Масло ATF. Классификация и характеристики
Рабочие жидкости для коробок-автоматов называются маслами АТФ. И они отличаются от традиционных трансмиссионных смазок. Разберёмся, что такое масла ATF для АКПП, рассмотрим их назначение и классификацию, а также пройдёмся по некоторым особенностям этих смазочных материалов.
Назначение и особенности
Трансмиссионные смазочные материалы условно разделены на две группы:
- для механических коробок передач (редукторов, раздаточных коробок и других узлов, в которых реализовано только зубчатое зацепление и, масло не работает для передачи давления в управляющие механизмы);
- для автоматических КПП (их отличие от смазок для механики – дополнительная возможность работы в управляющих и исполнительных механизмах автоматики, работающих под давлением).
Трансмиссионное масло АТФ для автоматов используется не только в традиционных коробках, в которых через гидротрансформатор крутящий момент передаётся на планетарные ряды шестерен. Жидкости ATF заливаются и в современные DSG-коробки, вариаторы, роботизированные версии механики, гидроусилители руля и системы гидравлической подвески.
АТФ-масла имеют ряд ключевых особенностей, которые и выводят эти смазочные материалы в отдельную категорию
- Относительно небольшая вязкость. Средний показатель кинематической вязкости при 100°C у смазок АТФ составляет 6-7 сСт. В то время как трансмиссионное масло для механической коробки с вязкостью по SAE 75W-90 (которое часто используется в средней полосе РФ) имеет рабочую вязкость от 13,5 до 24 сСт.
- Пригодность для работы в гидродинамических передачах (гидротрансформатор и гидромуфта). Обычные смазки слишком вязкие и не обладают достаточной подвижностью для свободной прокачки между лопастями насосного и турбинного колеса.
- Способность переносить повышенное давление в течение длительного промежутка времени. В управляющих и исполнительных узлах АКПП давление достигает 5 атмосфер.
- Долговечность базы и присадок. Недопустимо, чтобы базовые масла или присадки деградировали и выпадали в осадок. Это вызовет сбои в работе системы клапанов, поршней и соленоидов гидроблока. Технологичные жидкости АТФ способны служить по 8-10 лет без замены.
- Фрикционные свойства в пятнах контакта. Тормозные ленты и фрикционы работают за счёт силы трения. В маслах для АКПП есть особые присадки, которые помогают дискам и тормозным лентам надёжно схватываться и не пробуксовывать при определённом давлении в пятне контакта.
В среднем цена жидкостей ATF выше, чем у трансмиссионных смазок для МКПП в 2 раза.
Семейство Dexron
Жидкости для трансмиссии Dexron задали в своё время темп для других производителей. Владеет этим брендом компания GM.
Масла Dexron 1 ATF появились ещё в 1964 году, когда автоматическая трансмиссия была большой редкостью. Жидкость быстро вывели из производства из-за запрета на использование китового жира, который был в составе масла.
В 1973 на рынки вышло новая версия продукта Dexron 2 ATF. Это масло обладало низкими антикоррозийными свойствами. Радиаторы система охлаждения АКПП быстро ржавели. Его доработали только к 1990 году. Но стремительными темпами развивающееся автомобилестроение требовало новых решений.
После ряда переработок состава, в 1993 году на рынках появилась масло Dexron 3 ATF. За 20 лет этот продукт несколько раз модифицировался, и к нему приписывались с каждым обновлением индексы: F, G и H. Последняя модификация третьего поколения Декстронов была презентована в 2003 году.
Жидкость ATF 4 Dexron была разработана в 1995 году, но её выпуск никогда не был налажен. Вместо запуска в серию производитель решил совершенствовать уже имеющийся продукт.
В 2006 году вышла последняя на сегодня версия жидкости от компании GM, которая получило название Dexron 6. Эта АТФ жидкость совместима со всеми предыдущими смазками для автоматов. Если узел изначально рассчитан на АТФ 2 или АТФ 3 Декстрон, то можно без опасений заливать АТФ 6.
Жидкости Mercon
Компания Ford для автоматических трансмиссий своих автомобилей разработала собственное масло. Создано оно по образу и подобию Декстронов, но со своими особенностями. То есть о полной взаимозаменяемости речи не идёт.
Предвестником появления закрепившихся надолго жидкостей Mercon стало масло Ford ATF Type F. Сегодня оно относится к устаревшим, но его по-прежнему можно найти на рынке. В коробки, рассчитанные под новые масла, его заливать не рекомендуется. Слабый состав антифрикционных присадок может негативно сказаться на работе гидравлики. Используется ATF Type F в основном для гидроусилителей руля и раздаточных коробок некоторых моделей автомобилей Ford.
Рассмотрим актуальные на сегодня трансмиссионные масла для АКПП от компании «Форд».
- Mercon Эта АТФ жидкость была внедрена в производство в 1995 году. Основная причина – запуск на сборочный конвейер АКПП с электрическим управлением и встроенным в коробку гидроблоком. С тех пор было несколько мелких доработок состава Mercon 5. В частности, совершенствовалась база и балансировался пакет присадок. Однако производитель позаботился о том, чтобы все версии этого масла были полностью взаимозаменяемы (не путать с версиями LV и SP).
- Mercon LV. Также используется в современных АКПП с электронным управлением. Отличается от Mercon 5 пониженной кинематической вязкостью – 6 сСт против 7,5 сСт. Заливать её можно только в те коробки, для которых она предназначена.
- Mercon SP. Ещё одна жидкость нового поколения от Ford. При 100°C вязкость составляет всего 5,7 сСт. Для некоторых коробок взаимозаменяема с Mercon LV.
Также в линейке моторных масле для АКПП автомобилей «Форд» есть жидкости для вариаторов и DSG-коробок.
Специализированные масла
Относительно небольшую долю рынка жидкостей ATF (около 10-15%) занимают менее известные в широком круге автолюбителей, специализированные масла, созданные для определённых коробок или марок авто.
- Жидкости для автомобилей Chrysler. Выпускаются под маркировками ATF +2, ATF +3 и ATF +4. Производитель не разрешает лить вместо этих жидкостей другие продукты. В частности, маркировка для масел семейства Dexron не совпадает с жидкостями для Крайслеров.
- Масла для трансмиссий автомобилей Honda. Здесь самые известные два продукта: Z-1 и DW-1. Жидкость Honda ATF DW-1 – это более продвинутая версия масел ATF Z-1.
- Жидкости ATF для авто марки Toyota. Наиболее востребованная на рынке – ATF T4 или WS. В вариаторные коробки заливается ATF CVT Fluid TC.
- Масла в АКПП Nissan. Здесь выбор смазочных материалов довольно широк. В автоматах применяется ATF Matic Fluid D, ATF Matic S и AT-Matic J Fluid. Для вариаторов используются масла CVT Fluid NS-2 и CVT Fluid NS-3.
Справедливости ради, стоит отметить, что все эти масла созданы с использованием приблизительно тех же компонентов, что и масла Dexron. И в теории их можно применять вместо вышеуказанных. Однако автопроизводитель не рекомендует это делать.
Чем отличается ATF от Дикстрона: как выбрать правильную трансмиссионную жидкость
Автомобильные трансмиссии — это сложные и дорогостоящие системы, которые требуют регулярного обслуживания и заботы. Одним из ключевых аспектов такого обслуживания является использование правильной трансмиссионной жидкости.
Но как определить, какую именно жидкость выбрать? Наиболее часто используемыми являются ATF и Дикстрон. Однако, они отличаются друг от друга и их использование в неправильной трансмиссии может привести к серьезным проблемам.
В этой статье мы рассмотрим основные различия между ATF и Дикстрон, а также поделимся советами по выбору правильной трансмиссионной жидкости для автомобиля.
ATF и Дикстрон: как выбрать трансмиссионную жидкость
ATF и Дикстрон: что это такое?
ATF (Automatic Transmission Fluid) и Дикстрон (Dexron) — это обозначения трансмиссионных жидкостей, которые используются в автомобильных коробках передач.
В чем отличия между ATF и Дикстрон?
Хотя обе жидкости являются трансмиссионными, их основные характеристики могут отличаться друг от друга. Например, ATF обычно подходит для автомобилей, которые произведены после 1980 года.
Дикстрон же имеет другой объем и состав, поэтому он может использоваться в старых автомобилях и специализированных автомобилях, которые требуют специфических характеристик трансмиссионной жидкости.
Как выбрать правильную трансмиссионную жидкость?
Для выбора трансмиссионной жидкости нужно узнать рекомендации производителя автомобиля и использовать жидкость, которая соответствует этим рекомендациям. Рекомендации указаны в инструкции по эксплуатации автомобиля.
Также обратите внимание на тип трансмиссии автомобиля, поскольку некоторые жидкости могут быть совместимы только с определенными типами трансмиссионных систем.
Если вы не уверены в правильном выборе, обратитесь к профессиональным автомеханикам, которые могут помочь выбрать подходящую жидкость и произвести замену.
Выбор правильной трансмиссионной жидкости для автомобиля важен для его надлежащего функционирования. Поэтому важно узнать рекомендации производителя автомобиля и использовать жидкость, которая соответствует этим рекомендациям.
Различия ATF и Дикстрона
Состав
ATF (Automatic Transmission Fluid) и Дикстрон – это два вида трансмиссионной жидкости, используемой для смазки автоматических коробок передач. Однако, состав данных жидкостей различен. ATF состоит из синтетических или минеральных масел с добавлением присадок, которые улучшают смазку. А Дикстрон, в свою очередь, является разновидностью ATF, который содержит больше присадок и более продвинутую формулу, обеспечивающую оптимальную работу автоматической коробки передач.
Марки и модели авто
Также, ATF и Дикстрон различаются по маркам и моделям автомобилей, для которых они предназначены. Например, обычно автомобили американских марок, таких как Chevrolet, используют Дикстрон, а японские модели, такие как Toyota и Honda, обычно требуют ATF.
Третье различие между Дикстроном и ATF – это цена. Дикстрон стоит дороже, чем ATF. Это объясняется тем, что он предназначен для автомобилей более высокого класса, чем ATF.
Характеристика | ATF | Дикстрон |
Состав | Синтетические или минеральные масла с добавлением присадок | Содержит больше присадок и более продвинутую формулу |
Марки и модели авто | Обычно используется для японских моделей автомобилей (Toyota, Honda) | Чаще всего для американских марок (Chevrolet) |
Цена | Дешевле | Более дорогой |
Как выбрать правильную трансмиссионную жидкость?
Подбор правильной трансмиссионной жидкости является важным аспектом для каждого автомобиля. Неправильный выбор жидкости может привести к серьезным последствиям для вашего транспортного средства.
Сначала определите тип трансмиссии вашего автомобиля. Существует два основных типа трансмиссий: механические и автоматические. Если ваш автомобиль оснащен механической коробкой передач, выберите трансмиссионную жидкость, которая соответствует спецификациям производителя автомобиля. Если ваш автомобиль имеет автоматическую коробку передач, обязательно проверьте инструкции по эксплуатации.
Следующий этап — выбор марки жидкости. На текущий момент на рынке представлено множество марок трансмиссионных жидкостей. Однако не все они подходят для вашего автомобиля. Проверьте рекомендацию производителя автомобиля, чтобы найти наиболее подходящую марку жидкости.
Не забывайте, что разные марки трансмиссионных жидкостей имеют разную вязкость. Проверьте рекомендации производителя автомобиля для определения правильной вязкости для вашего автомобиля. Использование жидкости с неправильной вязкостью может привести к проблемам с переключением передач.
- Проводите замену трансмиссионной жидкости в соответствии с рекомендациями производителя.
- Используйте только рекомендованную марку жидкости.
- Обращайтесь к профессионалам, если вы не уверены в своих знаниях о выборе трансмиссионной жидкости.
Отбор трансмиссионной жидкости для автомобилей разных классов
Класс легковых автомобилей
Для легковых автомобилей важно подобрать трансмиссионную жидкость, учитывая не только спецификации производителя, но и условия эксплуатации. Например, жидкость должна обеспечивать лёгкий переключатель скоростей, а также защищать от износа детали, таких как фрикционные диски.
Важно: при выборе жидкости для автомобилей легкового класса не стоит экспериментировать и использовать жидкости, которые не соответствуют требованиям производителя.
Класс грузовых автомобилей
Для грузовых автомобилей также важно выбрать качественную трансмиссионную жидкость. Эти автомобили обычно имеют более мощные двигатели и более высокую грузоподъёмность, поэтому жидкость должна обеспечивать надёжность и долговечность работы трансмиссии.
Жидкость с высоким индексом вязкости и ускоренным приёмом скоростей улучшит работу трансмиссии, а присадки и добавки в составе жидкости помогут защитить детали от износа.
Класс спортивных автомобилей
Для спортивных автомобилей наиболее важными критериями при выборе трансмиссионной жидкости являются её вязкость и корректность в переключении скоростей.
Важно: при выборе трансмиссионной жидкости для спортивных автомобилей стоит убедиться, что она способна выдерживать высокое давление и не склонна к пениванию во время работы.
Рекомендации по замене трансмиссионной жидкости
Периодичность замены жидкости
Владельцам автомобилей необходимо следить за составом и уровнем трансмиссионной жидкости и обновлять ее наилучшим образом. Несвоевременная замена жидкости может привести к снижению качества работы трансмиссии и преждевременному износу. Рекомендуется менять трансмиссионную жидкость каждые 50-60 тысяч километров пробега, но этот интервал может быть сокращен в сложных условиях эксплуатации автомобиля.
Выбор трансмиссионной жидкости
При замене трансмиссионной жидкости необходимо использовать продукт, соответствующий требованиям производителя автомобиля. В случае использования неподходящей жидкости может произойти ее быстрый выход из строя и, как следствие, снижение работоспособности автомобиля.
Также важно учитывать климатические особенности местности, где используется транспортное средство. Например, для регионов со средними и высокими температурами подходит жидкость с высокой вязкостью, а там, где зимой температура опускается до минус 25 градусов, предпочтение следует отдавать жидкости с меньшей вязкостью.
Процедура замены жидкости
При замене трансмиссионной жидкости необходимо соблюдать правила безопасности и предварительно выставить автомобиль на ровную поверхность. На первом этапе следует снять крышку, а затем сливную пробку, чтобы жидкость могла стекать в контейнер. После этого необходимо установить новый масляный фильтр и заполнить коробку трансмиссии новой жидкостью. Важно следить за правильным уровнем жидкости и внимательно прочитать инструкцию на упаковке перед использованием жидкости.
Куда обратиться для замены жидкости
Для замены трансмиссионной жидкости можно обратиться в сервисный центр или сделать это самостоятельно. Однако, самостоятельная процедура может быть более трудоемкой и рискованной, поэтому, если у вас нет опыта в подобных работах, лучше доверить это профессионалам. В сервисных центрах также могут произвести диагностику системы трансмиссии и внести необходимые корректировки для обеспечения максимальной работоспособности автомобиля.
Некоторые мифы касательно ATF DEXRON
Тема ATF окружена множеством мифов и споров, центральное место в ней по праву принадлежит семейству ATF под названием Dexron (Дексрон). Именно так, "Дексрон", без несуществующей буквы "т" в середине названия.
Давайте разберем эти мифы и, может быть, сделаем неожиданные выводы.
Миф 1. Dexron – это стандартные ATF!
Dexron — это торговая марка ATF фирмы General Motors (далее GM) для её автоматических ступенчатых трансмиссий. Все виды Dexron разработаны для конкретных линеек АКПП GM, не существовали на рынке до разработки GM, и абсолютно ВСЕ являются СПЕЦПРОДУКТАМИ GM. Dexron это многокомпонентная трансмиссионная жидкость, содержащая кроме собственно базовых масел ещё оригинальный пакет присадок, модификаторы, красители и всё прочее, что пожелает производитель.
GM осуществляет политику лицензирования своих ATF, открыв спецификации для выпуска (для каждого продукта разная, под своим номером). Поэтому любой производитель может купить пакет присадок, произведённый одним из мировых лидеров про производству присадок по лицензии GM, взять требуемые базовые масла и собрать из всего этого ATF. Далее продукт отсылается GM, та проверяет результат и выдаёт номер лицензии, который обычно начинается с буквы, соответствующей названию конкретного вида ATF. Например, для Dexron-III(H) это будет “H-xxxxx” После чего производитель имеет право нанести на свою упаковку надпись, что перед вами соответствующий тип ATF GM. С определенной периодичностью GM снова проводит оценку и выдает новое одобрение (лицензию). Это даёт уверенность, что внутри канистры будет то, что предписывает GM.
Здесь полезно сравнить политику GM с политикой иных производителей. Например с Honda, которая свои спецсоставы никому не лицензирует и не публикует спецификации, требуя применения только их и допуская заливку Dexron как временную меру. И потому их продукцию нельзя купить в каждом ларьке, а вот совместимыми с Dexron продуктами забит весь рынок. Просто потому, что GM зарабатывает на лицензиях.
Для конвейерной заливки ATF нужен ДОПУСК. Это более высокая ступень, нежели просто одобрение/сертификация. В этом случае инженеры GM проводят исследование продукта, в т.ч. ресурсное, чтобы, не боясь, использовать эту ATF на конвейере и в своей официальной сервисной линейке расходных материалов GM.
GM осуществляет свою программу лицензирования несколько лет, пока данный продукт не выводится из продуктовой линейки. После этого срока GM не выдаёт лицензии. Маслопроизводители могут и далее выпускать такие ATF, но официально назвать их "Dexron" они не могут, и как правило, допуска у них уже быть не может. Поэтому они пишут лишь о «соответствии» своего продукта требованиям GM, которая более никак не отвечает за качество и реальное содержание таких канистр.
Более того, ряд второстепенных производителей не озадачивается получением реального одобрения, они просто делают свой продукт и заявляют о его соответствии спецификациям GM. В этом случае за обоснованность этих заявлений отвечает только сам маслопроизводитель.
Кстати, вы легко можете определить, что перед вами второсортный производитель, если увидите на его канистре название Dexron-II или Dexron-III, лицензии на которые GM не выдаёт уже много лет. Именитый производитель называет такой продукт собственным торговым названием, и указывает что он "соответствует спецификации" GM.
Исторически сложилось так, что фирма GM стала «законодателем мод» в АКПП / ATF на многие годы, являясь первопроходцем. Большинство других компаний ориентировалось на GM. Поэтому они либо использовали лицензионные трансмиссии, либо сами разрабатывали схожие трансмиссии, которые должны были работать на соответствующем Dexron. На рынке смазочных материалов было полно лицензионных дексронов, содержащих требуемые базовые масла и присадки, что облегчало автопроизводителям жизнь и позволяло не вести свои исследовательские работы.
В ряде случаев состав ATF GM копировался с незначительными изменениями, и так появлялись стандарты, вроде Ford Mercon и Chrysler Mopar. Однако, следует заметить, что не все Mercon и Mopar являются копиями соответствующего Dexron, т.к. тот же Ford использовал и сторонние трансмиссии, для которых под маркой Mercon продавались другие спецпродукты. Более того, Dexron, Mercon и Mopar, при всей их близости, не являются полностью взаимозаменяемыми, хотя существуют сторонние ATF, заявляющие о своей совместимости со всеми этими спецпродуктами сразу. В каждом конкретном случае следует руководствоваться таблицей применимости на основе официальных разрешений.
Cо временем Dexron стал восприниматься как некий "стандарт ATF". Но следует помнить, что это официальный стандарт ТОЛЬКО GM, и только для одобренных ими коробок.
Миф 2. Каждый новый Dexron разрабатывается под новые коробки, и в старые их лить нельзя!
Для GM характерно делать новые стандарты Dexron, которые ЗАМЕНЯЮТ все или большинство предыдущих.
Понятие номера у Dexron вторично. Главное в названии Dexron — это не номер (II, III, VI), а буква! Например, как у упомянутого выше Dexron-III(H) главное — это "H". Между Dexron-II и III нет принципиальной разницы из-за номера, отличия определяются буквами, и например, взаимозаменять все Dexron-III не глядя на буквы можно только в обратном порядке. Не стоит думать, что все Dexron-II или Dexron-III взаимозаменяемы или наоборот несовместимы.
Dexron имеют сквозную буквенную нумерацию по алфавиту — A, B, C, D, E, F, G, H, J. При этом, в условную группу Dexron-II входят "C", "D" и "E", в Dexron-III входят "F", "G" и "H", в Dexron-VI входит "J". Далее с 2013 GM отказался от букв и стал давать смысловые сочетания HP, ULV, и более новые составы, выпускаемые для них фирмой Mobil1.
В список не включены: промежуточный древний состав Dexron A (suffix A), а также Dexron-III(K), который не является ATF.
Для удобства зрительного восприятия и правильного понимания, перепишем названия дексронов в обратной последовательности "буква — коммерческое название типа":
A (Dexron-I)
B (Dexron-I)
C (Dexron-I)
D (Dexron-II)
E (Dexron-II)
F (Dexron-III)
G (Dexron-III)
H (Dexron-III)
J (Dexron-VI)
Так вот, долгие годы общим правилом GM является то, что каждый новый Dexron заменяет все предшествующие буквы. Они обратно совместимы. Официально. Не смотря на все свои отличия.
Некоторым исключением является только Dexron-VI (J), который заменяет только "G" и "H" из группы Dexron-III. А для замены давно снятого "F" и более старых, GM ныне предлагает воспользоваться любым нелицензионным заменителем "F" или более старых дексронов. Заменять в обратную сторону новые спецификации более старыми не разрешается.
Лицензирование “H” прекращено в 2011 году, его теперь заменяет “J”. То есть, сам GM уже не поддерживает свои коробки выпуска до 1997 года. Минимальный актуальный на 2023 год продукт у GM – Dexron-VI (J).
Миф 3. Dexron делятся на минералку и синтетику, и их нельзя смешивать!
Из предыдущего пункта уже ясно, что МОЖНО . Это недвусмысленно заявляет сам разработчик GM. Запоминаем правило заменяемости дексронов:
Каждый последующий дексрон заменяет предыдущий. "B" заменяет "A", "C" заменяет "B" и "A", и т.д. ;
Старые дексроны не используются вместо новых ;
Дексроны "A", "B", "C", "D", "E", "F" заменяются на "G" и "H";
"G" и "H" заменяются на "J"; а сам "J" ни на что не заменяется.
Вот и вся "арифметика". Легко запомнить.
Теперь по поводу «минералки» и «синтетики». Все, кто в теме, давно знают, что понятие «синтетика» в автомаслах очень условно. Законодательство разных стран позволяет одно и то же базовое масло называть и «минералкой», и «синтетикой». А сами готовые продукты сейчас редко бывают сделанными из одного типа базового масла – как правило, это смесь масел разных групп. Наиболее строга здесь Европа, которая требует присутствия в "синтетическом" продукте 4-й группы базовых масел и выше. То есть, "синтетика" это в основном ПолиАльфаОлефины (ПАО) 4-я группа, а также продукты вроде эстеров (из 5-й группы). А масла от 1 до 3+ относят к минеральным маслам разной степени очистки и обработки.
Но GM — это американская фирма, а по законодательству и судебным актам США, начиная с 3-й группы, масла можно именовать «синтетическими». Это ГидроКрекинг (НС) 3-группа, а также «Газ-В-Жидкость» (Gas-To-Liquid, GTL) группа 3+. Конечно, многие производители этим и пользуются, называя свои ATF «синтетическими». И вот, в непонимании многими этого факта и кроется вся «конспирология» по поводу основы и смешиваемости.
Важным моментом является тот факт, что "минеральность" базового масла вовсе не означает, что такой продукт обязан иметь плохие зимние свойства. Даже 50 лет назад ATF создавались для того же самого климата, даже более холодного. Однако, продукты с синтетическими компонентами априори имеют лучшие зимние свойства, особенно в экстремальных температурах, и имеют более длительный период сохранения этих свойств, потому предпочтительны. Но гнаться за синтетикой в ATF стоит лишь если у вас именно экстремальные условия. К которым -30с ещё никак не относится, речь идёт про температуры ниже -40с. Также, синтетика может дать немного лучшую экономию топлива, которую вам будет очень трудно заметить. В целом, синтетика скорее полезна для коробки, однако более важным моментом является её совместимость с оригинальной ATF. Современные ATF имеют состав, в котором присутствует как минимум гидрокрекинг, а значит, в какой-то мере они уже все «синтетические».
GM использовала все новинки маслопроизводства как только они появлялись. Ибо не разумно продолжать делать ATF на основе устаревших базовых масел. Эта одна из причин довольно частого появления новых версий дексронов.
Теперь по базовым маслам:
— Первыми "маслами" в АКПП 1930-х годов 20-го века были не ATF, а реально масла. Конкретно моторные, которые в те годы были исключительно минеральными. Ввиду неудовлетворительной работы в АКПП, вместо моторного масла стали разрабатывать спецсоставы (см.далее).
— Hydra-Matic Drive Fluid (HMDF). Перед Dexron у GM в 1939 году успел выйти состав на тех же базовых маслах простой химической очистки, но с добавлением спецприсадок для уменьшения окисления, вспенивания, образования ржавчины, коррозии, лака и осадка. Это была первая в Мире жидкость для автоматов. Впервые для неё было использовано в названии слово "жидкость" (fluid) вместо "масло" (oil) — для того, чтобы сервисмены не вздумали лить в автомат моторное масло, как они привыкли ранее. Впрочем, они продолжили лить моторное масло и далее, т.к. HMDF использовалось только на фирменных станциях техобслуживания. Моторное масло было разрешено для заливки только как временная экстренная мера, т.к. приводила к повреждению коробки при длительной эксплуатации. Формально HMDF относилась к группе I базовых масел, но в современном понимании масла I группы появились лишь в 60-х годах, когда они стали проходить процесс гидроочистки (не путать с гидрокрекингом). Эта жидкость имела проблемы при низких температурах.
— Dexron "A" был сделан на той же технологии, но улучшилось поведение зимой. Это первая лицензируемая GM жидкость.
— Dexron "A" "suffix A" — улучшенный Dexron "A", который лучше переносит высокие температуры. Масла использованы те же.
— Dexron "B" так же делался на минеральных маслах 1 группы, но уже с применением гидроочистки (снова не путаем с гидрокрекингом!).
— Dexron "C", "D", "E" делались на минеральных базовых маслах 2-й группы, отличающихся от 1-й группы частичным использованием гидрокрекинговых базовых масел в качестве присадки. То есть, используется и химическая очистка, и гидроочистка, и частично гидрокрекинг. Название Dexron-II в целом соответствует использованию 2-й группы масел, однако такая градация масел появилась многие годы спустя начала использования названия Dexron-II. По сути, 2-я группа это микс 1-й группы (минералка) и 3-й группы (гидрокрекинг). Можно сказать, что это "полусинтетика", если исходить из того, что в США гидрокрекинговые масла приравниваются к синтетике. Но синтетических компонентов в строгом смысле здесь не было. Масла 2-й группы имеют более высокий индекс вязкости, что улучшило стабильность свойств.
— Dexron "F", "G" и "H" делались на базе 2 и 2+. Информация по ним противоречивая. «2+» — это ещё более улучшенная смесь минералки и гидрокрекинга, где индекс вязкости базы ещё выше. В ряде источников эти масла именуются якобы «синтетическими», но они спокойно заменяют даже Dexron "A" 1949 года выпуска! Причина изложена выше — фантазии маркетинга.
— Dexron "J" это уже гидрокрекинговое масло с эстерами. Эстеров много не добавляют — это не основной компонент, а вспомогательный. "J" совместим с 2+ ("G" и "H") и может их заменять. Но не рекомендован для замены более старых Dexron на маслах 1 и 2 групп. Эта ATF снова заявлена как «синтетическая» по американскому законодательству, но основа здесь так же из нефти. И потому совместима с "G" и "H".
Как видим, внутри одного номера дексрона могут быть разные поколения с разными базовыми маслами и разными требуемыми показателями. Это одна из причин ставить на первое место букву, а не номер! Впрочем, некоторая связь между номером группы базовых масел и номером дексрона частично тоже прослеживается.
Миф 4. Dexron-VI нельзя заливать вместо Dexron-III ! Потому, что он жидкий и синтетический, коробка на нем будет буксовать и течь!
Dexron-VI(J) появился в 2005. Позиция GM такова, что в коробки с 1997 года заливать шестой Dexron можно. Этим и занималась сама GM, когда вывела из сервисной линейки предыдущий Dexron-III(H).
Dexron "J" (VI) действительно относился к новому (тогда) классу маловязких ATF. Его вязкость существенно ниже старых показателей и при +40, и при +100. У старых ATF показатели вязкости соответственно были около 38 и 7.5 (сантиСтоксов), у новых стало 27-24 и 6,4-5,5. Как видим, при +100 снижение вязкости (7,5->6) не такое существенное, как при +40 (38->25). Такое масло более экономично и лучше ведёт себя на морозе. А также, его вязкость более стабильна.
Опасения про работу старой гидравлики на менее вязком масле понятны, но как выяснилось беспочвенны. У Dexron-VI не только базовые масла обновлены, но и присадки, и модификаторы. Эта ATF имеет другую "новую философию" — намного меньше разжижается при высокоскоростном сдвиге. Напомню, что лабораторно вязкость масел измеряется не в реальных агрегатах, а на стенде. В реальной коробке конечная вязкость ATF зависит не только от общей её температуры, но и от нагрузки при высокоскоростном сдвиге (сказывается повышение температуры от трения и давления). Эти нагрузки и параметры стенды не учитывают. Предыдущие ATF имели повышенную вязкость в том числе для того и потому, что не могли столь эффективно противостоять разжижению при сдвиге. Dexron-VI это может. Поэтому, при +100С в реальных парах трения внутри АКПП GM итоговая вязкость у Dexron-VI такая же или даже выше, чем у Dexron-III, который может проседать под нагрузкой почти до 4 сантиСтоксов — у Dexron-VI(J) вязкость остается более 5 ! Вот такой неожиданный факт.
Вывод — непосредственно от "жидкости" Dexron-VI (J) коробка не буксует. Это может происходить либо вследствие её общего большого износа, либо если Дексрон-6 залили в коробку, куда предназначен "F" и старше. В коробке под "G" или "H" дексрон "J" ведет себя хорошо, и даже лучше "родного".
Миф 5. Dexron-II(D) не подходит для суровых российских условий, он зимой замерзнет!
Этот миф следует из непонимания плохо переведённых данных и неверной интерпретации табличек. Называют предельную температуру для D-II(D) -15C или -20C, а для D-II (E) и более поздних -30С и ниже.
Но это не так. Dexron-II(D) это всесезонная ATF, выпускалась с 1975. Климат на Земле за годы её использования принципиально не похолодал, чтобы резко ощутить большие проблемы с вязкостью второго дексрона именно зимой 1990 года. Зато шагнула вперед техника, и вместо гидромеханических систем управления пришли электронные, как раз в те годы. Эти АКПП имели соленоиды, для которых в мороз было нужно иметь сниженную кинематическую вязкость. Подчеркнем – только в мороз, и именно сниженную, а не просто "жидкую" ATF. ATF Dexron-II(D) имел предел текучести не менее -40с. Но уже при -20 у некоторых электронных систем могли начинаться на ней проблемы. Им вязкость по Брукфильду при -30 требовалась вдвое меньшая. Поэтому был разработан Dexron-II(E). Заметим, что в наше время его низкотемпературные параметры вызовут скорее смех, их сейчас имеют только слабые продукты, но тогда это было круто. «E», как мы теперь уже знаем, означает вовсе не «Electronic» (как думают многие «авторы» ), а просто следующую порядковую букву после D. За счёт добавок в состав базы были получены требуемые свойства, в целом полезные для АКПП. И Dexron-II(E) как обычно заменил собою Dexron-II(D). Но в рунете вы встретите массу домыслов, что якобы «синтетический E ни в коем разе нельзя лить туда, где минеральный D !». Как сказано выше, «E» вовсе не синтетический, и совместим с D (а за одно с A, B и С!), о чем указывает оригинатор. Dexron-II(D) актуален только для коробок 30-летней давности, и как правило его копии сейчас не выпускаются, а то, что нам продают как «D-II» – уже не он, а просто совместимая с ним ATF типа D-III.
Миф 6. В состав Dexron входит сперма китов!
В составе классических древних Dexron "A" и "B", и только в них(!), применялось китовое масло, полученное из их головного мешка (спермацет). Это НЕ сперма китов . Просто когда-то очень давно люди так думали, пока биологи не разобрались. Правда, неграмотные интернет-писатели тиражируют этот миф до сих пор. Применялся спермацет как ингибитор коррозии из-за окисления ATF. Окисление было бичом ATF долгие годы, вынуждая экспериментировать со многими антиокислительными и консервационными добавками. Этот жир просто покрывал внутрянку АКПП, защищая её. Объемная доля спермацета в Dexron "B" была небольшой. Основные масла, разумеется, были как обычно из нефти. Но поскольку китов занесли в Красную книгу, и вообще из-за соображений гуманности, использовать китовое масло запретили. Вместо спермацета в Dexron "C" уже применялось масло жожоба, но и оно вызывало коррозию в местах пайки радиаторов, поэтому позже в 1975 рецептуру Dexron поменяли ещё раз, создав в Dexron-II "D". Правда, ATF "D" оказалась гигроскопичной (впитывают воду), а значит потенциально снова коррозия. Для АКПП это показалось не столь существенным, поэтому ATF "D" оставили как есть, до будущих времён, пока не решили этот вопрос кардинально в следующих составах.
Миф 7. Dexron можно лить не только в АКПП, но и в ГУР !
Да, можно. Но не во всякий ГУР и не каждый Dexron! По мере развития систем ГУР стало ясно, что старые Dexron не совсем хорошо в них себя ведут. В частности, "D" весьма гигроскопичны (впитывают воду) и вообще могут вызывать коррозию. Поэтому стали выпускать специальные составы PSF для ГУР, однако многими это воспринималось как "маркетинг", в его худшем смысле. Но в этих составах не было цели поддерживать работу АКПП, поэтому это не была копия Dexron-II в другой упаковке. По крайней мере у серьёзных производителей. Зато эти жижи должны были как раз не иметь недостатков старых дексронов. Начиная с Dexron "E", работы по улучшению противоокислительных свойств велись, и в итоге Dexron "G" уже заявлен как полностью подходящий для систем с ГУР, где допускается Dexron. Да-да, Dexron разрешается автопроизводителями не во все ГУР, хотя многие думают иначе.
Что касается самих требований к жидкости ГУР, то их устанавливает производитель. И если он строго рекомендует туда спецпродукт, то стоит к этому прислушиваться. Хотя не лишним будет и посмотреть хим.анализ его оригинальной PSF не предмет "а не Dexron ли туда залит?". Для систем, где свободно допускается использование Dexron, начиная с какого-то поколения, их лить можно, но стоит убедиться, что производителем не выпущены новые обновлённые рекомендации. Для старых машин это может быть актуально, т.к. на момент выпуска а/м более лучших составов могло ещё не быть, и тогда рекомендованными были те, которые были доступны. Но по мере выпуска новых спецпродуктов позиция производителя могла и поменяться. И это лучше проверить.
Миф 8. Dexron можно использовать на весь срок службы автомобиля.
Dexron не позиционируется как ‘ lifetime ‘. Но даже у тех ATF, для которых такое заявлено, всегда мелким шрифтом указаны условия этого lifetime. Как правило, в идеальных условиях заявлено 150 тыс.миль межсервисного интервала, т.е. 240 тыс.км. Не более. А при тяжелых условиях интервал легко может сокращаться до вполне привычных 30 тыс.миль, т.е. 48 тыс.км. Езда по горам, внедорожье, таскание прицепа, продолжительная езда зимой, длительный холостой ход.
GM для Dexron-VI(J) заявлял возможность интервала замены в 160 тыщ км в нормальных условиях и 80 тыщ км в тяжелых. Это обычно покрывает гарантийный период эксплуатации, и может представляться как "на весь срок" лишь в этом смысле. Как правило, то же самое действует и в отношении "долгоиграющих" продуктов других автопроизводителей. Масла и жидкости, сохраняющие свойства и через 20 лет эксплуатации, не известны.
Вопрос 8. А как же тогда с синтетикой, её что, вообще нет в Dexron?!
После Dexron-VI "J" (который часто тоже необоснованно называют "синтетикой") в 2013 у GM появился настоящий синтетический состав "HP", и он был сделан на 4-й группе ПАО. Показал он себя не хорошо (и так бывает!), к тому же не совместим с предыдущими дексронами. Поэтому позже под этим названием был выпущен продукт уже на базе 3+ (GTL). GTL это особый вид масла, он по сути тоже "синтетика" из газа, как и ПАО, но "попроще", и выступает как превосходящий гидрокрекинг. Чаще всего GTL считают как бы "современной дешевой синтетикой". В дальнейшем продукты GM тоже использовали эту же базу 3+ для ещё более маловязких Dexron ULV. Но это сплошь всё современные продукты для машин середины 2010-х годов и позже, имеющих многоступенчатые АКПП особой конструкции. По сути, это уже не дексроны, а спецсоставы следующих поколений, которые с дексронами не смешиваются и не заменяют. Поэтому можно сказать, что "в дексронах синтетики нет". По крайней мере в значимых количествах, если помнить, что синтетические эстеровые спирты являются функциональными добавками, а не базой.
Вопрос 9. А почему на прилавках практически нет Dexron от самого GM?
GM занимается лицензированием, зарабатывая на лицензиях. Сам GM не делает масел, имея договоры на конвейерные поставки и сервис, а все остальные платят за лицензию и делают совместимые ATF. Из-за массовости и легкой доступности пакетов присадок, производством занимаются все кому не лень, а цены относительно низкие. Зачастую, ATF на базе Дексрона продают и без лицензии, перечисляя виды Дексронов в списке соответствия, наряду с прочими фирменными ATF. Как правило, в бутылке такой ATF и залит, по сути, какой-то из дексронов, которому «нарисовали» псевдо-соответствия. За правдивость таких списков отвечает сам маслопроизводитель, и зачастую относится к этому весьма халтурно, указывая в списке составы, копией которых совсем не является. Но это заставляет многих автомобилистов думать, что у всех других автопроизводителей в фирменных канистрах залита копия дексрона. Ситуация здесь не простая, ибо у одних это действительно так, а у иных нет. Другие автопроизводители могут как использовать Dexron в качестве основы, так и разрабатывать собственные ATF под свои требования. И не особо распространяться — чем они отличаются и с какой целью созданы именно так, а не иначе. Также, есть сторонние производители АКПП, которые так же предлагают свои фирменные жидкости для своих же коробок, и без лабораторного анализа трудно понять — можно ли их заменять на Dexron без проблем. Чисто гидравлически, многие ATF похожи, машина на них едет. Но отличаться может не только состав масла, но и состав присадок, загустителей, модификаторов. А это уже может сказаться на дальнейшей судьбе механизмов. Достаточно посмотреть историю Дексронов, чтобы понять как много GM их изменяла для своих коробок. Ведь они не взаимозаменяемы в любую сторону, и заливка D-2 вместо D-6 может оказаться проблемой в дальнейшем. Заливая какой-то Дексрон в коробку не-GM вы должны быть уверены, что это примерно одно и то же по составу. К сожалению, надписи в документах канистр неоригинала могут отражать лишь желание подзаработать. Очень часто лабораторные анализы свидетельствуют, что неоригинальные "заменители всего" не соответствуют составу якобы заменяемых ими ATF.
Есть случаи, когда самим автопроизводителем какой-то Dexron указан для коробок, в которые им же строго рекомендован фирменный состав. Это вовсе не означает, что автопроизводитель обязательно вас обманывает, продавая задорого в фирменной таре тот же Dexron (хотя и такие случаи тоже бывают!). Когда у вас, например, случилась утечка ATF и вам срочно надо что-то подлить в коробку, а оригинала конечно с собой нет, то Dexron вас выручит, т.к. его основные гидравлические свойства схожи. Но после этого рекомендуется полностью заменить ATF. Просто потому, что "оно едет" =/= "оно будет ездить долго". Но здесь всё очень индивидуально для каждого автопроизводителя.
Вопрос 10. За годы производства состав у Dexron не менялся?
Обычно не менялся. Иногда приходилось вмешиваться в готовую рецептуру для решения срочных проблем, но как правило просто выходил новый улучшенный продукт с новой буквой, заменяющий все предыдущие.
А вот с неоригиналом ситуация иная. И вот тут будьте внимательны! Сейчас GM не выдаёт лицензии на Dexron "H" и старше. Поэтому, называться "Dexron" они не могут. Они могут называться "Dex", "D-III", "ATF-3" и т.п., но не Dexron©. Присадки под эти старые дексроны продаются в изобилии, поэтому сделать такую жидкость не составляет проблем никому. Но далее часто начинается форменный «цирк с конями». Присадки можно положить сколько пожелаешь – никто не контролирует, GM точно нет. Написать на канистре можно что угодно, хоть «масло для всех автоматов». Поэтому часто скопом перечисляются разные Dexron, которым якобы соответствует (но не является!) этот продукт, а также упоминается масса фирменных ATF, вопрос соответствия которым остаётся открытым. И часто им НЕ соответствует, но люди верят во всё, что написано буковками, включая любой забор.
Из положительного стоит отметить, что сейчас как правило используются более современные базовые масла, на гидрокрекинге, т.е. или 3 или 2+. Базу 3 (гидрокрекинг) часто соединяют с эстерами (5 группа), что сразу называют «синтетикой» или даже «полной синтетикой». Бояться этой «синтетики» не надо, тем более что это и не синтетика вовсе . А вот настоящей синтетики среди ATF я бы поостерегся. ПАО — это совсем не то, что было в Dexron-2-3-6. Гидрокрекинг+эстеры это отличная комбинация для хорошего ATF. Лучше него сейчас только GTL, но их не особо тестировали в старых коробках, да и это пока экзотика фирмы Shell.
В результате, когда мы видим ATF, заявляющую о совместимости с Dexron-II или Dexron-III ранних видов, он скорее всего будет сделан не на оригинальной рецептуре, а на более современной. Если вы внимательно читали статью, то и сами уже можете понять почему так – современные мульти-ATF по составу как правило являются нелицензионными копиями Dexron-III ("G" или "H"). Или Dexron-VI(J), но с ним уже требуется лицензия. Смотрите на самую верхнюю версию Dexron, с которым обещается совместимость — именно этот дексрон и есть на самом деле то, что выдаётся за мульти-жижу. Так вот, если это реально копия "G" или "H", то конечно она будет совместима со всеми D-II или D-III(F). Просто потому, что обязано. При этом будет даже лучше оригинала 30-летней давности. Но, бывают и исключения! Остерегайтесь мелких производителей «инновационных продуктов». Лучше взять ATF от крупной компании, особенно имеющей свои мощности по переработке нефти. И дело тут не в цене компонентов. Просто, имеющие свои НПЗ компании — крупные и уважаемые, они обычно строго следуют всем требованиям и рецептуре. А вот "выпендриваются" и приносят неприятности обычно мутные мелкие компании, которые не брезгуют и откровенной ложью в своих описаниях и списках соответствий.
Отдельная тема это мотоспорт и все к нему причастные. ATF для спортсменов обычно имеют очень необычные дорогие составы, с нестандартной базой и другим пакетом присадок, часто с его лошадиной дозой, и вряд ли они нужны для рядового автовладельца.
ATF для джиперов примерно то же самое, но как правило "загущенное". Вопрос применения их спорный, ИМХО лучше вложить деньги в улучшение системы охлаждения ATF.
Вопрос 11. И что, теперь заливать только оригинал?
Не обязательно. Оригинал — это конечно очень хорошо. Но дорого. Просто нужно быть уверенным, что мульти-жижа, которую вы собираетесь залить, реально по составу соответствует оригиналу. Надо посмотреть, нет ли на этикетке откровенно липовых соответствий. Нужно помнить, что допуск — это разрешение на использование в своей технике, и как правило его нет ни у кого из производителей мульти-жижи. И если вдруг это сказано на упаковке как «допуск», то вас уже обманывают. Настоящие специалисты не путаются в терминологии. Допуску нельзя «соответствовать», он — либо есть, либо его нет. Для коробок, где производителем не указана периодичность замены, не превышайте пробег 100.000 км или 7 лет. Неоригинал может не прослужить и этого. Использовать или нет так называемые «улучшенные» ATF, которые якобы лучше оригинала – дело ваше. Главное, чтобы по анализу это было похоже на оригинал хотя бы. Причем, сравнивать надо с оригиналом именно вашего производителя, а не GM Dexron.
Вопрос 12. Если в коробку производителем предписан Dexron-II, то можно ли заливать Dexron-III? Или лучше поискать именно Dexron-II, а то фрикционы не сомкнутся, гидротрансформатор проскользнёт и т.д?
По идее, указание ATF как "Dexron-II" это косяк производителя ATF. Без буквы это ни о чём, ведь их 3 разных. Но скорее всего, производитель указал свой оригинальный состав и где-то указал возможную замену на Dexron, причем даже с буковкой, но при переводе она где-то "потерялась".
В любом случае, если вы не знаете точно букву, имеет смысл поднять планку, используя какую-то ATF, где будет указано соответствие спецификации Dexron-III(F) или (G). Они полностью кроют все версии Dexron-II, имея более лучшую базу, присадки, коррозионную стойкость, низкотемпературные характеристики, ресурс и т.д.
Точно так же, в коробку, где предписан Dexron-III(H), можно залить Dexron-VI(J) и получить примерно те же бонусы, только ещё и экономичность (правда, немного).
Полезным советом будет при переходе на более новый Dexron (относительно ранее заливаемого) сделать полную замену ATF на автомате замены. Если конечно производителем АКПП такая процедура не запрещается. Какими совместимыми бы ни были основы ATF, желательно иметь единый пакет присадок, а не их микс. Это не обязательно, но желательно.
Миф 13. Dexron можно смело лить в любую коробку где указано такое слово!
Для АКПП многими производителями указывался Dexron (часто даже без указания номера) как на щупе коробки, так и в документации. Особенно часто это было лет 25-30 назад. В те годы фирменных спецсоставов для коробок почти не было, многие ориентировались на GM, и свои собственные составы представляли собою тот же перепакованный Dexron.
Но это не всегда так. Если взять к примеру Honda, то если в год выпуска автомобиля у производителя не было спецсостава — указывался Dexron, и не только на АКПП. На более поздних годах выпуска, когда появлялся спецсостав (настоящий, не перепаковка дексрона!), такая надпись не ставилась. Однако, даже имея спецсостав, производитель мог указывать возможность заливки Dexron как временную меру — например, чтобы восполнить утечку, доехать до сервиса и произвести ремонт, а потом сделать полную замену ATF снова на спецсостав. Поэтому, нужно смотреть — что именно производитель рекомендует для обслуживания АКПП СЕЙЧАС(!), а не в те годы.
Исходя из сказанного, НЕ верно думать, что надпись ‘Dexron’ ВСЕГДА разрешает его использование. И уж тем более, НЕ означает автоматически, что в оригинальной канистре обязательно залит Dexron. В каждом конкретном случае требуется разбираться, читать лабораторные анализы (например на oil-club), и ни в коем случае НЕ доверять любым надписям на канистрах неоригинальных трансмиссионок о якобы совместимости/допусках/соответствиях со спецпродуктами вашего производителя — как правило, они просто выдуманы. Да, во многих случаях может выясниться, что действительно производитель использует стандартные дексроны в своих оригинальных жидкостях, и вам повезло. Но в других случаях окажется иначе. И чтобы здесь не играть в орлянку, нужно реально ЗНАТЬ состав оригинальной жидкости. Особенно, если производитель прямо НЕ рекомендует заливать что-либо кроме спецпродукта. Согласитесь, если выяснится, что Dexron разрешен лишь как временная заливка, то ездить на нем постоянно — как-то не правильно. А такое бывает, причем не только у Honda. Поэтому, из надписи на коробке ‘Dexron’ или ‘D-II’ автоматически НЕ следует, что можно смело лить Dexron и ездить.
ИТАК, что можно сказать, резюмировав статью?
Все дексроны имеют буквенное обозначение по алфавиту от "A" до "J". Чем дальше буква в алфавите, тем более новый дексрон. Номер дексрона (II, III, VI) не имеет значения и ничего не определяет.
Правило: Все последующие дексроны заменяют предыдущие. Исключение из правила: последний «J», который заменяет только «G» и «H».
GM занимается лицензированием дексронов до определённого времени после выпуска спецификации, и далее его же старые а/м неизбежно должны обслуживаться неоригинальными ATF, не имеющими лицензии от GM. Сам он прекращает выпуск оригинальной продукции тоже. Поэтому всё, что ниже "J", сейчас
не проходит сертификацию, но для старых а/м выбора нет. Нужно лишь помнить, что в этом случае за состав и реальное соответствие своего продукта отвечает только сам неоригинальный маслопроизводитель, и он может написать на упаковке что угодно, кроме запатентованного названия Dexron (но может от своего имени заявить о соответствии ему). Назвать продукт "Dexron-II" или "Dexron-III" не может никто как минимум с 2010 года, но назвать как "D-II" или "ATF-2" и т.п. можно.
Dexron-VI «J» это ATF нового поколения (на начало 2000-х), он обладает улучшенными характеристиками и подходит для коробок GM от 1997 года выпуска и далее, его вязкость проблемой не является из-за нового принципа работы.
Старые Dexron-II могут иметь проблемы с системами ГУР, но с точки зрения их свойств зимой они вполне нормальные ATF, если только у вас не АКПП с соленоидами и прочей электроникой – тогда лейте Dexron "E" или более свежие «F» или «G». «H» тоже можно залить, хотя его основной плюс — это поддержка частичной блокировки гидротрансформатора. Но и в старой коробке он будет работать (совместим аж с "А"), просто это более дорогой вид ATF.
При смене поколения дексрона на значительно более новое, рекомендуется произвести полную замену ATF на специальном аппарате замены — чтобы пакет присадок и база масел не представляла собою "компот" из разных поколений. Впрочем, GM это не регламентирует.
Лить Dexron "HP" и более поздние составы в коробки до 2013 года точно нельзя, а также в коробки, где допускался Dexron "J" или более старый.
Если сторонний продукт клянется, что заменяет сразу все дексроны III и VI, то не верьте ему. Dexron-VI официально может заменить только D-III «G» и «H». Если в вашей машине до 97 года положено быть Dexron-III (F) или того старше, то выбирайте ATF, где заявлена совместимость с Dexron-III (H) максимум, а лучше «G».
Лить Dexron любого поколения в коробки других производителей можно лишь с осторожностью, не слушая неучей, что дескать «все ATF совместимы». Для этого нужно знать химический состав присадок и тип масляной базы оригинального продукта (он обычно исследован), и сравнивать это с анализом мульти-жижи, которую собираетесь залить. Причем, именно с химическим, а не физическим.
Указывать номер дексрона без буквы — не корректно. Исключение только дексрон-6, т.к. он бывает только "J".
Понижать требования автопроизводителя к ATF нельзя. Если, к примеру, предписан "H", то нельзя заливать "G". Но наоборот — можно.
Почти все ATF типа Dexron на рынке являются неоригинальными (не GM и не оригиналом для других автопроизводителей). Поэтому надо с осторожностью подходить к выбору и не игнорировать сходу требования автопроизводителей к ATF — иной раз там залит совсем не дексрон, а спецпродукт, последствия замены которого на дексрон могут вылезти позже. И дело не в том, что Dexron плох – это просто другая СПЕЦЖИДКОСТЬ для АКПП компании GM, которой у вас нет, не было и не будет.
Сервисная жидкость АТФ Декстрон (Dexron): виды и типы, особенности
Сервисная жидкость ATF Dexron (Дексрон) является широко распространенным продуктом на рынках разных стран и активно используется владельцами различных марок и моделей авто. Указанная жидкость, которую часто также называют Dextron или Декстрон (причем в обиходе данные не совсем правильные названия используются весьма широко), является рабочей жидкостью в АКПП, ГУР и других механизмах и агрегатах.
В этой статье мы рассмотрим, что такое ATF Dexron, где и когда она была разработана эта жидкость. Также отдельное внимание будет уделено тому, какие виды данной жидкости существуют и чем отличаются различные типы, какой Декстрон заливать в АКПП и другие агрегаты и т.д.
Виды и типы жидкостей Дексрон
Начнем с того, что сегодня можно встретить жидкости начиная с Dexron 2, Dexron IID или Dexron 3 и заканчивая Dexron 6. На деле, каждый тип является отдельным поколением трансмиссионной жидкости, широко известной под названием Dexron. Разработка принадлежит концерну General Motors (GM), который создал в 1968 г. свою собственную трансмиссионную жидкость для автоматических коробок передач Dexron.
- Вернемся к Декстрон. После выхода на рынок первого поколения таких жидкостей, уже через 4 года компания GM вынуждена была заняться разработкой второго поколения Декстрон.
Причина — в составе первого поколения активно использовался жир китов в качестве модификатора трения, а также само трансмиссионное масло на такой основе быстро приходило в негодность от высокого нагрева в АКПП. Решить проблемы должна была новая формула, которая стала основой Dexron IIC.
На деле, жир китов был заменен на масло жожоба в качестве модификатора трения, также удалось повысить устойчивость продукта к нагреву. Однако при всех плюсах состав имел один серьезный недостаток – сильная коррозия элементов АКПП.
По этой причине использовать Дексрон IID быстро перестали, выпустив продукт Dexron IIЕ, наполненный активными присадками, работающими против влаги и коррозии. Примечательно то, что это поколение жидкости стало полусинтетическим.
Более того, убедившись в эффективности, через небольшой промежуток времени концерн выпустил принципиально новую жидкость с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Прежде всего, если ранние поколения имели минеральную или полусинтетическую основу, новая жидкость ATF Dexron 3 была изготовлена на синтетической основе.
Данное решение оказалось стойким к высокому нагреву, отличалось отличными смазывающими и защитными свойствами, сохраняло текучесть при отрицательных температурах (до -30 градусов по Цельсию). Именно третье поколение стало действительно универсальным и стало широко применяться в АКПП, ГУР и т.д.
- Сегодня последним поколением считается Dexron VI (Декстрон 6), разработанный для шестискоростной АКПП Hydra-Matic 6L80. Продукт получил улучшенные смазывающие свойства, сниженную кинематическою вязкость, устойчивость к пенообразованию и коррозии.
Более того, производитель позиционирует такую жидкость в качестве состава, не требующего замены. Другими словами, такое масло в АКПП залито на весь срок службы агрегата.
- Обратите внимание, жидкости для АКПП достаточно давно начали выпускать разные производители, при этом продукты выпускаются под торговой маркой Dexron. Что касается GM, концерн выпускает только этот тип жидкостей с 2006 года, тогда как другие производители масел продолжают производить Декстрон IID, IIЕ, III и т.д.
Что касается GM, корпорация никак не отвечает за качество и свойства жидкостей предыдущих поколений, хотя они и продолжают выпускаться по стандарту Dexron. Также можно выделить, что сегодня жидкости Дексрон могут быть стандартными или НР (high performance) для АКПП, которые работают в тяжелых условиях.
Еще есть масла Dexron Gear Oil для дифференциалов и муфт, Dexron Manual Transmission Fluid для механических коробок МКПП, Dexron Dual Clutch Transmission Fluid для роботизированных коробок передач с двойным сцеплением, Декстрон для ГУР а также других агрегатов и механизмов. Есть информация, что General Motors испытывает новейшие поколения жидкости для использования в качестве трансмиссионного масла для вариаторов.
Какой Dexron заливать и можно ли смешивать Декстрон
Первое, важно определиться, какой тип масла можно и нужно заливать в коробку. Информацию следует искать в мануале, также можно посмотреть, что указано на масляном щупе АКПП.
Если на щупе отмечено Dexron III, лучше лить только такой тип, что является гарантией нормальной работы коробки. Если же экспериментировать с переходами от рекомендованной жидкости на любую другую, результат сложно предугадать.
Идем далее. Перед использованием того или иного типа ATF Dexron, нужно отдельно учесть, в каких климатических условиях будет находиться автомобиль с АКПП. Компания GM рекомендует использовать Декстрон IID в регионах, где температура не опускается ниже -15 , Декстрон IIЕ до -30 градусов, Декстрон III и Декстрон VI до -40 градусов Цельсия.
Далее, при смешивании следует руководствоваться базовой основой (синтетика, полусинтетика, минеральное масло). Если коротко, в отдельных случаях смешивать минералку и полусинтетику еще можно, однако от смешивания синтетики и минерального масла могут возникать нежелательные реакции.
Например, если смешать минеральный Декстрон IID с синтетическим Декстроном IIE, может возникнуть химическая реакция, в осадок выпадут вещества, которые могут стать причиной поломок АКПП и потери свойств рабочей жидкости.
Рекомендуем также прочитать статью о том, можно ли смешивать трансмиссионные масла. Из этой статьи вы узнаете об особенностях смешивания масел для коробок передач, а также что нужно учитывать при необходимости смешать масло в коробке передач автомобиля.
В то же время минеральный Декстрон IID вполне можно смешать с Декстроном III. В этом случае риски также есть, однако они несколько снижены, так как зачастую основные присадки в этих жидкостях похожи.
Если же рассматривать взаимозаменяемость Декстрон, тогда Dexron IID можно заменить на Dexron IIE в любых АКПП, однако менять Декстрон IIE на Декстрон IID не следует.
Вполне очевидно, что приведенная выше информация носит исключительно ознакомительный характер. Как показывает практика, оптимально заливать в коробку только тот вариант, который рекомендует производитель.
Также допускается использование немного улучшенных по отдельным свойствам и показателям аналогов. Например, переход с синтетического Декстрон IIE на синтетический Дексрон III (при этом важно, чтобы базовая основа масла и основной пакет присадок оставались неизменными).
Если же допустить ошибку и залить в АКПП не рекомендованную трансмиссионную жидкость, тогда могут возникнуть проблемы (пробуксовка фрикционных дисков, несоответствие вязкости, потеря давления и т.д.) В отдельных случаях фрикционы могут быстро износиться, что потребует ремонта АКПП.
Подведем итоги
С учетом приведенной выше информации можно сделать вывод о том, что трансмиссионное масло Дексрон ATФ 3 и Dexron VI сегодня является достаточно универсальным и подойдет для большого количества АКПП, ГУР, а также ряда других агрегатов и механизмов на автомобилях концерна GM.
Рекомендуем также прочитать статью о том, что представляет собой масло Лукойл для МКПП. Из этой статьи вы узнаете о плюсах и минусах трансмиссионного масла Лукойл для механической коробки передач, а также что нужно учитывать при выборе данного продукта.
Напоследок отметим, что лучше изначально использовать только подходящую и определенную самим производителем трансмиссионную жидкость, а также своевременно выполнять замену масла в коробке автомат, ГУР и т.д. Такой подход позволит избежать проблем и сложностей, связанных со смешиванием, а также переходом с одного типа ATF на другой.
Можно ли смешать масла в коробке передач: что нужно знать, возможные последствия смешивания трансмиссионных масел для КПП. Полезные советы.
Как выбрать наиболее подходящее масло в коробку передач: синтетика, полусинтетика или минеральное масло в КПП, вязкость, GL-4 или GL-5. Полезные советы.
Сроки годности и хранения трансмиссионного, а также моторного масла: сколько хранится смазочный материал для двигателя, АКПП и МКПП. В чем хранить масло.
Выбор трансмиссионного масла для КПП Лада Гранта: механическая, автоматическая и роботизированная коробка передач Lada Granta. Рекомендации.
Масло моторное Лукойл синтетика: преимущества и недостатки Лукойл Люкс 5W-40, характеристики. На что обратить внимание при переходе на данный продукт.
Масло трансмиссионное Лукойл: особенности и свойства масла Лукойл для КПП. На что обратить внимание при выборе трансмиссионного масла в коробку передач.