Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Россияне бросились скупать подержанные машины из-за отсутствия новых
Подержанные автомобили в порту Владивостока Юрий Смитюк / ТАСС
Продажи подержанных автомобилей в России резко выросли после исчерпания запасов новых доступных иномарок.
В I квартале 2023 года было продано на 25,5% больше б/у автомобилей, чем за тот же период годом ранее, пишут «Известия» со ссылкой на данные сервиса «Авито Авто».
Вслед за увеличившимся спросом стали расти и цены на подержанные машины. С начала года они выросли на 11,9% по сравнению с IV кварталом 2022-го. Средняя цена на текущий момент составляет 750 тыс. руб.
Однако, по данным Национального агентства промышленной информации, пик роста цен на подержанные автомобили возрастом до трех лет пришелся на II квартал 2022 года. Прошлой осенью стоимость машин массового сегмента снизилась на 9%, тогда как премиальные модели подешевели на 17,8%.
Доля подержанных автомобилей в продажах за год выросла с 69,9 до 73,6%, подсчитали в «Авито Авто». Основной спрос приходится на модели европейских, корейских и японских производителей.
Самой популярной подержанной иномаркой в I квартале этого года стал Ford Focus, средняя стоимость которого составляет 470 тыс. руб. На втором и третьем местах соплатформенные Hyundai Solaris и Kia Rio стоимостью около 780 тыс. руб.
Также россиян интересуют Toyota Camry (1,75 млн руб.), Volkswagen Polo (740 тыс. руб.), Skoda Octavia (750 тыс. руб.), VW Passat старых поколений (380 тыс. руб.), Renault Logan (350 тыс. руб.) и Kia Sportage (1,39 млн руб.).
На фоне стремительного роста вторичного рынка продажи новых автомобилей в I квартале 2023 года обрушились на 45%. «На фоне нехватки новых машин, связанной в том числе с уходом с российского рынка ряда автопроизводителей, интерес покупателей сместился в сторону подержанных автомобилей. Этому способствовал и рост цен на новые машины», — говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев.
Однако и на вторичном рынке возник дефицит — не хватает ликвидных моделей с «чистой» историей и хорошим техническим состоянием, добавляет эксперт. На рынке ощущается нехватка предложений машин с одним, максимум двумя владельцами, небольшими повреждениями или совсем без них, обслуживанием у дилера и хорошим уровнем оснащения, подтвердил директор «Авилон Автомобили с пробегом» Николай Баскаков.
«Такие автомобили сейчас пользуются повышенным спросом, и на рынке их немного. Можно ожидать рост цен на них — не более 10%», — говорит Баскаков.
Новые автомобили иностранных производителей в России фактически закончились после остановки заводов и прекращения официальных поставок из-за войны в Украине. По состоянию на середину апреля на всю страну насчитывалось всего 313 новых автомобилей среднего ценового сегмента. Это модели Volkswagen, Kia, Skoda, Citroen, Renault и Hyundai.
Помочь в восполнении иномарок теоретически должен параллельный импорт, однако поставлять массовый сегмент в Россию «просто невыгодно», говорил вице-президент Национального автомобильного союза Ян Хайцеэр. Он призвал не ждать увеличения поставок доступных моделей в страну.
Подержанные легковушки вымываются с авторынка
Граждане при покупке часто предпочитают бывшие в употреблении машины. Фото PhotoXPress.ru
В России увеличиваются продажи подержанных легковых автомобилей. При этом доля самых дешевых – стоимостью до 500 тыс. руб. – б/у легковушек на рынке снижается. Бюджетные варианты перестают быть бюджетными. Связано это с тем, что цены на легковые автомобили с пробегом растут в разы быстрее официальной инфляции. За год стоимость б/у легковушки в РФ выросла на 16,5% против официальной инфляции в 3,25% по итогам июня.
Как сообщает аналитическое агентство «Автостат», в России снижается доля рынка подержанных легковых автомобилей стоимостью до 500 тыс. руб. Так, по итогам пяти месяцев этого года такие авто заняли 42% вторичного авторынка страны. Год назад они занимали ровно половину этого рынка. Основная причина снижения доли дешевых подержанных машин – рост цен.
При этом практически во всех остальных ценовых сегментах отмечается рост рыночной доли на 1–2 процентных пункта. В результате 27% рынка подержанных авто сегодня занимают б/у автомобили стоимостью от 0,5 до 1 млн руб., 12% у легковушек в диапазоне 1–1,5 млн руб. Доля оставшихся ценовых категорий составляет менее 10%.
Аналитики при этом обращают внимание на изменение динамики затрат. Здесь, по оценкам «Автостата», лидируют подержанные автомобили стоимостью 0,5–1 млн руб. Их доля составляет 20% от всей емкости вторичного авторынка. То есть на авто в этом диапазоне россияне тратят больше всего денег. А меньше всего – на легковые автомобили в диапазоне 3–4 млн руб. (их доля в затратах около 10%). Год назад картина была иной. По итогам пяти месяцев 2022 года граждане больше всего – около 23% – тратили на самые дорогие машины стоимостью от 4 млн руб. В этом году их доля просела до 18%, сообщают эксперты.
К слову, в июне средняя цена автомобиля с пробегом в России составила 1,4 млн руб., что на 1,7% выше, чем месяцем ранее, и на 16,5% дороже, чем в июне 2022-го. Заметим, официальная годовая инфляция в июне составила 3,25% (см. «НГ» от 16.07.23).
При этом в целом рынок подержанных автомобилей уверенно растет. По итогам первого полугодия 2023 года россияне купили 2,7 млн подержанных легковых автомобилей, что на 27% больше, чем годом ранее. Для сравнения: за первые шесть месяцев этого года продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) автомобилей выросли на 10%, до 428 тыс., следовало из данных Ассоциации европейского бизнеса (см. «НГ» от 06.07.23). При этом только в июне подержанных легковушек было продано свыше 500 тыс. штук, новых – в 20 раз меньше, свыше 24 тыс.
Рост вторичного рынка автомобилей в «Автостате» объясняют низкой базой прошлого года. Так, в январе-июне 2022-го было продано 2,17 млн единиц, что на 22% меньше, чем в 2021-м. Весной прошлого года ежемесячные объемы рынка автомобилей с пробегом оказались наименьшими за последние три года, обращают внимание эксперты.
Отмечается, что граждане РФ в целом больше предпочитают иномарки, пусть и подержанные. Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ ранее сообщила, что импорт подержанных автомобилей, ввозимых для личного пользования через Владивостокскую таможню, в первом полугодии 2023 года увеличился в два раза. «Физлица продолжают активно везти подержанные автомобили через Дальний Восток – в основном японские и корейские. Владивостокская таможня за январь-июнь 2023 года оформила более 130 тыс. авто для личного пользования. Это в два раза больше, чем в первом полугодии прошлого года», – говорилось в сообщении ФТС. Подчеркивается, что 80% поставок приходится на автомобили из Японии. Для сравнения: ввоз подержанных автомобилей через порт Владивосток (основной пункт ввоза импортных автомобилей на Дальнем Востоке) в 2022 году вырос в 1,7 раза, до почти 200 тыс.
Агентство «Автостат» дает несколько иные данные. Как сообщал исполнительный директор «Автостат» Сергей Удалов, по итогам шести месяцев этого года в РФ было импортировано 227 тыс. новых легковых автомобилей, что в 3,2 раза больше, чем годом ранее. Ввоз автомобилей с пробегом за тот же период увеличился, по его словам, в 2,9 раза, до 220 тыс. штук. Подчеркнем: «Автостат», как и АЕБ, в своих замерах теперь используют также статистику компании «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК), которая является оператором системы электронных паспортов на автомобили. Данные ППК включают информацию о продажах всех представленных на рынке автомобильных брендов, а также учитывают объемы параллельного импорта.
Снижение доли самых бюджетных авто, по мнению экспертов, в первую очередь говорит о росте цен в этом сегменте. «Граждане рассматривают подержанные автомобили как более доступный вариант для покупки, поэтому мы можем видеть спрос в этом сегменте», – говорит доцент РЭУ им. Плеханова Мария Ермилова. Ведущий эксперт «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов напоминает, что подержанные автомобили покупают не только для того, чтобы на них ездить, но и на запчасти, чтобы они стали источником деталей для ремонта других транспортных средств.
Последние полтора года из-за дефицита предложения цены на автомобили, в том числе подержанные, растут темпами, существенно опережающими инфляцию, что отражается и на ценах в нижних сегментах ценового ряда, подчеркивает эксперт «ИВА Партнерс» Артем Клюкин.
Ценообразование на рынке автомобилей с пробегом напрямую зависит от стоимости новых авто, подчеркивает директор по продажам автомобилей с пробегом компаний «Автодом» и «АвтоСпецЦентр» Владимир Желобов. «А насколько вырастут цены – зависит от средней стоимости автомобиля. На продажи авто с пробегом влияют утилизационный сбор и курсы валют», – замечает он.
По словам эксперта, в России продажи автомобилей с пробегом приблизительно в восемь раз превышают объемы продаж новых авто. «На рынке актуален дефицит ликвидных автомобилей в хорошем состоянии (от 1 до 4 лет использования). Эти модели поступают в дилерские центры по программе trade-in при покупке клиентами новых китайских автомобилей, – сообщает Желобов. – Автомобили стоимостью до 500 тыс. руб. вымываются с рынка по аналогичному принципу».
Как изменились цены на подержанные авто (инфографика)
По итогам 2022 года абсолютное большинство подержанных легковых автомобилей, которые продавали в интернете за этот период, стоили менее $10 тысяч — таких машин было 73,4%. Об этом говорится в исследовании экспертов Института исследований авторынка.
Фото: depositphotos 3
►Читайте телеграм-канал «Минфина»: главные финансовые новости
73% авто на рынке стоят менее $10 тысяч
По итогам 2022 года абсолютное большинство подержанных легковых автомобилей, которые продавали в интернете за этот период, стоили менее $10 тысяч — таких машин было 73,4%. Наибольшее количество предложений было в ценовых диапазонах $4−5 тысяч (9,5%) и $1−2 тысячи (9%).
Количество объявлений после ценовой отметки $20 тысяч существенно уменьшается, в целом подержанных легковушек в продаже в ценовом диапазоне от $20 до $50 тысяч составило всего 7,2%. Машин стоимостью более $50 тысяч не более: 1,2%.
Такая ситуация на автомобильном рынке — следствие в первую очередь низкой покупательной способности украинцев. Из-за низких доходов, на фоне отсутствия доступных программ финансирования — кредитования или лизинга — украинцам приходится покупать подержанные автомобили, в большинстве случаев — за наличные. При этом украинцы предпочитали автомобили такой стоимости еще и до начала полномасштабной войны.
Читайте также: Авторынок в Украине: в 2022 году украинцы купили почти 38 тысяч авто. Лидирует ToyotaОбвала цен не случилось
Средняя цена подержанной легковушки в продаже в 2022 году составила $5700. С начала года этот показатель снизился: еще в январе средняя стоимость авто составляла $6 тысяч, а в декабре — $5200. Этот показатель оказался рекордно низким за последние 12 месяцев. Поскольку исторически сложилось, что цены на машины в Украине формируются в долларах США, то теперь за те же деньги в гривневом эквиваленте из-за изменения курса валют сегодня можно приобрести худшее авто. Однако на фоне всех происходивших в течение прошлого года событий можно констатировать, что ценового «обвала» на украинском авторынке не произошло.
Относительно конкретных моделей, если сравнить начало года и конец (январь и декабрь), подешевели все 10 самых популярных моделей, которые украинцы чаще всего продавали в интернете за последние 12 месяцев.
Наиболее снизилась средняя цена на Daewoo Lanos и его модификации (-16,6%, с $2 500 до $2 000). Таким образом, когда-то самый популярный автомобиль в Украине год за годом теряет позиции как по количеству продаж, так и по цене.
Украинцы в результате активного пополнения автопарка подержанными автомобилями из-за границы получили альтернативу и выбор. Возможность купить за те же деньги качественнее авто регулирует ценообразование и заставляет продавцов постепенно снижать цены на эти модели.
Читайте: Авторынок в Украине: Итоги 2022 года оказались худшими с 2000 года
Популярный Volkswagen Passat подешевел на −16%, с $7 800 до $6 550. Это может быть следствием большого количества импортируемых моделей в течение действия так называемой «нулевой» растаможки в апреле-июне, когда из-за границы привезли многие такие авто по более низкой цене.
На 14,3% подешевел ВАЗ 2109/21099. Это может быть как естественным удешевлением этих машин в результате старения, так и уменьшения спроса на советско-российские машины в результате войны. Для того чтобы продать авто, приходится снижать цены.
На сколько изменилась средняя стоимость самых популярных моделей легковых автомобилей на сайтах продаж в декабре-2022, если сравнивать с январем:
- Volkswagen Passat — $6 550 (-16%)
- Skoda Octavia — $6 750 (-10%)
- Volkswagen Golf — $4 800 (-9,4%)
- ВАЗ 2109/21099 — $1 500 (-14,3%)
- Daewoo Lanos — $2 500 (-16,6%)
- Renault Megane — $6 400 (-8,6%)
- BMW 5 Series — $6 000 (-9,1%)
- Opel Astra — $4 900 (-$12,5%)
- Ford Focus — $6 200 (-6,8%)
- BMW 3 Series — $5 500 (-12,7%).
Следует заметить, что наибольшие колебания в течение 2022 года происходили в апреле-июне, когда действовало так называемое «нулевое» растаможивание. Начиная с сентября 2022 года, средние цены на популярные модели стабилизировались, и существенных колебаний не происходило.
Больше всего цены изменились в пострадавших от войны регионах
Самая высокая средняя стоимость продававшихся в интернете легковых автомобилей в течение 2022 года оказалась в Киеве и области — там этот показатель зафиксирован на уровне $7500. На втором месте разместилась Львовская область: $6350. На третьем месте оказалась Закарпатская область ($6200).
Самая низкая средняя стоимость машин в продаже в прошлом году была в Донецкой ($3 950), Николаевской ($4 000) и Черниговской областях ($4 300).
Автор: Редактор ленты новостей Анна Недогибченко Пишет на темы: Финансы, банки, экономика, инвестиции