать предпочтение больше активному сабвуферу, причина в следующем. Пассивный сабвуфер в заводском коробе и все необходимые к нему дополнения в виде усилителя и проводов выходят не так уж и дешёво. Добавив немного денег, допустим +25% мы можем с лёгкостью перейти на следующую ступень. Приобрести по отдельности динамик правильный короб усилитель и провода, а эта связка будет играть на 100% интересней.
Второе, на что обращаем внимание
- соотношение номинальной мощности (RMS) и чувствительности. Мощность, и чувствительность выбираем по принципу «чем больше, тем лучше». Если у сабвуфера большая мощность и маленькая чувствительность, то лучше сделать выбор в пользу того, у которого чувствительность выше, даже если он немного слабее.
Третье что касается размера динамика
- Если багажник не особо нужен, выбираем диаметр сабвуфера большего размера. Если слушаете клубную музыку, то лучше сделать выбор в пользу 10 или 12 дюймового.
Четвертое про корпус
- если важно качество звука, чёткость и детальность, — закрытый ящик, дабы нивелировать его главный недостаток — тихий звук, рекомендуем устанавливать в автомобили, у которых багажник равно салон, это автомобили с кузовом универсал хэтчбек и джип.
- В большинстве случаем мы советуем строение короба — фазоинвертор. Это золотая середина по соотношению громкости, качества и скорости баса. неспроста придя в магазин этот вид короба будет самым распространённым.
- Если хотите максимум громкости за небольшие деньги — это бандпасс, хотя он применяется крайне редко.
Пятое услышать ушами
- И напоследок, прослушать пару вариантов сабвуферов в помещении, этот пункт сомнительный, но в любом случае после этого развеется все сомнения, и вы унесете свой сабвуфер с мыслями что сделали правильный выбор.
Заключение
Мы приложили не мало усилий для создания этой статьи, старались написать ее простым и понятным языком. Но получилось у нас это сделать или нет решать только Вам. Если остались вопросы, создайте тему на «Форуме», мы и наше дружное сообщество обсудим все детали, и найдем на него оптимальный ответ.
И напоследок, есть желание помочь проекту? Подпишись на наше сообщество «Вконтакте».