Мотоциклисты в междурядье — это вообще нормально? Разбор опережений на МКАД
Это повторяется из года в год. Стартует очередной сезон, на дорогах появляются мотоциклисты, и вскоре обязательно приходят жалобы из-за того, что они ездят между рядами. Одни случаи действительно кажутся весьма опасными, другие не выглядят рискованными, но все равно раздражают некоторых водителей. Для чего мотоциклисты это вообще делают? Общего понимания вопроса нет. Попытались разобраться в ситуации вместе с Юрием Красновым, преподавателем, инструктором по вождению.
Видео с МКАД
Два недавних примера с МКАД. Первый — в исполнении мотоциклиста, который опережал поток в крайней левой полосе слева, в опасной близости к разделительному ограждению.
— Ситуация показывает нам, что нетерпеливыми могут быть не только водители автомобилей, но и мотоциклисты, — комментирует запись Юрий Краснов. — Такое опережение между автомобилем и разделительным ограждением само по себе очень опасно. Все мотоциклисты знают, что на разметке или на песке, который скапливается у края проезжей части, мотоцикл может повести, есть риск падения. И можно найти немало примеров, когда в подобных ситуациях мотоциклист не справлялся с управлением и врезался либо в отбойник, либо в машину, что с учетом всех факторов, включая скорость, может иметь самые серьезные последствия. То есть если что-то вдруг пойдет не так — беда.
На другом видео — маневры водителя BMW, который решил опережать мотоциклистов впритирку, по одной с ними полосе.
«Автомобиль чуть не зацепил ногу зеркалом, — рассказал автор ролика. — BMW ехал c пересечением желтой линии разметки и со скоростью, как показалось, под 120 км/ч».
— Конечно, водитель BMW еще больше угрожал безопасности движения, в первую очередь жизни и здоровью мотоциклистов, которых он опережал. Причем, как мне кажется, он просто хотел показать им, дескать, на мотоцикле нечего делать в крайней левой полосе, либо ему не понравилось, что мотоциклисты заняли сразу левый и средний ряд, — говорит ведущий рубрики. — Поэтому отчасти можно говорить о том, что автомобилиста спровоцировали. Но это не отменяет того факта, что человек не умеет контролировать свои эмоции. Возможно, если бы он немного подождал, мотоциклисты уступили бы ему дорогу.
Авторитетное мнение
Думаете, Краснов строг? Вот вам еще одно авторитетное мнение.
— Соблюдение рядности на МКАД — это очень острый вопрос. Непонятная скорость в левой полосе, расположение на проезжей части при наличии свободной правой, выезд большегрузов в третью полосу — все это создает немало проблем, — отметил Дмитрий Евхименко, основатель и руководитель мотошколы KeyMotoSchool. — Часто люди не смотрят в зеркала в этой позиции. Отсюда и возникают проблемы с «лекарями» и «тошнотами». Нередко в начале мотосезона можно увидеть наклейки с надписью «Смотрите в зеркала: на дороге мотоциклисты». А часто ли сами мотоциклисты в третьей полосе смотрят по зеркалам? Поэтому обстоятельное разъяснение правил рядности на МКАД крайне необходимо. Ведь по сути это прообраз автобана. В Европе такие поступки повлекли бы большие проблемы.
Можно ли ехать в междурядье?
В начале сезона Юрий Краснов был участником семинара по безопасности, организованного мотошколой KeyMotoSchool, и там в числе прочего преподавателя как раз спрашивали о движении в междурядье.
— Дело в том, что в Правилах дорожного движения само определение полосы движения сформулировано достаточно своеобразно, — замечает преподаватель.
Правила дорожного движения:
Количество полос движения для транспортных средств (за исключением трамваев и одноколейных транспортных средств) определяется дорожными знаками «Направления движения по полосам», «Направление движения по полосе», «Направление движения по полосам» и (или) горизонтальной дорожной разметкой, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части дороги, габаритов транспортных средств и необходимых боковых интервалов между ними (п. 75).
Полоса движения — любая из продольных полос проезжей части дороги, обозначенная или не обозначенная горизонтальной дорожной разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения транспортных средств (за исключением одноколейных) в один ряд (п. 2.50).
— «Ширина, достаточная для движения транспортных средств» — как это понимать с учетом того вопроса, который мы разбираем. Плюс есть оговорка об одноколейных транспортных средствах, то есть в первую очередь как раз о мотоциклах. Нигде четко не написано, что в полосе может ехать только одно транспортное средство, и это приводит к тому, что некоторые начинают трактовать ПДД так, как им удобно. Ведь если не написано, что нельзя — значит, можно? — продолжает ведущий рубрики.
— При этом широко применяется следующая трактовка, в том числе так учат во многих автошколах: машина едет в полосе одна, мотоциклисты могут ехать там вдвоем, параллельно друг другу. Машина и мотоцикл параллельно в одной полосе ехать не могут. Но это именно трактовка, нигде в ПДД это однозначно не прописано, — говорит инструктор.
Это не означает, что все мотоциклисты, которые едут между рядами (в том числе совершают опережения), не хотят следовать правилам безопасности и рискуют почем зря. Многие как раз считают, что это безопаснее. По словам преподавателя, существует сформировавшаяся стратегия поведения мотоциклистов на дороге, и вот она-то как раз предусматривает, что мотоциклист не должен ехать в потоке рядом с автомобилем. Потому что мотоциклиста могут не заметить, бортануть, с ним могут столкнуться и т. д.
— Поэтому зачастую мотоциклисты предпочитают двигаться хотя бы немного быстрее автомобилей: догнал, повисел в зеркалах, опередил. Еще один принцип — не ехать в полосе ровно по центру. Мотоцикл в междурядье хорошо виден водителям в зеркалах, а если ехать ближе к центру полосы, то в какой-то момент тебя могут не заметить, а это опасно. По той же причине некоторые мотоциклисты днем ездят со светом фар, причем с дальним: с одной стороны, это нарушение правил использования световых приборов, а с другой — мотоцикл лучше видно в потоке, а это уже безопасность, — рассуждает Юрий Краснов.
Еще один способ привлечения внимания — громкий звук выхлопа, перегазовки.
— Я понимаю, что такие проявления — это не вредность, а желание предупредить о своем присутствии. Но также понимаю, что для окружающих это неприятно, — отмечает преподаватель. — Я сам водитель. Бывает, едешь, и вдруг сбоку — дрын-дрын-дрын! А ты этого не ожидал совсем, будто кто-то подошел и внезапно в ухо крикнул. Конечно, реакция будет негативной.
Никто не говорит, что нужно оправдывать опасное поведение на дороге или грубые нарушения правил дорожного движения. Но зная мотивы своего соседа по полосе, проще прийти к взаимопониманию, и это как раз способствует повышению общей безопасности.
— Одно дело — аккуратно проехать между машинами, другое — делать это рискованно, создавать опасность. Я знаю, что есть страны, где мотоциклистам, наоборот, рекомендовано двигаться между рядов — именно для того, чтобы быть заметнее в потоке, — добавляет ведущий рубрики. — У нас, возможно, опасаются пойти на такую меру, потому что не ясно, как разбирать конфликтные ситуации и ДТП, которые все равно будут случаться. Допустим, автомобилям можно ехать только в полосе, а мотоциклистам — между. И кто будет виноват в случае столкновения?
Не стоит раздражаться
Вот еще одно видео с кольцевой. Мотоциклист решил проскочить между самосвалом и нагоняющим его по соседнему ряду автомобилем.
Но бывает, что непосредственной опасности нет, а автомобилистов все равно раздражает мотоциклист, пробирающийся между рядами.
— Типичная ситуация: машины стоят в заторе, а мотоциклист проезжает между ними. Некоторым водителям это неприятно: они же стоят, а он едет. Встречаются и такие, кто очень принципиально относится к подобным ситуациям: они блокируют возможность проезда, делают все, чтобы мотоциклист не смог пробраться вперед, обостряют конфликт. Лучше от этого никому, разумеется, не становится, — говорит инструктор.
К слову, уже поэтому мотоциклистам важно постоянно повышать свои навыки вождения, оттачивать собственное мастерство: на дороге многие относятся к ним предвзято, и любая ошибка вызывает много негатива — лучше просто не давать повода.
