Сапун клапанной крышки неисправность что может быть
Перейти к содержимому

Сапун клапанной крышки неисправность что может быть

  • автор:

Сапун: что это такое, как он работает и нужно ли его обслуживать?

Сапун двигателя – это клапан, предназначенный для сброса лишнего давления, которое образуется при работе силового агрегата.

Сапун автомобиля

Где находится сапун в автомобиле?

Расположение элемента отличается у разных производителей. Раньше он устанавливался на крышке клапана около заливной горловины, а шланг сапуна двигателя соединялся с патрубком клапанной крышки. На современных авто на двигателе располагается система вентиляции карьерных газов, а сапун не устанавливается.

Система вентиляции карьерных газов

Собственно сапун в современных машинах используется:

-В коробке передач. Без этой детали КПП работала бы с рывками, а шестеренки изнашивались бы быстрее.
-В отдельной раздаточной коробке, если она есть в машине.
-В переднем или заднем мосту (в зависимости от типа привода). Элемент необходим для распределения нагрузки и защиты узлов автомобиля от грязи и воды при проезде по лужам и другим препятствиям.
-В целом, элемент располагается в тех узлах транспортного средства, где имеется смазка и воздух, и производится выход воздуха под давлением.

Конструкция сапуна

Конструкция сапуна

Независимо от того, где находится сапун, конструкция всех элементов аналогичная. Так, деталь, предназначенная для коробки передач/моста, состоит из следующих частей:

-Наружный корпус. Производится металлическим, для более качественной защиты изделия от механических повреждений.
-Прижимная пружина. Обеспечивает автономность – сапуну не требуется для работы электрический или механический привод.
-Прокладка из резины. Создает необходимую герметичность при сбросе излишков давления.
-Стопорная гайка. Крепежный элемент, необходимый для установки детали в коробке передач.
-Тело сапуна. Имеет отверстие для выпуска давления.

О качестве изготовления сапуна

При производстве элемента требуется соблюдать точность, в соответствии с техническим процессом. Нужна, чтобы пружина выдерживала давление при выпуске воздуха, а клапан выполнялся из качественной резины.

Сапун автомобиля коробки передач

Поэтому для каждой модели авто нужно тщательно подбирать деталь. Но конечно, лучше, если это будет оригинальная запчасть. Если элемент неподходящий или низкого качества, при нагреве резина будет деформироваться, ухудшая выпуск воздуха. Важно, чтобы резина была стойкой к действию масла, иначе она быстро размякнет.

Ремонт и обслуживание сапуна

Деталь имеет простую конструкцию и невысокую стоимость, она легко устанавливается и демонтируется, поэтому самое простое при неполадках с ним – замена сапуна на новый. Но даже это фактически никогда не требуется, так как в конструкции просто нечему ломаться.

Главная неисправность сапуна – его засорение, поэтому для профилактики требуется его периодически чистить. Для этого можно использовать обычную ткань, протерев ей внешний корпус сапуна. Если загрязнения сильные, можно удалить их ножом или другим подходящим средством.

Для чистки детали внутри нужно ее демонтировать. Сделать это просто, так как обычно элемент крепится на стандартные болты, которые легко открутить. Далее нужно стержнем из проволоки выполнить чистку сапуна внутри.

Этим же методом можно почистить сетку для улавливания масла. Если она засорена сильно, можно ее поджечь, полив бензином, или замочить в разъедающем стойкие загрязнения химическом средстве.
Плюс обслуживания сапуна – для профилактической чистки не требуется специальный инструмент, а сама процедура очень простая и не занимает много времени. Выполнять обслуживание рекомендуется во время технического осмотра. При среднем пробеге транспортного средства проводить процедуру желательно 1 раза в год.

Сапун автомобиля – простой элемент, выполняющий конкретную задачу в системах автомобилях. При его засорении возникают неполадки в других узлах техники, механизмы начинают изнашиваться быстрее, а системы работают некорректно. Поэтому даже этой детали нужно уделять внимание, и не забывать оценивать ее состояние.

Маленький трудяга: устройство, обслуживание и неисправности сапуна

Сапун — одно из простейших и надёжных решений в технике. Конструкция не меняется десятки лет, а многие автовладельцы даже не знают о существовании дыхательного клапана. Хотя неисправность этой недорогой детали иногда становится причиной выхода из строя двигателя.

Старый и новый сапун моста UAZ Patriot

Старый и новый сапун моста UAZ Patriot

Устройство

Сапуны трудятся в нескольких узлах: передний и задний мосты, раздатка, КПП и картер двигателя.

Разберём работу сапуна на примере двигателя. Не все газы из камеры сгорания уходят через выпускной клапан, часть попадает обратно в картер, повышая давление в системе. Для сброса в картере предусмотрено отверстие, в которое установлен штуцер.

Сапун двигателя

Сапун двигателя

В нормальном состоянии штуцер перекрыт резиновой прокладкой, которую прижимает пружина. С ростом давления отверстие открывается, газы выходят из-под крышки сапуна и через патрубок возвращаются в цилиндры на дожигание. Как только давление выравнивается, пружина перекрывает штуцер. Система вновь герметична.

Разобранный сапун

Разобранный сапун

Дыхательный клапан выполняет две задачи. Открывается для выпуска картерных газов и не пропускает грязь и влагу внутрь. В редукторах, КПП и раздатке стоит такой же сапун, который выбрасывает воздух напрямую в атмосферу. Давление в этих узлах возникает от нагревания подвижных частей.

Сапун моста Chevrolet Niva

Сапун моста Chevrolet Niva

К чему приводит неисправность сапуна

Неисправность дыхательного клапана КПП является причиной течи масла, косвенно влияет на износ коробки. Тоже касается редукторов и мостов. Они сильнее других узлов подвержены загрязнению, сапуны часто забиваются и требуют регулярных осмотров.

Отдельно про сапун двигателя

Забитый сапун двигателя — серьёзная неисправность. Картерные газы и масло пойдут по пути наименьшего сопротивления: в лучшем случае приподнимется щуп, в худшем — от давления потекут сальники. В отличие от сапунов КПП и мостов, сапун двигателя защищён от грязи патрубком. Значит забиваться он может только тем, что выходит из картера: прорывающимся моторным маслом.

Сапун двигателя Lada Priora

Сапун двигателя Lada Priora

В нормальном режиме пары масла выходят через сапун в небольшом количестве. Если он забивается, выход масла увеличен. Забитый клапан, в таком случае, лишь симптом серьёзного заболевания двигателя:

— износ цилиндропоршневой группы;

— износ газораспределительного механизма;

— перелив или низкое качество масла;

— заклинивание клапана системы вентиляции.

Патрубок на сапуне в двигателе

Патрубок на сапуне в двигателе

Обслуживание и ремонт

Колпачок исправного сапуна должен свободно перемещаться на штуцере. В таком простом устройстве возможны две неисправности: клапан забит грязью и маслом или попалась бракованная деталь.

Сапун откручивается рожковым ключом и легко чистится, но надёжнее заменить его на новый. Перед установкой убедитесь в исправности клапана: если с усилием дунуть в штуцер, воздух выйдет из-под колпачка с гудящим звуком.

Новые сапуны

Новые сапуны

Заключение

Дыхательный клапан настолько прост и надёжен, что автовладельцы часто забывают о его важной роли. Он особенно уязвим на полноприводных автомобилях, которые часто ездят по бездорожью. Проверяйте сапуны во время очередного ТО, чтобы не попасть на дорогостоящий ремонт, и будьте уверены в своём авто.

Сапун в коробке передач Москвич Святогор

Сапун в коробке передач Москвич Святогор

Сапун: что это такое, как он работает и нужно ли его обслуживать?

В автомобилях есть немало крошечных деталек-работяг, функционирование которых совершенно незаметно для водителя, но важность их значительна, а выход из строя порой приводит к серьезным проблемам. Мелочь со смешным названием «сапун» – как раз из их числа. Давайте разберемся, где она находится, для чего нужна, как работает и нуждается ли в обслуживании?

