Что происходит с рынком бу автомобилей сейчас
Перейти к содержимому

Что происходит с рынком бу автомобилей сейчас

  • автор:

Рынок легковых автомобилей с пробегом в августе 2023 года

Рынок легковых автомобилей с пробегом в августе 2023 года

Согласно данным агентства «АВТОСТАТ», в августе 2023 года россияне купили 551,3 тыс. легковых автомобилей с пробегом. Это на 25,6% больше, чем в том же месяце прошлого года.

Чуть более половины (50,3%) вторичного рынка в конце лета пришлось на пять марок. Лидерство тут сохраняет отечественная LADA, доля которой равна 21%. Это составляет 115,8 тыс. подержанных машин – на 12,2% выше уровня годичной давности. Второе место в рейтинге удерживает японская Toyota, показатель которой достиг 68,8 тыс. единиц (+44,5%). Далее следуют корейские бренды Kia (31,7 тыс. шт.; +27,9%) и Hyundai (30,8 тыс. шт.; +20,9%). В ТОП-5 попал и японский Nissan, объем вторичного рынка которого тоже вырос (+34,8% до 29,9 тыс. шт.).

Эксперты агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что все марки, вошедшие в десятку лидеров по итогам августа нынешнего года, демонстрируют положительную динамику. Наибольший рост зафиксирован у Honda (+48%), а наименьший – у Renault (+8,4%).

ТОП-10 МАРОК НА РЫНКЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ (шт.)

ТОП-10 марок

Звание самой популярной модели среди б/у легковых автомобилей сохраняет Ford Focus, объем перепродаж которого в последний летний месяц составил 11,5 тыс. экземпляров, показав рост на 14,1%.

Вторую строчку рейтинга занял Kia Rio (10,6 тыс. шт.; +7,5%), а на третью поднялся хэтчбек LADA 2114 «Самара-2» (10,6 тыс. шт.; +3,3%). Совсем чуть-чуть отстает от них Hyundai Solaris (10,6 тыс. шт.; +3,4%), а замыкает ТОП-5 Toyota Corolla (10,3 тыс. шт.; +37%).

Все десять представленных здесь моделей находятся «в плюсе». Самый сильный рост среди них показывает упомянутая выше Toyota Corolla.

ТОП-10 МОДЕЛЕЙ НА РЫНКЕ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ С ПРОБЕГОМ (шт.)

Рынок легковых автомобилей с пробегом в августе 2023 года

Если рассматривать итоги 8 месяцев 2023 года, то за этот период россияне приобрели 3 млн 816,6 тыс. легковых автомобилей с пробегом. Это на 25,5% больше, чем в январе – августе прошлого года. Отметим, что все десять брендов за этот период имеют рыночный рост, а вот одна модель (LADA 2107) показывает незначительное падение (-0,4%).

Что происходит на рынке авто с пробегом в России летом 2023

Александр Истомин, директор РОЛЬФ Северо-Запад, РОЛЬФ Дмитровка и РОЛЬФ Якиманка:

Вторичный рынок автомобилей в мае показал заметный рост. Такая тенденция продолжится?

— Мы действительно наблюдаем сейчас высокую клиентскую активность на рынке, хотя из некоторых регионов уже поступает информация о замедлении. Так или иначе, предпосылок для изменения тренда пока нет, люди хотят покупать и менять автомобили, как и раньше, а то, что предложение новых авто сильно сократилось, благоприятно отражается на рынке авто с пробегом.

Южная Корея недавно решила ужесточить правила экспорта автомобилей в Россию. Теперь наш рынок автомобилей будет переваривать сам себя, плюс новоявленные китайские бренды?

— Да, многие страны начинают дополнительно регулировать экспортную политику, однако, на сегодняшний день, мы не наблюдаем дефицита предложений из Южной Кореи.

Плюс достаточно активны поставки автомобилей европейского и американского происхождения. Довольно давно мы наладили каналы и альтернативных поставок иностранных автомобилей. Поэтому рано говорить, что наш рынок будет ограничен только Китаем. Сегодня в Рольф представлен большой выбор новых автомобилей, от доступных до премиальных, в том числе есть большая линейка электромобилей. Всего сегодня в Рольф насчитывается свыше 4 500 новых автомобилей.

А параллельный импорт из Европы – с ним вам приходится конкурировать? Или ввоз «бэушек» из Европы серыми дилерами или частниками – это слишком дорогая, неудобная для покупателей история?

— Параллельный импорт сейчас очень многогранен. Если речь идет о ввозе автомобилей физлицами, то, действительно, мы наблюдаем существенные объемы в этом направлении, но я бы не сказал, что мы с этим конкурируем. Эти автомобили дополняют наш рынок, а в дальнейшем попадают и к нам на склады, но только при условии, что они ввезены легально с уплатой всех таможенных платежей, а также мы дополнительно проверяем их европейскую историю, чтобы убедиться в юридической чистоте.

Здесь очень много нюансов, рисков и подводных камней, поэтому ввозить автомобили для себя, если вы частное лицо, действительно может быть опасно.

Из-за наводнивших рынок перекупщиков и некоторых нечестных дилеров многие опасаются приобретать машину с пробегом самостоятельно. Отсюда и всплеск интереса к услуге автоподбора. Она по-прежнему актуальна или сходит «на нет»?

— Услуга автоподбора действительно популярна, по моим наблюдениям, спрос на нее устойчивый. У нас даже в планах сделать специальный сервис для профессиональных подборщиков, чтобы они могли быстрее и удобнее получать информацию о наших автомобилях, потому что мы всегда нацелены на максимальную прозрачность.

Как сегодня покупают авто с пробегом

Расскажите про хаб автомобилей с пробегом «Рольф Северо-Запад»: что его отличает от десятков других крупных дилерских центров?

— Здесь я могу говорить очень много и долго! Начну с того, что это крупнейшая площадка по продаже автомобилей с пробегом в нашей стране, склад составляет 2000 автомобилей.«Рольф Северо-Запад» – это то место, откуда невозможно уехать без автомобиля, потому что у нас есть автомобили всех сегментов, от совсем доступных, которые отлично подойдут как первый автомобиль, до премиальных и люксовых. Есть даже коллекционные.

Мы специально фокусируемся на том, чтобы создать такое место, где есть вообще всё. Еще мы очень много внимания уделяем честности и прозрачности. Мы всегда говорим клиентам абсолютно все, что мы знаем о наших автомобилях. И каждый наш сотрудник знает три принципа, всегда говорить правду, всегда быть вежливым и всегда соблюдать договоренности. Это то, что отличает «Рольф Северо-Запад» от других автосалонов.

Какому способу покупки автомобиля отдают предпочтение ваши клиенты: трейд-ин, кредит или большинство приезжает в автосалон с пачкой наличных денег?

— Примерно 50% сделок совершаются с помощью кредита. Кредитная доля заметно выросла, когда стартовала программа Рольф-финанс. И около 40% клиентов сдают свой старый автомобиль при покупке. С пачкой наличных тоже приходят, но это когда клиенты не знали об условиях Рольф-финанс и заранее взяли потребительский кредит в банке.

Давайте пройдемся по процессу выбора и покупки авто с пробегом от начала до конца с точки зрения клиента. Допустим, я хочу сдать свой старый автомобиль в трейд-ин, взять новый посвежее, а остаток в стоимости доплатить за счет кредита. Сколько дней (или часов) мне придется потратить на это в вашем автосалоне?

— На текущий момент это время варьируется от двух до пяти-шести часов. Зависит в первую очередь от двух факторов: это скорость одобрения кредита и согласование условий по страхованию. У всех банков и страховых свои требования и свои процедуры. Иногда добавляется третий — углубленная диагностика сдаваемого автомобиля.

Сейчас мы активно разрабатываем интеграции с банками и страховыми компаниями, чтобы на программном уровне соединить наши процессы, уверен это сильно снизит время пребывания клиента в салоне при покупке.

Как выгодно купить автомобиль с пробегом

На какую реальную скидку может рассчитывать среднестатистический покупатель относительно первоначальной цены, скажем, в объявлении о продаже на каком-то агрегаторе (Авито, auto . ru )? От чего зависит размер скидки?

— Здесь все действительно индивидуально. В основном размер скидки зависит от способа приобретения. Есть ли трейд-ин или кредит.

Тут важно обозначить, что тема скидок не такая актуальная, как например в продажах новых автомобилей. Машины с пробегом уникальные, и если автомобиль подходит, то наличие скидки не играет большой роли для клиента.

Известно, что вы активно выкупаете автомобили в регионах. В чем смысл?

— Смысл в том, чтобы найти максимум хороших автомобилей, которые нужны нашим клиентам. Рынок Москвы и Санкт-Петербурга, конечно, большой, но составляет всего 20-25 % емкости всего рынка РФ. Большинство автомобилей продается в регионах. А как мы ранее обсудили, нам важно создать такой выбор, чтобы каждый клиент смог уехать от нас на новом для себя авто.