— Я был свидетелем ситуации, когда мотоциклист, проезжая вот так между рядов, ручкой зацепил боковое зеркало автомобиля. Безусловно, это не способствует повышению взаимоуважения на дороге, — рассказывает преподаватель. — А на улице Аэродромной как-то видел совсем курьезную ситуацию: водитель автомобиля стоял на светофоре, а мотоциклист пробирался мимо и зачем-то решил стать перед машиной. Не вполне понятно зачем, ведь он все равно разгонится быстрее со светофора. Но он объехал, попытался стать, и так совпало, что в этот момент загорелся зеленый: водитель автомобиля начал движение и бампером задел мотоцикл, в буквальном смысле напоролся на подножку. Она пробила бампер и переднее колесо, оба транспортных средства сцепились между собой. В итоге мотоциклист не может даже слезть с мотоцикла, а водитель автомобиля выходит и начинает кричать на него — ему обидно, ведь ДТП на ровном месте!
— Поэтому нужно учиться ездить. Хорошо, когда человек садится на мотоцикл, уже имея опыт управления автомобилем. Он знает, что может происходить на дороге, какие есть опасности, риски, и проецирует это понимание на свое новое транспортное средство. Гораздо хуже, когда молодые люди сразу садятся на байк: опыта нет, навыков зачастую тоже недостаточно, а скидку новичку дорога не сделает, — отмечает Юрий Краснов. — Но это не все. Нужно учиться общаться друг с другом, нормально, без агрессии. Где-то быть лояльнее друг к другу, понимать, почему сосед по потоку так себя ведет, знать нюансы. Кстати, я обращаю внимание, что люди, которые водят и мотоцикл, и автомобиль, всегда в таких вопросах более гибкие, они видят ситуацию с двух сторон. Вот и получается, что чем больше человек знает, чем больше он умеет, тем он осознаннее, тем более безопасно его поведение и тем лояльнее он в отношении других.
Между рядами и быстрее остальных – почему именно так на мотоцикле ездить безопаснее
Недавно в прессе, социальных сетях, да и в оффлайне бурно обсуждалась инициатива нашей законодательной власти о возможности введения административного штрафа за езду на мотоцикле «между рядов». Разгорелись нешуточные споры между мотоциклистами и теми, кто никогда на двух колесах не сидел, о том, опасно ли это. Мы решили расширить тему и поговорить о безопасности мотоциклиста в принципе. Этот вопрос имеет множество аспектов: подготовка самого мотоциклиста, поведение прочих участников дорожного движения, дорожные и погодные условия, множество других. О каждом из этих пунктов можно говорить отдельно, однако сейчас поговорим о наиболее грубых ошибках самих мотоциклистов, которые чаще всего приводят к ДТП.
Итак, в этом материале мы говорим о том, что стоит и чего категорически не стоит делать мотоциклистам на дороге, чтобы остаться целым, невредимым и сохранить свою технику в порядке. Оставим за скобками рекомендации для автомобилистов и вообще прочих участников движения и не будем говорить о технической составляющей вроде качества тормозов, количества дыр в асфальте и разлитом битуме. Технику езды (вроде контрруления и экстренного торможения) тоже оставим за скобками. Говорим только о том, что должен и не должен делать пилот двухколесного ТС, чтобы минимизировать риски ДТП. Этот материал я настоятельно рекомендую к изучению и тем, кто передвигается на четырех колесах, просто чтобы лучше понимать мотоциклистов и вообще законы и принципы трафика.
Междурядье
Конечно же, начинаем с «междурядья». У многих автомобилистов движение мотоцикла между рядами вызывает неприятие и даже агрессию, но многократно доказано, что во многих случаях езда между рядами автомобилей не только более комфортна для мотоциклиста, но и более безопасна.
Мы не будем сейчас подробно разбираться в этой теме, она достойна отдельной статьи. Приведу лишь пару примеров: во-первых, в междурядье мотоциклист гораздо более заметен для прочих участников движения, так как его не заслоняют сами автомобили, во-вторых, мотоциклист может просматривать полотно дороги на гораздо большее расстояние, чем если бы он ехал за машиной, ведь она перекрывает ему весь обзор.
Опасность заключается в том, что какие-то препятствия и предметы, которые могут находиться на дороге (открытый люк, кирпич выпавший из грузовика, труп животного) автомобилист пропустит между колесами, и здесь-то их и «поймает» идущий вслед мотоцикл. Результат – падение, травмы и поломки техники. Кстати, внутри самого МВД нет четкого ответа на вопрос «законно ли передвижение мотоциклистов между рядов». На многочисленные запросы о разъяснении органы ГИБДД дают диаметрально противоположные ответы. Не так давно мне попадался на глаза ответ ГИБДД, в котором такая езда определялась, как нарушение ПДД, однако есть и обратные комментарии.
Словом, иногда ездить по междурядью не то чтобы вредно, но даже полезно. Главное правило – соблюдать оптимальный скоростной режим, но об этом мы поговорим чуть позже.
Стоит упомянуть и еще один нюанс: если вы все же решили ехать между рядов, займите самое левое междурядье – между самым левым и вторым слева рядами. Именно там обычно двигаются мотоциклисты. Именно там чаще всего водители авто ждут появления мотоцикла. И именно вправо будет смещаться второй ряд, пропуская едущий моцик. Боковое столкновение правым боком будет сюрпризом и для водителя, который решил пропустить мотоцикл слева, и для непутевого мотоциклиста, который решил поехать по второму междурядью.
Положение в полосе
Кстати, коли уж заговорили о положении мотоцикла на проезжей части, то стоит отметить, что ездить посередине полосы вообще не рекомендуется. Помимо посторонних предметов, которые могут оказаться на дороге, именно в середине полосы чаще всего скапливается песок и грязь. Именно в середине полосы всегда наиболее плотный слой масла и прочих технических жидкостей, которые вытекают сквозь некачественные сальники и прокладки автомобилей. Пусть сейчас текущих по всем щелям рыдванов становится все меньше, тем не менее, не стоит забывать, что по дорогам ездят и старые КАМАЗы, и тракторы, да и дедушек на старых Жигулях и Волгах еще встречается изрядно. К чему приводит торможение на масляной пленке – тоже говорить не приходится. Так что середина полосы для мотоцикла – далеко не лучшее место.
Конечно, идеально занимать в полосе то место, по которому катятся колеса автомобилей (правая или левая треть ширины), но частенько некачественный асфальт выкатан тяжелыми грузовиками и шипованными шинами легковушек до глубоких колей. В колеях мотоцикл ведет себя очень нервно (тем, кто ездит, объяснять не нужно). Так что зачастую остается лишь один вариант – ехать по стыку рядов, или вплотную к разметке, их разделяющей. То есть, мы опять приходим к езде между рядов. Естественно, катиться строго по разметке, разделяющей ряды, тоже не рекомендуется. Если разметка нарисована краской – еще куда ни шло, а если она выполнена из мастики – то лучше вообще держаться от нее подальше, особенно в дождь. Мастика – весьма скользкое покрытие. Сотни и тысячи байкеров «разложились» просто потому, что неаккуратно тормозили или открыли газ на разметке. Кстати, в междурядьях, а также ближе к обочинам и центру проезжей части тоже частенько скапливается пыль и песок.
Заметка для автолюбителей: надеюсь, у вас сложилось впечатление о том, насколько мотоциклисту бывает сложно найти место на дороге? Большинство этих опасений не применимы к московским ухоженным улицам и большим федеральным шоссе, но ведь и основная масса дорог у нас в стране вовсе не идеальна. Так что в следующий раз, увидев мотоциклиста в «странном», по вашему мнению, месте проезжей части, вспомните эти строки и поймите, что он находится именно там не просто так, а с конкретной целью – уберечь себя, да и окружающих, от ДТП.
Правее правого и левее левого
Казалось бы, движение левее левого ряда или правее правого ряда, по сути, мало отличается от езды в между рядами. Однако дьявол кроется в деталях. Именно движение по краям проезжей части наиболее опасно для мотоциклиста.
Движение «правее правого» может показаться безопасным, ведь «вдоль обочины» не так страшно двигаться, к тому же, ПДД даже в обязательном порядке предписывает скутерам и мокикам с объемом двигателя меньше 50 см3 двигаться только вдоль обочины. Однако зачастую это весьма опасно.
Во-первых, автомобилист, движущийся по правому ряду, не ожидает, что в узком промежутке между его машиной и обочиной может быть кто-то еще. Поэтому, скорее всего, он не будет внимательно смотреть в правое зеркало перед поворотом направо или съездом на обочину. Результат – авария.
Во-вторых, если на дороге скопилась пробка, то вежливые водители обычно пропускают тех, кто поворачивает со встречной полосы налево. Разумеется, автомобилист, протискивающийся сквозь стоящие на его встречке машины, не будет спешить, но ожидать летящего по обочине мотоциклиста он точно не станет. Результат известен.
Может случиться и наоборот, когда вежливый водитель в правом ряду решит притормозить и впустить в свой ряд автомобиль, выезжающий с прилегающей территории справа. Ни первый водитель, ни второй, не ожидают, что по узкой полосе асфальта может прилететь шальной байкер.
То же самое справедливо и при езде левее левого ряда. Мотоциклистов там не ждут. Водитель стоящей машины может открыть дверь, чтобы плюнуть (что, конечно, запрещено ПДД, но такова уж наша реальность), стоящие в пробке водители могут пропускать кого-то, кто выезжает на встречную полосу и поворачивает налево. Водитель такой машины точно не сможет вовремя увидеть мотоцикл, едущий по разделительной, да и байкер заметит высунувшийся капот машины слишком поздно.
Пожалуй, единственный оправданный случай, когда движение левее левого оправдано – это когда встречные потоки отгорожены отбойником, а вдоль него есть некоторое подобие обочины. Как в той шутке: «В жизни у моря есть один плюс – ты окружен дураками только с трех сторон». В нашем случае, лучше иметь автомобили с одной стороны и отбойник (который не будет внезапно перестраиваться или открывать двери) с другой. Стоит отметить, что и это не панацея во многих случаях. Ведь главная опасность в подобных ситуациях – это то, что мотоциклиста не ждут. А значит, риск неоправданно высок.
Нельзя не сказать и о том, что согласно ПДД движение вдоль отбойника за линией разметки, ограничивающей левую полосу, считается нарушением ПДД (ст. 12.15 ч.1 КоАП РФ, штраф 1500 руб). Так, в частности, московские гаишники стали регулярно штрафовать мотоциклистов, едущих по «мотополосе» на МКАД. Мы не ратуем за нарушение ПДД, так что каждый волен выбирать сам.
Скорость
Народная байкерская мудрость гласит, что количество идиотов, желающих тебя убить на дороге, прямо пропорционально скорости. То есть чем медленнее едешь, тем меньше острых моментов. Просто люди успевают тебя заметить. Однако это не значит, что «чем медленнее – тем лучше».
Движение со скоростью меньшей, чем идет весь поток, также опасно. В этом случае мотоцикл создает помехи движению другого транспорта и становится, по сути, неподвижным объектом (относительно других ТС), который им приходится объезжать. Однако подобная ситуация возникает нечасто. Разве что стоит посоветовать не соваться на совсем уж медленных двухколесных, вроде мопедов и скутеров-«полтинников», на скоростные магистрали, причем не только те, что обозначены зелеными знаками, но и вообще, «быстрые дороги», вроде Третьего транспортного кольца в Москве или ЗСД в Санкт-Петербурге.
Движение с излишне высокой скоростью в потоке транспорта также чревато. Водители машин фактически мыслят другими временными рамками. Они не ожидают, что мотоцикл появится «из ниоткуда», преодолев несколько сотен метров за пару секунд. Может, он и увидел фару в зеркале, посмотрев в него перед перестроением, но он исходил из средней скорости движения потока. Он ждал, что байк появится рядом секунд через десять, а не через три. Де-юре – в такой аварии виноват водитель автомобиля, который не убедился в безопасности маневра и не пропустил ТС, двигающееся в попутном направлении без смены полосы движения, но по факту-то виноват водитель мотоцикла. Да и больно будет ему, а не автомобилисту.
Движение со скоростью потока также нельзя назвать оптимальным, так как маленький мотоцикл становится «невидимым» на фоне остальных ТС. Ситуация примерно такая же, как с зайцем в поле. Пока заяц сидит, пусть даже в чистом поле без единого куста, его очень сложно заметить. Но как только он побежал – его тут же становится видно. Мотоцикл, движущийся со скоростью потока – это заяц, который замер в чистом поле.
Оптимальная скорость движения мотоцикла в потоке транспорта составляет «плюс двадцать» километров в час. Именно такое преимущество в скорости считается оптимальным. Мотоцикл становится виден всем участникам движения, но не движется слишком быстро – его видят и ожидают. У мотоциклиста появляется возможность воспользоваться преимуществом не только в скорости, но и в маневренности своего ТС.
Чтобы понять, как чувствует себя мотоциклист среди легковушек – представьте себя за рулем легковушки среди грузовиков. Разница в динамике и маневренности будет такая же.
Отдельно хочу сказать про использование световых приборов. В пункте 19.5 ПДД четко прописано, что «в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни». Причем это касается не только мотоциклов. Я же хочу заострить внимание на том, что не нужно включать дальний свет днем.
Некоторые мотоциклисты считают, что с дальним светом их якобы лучше видно в потоке. Очевидно, это те персонажи, которые в своей эволюции водителя дальше мотоцикла не выросли и никогда не сидели за рулем автомобиля.
Во-первых, луч дальнего света ослепляет водителей авто, даже через зеркало и даже днем. Во-вторых, по лучу дальнего света в зеркале невозможно определить расстояние до мотоцикла и уж тем более, скорость, с которой он движется. Ну и в-третьих, это просто-напросто свинство и неуважение к другим участникам движения. Не забываем о встречных, которым ваш «дальний» тоже не доставляет ничего, кроме проблем. Фактически, водитель мотоцикла, включив дальний свет, лишь повышает риск аварии, причем многократно. Словом, используйте дальний свет по назначению: ночью и на тех участках проезжей части, где он никому не помешает.
Всем добра и здоровья!
Конечно, в одном материале мы не можем осветить даже малую часть аспектов безопасности «жизни» мотоциклистов на дороге. И пусть эта статья в большей степени ориентирована на водителей двухколесной техники, она призвана помочь и автомобилистам понять особенности движения мотоциклов.
Еще раз хочу напомнить всем тем, кто считает мотоциклистов «самоубийцами» и не гнушается обзывать их разными неприятными словами. Каждый человек на мотоцикле хочет жить долго и счастливо, ему совсем не хочется заработать перелом всех костей или даже просто больно упасть на асфальт. И мотоцикл он купил вовсе не для того, чтобы как можно быстрее свести счеты с жизнью. Для этого есть много гораздо более дешевых и эффективных способов.
Так что «дезертирами с того света» и «донорами органов» с большей вероятностью являются те, кто не гнушается фаст-фуда, любит крабовые палочки, запеченные с майонезом и сливочным маслом, злоупотребляет табаком, алкоголем и ведет диванный образ жизни. В России больше всего людей умирает вовсе не от мотоциклов, и даже не от автомобилей, а от сердечно-сосудистых заболеваний.
Мотоциклистам же остается пожелать быть благоразумными, уважать других участников движения и не надеяться на «авось».
Где должен ехать мотоциклист на дороге
Большинство водителей, передвигающихся на автомобилях, за несколько зимних месяцев успевают позабыть о существовании таких участников дорожного движения, как мотоциклисты. С первыми теплыми днями года они выезжают на дороги, и не всегда автолюбители знают, как правильно с ними себя вести. Предлагаем вспомнить несколько негласных правил, которые автолюбители должны соблюдать, чтобы не подвергать опасности водителей двухколесной техники.
Большинство автомобилистов не слишком жалуют водителей мототехники, считая их помехой на дороге. Их претензии чаще всего справедливы: мотоциклисты ездят быстрее потока, нарушают скоростной режим и другие правила дорожного движения. Тем не менее это не избавляет водителя автомобиля от обязанности быть предельно внимательным на дороге, предотвращать аварийные ситуации, в том числе и с участием мотоциклов.
При перестроении:
Прежде всего необходимо помнить, что перед любыми перестроениями, даже в пределах полосы, стоит оценить обстановку позади автомобиля, посмотрев в зеркало заднего вида. Такая установка актуальна не только на дорогах, но также и на парковках, во дворах и т.д. Просто смотреть в зеркала недостаточно — в обязательном порядке все маневры должны сопровождаться сигналом поворотников.
При обгоне
Еще одно правило связано с той ситуацией, когда водитель автомобиля собирается обогнать мотоцикл. В такой ситуации рекомендуется держать достаточный боковой интервал, так как сильный воздушный поток, незаметный для автомобилиста, хорошо ощутим для мотоциклиста и может повлиять на траекторию его движения — попросту говоря, сдуть мотоцикл.
На перекрестках
Старт с места и набор скорости у мотоцикла происходит несравнимо быстрее, чем у машины. Об этом стоит помнить при пересечении перекрестков на желтый сигнал светофора — аварии с участием мотоциклистов на пересечении проезжих частей случаются довольно часто.
В одной полосе
Не все водители двухколесного транспорта передвигаются, петляя, на высокой скорости по дороге. Мотоциклист — полноправный участник дорожного движения и имеет право ехать с допустимой скоростью по центру полосы.
Невзирая на то, что ПДД не запрещают двигаться машине и мотоциклу по одной полосе в два ряда, не стоит притеснять водителя мотоцикла и пристраиваться рядом с ним.
На шоссе
Мотоциклисты любят ездить по трассе между двумя полосами, смещаясь для обгонов то правее, то левее. Поэтому при движении по трассе рекомендуется соблюдать увеличенный боковой интервал.
Еще одна распространенная ситуация на шоссе — при заторе водители мотоциклов движутся между крайней левой полосой и отбойником. Это нужно учитывать водителю, который собирается сместиться на эту часть дороги, объезжая, к примеру, долго перестраивающийся автомобиль.
Обзорность у мотоциклиста
Если в распоряжении у автомобилиста есть три зеркала заднего вида, то мотоциклист оценивает обстановку позади себя только по двум зеркалам, которые к тому же могут вибрировать. Кроме того, наблюдать за происходящим на дороге водителю байка мешает шлем. Эти факты также следует принимать во внимание, завидев мотоцикл впереди.
Также нужно понимать, что если мотоциклист едет без шлема с визором или специальных очков, то видит дорогу он, как впереди, так и позади себя, значительно хуже, так как воздушный поток раздражает слизистую оболочку глаз.
Скорость
Автомобилисты должны смириться с тем, что мотоциклы едят быстро, несмотря на то что для них действуют те же ограничения скорости, что и для машин. И при оценке дорожной ситуации, к примеру, при определении расстояния до приближающегося байка, водитель автомобиля должен учитывать это обстоятельство и технические возможности мототехники.
На скользкой дороге
Мотоцикл менее устойчив на скользкой дороге, одинакова вероятность заноса как заднего, так и переднего колеса. Это нужно иметь в виду и держать безопасную дистанцию, особенно в поворотах.
О скорости реакции
По мнению экспертов, мотоциклист реагирует на происходящее на дороге в полтора раза быстрее, чем водитель машины. Таким образом, когда автомобилист только начинает оценивать ситуацию, байкер уже принял решение и совершает какие-то действия исходя из текущей ситуации — и мешать или помогать ему не следует.
Мотоциклист между рядами: что он на самом деле нарушает
Начнем с того, что «междурядье» — термин сугубо разговорный. Между полосами движения есть только разметка, по которой ехать на мотоцикле затруднительно. Ведь в большинстве случаев она скользкая и слишком выпуклая. Так что формально байкер находится в какой-то одной полосе.
Прямого запрета на нахождение двух транспортных средств в одной размеченной полосе в российских ПДД нет. А, как известно, что законом не запрещено, то разрешено. И прежде чем возмущаться, рекомендуем автомобилистам вспомнить, как они сами выстраиваются в пробках, когда ширина полосы позволяет двигаться в два ряда (обычно такой ширины бывает крайняя справа полоса, рассчитанная на автобусы и грузовики, или единственная на загородных дорогах). Вот вам и то же самое «междурядье».
Предыдущий абзац не означает, что деяние это ненаказуемое. Пункт 9.10 Правил гласит:
Логика подсказывает, что езда впритирку с машинами небезопасна, однако в российских ПДД нигде не указано, каким должен быть безопасный боковой интервал. Но, очевидно, раз произошла авария, его не было.
Практика показывает: когда мотоцикл и машина «притираются» бортами в пределах одной полосы, чаще всего виновным назначают байкера, выполняющего маневр опережения. А вот если водитель автомобиля, не глядя назад, открывает дверь и в нее приезжает мотоцикл, виноват уже будет не двухколесный.
Но все описанные выше сценарии начинают работать только в случае аварии. Однако и без ДТП мотоциклиста можно привлечь к ответственности. Он ведь передвигается не в одной полосе, а поочередно слева и справа от разметки в зависимости от того, с какой стороны остается больше места. Это нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части (п. 9.4 ПДД запрещает бесцельные перестроения в интенсивном потоке) и пользования световыми приборами (п. 8.1 ПДД обязывает включать при этом поворотники). Так что статья КоАП у инспектора, при желании, найдется.
К слову, за запрещенное пунктом 2.7 опасное вождение санкции в КоАП пока нет. А ведь термин появился в Правилах целых три года назад. И вводили его с большой помпой, рассказывая о колоссальном вкладе в безопасность движения.