Тормозные жидкости ATE. Платим за немецкое качество
Хорошая тормозная жидкость в совокупности с исправной тормозной системой – важные критерии безопасности на дороге. Рынок пестрит различными брендами. И каждый производитель уверяет, что его продукция – лучшая. Рассмотрим, что собой представляет тормозная жидкость ATE и разберём доступные на рынке РФ варианты этого продукта.
История компании и продукция
Есть смысл сказать несколько слов о самой компании. Основана компания ATE была в 1906 году в городе Франкфурт, Германия. Изначально всё производство сводилось изготовлению аксессуаров для авто и отдельных деталей по заказам крупных на тот момент автопроизводителей.
Переломным стал 1926 год. В это время на разработках компании ATE была создана и внедрена в серийное производство первая в мире гидравлическая тормозная система.
Сегодня АТЕ – это компания не только с мировым именем, но и с огромным багажом опыта в производстве элементов тормозных систем. Все жидкости, выпускаемые под этим брендом, основаны на гликолях и полигликолях. В настоящее время силиконовые составы эта фирма не делает.
Есть несколько общих черт, присущих тормозным жидкостям ATE.
- Стабильное качество и однородность состава. Вне зависимости от партии, все тормозные жидкости ATE одной номенклатуры будут идентичны по составу, и их можно без опасения смешивать между собой.
- Отсутствие на рынке подделок. Железная банка и система защитных элементов (фирменная голограмма с QR-кодом, особая форма пробки и клапана на горловине) делают подделку продукции этой фирмы нецелесообразной для изготовителей контрафакта.
- Цена немного выше средней. За качество и стабильность приходится платить. Небрендированные жидкости в общем случае стоят дешевле, чем аналогичные продукты от ATE.
- Дефицит на рынке. Тормозные жидкости ATE в основном расходятся по европейским рынкам. В страны таможенного союза и СНГ поставки ограничены.
Есть один тонкий момент, который отмечают некоторые водители. Официально компания в своих буклетах указывает, что тормозные жидкости АТЕ работают от 1 до 3 лет в зависимости от конкретного состава. Нет этих громких заявлений, как от некоторых других производителей гликолевых составов, что их жидкость способна отрабатывать по 5 лет.
Может показаться, что тормозные жидкости ATE менее качественные и меньше служат. Однако на самом деле 3 года – это предельный срок службы для любой гликолевой тормозной жидкости. Как бы не уверяли производители в обратном, на сегодняшний день нет присадок, способных полностью подавить или значительно нивелировать свойство гигроскопичности спиртов. Все гликолевые жидкости впитывают воду из окружающей среды.
Виды тормозных жидкостей ATE
Кратко рассмотрим основные виды тормозных жидкостей ATE и их область применения.
- ATE G. Самая простая и дешёвая тормозная жидкость в линейке продукции. Создана она по стандарту DOT-3. Температура кипения в сухом виде +245°C. При увлажнении на 3-4% от общего объема температура кипения снижается до +150°C. Кинематическая вязкость – 1500 сСт при –40°C. Срок службы – 1 год со дня вскрытия тары.
- ATE SL. Относительно простая и первая в серии жидкость стандарта DOT-4. Температура кипения сухой и увлажнённой жидкости за счёт присадок повышена соответственно до +260 и +165°C. Кинематическая вязкость снижена до 1400 сСт. Жидкость ATE SL способна стабильно работать в течение всего 1 года.
- ATE SL 6. Жидкость класса DOT-4 с очень низкой вязкостью при –40°C: всего 700 сСт. Выпускается для тормозных систем, рассчитанных на маловязкие составы. В обычную тормозную систему заливать не рекомендуется, так как это может вызвать течь. Подойдёт для эксплуатации в северных районах. Температура кипения свежей жидкости – не ниже +265°C, увлажнённой – не ниже +175°C. Гарантийный срок эксплуатации – 2 года.
- ATE TYP. Жидкость с повышенной стойкостью к впитыванию воды из окружающей среды. Работает не менее 3 лет со дня вскрытия тары. Кинематическая вязкость при –40°C – 1400 сСт. В сухом виде жидкость закипит не раньше, чем разогреется до +280°C. При обогащении водой порог закипания упадёт до +198°C.
- ATE Super Blue Racing. Последняя разработка компании. Внешне отличается синим цветом (у других продуктов АТЕ цвет жёлтый). Характеристики полностью идентичны TYP Разница заключается в улучшенной экологической составляющей и более стабильных вязкостных свойствах в широком диапазоне температур.
Тормозные жидкости АТЕ могут быть использованы в любых авто, в которых система рассчитана на соответствующий стандарт (ДОТ 3 или 4).
Отзывы автомобилистов
Автомобилисты отзываются о тормозной жидкости в подавляющем большинстве случаев положительно. В интернете есть большое количество явно некоммерческих и не рекламных отзывов об этом продукте.
После заливки этой жидкости вместо более дешёвой многие водители отмечают увеличение отзывчивости педали тормоза. Снижается время срабатывания системы. Пропадает инерционность.
По поводу срока службы, на форумах есть отзывы об АТЕ от автомобилистов, контролирующих состояние жидкости специальным тестером. И для центральной полосы России (климата средней влажности) тормозные жидкости АТЕ без проблем отрабатывают свой срок. При этом индикатор, по окончании регламентного срока производителя, только рекомендует заменить жидкость, но не запрещает эксплуатировать авто.
В негативных отзывах часто упоминается отсутствие этой жидкости на прилавках автомагазинов или завышение цены продавцами как на эксклюзивный товар.
Правильное решение для любых задач
Мы встречаемся с трудностями лицом к лицу: Характеристики наших тормозных жидкостей ATE точно соответствуют вашим потребностям. Вязкость и температура кипения — все отлично согласовано, благодаря чему тормоза реагируют быстро и надежно. На каждом автомобиле, при каждом использовании.
Всегда правильный выбор
От классических до спортивных автомобилей, от малолитражек до седанов с ABS и ESP ® — наши тормозные жидкости выполнят любые задачи. Таким образом, вы можете быть уверены в оптимальной работе всех тормозных систем.
Безопасность в долгосрочной перспективе
Высококачественные присадки в наших тормозных жидкостях обеспечивают идеальную защиту от коррозии и старения. Это делает тормоза более устойчивыми, долговечными, и следовательно более безопасными.
Более высокое качество невозможно
Зачем соглашаться на средние стандарты? В отношении сухой и влажной точки кипения, а также вязкости наши тормозные жидкости значительно превосходят существующие законодательные и технические требования.
ATE SL.6 — для современных тормозных систем
Данная тормозная жидкость идеально подходит для ESP ® , ABS или ASR. В связи с низкой вязкостью, особенно при низких температурах, электронные тормозные системы могут реагировать очень быстро, что повышает безопасность. Кроме того: с ATE SL.6 вы также готовы к тормозным системам, которые появятся в будущем.
Dot 4 sl6 что означает
Вход в партнерскую зону.
Эксклюзивно для зарегистрированных пользователей.
—> Товары —> Акции —> Новости —> Статьи/Новости —>
Тормозная гидра и не боевой DOT
Для начала немного о том, откуда появился сам термин DOT. Это не что иное, как название американского Департамента транспорта (Department of Transportation), который в свое время установил стандарты на тормозные жидкости, пронумеровав их, соответственно, DOT 3, DOT 4 и так далее. С тех пор весь мир этим стандартом пользуется.
Прежде всего, можно ли смешивать разные типы жидкостей? И да, и нет! Как ни странно, ответ на этот вопрос целиком и полностью зависит от совершенства тормозной системы автомобиля. Формально вся линейка тормозных жидкостей от одного производителя в стандартах от DOT 3 до DOT 5.1 смешивается в любых пропорциях, и такой коктейль не должен оказывать негативного влияния на состояние тормозов. Единственный продукт, который нельзя добавлять ни при каких обстоятельствах, имеет стандарт DOT 5, без точки и единицы. Вот эта, сугубо гоночная силиконовая жидкость неприменима в системах обычных машин. Она рассчитана на такие же специфические материалы тормозной системы и абсолютно обособлена от остальных. Что до остальных, то действует принцип «новое поглощает старое, но не наоборот». То есть пятнадцатилетнему автомобилю, которому заводом прописана жидкость стандарта DOT 3, совершенно безболезненно подойдут и 4, и 5.1. Но вот современному внедорожнику с развитыми системами динамической помощи водителю годятся только те, класс которых не ниже указанных заводом.
Итак, старая знакомая всем жидкость стандарта DOT 3 была рассчитана на эксплуатацию в малонагруженных тормозных системах автомобилей. Представитель этого устаревшего класса – отечественный продукт «Нева», появившийся в России вместе с первыми дисковыми тормозами 412-го Москвича. До неё о ДОТах говорили только применительно к военным оборонительным укреплениям, а в качестве тормозной жидкости использовали архаичную «красную» смесь бутилового спирта с касторкой – БСК, с характерным запахом. Если внимательно изучить стандарты, то видно, что DOT 3 можно применять в тихоходных автомобилях с дисковыми или барабанными тормозами. Она кое-как справится с работой антиблокировочной системы ранних поколений, но, к примеру, в продвинутых современных машинах попросту закипит. Вот, кстати, мы и подошли к главному критерию тормозной жидкости – температуре её кипения.
Чем современнее автомобиль, чем выше его мощность и скорость, тем больше энергии необходимо для его остановки. А значит, выше нагрев тормозов. Вместе с тормозами нагревается жидкость. В этом нет ничего страшного. Фатальная опасность подстерегает водителя, если жидкость внутри тормозного цилиндра закипит, и паровая субстанция станет сжимаемой. В такой ситуации тормоза просто откажут! Чтобы этого не произошло, производители изобретают сложные основы жидкостей, закипающие только при очень высоких температурах.
Важно помнить, что на температуру кипения оказывает влияние и время эксплуатации. Тормозные жидкости гигроскопичны и быстро впитывают влагу из воздуха. Через два-три года смесь с водой начнёт закипать заметно раньше. Особые присадки призваны снизить подобный эффект, благодаря чему жидкости более высокого класса устойчивее к «мокрому» кипению. Под «мокрым» кипением подразумевается точка закипания смеси жидкости с водой.
Не менее важна и низкотемпературная вязкость тормозной жидкости – чтобы в мороз под –50 °С педаль тормоза не встала колом. Наконец, чтобы быстрее и точнее передать усилие от тормозной педали к колодкам, нужна низкая вязкость жидкости при нормальных условиях. Проще говоря, тормозная жидкость никогда не должна превращаться в сироп, с трудом прокачиваемый по тонким тормозным трубкам.
Чтобы лучше понять, в чём заключаются различия тормозных жидкостей разных поколений, используем популярную у нас линейку Liqui Moly. Начнём с DOT 4, так как DOT 3 рассчитана на автомобили без ABS, а их на современных конвейерах почти не осталось. DOT 4 – это синтетический продукт с присадками, которые предотвращают коррозию и окисление металлических внутренностей тормозов.
Жидкость содержит компоненты, борющиеся с образованием водяных паровых пробок, и может использоваться в тормозных системах как с ABS, так и без неё. Это наиболее часто встречающийся тип жидкости, применимый в большинстве современных автомобилей. Максимальная температура кипения у DOT 4 – не менее 230 °С.
Её более совершенная версия SL6 DOT 4 соответствует классу 6 стандарта ISO-4925, который регламентирует маловязкие жидкости. Этот продукт создан на основе гликольэстеров и эфиров борной кислоты и специально разработан для увеличения срока эксплуатации тормозной гидравлики. Имеет высокую «сухую» температуру кипения (речь о жидкости, не загрязнённой влагой) и высокую температуру кипения в увлажненном состоянии. Обладает низкой вязкостью при низких температурах. SL6 DOT 4 используется в машинах, оборудованных современными системами безопасности ESP/DSC, ABS и ASR, а также в мотоциклах. Температура кипения SL6 DOT составляет не менее 265 °С.
Следующая по рангу – DOT 5.1. Вот именно так, с точкой, поскольку без неё – чистая пятёрка, и это, как мы выяснили, особый силиконовый состав для спорта с чрезвычайно высокой температурой закипания – 320 °С. Полностью синтетическая, на основе полигликолей, DOT 5.1 содержит присадки против коррозии и существенно уменьшает процесс окисления при высокой температуре. Она рассчитана на удлиненные интервалы замены и подходит для автомобилей с ABS, благодаря низкой вязкости при – 40°С, равной 900 единицам. Сниженная вязкость позволяет тормозам срабатывать быстрее и точнее. Кроме того, DOT 5.1 хорошо смазывает все подвижные детали тормозной системы. Жидкости этого класса используют в основном там, где частые разгоны и интенсивные торможения – обычное дело. Речь тут не только о стрит-рэйсерах, «зажигающих» на ночных улицах. DOT 5.1 выдержит тяжелый режим резкого торможения трехтонного внедорожника с груженым прицепом или длительные непрерывные торможения на опасном каменистом спуске. Закипает эта жидкость минимум при 260 °С.
Залив тормозную жидкость в бачок автомобиля, вы включаете счетчик времени, в течение которого в неё постоянно будут попадать влага из воздуха, абразивная пыль от истирания тормозных поршней о стенки цилиндров, мельчайшие фрагменты резиновых уплотнений и оксид металла, из которого сделаны тормозные трубки. Если не обращать внимания на эти тикающие часы, то через пару-тройку лет вы заметите явное потемнение или даже почернение тормозной жидкости – верный знак необходимости её срочной замены. Но в идеале менять ее нужно не дожидаясь явных симптомов – максимум через полтора-два года. А ещё лучше, инструментально проверить процент влаги при помощи гигрометра. Тем более что сделать это можно самостоятельно. В продаже есть миниатюрные приборы размером не больше обычного маркера.
Итак, чаще всего в наши машины заливается рядовая жидкость DOT 4. Приплюсовав к этому стандарту приставку SL6, получим более специфический продукт для автомобилей с продвинутыми системами стабилизации, а выбрав на полке «пятерку с единицей», можем смело воображать себя гонщиками «Дакара» в местном, поселковом, формате.
Сводная таблица характеристик тормозных жидкостей | ||||
Вязкие | Маловязкие | |||
DOT 4 | Racing Brake Fluid | DOT 4 SL6 | DOT 5.1 | |
Температура кипения без содержания влаги, °С | Не менее 230 | Не менее 320 | Не менее 265 | Не менее 260 |
Температура кипения с содержанием 3% влаги, °С | Не менее 155 | Не менее 195 | Не менее 175 | Не менее 180 |
Кинематическая вязкость при -40°С, мм 2 /с | 1800 | 1800 | 700 | 900 |
Срок службы | 2–3 года | 2–3 года* | 3–4 года | 3–4 года |
* Зависит от условий эксплуатации и нагрузки на тормозную систему
Bremsflussigkeit SL6 DOT 4 рекомендуется для использования в современных автомобилях европейского производства немецкой школы, таких как Мercedes-Benz, BMW, Audi, Volkswagen и другие. Brake Fluid DOT 5.1 рекомендуется для использования в современных автомобилях японско-азиатского производства, таких как Toyota, Nissan, KIA, Hyundai и т.д.
В случае, если автомобиль подготовлен к максимальным нагрузкам и на него установлена более эффективная тормозная система либо, если автомобиль используется в автоспорте, лучше применять Racing Brake Fluid с максимальными температурными характеристиками
Dot 4 sl6 что означает
На данный момент существует несколько основных спецификаций тормозных жидкостей, которые используются в гидравлических тормозных системах легковых автомобилей:
DOT 3 (ISO 4925 Class 3) на данный момент использовать не целесообразно, так как она обладает довольно низкими эксплуатационными свойствами и большей способностью к абсорбции влаги из атмосферного воздуха, не имеет преимуществ перед DOT 4 жидкостями, даже в цене. Основа тормозных жидкостей DOT 3 полиалкиленгликоль.
DOT 4 самая популярная на данный момент спецификация тормозной жидкости, имеет несколько разновидностей внутри одного стандарта ISO 4925 Class 4 и Class 6.
DOT 4 Plus данная спецификация тормозной жидкости предназначена в основном для автомобилей марки Mercedes-Benz (лист допуска 331.0). Является пограничным продуктом, введенным Daimler-Benz для собственных нужд, в то время, когда характеристик продуктов по спецификации DOT4 было недостаточно, а спецификация DOT 5.1 еще не была разработана. В качестве замены для DOT4 Plus возможно использование DOT 5.1.
DOT 4 ESP (Так же возможны вариации названий LV-Low Viscosity, LT-Low Temperature, SL.6) Тормозная жидкость, соответствующая спецификации ISO 4925 Class 6.
DOT 5.1 (ISO 4925 Class 5-1) Превосходит по своим характеристикам спецификацию DOT 4, тормозные жидкости данной спецификации предназначены для работы в высокопроизводительных тормозных системах.
DOT 5.1 ESP развитие спецификации, улучшены характеристики жидкости при работе в условиях низких температур.
DOT 5 Тормозные жидкости по этой спецификации изготовлены на базе силиконов, в отличии от DOT4-DOT5.1, которые изготовлены на основе полиэтиленгликоля с полиэфирами борной кислоты. Это значит, что эти жидкости не взаимозаменяемы и не могут смешиваться в тормозной системе.
Для более наглядного понимания отличий в характеристиках тормозных жидкостей, значения сведены в таблицу. «Сухая» температура кипения указана для тормозной жидкости, только введенной в эксплуатацию. «Увлажненная» температура кипения указана для тормозной жидкости, имеющей содержание влаги 3,5%.
Стандартов, которые регламентируют параметры тормозной жидкости несколько (SAE J 1703, SAE J 1704, FMVSS 116, ISO 4625), мы рассмотрим значения в рамках ISO 4925.
Температура кипения «сухой», не менее
Температура кипения «увлажненной», не менее
Вязкость при -40 °C,
Вязкость при +100 °C, не менее
В связи с тем, что тормозные жидкости довольно гигроскопичны и могут в первый год эксплуатации «впитывать» до 2-3% влаги из атмосферного воздуха, рекомендуется регулярная замена с периодичностью 2-3 года (лучше сократить до 1-2 лет, в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля).
Как может негативно повлиять на тормозную систему высокое содержание влаги в тормозной жидкости? Из долгосрочных факторов — это коррозионные процессы. Даже при условии, что в тормозные жидкости при производстве вводят ингибиторы коррозии, при высоких значениях содержания влаги начинается разрушение поверхностей тормозных поршней, возможно нарушение герметичности в паре поршень-манжета, преждевременный износ манжеты суппорта, также возможно разрушение стенок тормозных трубок (в большинстве случаев трубки тормозной системы выполнены из стали). При крайне высоких значениях, более 3,5% содержания влаги, снижается температура замерзания тормозной жидкости, что может критично повлиять на работоспособность тормозной системы в целом в условиях низких температур.
В условиях высоких температур при повышенном содержании влаги в тормозной жидкости снижается температура кипения, то есть возможно завоздушивание (в следствии закипания) тормозной системы при активном использовании тормозной системы, что резко снижает её производительность и работоспособность в целом.
Для оценки содержания влаги в тормозной жидкости применяют гигрометры. На данный момент бытовые вариации вполне доступны для приобретения и самостоятельного мониторинга за состоянием рабочей жидкости тормозной системы.
Несколько комментариев по выбору тормозной жидкости:
— на легковом автомобиле с не очень высокопроизводительной силовой установкой (обычно характерная комбинация: передние дисковые тормоза, задние барабанные) достаточно тормозной жидкости спецификации DOT 4 Class 4;
— в случае если такой автомобиль дополнен системой ABS, ESP, ASR (любая комбинация), лучше применять тормозную жидкость спецификации DOT 4 Class 6.
— на автомобилях с высокопроизводительной силовой установкой (характерно: тормозные диски увеличенного радиуса, многоточечные тормозные суппорты) желательно использовать тормозные жидкости спецификации не ниже DOT 5.1.
— в случае если автомобиль с высокопроизводительной силовой установкой имеет системы стабилизации (ESP, ASR) то желательно использовать тормозные жидкости спецификации не ниже DOT 5.1 ESP, это необходимо для уменьшения времени отклика данных систем.