Сапун – это клапан для сообщения с атмосферой, непременный элемент всех более-менее крупных пустотелых узлов техники, в которых присутствует смазка и воздух.

Когда внутри герметичного узла вращаются валы и шестерни, их трение нагревает масло и воздух над ним. Соответственно, и жидкость, и газ увеличиваются в объеме. Ведь масло никогда не наливается доверху – над ним всегда присутствует «воздушная подушка». Пустота, иными словами. Это пустое пространство позволяет маслу поднимать свой уровень при нагреве, но не вытекать при этом наружу. Узел нагрелся от движения – масло расширилось, и часть воздуха вышла в атмосферу. Машина встала, узел остыл – масло уменьшилось в объеме, и разрежение затянуло внутрь недостающий воздух. Поэтому давление внутри всегда атмосферное, нулевое, если по-простому.

Чтобы обеспечить равенство давлений внутри и снаружи, в принципе достаточно простого отверстия в верхней части узла – корпуса КПП или редуктора моста. Однако просто отверстие сделать нельзя: через него внутрь, к маслу и шестерням, может попадать и абразивная песчаная пыль – при движении по пыльным дорогам, и влага – при мойке или езде в дождь. А при парковке под значительным уклоном способно вытекать и само масло. Хотя сапун в виде простого отверстия, прикрытого воздухопроницаемой фетровой пробкой, можно встретить, к примеру, в узлах небольшого объема и работающих не с жидкой, а с консистентной смазкой – например, в редукторах крупных и мощных болгарок или циркулярных пил. Но в автомобилях, где этот клапан в первую очередь имеется в коробках передач, раздаточных коробках на полноприводных машинах, а также в редукторах мостов, сапун устроен несколько сложнее.

В авто он представляет собой небольшой резьбовой штуцер со сквозным отверстием, вкручиваемый в корпус того или иного автомобильного узла или механизма. Сверху этот штуцер закрыт подвижным (способным при нажатии слегка вертикально перемещаться и вращаться) колпачком-стаканчиком. А под колпачком торец штуцера закрыт резиновым диском – эдакой «таблеткой», которую прижимает к штуцеру пружина. Собственно, этот диск и является клапанным элементом сапуна.

Конструкция – элементарнейшая, но в ее работе есть несколько важных нюансов, которые знают далеко не все… Давайте рассмотрим, как это работает, что называется, «в базовом варианте»!

По-хорошему, внутри корпуса агрегата, где имеется сапун, должно быть всегда атмосферное давление – отсутствие как избыточного давления, так и разрежения. Но на деле, если начать выкручивать сапун или хотя бы просто энергично шевелить его колпачок вверх-вниз и вправо-влево, добившись сдвига «таблетки», можно услышать тихий «пшик». Причем «пшик» способен быть следствием как легкого избыточного давления, так и легкого разрежения. Но и то, и другое – норма, а не неисправность!

Автомобиль поехал. Шестерни и валы вращаются, трение греет их, а они – масло. Оно расширяется, греет и сжимает воздушную прослойку над ним. Давление воздуха внутри КПП или моста повышается. Но тарированная пружинка в сапуне чрезвычайно слабенькая и придавливает резиновую «таблетку» с пренебрежимо малой силой в 10-12 граммов. Как только давление достигает какого-то ничтожного значения, едва-едва выше атмосферного, оно сбрасывается в атмосферу, приподнимая «таблетку», преодолев сопротивление хилой пружинки.

Автомобиль остановился. Агрегаты начали остывать. Температура и уровень масла снижается, давление воздуха внутри – тоже. Постепенно внутри моста образуется разрежение, поскольку пружина прижимает к торцу штуцера сапуна резиновую таблетку, герметизируя мост… Однако в итоге давление внутри, пусть и с некоторой задержкой, станет атмосферным. Почему?