Предположим, я нашел интересную мне машину в нужной комплектации в каком-то отдаленном регионе, скажем, в Ижевске. Ехать за ней из Москвы неудобно, да и боязно. Могу я поделиться наводкой с Рольфом, чтобы эту машину выкупили и привезли на реализацию в один из ваших супер-хабов?

— Да, можете, мы обязательно поможем с такой покупкой.

Гарантия и техническое обслуживание

Сегодня в любом автосалоне заявляют, что каждый автомобиль проверен по 100500 пунктам диагностики. Но буквально недавно моя подруга покупала (не в Рольфе) BMW X 3, и через неделю выяснилось, что колодки стерты в «ноль» и уже царапают диски. Пришлось ей возвращаться в автосалон и доказывать, что она не гоняла всю эту неделю по гоночной трассе, прикончив тормоза. У вас бывают такие случаи и как они обычно разрешаются?

— Это очень важный вопрос, и я хочу остановится здесь подробно. Мы очень много времени инвестируем в обучение наших диагностов и техников, которые отвечают за правильное техническое описание автомобиля при продаже. Мы понимаем, что на нас лежит огромная ответственность, в первую очередь за безопасность наших клиентов. И в чем здесь основная сложность. Все узлы и агрегаты на автомобиле мы проверяем на работоспособность, но по некоторым из них мы не можем оценить степень износа. То есть, гипотетически, полностью исправный автомобиль через несколько километров может стать неисправным, потому что какой-то из элементов имел износ, допустим, 99%.

А теперь основной вопрос, как мы с этим работаем, и я бы сказал, что это предмет для гордости. Во-первых, у нас работает программа «Возврат за 7 дней». То есть клиент может без объяснения причин вернуть автомобиль, даже если он просто не понравился теще.

Во-вторых, у нас действует гарантия Рольф.

В-третьих, в спорных ситуациях мы всегда стараемся встать на сторону клиента.

Так как мы работаем с технически очень сложными устройствами, конечно, какие-то подобные истории возникать могут. Но все наши продукты и наш подход направлены на то, чтобы решать возникающие сложности в пользу клиента.

Вы ведь оказываете и сервисное обслуживание, а значит владеете информацией и о рынке запчастей. Откуда сегодня поставляются расходники и запчасти для популярных у нас моделей? Это по-прежнему Казахстан и Турция или уже доминируют китайские поставщики?

— По запчастям мы имеем сейчас на 95-98% ту же доступность, к которой все привыкли. Во-первых, большинство импортеров, которые приостановили поставки автомобилей в РФ, поддерживают поставки запчастей на центральные склады этих брендов. Также, действительно, мы сильно нарастили объем поставок из Китая, потому что у наших клиентов есть запрос на качественный неоригинал по более доступной цене. Но самое главное, мы запустили свой собственный бренд запчастей, под маркой Роспарт, в основном он нацелен, чтобы закрыть потребности клиентов в обслуживании купленных у нас авто с пробегом.

А какие автомобили сегодня лучше не покупать из-за проблем с запчастями? Можно ли выделить такие марки? Или все зависит от конкретной модели и модификации автомобиля?

— Да, вы правы, все зависит скорее от конкретных моделей. Общий тренд сейчас такой, что почти все запчасти для слесарного ремонта для нас доступны, причем для всех марок, даже официально у нас не представленных. Есть сложности с некоторыми моделями в части кузовных запчастей. Но здесь тоже, думаю, вскоре решим этот вопрос, так что советую покупать любые машины.

Что будет дальше со вторичным рынком автомобилей в России

И самое главное, пожалуй. Что будет с ценами на вторичном рынке автомобилей – ваш прогноз на 3-6 месяцев.

— За последние несколько лет все так драматично менялось, что сейчас я бы не рисковал что-то прогнозировать по ценам. Но что можно сказать – автомобили покупают несмотря ни на что, то есть спрос очень устойчивый. На этом фоне влиять на цену будут два фактора. Первый – это доступность новых автомобилей. Прежде всего количество произведенных и ввезенных в РФ авто. А второй – это курс валют.

Старым машинам не хватает новых

Рынок автомобилей с пробегом в августе продолжил наращивать объемы — спрос, по данным маркетплейсов, оказался на 3% выше, чем в предыдущем месяце. Средняя цена подержанного автомобиля также продолжает медленно расти. Аналитики считают, что тренд сохранится и в будущие месяцы, но ажиотажного роста продаж не будет — сегмент новых автомобилей пока слишком мал, чтобы относительно новые машины вновь стали активно выходить на рынок б/у.

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Рисунок: Виктор Чумачев, Коммерсантъ

Спрос на автомобили с пробегом продолжил расти в августе. По данным «Авито Авто», он увеличился на 8,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и на 3,6% в сравнении с июлем, говорит руководитель направления «Автомобили» в «Авито» Вадим Иванов. При этом предложение осталось на уровне прошлого месяца, продолжает он.

Самыми востребованными брендами на «Авито» в августе стали ВАЗ (Lada), Toyota, Hyundai, Kia и Volkswagen.

Рейтинг наиболее популярных моделей автомобилей с пробегом возглавила Lada Priora, на долю которой пришлось 4,8% от общего спроса, рассказывает Вадим Иванов, а среди иномарок — Ford Focus (2,1%). Чаще всего автомобили ищут в Москве и Московской области (доля спроса 17,6%), и средняя цена предложений в этих регионах — 1,65 млн руб. Также в лидерах Краснодарский край (6,6%, 1 млн руб.), Петербург и Ленобласть (5,7%, 1,2 млн руб.), Ростовская область (3,4%, 890 тыс. руб.), а также Башкирия (3,3%, 758 тыс. руб.). Средняя цена по РФ по сравнению с июлем выросла на 1,2%, составив 901 тыс. руб.

В «Дроме» пока не подвели итоги августа, но по итогам января—июля там также называют наиболее продаваемой моделью Lada Priora. «С января по июль 2023 года было продано 29,4 тыс. автомобилей этой модели. Это на 14% больше, чем за тот же период прошлого года»,— отмечают там. «Автостат» называл эту модель лучшей по остаточной стоимости (residual value) по итогам второго квартала в сегменте автомобилей возрастом семь лет — через семь лет после покупки показатель в среднем составляет 127,8%. АвтоВАЗ прекратил выпуск Priora в 2018 году.

Спрос на подержанные автомобили в августе на «Авто.ру» вырос на 3% по сравнению с июлем и на 20% относительно июня, говорит руководитель группы исследований и клиентской аналитики компании Алексей Муханов. Он добавляет, что, впрочем, спрос еще не восстановился до уровня начала 2022 года. Кроме того, на этой площадке в августе продолжился тренд на снятие объявлений в августе: количество снятых с публикации машин выросло на 3% относительно июля, на 20% по сравнению с июнем и на 8% в годовом выражении, говорит Алексей Муханов. Он связывает это с ростом продаж: «Рост спроса привел к сокращению предложения автомобилей с пробегом на «Авто.ру», к концу августа число объявлений сократилось почти на 7% по сравнению с началом июля».

По предварительной оценке «Автостата», рынок автомобилей с пробегом в РФ в августе вырос на 29,9%, до 570 тыс. машин.

В прошлом месяце расхождение предварительной оценки с заключительным результатом (511,8 тыс.) составило около 6 тыс. машин.

АЕБ ждет роста авторынка до 1 млн штук по итогам года

Сергей Удалов из «Автостата» отмечает, что рынок подержанных автомобилей в этом году довольно плоский — месяц к месяцу продажи медленно растут, но нет заметного восходящего тренда, как в продажах новых автомобилей. Он указывает, что отсутствие всплесков спроса связано в том числе и с относительно небольшими объемами рынка новых машин. Напомним, только в августе продажи новых легковых автомобилей, по данным агентства, перевалили за 100 тыс. в месяц впервые с начала кризиса (подробнее см. “Ъ” от 5 сентября). В результате не создается ситуация, как в прошлые годы, когда выход новой модели Hyundai Creta или Solaris приводил к всплеску продаж и на рынке б/у, где автовладельцы продавали машины предыдущих поколений, рассказывает господин Удалов. Сейчас в сегменте с пробегом очень мало оборачиваются относительно новые автомобили, «те, кто пересаживается на автомобили брендов из Китая или Lada, сейчас либо впервые покупают машину, либо их автомобили растворяются в общем объеме рынка», добавляет он. Ситуация в сегменте очень стабильная, и такая динамика продолжится, считает аналитик.

В каком сейчас состоянии рынок автомобилей с пробегом?

Подержанные автомобили продолжают дорожать. С начала года — почти на 7%, в среднем до 800 тысяч рублей. Самый большой спрос был на привычные недорогие иномарки — от Toyota до Volkswagen. Китайцы, несмотря на стремительный взлет продаж их новых машин, бюджетный сегмент не закрыли. А значит, рынок автомобилей с пробегом продолжит расти

Фото: Сергей Бобылев/ТАСС —>

Рост цен на бывшие в употреблении автомобили, конечно, не поспевал за свежими заводскими машинами (пока они еще были), но также двигался скачками. С нового года наступил новый этап, утверждают в «Авито авто» — цена за автомобиль с пробегом выросла до 800 тысяч рублей. Это средний показатель, разброс по рынку большой: та же Lada Samara с пробегом под 250 тысяч километров может стоить 152 тысячи рублей, а трехлетняя Toyota RAV4 — почти 2 млн рублей. В приоритете у россиян все тот же джентльменский набор: марки Lada, Toyota, Hyundai, Kia и Volkswagen. Granta в среднем за 539 тысяч рублей, Solaris за 825 тысяч рублей. И так далее — Rio, Corolla, Polo и другие легкие бюджетные седаны.

Продолжает автоэксперт Игорь Моржаретто:

alt=»Игорь Моржаретто» />Игорь Моржаретто автоэксперт «Цены, конечно, растут, но они растут медленнее, чем росли цены на новые машины в прошлом году. Такого резкого скачка не было, есть плавный подъем. Назовите хоть один товар, который в нашей стране за последний год подешевел. Цены будут расти и дальше, но не так быстро, как хотелось бы продавцам. Понятно, что Lada всегда найдут новых владельцев, поскольку есть и запчасти, и ремонтируют ее на каждом углу, да и сам владелец разбирается. Больше сейчас спрос, конечно, на Toyota, так было всегда, потому что они считаются самыми надежными машинами не только у нас, но и во всем мире. Это спорная аксиома, но она есть в голове у людей».

Рынок подержанных машин не стагнирует — его пытаются освежить и даже провести «ремоторизацию», как «Автотор» со своей идеей менять ДВС у авто на электродвигатели. Сервисы каршеринга постепенно избавляются от устаревающей техники, в их числе, как недавно стало известно, «Ситидрайв». С 1 марта он продает по большей части свои трехлетние Nissan Qashqai за 1,2 млн рублей. Представить техническое состояние этих авто каждый может сам в силу своей фантазии, хотя сервис уверяет, что все ТО проходились как положено. А главное — спрос есть, рассказали Business FM в «Ситидрайве»:

«На продажу выставлены автомобили «Ситидрайва» от года и старше, пробег — от 70 тысяч километров. Стоимость авто стартует от 1,25 млн рублей. Со дня открытия [продаж] мы отмечаем высокий спрос. Клиенты не только приезжают на просмотр, но и активно заключают сделки. Все автомобили, выставленные на продажу, проходят специальную подготовку: снятие телематических блоков, расклейка фирменных элементов, химчистка и полное техническое обслуживание».

В феврале в России продано 42 тысячи новых легковушек, сообщила Ассоциация европейского бизнеса. Это на 62% меньше показателей прошлого февраля. За год продажи нарастили только отечественная Lada — на 5%, а также китайские бренды. Haval, к примеру, — на 49%, а Great Wall — аж на 679%. Проблема в том, что китайцы привезли сегмент выше среднего, а не опустевший бюджетный. Дыру в сердце Китай пока не заполнил, а значит, рынок подержанных машин продолжит расти — ездить на чем-то надо, указывает СЕО автомобильного маркетплейса Fresh Auto Денис Мигаль:

Денис Мигаль СЕО автомобильного маркетплейса Fresh Auto «Давно говорю, что нас ожидает в ближайшие три-семь лет дефицит на вторичном рынке. Особенно будут цениться автомобили в хорошем состоянии, то есть те, которые проходили вовремя обслуживание. Если мы говорим про бюджетный сегмент, на рынке новых автомобилей просто пропасть сегодня, особенно если мы говорим про седаны. Все обещают, что придет какой-то «маленький китаец», еще кто-то, у Lada будут проблемы с перепроизводством. Понятно, что на вторичном рынке все, что подходит под этот критерий, будет выметаться, особенно если этот автомобиль в хорошем состоянии. Поэтому это ожидаемый рост. Странно, что он еще не такой сильный, как нам казалось».

Главный вопрос, который волнует владельцев подержанных бюджетных легковушек: пришел ли момент продавать? Ответ: не пришел. Тренд «потеря стоимости машины до 15% в год» давно разрушен. Актив на колесах продолжает дорожать, несмотря на то что вырабатывает ресурс. В силах водителя поддерживать его в максимально хорошем состоянии — до часа X, до продажи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *