Открытый чемпионат ИТМО — 2022. Тур 1. Вопрос 1
Вопрос 1: Когда в дверь постучали, Штирлиц подумал: «Кажется, это 123,5 осьминога», однако за дверью оказался человек, который ответил разведчику устойчивым словосочетанием из четырех слов, три из которых начинаются на одну и ту же букву. Назовите это словосочетание.
Ответ: «Когда кажется – креститься надо»
Комментарий: У 123,5 [ста двадцати трёх с половиной] осьминогов 988 щупалец, а 988 год — год крещения Руси. Услышав стук в дверь, Штирлиц подумал, что за ней осьминоги, однако там оказался князь Владимир. Если вам показалось, что команда «Хабах и Бибиб» потратила на этот турнир более двух недель подготовки, то советуем вам перекреститься. С наилучшими пожеланиями, ОргКомитет.
Источник(и): «Мои любимые юморески» (а может и шутка автора вопроса, он не помнит)
Когда кажется — креститься надо
Присловья — Присловье особый элемент фольклора. Вот как определяет присловье Владимир Иванович Даль: «Присловица, присловье короткая речь с отдельным смыслом, вставляемая в разговор; пословица, поговорка» (Толковый словарь живого великорусского… … Википедия
Присловица — Присловье особый элемент фольклора. Вот как определяет присловье Владимир Иванович Даль: «Присловица, присловье короткая речь с отдельным смыслом, вставляемая в разговор; пословица, поговорка» (Толковый словарь живого великорусского языка).… … Википедия
Присловье — Присловье особый элемент фольклора. Вот как определяет присловье Владимир Иванович Даль: «Присловица, присловье короткая речь с отдельным смыслом, вставляемая в разговор; пословица, поговорка» (Толковый словарь живого великорусского… … Википедия
Островский А.Н. — Островский А.Н. Островский Александр Николаевич (1823 1886) Русский драматург, театральный деятель. Афоризмы, цитаты Островский А.Н. биография • Публика ходит в театр смотреть хорошее исполнение хороших пьес, а не самую пьесу: пьесу можно и… … Сводная энциклопедия афоризмов
ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I — [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия
Посошков, Иван Тихонович — писатель Петровского времени, род. под Москвой в 1652 или 1653 г., умер 1 го февраля 1726 г. в Петербурге. Отец его был оброчным крестьянином подмосковного дворцового села Покровского, которое теперь входит в черту города Москвы. Село это… … Большая биографическая энциклопедия
ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ — [Назианзин; греч. Γρηγόριος ὁ Θεολόγος, ὁ Ναζιανζηνός] (325 330, поместье Арианз (ныне Сиврихисар, Турция) близ Карвали (ныне Гюзельюрт), к югу от г. Назианза, Каппадокия 389 390, там же), свт. (пам. 25 янв., 30 янв. в Соборе Трех святителей; пам … Православная энциклопедия
ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II — Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет … Православная энциклопедия
Кровавое воскресенье (1905) — У этого термина существуют и другие значения, см. Кровавое воскресенье. События 9 января 1905 года в Санкт Петербурге … Википедия
Антихрист — противник или враг Христа, обманно выдающий себя за него (предлог «анти» в соединении с другими словами обыкновенно имеет смысл «против», но иногда и «вместо»). Впервые слово употреблено в I Послании Иоанна. Это «человек греха, сын погибели,… … Литературная энциклопедия
Что можно ответить на когда кажется креститься надо
Пример:
— Мне кажется, он меня не любит. Он перестал мне говорить комплименты.
— Когда кажется — креститься надо.
Эта фраза выражает несогласие с высказываем собеседника?
Объяснения в интернете я не поняла.
Да. Эта шутливая фраза основана на двойном значении слова кажется: оно может как выступать в качестве вводного (в значении похоже, я думаю), так и быть членом предложения. А одно из значений слова казаться (вернее, показаться) — привидеться, почудиться. Поэтому и креститься (осенять себя крестным знамением, чтобы отвадить нечистую силу) надо.
А, я теперь поняла. Это игра слов. Прикольно. Спасибо.
Эта фраза выражает несогласие с высказываем собеседника?
Хороший вопрос. Я бы не сказал, что это выражение согласия/несогласия с собеседником. В моем личном опыте, это просто выражение недовольства. Собеседник практически требует от вас, чтобы вы выражались четче и яснее, отбросив сомнения.
У меня жена часто так говорит в мой адрес. И нет, это звучит совершенно не шутливо. Это почти прелюдия к конфликту. Видимо, как человек уверенный в себе, она недовольна моей неуверенностью в себе.
«когда кажется, креститься надо» bedeutet:
Nur allzu oft trügt der Schein. Nur weil dein Freund dich nicht mehr lieb zu haben scheint, heißt das nicht unbedingt, dass es auch tatsächlich so ist. Vermutungen bleiben eben doch nur Vermutungen. Im Zweifelsfall mach einfach das Kreuzzeichen: Berühr erst deine Stirn mit den Fingerspitzen, dann die Brust, danach die linke und zuletzt die rechte Schulter. Das hält, bildlich gesprochen, die bösen Geister fern und vertreibt dabei alle Ängste, alle Zweifel.
Last edited: Aug 5, 2020
У этого выражения есть еще шутливое продолжение. Если ваш собеседник говорит «когда кажется — креститься надо«, то можно ему ответить «когда крестишься — еще больше кажется«.
У этого выражения есть еще шутливое продолжение. Если ваш собеседник говорит «когда кажется — креститься надо«, то можно ему ответить «когда крестишься — еще больше кажется«.
Мне кажется, что сообщения №2 и №4 противоречат друг другу.
Дорогой @MIDAV, не могли бы вы пример ситуации привести, когда, как я понимаю, шутливое выражение является прелюдией к конфликту? Спасибо.
Это, я бы сказал, не шутливая фраза, а обычная грубость, используемая для игры на мягком характере собеседника.
Представьте — один человек начинает: «Мне кажется, …», а другой прерывает его: «когда кажется, креститься надо.»
Посыл такой: «а тебе вообще лучше молчать».
Я никак не могу понять, что вообще означает фраза «Когда кажется — креститься надо»
Иногда подобные фразы называют «присловьем»:
- Присловье — Википедия.
Нередедко они звучат неуместно и, как минимум, раздражают — соглашусь с некоторыми из участников.
- Присловье — Википедия.
Настоящая засада для переводчиков на неродной язык. Для пословиц и поговорок есть хотя бы соответствующие словари. Здесь же трудно найти бескровный вариант.
4 года назад · 14800 просмотров
Помните поговорку — когда кажется, креститься надо. Можете попробовать конечно, но вряд ли вам это поможет еще разок взглянуть на фото, где все перемешалось и с первого раза непонятно, что тут происходит.
Источник: Инстаграм (запрещён в РФ)
Источник: Инстаграм (запрещён в РФ)
Источник: Инстаграм (запрещён в РФ)
Источник: Инстаграм (запрещён в РФ)
Источник: Инстаграм (запрещён в РФ)
Источник: Инстаграм (запрещён в РФ)
Источник: Инстаграм (запрещён в РФ)
Источник: Инстаграм (запрещён в РФ)
Источник: Инстаграм (запрещён в РФ)
Каплю пайердолии
Источник: Инстаграм (запрещён в РФ)
June 6 2015, 10:02
Когда кажется – креститься надо!
Каждый день появляются все новые доказательства того, что мы сходим с ума. Я, например, постоянно вижу то, чего не может быть. Скажите, у вас так бывает? Мотаете головой? Уверены в собственной вменяемости? Может, все-таки поспорим? Или вы уже немного испугались?
На фото: Успокойтесь, если вам кажется, что перец или огурец злобно на вас смотрит. Видеть это – совершенно нормально, это всего лишь парейдолия
Я хочу поговорить о явлении парейдолии, которое меня очаровывало с детства. Это что-то вроде зрительной иллюзии. Наш мозг работает странным образом. Думаю, нам просто хочется, чтобы даже неодушевленные предметы были антропоморфными, не говоря уже о насекомых или растениях.
Очень часто люди интерпретируют мир на основе своих ожиданий и ищут вокруг себя подобные вещи. В одном из своих стихотворений Иосиф Бродский отмечает не что иное, как явление парейдолии, видя в облаках очертания коня или чьего-то лица: « О облака Балтики летом! Лучше вас в мире этом я не видел пока. Может, и в той вы жизни клубитесь – конь или витязь, реже – святой».
Кстати, известная поговорка «Когда кажется – креститься надо» возникла на Руси, когда бытовало мнение о том, что нечистая сила неустанно искушает людей, подсовывая им осуждающие мысли о намерениях ближних и их поступках. Кроме того, бесы показывают и визуальные или звуковые образы, но реже.
Большинство из представленных здесь фотографий – без указания авторов, так как они ходят по просторам интернета и пересылаются почтой уже не один год. На их основе сложились новые интернет-мемы «мой упоротый друг» и «наркоман штоле», намекающие на то, что только человек, находящийся под действием интоксикации может видеть подобные вещи. Но мы-то с вами знаем, что горячительные напитки и наркотики здесь точно не причем. Просто мы любим окружающий мир, обладаем отличным чувством юмора и умеем кайфовать от жизни!
1. Веселится и ликует весь народ…
2. Удивленный дом
3. «А ты опять сегодня не пришла…» или размышления о тщете всего сущего…
4. Статуя с острова Пасхи
5. Чем яблочная сова отличается от амбарной? Только вкусом и сроком хранения
6. — Только сунься в рассол — узнаешь, почем фунт лиха!
7. — Чувачок, давай перетрём?
8. Счастливый, потому что влюбленный в небо!
10. Улыбка кофейного бога
11. Сорок из ларца одинаковы с лица
12. — Помогите, меня похищают!
13. «Звякнуть ему или пусть поспит?»
14. — Пойдем-ка покурим-ка!
15. — Глаза-б мои не видели твоих бездарных стихов!
16. — Я расскажу вам удивительную историю о дереве, неблагодарной птице и уэльском садовнике…
17. — А потом я сказала этому чемодану: «Голубчик, внешность-внешностью, а твое внутреннее содержимое меня разочаровывает!»
Когда кажется, креститься надо
Нужно два пальца правой руке — мизинец и безымянный — прижать к ладони, три других соединить. Господь наш Иисус Христос имел два естества: Божеское и человеческое. Кладем три соединенных пальца на лоб и говорим: «Во имя Отца. «, на живот: «и Сына. «, с правого плеча на левое: «и Святаго Духа. Аминь». Опускаем руку, кланяемся.
Наше тело как бы разделено на три части. Мы знаем, что Престол Господень — небо, где соединяются все умные силы; и наша голова подобна этому. От Престола до земли — воздушное пространство; у нас от головы до живота — дыхательная часть, а далее как бы земная твердь. Когда мы несем три перста ото лба к животу, а потом на правое плечо — это символизирует сошествие Господа на землю. Его воплощение во утробе Пресвятой Девы Богородицы, рождение и жизнь на земле, распятие и Воскресение, восседание одесную Бога Отца. Когда мы крестимся, просвещаем разум, сердце и ограждаем от злых сил все чувства. Крест — это наше оружие. Человек осеняет свою одежду, пищу, дорогу — и в это время от его сложенных для крестного знамения пальцев выходит огонь небесный, попаляющий все нечистое. Допустим, человек садится за руль машины и крестит дорогу: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». И этот крест освящает все пространство предстоящей дороги. Господь и Ангел Хранитель охраняют водителя и пассажиров. Осеняем крестом пищу — огнем пожигается отрицательная энергия, если, например, кто-то готовил пищу в раздражении, нервничая. Когда демоны нападают на нас, мы осеняем себя крестом. И в это время бесы отбегают от нас; но если мы суетимся, к Богу не обращаемся за помощью, не крестимся, то они приступают к нам опять.
В последнее время много появляется в квартирах домовых, барабашек; что-то стучит, открываются сами собой шкафы и оттуда вылетает одежда, на глазах рвется, ковер со стены слетает и сам скручивается, кран открывается и вода начинает течь. Много бывает подобных искушений. Бывает, что на чердаке раздаются четко различимые шаги, а чердак закрыт. По квартире рядом с человеком ходит кто-то тяжелой поступью, некоторые люди во время молитвы чувствуют на затылке дыхание. Все это бесовское наваждение. Раньше православные христиане, зная козни врага, отражали его нападения крестным знамением, святой водой. Они не боялись подобных явлений, зная, что демоны только наводят страх, но не в силах повредить. Они ничего не смогут сделать, если Бог не попустит. Почему же появляются все эти искушения? Да потому, что люди, воспитанные в безбожном атеистическом духе, не знают как креститься, не имеют в доме святынь, не каются в грехах, не ходят в церковь — и бесы не боятся этих людей! Люди не знают, как воевать с ними, потому и находятся в плену у демонических сил. http://www.lib.eparhia-saratov.ru/books/01a/amvrosii/amvrosi.
Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.
Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по сошествии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы Божескую и человеческую.
Неправильный Крест —
перевернутый
Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложенные так пальцы на лоб — для освящения нашего ума, на чрево (живот) — для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения наших сил телесных.
Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой, чему только бесы радуются. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочтительность к Богу — грешим, грех этот называется кощунством. Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно: в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также, при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях нашей жизни: в опасности, в горе, в радости и т.д. Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь», выражая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию. Слово «аминь» — значит: истинно, правда, да будет так.
К сожалению, некоторые неправильно наносят на себя Крестное знамение, опрокидывая на себя Крест Христов, — это победное знамение Христово над диаволом. Тому бесы радуются. Приведенный здесь рисунок дает полное наглядное объяснение.
Да сохранит нас Господь от всяких, даже самых малейших, отклонений от исконно-православной веры Христовой.
Григорий Тельнов
Тайна крестного знамения
Ученые экспериментально доказали, что крестное знамение убивает микробы и изменяет оптические свойства воды.
Мы подтвердили, что идущий с древности обычай крестить пищу и питье перед трапезой имеет глубокий мистический смысл, — рассказывает физик Ангелина Малаховская. — За ним скрыта и практическая польза: еда очищается буквально за мгновение. Это великое чудо, которое происходит буквально каждый день. Свои исследования силы крестного знамения Ангелина Малаховская проводила по благословению церкви почти десять лет. Была проведена большая серия экспериментов, которые многократно перепроверяли, перед тем как обнародовать результаты.
Они феноменальны: выявлены уникальные бактерицидные свойства, появляющиеся в воде от ее освящения православной молитвой и крестным знамением. Открыто новое, ранее неизвестное свойство Слова Божьего преобразовывать структуру воды, значительно повышая ее оптическую плотность в короткой ультрафиолетовой области спектра.
Сама возможность этих исследований для Ангелины Малаховской и ее коллег-петербуржцев стала чудом — они не финансировались, не входили в тематику НИИ. Но православные ученые выполнили огромнейший объем работ безвозмездно — лишь для того, чтобы дать людям возможность ощутить и увидеть целительную силу Бога.
Эксперимент
Ученые проверили действие молитвы «Отче наш» и православного крестного знамения на патогенные бактерии. Для исследования были взяты пробы воды из различных водоемов — колодцев, рек, озер. Во всех пробах содержались кишечная палочка, золотистый стафилококк. Но оказалось, что если прочесть молитву «Отче наш» и осенить пробы крестным знамением, то количество вредных бактерий может уменьшиться в 7, 10, 100 и даже более, чем в 1000 раз!
По условию эксперимента — для исключения влияния возможного мысленного внушения — молитву читали и верующие, и неверующие люди, однако число патогенных бактерий в разных средах (с различным набором бактерий) все равно уменьшалось по сравнению с контрольным образцом.
Благотворно влияние молитвы и крестного знамения на человека — у всех испытуемых стабилизировалось давление, улучшались показатели крови. Удивителен тот факт, что показатели менялись в точно требуемом для исцеления направлении: у гипотоников давление повышалось, у гипертоников — снижалось.
Было замечено, что если крестное знамение человек накладывал на себя небрежно, нечетко сложив троеперстие пальцев, или не касался необходимых точек (середины лба, центра солнечного сплетения, углублений правого и левого плеча), то положительный результат воздействия был намного ниже или вообще отсутствовал.
Знамение
Ученые измерили оптическую плотность воды до и после наложения на нее крестного знамения и освящения. — Выяснилось, что оптическая плотность по сравнению со своим исходным значением до освящения повышается, — объясняет Ангелина Малаховская. — Это означает, что вода как бы РАЗЛИЧАЕТ смысл произносимых над ней молитв, запоминает это воздействие и хранит его сколь угодно долго — в виде увеличения значения оптической плотности. Она как бы насыщается светом. Человеческий глаз уловить эти целительные изменения структуры воды, конечно, не может. Но прибор спектрограф дает объективную оценку этого явления.
Крестное знамение изменяет оптическую плотность воды практически мгновенно. Оптическая плотность водопроводной воды, освящаемой совершением над ней крестного знамения обычным верующим, мирянином, в православном сложении пальцев правой руки, повышается почти в 1,5 раза! А при освящении священником — почти в 2,5 раза! То есть получается, что вода «различает» степень освящения — мирянином или священником, у которого пальцы правой руки сложены для благословения так, что изображают первые буквы имени Христа.
Интересен результат освящения воды крещеным, но неверующим человеком, не носящим нательный крест. Оказалось, что вода «различает» даже степень веры — оптическая плотность изменилась только на десять процентов! Воистину — «по вере вашей — да будет вам!»
Поскольку человеческий организм состоит более чем на две трети из воды, это означает, что в нас Богом была заложена при сотворении такая система физических каналов, регулирующих все биохимические процессы в организме, которая четко «узнает» имя Иисуса Христа!
Можно сказать, что крестное знамение — это генератор света. Ни при каких других сложениях пальцев рук (ладонью, или при небрежном сложении пальцев, быстром неблагоговейном махании руками) никаких изменений (увеличения) оптической плотности водопроводной воды нами не выявлено.
Раскол христианской церкви — в 1054 году. Великий раскол — схизма, после которого окончательно произошло разделение Церкви на: римско-католическую церковь — на Западе, и православную — на Востоке с центром в Константинополе.
Крестятся католики, в отличии от православных — сначала левое плечо, потом правое.
Левое плечо (смотря на циферблат часов) — цифра 9, а правое, соответственно, цифра 3.
Так как движение Времени идет по часовой стрелке, то можно догадаться, что к католицизму относится верхняя половина времени – небо (по церковному).
Католицизм
Живёт по новому времени (григорианский календарь)
В православии всё наоборот, то есть крестятся: – сначала правое плечо, потом левое.
То есть с цифры 3 к цифре 9 (движение также по часовой стрелке). Значит, к православию относится нижняя половина времени – земля (по церковному).
Православие (РПЦ МП)
Живёт по старому времени (юлианский календарь)
Сравните, например, регалию царской власти: держава с рисунками выше, где верхняя её половина напоминает – Рай (небо), а нижняя – Ад (земля).
Католическая и православная религии представлены здесь для самого простого примера. А полное понятие – это Дерево Жизни по середине Рая (по Библии), где ветви этого дерева – есть все религии (церкви) мира.
Во Времени это дерево будет выглядеть совсем по-другому. Для примера посмотрите на рисунок с распятым Христом, где вертикальная полоса (линия) есть ствол этого дерева. Или, посмотрите на рисунок посложнее: «Календарь Времени», где ствол – это горизонтальная линия. Есть и более сложные рисунки. Но для начала надо правильно понять эти.
Рассмотрим 2 церкви – католическая и православная, которые, как и все другие, имеют одно начало: один корень (как и все циклы во Времени: и малые, и большие, и огромные, имеют один Закон).
Католическая и православная церкви есть одно целое во времени, т.е. полный цикл. Убрать, например, католицизм или православие – это тоже самое, что удалить один орган в организме (например, одно полушарие головного мозга). Все религии мира есть части одного целого, – как, например, все человеческие органы – вместе есть организм человека: одна машина Времени.
Истину никогда не найти с помощью только одной религии. Её можно познать познавая все религии мира – историю всех народностей.
Ведь Бог создал человека по образу и подобию Своему. Значит, поклонение (правильнее: познание) только одной религии – это равносильно поклонению (познанию) только отдельной части тела Божьего: руке, например, ноге, или печени. а может только волосинке на Его голове?
Кстати, как начинаются многие русские сказки? Начинаются: «В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил(а) был(а). ».
Посмотрите на (рис. выше) циферблат часов: период времени с цифры 3 по 9 – это есть ТриДевятое царство, а с цифры 3 по 10 – это уже ТриДесятое государство. Значит, всё это пространство есть место для России, раз подобные сказки из неё и вышли. Если есть желание, то попробуйте понять: в чём разница между этими: «царством» и «государством»? http://apocalypse-2012.com/new_understanding/2012.html
«Итак идите, научите все народы, крестя их
во имя Отца и Сына и Святого Духа. «
Существует много разногласий по вопросу «традиций» –»обрядов» в церквях. Слово «обрядность» означает действие по заповеди. В Новом Завете речь идёт только о двух таких «обрядах» — крещении и хлебопреломлении.
Слово «крещение» происходит от греческого слова «baptizo» и является простой транслитерацией. Считается, что это слово обозначает процесс окрашивания ткани в древней Фиатире, центре окраски тканей в те времена. Готовились огромные чаны с кипящей водой, куда бросали краску. Когда краска растворялась в воде, туда бросали ткань и держали её в чане до тех пор, пока вся ткань не пропитывалась до последней нитки и приобретала желаемый цвет. Поэтому, лучшее определение слова «baptism» опустить в жидкость и тщательно пропитать. Обычно это называют «крещение погружением».
В Священном Писании крещение называется одним из азов христианской веры (Евр 6:2). В Библии слово «крещение» употребляется не в единственном числе, а во множественном. Это «учение о крещениях», а не о крещении. Из этого ясно, что существует более одного типа крещения.
Всемирно известный учитель Слова Божьего Дерек Принс обнаружил, что в Новом Завете фактически идет речь о четырех разных типах крещения. Если мы перечислим эти четыре типа крещения в хронологическом порядке, по мере их упоминания в Новом Завете, то вырисовывается такая картина.
Во-первых , это крещение, проповеданное и преподанное Иоанном Крестителем — водное крещение. Оно непосредственно связано с покаянием. Этот тип крещения описан в Ев. от Марка 1:4:
Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов.
Во-вторых , это такое крещение, которое трудно описать каким-то одним словом, но можно обозначить как «крещение страданием». Иисус говорит об этом в Ев. от Луки 12:50:
Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, как сие совершится!
Оно также упоминается в Ев. от Марка 10:38. Сыны Зеведеевы просят Христа о привилегии сесть по Его правую и левую сторону, в славе Его. Иисус отвечает следующим вопросом на эту просьбу:
. не знаете, чего просите; можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?
Ясно, что Иисус говорит о той духовной и физической драме, которую Ему предстояло пережить на кресте, о полном подчинении всего Его естества — духа, души и тела — предначертанной воле Отца. Христос взял на Себя вину за наши грехи и ценой Своих страданий вместо нас уплатил ту цену, которая требовалась для искупления греха. Иисус указывает Своим ученикам, что для того, чтобы им исполнить тот план, который предусмотрен для их жизни, потребуется такая же капитуляция всего существа в руки Божьи, даже если для этого потребуется и умереть.
Третий тип крещения — христианское водное крещение. Христос говорит о нем в Ев. от Матфея 28:19:
Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа
Главное отличие христианского крещения от Иоаннова крещения в том, что христианское крещение осуществляется во имя всей Троицы — Отца, Сына и Духа Святого.
Четвертый тип крещения , о котором идет речь в Новом Завете, это крещение Духом Святым. Иисус так говорит об этом крещении в Деяниях 1:5, подчеркивая его отличие от водного крещения:
Ибо Иоанн крестил водою, а вы чрез несколько дней после сего будете крещены Духом Святым.
В Деяниях 1:8 Иисус раскрывает основную цель крещения Духом Святым. Он говорит:
Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями.
В первую очередь, крещение Духом Святым наделяет сверхъестественной силой для свидетельства о Христе.
Из этих четырех типов крещения, которые мы перечислили, один вид — крещение страданием — относится к более высокому уровню духовного переживания, чем все остальные.
Остановимся на полном Христианском крещении, которое Сам Иисус Христос повелел в качестве неотъемлемой части Евангельской вести. Наилучшим образом христианское крещение представлено в Ев. от Матфея 3:13-17, где речь идет о крещении Самого Иисуса:
13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.
14 Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
15 Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его.
16 И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него.
17 И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Заметим, что, хотя Иисус был крещен Иоанном Крестителем, Его крещение было несколько иного порядка, чем всех остальных, крещенных Иоанном. Иоанново крещение предполагало исполнение двух главных условий: покаяние и исповедание грехов. Однако, Иисус не совершил ни одного греха, в котором ему нужно было бы исповедаться или покаяться. Следовательно, Его крещение не было похоже на крещение остальных людей, крещенных Иоанном.
Сам Иоанн признал это, ибо в том отрывке, который мы уже процитировали, Ев. от Матфея 3:14, он говорит:
. мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Однако вот что отвечает Иисус:
. оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду (праведность).
Ответ Иисуса раскрывает как причину, по которой был крещен Он Сам, так и истинное значение полного христианского крещения, в отличие от крещения, преподанного Иоанном Крестителем. Крещение Иисуса не являлось внешним свидетельством Его покаяния в грехах, ибо Он не совершил их. Напротив, как Сам Иисус объясняет, Он был крещен во исполнение (завершение) всякой (всей) праведности. Здесь, как и во многих других аспектах Своей жизни и служения — Иисус сознательно установил стандарт поведения. Будучи крещен Иоанном, Он установил образец того крещения, которое Он желал видеть в жизни Своих последователей.
Это полностью согласовывается со словами апостола Петра в 1-ом Петра 2:21-22:
Ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его.
Иисус был крещен Иоанном не потому, что Он покаялся в грехах. Напротив, как отмечает Петр, Иисус «не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его». Но, будучи крещенным таким образом, Он оставил пример всем христианам.
Помня это, давайте обратимся к той причине, которую Сам Иисус выдвинул как довод Своего крещения, в Ев. от Матфея 3:15 и более подробно проанализируем Его слова: «. ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Для большей ясности, выделим три слова из этого высказывания: во-первых, слово «так»; во-вторых, «надлежит»; в-третьих, фразу «исполнить всякую правду».
Во-первых, «так» или проще «таким образом». Своим примером Иисус установил образец исполнения, или метод крещения. Иисус не был крещен младенцем. В Ев. от Луки 2:22, мы читаем, что когда Иисус был младенцем, Его родители «принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа». Нет намека на крещение. Иисус был крещен в том возрасте, когда Он полностью понимал и что Он делал, и почему Он это делал.
Далее, относительно самой процедуры крещения, мы читаем в Ев. от Матфея 3:16:
И крестившись Иисус тотчас вышел из воды.
Логика подсказывает нам, что крещение Иисуса состояло в сошествии в воду, а затем, в выходе из нее. Учитывая прямой смысл глагола «баптизо», о котором речь шла выше, не остается никаких сомнений в том, что Иисус был полностью погружен в воды Иордана.
Давайте перейдем ко второй части объяснения Иисуса, почему Он был крещен: «надлежит». Это слово предполагает, что для последователей Христа крещение обязательно, его нужно исполнить, это заповедано Богом. Это вовсе не законническая заповедь, сродни закону Моисееву. Для христиан это самое естественное и подобающее выражение искренней и безоговорочной любви. То, что Иисус употребил форму множественного числа — «надлежит нам» — говорит о том, что Иисус отождествил Себя со всеми верующими в Него, следующими за Ним через эту установленную заповедь веры и послушания.
Наконец, последняя фраза «исполнить всякую правду». Как мы уже отметили, крещение Иисуса не свидетельствовало о том, что Он исповедал и покаялся в Своих грехах. Напротив, Он никогда не согрешал; Он всегда был полностью праведен. Та правда, о которой говорит Иисус, являлась, прежде всего, внутренним состоянием сердца, которое всегда было Ему присуще.
Однако, позволив крестить Себя, Иисус исполнил или завершил, эту внутреннюю праведность внешним актом послушания воле Своего Небесного Отца; а именно через этот внешний акт послушания и посвящения Себя Богу, Он начал жизнь того активного служения, которым Он завершил план Бога Отца. То же самое относится ко всем истинным верующим христианам, которым преподается крещение. Они крестятся не потому, что они являются грешниками, исповедавшими и раскаявшимися в своих грехах. Это отодвинуло бы их на уровень Иоаннова крещения. Правда, что они перешли в нечто более полное и великое, чем это было доступно для тех, кто знал только проповедь и крещение Иоанна. В посл. к Римлянам 5:1 читаем:
Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа.
Истинные христиане не просто исповедали и покаялись в своих грехах. Они сделали это, и еще что-то. Верой в искупительную смерть и воскресение Иисуса Христа в их пользу, они оправдались — стали праведными — Бог вменил им праведность Самого Иисуса Христа на основании их веры.
Вот почему они крестятся — не просто в ознаменование того, что они исповедали свои грехи и покаялись в них — но для того, чтобы «исполнить (завершить) всякую правду». Этим внешним актом послушания они завершают ту внутреннюю праведность, которую они уже приняли в свое сердце верою.
Это объяснение показывает нам, насколько отличается по истинной природе и значимости христианское крещение от того крещения, которое проповедовал Иоанн Креститель. Теперь мы понимаем, почему Павел отверг Иоанново крещение для тех, кто желал быть истинными христианами. Он в первую очередь наставил их в полной истине Евангелия, сконцентрированной на смерти и воскресении Христа, а затем настоял на их повторном крещении полным христианским крещением.
В заключении давайте обозначим суть христианского крещения:
Есть 4 типа крещения:
-
— крещение Иоанна Крестителя
— крещение страданием
— христианское водное крещение (крещение Иисуса)
— крещение Святым Духом.
Крест
Наш читатель из Львова С. Феофанов пишет: «С детства я полагал, что мы, христиане, потому считаем своим символом крест, что на кресте был распят Иисус Христос. Однако я задумался над таким фактом. Христос встретился с Иоанном Крестителем еще до своего распятия. Последний крестил в реке людей и посвящал их в свои идеи. Какое-то время Иисус оставался с Крестителем, почерпнул у него многое. Собственно, с этой встречи Он и перестал быть прежним юношей, прилежным иудеем, а стал таким, каким Он нам и известен. Иоанн Креститель открыл Иисусу истину. И Его крестил. В общем, получается, что люди крестились еще до распятия Христа. Как это понимать? Откуда тогда крест стал символом христианства?»
Прежде всего должны сказать, что под крещением тогда понималось принятие обряда в воде (посвящение в веру Иоанна Крестителя, модификацию иудаизма, и Иоанн, создатель известной тогда секты, действительно оказал огромное влияние на представления Иисуса своими революционными воззрениями, был по сути Его духовным отцом, Учителем), и крест тут, видимо, не фигурировал.
Что касается самого креста, на котором был распят Иисус Христос, то, по мнению современных немецких ученых, проводивших исследования в Палестине и Израиле, он был скорее не в форме собственно креста, хорошо нам знакомого, а в форме так называемого «Андреевского креста», то есть буквы Х. Во всяком случае, в рассматриваемую эпоху в Римской империи практически все кресты для распятия изготовлялись именно в форме буквы Х, так как именно эта форма наиболее «подходит», что ли, нуждам палачей: обеспечивает надежность казни. Плюс изготовление такого креста более просто и обходилось казне дешевле. Плюс другие нюансы. При раскопках, относящихся к той эпохе, археологи обнаруживали и сами распятия, и их изображения именно в букве Х, но «традиционного» креста не было найдено ни разу.
Если это верно, то тогда получается, что правильнее креститься иначе: по кресту в форме буквы Х («Андреевскому»).
Но дело, собственно, не в этом. Крест был талисманом многих народов еще задолго до Христа. Известнейший историк и исследователь оккультизма и мифов Чарльз Уильям Гекерторн (живший в XIX веке) в книге «Тайные общества всех времен и народов» пишет, что, например, еще в Древнем Египте «египтяне надевали на шею своим детям и больным маленькие крестики» (crux ansata). Что другие народы усвоили себе этот обычай, и крест сделался знаком, которому приписывали вечную жизнь. Также Гекерторн сообщает, что даже в далекой Древней Индии у верующих задолго до Христа был обычай знамения креста (то есть креститься), который — цитирую — «в самых древних нациях был символом вселенной в силу того, что указывает на четыре страны света; и храмы воздвигать по крестообразному плану относится к такой древней эпохе, что она совпадает с возникновением самой архитектуры».
Вот откуда крест стал символом христианства, а не от распятия. Но крест не являлся символом христианства примерно до 300-400 гг. У ранних христиан был совсем иной символ — звезда.
Звезда
Именно так: истинным и исконным символом христианства является звезда. Крест в качестве символа христианства был принят гораздо позже и придуман в Европе, так как эта звезда была еврейского происхождения. А все до одного первые христиане на протяжении минимум более века были только евреи.
Антон Первушин в книге «Оккультные тайны НКВД и СС» («ОЛМА-ПРЕСС», 1999. — С.14) пишет: «… эта пентаграмма в ранней христианской символике олицетворяла пять ран Иисуса или, в числовом толковании, двойственную природу Христа: божественную и человеческую. По концам пентаграммы расставлялись еврейские буквы «йод», «хе», «шин», «вав» и «хе», составляющие имя Иисуса».
Эта звезда была принята изначально как символ христианства апостолами, и считалась таковым, подчеркну, ВСЕМИ апостолами Иисуса и ВСЕМИ евангелистами (авторами Евангелий). Никакого креста как символа Веры они не знали, о нем как о символе Веры ни словом не говорится в Евангелиях, как и том, что христианину нужно креститься. По сути вещей, традиция креститься — это ересь, так как не от Библии и не от Бога, а самодеятельность римлян. Была только звезда апостолов и Иисуса, звезда с именем Спасителя на еврейском языке. Данный Христом символ Веры для всех Его последователей.
Иначе и быть не могло, ибо христианами были только евреи, все апостолы и евангелисты были евреями, иудеем был и сам Иисус (Иешуа). Им, кроме еврейского, никакой иной язык не был нужен, а часто и не был понятен. Мало того, по их «патриотическим» представлениям, оформленным в Библии, сам Творец знает только один язык — еврейский, так как выбрал евреев как единственный народ Земли, который Он, Творец, ведет к свету. То есть, по их иудейским представлениям, Бог якобы вообще не в состоянии понять и слышать иной язык, кроме еврейского. Многие или не помнят, или не хотят помнить, что и сам Иисус, и все апостолы и евангелисты были В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ иудеями Израиля (не язычниками), а уж во вторую — последователями Христа. Советую почитать Библию, в ней только про евреев и написано, других людей там нет, они — мусор для Бога. Другие народы если и упоминаются, то только как враги, которых карает Творец.
Я понимаю, что авторы Библии — вполне обычные люди, патриоты Родины. И, скажем, если бы Библию писали летописцы Московии эпохи Ивана Грозного, то там врагами Бога были бы татары, Бог бы помог московитам уничтожить и сжечь Новгород, наслал тьму и дождь из лягушек на Смоленск, Киев и Минск, с которыми воевала Москва. В общем, все были бы «прокляты» Богом, как это и есть в современных учебниках российской истории и в текстах Библии по отношению к соперникам иудеев. Фокус в том, что Иудея и Москва в это верят (каждая в свое, конечно). А другие не верят. И как отделить в Библии действительно Божественное от шовинизма? Вот вопрос всякому ее читателю. Ассоциации с Москвой потому сильны, что в СССР история СССР подменялась историей Московской области, как в Библии история Цивилизации подменяется историей еврейского народа. Везде тот же принцип, далекий от истины.
Куда же звезда делась потом?
А туда же, куда делось все остальное иудейское в сути Веры. Еврейские имена Иешуа, апостолов, евангелистов и персонажей Нового Завета были заменены на греко-латинские. Соответственно, «неуместен» стал и сам символ христианства в Европе, имеющий в себе еврейские буквы, составляющие имя Иисуса на Его языке. Сия правка, надо думать, вводилась уже или при жизни апостола Павла (Шаула Ха-Тарси) или позже, когда вопреки воле, убеждениям и пониманию Веры апостолами Павел, живший уж после смерти их всех, предложил принимать в христиан и неевреев. За это его и стали называть в Европе апостолом, хотя у христиан Израиля его таковым не считали, да и к Иисусу Христу Шаул Ха-Тарси не имеет никакого отношения (видел Иисуса только якобы во сне — только с его слов, так как родился уж после События и после смерти всех ДЕЙСТВИТЕЛЬНО апостолов, учеников Христа). Фактически, апостол Павел апостолом и не является, так как жил в другое время, гораздо позже. Иисус себе сам выбирал апостолов, а тут неизвестного Иисусу Павла приписали к списку. Большая разница.
Ситуация будет более понятна современному человеку, если вспомнить место маленькой вассальной Иудеи в огромной Римской империи. Если бы, скажем, эти события происходили сегодня где-то в России, то первоначально все должно было бы разворачиваться, скажем, в крохотной мусульманской республике Кавказа. Там появляется Мессия, который зовет народ к «Новому Израилю» (то есть новой республике Кавказа) как к идеалу Новой Мусульманской Жизни. Он предлагает ряд революционных духовных ценностей, является уточнителем Корана, перед гением которого мудрости Корана меркнут. Ортодоксы губят Мессию, мусульманский народ расколот надвое: одни по-прежнему верят в Коран, другие верят в Мессию и модернизацию ислама. И тут появляется кавказский апостол Павел (какой-нибудь Рафик или Муса), который предлагает не считать эту новую веру только для мусульман, а распространить ее по всей России. В итоге кавказские имена Мессии, его апостолов и евангелистов переделывают в русские, вера видоизменяется на российский манер, Коран как дополнение к новой вере адаптируется под русских, и сам символ веры, имеющий в себе кавказские буквы, тут неприемлем — он чужд для русских. Поэтому им дается новый символ, без «кавказской экзотики». Языком Веры делается русский (аналог латыни), а язык Мессии (еврейский или кавказский) вообще никто учить не собирается. Снова шовинизм, создающий Великий Миф.
Хотя вот Маяковский писал, что выучил русский только б за то, что на нем говорил Ленин. А истинный христианин выучил бы еврейский только за то, что на нем говорил Иисус Христос. Вместо этого учили латынь, будто Иисус обращался к людям на латыни. Возможно, Он и знал римский язык, но он не был Ему родным, а был чужым и ненавистным — языком оккупантов и палачей. А языком друзей, языком семьи, языком апостолов и своего народа Иисусу был другой. Еврейский язык.
Поражает, что антисемиты молятся Богу, который является евреем. Это еще один парадокс, нечто вне логики и понимания. Как можно молиться Иисусу и одновременно не желать знать больше о Нем, то есть быть ближе к Нему, — это непостижимо. Кто к кому идет — человек к Богу или Бог обязан подстраиваться под политические воззрения и невежества иной губернии, причем воззрения, унижающие Его национальность, Его родных, Его апостолов? Говорят: это адоптация веры под традиции данного региона. Но эта адоптация — и есть уже ересь!
Богородица жила в Казани или в Москве? Нет. С какой же стати с этой иконой русские в войну шли против немцев, итальянцев, румын? И икона чудеса показывала. Или враги не верили в Деву Марию? Но у каждого итальянца, румына на груди иконка, и они только Богородице и молились, и там свои чудеса были, русские от них бежали. Все это нелепо, хотя бы потому, что Богородица была не русской и не румынкой, а еврейкой, а тут как раз и бушевали недавно еврейские погромы. С какой стати Ей принимать ту или эту сторону в кровопролитии христиан, да еще себя Казанской называть — в честь допотопной победы Московии над Казанью? Какое отношение захват Казани имеет к Богу? Да никакого. Бог вообще отвергает насилие, а если иконы, еще и чудотворные, Богу посвящают по факту насилия и кровопролития, военных побед и массовых убийств, то это означает полное непонимание сути христианства.
С таким подходом США, сбросившие атомную бомбу на Хиросиму, могли создать икону Хиросимской Богоматери (как аналог Казанской) и носить ее перед собой в войнах в Ираке, Югославии, Афганистане, Вьетнаме. Чтобы чудеса показывала во славу политиканов США. В России (как, впрочем, и везде) не понимают, что это абсолютно то же самое. Что грязные руки и грязные умы Богородицу делают соучастницей убийств. Это ли — от Бога? Или это от Сатаны? скорее от скудоумия.
Что касается звезды, то — почему и нет? — можно и «звездиться». В романе Войновича «Москва 2042» новые коммунистические попы звездятся и носят на груди звезду с изображением Спасителя. Возможно, Войнович сам не знал, насколько близок он был к истине. Пятиконечная коммунистическая звезда тоже происходит от евреев, это типичный символ вообще тайного знания и тайной веры, а именно таковой и являлось христианство в первые века своего существования. А к большевикам звезда попала от масонов, о чем мы уже рассказывали в газете. И эту звезду масоны как раз, судя по всему, и взяли от отвергнутого исконного христианства, при этом тоже все «адаптировав» для своих нужд.
Звезда Давида
Два слова о символе иудеев. Сейчас в Израиле два перекрещенных треугольника подают как якобы древний символ еврейского государства. Это очередной миф. Вот что пишет Чарльз Уильям Гекерторн в упоминавшийся выше книге, изданной в России в 1876 году (цитирую по репринтному изданию): «Каббалистические идеи распространились повсеместно. В средние века мы встречаем их в множестве странных обычаев и обрядов. Здесь я упомяну только об одном, который объясняет знак, до сих пор употребляемый в некоторых странах европейского материка. Двойной треугольник считался иудеями кабалистическою фигурою, которой приписывали силу отвращать огонь. Поэтому в средние века германские жиды ставили треугольник над входом в свои мастерские и фактории. Впоследствии это обыкновение ограничивалось одними пивоварнями. Теперь треугольник есть знак портерной».
Вот так. В 1876 г. Гекертон и предположить не мог, что в ХХ в. появится государство Израиль с гербом, который во всей Европе веками был знаком трактиров и забегаловок, причем, не обязательно еврейских.
Сей знак был «реанимирован» под новым соусом на рубеже ХХ в. Сионистами, и его прежнее значение их не интересовало. Так же и крест был «реанимирован» под новым соусом европейцами в Римской империи — как новый знак христианства.
Поистине, символы — это нечто большее, чем просто знак. У них особая жизнь. Почему вампир, следуя моде Голливуда, обязан бояться креста? Ведь истинный символ христианства — это звезда! Получается, из-за того, что просто в крест верят. А из этого истекает, что таким символом может быть что угодно, любое сочетание палочек, черточек и иной геометрии. Сила не в них, не в «кресте живородящем», как у нас в литературе и кино не раз ошибочно говаривалось, а в душе нашей живородящей и светлой. Она придает силу палочкам и черточкам, а не они ей. http://www.archaeology.ru/ONLINE/Deruzinski/krest_zvezda.htm.
Успенский Б. А.
Крестное знамение и сакральное пространство
Успенский Б. А. Крестное знамение и сакральное пространство:
Почему православные крестятся справа налево, а католики — слева направо? —
М.: Языки славянской культуры, 2004. — 160 с.
Экскурс
Перстосложение при изображении крестного знамения в православной традиции
Настоящая работа представляет собой первую часть монографического исследования — задуманного, но еще не оконченного автором, — которое посвящено реконструкции религиозных представлений, отразившихся в обрядовом поведении
Многоточия и разрядка в цитатах, равно как и текст, взятый в квадратные скобки, всегда принадлежат автору данной книги (а не автору цитируемого текста). При цитировании древнерусских источников орфография частично упрощена, титла раскрываются, пунктуация приближена к современной.
Примечания имеют сквозную нумерацию в основном тексте книги и отдельно — в особо выделенном экскурсе. Если при ссылке на примечание нет указания на то, к какому разделу книги оно относится (к основному тексту или же к экскурсу), имеется в виду примечание того же раздела, в котором встретилась данная ссылка; в противном случае дается специальное указание.
§ 1. Правое и левое: абсолютный (аксиологический) и
относительный (физический) смысл этого противопоставления
Противопоставление правой и левой стороны универсально для человеческой культуры, однако реализация этого противопоставления в разных культурах и в различных условиях оказывается различной. При этом правой стороне, как правило, приписывается положительное, а левой — отрицательное значение 1 .
Особое значение имеет противопоставление правого и левого в религиозных обрядах. Специфика реализации этого противопоставления обусловлена здесь тем обстоятельством, что религия предполагает — так или иначе — общение с Богом. Отсюда перспектива рассмотрения, т. е. точка отсчета, может быть двоякой: противопоставление правого и левого в принципе может определяться как точкой зрения человека, который общается с Богом, так и точкой зрения самого Бога, которому предстоит человек. Равным образом это противопоставление может определяться пространственным отношением того, кто совершает обрядовое действие (священнослужителя), и того,
для кого оно предназначено.
В любом случае правая сторона имеет безусловный приоритет в обрядовом действии, однако сама дифференциация правого и левого зависит от точки отсчета.
Противопоставление правого и левого — так же, как и противопоставление верхнего и нижнего, переднего и заднего, — может иметь вообще как относительный (физический), так и абсолютный (аксиологический) смысл.
——————————-
1 Показательно в этом плане, что в индоевропейских языках имеется общий корень для обозначения правого (* deks -), но не восстанавливается корень со значением левого: обозначение левого было табуировано, и поэтому в разных языках это понятие обозначается различным образом. Ср. ниже (примеч. 5) об эвфемистических обозначениях левого в греческом.
О семантических ассоциациях слов со значением ‘правый’ и ‘левый’ в языках мира см. вообще: Шайкевич А.Я. Слова со значениями «правый» и «левый» (опыт сопоставительного анализа). — «Уч. зап. 1-го Моск. гос. пед. ин-та иностр. языков», т. XXIII, М., 1960, с. 55-74.
10
Действительно, дифференциация правого и левого может определяться как по отношению к некоторому объекту, занимающему ту или иную позицию в пространстве, так и по отношению к некоторой точке, задающей координаты самого пространства, в котором находится данный объект. В первом случае определение правого и левого может быть разным для разных объектов, находящихся в одном и том же пространстве, тогда как во втором случае оно предполагает некоторую фиксированную (заранее заданную) перспективу (точку отсчета). Итак, в одном случае правое и левое выступают как характеристики некоторого объекта, находящегося в пространстве, в другом же случае они выступают как общие характеристики (координаты) самого пространства.
Так, дифференциация правого и левого может определяться по отношению к наблюдателю, позиция которого может меняться, — и зависит в этом случае от положения наблюдателя в пространстве. Понятно, например, что у двух человек, которые обращены друг к другу, распределение правого и левого окажется диаметрально противоположным: так, в частности, правое для меня является левым для моего vis a vis , и наоборот.
Вместе с тем противопоставление правого и левого может иметь абсолютный смысл, связанный с противопоставлением положительного и отрицательного начала. Можно сказать, что правое и левое выступают в этом случае как абсолютные характеристики аксиологического пространства.
В соответствии со сказанным слова правый или десный могут означать как ‘правое’ в физическом смысле (т. е. соответствующее правой стороне наблюдателя), так и ‘благое’, ‘благоприятное’, а также ‘правильное’, ‘справедливое’, ‘прямое’ и т. п. В последних случаях правое выступает как абсолютная (а не относительная) характеристика некоторого семантического (аксиологического) пространства. Таким образом, в одном случае дифференциация правого и левого соотнесена с правой или левой стороной человека (наблюдателя), в другом случае эта дифференциация соотнесена с общими характеристиками самого пространства, которые имеют абсолютный, а не относительный характер. Иначе говоря, в одном случае отсчет производится от человека, в другом случае — независимо от человека, в одном случае предполагается личная, в другом — надличностная точка зрения.
Заметим, что лат. dexter и греч. δεξιός, δεξιτερός означают как ‘правое’ в физическом смысле (находящееся по правую руку, с правой стороны), так и ‘благоприятное’ (ср. лат. sinister , греч. αριστερός ‘левое, неблагоприятное’ ); такое же значение имело, надо думать, и слав. десный, которое этимологически связано с dexter . Вместе с тем позднее лат. directus , так же как и слав. правый, означает как ‘правое’, так и ‘прямое, правильное’. Правый и directus имеют разную этимологию, но семантически они сходны: в обоих случаях объединяются значения ‘прямое’ и ‘правильное, справедливое’ (в то же время левый как антоним слова правый обнаруживает этимологическую связь с лат. laevus , и характерно при этом, что laevus объединяет значения ‘левое’ и ‘изогнутое’). Если первоначально, по-видимому, правый соотносилось со значением ‘правильное, справедливое’ (а также ‘прямое’), а десный — со значением ‘благое, благоприятное’, то в дальнейшем эти значения сближаются и оказываются органически связанными в языковом сознании.
В античном язычестве противопоставление правого и левого связывалось с противопоставлением благоприятного и неблагоприятного начала (что, собственно, и отразилось в значении слов dexter, δεξιός, δεξιτερός) ; соответственно, могли выделяться особые «правые» и «левые» божества. Об этом, в частности, свидетельствует Арнобий (III—IV вв.), который в своем трактате против язычников выступил с критикой языческих представлений об абсолютном (а не относительном) значении правой и левой стороны: «Левые боги ( dii laevi ) и левые богини ( deae laevae ) управляют лишь тем, что находится слева, и враждебны правой стороне. На каком основании, в каком смысле это говорится, мы не понимаем и не верим, что вы [язычники] способны объяснить это общепонятным образом. Прежде всего, мир сам по себе не имеет
12
ни правой, ни левой, ни верхней, ни нижней, ни передней, ни задней стороны. Таким образом, когда мы говорим: «это левая сторона, а это—правая», мы исходим не из устройства мира, который везде одинаков, но из нашего положения и местонахождения, поскольку мы так устроены, что одно у нас называется правым, а другое — левым. Однако же объекты, которые мы называем левыми или правыми, не остаются по отношению к нам постоянными и неизменными, но располагаются по сторонам от нас в зависимости от того, как разместят нас случай и время. Если я наблюдаю восход солнца, область холода и север оказываются слева, если же я поверну голову в эту сторону, то слева у меня будет запад, который находился сзади меня, когда я смотрел на солнце. Если я посмотрю на заходящее солнце, то юг и полдень получат название левого, если же обстоятельства заставят меня повернуть в эту сторону, то из-за изменения положения тела восток окажется слева. Отсюда ясно, что по природе нет ни правого, ни левого, но все это зависит от положения и времени, от того, в каком положении находится наше тело по отношению к тому, что его окружает» (« Adversus nationes », IV, 5). Арнобий упоминает лишь о «левых» божествах, но надо полагать, что им могли противопоставляться божества «правые», ср. наименование Зевса, Аполлона или Афины «сверх-правыми» ( Ύπερδέξιος или, соответственно, Ύπερδεξία) ; какие-то божества могли именоваться, по-видимому, Δεξίων (Δεκτίων ) и, соответственно, Δεξιώνη .
Арнобий выступает против языческих представлений; тем не менее, понимание «правого» и «левого» как абсолютных (аксиологических) характеристик в равной мере присуще и христианству. Когда мы читаем, например, в Символе веры, что Христос находится «одесную Отца» (ср.: Пс. С I Х, 1; Мф. XXII, 44; Мк. XIV, 62, XVI, 19; Лк. XX, 42, XXII, 69; Деян. II, 25, 34, VII, 55—56; I Петр III, 22; Рим. VIII, 34; Еф. 1,20; Кол. III, 1; Евр. I, 3, 13, VIII, 1, X, 12, XII, 2), то очевидно, что слово одесную имеет абсолютный, а не относительный смысл: Бог — в данном
13
случае Бог Отец — занимает центральную позицию, он является точкой отсчета, относительно которой определяется пространство как таковое. В библейской книге пророка Ионы (IV, 11) Господь говорит, что он не пощадит Ниневии, где живут люди, «иже не познаша десницы своея, ниже шуйцы своя». Соответственно, например, Иларион, будущий митрополит Киевский, говорит в «Слове о законе и благодати» (написанном между 1037 и 1050 гг.): «И пр ѣ жде бывшемь намъ яко зв ѣ ремь и скотомъ, не разум ѣ ю щемъ десниц ѣ и шюиц ѣ , и земленыих прилежащем, и ни мала о небесныих попекущемся»; противопоставление правой и левой руки соотносится здесь с противопоставлением неба и земли и, вместе с тем, правильной и неправильной веры; ср. в Похвальном слове Кириллу и Мефодию по Успенскому сборнику XII в.: «Законъ же от Бога приимъша не своему племени яко же Авраамъ, нъ языку иже не разум ѣ ш а десниця своея ни шуиця. кланяхуся яко Богу твари въ творьца м ѣ сто»; в аналогичных выражениях пишет затем о различении истинной и ложной веры Феодосии Васильев, основатель старообрядческого беспоповского согласия федосеевцев: «А я ныне вижу, что несть у вас разсуждения ни деснице, ни шуйце, сиречь ни добру, ни злу, ни ересем, ни истинной вере» («Увещание. » 1701 г.) . Примеры такого рода нетрудно умножить; они будут приведены и ниже.
Характерное объединение абсолютного (аксиологического) и относительного (физического) значений слов десный и шуий мы находим, например, у Симеона Полоцкого в «Вертограде многоцветном» — в стихотворении, озаглавленном «Десница и шуйца»:
Разбойник, иже страну десную держаше,
Егда с распятым Христом на крест ѣ висяше,
Десная из уст своих словеса в ѣ щал есть,
За то прощен, десная от Христа приял есть,
Ибо Христос Бог ему сие слово рече:
Днесь будеши со Мною в рай, челов ѣ че.
Иже паки на шуйц ѣ разбойник висяше,
14
Шуия в мир ѣ д ѣ я, шуия в ѣ щаше,
За то шуия страны жребий получил есть,
На в ѣ чную погибель Христос и судил есть.
Точн ѣ , иже шуия нын ѣ сод ѣ вают,
Или усты своими ложно отригают.
Ошуию в день Суда будут поставлени
И на в ѣ чныя муки во ад низринени.
Десных же творители станут одесную
И воведени будут в страну небесную,
Еже в десных Божиих в ѣ чно пребывати,
С небесными силами выну ликовати .
Нет оснований видеть здесь всего лишь барочную игру слов; напротив, такого рода объединение представляет собой типичный случай.
Если в античном язычестве противопоставление правого и левого ассоциировалось, как мы видели, с противопоставлением разного рода богов, то в христианстве оно связывается с противопоставлением Бога и диавола. Противопоставление правого и левого может пониматься здесь как противопоставление благого и злого, праведного и греховного, и это отражается в разного рода обрядах. Осмысляя себя в аксиологическом, пространстве, координаты которого определяются самим Богом, человек, совершающий обряд, где оказывается значимым противопоставление правого и левого, в своем понимании этого противопоставления естественным образом ориентируется на Бога. Иначе говоря, поскольку Бог представляет безусловно благое начало, человек исходит из аксиологического значения этого противопоставления: правое соотносится с положительным, левое — с отрицательным полюсом. При этом, однако, свое положение по отношению к Богу он может определять по-разному — и это обусловливает разницу в обрядах, имеющих один и тот же смысл.
§ 2. Две традиции осенения себя крестным знамением:
крещение справа налево и слева направо.
Соотнесенность с порядком благословения
Иллюстрацией сказанного может служить разный порядок крестного знамения у православных и у католиков: как известно, православные крестятся справа налево, а католики — слева направо. Так же, как и католики, крестятся и монофизиты (армяне, копты, эфиопы, сирийцы); в свою очередь, несториане крестятся так же, как православные.
В обоих случаях правая сторона рассматривается как правильная или же благоприятная сторона, которой приписывается безусловно положительный смысл: соответственно, крещение справа налево может быть мотивировано тем, что начинают с правой стороны (что вообще считается нормальным, подобно тому как нормальным считается действовать правой рукой, вставать с правой ноги и т. п.); между тем крещение слева направо может быть мотивировано тем, что обращаются к правой стороне.
Такое объяснение, однако, оказывается недостаточным. Мы можем утверждать, что это различие обусловлено также и тем, с чьей точки зрения определяется само противопоставление правого и левого.
Действительно, в православной традиции человек крестится справа налево, но другого крестит слева направо, и так принято действовать вообще при благословении кого-либо или чего-либо. В обоих случаях крест начинается с правого плеча того, на кого полагается крестное знамение; можно сказать, что в обоих случаях крест кладется справа налево, если иметь в виду точку зрения объекта действия того, к кому обращено крестное знамение (на кого кладется крест).
16
Между тем в католической традиции порядок наложения крестного знамения остается одним и тем же, вне зависимости от того, крестится ли человек сам или крестит другого (или же благословляет нечто): движение всегда производится в одном направлении, а именно слева направо с точки зрения субъекта действия — того, кто совершает крестное знамение (кто кладет крест).
В обоих случаях речь идет об общении человека с Богом, однако в одном случае подразумевается обращение человека к Богу, в другом же случае — обращение Бога к человеку: если человек предстает как объект действия, то субъектом действия является именно Бог. Понятно, что дифференциация правой и левой стороны оказывается различной в этих случаях.
Движение слева направо при начертании креста может пониматься, в частности, как движение от мрака к свету, от греха к спасению, от смерти к жизни, от временного к вечному и т. п. Между тем движение справа налево может пониматься как победа над диаволом (который находится, как полагают, с левой стороны человека), как ограждение от зла и т. д.; такого рода осмысление оказывается особенно актуальным в экзорцистских обрядах — движение справа налево освящает левую сторону и, так сказать, нейтрализует диавола, защищая человека от греха. Как в том, так и в другом случае человек выражает свою причастность к Богу, но при этом в одном случае делается акцент на стремлении к Богу, в другом — на спасительном и очищающем действии крестной силы, т. е. Божественной энергии. Подробнее об этом будет сказано ниже.
Мы говорим, разумеется, не столько об осознанном поведении, сколько об исходной модели, лежащей у истоков соответствующих ритуалов. Рассматриваемые действия, как правило, совершаются более или менее автоматически, без какого-либо осмысления. Речь идет, таким образом, прежде всего о реконструкции исходных представлений, которые отразились в обрядовом поведении. Вместе с тем, как мы увидим, такого рода представления подспудно (латентно) присутствуют и могут актуализоваться в культурном сознании.
§ 2.1. Та и другая традиция в западной церкви
Необходимо отметить, что в свое время и католики крестились — или, во всяком случае, могли креститься — справа налево. И характерно, что в этом случае католики также меняли направление движения руки при благословении, т. е. другого человека они крестили слева направо. Вот что писал по этому поводу папа Иннокентий III (1160/1161—1216; папа с 1198г.): «Креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы, о которой пророк говорит: «Кто держит тягу земную тремя перстами?» [Ис. Х L , 12]. Надлежит совершать движение сверху вниз и справа налево, ибо Христос сошел с неба на землю и пришел от иудеев к язычникам. Некоторые, однако, крестятся слева направо, ибо мы должны перейти от нищеты к славе, подобно тому как Христос перешел от смерти к жизни и из ада в рай [ср.: Еф. IV, 8—10], — но в первую очередь [они поступают так] для того, чтобы крестить себя и других одним и тем же образом: ведь получается, что когда мы осеняем крестом других, мы чертим крест слева направо. Однако по внимательном размышлении ясно, что на самом деле мы чертим крест также и на других справа налево, ибо когда мы их крестим, они обращены к нам не спиной, но лицом» (« De sacro altaris misterio », II, 45). Как видим, в западной церкви существовала как та, так и другая традиция. Существенно при этом, что при крещении справа налево католики крестили другого (и вообще благословляли) слева направо — так же, как это делают православные.
Наличие обеих традиций констатирует в ту же эпоху Иоанн Белет ( † 1182) в объяснении литургии, составленном между 1161 и 1165 гг.: «Спрашивается, как должно совершаться крестное знамение: справа налево или слева направо? Некоторые считают, что слева направо, и, как кажется, находят подтверждение этому в стихе «исхождение Его от Отца (Е gressus eius a Patre )» и т. д. [цитата из рождественского гимна св. Амвросия Медиоланского » Veni, Redemptor gentium «]. От Отца пришел Сын в мир [Ин. XVI, 28], и потому начинаем мы крест с верхней части, через которую обозначается Отец, и спускаемся вниз, каковая часть обозначает мир. Потом слева ведем руку направо, ибо Христос сошел в ад [Еф. IV, 8—10], который обозначается через левое, и затем взошел к Отцу, которого означает правое [ср.: Евр. I, 3, 13]. Другие, однако, говорят, что следует креститься справа налево, ибо Христос справа, т. е. со стороны Отца [пришедши от Отца], крестом сокрушил диавола, который обозначается через левое» (« Summa de ecclesiasticis officiis », XXXIX, разд. «е»). Замечания Белега почти дословно повторяет Сикард, епископ кремонский (1155—1215): «Спрашивается, как мы должны креститься: слева направо или наоборот? Некоторые считают, что крестное знамение должно совершаться слева направо, опираясь на то, что сказано: «исхождение Его от Отца, сошествие в преисподнюю и возвращение к престолу Божию» [ср. гимн » Veni, Redemptor gentium «]; Христос ведь пришел от Отца в мир [Ин. XVI, 28], оттуда спустился в преисподнюю, оттуда к престолу Божию [Евр. I, 3, 13]. Итак, осеняющий себя крестным знамением начинает с верхней части, которая обозначает Отца, спускается к нижней части, которая обозначает мир, и переходит с левой стороны к правой: левое означает преисподнюю, правое — небо. Христос же взошел из преисподней даже к вершине небосвода. Другие, однако, крестятся справа налево, ибо Христос, явившийся с правой стороны Отца, крестом сокрушил диавола, который находится слева. Либо же действие креста соотносится с нами: «Бог приклони небеса и сниде» [Пс. XVII, 10], чтобы научить нас прежде всего взыскать царства небесного [находящегося справа от нас], для чего дается нам и временное [находящееся слева], т. е. от правого перешел к левому. Сошел, чтобы нас с земли вознести на небеса, т. е. от левого к правому» («М itrale seu de officiis ecclesiasticis summa », III, 4). Как видим, противопоставление правого и левого оказывается равнозначным противопоставлению верхнего и нижнего.
19
То же говорит затем Дуранд, епископ мендеский (ок. 1230—1296), отчасти повторяя слова папы Иннокентия Ш. Говоря о тех, кто крестится справа налево. Дуранд указывает, что они поступают таким образом «во-первых, чтобы выразить предпочтение вечного, которое обозначается через правое, перед временным, которое обозначается через левое; во-вторых, чтобы выразить, что Христос явился от иудеев к язычникам; в-третьих, потому что Христос, пришедший справа, т. е. от Отца, крестом сокрушил диавола, который обозначается через левое, откуда: «Я исшел от Отца и пришел в мир» [Ин. XVI, 28]. Другие же кладут крестное знамение слева направо, основываясь на определении «исхождение Его от Отца, сошествие в преисподнюю и возвращение к престолу Божию»; они начинают крестное знамение с верхней части, которая обозначает Отца, спускаются к нижней части, которая обозначает мир; и затем направляются от левой стороны, которая обозначает преисподнюю, к правой, которая обозначает небо. Ибо Христос сошел с неба в мир, а из мира в преисподнюю; из преисподней он поднялся на небо, где восседает одесную Отца. Во-вторых, они поступают так, чтобы показать, что мы должны перейти от нищеты к славе, от пороков, обозначаемых через левое, к добродетелям, обозначаемым через правое, — подобно тому как Христос перешел от смерти к жизни, как об этом написано в Евангелии от Матфея [Мф. XXVIII, б]. В-третьих же, поскольку Христос крестной верой вознес нас от временного к вечному. Надлежит при этом иметь в виду, что те, кто кладут на себя крестное знамение слева направо, кладут его таким же образом и на других; но когда они осеняют крестным знамением других, они крестят их справа налево, поскольку они крестят тех, кто обращен к ним не спиной, но лицом. Но и когда они осеняют крестным знамением толпу, они крестятся сами слева направо. Других же крестят справа налево» (« Rationale divinorum officiorum », V, 2, № 13—14) .
20
О сосуществовании двух традиций в католической церкви, т. е. возможности креститься как справа налево, так и слева направо, писал в те же годы (между 1229 и 1234 г.) и Лука, впоследствии епископ туйский или туденский (города Туй, в Испании), известный также под именем «Е l Tudense » ( † 1249): «Спрашивается относительно крестного знамения: когда верующие осеняют крестным знамением себя самих или же других, должна ли рука перемещаться слева направо или справа налево. На что мы отвечаем, согласно нашей вере и традиции, что каждый [из этих двух способов] хорош, каждый свят, каждый способен победить вражескую силу, если только христианское вероисповедание пользуется им в католическом смирении. Поскольку, однако, многие самонадеянно стремятся упразднить один из этих способов, утверждая, что рука не должна идти слева направо, как это было унаследовано нами от наших отцов, в интересах любви к ближнему скажем несколько слов по этому поводу. Ибо когда Господь наш Иисус Христос для обновления рода человеческого по своему милосердию осенил мир, он изошел от Отца, он вошел в мир, он сошел как бы влево, в ад, и, взойдя на небо, он сидит одесную Отца [цитата из Символа веры; см. также: Евр. I, 3, 13]. Это и изображает каждый верующий, когда, ограждая свое лицо крестным знамением, он возносит три простертые пальца к своему лбу, говоря «Во имя Отца», затем опускает их к своей бороде со словами «и Сына», затем [переносит их] на левую сторону, говоря «и Святого Духа», и, наконец, на правую сторону, когда он произносит «Аминь»» (« De altera vita », II, 15)31. Как видим. Лука признает оба способа совершения крестного