Хамп диска — что это, зачем нужен. Какие бывают?
Колёсные автомобильные диски выпускаются широкими модельными рядами. Продукция в линейках различается конструкцией и материалом изготовления. Но почти у всех ободьёв существуют одинаковые элементы, одним из которых является хамп. Благодаря ему покрышка надёжно крепится на ободе и не саморазбортируется на скорости после разгерметизации. Далее расскажем, каких видов бывает хамп, и для каких дисков чаще применяется.
Хамп – что это, зачем нужен
Слово хамп происходит от английского Hump, что в буквальном переводе на русский язык означает – выступ. Это важный элемент конструкции диска, который размещается на внутренней части обода. Выглядит хамп в форме радиального кольца, овальной или угловатой формы. Как правило выступ размещается на диске в 2-х экземплярах и предназначен для фиксации бортов бескамерной шины. Ободья для камерных покрышек выпускаются без хампов.
Слышали хлопки в шиномонтажной мастерской при накачивании колеса? Это покрышка становится на место, перескакивая через выступы – хампы. То есть борта шины размещаются в посадочных канавках, словно соединение шип – паз. Благодаря такой конструкции, колесо при внезапной разгерметизации на ходу не разбортируется. Однако, на повороте пустую шину всё же может вывернуть и сорвать с обода.
Виды хампов и их обозначение
Все производители колёс в мире используют одинаковые маркировки. Поэтому, хампы на дисках традиционно обозначаются латинской буквой «H». Например, параметры обода у Lada Vesta Sedan: 6Jx15/Н2/ЕT50/PSD 4×100/DIA 60.1 (для). Обозначение «Н2» подсказывает покупателю, что данные диски для бескамерных покрышек. В настоящий момент можно встретить 7 конфигураций хампов и соответствующие обозначения:
- Н – закруглённый со стороны закраины обода.
- Н2 – закруглённый с обеих сторон.
- CH – плоский с закругленными углами (Combination Hump).
- EH2 – увеличенный с 2-х сторон (Extended Hump).
- EH2 + – сверхувеличенный с 2-х сторон (Extended Hump 2+).
- FH – плоский с внешней стороны (Flat Hump).
- FH2 – плоский с 2-х сторон (Double Flat Hump).
Разные конструкции позволяют использовать выступы в различных моделях дисков для широкого спектра техники. В некоторых условиях хампы не способны удержать покрышку на месте, однако они гарантируют, что борта разгерметизированной за ночь шины останутся в пазах. Поэтому накачать бескамерное колесо будет не сложно, так как щелей между ободом и резиной не появится. Некоторые шинные мастерские модернизируют хампы, при помощи фрезерных станков. Например, круглые выступы делают угловатыми, чтобы повысить уровень безопасности.
При выборе колёсных дисков для бескамерных шин, в маркировке можно встретить букву «Н». Литера означает, что на ободе есть конструктивный элемент Hump. Благодаря ему шина не саморазбортируется на ходу при резкой разгерметизации.
Маркировка дисков, символика, термины на дисках, обозначения
Чтобы выбрать диски к своему автомобилю, мало знать нужный диаметр и количество болтов для крепления. Диск должен соответствовать целому ряду параметров. Полностью размер диска выглядит так: 6.5xR16 5/100 ET48 d56.1. Умение расшифровывать условные обозначения на дисках поможет избежать ошибок при покупке и разочарований при установке на автомобиль.
Расшифровка значений на диске
6,5 — значение ширины обода в дюймах. Если хотите узнать размер в миллиметрах, то 6,5 нужно умножить на 2,54 (1 дюйм).
R16 — диаметр диска в дюймах (на рисунке D). Монтажный размер. Измеряется от боковин, на которые ложится шина.
j (может быть заменено на «Н2») — для рядовых потребителей эти значения не важны, т. к. являются служебными обозначениями для производителей и продавцов.
J — значение, в котором закодированы данные о конструктивных особенностях закраин бортов обода, такие, как углы их наклона, радиус/радиусы закругления и прочее.
Н2 (сокращение от Hump) — наличие этого обозначения указывает, что на полках обода есть кольцевые выступы (хампы), удерживающие бескамерную шину от соскальзывания с диска Буквенное обозначение Н означает одинарный (простой) хамп. Н2 обозначает двойной хамп. Также есть плоский хамп (Flat Hump) — FH, комбинированный (Combi Hump) — CH, асимметричный (Asymmetric Hump) — AH. Если между обозначениями ширины диска и его посадочным диаметром стоит знак х (как в данном случае), это означает, что обод диска неразъемный, без хампов.
5/100 — обозначают значение PCD колеса (Pitch Circle Diameter). Цифра «5» — количество на диске крепежных отверстий для гаек (болтов), и в миллиметрах «100» — диаметр, по которому расположены отверстия креплений. Если необходимо, а под рукой нет специальных приборов, замер можно сделать обычной канцелярской линейкой.
ВАЖНО: крепежные отверстия колеса могут располагаться на разных диаметрах, у которых очень жесткий допуск относительно центрального отверстия.
Предупреждение! У отверстий креплений может быть небольшой плюсовой допуск по диаметру, что визуально затрудняет точное определение PCD, если его отличия от штатного всего 2 миллиметра. К примеру, нередко на ступицу с значением PCD 4/100 устанавливают колесо PCD которого 4/98. ЭТО ОПАСНО. Полностью затянутой будет только одна гайка (болт). Крепежные отверстия остальных 3 гаек «уведет», в итоге они будут недотянуты или затянуты с перекосом. В итоге колесо будет не полностью посажено на ступицу. При езде его будет «бить», велик риск того, что гайки будут постепенно выкручиваться сами собой.
d — (пример: d 66.6) — в миллиметрах, это диаметр ступицы, либо значение диаметра центрального отверстия колеса. Важно точное совпадение данного параметра с диаметром посадочного цилиндра ступицы автомобиля. Сопряжение размеров обеспечит предварительное центрирование на ступице колеса, что облегчит установку болтов.
ET — буквенное обозначение вылета диска, т. е. расстояния в миллиметрах от привалочной плоскости колесного диска, устанавливаемого на автомобильную ступицу, и условной плоскостью, которая проходит посередине обода колеса.
ЕТ «положительный» — привалочная плоскость не выступает за границу условной.
ЕТ «отрицательный» — привалочная плоскость находится за воображаемой плоскостью.
В некоторых странах встречается и другое обозначение ЕТ — OFFSET или DEPORT.
Примеры обозначения вылета
ЕТ 46 — положительный вылет, 46 миллиметров.
ЕТ-20 — отрицательный вылет, 20 миллиметров.
ЕТ 0 — вылет «нулевой».
Предупреждение! Опасно устанавливать на автомобиль колеса, вылет диска у которых отличается от штатного, рекомендованного заводом-изготовителем машины. Стремясь придать машине спортивный вид, некоторые автовладельцы ставят на нее диски с уменьшенным вылетом. Машина становится немного устойчивее на трассе, т. к. колесная колея становится шире. Но вместе с тем повышается нагрузка на подвеску автомобиля и ступичные подшипники. И наоборот, невозможно увеличить вылет колеса — его колесный диск упрётся в тормозной диск. Все это может привести не только к поломке автомобиля, но и к аварийной ситуации на дороге.
Дополнительные обозначения на колёсах
Также на колесе можно найти:
Дата изготовления — (пример: 0309) — означает, что дата выпуска диска — третья неделя 2009 года.
ISO, SAE, TUV — клеймо, которое ставит контролирующий орган. Данная маркировка — подтверждение того, что колесо соответствует международным стандартам/правилам.
MAX LOAD 2000LB — значение максимальной грузоподъемности колеса (в фунтах или килограммах). В данном примере — максимально допустимый предел нагрузки — 2000 фунтов, т. е. 908 килограммов.
PCD 4/100 — параметры присоединительных размеров.
MAX PSI50 COLD — максимальный показатель давления воздуха в шине. В данном примере — не более 50 фунтов на дюйм квадратный (3,5 кгс/квадратн.см).
«COLD» — переводится, как «холодный» — напоминание, что измерение давления надо производить в холодной покрышке.
Рекомендация специалистов интернет-магазина дисков «Колёса Даром»
Даже если есть ощущение, что технические термины для вас не до конца понятны, подбор дисков всё же лучше делать, проконсультировавшись со специалистом непосредственно в момент покупки. Это, как минимум, экономия денег и времени. А, как максимум, избавит от ошибок и опасных ситуаций на дороге.
Хампы на дисках — что это. Виды хампов. Зачем нужны. Расшифровка.
Колёсный диск не так прост, как может казаться. Его конструкция включает в себя массу параметров. Каждый из них предназначен выполнять определённую функцию. Одним из таких параметров является хамп. Далее мы расскажем, как он обозначается, каких форм бывает и для чего вообще нужен.
Что такое хамп и зачем он нужен
Хамп — производное от английского слова Hump, что переводе означает выступ. Этот выступ находится на внутренней части колёсного диска. А точнее, на краях посадочных полок для покрышки. Хамп предназначен для дисков, которые эксплуатируются с бескамерными шинами. Вы наверняка слышали хлопки в шиномонтажной мастерской, когда в шину подаётся воздух. Так вот, громкий звук происходит от того, что борт покрышки проскальзывает через хамп на посадочную полку. Благодаря выступу, борта покрышек остаются на полках, после внезапной утечки воздуха и колесо не саморазбортируется на ходу. Хотя, в поворотах, резину скорее всего вывернет.
Виды хампов. Обозначения и расшифровка
Хампы обозначаются английской литерой «Н». Например, на диске автомобиля ВАЗ-2110, параметры обода маркируются так: 5Jx14/H2/ЕT35/4×98/DIA 58.6. Как видно, буква «Н» здесь присутствует. Но после неё стоит цифра 2. Что это значит? Это обозначение конструктивной особенности хампа. Существует несколько обозначений выступов, которые маркируются и расшифровываются так:
- Н – закруглённый хамп с внешней стороны обода;
- Н2 – закруглённые выступы с двух сторон диска;
- FH – плоский выступ с внешней стороны (Flat Hump);
- FH2 – плоский хамп с двух сторон (Double Flat Hump);
- CH – плоский и закругленный хампы (Combination Hump);
- EH2 – увеличенный хамп с двух сторон диска (Extended Hump);
- EH2 + – ещё более увеличенный хамп с двух сторон обода (Extended Hump 2+).
Различные конструкции хампов предусмотрены для разной техники и определённых условий эксплуатации. Стоит сказать, что hump не гарантирует того, что шина останется в посадочных полочках после резкой потери воздуха на ходу и колесо не саморазбортируется. Но хампы гарантируют, что спущенное за ночь колесо возможно накачать с утра обычным насосом.
Некоторые умельцы протачивают закруглённые хампы на станке, делая их форму более острой, дабы сократить риск саморазбортировки. Эффект от доработки действительно есть.
Умение расшифровывать параметры дисков, поможет вам ориентироваться при выборе колес. Теперь, литера «Н» не будет вызывать вопросов. Стоит сказать, что сейчас трудно найти в продаже диски без хампов, так как их наличие не запрещает использование покрышек с камерами.
Хамп на диске что это
Хамп в переводе с английского означает «бугорок, выступ». Он находится на внешней поверхности колёсного диска, которая закрывается шиной, точнее, вдоль края посадочной полки для покрышки. При установке шины на диск в шиномонтажке, Вы наверняка слышали характерные громкие хлопки, когда в шину накачивается воздух. Происхождение этих неприятных звуков связано с прохождением бортов покрышек через хамп на посадочную полку. Только благодаря хампу, при разгермитизации шин борта покрышек остаются на полках, и колесо не саморазбортируется прямо на ходу, хотя при резком повороте, резина, скорее всего, соскочит с диска.
Виды хампов. Обозначения, расшифровка
В характеристиках дисков хампы обозначаются английской буквой «Н». Например, на диске автомобиля ВАЗ-2115, обычно написано так: 5Jx14/H2/ЕT35/4×98/DIA 58.6. После буквы H стоит цифра 2, которая обозначает конструктивную особенность хампа. Вот несколько общепринятых кодировок видов хампа:
- Н – закруглённый хамп с внешней стороны обода;
- Н2 – закруглённые выступы с двух сторон диска;
- FH – плоский выступ с внешней стороны (Flat Hump);
- FH2 – плоский хамп с двух сторон (Double Flat Hump);
- CH – плоский и закругленный хампы (Combination Hump);
- EH2 – увеличенный хамп с двух сторон диска (Extended Hump);
- EH2+ – ещё более увеличенный хамп с двух сторон обода (Extended Hump 2+).
Множество конфигураций хампов объясняется применимостью на различной технике и в разных условиях эксплуатации. Хамп не гарантирует того, что шина после резкой потери воздуха не слетит с диска на ходу, но хампы гарантируют, что полностью спущенное колесо возможно накачать обычным, даже малопроизводительным насосом.
Иногда автовладельцы в целях сокращения вероятности саморазбортировки шин, протачивают закруглённые со стороны шин хампы на станке, что делает их форму более заострённой, повышая уровень безопасности, но делая съём шин с дисков более трудоёмким.
В настоящее время найти в продаже диски без хампов практически невозможно, так как независимо от наличия хампов, диски можно эксплуатировать с шинами как без камер, так и с ними.