Напомним, что пружина очень и очень слабенькая. А резиновая «таблетка» не является прецизионным клапаном с идеально притертыми седлом и диском. Для долговременного удержания разрежения сапун не предназначен – это заложено в его конструкцию, так нужно! Он пропускает воздух атмосферы внутрь агрегата примерно с той же скоростью, с какой растет там разрежение синхронно с остыванием масла. Так что разрежение внутри хотя и возникает, но несущественное и непродолжительное.

Ну и третья ситуация. Собственно, именно в ней и сыграют свою роль «таблетка» и пружинка, ибо в первых двух (планомерный нагрев при езде и медленное остывание на парковке) без них вполне можно было обойтись – сапун бы успешно работал, будучи просто «дыркой», сообщающей картеры агрегатов с атмосферой…

А ситуация эта – резкое охлаждение при заливании редукторов мостов, раздаток и коробок при внезапном попадании в глубокую лужу или осознанном преодолении бродов. В этом случае разрежение внутри агрегатов возникает быстро и достигает заметных величин – к примеру, разогретый до 90 градусов задний мост может попасть в глубокую промоину талой воды с температурой около нуля… Тут к усилию поджимной пружинки добавляется скачок разрежения, который еще сильнее присасывает «таблетку» к торцу штуцера, не позволяя воде, которая может запросто перехлестывать через уровень сапуна, засасываться внутрь редуктора или КПП. Сапун самогерметизируется, и довольно надежно.

При непродолжительном (пусть и весьма резком) охлаждении агрегата сапун достаточно успешно защищает его внутренний объем от проникновения воды извне, но что произойдет, если придется остаться в воде по ступицы (или даже глубже) надолго? Скажем, когда штурм брода затянулся или внедорожник застрял в болоте? В этом случае весьма вероятно, что воду засосет в масло через резиновые манжеты – сальниковые уплотнения полуосей или ШРУСов. Манжеты сальников имеют профиль, обеспечивающий некоторую самогерметизацию, но не от воды снаружи, а от масла изнутри. Сальник в целом герметичен в обе стороны благодаря постоянному поджиму от кольцевой пружинки, но в направлении «наружу» его упругость все же заметно выше, чем наоборот, за счет формы профиля. И если новое оригинальное уплотнение может успешно сопротивляться засасыванию вакуумом воды извне, то вот видавший виды и/или не слишком качественный сальник – вряд ли. Хотя трансмиссионное масло они и в том, и в другом случае могут держать превосходно!

По этой причине большинство владельцев внедорожников (особенно неновых) не доверяют (и совершенно справедливо) сапунам в их штатном варианте. Они срезают с них колпачок, выкидывают пружинку и «таблетку», надевают на оставшийся штуцер тонкие шланги и выводят их спереди в подкапотное пространство, а сзади – в полость в крыле внутри багажника или в полость фонаря. В общем, в чистое сухое место и повыше… В этом случае клапан в сапуне становится не нужен, а свою роль связи с атмосферой он продолжает успешно выполнять. А вот владельцам шоссейных машин эта процедура абсолютно не нужна.

Впрочем, если вы не владелец внедорожника, то и вам сапун способен доставить неприятности. Когда засорится или просто окажется изделием низкокачественного производителя. Дело в том, что при всей своей простоте эта деталь требует весьма высокой точности и повторяемости при изготовлении! Пружинка должна быть строго тарированной по усилию сжатия, таблетка должна быть выполнена из очень качественной резины, не допускающей деформации и прилипания от масла и температуры. Перекосы и заедания колпачка категорически недопустимы и т.п.

Дефекты и небрежность в конструкции сапуна вызывают его быстрое загрязнение или залипание (что ведет к выдавливанию масла через сальники при нагреве) и наоборот – легкое пропускание воды внутрь (что ведет к образованию эмульсии из масла). Если даже сапун изначально качественный и не «левый», то он, несмотря на его полную, на первый взгляд, автономность и самодостаточность, требует периодического «обслуживания», выражающегося в простом пошевеливании и прокручивании колпачка рукой. Это позволяет предотвратить его зарастание грязью внутри и закисание «таблетки».

Хотя иногда низкий контроль качества производителя (в основном это касается отечественного автопрома) заставляет автовладельцев вмешиваться с доработками и в условно исправный узел… К примеру, известны нередкие случаи выбросов масла через сапун на КПП переднеприводных ВАЗов старых моделей. Поскольку гаражная практика (и даже, кажется, какие-то официальные письма АвтоВАЗа) рекомендовали заливать масло в коробку чуть больше номинального объема, воздушная подушка над уровнем масла оказывалась недостаточной для компенсации теплового расширения – смазка начинала сочиться через сапун и течь по корпусу коробки. Водители в такой ситуации выносили его на коротком шланге повыше, как принято у джиперов.

Или взять сапуны заднего моста на ВАЗ-классике, Волгах и ИЖах смутных 90-х, когда все делалось ногами – качество изготовления комплектующих было столь жутким, что на заводах из сапунов намеренно извлекали и пружинку, и «таблетку», нахлобучивая обратно колпачок и делая из сапуна, таким образом, простую «дырку» – лишь бы хоть как-то работало и не давило масло наружу… И если владельцы таких машин не ездили по руслам ручьев и не парковались на горах, то и не испытывали особых проблем от подобного упрощения, а зачастую даже на знали о нем.

Сапун двигателя: что это такое

Абсолютное большинство автомобилистов, даже тех, кто за рулём не один десяток лет, затруднятся и не смогут ответить если их спросить о том, что такое сапун двигателя, где он находится и для чего нужен. Это не удивительно, ведь эта небольшая деталь не так часто выходит из строя и многие о ней даже не знают.

Что такое сапун двигателя и зачем он нужен?

Все знают, что двигатель внутреннего сгорания, тот самый, что установлен под капотом вашего автомобиля, работает не на бензине, дизеле или газе, а на их смеси с воздухом. Причём именно воздуха, который ничего не стоит (в отличие от топлива, за которое регулярно оставляем кругленькую сумму на АЗС), требуется во много раз больше. Вот только помимо притока чистого воздуха и вывода отработанных газов через выхлопную трубу при работе ДВС образуются паразитные газы.

Сапун – это ни что иное как дыхательный клапан, постоянно сбрасывающий избыточное давление, образующееся внутри двигателя при работе. Необходимость, нужность этой простой, сравнительно недорогой детали, сложно переоценить.

Где находится сапун двигателя

системы вентиляции картера двигателя ВАЗ 2111

От двигателя к двигателю у разных автопроизводителей сапун может размещаться в разных местах. Но в большинстве случаев он располагается на клапанной крышке, рядом с заливной горловиной. Хотя могут быть варианты: лучше уточнить в инструкции-описании к автомобилю или выяснить на тематических форумах.

На картинке справа система вентиляции картера двигателя ВАЗ 2111, которая включает и сапун:

  1. Картер двигателя.
  2. Сапун.
  3. Шланг от сапуна к патрубку клапанной крышки.
  4. Маслоотделитель под клапанной крышкой.
  5. Тонкий шланг от клапанной крышки к штуцеру с жиклером блока дроссельной заслонки.
  6. Штуцер с жиклером на блоке дроссельной заслонки.
  7. Толстый шланг от клапанной крышки к впускной трубе..

Но сапун устанавливается не только в ДВС. Он есть в:

  • Коробке передач. В противном случае КПП стала бы работать рывками, а износ шестерёнок на вторичном валу возрос многократно. Нечто похожее наблюдается, когда сапун забивается, переставая выполнять свою функцию.
  • Если конструкцией автомобиля предусмотрена отдельная раздаточная коробка, то аналогичный механизм может быть в ней.
  • Переднем, а в задне-/полноприводных машинах – в заднем мосту. Причём эта неприметная деталь не только выравнивает давление, она уберегает механизмы от попадания грязи и влаги при преодолении водных преград.

Однако даже внешний вид у них зачастую схожий, а нередко идентичный: функцию он выполняют одну и ту же.

Устройство сапуна

Устройство сапунаОбычно, внутренне устройство сапуна очень простое. Разберем его на примере сапуна для КПП/моста.

  1. Внешний корпус сапуна. Выполняется из металла, поэтому повредить его при езде не получится.
  2. Прижимная пружина. Благодаря ей механизму не нужен электро-/механический привод, всё автономно.
  3. Резиновая прокладка. Именно она обеспечивает герметичность, когда не сбрасывается избыточное давление.
  4. Стопорная гайка. Простейший способ фиксации: хотя в других моделях встречаются самые разные варианты.
  5. Непосредственно тело сапуна. Сквозное отверстие позволяет агрегату «дышать», сбрасывая избыточное давление.

Хотя этот сапун используется не для моторов, но принцип один и тот же. Элементарный модуль, обойтись без которого просто не получится.

Читайте также: Что такое лямбда зонд и для чего он нужен.

Почему идет дым из сапуна

Неисправность у сапуна может быть только одна: он стал плохо пропускать скопившиеся газы, сравнивая давление внутри двигателя с атмосферным. Но дым, идущий из него, может сказать о многом:

  • Маслосъёмные кольца цилиндров залегли либо сносились. Простая раскоксовка народными методами или специальной химией здесь уже не поможет, поэтому придётся разбирать мотор.
  • Аналогично, если прогорел один/несколько выпускных клапанов. Определить это поможет простой замер компрессии.
  • Маслоотражательные колпачки. Просто поменяйте их, если пришло время, или на них видны следы повышенного износа.
  • Сносились сальники вала, пропускающие масляные пары. Менять их не задумываясь, желательно, не откладывая в долгий ящик.
  • Масло в моторе старое, давно требующее замены. Без комментариев: как показывает практика, чинить «сердце» авто в десятки раз дороже, чем его менять.
  • Белый дым на горячем моторе – охлаждающая жидкость попадает в систему смазки. Где именно течь – придётся искать.
  • Перелив масла. В ДВС он также опасен, как и недолив: износ мотора/расход топлива значительно увеличивается, поэтому проверьте его уровень щупом на ровной площадке, когда двигатель хорошо прогрет. Вот тогда увидите, насколько качественно мастера на СТО (или вы сами) выполнили его замену/долив.
  • Масло некачественное/не подходит авто/контрафакт. Выход один – заменить его. Аналогично, если залили топливо на неизвестной АЗС: просто больше так не делайте.
  • Наконец, сам сапун от времени забился, не работая на все 100%. Простая чистка, профилактика позволит это устранить.

Внушительный список самых разных ситуаций. И можно не сомневаться, что если у вашего авто сапун дымит, вы среди них точно нашли свой случай.

Ремонт и обслуживание сапуна

Из-за незначительной стоимости, а также простоты снятия/установки, почти всегда ремонт сапуна сводится к его замене. Но это даже забывчивым автовладельцам, проводящим его обслуживание от раза к разу, не понадобится, так как там просто нечему ломаться.

Всё его обслуживание сводится к своевременной чистке. Снаружи достаточно протереть ветошью, а если загрязнения давние, то придётся воспользоваться ножом, отвёрткой или скребком.

Чистка изнутри несколько сложнее, но всё равно очень простая. Сапун необходимо снять (он может быть на болтах или жёстко посажен «в натяг») и примитивным шомполом, сделать который можно из куска проволоки, прочистить. Аналогично поступаем с маслоуловительной сеткой: в редких случаях, когда она сильно забита, механической чистки будет недостаточно. И тогда её нужно прожечь, налив совсем немного бензина, или замочить в агрессивной химии на несколько часов.

Сборка, как это вполне предсказуемо, в обратном порядке. Поэтому весь процесс не займёт много времени и не потребует наличия специальных инструментов или навыков.

При этом делать это лучше всего при сезонной замене масла или прохождении очередного ТО. На большинстве автомобилей со средним пробегом проводить эту нехитрую операцию достаточно два раза в год. Но именно сапун мотора подтверждает непреложную истину: в автомобиле, особенно современном, нет мелочей.

Читайте также: Что такое ДМРВ в автомобиле и как оно работает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *