РЕНОвация «Москвича»: Какие машины на самом деле будет выпускать легендарный автозавод
— Московский автомобильный завод «Москвич», слушаю вас! – именно так с недавних пор отвечает милый женский голос, если позвонишь на бывший АЗЛК. На днях новое название автозавода было утверждено официально, и хотя корпоративный сайт на момент подготовки этой статьи по-прежнему именуется Renault.ru, отступление французов из Москвы — свершившийся факт.
Напомним, после 24 февраля концерн Renault, проработавший в России не один десяток лет, ушел из нашей страны. Свою долю в «АвтоВАЗе» автогигант продал за рубль, а московский завод французы подарили столичным властям. И вот предприятие полностью перешло в собственность Москвы, а выпускавшиеся здесь французские модели освобождают производственные площади. Популярная Renault Duster переезжает в Тольятти, она теперь будет производиться на ВАЗе под маркой Lada, туда уже перевозят с «Москвича» и оборудование для ее выпуска. А два других популярных «реношных» кроссовера Kaptur и Arkana в России выпускаться уже не будут — слишком велика у них доля импортных комплектующих.
Новая власть хоть и провозглашена, но еще не вполне утвердилась.
— Завод находится в простое, — сообщила корреспонденту «КП» девушка на телефоне столичного автозавода. — Генеральный директор (в мае завод возглавил бывший замруководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Дмитрий Пронин, — Ред.) уже занял кабинет. Но мы не можем соединить ни с ним, ни с его приемной — нам пока не сообщили новые телефоны. А главный инженер и главный конструктор еще не назначены.
Но вопрос в другом: что теперь начнут выпускать на обрусевшем предприятии. Известно пока немного. Автомобили будут производиться под маркой «Москвич», основным технологическим партнером станет КАМАЗ, на первом этапе планируется собирать традиционные авто с двигателем внутреннего сгорания, а в перспективе — и электромобили. Такую программу обрисовал мэр столицы Сергей Собянин.
Возобновить производство планируется уже в этом году. Действительно, если простой затянется, то кадры разбегутся в разные стороны — собирай потом их заново. Уже сейчас на сайтах трудоустройства появляются резюме работников автозавода.
— Возможностей быстро организовать выпуск чисто отечественного автомобиля нет, — сказал «КП» автомобильный эксперт Игорь Моржаретто. — Нет наработок, а если начинать с нуля, то на это потребуются годы и не менее миллиарда долларов. Поэтому принято решение взять за базу какую-либо действующую модель и выпускать ее под маркой «Москвич».
Выпускаться такая машина будет методом крупноузловой сборки — то есть, речь об отверточном производстве. Его наладить дешевле, быстрее и проще, чем полноценный сборочный конвейер.
Пока планируется выпускать до 30 тысяч автомобилей в год. Это в шесть раз меньше, чем было при французах. Но в нынешних условиях, когда все вокруг дорожает, а спрос падает, гнать объемы смысла нет.
…И КАРШЕРИНГИ ЗАХЛОПАЮТ В ЛАДОШИ
Новые машины под маркой «Москвич» будут в основном нужны каршерингу и такси, заявил заместитель мэра столицы по вопросам транспорта Максим Ликсутов.
— Если московское правительство пойдет на то, чтобы создать автомобиль для такси, то наше сообщество будет хлопать в ладоши, — сказал «КП» председатель общественного движения «Форум Такси» Олег Амосов. — Автомобили, которые используются сейчас, для такси не очень приспособлены. Должен быть больше багажник, а двигатель — пусть менее мощный, но экономичный. Хорошо, если будет адаптирован под природный газ — такое топливо намного дешевле бензина и дизтоплива, к тому же экологически чистое. Но в первую очередь, автомобиль для такси должен быть надежным и достаточно комфортным. Из выпускающихся в России можно отметить Renault Logan — неубиваемая подвеска, очень хороший двигатель.
По словам эксперта, наш парк «шашечек» — один из самых молодых в мире. По крайней мере, в столице.
— Сейчас возраст автопарка московского такси — всего 2-3 года, — говорит Амосов. — Но в условиях санкций из-за отсутствия запчастей и комплектующих машины будет сложно обслуживать, и парк начнет ветшать. Так что если через год-полтора наладится постоянное обновление, это будет великолепно. Тем более, что во главе автозавода встал Дмитрий Валентинович Пронин, в правительстве Москвы он плотно занимался вопросами такси, знает все проблемы, и мы его прекрасно знаем.
Каршеринг тоже обеими руками за. Недавно «Комсомолка» писала об аварийности среди «авто напрокат», и одной из причин эксперты называли изношенность машин — так что обновление парка и здесь пришлось бы очень кстати.
— Мы с радостью рассмотрим новые модели для нашего автопарка, — сообщили «КП» в каршериноговой компании BelkaCar.
НАДЕЖДА НА КИТАЙ
Какая марка и модель будет взята за основу нового «Москвича», пока неизвестно — ведутся переговоры. Чиновники словно воды в рот набрали. Однако корреспонденту «Комсомолки» удалось разговорить топ-менеджера, близкого к китайским деловым кругам.
— Сейчас в переговорах активно участвуют два китайских автоконцерна, — сообщила Kp.ru гендиректор компании Sinoruss (продвижение и сопровождение китайского бизнеса в России) Сурана Раднаева. — Российская сторона приглашала к участию разные компании, в частности, Haval, это одна из самых продаваемых в России марок, но они решили не распыляться и сосредоточиться на развитии завода в Тульской области.
По ее словам, переговоры тормозятся из-за финансового вопроса.
— Если импорт комплектующих будет по российским ставкам НДС и со всеми таможенными пошлинами, то этот автомобиль станет золотым, — говорит Раднаева. — Китайские производители хотят снизить затраты, в частности, по налогообложению. Но юридических оснований для этого пока нет. Возможно, участникам проекта будут предоставлены целевые льготы. Но пока стороны не договорятся «на берегу», работы не начнутся.
В общем, картина ясная. Идет торг. Нам нужна машина и поскорее. Китайцы готовы ее дать, но не забывают и о собственной выгоде.
Ну, и не стоит сбрасывать со счетов санкции.
— Китайское руководство, похоже, не хочет, чтобы помощь России выглядела демонстративно. Но есть очевидное стремление занять нишу, освободившуюся после ухода из России западных автокомпаний, — продолжила эксперт. — Видели сообщение СМИ о том, что председатель КНР Си Цзиньпин дал задание своим советникам проработать механизм помощи России без нарушения санкций? Это касается и автопрома.
По словам Раднаевой, российский авторынок очень привлекателен для Китая. Во-первых, он еще не насыщен: если в Европе на 1000 человек приходится примерно 500 автомобилей, то у нас — чуть больше 300. А во-вторых, китайские предприниматели отмечают нашу готовность тратить деньги.
— Китайские СМИ регулярно дают новости о ситуации на автозаводе «Москвич», публикуют снимки моделей советских времен, — говорит собеседница. — В Китае же просто так публикации не появляются — это говорит о том, что руководство страны настроено на сотрудничество с московским автозаводом.
«ЭЛЕКТРИЧКИ» ИЗ ТЕКСТИЛЬЩИКОВ
Но самое интересное в производственных планах нью-«Москвича» — это перспектива выпуска электромобилей. С одной стороны, такие авто если уже не фантастика, то все-таки пока еще экзотика. С другой, хоть электро-легковушек у нас еще не делают, но автобусы, способные обходиться без топлива, — это уже производственные будни.
— По Москве бегает более тысячи электробусов «КамАЗ», есть у нас и образцы электро-грузовиков, — рассказал «КП» руководитель пресс-службы ОАО «КамАЗ» Олег Афанасьев.
На КамАЗе работают и над легковым электромобилем, но обсуждать эту тему на предприятии считают преждевременным. Между тем, именно на камазовские разработки электромобиля делают ставку московские власти.
— Эти разработки еще на начальной стадии, сами камазовцы честно говорят, что они будут готовы в лучшем случае к 2024-25 году, — говорит автоэксперт Игорь Моржаретто. — Речь идет об электромобиле «Кама», его, насколько я знаю, собираются разрабатывать совместно с китайским автопромом.
Наш «китайский» источник подтвердил – это вполне реально. Вообще, Поднебесная сегодня — ведущий мировой производитель электрокаров. Для сравнения — если в 2021 году в России было продано 1,7 млн новых автомобилей, то в Китае за это время одних только электромобилей было продано в 2 раза больше — почти 3,5 млн. К тому же у китайских производителей есть разработка электромобиля для такси, с ними также велись переговоры об участии в столичном проекте.
А еще собирать электромобиль быстрее, чем «обычную» машину. Эксперты консалтинговой компании AlixPartners пришли к выводу, что на сборку электродвигателя и батареи уходит на 40% меньше времени, чем на традиционный двигатель внутреннего сгорания и коробку передач. А на производство одного электромобиля требуется на 30% меньше рабочих часов и на 50% меньше производственных площадей.
Ну, это теория. А как на практике?
— Действительно, по опыту работы с автобусами и грузовиками на электротяге можно сказать, что их собирать легче, — говорит Олег Афанасьев. — Но надо учитывать и производство аккумуляторных батарей для электромобилей, оно очень дорогое, это ключевой элемент. Так что если брать в целом всю цепочку, от разработки редкоземельных материалов и производства батарей до выпуска конечного продукта, то, скорее всего, трудозатраты не изменятся. Но если стоимость батарей будет снижаться, а их емкость будет расти, то преимущества электромобилей будут проявляться все больше и больше.
Сейчас электрокары при прочих равных условиях стоят раза в полтора дороже традиционных авто — все из-за дорогущих батарей. Однако технологии не стоят на месте, производство батарей становится дешевле, и по расчетам швейцарского финансового холдинга UBS, цены на авто с амперами и с нефтяным топливом сравняются уже к 2025 году.
Но и это еще не решение проблемы — для того, чтобы потребители активно покупали электрокары, нужно создать насыщенную сеть станций для подзарядки. А еще необходимы предприятия по утилизации израсходованных батарей. Так что дело «за малым»: построить всю эту инфраструктуру, договориться с китайцами и организовать производство. И россияне с удовольствием пересядут на недорогой, экологичный и при этом отечественный (ну, частично) «Москвич».
Наконец-то стало известно, какими будут возрождённые автомобили «Москвич». Изображения и все подробности
Сегодня мэр Москвы Сергей Собянин посетил завод «Москвич». Во время официальных мероприятий была продемонстрирована галерея возможных моделей — снимки уже есть в Сети. Судя по ним, завод делает ставку на кроссоверы.
Возможных перспективных моделей четыре. Названий пока ещё нет — они представлены просто под номерами. Всё это автомобили китайской компании JAC. Непонятно, пойдут ли они в серию все вместе, или будут выбраны какие-то определённые модели (например, две из четырёх), но это все равно так или иначе будет китайский JAC с логотипом «Москвич». Таким образом, слухи о том, что новыми «Москвичами» станут китайские JAC, подтвердились.
Номер один — это JAC JS4. Интересно, что автомобиль сертифицируется в России — он уже был замечен вживую на улицах Москвы. Предполагалось, что JS4 очень скоро поступит в продажу в России сам по себе, но как сложится судьба этой модели с учётом новых вводных — непонятно: собирать авто в России, пускай и крупноузловым методом, дешевле, чем ввозить готовые авто из Китая. Правда, объёмы производства при этом должны быть большими.
JS4 — это компактный кроссовер, аналог Geely Coolray и Hyundai Creta. Он оснащается бензиновыми двигателями объёмом 1,6 и 1,5 (турбо), а также механической КПП и вариатором.
Номер два — JAC Sehol X6 2022. Тут есть система помощи при вождении второго уровня, светодиодные фары, турбированный двигатель объёмом 1,5 л, мощностью 150 л.с. (чуть мощнее двигателя 1,5 в JS4).
Номер три — Sehol A5 Plus, детище совместного предприятия JAC и Volkswagen. Это среднеразмерная модель — длина составляет 4770 мм, размер колёсной базы — 2770 мм. Тут тот же турбодвигатель объёмом 1,5 л и мощностью 150 л.с., что и у Sehol X6 2022, а коробка передач роботизированная, с двумя сцеплениями.
Номер четыре — JAC S7, кроссовер с флагманским статусом. Интересно, что сбирают его в Казахстане, на предприятии «СарыаркаАвтоПром». Длина составляет 4776 мм, привод только передний, двигатель — 1,5-литровый, турбированный, мощностью 175 л.с., а коробка передач — роботизированная шестиступенчатая с двумя сцеплениями.
Ранее гендиректор КамАЗа Сергей Когогин (КамАЗ взял шефство над возрождаемым «Москвичом») заявил, что на заводе смогут производить до 300 тысяч автомобилей в год — примерно на 110 тысяч больше, чем производила Renault. С четырьмя моделями сделать это будет не сложно, но вопрос в спросе: будет ли кому сбывать столько переименованных «китайцев»?
Компактный кроссовер и электромобили: Что будет производить возрожденный автозавод «Москвич»
«Не прошло и шести месяцев — мы запускаем завод, который группа Renault оставила и ушла с российской площадки, — сказал глава столицы. — Наверное, многие думали, что российский автопром закончится, на самом деле это стало еще одним стимулом возрождения нового производства. Москва сегодня запускает новую модель под старым брендом «Москвич», и это, конечно, историческое событие».
Параллельно с выпуском этой модели, по словам мэра, на заводе идет работа над выпуском электромобилей, которые в будущем станут его основной продукцией. «Москва имеет все шансы стать крупнейшим центром электромобилестроения в России», — уверен Сергей Собянин.
Итак, что же собой представляет первенец автозавода, который, имея 92-летнюю историю, в очередной раз начинает все с нуля? Это компактный кроссовер длиной 4410 мм, шириной 1800 и высотой 1660 с колесной базой 2620 мм и просторным салоном с комфортабельными эргономичными сиденьями. Оборудован он бензиновым турбомотором (1,5 л, 150 л. с., 210 Нхм) в паре с вариатором или шестиступенчатой механической коробкой передач. Современно он будет выглядеть и чисто внешне — с геометрическими линиями кузова и современной светодиодной оптикой с узнаваемыми рисунками дневных ходовых и габаритных огней. Как и все авто в наши дни, кроссовер будет снабжен цифровыми кодами, указывающими на его размер и старшинство в семействе. В зависимости от модификации коды могут содержать дополнительные буквенные индексы. Например, индекс «е» будет означать электромобиль.
Журналисты, обследовав во время пресс- тура первые «Москвичи», обнаружили немало приятных функций. Например, стеклянный открывающийся люк, электронный тормоз с кнопочкой вместо рычага, как в дорогих автомобилях, благодаря которому между первыми сиденьями освободилось много места, камера обзора на 360 градусов — то есть никаких слепых зон и многое другое. В общем, все сошлись во мнении, что у Lada Vesta — российского авто такого же класса, явно появился серьезный конкурент. Правда, ни завод, ни власти цены нового «Москвича» пока не называют, но эксперты говорят: если он будет стоить порядка двух миллионов рублей, пойдет нарасхват.
В массовую продажу в Москве и регионах Центрального федерального округа новый городской кроссовер поступит уже в декабре.
Как рассказал «РГ» главный руководитель проектов «Москвича» Максим Клюшкин, в настоящее время сделано уже 25 автомобилей, шесть из которых и предъявили представителям СМИ. Остальные пока проходят тестирование и проверки на качество, но уже со следующей недели по словам Клюшкина ставится задача производить за смену 50 машин.
До конца 2022 года планируется выпустить 600 автомобилей, из которых 400 с бензиновыми двигателями и 200 электромобилей. В 2023-м выпуск увеличится до 50 000 — 10 000 из них будут с электродвигателем, а в 2024-м — до 100 000, на долю электромобилей придется 20 000. Вместе с ростом объемов производства будет повышаться и доля локализации. Дело в том, что за годы, когда заводом владела группа Renault (практически с 1998 года по 2022-й), она целенаправленно избавлялась от российских поставщиков автокомпонентов, переводя производство на иностранные запчасти и комплектующие. Поэтому сейчас нам требуется время на разработку собственной универсальной платформы и создание ключевых отечественных автокомпонентов. Для скорейшего начала работы правительство Москвы заключило соглашение о сотрудничестве с КАМАЗом, имеющим опыт крупноузловой сборки с последующим увеличением объемов локализации.
Возрождение «Москвича» планируется провести в три этапа. На первом этапе в этом году автозавод начинает работу с крупноузловой сборки, на втором, в 2023 году, добавится мелкоузловая сборка, а на третьем, в 2024 году, планируется начать производство собственного электромобиля из российских компонентов на универсальной платформе (батареи, двигатель, редуктор).
По мнению Собянина, очень важно то, что правительству Москвы удалось сохранить трудовой коллектив «Москвича», где в настоящее время продолжают работать более двух тысяч человек. Для сбыта и технического обслуживания автомобилей «Москвич» формируется и собственная дилерская сеть, в которую пожелали войти 340 представительств из 23 городов России. Из пожелавших будут выбраны партнеры и откроются первые 40 фирменных дилерских центров. Предполагается, что вначале основным регионом сбыта электромобилей станет Центральная Россия.
На заводе «Москвич» начали собирать китайские кроссоверы
Максим Мишин, пресс-служба мэра и правительства Москвы / Агентство «Москва»
На заводе «Москвич» запустили производство кроссоверов, которые представляют собой крупноузловую сборку китайских JAC JS4.
Первой с конвейера сошла модель «Москвич 3» с бензиновым турбомотором (1,5 л, 150 л. с., 210 Н·м), автоматической трансмиссией CVT и шестиступенчатой механической коробкой передач, пишет «Интерфакс».
В продажу «китайские» «Москвичи» должны поступить к концу года в Москве и в I квартале 2023 года по всей России. До конца текущего года на заводе соберут 600 кроссоверов из китайских комплектующих, треть из которых получит электрическую силовую установку. Модели с соответствующей установкой будут называться «Москвич Зе», но они также будут вариантом китайского JAC JS4.
«Понятно, что мы начинаем с крупноузловой сборки. Но через несколько лет, я надеюсь, я уверен, что мы начнем выпускать автомобили на собственной платформе. Более того, в линейке будет электромобиль, а в области электротранспорта у нас большая компетенция. Это будущее с точки зрения технологий», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин.
По словам главы Минпромторга Дениса Мантурова, приоритетом завода «Москвич» станет производство элеткромобилей «на своей собственной платформе с постепенным повышением уровня локализации автокомпонентов». «Задача на ближайшее время — наладить процессы мелкоузловой сборки с привлечением локальных поставщиков до конца 2023 года. Следующим этапом будет создание собственной универсальной платформы для отечественного электромобиля, старт производства которого запланирован на конец 2025 года», — отметил Мантуров.
Собирать китайские автомобили под брендом «Москвич» будут около 40 тыс. человек, подчеркнул глава Минпромторга. В конце марта французский автоконцерн Renault, которому принадлежал завод, прекратил производство в России из-за войны в Украине. В середине мая компания передала производство мощностью до 180 тыс. автомобилей в год правительству Москвы за символический рубль.
В июле власти Москвы подписали соглашение с КамАЗом, по которому компания обязалась выпустить 600 автомобилей в 2022 году, 50 тыс. штук в 2023-м и не менее 100 тыс. в 2024-м. К мелкоузловой сборке при этом предполагается перейти только к 2025 году.