Обратная совместимость масла что значит
Перейти к содержимому

Обратная совместимость масла что значит

  • автор:

Как читать этикетку моторных масел

Если вы впервые пришли в магазин за моторным маслом, не исключено, что у вас голова пойдет кругом от обилия информации на этикетках. Как в них не запутаться и на что обращать внимание в первую очередь – в нашем материале.

Ключевые показатели моторных масел

Для начала необходимо обратиться к руководству по эксплуатации автомобиля и выяснить требования автопроизводителя к маслам для данной конкретной модели и комплектации.

В случае партнерства завода-изготовителя машины и бренда масла может быть указано даже наименование определенного продукта. Надо понимать, что такие настойчивые рекомендации – не более чем маркетинг, а вот предъявляемые требования в виде допусков, вязкости и т.п. действительно важны для корректной работы агрегатов.

Если хочется глубже разобраться и понимать, почему то или иное масло подходит или не подходит, самому выбирать нужное масло, требуется понимать, что:

  • в составе масла есть основа и присадки – что это означает, читайте в статье «Из чего складывается стоимость моторного масла».
  • один из ключевых показателей масла – вязкость;
  • не менее важны допуски международных ассоциаций (API, ILSAC, ACEA) и самих OEM (автопроизводителей).

Вязкость моторного масла

Этот параметр указывает на то, насколько густым является масло при низких и высоких температурах. Вязкость определяется по классификации SAE. В соответствие с ней масла делятся на 3 группы:

  • зимние – например, SAE 5W или SAE 20W;
  • летние – например, SAE 30 или SAE 40;
  • всесезонные, универсальные – например, 5W-30.

Конкретно зимнее или летнее масло сейчас в продаже практически не встречается. Гораздо больший спрос – на всесезонное. Такое масло можно залить летом и смело ездить на нем до весны.

На что указывает маркировка с двумя числовыми показателями? Разберем на примере класса 5W-30.

Буква W – от слова «winter» (зима). Цифра за ней отмечает степень морозостойкости. Чем ниже число, тем меньше масло густеет при отрицательных температурах. А значит, сокращается время (Oiling Time) между запуском двигателя и присутствием масла в каждой, необходимой для смазывания и защиты точке агрегата.

Вторая цифра в маркировке – это вязкость масла, которую определили при температуре 100 °С. Чем больше число, тем гуще масло при рабочей температуре двигателя.

В таблице ниже можно посмотреть, как соотносится класс масла по вязкости с диапазоном температур:

Ряд вязкости масла

Класс

Температурный диапазон

Кроме показателя вязкости на этикетках обычно ставятся маркеры по международно принятым классификациям ACEA, API и ILSAC и специальным допускам автопроизводителей. Они учитывают назначение моторного масла и особенности его эксплуатации. Например, для какого типа двигателя оно применимо, какие задачи решает, каким негативным явлениям противодействует.

Характеристики моторных масел по ACEA, API, ILSAC и/или специальным допускам.

Ранее мы уже писали о классификации моторных масел (ссылка на статью «Классификация моторных масел») по различным маркировкам, но для полноты информации воспроизводим эти данные здесь.

Классификация ACEA

Маркировка АСЕА является основополагающей для европейского автопрома. С ее помощью определяются основные задачи масла в двигателе: сокращение расхода топлива, и/или защита двигателя, и/или сокращение выбросов в атмосферу и т. п. Требования к маслам достаточно строгие и предусматривают, в частности, стойкость масляной пленки при высокой температуре и скорости сдвига (HTHS), долю в общем объеме продукта некоторых химических элементов (фосфор, сера и т. п.), испаряемость масла, щелочное число и т. д.

По АСЕА выделяется 3 группы масел:

  • A и B – для легковых бензиновых и/или дизельных моторов;
  • C – для моторов с системами нейтрализации выхлопных газов;
  • E – для высоконагруженных грузовых дизелей.

После латинской буквы в классе указывается число: 1, 2, 3, 4 или 5. Чаще всего в продаже можно найти универсальные масла, которые подходят как для бензиновых, так и для дизельных двигателей легковых автомобилей и легких грузовиков. В таких случаях на этикетках используются следующие маркировки:

  • А1/В1 – для моторов, которым требуется масло с пониженной вязкостью при высоких температурах и энергосберегающими свойствами.
  • А3/В3 – для современных двигателей с удлиненным интервалом замены. По рекомендации производителя такое масло может подходить для применения в течение года или при повышенных нагрузках на мотор.
  • А3/В4 – для двигателей с непосредственным впрыском топлива. Продукты с отличной защитой двигателя и моющими свойствами.
  • А5/В5 – для двигателей, которым требуются маловязкие, энергосберегающие, всесезонные масла с увеличенным интервалом замены. Со сниженным потенциалом по стойкости масляной пленки на разрыв (HTHS), направленные на экономию топлива .

