Ремонт обгонной муфты стартера Субару (13.12.2018)
Всех приветствую!
В один прекрасный день, случилась такая ситуация в работе стартера — при попытке запустить двигатель услышал скрежет, но маховик не вращался и так 3 раза подряд. Озадачило, при том что с такой частотой подряд первый раз, обычно раз в неделю если случится, то на это и внимания особо не обращал.
Начал зондировать эту проблему, выяснил, что это бендикс, вернее обгонная муфта на нем. Ну думаю куплю новый бендикс. Посмотрел на заказ — только оригинал и космических денег стоит. Рассмотрел вариант контракта всего стартера 5500 — 6000 р., тоже недешево (на механику шестерку такие цены).
Решил снять стартер
Вот он, нижний болт его крепления к коробке можно открутить только снизу
Вот наша муфта с кореткой Щетки в хорошем состоянии, еще послужат Их заказной номер, подходят от тойоты
Бендикс с муфтой необходимо снять вала он сидит на стопорном кольце, поверх которого установлена обойма, которую нужно сбить, например подходящей по диаметру головкой, фото ниже
Затем снимаем стопорное кольцо и бендикс с муфтой у нас в руках
Решил попробовать поискать такой на авторынке, ни одного, всякие разные, но только не такой как у меня.
Немного расстроился, как раз затеял ремонт на квартире, бабки каждая на счету. Думаю дай посмотрю в инете, что же такое обгонная муфта и как она работает, оказывается работает по принципу храпового механизма, также как трещетка из набора головок — вращается только в одну сторону, в обратную нет. Т.е. в моем случае она проворачивается под нагрузкой и соответственно не вращает маховик.
Искал причины сей неисправности и как оказалось все очень просто — со временем в этой муфте скапливается пыль, грязь и и старая смазка в перемешкуи мешает правильной работе подпружиненных роликов. Необходимо все это почистить и собрать обратно, ну и немного растянуть пружинки.
Разбираем муфту
Нужно развальцевать корпус муфты, я это сделал молотком и отверткой Развальцованная И вот разобранная, посмотрите сколько там пластилинового дерьма)
Все вымываем, чистим и собираем обратно, смазывать ролики не нужно, разве что можно немного графитовой пылью посыпать
На всякий случай замерил диаметр ролика
Немного растянул пружинки, на 1 мм.
Теперь необходимо завальцевать кромку
Сделал это у токаря с помощью ролика, вот результат
Стартер собрал, установил, запустил и проблема исчезла.
Думаю многим поможет сэкономить данный способ ремонта, особенно, если муфта сдохла, а заменить ее нечем, разве что только стартером).
Всем спасибо.
Самостоятельная замена бендикса на стартере
Во время работы на стартер действуют внешние раздражители, он подвергается воздействию грязи и влаги, что неблагоприятным образом сказывается на его функциональности. И поэтому часто встречающейся неисправностью электромотора, может быть — пробуксовка обгонной муфты, более известной среди автолюбителей, как бендикс.
Дабы избежать существенных затрат на ремонт стартера в сервисных центрах можно эту процедуру провести в домашних условиях. Да, дело непростое и хлопотное, но когда вы знаете свою «железную лошадку» от маленького винтика до спидометра – вам все по плечу!
Что же такое бендикс?
Бендикс — это обгонная муфта свободного хода, которая состоит из шестерни и специального устройства, и всё это находится в корпусе стартера.
Агрегат в исправном состоянии:
- прокручивается только в одну сторону;
- при попытке повернуть его в другую – стопорится.
Как работает бендикс стартера? При повороте ключа зажигания до упора, бендикс приводится в движение с помощью якоря втягивающего реле. Шестеренка сцепляется с маховиком коленвала и раскручивает его. Горючая смесь воспламеняется в камерах сгорания и двигатель начинает работать.
Как только обороты вращения коленвала превышают частоту вращения самого электродвигателя, тогда обгонная муфта рассоединяет шестерню и вал стартера.
Характерные черты неисправности стартера
Возможные неполадки | Основная причина | Как отремонтировать |
При повороте ключа зажигания на пуск — стартер не включается. | Разряжен или неисправен аккумулятор. | Необходимо зарядить или заменить батарею. |
Переключатель скоростей не находится в положении «P» или «N» (для коробки-автомат). | Поставить в положение «Р». | |
Поврежден контакт провода массы с двигателем. | Отремонтировать контакт массы (очистить клеммы или подтянуть болты). | |
Пришел в негодность переключатель блокировки КПП. | Поставить новый переключатель блокировки КПП. | |
Отсоединен разъем на управление стартером (контакт 50). | Устранить. | |
Щетки стартера зависли или износились. | Замерить длину и свободный ход щеток в щеткодержателе. | |
Неисправность втягивающего реле. | Втягивающее реле отремонтировать или заменить. | |
Большой износ коллектора якоря. | Коллектор заменить. | |
Отсутствует контакт между обмоткой и коллектором якоря. | Определяется проверкой. | |
Медленное вращение двигателя стартером. | Плохой контакт массы с двигателем. | Улучшить контакт провода массы. |
Разряжен аккумулятор. | Проверить генератор. | |
Втулки стартера сильно износились. | Поставить новые втулки. | |
Барахлит втягивающее реле. | Отремонтировать втягивающее реле. | |
Статорная или якорная обмотки пробивают на массу. | Статор или якорь заменить. | |
Износ щеток. | Заменить щетки. | |
Провод от стартера до аккумулятора — перебит. | Заменить провод. | |
Стартер крутит, а двигатель — нет. | Повреждения или износ бендикса. | Отремонтировать или поменять бендикс. |
Часть редуктора разрушилась. | Заменить редуктор. | |
Вместе с двигателем вращается и стартер. | Испортился замок зажигания. | Заменить замок. |
Отказ втягивающего реле. | Ремонт или замена втягивающего реле. |
Если говорить про признаки неисправности бендикса стартера, то можно слышать шум вращающегося стартера, при запуске автомобиля, а сам вал двигателя не прокручивается. Это ведущая шестерня не входит в зацепление с маховиком коленвала. Это и ответ на вопрос, как проверить бендикс стартера, не снимая его с автомобиля?
В таком случае, требуется замена бендикса на электродвигателе или его ремонт.
Ремонт обгонной муфты
Нужно взять подходящие по размеру ключи, отвертки и ваши «золотые» руки! Выполняя ремонт бендикса стартера своими руками, автовладелец в первую очередь должен попробовать очистить агрегат от загрязнения, без его разборки (а вдруг получиться — реанимировать).
Для этого нужно:
- снять стартер с авто;
- погрузить часть электромотора с бендиксом в емкость с бензином на 5-7 часов;
- иногда подходить и прокручивать шестерню муфты в бензиновой посудине;
- достать и хорошо просушить агрегат.
Если неисправность осталась, значит нужно снять и разобрать обгонную муфту стартера для ремонта.
Как снять бендикс со стартера (на примере ВАЗ 2114)
1. Сначала нужно снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи и используя ключ, открутить верхние крепежные винты, которые присоединяют стартер к картеру сцепления. Третьего болта быть не должно, но если вам повезло – тогда нужно изловчиться, дабы его отвинтить.
2. Теперь нужно отсоединить провода подходящие к электродвигателю.
3. На этом этапе можно посмотреть состояние маховика (его зубья).
4. Дальше, отверткой нужно открутить два винта расположенные на крышке стартера и снять гайку на втягивающем реле (крепление выхода обмотки).
5. Теперь вы можете снять шайбу-скобу и с помощью ключа снять стяжные болты.
6. Осмотрите втулки на предмет износа.
7. Для последующих действий возьмите резиновый или деревянный молоток, которым нужно нанести несколько ударов по нижней части корпуса стартера и разъединить его.
8. Визуально оцените состояние обмоток и щеток.
9. Отверткой подцепите уши бендикса и достаньте их из вилки.
10. Теперь сбейте первое стопорное кольцо (можно с помощью ключа и молотка), а второе – снимите отверткой.
11. Снимите обгонную муфту.
Как осуществить замену механизма?
Возьмите новую обгонную муфту и установите на место изъятого бендикса. Обязательно промойте все детали механизма, пазы наружной обоймы, зачистите заусеницы на рабочих поверхностях.
Внимание: перед сборкой агрегата нужно обработать смазкой все подлежащие этому элементы механизма.
После установки стартера на место, подключите аккумулятор и заведите двигатель. Если все манипуляции были произведены верно – значит ваш автомобиль готов к эксплуатации.
Видео: замена бендикса стартера (инструкция).
На этом ремонт бендикса своими руками полностью завершен!
Советы бывалых
- В процессе монтажа стартера важно проверить целостность шестерни бендикса и привода агрегата.
- Стартер нельзя ронять, это сложный электроприбор, который может подвергнуться повреждению внутренних составляющих.
- Перед тем как разобрать бендикс стартера, проверьте обязательно заряд аккумуляторной батареи. Такая проблема часто вызывает ложную панику и необдуманные действия мастера.
- Если вы обнаружили треснутую или изношенную пластиковую шайбу, то ее нужно заменить.
- При покупке нового бендикса, имейте при себе старый агрегат. Часто различные муфты отличаются между собой мелкими деталями, которые визуально не запоминаются.
- При разборке стартера в первый раз, желательно процесс демонтажа записать на бумажку, дабы не допустить малейших оплошностей, при его сборке.
Сложности при разборке стартера
Наиболее распространенная загвоздка при ремонте бендикса – снятие стопорного кольца, и обратная его сборка.
У ограничительного кольца есть прорезь для стопорного. Одевается с противоположной стороны от бендикса.
При разборке втягивающего реле следует обязательно снимать контакты с обмотки, чтобы не повредить механизм. При размещении щеток внутри держателя необходимо визуально оценить их состояние, при расслоении нужно обработать их на точильном камне и вставить в отверстия держателя.
Как использовать обгонную муфту стартера в полезных целях
Прежде чем рассказывать о том, что можно сделать из обгонной муфты стартера, давайте разберемся, что она представляет из себя. Обгонная муфта стартера — это устройство, которое позволяет двигателю автомобиля запускаться при помощи стартера, но отключается автоматически, когда двигатель уже работает. Это позволяет избежать повреждения стартера и двигателя при длительном его использовании или при работе на высоких оборотах.
Возможности использования обгонной муфты стартера
Обгонную муфту стартера можно использовать не только для запуска двигателя, но и для решения других задач. Вот несколько возможностей, которые открываются при использовании этой детали:
- Установка электрогенератора. Обгонная муфта стартера позволяет устанавливать электрогенератор, который будет приводиться в действие при помощи двигателя. Это позволяет генерировать дополнительную электроэнергию, которая может быть использована для подзарядки аккумуляторов или питания электрического оборудования.
- Использование в системе кондиционирования воздуха. Обгонная муфта стартера может использоваться для привода компрессора в системе кондиционирования воздуха. Это позволяет масштабировать работу кондиционера в соответствии с потребностями автомобиля.
- Применение в системе вентиляции. Обгонная муфта стартера также может быть использована для привода вентилятора системы охлаждения двигателя. Это позволяет эффективно охлаждать двигатель и предотвращать перегрев.
Установка и замена обгонной муфты стартера
Если вы решили установить или заменить обгонную муфту стартера, рекомендуется обратиться к профессионалу, такому как я, автомеханик. Установка может потребовать разборки некоторых частей автомобиля и подключения к различным системам. Кроме того, необходимо обеспечить правильную совместимость и качество деталей.
Также стоит обратить внимание на следующие моменты:
- Выбор качественной обгонной муфты стартера. При выборе детали обратите внимание на ее марку, модель и производителя. Не стоит экономить на качестве, ведь от этого зависит надежность и долговечность муфты.
- Проверка состояния других частей. При установке или замене обгонной муфты стартера, рекомендуется также проверить состояние других составляющих системы запуска двигателя. Это позволяет выявить и предотвратить возможные проблемы в будущем.
Часто задаваемые вопросы
1. Что сделать из обгонной муфты стартера, если она сломалась?
Если обгонная муфта стартера сломалась, лучшим решением будет замена этой детали на новую. Обгонная муфта – это важный элемент стартера, который позволяет передавать крутящий момент от двигателя к системе запуска. Если она не функционирует должным образом, это может вызывать проблемы при запуске автомобиля.
2. Как определить, что обгонная муфта стартера сломалась?
Есть несколько признаков, которые могут указывать на то, что обгонная муфта стартера сломалась. Например, если при попытке запустить двигатель вы слышите странный скрежет или шум, то это может быть признаком, что обгонная муфта начала изнашиваться. Если стартер начинает прокручивать двигатель, но не запускает его, то также возможна поломка обгонной муфты. Рекомендуется обратиться к специалисту для более точной диагностики и ремонта.
3. Могу ли я заменить обгонную муфту стартера самостоятельно?
Замена обгонной муфты стартера является сложной процедурой и требует определенных навыков и инструментов. Если вы не являетесь опытным автомехаником, рекомендуется обратиться к профессионалам. Неправильная установка или ремонт обгонной муфты может привести к дальнейшим проблемам с запуском автомобиля.
4. Какая средняя цена на замену обгонной муфты стартера?
Стоимость замены обгонной муфты стартера может варьироваться в зависимости от марки и модели автомобиля, а также от региона. В среднем, замена обгонной муфты может стоить от 5 000 до 15 000 рублей. Рекомендуется уточнять цены у автосервисов в вашем регионе для более точной информации.
Все о бендиксе стартера: от устройства до замены
Стартер
Бендикс стартера – составляющий элемент пускового устройства, передающий крутящий момент на венец маховика. При поломке механизма блокируется пуск ДВС. Разберемся в конструктивных особенностях, принципе работы, признаках неисправности и порядке самостоятельной смены бендикса (обгонной муфты).
Немного теории о бендиксе стартера
Бендикс стартера (в оригинале обгонная муфта или муфта свободного хода) – механизм, обеспечивающий передачу крутящего момента от пускового устройства к маховику силового агрегата. Также муфта предотвращает вращение ротора стартера на повышенных скоростях, равных оборотам ДВС.
Механизм надежен, и практически никогда не ломается. Главной причиной поломки бендикса является механическая изношенность составных элементов. Для точного определения поломки первоначально разберемся, что такое и из чего состоит бендикс на стартере.
Принцип работы обгонной муфты схож с функционированием сцепления на машинах с МКПП. В трансмиссии выполняется плавное распределение крутящего момента с коленчатого вала к колесам. Крупногабаритная схема находится в работе при движении машины.
А муфта свободного хода стартера функционирует только при запуске мотора непродолжительное время. Конструкция бендикса должна обеспечивать быстрый вывод шестерни из сцепки с маховиком после пуска ДВС.
Стоит учитывать, что от состояния обгонной муфты зависит не только успешность пуска мотора. Ее изношенность приводит к повреждению сопряжённых шестерней, доводящих вращение к коленвалу.
Устройство и принцип работы
Для изготовления муфты свободного хода используются высокопрочные виды сплавов металлов. Это необходимо для выдерживания высоких нагрузок, которым подвергается муфта. Бендикс размещен на валу ротора стартера.
- ведущая и ведомая обоймы
- опорные чашечки
- ролики и их пружины
- прижимная пружина
- кожух.
Механическая связь обойм выполнена роликами. Они подпружинены и загнаны в технологические, узенькие каналы. Такая конструкция обеспечивает включение муфты в работу при пуске ДВС. Отключение происходит сразу после выхода мотора на рабочие обороты.
Принцип работы бендикса пускового устройства основан на использовании инерционных сил. С их помощью изменяется положение ведущей шестерни, учитывая режим работы стартера. Муфта сглаживает нагрузки, возникающие между электрическим двигателем и силовым агрегатом.
Как работает обгонная муфта
Рассмотрим, как работает бендикс стартера, по представленному алгоритму:
- При повороте ключа в замке зажигания подается питание на электромотор пускового устройства ДВС от АКБ. Начинает вращаться ротор стартера.
- Под собственной массой и под воздействием крутящего момента, бендикс на стартере проскальзывает по шлицам до момента зацепления с венцом маховика. Скольжение ведется за счет борозд винтового типа, предусмотренных на внутренней части муфты.
- Ведущая обойма приводит в движение ведомую.
- Зубья обгонной муфты крутятся до момента жесткого вхождение в сцепку с венцом маховика.
- В бендиксе предусмотрена буферная пружина. Она обеспечивает плавный пуск ДВС, и предотвращает механическое разрушение зубьев при сцепке шестерен.
- После пуска мотора происходит увеличение скорости вращения маховика, по сравнению с крутящим моментом стартера. Муфта постепенно сползает по валу ротора или редуктора в начальное положение. Зубья шестерен размыкаются, предотвращая вращение электродвигателя на высоких оборотах. Стартер не предназначен для функционирования в таких режимах.
Признаки поломки
Несмотря на высокую надежность обгонной муфты, эксплуатация детали ограничена естественной изношенностью. Поломка не происходит мгновенно. Первоначально наблюдаются характерные признаки неисправности бендикса стартера:
- шумность при пуске силового агрегата
- не крутится коленвал ДВС.
Постепенный износ муфты свободного хода сопровождается периодическим отказом в запуске мотора. Отмечается соскальзывание зубьев бендикса с венца маховика. Что сопровождается характерным металлическим ударом или скрежетом.
Не стоит откладывать надолго ревизию или замену муфты пускового устройства ДВС. Высока вероятность механического разрушения или зализывания зубьев шестерни маховика. Замена венца маховика силового агрегата гораздо сложнее и дороже.
Неисправный бендикс может легко «слизать» зубья на венце маховика
Диагностика бендикса
При проблемах с пуском силового агрегата, сопровождающихся посторонними шумами со стороны стартера или отсутствием вращения коленвала, следует первым делом проверить работоспособность обгонной муфты. Разберемся, как проверить бендикс самостоятельно.
Первым делом бендикс диагностируется на слух. Операцию лучше выполнять вдвоем. Если при подаче напряжения на стартер, слышится жужжание, а коленвал не крутится, то неисправна муфта. Или прослушиваются металлические стуки и скрежеты.
Для дальнейшей диагностики выполняется демонтаж и разборка стартера. На неисправность бендикса указывают следующие факторы:
- ведущая обойма муфты проворачивается в обе стороны – исправная обойма прокручивается только по направлению вращения ротора стартера;
- механические повреждения или зализывание зубьев;
- люфт на якоре;
- чрезмерная изношенность вилки муфты.
Причины неисправности
Обгонная муфта стартера выходит из строя по следующим причинам:
- Уменьшение диаметра роликов в обойме или стачивание одной из плоскостей – как правило, проблема обусловлена естественной изношенностью. Для устранения неисправности подбираются шарики соответствующего диаметра. Не стоит изготавливать ролики из подручных материалов, например, сверла.
- Механический износ поверхности ведущей или ведомой обоймы в области соприкосновения с роликами – проводить ревизию бессмысленно, следует полностью сменить муфту свободного хода.
- Изношенность зубьев муфты – шестерня бендикса стартера не ремонтируется. Возможна ее замена или установка новой муфты в сборе.
На стартер оказывают влияние и факторы окружающей среды (снег, дождь, пыль и т.д.). Что часто приводит к пробуксовке муфты из-за скопления грязи на роликах и в пазах.
В большинстве случаев гораздо эффективнее установить новый бендикс, чем пытаться отремонтировать отдельный элемент. Это связано с равномерным износом сопряженных деталей бендикса. Заменив одну деталь, через небольшой промежуток времени потребуется менять другую.
Замена бендикса стартера
Для достижения наилучшего эффекта рекомендуется полностью заменить поврежденный бендикс. При использовании оригинальной запасной части и соблюдении порядка монтажа, муфта отработает многие годы. Для замены потребуется демонтировать стартер. Далее снимается и меняется бендикс.
Примерная цена
Стоимость нового бендикса вполне приемлема. Далее представлен средний диапазон цен обгонных муфт (в американских долларах) для конкретных моделей автомобилей:
- 5-6 – ВАЗ 2101 и другие российские модели классического ряда (артикул DR001C3);
- 12-15 – ВАЗ 2108-2110 (1006-2099-23);
- 9-12 – TOYOTA Avensis и Corolla (1006-2096-95);
- 10-11 – FORD Focus, Fiesta и Fusion(1006-2098-04).
Рекомендации
Для облегчения ремонта или замены муфты свободного хода стартера своими силами, следует придерживаться рекомендаций специалистов:
- Нередко первые проблемы встречаются на этапе демонтажа стартера. Они выражаются в окислении крепежных болтов, которые за длительное время простоя успевают прикипеть к корпусу и внутренней резьбе посадочного места. Для выкручивания болтов без повреждения применяется проникающая смазка или WD-40. После обработки болтов выдерживается пауза в пятнадцать минут. Делается несколько легких, аккуратных ударов молотком по шляпкам болтов, и делается попытка выкручивания крепежных элементов.
Для борьбы с окислившимися болтами можно воспользоваться методом нагрева, используя газовую горелку. Главное не перегреть металл. Это приводит к ухудшению механических показателей.