Автопроизводители приготовились остановить отгрузку машин в Россию
Автодилеры в России сообщили о планах по приостановке отгрузки новых машин рядом производителей. Об этом Autonews.ru рассказали источники в нескольких автосалонах. По словам представителей отрасли, ряду дилеров придется неофициально прекратить прием заказов на некоторые модели или вовсе неофициально прекратить их продажу в России до улучшения геополитической ситуации в стране и мире. Официально большинство дилеров ситуацию с поставками комментировать отказываются, в надежде что ситуация прояснится чуть позже. Что сейчас происходит на авторынке и что будет с ценами на автомобили: разбираемся вместе с участниками рынка.
Автомобили есть в наличии по старым ценам
Источник Autonews.ru в одной из автокомпаний назвал происходящее «настоящим кошмаром». Участник рынка предположил, что в такой ситуации преимущество будет на стороне китайских компаний, которые смогут работать с Россией, не опасаясь возможных санкций. Другой источник также согласен, что китайские компании смогут извлечь пользу из ситуации.
В свою очередь, вице-президент ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) и гендиректор Fresh Auto Денис Мигаль заявил Autonews.ru, что пока не наблюдает ажиотажного спроса на автомобили. Кроме того, он сообщил, что цены в его автосалоне остались на прежнем уровне.
«У нас пока все машины в доступе, как новые, так и с пробегом. Изменений цен и подорожания тоже нет, мы как дилеры пока никак на происходящее не отреагировали. Что касается производителей, то пока очень сложно предугадать, какую стратегию они выберут. Кто-то больше подвержен европейским настроениям, кто-то меньше. При этом пока ясности на рынке нет. Возможно, что-то прояснится через день-два. Ведь наш бизнес очень подвержен политике», — сказал Мигаль.
Говоря про возможный уход некоторых компаний из России или их сокращение присутствия в стране Мигаль отметил, что эти решения будут зависеть только от политики отдельных государств.
«Сложно сейчас понять, кто останется, а кто нет — автокомпании подождут реакции со стороны Европы. Решение любых производителей будет зависеть исключительно от политики, — считает эксперт. — При этом очевидно, что текущий курс рубля будет крайне нестабильным и продавать автомобили при текущим ценам в России не выгодно».
По словам представителя отрасли, последние 7-8 лет цены на автомобили в России были гораздо ниже по сравнению с другими странами. По этой причине у ряда автокомпаний не было стремления вкладывать инвестиции в развитие производства и продаж.
«Продажи шли «в минус». Только в 2020 году цены на автомобили в России стали выравниваться с мировыми и многие автокомпании стали смотреть с перспективой на российский рынок. Что будет сейчас — говорить очень сложно. На сегодняшний день машины не подорожали, а российская валюта сильно подешевела. Что будет завтра, мы не знаем», — сказал Мигаль.
Он посоветовал всем, кто планировал покупку машины, не откладывать это решение.
«Если автомобиль нужен прямо сейчас, то его нужно покупать. А если нет — ломиться в автосалоны просто потому что страшно, смысла нет. С принятием решения тянуть не стоит — если эта покупка запланирована, ее нужно совершать, такая покупка позволит обезопасить себя от рисков», — сказал эксперт.
В свою очередь эксперт по авторынку и руководитель проекта «Автомаркетолог» Олег Мосеев сказал, что будущее отрасли будет зависеть от многих факторов: от возможных санкций, от курса рубля и ситуации с автокредитами.
«Сейчас банки думают, что делать с автокредитами, все следят, планирует ли кто-то из стран отказаться от сотрудничества с Россией, или этого не произойдет. Тогда и станет понятно, сколько будет стоить автомобили. Потому что по нынешнему курсу цены надо поднимать на 10%, а покупатель к этому совершенно не готов», — сказал Мосеев.
Эксперт прогнозирует, что эпоха высоких наценок и дилерских «допов» уйдет. При этом, по его мнению, в массовом сегменте цены будут расти медленнее, поскольку из-за упавшей покупательской способности клиенты будут не готовы переплачивать. А вот в люксовых сегментах цены наоборот будут расти быстрее, поскольку состоятельные клиенты охотнее согласятся на дополнительные расходы, чтобы получить новую модель. «В прошлом году за премиум были готовы переплачивать по 4 млн рублей, скорее всего, так будет и в новом году», — отметил Мосеев.
Ажиотажного спроса в автосалонах эксперт пока не наблюдает. Наоборот, он прогнозирует отток трафика, связанный с ростом цен и снижением доходов населения.
«Падение спроса мы начали наблюдать еще в ноябре 2021 года. У покупателей новых машин конечно было больше финансовых возможностей, по сравнению с клиентами на вторичном рынке. Но и они вскоре поняли, что не готовы брать автомобили по таким ценам. Кроме того, банки стали выдавать меньше автокредитов, одобрений стало меньше. В январе трафик вообще рухнул и в феврале лучше не будет», — сказал Мосеев.
По его словам, сейчас автомобили пока еще можно купить по ценам, которые не превышают рекомендованные. «Можно даже купить машины по цене производителя и без всяких допов. За Уралом дилеры даже делают скидки на премиальные автомобили», — рассказал эксперт.
Повышение ставок по автокредитам
В дилерских центрах рассказали Autonews.ru о росте ставок по автокредитованию вплоть до 17%. Об этом, к примеру, сообщили в ГК «АвтоСпецЦентр». Кроме того, некоторые СМИ сообщили о приостановке выдачи автокредитов мелкими банками.
«Доля автомобилей, продаваемых в кредит, у дилеров составляет более 50%, поэтому, безусловно повышение процентных ставок негативно скажется на продажах. Однако это сейчас не является ключевым фактором, регулирующим рынок. Одним из решающих факторов может стать возможное ограничение поставок, связанное с предполагаемыми санкциями и разрывами логистических цепочек», — сказали в пресс-службе компании.
Там также добавили, что пока повышенного ажиотажа в дилерских центрах не наблюдают.
В ГК АВТОDOM сообщили, что на данный момент письмо о приостановке выдачи автокредитов прислал только «Сетелем банк». От других банков-партнеров им пока поступают только новости о повышении ставок по автокредитованию.
«Рост ставок по автокредитованию не станет сейчас решающим препятствием при покупке автомобиля. К тому же, многие потребители понимают возможные предстоящие проблемы с поставками автомобилей в связи с вводимыми санкциями, поэтому не станут откладывать покупку, даже при условии роста ставок по автокредитам», — сказали в компании.
Там также сообщили, что обстановка в дилерских центрах сегодня спокойная и предположили, что пока россияне заняли выжидающую позицию из-за большой неопределенности в стране.
Из-за новых санкций купить машину в России станет практически невозможно
Ни для кого не является секретом, что с момента начала «специальной военной операции» страны Евросоюза, а также многие другие государства, активно вводят различные санкции против России. Новые санкции поступают на регулярной основе, и это значительно осложняет работу бизнеса и, кроме того, создает значительные неудобства и трудности для населения. И вот, к сожалению для российских граждан, власти ЕС приняли новый одиннадцатый пакет санкций, который наносит сокрушительный удар по автомобильному бизнесу. Если раньше можно было ввозить на российскую территорию машины, купленные в Европе, делая это практически без ограничений, то уже вскоре все станет совершенно иначе. Из-за этого купить новую машину от европейского бренда окажется практически невозможно.
В рамках нового одиннадцатого пакета санкций против России власти Евросоюза запретили поставки всех типов и видов автомобилей на российскую территорию. Запрет не касается только машин с двигателем объемом менее 1,9 литров, тогда как любые другие автомобили, в том числе поддержанные с пробегом, запрещено ввозить на российскую территорию. Такие попросту не пропустят через государственную границу, поэтому ввести их в страну какие-либо образом не получится и не удастся. На подготовку к таким ограничениям всем отвели менее трех месяцев, так как новшества вступят в силу уже с 25 сентября 2023 года. Именно с этого самого момента вывести какую-либо машину из Европы в Россию станет невозможно, потому что их перестанут пропускать. При этом наличие договоров купли-продаж и любых других документов не играет никакой роли.
Исходя из этого новшества следует, что у российских граждан осталось не так много времени на то, чтобы купить машину на территории Европы и привести ее в Россию, сделав это своими собственными силами или при помощи специальных компаний. Затем, начиная с 25 сентября 2023 года, подобные действия окажутся невозможны и недоступны никому. Единственное исключение, по крайней мере пока что, решили сделать для машин с двигателем объемом 1,9 литра и меньше, причем они обязательно должны находиться в поддержанном состоянии. Абсолютно любые новые автомобили ввозить на российскую территорию отныне окажется категорически запрещено, в том числе электромобили. Запрет также касается и запчастей для их ремонта, хотя такие уже давно не ввозятся в Россию из Европы ввиду существующих ограничений.
Из-за таких новшеств у россиян, которые находятся в Европе, могут возникнуть проблемы с покупкой автомобилей у европейских дилеров и автопроизводителей. Они могут начать отказываться продавать свои машины на российские документы из-за опасений столкнуться с дополнительными проблемами в случае, если гражданин РФ попытается вывести транспортное средство из страны, чтобы перемещаться на таком по российским дорогам. Однако проблем гарантированно не будет в случае, если у жителя России имеется вид на жительство в одной из стран Евросоюза, потому что данный документ предоставляет полный доступ ко всем услугам и возможностям на европейской территории.
Ранее сообщалось, что водителей автомобилей ждет неприятное новшество с ОСАГО, из-за которого платить придется еще больше.
Доступ к сервису временно запрещён
С вашего IP-адреса одновременно поступает очень много запросов.
Такое поведение показалось подозрительным, поэтому мы временно закрыли доступ к сайту.
Возможно, на вашем устройстве есть программы, которые отправляют запросы без вашего ведома.
Что мне делать?
Напишите в службу поддержки через форму обратной связи.
Подробно опишите ситуацию — поможем разобраться, что случилось, и подскажем, как действовать дальше.
Импортеры стали отказываться от поставок новых автомобилей в Россию с 24 февраля 2022 года
В четверг, 24 февраля, ряд автомобильных импортеров начали останавливать отгрузки новых автомобилей в Россию в связи с очередным падением рубля и сложной ситуацией «по всем индикаторам». Об этом сообщают «Ведомости», которые ознакомились с письмами, отправленными дилерам.
Автовоз. Фото rospoint.ukr.net / Depositphotos.com
Одними из первых письмо о временной приостановке поставок машин получили дилеры Audi. В них говорится, что автомобили, прошедшие российскую таможню и запланированные к отгрузке со склада импортера, будут отправлены в адрес дилерских центров по ранее сформированным документам. О возобновлении отгрузок и ценовых условиях Audi проинформирует клиентов дополнительно.
Кроме того, подобное письмо пришло дилерам американского концерна General Motors, которые продают в России автомобили Cadillac и Chevrolet. В ближайшее время, если верить источникам «Ведомостей», также ожидаются приостановки поставок легковушек Skoda, а также легковых и коммерческих машин Volkswagen.
Наконец, еще один источник подтвердил, что в Россию перестали отгружать новые Land Rover (принадлежит индийской Tata Motors). По его словам, на рынок попадут только те автомобили, которые 24 февраля были уже в пути. Аналогичная ситуация и с немецким Porsche.