На сегодняшний день в обиходе в основном A3/B4 и A5/B5. Категорически не рекомендуется использовать масло со сниженным HTHS (A1/B1 и А5/В5) в моторах, требующих от масла максимальной защиты.

Классификация API

Американская классификация моторных масел API делит масла на 2 группы по предназначению:

  • S – бензиновые двигатели;
  • С – дизельные двигатели.

Кроме С или S в маркировке ставится еще одна латинская буква, которая показывает степень качества масла по возрастающей. В классе масла для дизельных моторов также может стоять число 2 или 4. Оно показывает, что масло предназначено для 2- или 4-тактного двигателя соответственно.

В отличие от европейской ACEA, американская API предъявляет менее строгие требования к эксплуатационным характеристикам масла

По API (American Petroleum Institute) классификации, действующими классами являются:

Масла для легковых автомобилей и бензиновых двигателей

  • SP (RC) – для моторов с 2021 года выпуска;
  • SN (Plus, RC) – для моторов до 2020 года выпуска;
  • SM – для моторов до 2011 года выпуска;
  • SL – для моторов до 2004 года выпуска;
  • SJ – для моторов до 2002 года выпуска.

Масла новой категории API SP превосходят свойства моторных масел категорий API SN и API SN PLUS по следующим пунктам:

  • Защита от преждевременного неконтролируемого воспламенения топливовоздушной смеси (Low Speed Pre Ignition или LSPI);
  • Защита от износа цепи ГРМ:
  • Защита от высокотемпературных отложений на поршне;
  • Защита от высокотемпературных отложений в турбокомпрессоре;
  • Более высокие требования к количеству образуемого маслом шлама и лака.

Моторные масла категории API SP имеют обратную совместимость и могут заменять масла предыдущих категорий API.

Масла для коммерческой техники и дизельных двигателей

  • FA-4 – первое масло в категории API для коммерческой техники со сниженным ради топливной экономичности HTHS (стойкость масляной пленки на разрыв).
  • CK-4 – для современных дизельных ДВС
  • CJ-4 – для мощных двигателей до 2017 года выпуска с пониженным содержанием вредных веществ в выхлопе (уровень серы в дизтопливе – не более 0,0015 %);
  • CI-4 (Plus) – для высокооборотистых моторов до 2004 года выпуска с системой рециркуляции выхлопных газов на дизеле с содержанием серы не более 0,5 %;

Как правило, масла с маркировкой API – универсальные. Такие отмечаются двойным сочетанием, например SN/CF. Особенно экономные масла отмечаются специальным маркером ЕС1 или ЕС2.

Классификация ILSAC (International Lubricant Specification Advisory Committee)

Эта маркировка моторного масла разработана комитетом, объединяющим Ford, General Motors, Chrysler и JAMA (Japan Automobile Manufacturers Association), который помогает в разработке новых минимальных стандартов качества масла. На практике ILSAC более значим для владельцев японских легковушек с бензиновыми моторами. Для «американцев» классы ILSAC соответствуют указанным выше классам API.

На сегодняшний день классификация ILSAC использует два действующих стандарта – GF-5 (SN) и GF-6 (SP).

OEM (автопроизводители) допуски моторных масел

Современные моторные масла проходят тестирование не только на соответствие общепринятым международным стандартам, но и дополнительные моторные тесты крупнейших автоконцернов. О том, что масло отвечает самым строгим требованиям OEM (производителя), указывает так называемый допуск.

Самые распространенные примеры допусков можно найти в этой статье.

Выбираем масло правильно

При покупке необходимо четко понимать, какое масло подойдет к конкретному типу двигателя. Таким образом, обращать внимание нужно на:

  • соответствие показателей вязкости и полученных маслом допусков той информации, которую автопроизводитель указал в руководстве по эксплуатации как минимальные требования.
  • бренд производителя масла – важный критерий для определения гарантированного качества продукта. Например, если производитель обладает богатой историей и сильной репутацией, открыто делится информацией, помогает выбрать нужный товар – он заслуживает доверия;
  • реноме и отзывы в интернете продавца – наличие большого количества положительных оценок и длительной деятельности в одной и той же сфере гарантирует оригинальность продукта.

Стоит ли доверять автоматическим сервисам подбора масла? Да, если они ориентируются на требования автопроизводителя в руководстве по эксплуатации и указывают нужное масло. Так, на сайте ADDINOL вы можете воспользоваться онлайн-сервисом подбора масла: достаточно задать марку, модель и комплектацию своего автомобиля, чтобы получить рекомендацию по всем маслам, подходящим именно вашей машине.

Что произойдет, если ошибиться и выбрать масло неправильно? Последствия могут быть, различными:

  • Если масло со слишком большим зимним индексом по SAE использовать в условиях крайне низких температур, автомобиль просто не провернет замерзшую массу и не заведется.
  • Использовав излишне жидкое масло, при рабочей температуре можно столкнуться с излишним угаром.

Но в итоге каждого неправильного подбора моторного масла, на самом деле, стоит чрезмерный износ преждевременный выход из строя двигателя и/или его навесного оборудования.

Подробно последствия неправильного выбора масла мы рассмотрим в одной из следующих статей.

Классификация моторных масел: ACEA, API, SAE

Классификация моторного масла

В принципе, все моторные масла выполняют одну и ту же функцию. Они смазывают подвижные части в двигателе, предотвращают износ и коррозию, а также обеспечивают отвод тепла. Однако каждый двигатель составлен по-разному и требует особых свойств масла, чтобы гарантировать оптимальную смазку. Несколько институтов выпустили различные классификации и спецификации, чтобы обеспечить пользователям обзорность.

Вязкость как мера внутреннего трения жидкости является одним из самых важных свойств масла. Она определяет, насколько тонкое или вязкое масло и как оно себя ведет в зависимости от окружающей температуры. Поэтому SAE (Общество автомобильных инженеров) опубликовало систему, которая определяет опорные температуры, пределы вязкости и классификации для моторных масел. Существуют моноградные масла, которые соответствуют определенной кинематической вязкости при 100 °C, такие как SAE 30, которые использовались многие годы назад, когда масло в автомобилях меняли зимой и летом. Многие классические автомобили до сих пор зависят от моноградных масел. Современные легковые автомобили работают с мультиградными маслами, такими как SAE 5W30. Мультиградные масла имеют хорошие свойства текучести зимой и летом и могут использоваться круглый год. Число перед «W» определяет поведение масла при низких температурах. Чем меньше число, тем более жидким остается масло при низких температурах. Это позволяет моторному маслу быстро смазывать все важные части в двигателе даже зимой при холодном запуске. Число после «W» определяет кинематическую вязкость масла при 100 °C. Чем выше число, тем более устойчиво масло к экстремальным нагрузкам.

Класс SAE Минимальная температура перекачки в °C Кинематическая вязкость в мм²/с
0W -40 ≥ 3.8
5W -35 ≥ 3.8
10W -30 ≥ 4.1
15W -25 ≥ 5.6
20W -20 ≥ 5.6
25W -15 ≥ 9.3
8 4.0 – 6.09
12 5.0 – 7.09
16 6.1 – 8.19
20 6.9 – 9.29
30 9.3 – 12.49
40 12.5 – 16.29
50 16.3 – 21.89
60 21.9 – 26.09

Маркировка масла

Технические характеристики согласно ACEA

ACEA расшифровывается как Association des Constructeurs Europeens de l’Automobile (Ассоциация европейских производителей автомобилей). Она разрабатывает спецификации для моторных масел на основе самых строгих европейских испытательных процедур. Таким образом, спецификации ACEA представляют собой наибольший общий знаменатель требований европейских производителей автомобилей к моторным маслам. Эти спецификации подразделяются на последовательности A, B и C. Последовательность E существует исключительно для грузовиков. Они дополняются цифрами и дополнительно дифференцируются.

Последовательность A — описывает требования для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Последовательность B — описывает требования для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и пикапов. Последовательность C — транспортные средства, оснащенные передовыми системами очистки выхлопных газов (например, дизельными частицами фильтрами), требуют специальных моторных масел для предотвращения засорения дизельных частицных фильтров. В зависимости от допустимой доли образующих пепел веществ — сульфатной золы, фосфора и серы, подходящие масла разделяются на Low и Mid SAPS масла и классифицируются в соответствии с ACEA C спецификацией. Последовательность E — описывает требования для дизельных двигателей грузовиков.

Моторные масла для легковых автомобилей всегда указываются как комбинация бензиновых и дизельных двигателей (например, ACEA A3/B4). Число после буквы описывает разницу в характеристиках моторных масел. В таблице ниже мы собрали для вас все еще действующие спецификации ACEA.

Последовательность ACEA Область применения/требования
A3/B3 Вязкость HTHS ≥ 3,5 мПа·с, меньшие потери на испарение, высокая чистота поршня и устойчивость к окислению, срок годности до 2023 г
A3/B4 Вязкость HTHS ≥ 3,5 мПа·с, соответствует требованиям для дизельных двигателей с непосредственным впрыском
A5/B5 Вязкость HTHS 2,9-3,5 мПас, остальные стандарты соответствуют A3/B4
A7/B7 High SAPS с низкоскоростным ранним зажиганием и защитой от износа для бензиновых двигателей с прямым впрыском с турбонаддувом, а также с защитой от отложений на компрессоре турбонагнетателя (TCCD) для современных дизельных двигателей с прямым впрыском
С1 Low SAPS, сульфатная зольность макс. 0,5%, HTHS ≥ 2,9 мПас, срок действия до 2023 г
С2 Mid SAPS, сульфатная зольность макс. 0,8%, HTHS ≥ 2,9 мПа·с
С3 Mid SAPS, сульфатная зольность макс. 0,8%, HTHS ≥ 3,5 мПа·с
С4 Low SAPS, сульфатная зольность макс. 0,5%, HTHS ≥ 3,5 мПа·с
С5 Mid SAPS, сульфатная зольность макс. 0,8%, HTHS ≥ 2,6 < 2,9 мПа·с
С6 Обеспечивает защиту от преждевременного зажигания и износа на низких оборотах для бензиновых двигателей с прямым впрыском топлива с турбонаддувом, а также защиту от отложений на компрессоре дизельного турбокомпрессора (TCCD) для класса low SAPS, совместимость с катализаторами и системами доочистки выхлопных газов GPF/DPF
E4 На основе MB 228.5, увеличенные интервалы замены масла, подходит для двигателей EURO III
E6 Рекомендуется для двигателей EGR и двигателей SCR NOX с сажевым фильтром в сочетании с топливом, не содержащим серы, с содержанием сульфатной золы ≤ 1%, срок действия до 2022 г
E7 Рекомендуется для двигателей EGR и двигателей SCR NOX без сажевого фильтра, содержание сульфатной золы ≤ 2%
E8 Заменяет ACEA E6, UHPD (Ultra High Performance Diesel), Low SAPS, для DPF, HTHS ≥ 3,5 мПа·с
E9 Рекомендуется для различных двигателей с EGR и двигателей SCR NOX с/без сажевого фильтра в сочетании с топливом, не содержащим серы, с содержанием сульфатной золы ≤ 1%, срок годности до 2022 г
E11 Заменяет ACEA E9, SHPD (Super High Performance Diesel), Mid SAPS, для DPF, HTHS ≥ 3,5 мПа·с

Группиивка по SEA

Вязкость HTHS

Современные двигатели требуют масел с пониженной вязкостью при высоких температурах. Это свойство характеризуется термином HTHS (High-Temperature-High-Shear-Viscosity — высокотемпературная высокоскоростная вязкость). С использованием таких масел вязкость при высоких температурах снижается, что уменьшает потери трения в двигателе. Топливо используется более эффективно, что приводит к снижению расхода топлива для достижения той же мощности двигателя.

Спецификации согласно API

API расшифровывается как American Petroleum Institute. Классы API описывают американские требования и критерии качества для моторных масел. Спецификация для моторных масел разделена на API S, API C и API F.

Буква «S» (Service) означает бензиновые двигатели легковых автомобилей. Буква «C» (Commercial) определяет требования для дизельных двигателей коммерческих автомобилей и грузовиков. В конце 2016 года для коммерческих автомобилей был дополнительно введен стандарт API F. Текущая спецификация API CK-4 была разработана с целью обеспечить обратную совместимость и для масел, HTHS значение которых > 3,5 мПа * с. Масла с релизом API FA-4 используются в более современных двигателях. HTHS значение находится между 2,9 и 3,2 мПа * с. Основное внимание уделяется дальнейшему снижению выбросов.

Дизельные двигатели легковых автомобилей не классифицируются по API, так как они практически не используются в США. Буквы S и C постоянно дополняются дополнительными буквами или цифрами для обновления стандартов. В настоящее время API SP и API CK-4 являются самыми современными спецификациями. Они обеспечивают обратную совместимость со старыми стандартами.

Классы по API

О чем следует помнить

HC - синтетическое моторное масло на комплексной базе Suprotec Comfort 5W-30 4л

HC — синтетическое моторное масло A3/B4 Suprotec Comfort 5W-30 4л, 1л

HC — синтетическое моторное масло на комплексной базе Suprotec Comfort 5W-30 4л

HC - cинтетическое моторное масло Suprotec Comfort 5W-40 4л, 1л.

HC — cинтетическое моторное масло A3/B4 Suprotec Comfort 5W-40 4л, 1л.

HC — cинтетическое моторное масло Suprotec Comfort 5W-40 4л, 1л.

В зависимости от конструкции двигателя, у него разные требования к моторному маслу. Качество масла и необходимые интервалы его замены определяются производителями транспортных средств на основе испытаний, учитывая систему фильтрации масла, металлургию и конструкцию компонентов двигателя. Поэтому всегда следуйте рекомендациям и одобрениям производителя, чтобы избежать повреждений и сохранить гарантийные претензии. Утверждения могут быть найдены в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. При необходимости, вы всегда можете получить консультацию у авторизованного сервисного центра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *