Как менялось такси в Советском Союзе
После революции таксомоторы считались «излишней роскошью», а при Сталине пользование ими называли «буржуазными замашками». Да и в конце 60-х такси было доступно не для всех. Собственно, поэтому выражение из кинокомедии «Бриллиантовая рука»: «Наши люди в булочную на такси не ездят» — и стало крылатым.
Мы отследили взлеты и падения таксомоторных парков с момента их создания по сегодняшний день и посмотрели, как за прошедший век изменились машины с шашечками.
Извозчик железной кобылы
Сами того не зная, репортеры газеты «Голос Москвы» первыми в истории России разместили рекламу такси. В 1907 году издание сообщило о московском чудаке, который за деньги возит на машине пассажиров. На свой автомобиль он прикрепил говорящую табличку: «Извозчик. Такса по соглашению».
Но широкое распространение такси получило в Санкт-Петербурге, когда в 1910 году было открыто коммерческое предприятие «Санкт-Петербургский Таксомотор», предлагающее своим клиентам поездки на Ford. Плату за извоз определял счетчик — таксометр, который в 1891 году был изобретен немецким ученым Вильгельмом Брюном.
«Похожие на браунинги»
21 июня 1925 года по улицам столицы побежали первые машины Renault, вдоль кузова которых пролегала желтая полоса. Появление такси на дорогах столицы стало возможным благодаря Московскому совету, где решили пустить по городу таксомотор — «комфортный транспорт, доступный рабочему человеку». Не имея своих автомобилей, для платных перевозок пассажиров выбрали уже известные к тому времени в качестве такси автомобили Renault.
Такси Renault получили в народе прозвище «браунинг». О чем, собственно, в «Золотом теленке» и написали Ильф и Петров: «В Москву прибыли сто двадцать маленьких черных, похожих на браунинги таксомоторов «Рено». 120 автомобилей! И это в то время, когда по Парижу бегали 16 тысяч аналогичных таксомоторов.
Взять свободную машину можно было на бирже (стоянке) такси, которые располагались в самых оживленных местах, к примеру, у Курского вокзала. Согласно тарифу, за одну версту (1066,8 метра) по счетчику брали 50 копеек. За час проезда на такси — 4,5 рубля. Поездка ночью обходилась на четверть дороже.
В 1930 году таксомоторный парк пополнился автомобилями Ford, с которых, собственно, и начинали дореволюционные таксомоторные общества. Новые такси были оборудованы таксометрами с освещенным циферблатом и красным флажком с надписью «Свободен».
Лимузины не для всех
На смену Ford, выпущенным за рубежом, пришли его лицензионные копии. В 1929 году советское правительство выкупает у Ford Motor Company оборудование и документацию на производство копии автомобиля Ford-A и налаживает выпуск машин под маркой «ГАЗ-А».
В первой половине 30-х годов именно эта модель становится самым популярным такси. Как и положено, машину оснащают таксометром и флажком «Свободен» — «Занят». В марте 1938 года такси ГАЗ-А отправляют в провинцию, чтобы машины старой конструкции не портили вида крупных городов.
Практически одновременно с появлением ГАЗ-А столичные улицы покидают таксомоторы Renault. Последняя машина этой марки была замечена в 1935 году. И в 1936 году в новый таксомотороный парк под № 13 начинают поступать настоящие советские лимузины ЗиС-101 невероятно веселой расцветки — желтой, синей и голубой. Всего 55 штук. Исключительной привилегией ездить на машине, которая изначально предназначалась для правительства, пользовались столичные жители. В 1939 году уже и Минск мог похвастать тремя такси ЗиС-101.
За пять лет, с 1935 по 1940 год, число такси в Москве выросло в шесть раз. Жителей и гостей столицы обслуживали пять таксопарков и почти 3,5 тысячи машин с шашечками.
В годы Великой Отечественной войны все пригодные для этого машины ушли на фронт. Из-за плохой проходимости по бездорожью в парках остались преимущественно ЗиС-101. И поэтому после войны, когда такси вновь появилось на улицах Москвы и крупных городов, некоторое время клиентов обслуживали старые лимузины. Списывать со счетов довоенные ЗиСы стали в 1946-1947 годах, когда на смену им пришли новенькие «Победы» и ЗиС-110.
В то, чтобы таксомоторы выделялись из общего потока автомобилей, свою лепту вновь внес Моссовет, когда принял решение раскрасить все машины с шашечками по единому стандарту: светлый верх, серый низ, опоясанный шашечками, и световой сигнал зеленого цвета с надписью «Свободен».
Между лимузином и народным автомобилем
В то время как в гонке за пассажирами участвовали «Победы» и ЗиС-110, на Горьковском автомобильном заводе колдовали над тем, чтобы создать нечто среднее между этими двумя машинами. В результате «скрещивания» лимузина и народного автомобиля таксисты получили ГАЗ-12. В 1952 году в 1-й таксопарк Москвы поступило 300 ГАЗ-12.
В середине 50-х таксомоторные парки отказались от единой расцветки такси, и теперь на маршрутах можно было встретить машины разных оттенков. Объединяло их только одно — все автомобили по-прежнему расписывали шашечками.
Эпохальные автомобили
Новая волна обновления таксомоторного парка пришлась на 1956-1957 годы. На свою длинную смену заступили «Москвич-402» и первая ГАЗ-М-21 «Волга». В отличие от «Победы» салон «Волги» первой серии, которую называли «первый выпуск со звездой» из-за бросающейся в глаза пятиконечной звезды на бампере, был намного просторнее.
Сиденья водителя и переднего пассажира были разделены. Причем переднее пассажирское сиденье раскладывалось горизонтально, чтобы можно было перевозить грузы, которым не нашлось места в багажнике. Это было удобно, когда в такси ехали мамочки с колясками или кто-то вез из магазина только что купленный новенький телевизор. Кстати, именно на «Волгах» впервые начала внедряться система радиотелефонной связи с диспетчером.
Как только с конвейера сходила новая серия ГАЗ-21, она неизменно пополняла таксопарки. Легендарное такси ГАЗ-21 неоднократно появлялось на экранах. На «Волге» ездил главный герой фильма «Три тополя на Плющихе» таксист Саша. Позже этот же автомобиль появился в фильмах «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука».
По цене «Буратино»
Очередное решение сделать все такси единого цвета пришлось на 1968 год, когда Моссовет постановил покрасить крыши автомобилей в красно-оранжевый цвет. Так многие машины и запомнились по бело-красному цвету кузова. В народе такой окрас получил едкое название «красная шапочка». Но, как только летом 70-го на маршрут вышли ГАЗ-24, идея с «шапочками» провалилась.
Стоит отметить, что до 1973 года проезд в такси стоил 10 копеек за километр. Столько же стоила, к примеру, бутылка газированной воды «Буратино» или детский билет в кино.
Шашечки наголо
Первые такси «Волги» ГАЗ-24 были разного цвета, но с 1971 года Горьковский автозавод целенаправленно выпускает машины светло-салатовой окраски. Во время подготовки к московской Олимпиаде-80 по международным требованиям такси становится ярко-лимонного цвета, а на крыше у него появляется оранжевый плафон с шашечками, который подсвечивается в ночное время.
Именно в таком виде у многих и запечатлено в памяти такси времен СССР. А также очереди к этим машинам, выстраивающиеся на вокзале, которые так хорошо показала в своем фильме «Карнавал» режиссер Татьяна Лиознова.
Неоднократно предпринимались попытки дополнить таксопарки «Москвичами». Сначала в качестве эксперимента на маршрут выпустили «Москвич-408», затем 412-й. Но в негласной конкуренции победила «Волга». «Москвич» не смог выдержать нагрузок, которым подвергается такси.
Вместе с ярко-лимонной «Волгой» канула в Лету целая страна. В конце 80-х таксомоторные парки строили планы на будущее, расписывая на десять лет вперед, какие машины они закупят. Но в 1991 году государственное такси приказало долго жить.
Попытки навести порядок в этой сфере предпринимаются до сих пор. Это касается не только внешнего вида машин — единый цвет или обязательные шашечки. Речь идет и об единых тарифах в отдельно взятых регионах. При этом модельный ряд не трогают. Выбор оставляют на цвет и кошелек владельцев таксомоторных компаний.
Много говорят о создании единых требований к таксистам. К примеру, в советское время работать таксистом было не только престижно, но и очень ответственно. На работу брали только тех водителей, которые соответствовали высоким профессиональным критериям. Кроме автошколы, таксисты проходили специальную подготовку, постоянно повышая уровень своего мастерства. Попасть в ДТП для советского таксиста было все равно, что попрощаться с работой.
Сколько копеек , примерно , в СССР стоило проехать 1 км. в такси?
Такси в Советском Союзе не было доступным всем, слишком уж велика была разница в стоимости проезда на такси и в общественном транспорте. На трамвае (дешевле транспорта не было) за три копейки проедешь 10 километров, например (не зависела цена от расстояния), а на такси то же расстояние за 2 рубля 20 копеек (20 копеек посадка, 20 копеек за каждый километр по счётчику механическому). Более, чем в 73 раза дороже! Зато быстро и с несравнимым комфортом (в советском такси, которое было исключительно государственным, использовались только комфортабельные автомобили "Волга", шофёры были профессионалы со стажем, кого попало не принимали).
Как работали таксисты в СССР
Международный день таксиста — 22 марта — побудил нас вспомнить о том, как жили представители этой профессии в СССР.
В Советском Союзе профессия таксиста была и престижной, и прибыльной, но непростой. Водителям такси приходилось крутиться между государственным законом и законами теневой экономики, много работать, быть психологами и предпринимателями.
Кого брали в такси
Попасть на службу в таксопарк было непросто. Минимальные требования — возраст не менее 21 года и отсутствие судимостей, но в зачет также шли водительский стаж, наличие дополнительных категорий, служба в армии, знакомства. Рассказывают, что перед развалом СССР имела место и коррупция: за трудоустройство могли попросить 1000 рублей. Впрочем, существовала она и при «развитом социализме», просто работала иначе.
Молодым водителям доставались «корчи» — замученные жизнью машины с большим пробегом. Работать на них было невыгодно, потому что ломались такие автомобили регулярно. Но если таксист трудился без нареканий, то в конце концов получал новую машину и у него начиналась совсем другая жизнь. Впрочем, у кого как — все зависело от предприимчивости и от того, насколько человек был готов нарушать закон. А следующей ступенью карьеры было получение в машину рации, обеспечивавшей 10-15 дополнительных заказов за смену.
План и зарплата
Зарплата советского таксиста составляла 250-300 рублей в месяц. Для сравнения: инженер в среднем мог заработать только 120-180 рублей. Смена обычно длилась 14 часов. КИП (коэффициент индивидуального пробега) составлял в среднем 0,78: из каждых 100 км 78 нужно было проехать с пассажиром. Кроме того, план был привязан к времени: требовалось зарабатывать 5-5,5 рубля в час, то есть от 70 рублей за смену.
Для пассажира поездка стоила 20 коп. за 1 км плюс 20 копеек за посадку. Ну и, конечно, считалось хорошим тоном оставлять водителю чаевые. Клиентов, которые сорили деньгами, таксисты между собой называли «сладкими». Интеллигентов, с гордым видом оставлявших на чай 20 копеек — «шляпами», а мелкие чаевые — «лапшой».
Специальности таксистов
У водителей такси было множество специализаций. Самая распространенная — «шляповоз», то есть водитель, работающий «от бордюра». Это были таксисты, подбиравшие голосующих на улицах. Такие трудяги часто просто укладывались в план, не зарабатывая ничего сверху. А вот «аэродромщики» или «вокзальщики», работавшие в сговоре с контролерами на стоянке, заколачивали совсем другие деньги. Были «мебельщики», поддерживавшие контакты с продавцами в магазинах. Те за комиссию поставляли им пассажиров, а таксисты, со своей стороны, могли помочь желающим найти дефицитный товар.
Существовали и «дальнобойщики», возившие пассажиров с вокзала в ближние города Подмосковья, но обязательно с подсадкой. Это значит, что контролер сажал в машину четырех пассажиров и деньги троих из них водитель клал себе в карман. Например, рейс с Киевского вокзала до Калуги стоил 25 рублей, так что навар составлял 75. Но приходилось делиться с контролером, а через него — с постовыми милиционерами и криминальными структурами, «присматривавшими» за стоянками. Кстати, по правилам первый пассажир должен был одобрить подсадку, а оплату проезда требовалось разделить между всеми пассажирами. Но так, конечно, мало кто делал.
С кем приходилось делиться
В среднем таксист получал сверх плановых денег от 20 до 50 рублей за смену. Огромные деньги. Но приходилось делиться. И «гаишники» брали с таксистов за нарушения не так, как с частников, и сопутствующие службы хотели получить свой хлеб с маслом.
Линейный контроль, следивший за работой таксистов, порой был не чужд мздоимства, а за три нарушения водителя увольняли. И с Отделом по борьбе с хищениями социалистической собственности (ОБХСС) приходилось договариваться. Плюс товарищи по таксопарку, конечно. Механикам, выпускавшим машину на линию, отдавали рублей пять в смену, девочкам на мойке и диспетчерам — по 50 копеек.
Мастерам, делавшим ТО, тоже нужно было подкинуть деньжат: на большое техобслуживание регламент отводил три дня, так что лучше уж заплатить 10 рублей, чтобы сделали за день. А чтобы вовремя получать дефицитные запчасти и резину, нужно было делиться с начальством.
Механизмы заработка
Чтобы заработать, водители нередко шли на ухищрения. Самым простым было не выключить счетчик после предыдущего пассажира — а ну как простофиля-клиент не заметит? Еще один вариант — прокатиться «в светлую», то есть закрыв зеленый огонек перчаткой или колпачком. При посадке пассажира водитель включал счетчик, и зеленый огонек автоматически гас. Это не только давало знать окружающим, что машина занята, но и показывало линейному контролю, что счетчик включен.
Но часто ездить «в светлую» было нельзя: возрастал холостой пробег. Наконец, существовали механические приспособления, позволявшие обмануть счетчик-таксометр. Прибор был полностью механический, опломбированный, но… Находились умельцы, делавшие съемные пломбы. Существовало и такое приспособление, как оттяжка, или вожжи. Оно позволяло вывести из зацепления тросик, идущий от трансмиссии к счетчику, и таким образом обмануть прибор.
Психологи извоза
Но главным инструментом получения левого заработка для таксистов было умение разговаривать с людьми. Машину заказали на свадьбу? Извините, прикручивать кукол и букеты на капот не положено, меня оштрафуют. Рублей на двадцать пять точно. Клиент явно торопится, а поездка нужна дальняя? Извините, не успеем, смена заканчивается. Два счетчика (то есть двойная оплата)? Ну что с вами поделаешь, выручу. Был и вариант — опустить солнцезащитный козырек с надписью «В парк» и остановиться рядом с голосующим. Вроде бы для того, чтобы узнать, не по пути ли.
Частенько опаздывающий клиент, услышав про то, что им не по пути, опять же сам предлагал компенсировать «переработку». Впрочем, не будем рисовать совсем уж мрачный образ советского таксиста. Были среди них и честные трудяги, даже из числа оборотистых водил многие были по-своему неплохими людьми: в трудной ситуации могли помочь ценным советом, а то и отвезти бесплатно. Если хочешь узнать о их жизни больше, рекомендуем фильм «Горожане» с Николаем Крючковым в главной роли. Брат Крючкова работал во 2-м таксомоторном парке в Москве, так что лента вышла правдивая. Разумеется, насколько это было возможно.
Автомобили в такси
Те наши читатели, кто застал СССР, наверняка помнят в роли такси «Волги» ГАЗ-24 (и дальнейшие модификации). Почему этот автомобиль получил прозвище «баржа», мы понимаем. Автомобиль большой, управляемость неважная. Но вот откуда взялась кличка «креветка», неизвестно.
В салоне «Волг» в силу особенностей вентиляции бензобака всегда пахло бензином, а рессорная подвеска с убитыми амортизаторами работала так, что задних пассажиров нередко укачивало. Но салон у такси был из кожзама, покрытие пола — резиновое, так что делать уборку было несложно. Солидные пассажиры, кстати, садились всегда впереди.
Когда ГАЗ-24 появились в 1970-м, они в массе своей были салатового цвета. В 1980-м в столице все такси перекрасили в бледно-желтый. Но потом попадались и машины других цветов. А до 1970-го в такси работали «Волги» ГАЗ-21. Они были белыми, но с красной крышей и шашечками. А до того, с 1948-го, в такси работали «Победы». Кстати, именно на них появились впервые и шашечки, и зеленый огонек.
Сетевое издание maximonline.ru (максимонлайн.ру) — официальный сайт мужского журнала MAXIM
Регистрационный номер ЭЛ № ФС 77 — 78428
Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 29.05.2020 18+
Учредитель: Общество с ограниченной ответственностью «Шкулёв Диджитал Технологии»
Главный редактор: Пучков П. В.
Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора): Эл. почта: maxim@maximonline.ru телефон: +7(495) 633-5-633
Copyright (с) ООО «Шкулёв Диджитал Технологии», 2023. Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Роскошь или средство передвижения: кто и за сколько ездил на такси в СССР
История такси в нашей стране началась в Санкт-Петербурге в 1910 году, когда было открыто коммерческое предприятие «Санкт-Петербургский Таксомотор». На машинах Ford стояли таксометры, и клиент платил строго по счетчику. Но ни революция, ни конфискация частных автомобилей и автопарков большевиками не смогли остановить развитие этой сферы услуг.
В острой конкуренции иномарки сменили ЗиС-101 и ГАЗ-12, затем «Победа» и «ЗиМ». На первенство претендовал также «Москвич-408», а затем 412-й. Но в конкурентной борьбе к 70-м годам в итоге победила «Волга», отличавшаяся повышенной износостойкостью.
Отметим, что «Волги» в службе такси были каких угодно расцветок, но только не черные. На последних ездило начальство. Для такси же остались более веселые и приветливые цвета — от белых, желтых, зеленых до голубых и салатовых. Последний цвет доминировал в начале 70-х годов, а к Олимпиаде-1980 улицы советских городов заполонили такси, окрашенные по международным требованиям в лимонный цвет.
20 бутылок пива за поездку
Шашечки на кузове, зеленый огонек на лобовом стекле. Эти детали стали одним из символов советской эпохи. Вспоминаются они с теплотой во многом потому, что такси хотя и не могло считаться роскошью, но и не было обыденностью вследствие отсутствия сотовой связи, «яндексов», «уберов» и других агрегаторов.
Стоимость была вполне доступная. В тариф входила посадка за 20 копеек, плюс 10 копеек за каждый следующий километр пути. К слову, на 10 копеек можно было приобрести стакан лимонада или детский билет в кино. После 1977 года такси подорожало, и за километр пробега приходилось платить уже 20 копеек.
— Наш Волгоград вдоль Волги вытянут до неприличия. Как-то году в 1984-м нужно было везти гостей со свадьбы. В результате поехали из центра в Кировский район, а потом на Спартановку, — вспоминает 65-летняя волгоградка Алевтина Львовна . — Ценник вышел серьезный по советским деньгам — больше 8 рублей.
Если по каким-то причинам вам пришлось бы проехать весь Волгоград с юга на север — от Красноармейского района до Спартановки, а это не менее 50 километров, — то поездка обошлась бы в 10 рублей. А это уже 20 бутылок пива. В переводе на сегодняшние цены можно констатировать, что российское такси в Волгограде не стало дешевле, зато пользуется бОльшим спросом.
Вскладчину доступнее
Тем не менее, и в СССР такси было доступно самому широкому кругу народных масс. Квалифицированный рабочий с окладом около 300 рублей вполне мог несколько раз в месяц проехаться на такси. А вот пенсионеры пользовались им крайне редко. Обычные студенты могли себе позволить поездку вскладчину или шикануть после стройотряда.
— По субботам в 1989 году мы с однокурсниками традиционно ездили в бассейн. Выходило рубль туда, рубль обратно. На четверых получалось по 50 копеек. Плюс 50 копеек — вход по студенческому билету в сам бассейн. Итого рубль на хороший вечер. Можно себе было позволить и со стипендии в 40 рублей, — вспоминает Николай Иванченко, учившийся в те годы в сельскохозяйственном институте.
Часто к такси прибегали в крайних случаях, когда нужно было успеть на самолет или поезд, не опоздать на важное мероприятие или вернуться домой заполночь в условиях отсутствия общественного транспорта.
Железным поводом взять такси был негабаритный багаж и даже чемодан. Ну, а ехать с вокзала или аэропорта с поклажей по незнакомому городу на общественном транспорте — тоже сомнительное удовольствие. Поэтому опять же путь советского гражданина в этом случае лежал на стоянку такси, где нужно было отстоять очередь среди других страждущих.
— Я сколько помню своих родителей, они во время отдыха не экономили. Отпуск есть отпуск. И начинался он с поездки на такси до железнодорожного вокзала Волгограда. Потом где-нибудь в Хосте или Лазаревской от вокзала до санатория ехали непременно на такси. Ну, и по возвращении оно доставляло нас домой. Зато в рабочие будни — хоть снег, хоть зной, всегда только общественным транспортом, — делится воспоминаниями 45-летний волгоградец Евгений Олегович.
Если возникла деликатная проблема
Реальность советского таксиста зачастую шла вразрез с советской идеологией. У них был источник неконтролируемого калыма. И свобода не только передвижения, но и идеологического маневра.
А еще таксиста уважительно называли шефом. Это тебе не обслуга в современном понимании. Не захочет везти, так и будешь прозябать на обочине.
Не секрет, что многие таксисты водили дружбу со спекулянтами, фарцовщиками, валютчиками и могли способствовать покупке дефицитных или запрещенных товаров.
А как тут не вспомнить таксистов, которые становились не только извозчиками, но и бутлегерами. В разгар антиалкогольной кампании во второй половине 80-х годов прошлого века советские граждане предпочитали расстаться с 10-рублевкой за пол-литра. Другого способа срочно опохмелиться или прибыть к застолью «упакованным» попросту не было. Порой таксисты извлекали необходимое из багажника, иногда везли на адрес к местному самогонщику.